Торговля: претензии продавца
(Семенихин В. В.)
(«Налоги» (газета), 2011, N 36)
ТОРГОВЛЯ: ПРЕТЕНЗИИ ПРОДАВЦА
В. В. СЕМЕНИХИН
Нарушение покупателем своих договорных обязанностей ведет к возникновению конфликта между сторонами договора купли-продажи, который обычно заканчивается выставлением претензии продавцом. Претензионные требования продавца имеют свою специфику, о которой и пойдет речь в настоящей статье.
Как правило, заключая со своими партнерами по бизнесу договоры на поставку товаров, оптовые торговые фирмы предусматривают в соглашении положения о том, каким образом стороны будут в дальнейшем регулировать спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора поставки, связанные с нарушением сторонами договорных условий.
Наличие в договоре такого положения означает, что при возникновении спорного вопроса стороны сначала должны применить досудебное урегулирование спора, и только в том случае, если это не привело к достижению желаемого результата, потерпевшая сторона вправе обратиться в арбитраж. Именно такое правило предусмотрено п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ). Напомним, что указанной нормой АПК РФ предусмотрено, что, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка. Поэтому если истец не попытался урегулировать спор в досудебном порядке, то арбитражный суд может оставить исковое заявление без рассмотрения, такое право ему предоставлено п. 2 ст. 148 АПК РФ. Это подтверждает и судебная практика, о чем свидетельствует Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 февраля 2011 г. по делу N А29-1724/2010.
Если же договором поставки стороны не предусмотрели возможность досудебного разбирательства, то потерпевшая сторона, чьи интересы нарушены, вправе сразу обратиться в арбитраж.
Чаще всего стороны используют претензионный порядок досудебного урегулирования споров, при котором сторона, чьи интересы нарушены, выставляет другой стороне договора специальный документ, называемый претензией. Причем выставить претензию своему контрагенту можно даже и в том случае, если договором поставки претензионный порядок досудебного разбирательства не определен. Ведь не исключено, что виновная сторона сочтет претензию контрагента справедливой, и тогда решать вопросы в суде не придется, это, в свою очередь, позволит сэкономить и деньги, и время.
Договор поставки, по сути, представляет собой разновидность договора купли-продажи, однако в связи с тем что ему присущи некоторые специфические черты, гражданское законодательство выделяет его в самостоятельный вид хозяйственного договора.
При возникновении спорных ситуаций, связанных с заключением и исполнением договора поставки, стороны руководствуются специальными положениями, предусмотренными ст. ст. 506 — 524 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). При отсутствии специальных норм применяются нормы, закрепленные в ГК РФ общими положениями о договоре купли-продажи (ст. ст. 454 — 491 ГК РФ), а также общими положениями гражданского законодательства о договоре.
Как определено ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Анализ ст. ст. 506 — 524 ГК РФ позволяет отметить, что сторона, выступающая продавцом по договору поставки, может выставить претензию своему покупателю по следующим причинам:
— нарушение сроков согласования условий договора поставки;
— непредставление покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок;
— в случае отказа покупателя принять товар;
— при невыборке товаров покупателем;
— в случае невозврата тары;
— при отказе от оплаты товаров или нарушении сроков оплаты;
— при отказе в страховании товара.
Рассмотрим эти случаи более подробно.
Нарушение сроков согласования условий договора поставки
при заключении договора
Напомним, что заключение договора поставки имеет свои особенности, определенные ст. 507 ГК РФ, согласно которой в целях заключения договора поставки одна сторона направляет другой предложение о его заключении, которое называется офертой. Если потенциальный партнер согласен с условиями оферты, то дело заканчивается подписанием соглашения. В том случае если контрагент с чем-то не согласен, то он направляет встречное предложение инициатору заключения договора. При этом в проекте договора поставки необходимо указать срок, в течение которого сторона, получившая предложение о согласовании условий договора, должна либо принять меры по их согласованию, либо письменно уведомить партнера об отказе заключить договор.
Если покупатель получил такое предложение по соответствующим условиям договора от продавца, но не принял мер по согласованию условий договора поставки и не уведомил продавца об отказе от заключения договора в указанный срок, то он обязан возместить убытки продавца, вызванные уклонением от согласования условий договора.
В этом случае продавец вправе направить покупателю претензию с требованием о возмещении убытков.
Обратите внимание! Если при заключении договора поставки разногласия по его отдельным условиям не урегулированы, то, по мнению суда, исполнение договора будет производиться без учета спорных условий. Такой вывод сделан арбитрами в Определении ВАС РФ от 4 февраля 2011 г. N ВАС-596/11 по делу N А11-14495/2009.
Непредставление покупателем отгрузочной разнарядки
в установленный срок
Порядок поставки товаров при договоре поставки определен ст. 509 ГК РФ, в соответствии с которой поставщик может осуществлять поставку товаров двумя способами: путем передачи (отгрузки) товаров либо непосредственно самому покупателю, либо третьему лицу. Третье лицо может быть указано непосредственно как в самом договоре поставки, так и путем направления поставщику специального документа — отгрузочной разнарядки, в которой указывается непосредственный получатель товара. Причем право покупателя давать продавцу указания об отгрузке (передаче) товаров конкретному получателю товаров, указанному в отгрузочной разнарядке, закрепляется в самом договоре поставки. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику (продавцу) определяются договором. Если же договором поставки срок направления отгрузочной разнарядки не установлен, то направить поставщику этот документ покупатель должен не позднее, чем за тридцать дней до наступления периода поставки товаров.
Если же покупатель в установленный срок не представил отгрузочную разнарядку, то поставщик вправе либо вообще отказаться от исполнения договора поставки, либо потребовать от покупателя оплаты товара.
Подтверждает такой подход и правоприменительная практика, на что, в частности, указывает Постановление ФАС Московского округа от 2 июня 2010 г. N КА-А40/4976-10 по делу N А40-92717/09-102-767.
Кроме того, поставщик имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в связи с непредставлением разгрузочной разнарядки.
Выдвигаемые продавцом товара требования излагаются в претензионном письме и направляются покупателю.
Покупатель отказался принять товар
Принятию товаров покупателем при договоре поставки посвящена ст. 513 ГК РФ, в соответствии с п. 1 которой покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие поставленных товаров.
Причем, как указано в п. 2 ст. 513 ГК РФ, принятые покупателем товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. В этот же срок покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика. Если доставка товаров осуществляется силами транспортной организации, то покупатель обязан проверить соответствие поставленных товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
Таким образом, исходя из положений ст. 513 ГК РФ вытекает, что под необходимыми действиями покупателя понимаются осмотр и проверка по количеству и качеству товаров, поступивших по договору поставки в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Обратите внимание! Как правило, срок и правила приемки товаров по количеству и качеству оговариваются в договоре поставки. Если в договоре срок не определен, но указано, что приемка товара осуществляется в соответствии с:
— Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6;
— Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7, то покупатель обязан руководствоваться порядком приемки товаров, установленным указанными документами.
Так, иногородний товар должен быть осмотрен покупателем в течение 20 дней, а товар, поставленный в пределах одного города, — в течение 10 дней. Скоропортящиеся товары осматриваются в течение 24 часов после поступления на склад получателя.
Если покупатель отказывается принять товар без объяснения причин или отказ не обоснован, то продавец товаров вправе предъявить ему претензию с требованием оплатить товар.
Невыборка товаров покупателем
Договором поставки товаров может быть предусмотрено, что товар покупателю будет отгружаться несколькими частями. В этом случае может иметь место так называемая выборка товаров (ст. 515 ГК РФ), когда покупатель получает товар в месте нахождения продавца и вывозит его самостоятельно. В этом случае покупатель обязан осуществить осмотр товаров в месте их передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Как правило, сроки выборки товаров устанавливаются договором поставки. Если же сроки в договоре не определены, то продавец уведомляет покупателя о готовности товара (маркировка, упаковка, затаривание и т. д.) к отгрузке.
Как следует из п. 2 ст. 515 ГК РФ, невыборка покупателем товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии — в разумный срок (ст. 314 ГК РФ) после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров. Такого подхода придерживаются и арбитры, на что указывает Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2010 г. по делу N А45-12699/2008.
Обратите внимание! В отсутствие надлежащего уведомления о готовности товара, направленного поставщиком покупателю, претензии продавца будут признаны необоснованными. На это указывает, например, Постановление ФАС Уральского округа от 15 февраля 2010 г. N Ф09-419/10-С3 по делу N А50-15015/2009. Так, в указанном деле суд не принял во внимание отношения, сложившиеся между партнерами, при которых поставщиком не направлялись письменные уведомления о готовности товара, не признал соответствующим уведомлением оплату покупателя, частичную отгрузку товара поставщиком и детализацию имеющихся телефонных переговоров между сторонами. В результате арбитры признали односторонний отказ от договора поставки покупателем вполне правомерным и удовлетворили требования покупателя к продавцу товаров.
Невозврат тары покупателем
По общему правилу многооборотная тара и средства пакетирования возвращаются поставщику, если иное не предусмотрено договором поставки, такая норма вытекает из ст. 517 ГК РФ.
Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.
Как следует из Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н, к возвратной таре, как правило, относятся: деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.), картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.), металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.), стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.), тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.), а также специальная тара, т. е. тара, специально изготовленная для затаривания определенной продукции (товаров).
За некоторую многооборотную тару поставщик может взимать с покупателя залог, который возвращается последнему при возврате порожней тары.
Отказ покупателя от оплаты товара или нарушение
сроков оплаты
Помимо обязанности принять товар, покупатель обязан его оплатить. Оплате товара посвящена ст. 486 ГК РФ, в соответствии с п. 1 которой покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Причем если договором не предусмотрена рассрочка платежа, то покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.
Если покупатель нарушает сроки оплаты товара, то продавец, помимо оплаты товара, вправе требовать от покупателя уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Указанная статья в качестве меры ответственности за неисполнение денежного обязательства, а именно: за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица, предусматривает уплату процентов на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте нахождения продавца учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты указанных средств.
Обращаем ваше внимание, что если убыток, причиненный продавцу товаров неправомерным пользованием его денежными средствами, превышает размер процентов, подлежащих уплате, то продавец вправе требовать возмещения убытков в части, превышающей сумму процентов.
Как следует из п. 4 ст. 486 ГК РФ, при отказе покупателя принять и оплатить товар продавец вправе либо потребовать оплаты товара, либо отказаться от исполнения договора.
Если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца помимо неоплаченных товаров передать другие товары, то продавец вправе приостановить передачу товаров до полной оплаты товаров, переданных ранее, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или самим договором купли-продажи.
Отказ покупателя от страхования товара
Из общих положений о договоре купли-продажи (ст. 490 ГК РФ) вытекает, что если по условиям договора обязанность страхования товара лежит на покупателе, а он нарушает условия договора, то продавец вправе застраховать товар и потребовать от покупателя возмещения расходов на страхование либо вообще отказаться от исполнения договора.
Итак, во всех вышерассмотренных случаях продавец вправе выставить своему покупателю претензию, причем выставляется этот документ в письменном виде.
Обращаем ваше внимание на то, что унифицированной формы претензионного документа не существует, потому составить претензию можно в произвольной форме. При этом следует помнить, что для того чтобы претензионный документ мог рассматриваться в качестве первичного учетного документа, в нем должны присутствовать все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В претензии, выставляемой покупателю, продавец также должен указать следующую информацию:
1. Конкретные требования, предъявляемые к покупателю товаров, и, соответственно, на чем они основаны. Здесь лучше привести ссылки на соответствующие нормы гражданского законодательства.
2. Денежную оценку выставляемой претензии, основной долг и суммы штрафных санкций, при этом следует дать ссылку на номер пункта договора, в котором предусмотрено их начисление. Лучше это сделать в виде специального расчета.
3. Перечень прилагаемых к претензии документов с приложением их копий, заверенных подписью руководителя торговой организации.
4. Если в тексте договора назван срок, в течение которого контрагент должен рассмотреть выставленные требования и дать на них ответ, то этот срок необходимо указать в претензионном письме. Аналогичные правила касаются и случая, когда в договоре поставки порядок досудебного урегулирования споров не предусмотрен.
Составленная претензия, подписанная руководителем фирмы-продавца, направляется ответчику. Претензию можно вручить покупателю лично под расписку или направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Не забудьте сохранить квитанцию о приеме заказного письма к отправке. Если впоследствии придется обратиться в суд, это будет доказательством того, что продавец предпринял попытки досудебного урегулирования спора.
Если покупатель не ответил на претензию, отказался ее признать полностью или частично, то придется обращаться к арбитрам.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (далее — ПБУ 9/99) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров признаются прочими доходами организации и отражаются на балансовом счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Как следует из п. 16 ПБУ 9/99, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организации убытков признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником. Свидетельством того, что должник согласен уплатить штрафные санкции, может являться письмо контрагента или подписанный двумя сторонами акт сверки и иной подобный документ.
Таким образом, в бухгалтерском учете датой признания дохода в виде штрафных санкций, связанных с нарушением договорных условий, является дата признания долга должником или дата вступления в законную силу решения суда.
В бухгалтерском учете продавца предъявление сумм штрафных санкций покупателю отражается следующим образом:
Дебет 76-2 Кредит 91-1 — отражена сумма штрафных санкций, признанных покупателем;
Дебет 51 Кредит 76-2 — получена от покупателя сумма штрафных санкций.
Теперь о налоговом учете…
В налоговом учете доходы налогоплательщика в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба признаются внереализационными доходами налогоплательщика на основании п. 3 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
У организаций, исчисляющих налог на прибыль методом начисления, датой получения дохода в виде неустоек (штрафов, пеней) за нарушение договорных обязательств выступает дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда. На это указывает пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ.
При этом ст. 317 НК РФ определено, что при расчете внереализационных доходов в виде штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся им суммы согласно условиям договора. Такие разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 16 августа 2010 г. N 03-07-11/356.
Обратите внимание! В указанном Письме финансисты отмечают, что основания для выставления претензии партнеру или подача иска в арбитраж сами по себе не означают, что в налоговом учете налогоплательщика образуется сумма дохода.
В отношении того, должен ли продавец товаров (работ, услуг) уплачивать НДС с сумм полученных штрафных санкций, сегодня существует две точки зрения.
Контролеры придерживаются того, что штрафные санкции, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ увеличивают налоговую базу налогоплательщика-продавца. Следовательно, при их получении продавец обязан исчислить сумму налога и заплатить его в бюджет. В частности, такие разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 11 января 2011 г. N 03-07-11/01, от 20 мая 2010 г. N 03-07-11/189 и в ряде др. Поддерживают позицию финансистов и налоговики, на что указывает Письмо УФНС России по г. Москве от 28 апреля 2009 г. N 16-15/41799.
В то же время судебная практика придерживается того, что неустойка как мера гражданско-правовой ответственности является способом защиты нарушенных прав, применяемым при нарушении договорных обязательств, в силу чего она не может рассматриваться как сумма, связанная с расчетами за реализованные товары (работы, услуги). Такой вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 г. по делу N А55-3867/2006-22, в Постановлении ФАС Московского округа от 11 марта 2009 г. N КА-А40/1255-09, в Постановлении ФАС Уральского округа от 16 февраля 2009 г. N Ф09-464/09-С3 и в др.
Анализируя подход арбитров, можно сделать вывод, что при получении сумм штрафных санкций у продавца товаров (работ, услуг) есть возможность не начислять данный налог.
Учитывая то, что такие действия идут вразрез с официальной точкой зрения контролеров, продавцу, не начисляющему НДС с полученных сумм штрафных санкций, нужно быть готовым к судебному разбирательству. Тем, кто к этому не готов, лучше согласиться с Минфином России.
Не забудьте, что при получении от покупателя сумм штрафных санкций продавец товаров обязан выписать в одном экземпляре счет-фактуру и зарегистрировать его в своей книге продаж. Такие правила установлены п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
——————————————————————