Изъятие земель для размещения автомобильных дорог: проблемы правоприменения и судебная практика

(Абузярова Д. Ф.) («Юридический мир», 2011, N 9)

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Д. Ф. АБУЗЯРОВА

Абузярова Дина Фатиховна, аспирантка кафедры земельного и экологического права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».

Статья посвящена некоторым проблемам, возникающим на практике при изъятии земель для размещения автомобильных дорог. В статье приведен обзор судебной практики по вопросам изъятия земель для указанных целей.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, дорога, правовой режим строительства автомобильных дорог, правовой институт.

Seizure of lands for placement of automobile roads: problems of application and judicial practice D. F. Abuzyarova

The article is devoted to certain problems which arise in practice in case of seizure of lands for placement of automobile roads. The article gives a review of judicial practice on the issues of seizure of lands for the stated purposes.

Key words: automobile transport, road, legal regime of construction of automobile roads, legal institute.

При строительстве автомобильных дорог часто возникают ситуации, когда необходимо произвести изъятие земельных участков, обремененных правами физических и юридических лиц. Кроме того, земельные участки, необходимые для размещения автомобильных дорог, могут относиться к различным категориям земель, в частности к землям сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фондов. Важно отметить, что процедуре изъятия земель для строительства автомобильной дороги предшествует целый ряд подготовительных работ. Кроме того, на стадии выбора земельного участка разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта, устанавливаются границы земельных участков, на которых будет располагаться автомобильная дорога, определяются правообладатели таких участков. Только после выполнения всех вышеперечисленных подготовительных работ можно начинать процедуру изъятия земельных участков с последующим их предоставлением для строительства автомобильной дороги. Выполнение этих работ требует длительного времени, поэтому в тех случаях, когда необходимо в кратчайшие сроки предоставить земельные участки для строительства важных государственных объектов, государство вынуждено устанавливать специальные правила по изъятию земельных участков. Возможность принятия специальных нормативных правовых актов, предусматривающих исключения из общих правил изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, установлена подп. 3 п. 1 ст. 49 ЗК РФ. Примерами реализации указанной правовой нормы является принятие Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> и Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» <2>. Так, в соответствии с последним на территории инновационного центра «Сколково» полномочия по изъятию земельных участков для нужд субъекта РФ и для муниципальных нужд осуществляет специально созданная Управляющая компания Центра. Кроме того, в целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории именно Управляющая компания организует строительство и дальнейшую эксплуатацию автомобильных дорог. Принятие подобных Законов свидетельствует о том, что существующая процедура изъятия земель, установленная ЗК РФ, не позволяет осуществлять строительство автомобильных дорог в условиях сокращенных временных сроков. ——————————— <1> О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582. <2> Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.

В связи с этим ряд юристов не исключают возможности повторения ситуации с изъятием земель для строительства олимпийских объектов при строительстве других объектов, имеющих такое же важное значение для государства <3>. С нашей точки зрения, отдельное правовое регулирование может потребоваться и для строительства автомобильных дорог. Если учитывать, что основной целью развития транспортной системы РФ в соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года <4> является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами, то становится очевидным, что для достижения указанной цели потребуются изменения в ряде подготовительных процедур при строительстве новых и реконструкции старых автомобильных дорог, в том числе и в процедуре изъятия земель. ——————————— <3> См.: Лебедева Е. В. Основные положения и комментарии к принятым изменениям в законодательстве. Редакционный материал Круглого стола «Актуальные проблемы земельно-имущественных отношений: практика и пути решения» // Жилищное право. 2008. N 7. С. 6. <4> См.: Транспортная стратегия Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 02.04.2010).

Согласование условий изъятия земельного участка является одной из основных проблем, которые возникают при строительстве автомобильных дорог. Основная цель соглашения — определить выкупную цену изымаемого земельного участка (или размер убытков — при изъятии участков у землевладельцев, землепользователей, арендаторов, т. е. лиц, не являющихся их собственниками), сроки выплаты выкупной цены или возмещения убытков и другие условия изъятия. Отсутствие согласия о размере выкупной цены и убытков со стороны правообладателя земельного участка приводит к затягиванию сроков строительства будущей автомобильной дороги. Так, например, подобная ситуация сложилась при строительстве кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга. На некоторых участках будущей автомобильной дороги дорожники были вынуждены остановить работу, потому что собственники земельных участков, на которых располагались жилые строения, потребовали компенсацию в двадцать миллионов рублей, тогда как рыночная оценка составляла два миллиона рублей <5>. ——————————— <5> См.: Стригин А. Г. Вписаться в ансамбль. Северная столица получила новую городскую магистраль // Российская газета. N 235(5314). 2010. С. 4.

В практике арбитражных судов рассматриваются достаточно часто споры, связанные с изъятием земель для размещения автомобильных дорог. Нередко кроме взыскания убытков, причиненных изъятием, правообладатель земельного участка требует выполнения дополнительных условий, например обустроить прилегающие земельные участки для дальнейшего использования. Так, глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Карабах» обратился с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области не только о взыскании убытков, причиненных изъятием земельного участка для строительства автомобильной дороги, но и с требованием обустроить специальные места для перегона скота и сельскохозяйственной техники <6>. ——————————— <6> Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 января 2006 г. N А06-2501/1-6/04 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Часто возникают ситуации, когда соглашение об условиях изъятия заключено и в нем предусмотрены все необходимые условия, но тем не менее оно исполняется ненадлежащим образом. Например, у ОАО «Барлакское» был изъят земельный участок для строительства федеральной автомобильной дороги, принадлежащий ОАО на праве бессрочного (постоянного) пользования. Между ГУ «Дирекция Федеральной автомобильной дороги М-51-М-53 «Байкал-1» и ОАО «Барлакское» был заключен договор от 14 ноября 2000 г. N 159, в котором согласован порядок возмещения убытков, причиненных изъятием земельного участка. Обязанности по компенсации убытков не были исполнены. ОАО «Барлакское» было вынуждено обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании убытков (в форме упущенной выгоды), причиненных временным изъятием земельного участка сельскохозяйственного назначения за период с 2001 по 2003 г. Суд удовлетворил требования истца <7>. ——————————— <7> Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2006 г. N Ф04-5351/2006(25534-А45-20) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

При несогласии правообладателя с изъятием земельного участка или его условиями государственный или муниципальный орган управления вправе обратиться в суд с иском о выкупе данного земельного участка или о принудительном прекращении иных прав. К сожалению, при строительстве автомобильных дорог довольно часто земельные участки изымаются принудительно на основании судебного решения, которое зачастую является единственным средством, позволяющим продолжить намеченное строительство. Именно поэтому между принятием решения об изъятии земельного участка и его реализацией может пройти значительный промежуток времени. Это обстоятельство приводит к увеличению сроков выполнения проектов и необходимости переноса инвестиционных конкурсов по привлечению частных инвесторов на период окончательного формирования территории расположения автомобильной дороги. Изъятие земель для размещения автомобильных дорог направлено на подготовку будущего строительства, и от степени выполнения этой процедуры на начальном этапе зависит дальнейшая реализация важнейших государственных проектов по развитию единой дорожной сети. Анализ судебной практики свидетельствует, что в основном в судах оспариваются условия изъятия земель для строительства автомобильных дорог. Поэтому отсутствие соглашения об условиях такого изъятия существенно увеличивает сроки дальнейшего строительства. В этой связи важно на начальном этапе согласовать все необходимые условия последующего изъятия.

——————————————————————