Экономико-правовые основы энергосбережения (региональный аспект)
(Белых В. С.) («Энергетическое право», 2011, N 2)
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
В. С. БЕЛЫХ
Белых В. С., заведующий кафедрой предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор юридических наук.
1. Экономические основы энергосбережения. Существует множество энергетических законов, которые поражают неискушенного читателя их количеством и содержанием. К ним относятся, в частности, закон внутреннего динамического развития, закон максимализации энергии, закон минимума рассеяния энергии, закон необходимого разнообразия, закон неограниченности прогресса, закон неравномерности развития биологических систем, закон оптимальности, закон предельного развития материальных систем, закон выживания и др. <1>. Каждый из названных законов обладает собственной спецификой. Например, сформулированный Г. и Э. Одум закон максимализации энергии четко и ясно определяет основную задачу, которая стоит перед мировым сообществом, а именно рациональное расходование энергии. Ее важность обусловлена теми глобальными процессами, которые оказывают негативное влияние на каждое государство независимо от уровня его экономического развития. Изменение климата, глобальное потепление, загрязнение вод Мирового океана, истощение запасов нефти и угля — все это указывает на необходимость задуматься не только об эффективности использования существующих ресурсов, но и найти альтернативные источники энергии <2>. ——————————— <1> Данилов Н. И., Щелоков Я. М. Основы энергосбережения: Учебник / Под общ. ред. Н. И. Данилова. 2-е изд., доп. и перераб. Екатеринбург, 2010. С. 77 — 83. <2> Одум Г., Одум Э. Энергетический баланс человека и природы. М., 1978. С. 72 — 73.
Будучи экономическими по содержанию, энергетические законы могут и должны получить отражение в законах юридических. Понятно, что не все энергетические законы подлежат нормативному закреплению. Однако ряд законов и закономерностей нуждается в такой легализации в виде отдельных принципов, дефиниций, основных направлений энергосбережения и др. 2. Российская Федерация признается ведущей энергетической державой мира. Ежегодно около 400 млн. т органического топлива в условном исчислении поставляется нашим государством на экспорт. Однако низкий уровень эффективности использования топлива и энергии и, соответственно, низкая конкурентоспособность отечественной продукции на международном рынке в силу высокого уровня энергозатрат при производстве свидетельствуют о существовании комплексной проблемы рационального расходования энергии. Важность проблемы подтверждают и подсчеты: в России на каждый 1 млрд. т условного топлива приходится 420 млн. т. условного топлива энергопотерь. Указанные выше факторы мирового и национального значения обусловливают необходимость развития такого сектора экономики, как энергосбережение. В рамках данного доклада хотелось бы остановиться на проблеме энергоэффективности в промышленности на примере промышленного центра — Свердловской области: указать на основные препятствия ее развития, внести ряд предложений об их преодолении с учетом иностранного опыта и прежде всего, Федеративной Республики Германия, которая одна из первых предприняла меры по правовому регулированию энергосбережения и признана центром, где сосредоточен основной потенциал энергосбережения <3>. ——————————— <3> Один из первых законов об энергосбережении был принят в ФРГ 28 июля 1976 г. См.: Данилов Н. И., Щелоков Я. М. Основы энергосбережения. С. 98.
2.1. Одним из основных препятствий развития энергосбережения в промышленности Свердловской области можно назвать изношенность, морально устаревшее оборудование, в т. ч. и объекты энергоснабжения. Такие производственные мощности потребляют значительное количество энергии, в несколько раз больше, чем современное энергосберегающее оборудование. Указанный факт можно проиллюстрировать следующими цифрами. Средний возраст оборудования на тепловых электростанциях (ТЭС) в России составляет 30 — 35 лет при доле устаревшего оснащения более 50%. Потери электроэнергии в Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) составляют 5% по сравнению с 3,7% в среднем по миру. В Свердловской области доля энергоемких отраслей в экономике на четверть превышает среднероссийский показатель, поэтому энергоемкость валового регионального продукта региона превышает энергоемкость ВВП Российской Федерации почти в 1,3 раза. По расчетам потенциал энергосбережения Свердловской области до 2020 г. составляет не менее 188 млн. т условного топлива. Основная доля (43%) приходится на промышленность и строительство, 33% — ресурсы топливно-энергетического комплекса, 13% приходится на долю ЖКХ <4>. ——————————— <4> Выступление губернатора Свердловской области А. С. Мишарина на заседании Комиссии по модернизации 26.10.2010. URL: http://news. kremlin. ru/transcripts/9342.
По словам Министра энергетики и ЖКХ Юрия Шевелева, при разработке Генеральной схемы газоснабжения и газификации Свердловской области на период до 2020 г. проведенные исследования показали, что практически третью часть потребляемых энергоресурсов, в т. ч. до 6 млрд. куб. м природного газа, область может сэкономить как за счет снижения удельных расходов топлива и энергии при производстве большинства видов продукции, работ, услуг, так и непосредственно при выработке электроэнергии и тепла. В этой связи следует обратиться к опыту Германии, которая принадлежит к странам с самым высоким показателем энергоэффективности — отношением расхода энергии к ВВП. В ФРГ активно участвуют в программе по реализации энергоэффективности крупные банки (например, Deutsche Bank) путем финансирования данных программ. В настоящее время в России указанные мероприятия осуществляются, но в ограниченном объеме (например, Газпромбанк производит инвестиционно-банковские проекты для добывающих предприятий). Поэтому необходимо и на законодательном уровне создать базу для полноценного развития подобных программ инвестирования. 2.2. Развитию энергосбережения в промышленности препятствует и то, что представители бизнеса отличаются низкой мотивацией <5>. В структуре производственных затрат большинства промышленных предприятий Свердловской области стоимость энергии составляет от 3 до 5%, за исключением энергоемких производств (добыча и переработка углеводородов, нефтехимия, металлургия и др.). Руководители многих предприятий оценивают экономический потенциал энергосбережения слишком консервативно — выгоды от экономии энергии рассматриваются как незначительные по сравнению с расходами по разработке и внедрению проектов. Однако уже сегодня специалисты указывают на то, что при вступлении России в ВТО отечественная продукция будет неконкурентоспособной по отношению к иностранной. Причина этого заключается в том, что расход энергии на получение единицы продукции в несколько раз превышает тот предел, который установлен на европейских и американских предприятиях, использующих энергоэффективные технологии. Итак, российские предприниматели вынуждены нести завышенные затраты на получение такого же количества и качества продукции. ——————————— <5> Интервью Вагита Алекперова о повышении энергоэффективности в промышленности // Российская газета. 2010. 11 ноября.
В настоящее время ряд организаций области проводит дальновидную политику по модернизации и установлению энергосберегающего оборудования. Так, например, ОАО «Уралэлектромедь» (головное предприятие входит в состав холдинга «УГМК»), крупный потребитель топливно-энергетических ресурсов Свердловской области, в 2007 — 2009 гг. инвестировало в реализацию энергосберегающих программ около 55 млрд. руб. с условно-годовым экономическим эффектом 19 млн. руб. и сроком окупаемости около 3 лет <6>. ——————————— <6> Энергосберегающие технологии в промышленности области // Программа «Финансист». АТН. 26.09.2010.
Как свидетельствуют цифры и показатели, затраты на реконструкцию и модернизацию велики для отечественных организаций. Поэтому необходима помощь государства, направленная на поощрение и стимулирование перехода экономики на инновационный, энергоэффективный путь развития. В этой связи, суммируя высказанные в литературе и СМИ мнения ученых и специалистов, а также руководителей, можно предложить следующее: — в рамках реализации заложенных в базовом Законе от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ принципов экономического стимулирования проектов и программ энергосбережения (ст. 27) необходимо на законодательном уровне установить механизмы их осуществления для того, чтобы предусмотренные мероприятия реализовывались на практике, а не существовали только в качестве декларативных установок. Иначе говоря, необходимо принять совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы в целях реализации данных принципов основополагающего Закона N 261-ФЗ; — представляется целесообразным разработать систему необходимых государственных дотаций или субсидий для оказания действенной помощи отечественным организациям по реализации программ энергосбережения; — в качестве экономической мотивации может послужить повышение тарифов на энергоресурсы до того уровня, который существует в странах, ограниченных природными ресурсами; — в целях поощрения следует разработать критерии применения, а также саму систему сниженных тарифов для компаний, реализующих программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Таким образом, будет достигнут «двойной выигрыш», а именно снижены объемы потребления при оплате сохраняющихся объемов по более низким тарифам; — следует установить для должностных лиц более строгую ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ст. 9.16 КоАП РФ). 2.3. Еще одним существенным недостатком, препятствующим развитию политики энергосбережения, является отсутствие кадров, способных на профессиональном уровне решать задачи, возникающие при реализации энергосбережения на предприятиях. Решением указанной проблемы можно назвать комплекс мероприятий по осуществлению образовательных программ, а также по созданию целых подразделений, ответственных за энергосбережение. Они должны следить за тем, как реализуются эти проекты. Так, в Германии активно реализуются программы повышения квалификации энергетиков. В торгово-промышленной палате (ТПП) Германии создан отдел, который занимается подготовкой специальных менеджеров для работы в сфере энергоэффективности. Кроме того, существуют специальные агентства, которые постоянно консультируют представителей малых и средних предприятий. Причем эта программа финансируется из госбюджета ФРГ. В связи с вышеизложенным думается целесообразным перенести и в Россию опыт и программы германской ТПП <7>. И это следует сделать в юридических вузах страны. Назрела необходимость повсеместного введения в вузах учебного курса «Энергетическое право», а также учебной специализации. ——————————— <7> В 2010 г. обучение прошли 4 тыс. студентов уральских вузов, 2 тыс. специалистов промышленных предприятий и бюджетной сферы, 1360 предпринимателей.
Таким образом, на примере Свердловской области очевидна необходимость развивать политику энергосбережения в нашем государстве. Основные составляющие энергетической стратегии и программных мероприятий экономического развития Свердловской области, ее энергетической безопасности — сокращение потерь и снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов при производстве продукции, повышение энергетической эффективности при транспортировке и потреблении, снижение доли энергоемких производств в структуре экономики и инновационное развитие экономики региона. В частности, в Свердловской области принята и успешно реализуется программа Минэнерго России, правительства Свердловской области, компании Siemens, Германского энергетического агентства DENA по внедрению энергосберегающих технологий в г. Екатеринбурге. Комплексное соглашение по этому проекту было подписано в июле 2010 г. в Екатеринбурге. 3. Правовые основы энергосбережения. В настоящее время часто обсуждается проблема, связанная с необходимостью разработки энергетического кодекса РФ. Если встать на эту точку зрения, то следует издать валютный кодекс, инвестиционный кодекс, кодекс о банкротстве, страховой кодекс и т. д. В отличие от традиционных кодексов, они охватывают не отрасли права, а подотрасли (правовые институты), регулирующие какую-либо сферу предпринимательской деятельности. Правда, здесь таится опасность «утонуть» в кодификации, размыть привычные грани слова «кодекс». Поэтому от разработчиков, а в конечном итоге и законодателя требуется скрупулезная (даже филигранная) нормотворческая работа. В противном случае можно действительно, прийти к необходимости издания банно-прачечного кодекса (или трамвайно-троллейбусного кодекса либо трубопроводного кодекса). Принятие энергетического кодекса — это не только юридический акт, но и политический и даже международно-правовой. В данном случае лучше оставить в стороне дискуссии о том, есть энергетическое право или нет (равно и предпринимательское). Здесь балом правят прагматизм и целесообразность! С этой точки зрения принятие энергетического кодекса России вписывается в концепцию разработки и принятия Мирового энергетического кодекса, о чем выступил заместитель Председателя Государственной Думы, Президент Российского газового общества В. А. Язев на XXIV Мировом газовом конгрессе — выставке WGC-2009 (Буэнос-Айрес, Аргентина). Далее, развитие и становление энергетического законодательства должно происходить путем консолидации и кодификации действующих нормативных актов. Принятие в России и в странах Запада энергетического кодекса или консолидированного закона — необходимое условие для сближения процессов регулирования отношений в сфере энергетики. Наряду с энергетическими стратегиями следует отдельно принимать концепцию развития энергетического законодательства в России. В ТТП РФ принята Концепция развития законодательства РФ в период 2008 — 2011 гг., где имеется раздел о регулировании ТЭК. Юридическому сообществу необходимо тесно сотрудничать с представителями ТПП, РСПП в вопросах регулирования ТЭК, в т. ч. в подготовке проектов федеральных законов.
——————————————————————