Незаконная приватизация, «рейдерство», коррупция и взаимообусловленность этих явлений

(Медведева Э. А., Прохоров Л. А.) («Российский следователь», 2011, N 22)

НЕЗАКОННАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ, «РЕЙДЕРСТВО», КОРРУПЦИЯ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЭТИХ ЯВЛЕНИЙ <*>

Э. А. МЕДВЕДЕВА, Л. А. ПРОХОРОВ

——————————— <*> Medvedeva E. A., Prokhorov L. A. Illegal privatization, «corporate raid», corruption and their interconditionality.

Медведева Элина Ахмадовна, преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Кубанского социально-экономического института.

Прохоров Леонид Александрович, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы.

Авторы анализируют негативные последствия незаконной массовой приватизации государственного и общественного имущества 1990 — 1995 гг. в России и обусловленного ею криминального явления «рейдерство», а также роль в этих процессах коррупционных проявлений.

Ключевые слова: уголовная политика, корыстная преступность, криминальный захват, собственность, приватизация, коррупция, корпоративный шантаж, экономическая безопасность.

Authors analyze negative consequences of illegal mass privatization of the state and public property in 1990 — 1995 in Russia and the criminal phenomenon caused by it «corporate raid», and also a role in these processes of corruption displays.

Key words: the criminal policy, mercenary criminality, criminal capture, the property, privatization, corruption, corporate blackmail, economic safety.

Состояние, структура, динамика преступности в Российской Федерации в настоящее время в полной мере предопределены количественными и качественными показателями корыстной преступности. Удельный вес корыстных преступлений в общей структуре преступности, как показывают исследования, составляет более 80%. В этой связи нельзя не согласиться с мнением профессора В. В. Лунеева, что борьба с корыстной преступностью и в мире, и в России предрешает главные криминологические стратегии. При этом следует иметь в виду, что идет процесс «относительного вытеснения из сферы корыстной преступности примитивного уголовного типа интеллектуальным и предприимчивым преступником с новыми, более изощренными способами и формами преступной деятельности, отвергающими любую мораль. Продолжается усиление криминальной направленности коммерческой деятельности» <1>. Следовательно, этот вид преступлений обретает более опасный, изощренный по способу совершения и организованный характер. В результате экономическим интересам государства и отдельных граждан причиняется колоссальный ущерб. ——————————— <1> См.: Лунеев В. В. Преступность XX века: Мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 464, 470, 564.

Отправной точкой отмеченной ситуации следует считать 1990 — 1995 гг., когда в России стремительными темпами проводилась массовая приватизация государственного и общественного имущества, получившая название криминальной приватизации. Это название появилось в связи с тем, что процессы приватизации в странах, образовавшихся на постсоветском пространстве, проходили в уродливой форме. По сути, имел место обыкновенный циничный передел собственности, когда фабрики, заводы, недра за бесценок продавались лицам, имевшим доступ к власти <2>. Великая идея распространения национальных богатств между настоящими их собственниками по воле коррумпированных чиновников реализовалась в виде криминального передела государственной собственности (так называемая дикая приватизация). Стратегические добывающие отрасли, крупнейшие предприятия за бесценок попали в руки бывших партийных и государственных функционеров, а также криминальных структур. Массовая раздача государственной собственности превратилась в расхищение имущества и денежных средств, почему сам процесс получил в народе несколько иное название — «прихватизация» <3>. Имеют место парадоксальные, но, по сути, глубоко циничные ситуации, когда после трагических событий в Домодедово следователи не могли найти собственника этого авиатранспортного гиганта. Следовательно, не установлено, кому и куда направлялись денежные потоки, получаемые от его использования в последующие после приватизации годы. ——————————— <2> См.: Лунеев В. В. Указ. соч. С. 570 — 577. <3> Сосна С. А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации // Государство и право. 2004. N 12.

В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные интересы. Реформы, которые в последние годы протекают в различных странах, охватывают такие сферы, как реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика, либерализация цен. Поэтому вполне естественно, что реформы всегда должны сопровождаться созданием соответствующих организационных предпосылок их проведения, а также изменением и правовых условий в той или иной сфере. Однако на рассматриваемом этапе приватизации в России нормативная база далеко не успевала за переходом из одной системы в другую. И вполне естественно, что законодательные пробелы тут же становились объектом для внимания, в том числе и мошенников <4>. Массовая программа приватизации была реализована также в Чехословакии, Армении, Грузии, Словении, Украине, Белоруссии, Польше. Но все эти страны столкнулись с одними и теми же проблемами в ходе процессов приватизации. ——————————— <4> Киц А. Механизм приватизации требует доработки и контроля // Гражданское право. 2006. N 1.

Законодатель стран СНГ различно прореагировал на это явление. Так, в УК Украины были введены, к сожалению с большим опозданием, специальные нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение правовых основ приватизации: ст. 233 «Незаконная приватизация государственного, коммунального имущества»; ст. 234 «Незаконные действия с приватизационными бумагами»; ст. 235 «Несоблюдение лицом обязательных условий по приватизации государственного, коммунального имущества или предприятий и их дальнейшему использованию». Соответственно, создавалась и нормативно-правовая база для проведения приватизации. Российский законодатель в этом смысле проявил вопиющее безразличие к осуществляемому разграблению страны. В уголовном законодательстве не появилось ни одной нормы, в той либо иной мере касающейся ответственности за незаконную приватизацию. Более того, в результате лоббирования интересов соответствующих структур отдельными группами депутатов были приняты многочисленные нормативно-правовые акты (Законы о приватизации 1991, 1997 гг., указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации и др.), в которых не были решены такие важнейшие вопросы, как: а) требования по проведению независимой оценки стоимости приватизируемого имущества, б) порядок возмещения ущерба государству, причиненного в результате приватизации, в) ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации и ряд других. Однако и в первом, и во втором случае последствия приватизации оказались трагическими для народа, когда большая часть населения оказалась на грани нищенского существования. Как отмечают эксперты, «приватизированное государство оказалось неспособным к созданию нормальной экономики, обеспечению нормальной жизни людей». Коррупция, поразившая все ветви власти (так называемый захват власти), явилась сокрушительным разрушающим механизмом в сфере приватизации <5>. ——————————— <5> См.: Коррупция в России: понять — значит победить. М., 2001.

Как следствие, в России в отмеченный период сложилась опасная криминальная ситуация: криминологи отмечали угрожающие темпы роста организованной экономической преступности. В условиях, когда государство полностью расписалось в своей беспомощности, появилось новое для России криминологическое явление, именуемое рейдерством, или криминальным захватом объектов чужой собственности. Криминальные захваты предприятий в России начались в 90-х годах прошлого века после проведения в стране приватизации. Например, только в течение одного года в Санкт-Петербурге рейдерами из «тамбовского» преступного сообщества были захвачены 13 предприятий, которые оцениваются как минимум в 5 млрд. руб. Как это могло произойти в таком городе? На этот риторический вопрос ответ может быть один — подобная ситуация сложилась только при содействии или преступном попустительстве правоохранительных органов города. В подтверждение этому выводу Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка заявил: «Начав эту работу, мы сразу же столкнулись в Санкт-Петербурге с откровенным предательством служебных интересов как со стороны своих сотрудников, так и со стороны некоторых чиновников органов государственной власти, отдельных руководителей и оперативных работников правоохранительных органов» <6>. ——————————— <6> См.: Шаров А. Лидеру «тамбовских» добавили статей // Российская газета. 08.09.2007.

В результате так называемой смены формаций многие работники крупных государственных предприятий и организаций стали акционерами появившихся новых экономических образований. Впоследствии разразившийся в этот период экономический кризис способствовал укреплению таких негативных для общества последствий, как массовое увольнение и сокращение работников предприятий и организаций и неконтролируемая скупка акций этих предприятий. Образовавшийся в результате этого виртуальный пакет акций, достигающий опасного количества голосов, как раз и являлся желанной целью для рейдеров. К сожалению, Правительство на первоначальном этапе не прореагировало на него должным образом, как это было и с криминальной приватизацией. Криминальная приватизация и криминальные захваты (рейды) объектов собственности практически были невозможны без коррупции в регистрирующих и правоохранительных органах, а также без недостатков в осуществлении правоприменительной практики. Именно эти проблемы стали главными на состоявшейся в Москве 19 декабря 2006 г. дискуссии на тему «Стратегия и тактика противодействия рейдерским захватам». В дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, общественные деятели, правоведы, руководители ряда российских компаний и предприятий, журналисты <7>. Многие участники дискуссии отмечали, что эффективность борьбы с рейдерскими захватами снижается потому, что основным ресурсом корпоративных захватчиков были и остаются коррупционные схемы, без применения которых подавляющее число рейдерских атак так и остались бы неосуществленными <8>. По меткому выражению А. Пронова, у гидры под названием «рейдерство» две головы: первая — сами рейдеры и вторая — коррумпированные чиновники и сотрудники силовых ведомств <9>. Продолжая эту мысль, В. П. Кашепов отмечает, что, «учитывая умелое использование «черными рейдерами» поддержки коррумпированных элементов местных органов исполнительной власти и правоохранительных органов, можно считать, что рейдерская деятельность начинает представлять угрозу экономической безопасности Российской Федерации» <10>. ——————————— <7> См.: Иванов В. Где взять управу на рейдера? // Российская газета. 21.12.2006. <8> См.: Сазонов Е. Спасение — деньги из рук утопающих // Российская газета. 27.04.2007. <9> См.: Пронов А. Стая соучастников: как чиновники и силовики прикрывают рейдеров // Версия. 11 — 17.06.2007. N 22 (97). С. 16. <10> См.: Кашепов В. П. Корпоративный шантаж: квалификация, ответственность // Российская юстиция. 2006. N 10. С. 30.

Объективно приватизация является способом обеспечения управления отчужденными предприятиями и эффективным средством пополнения бюджета. К сожалению, нередко приватизация государственных предприятий большинства отраслей не приносит желаемых результатов ни бюджету государства, ни отдельным отраслям экономики страны, ни народу, ни отдельным гражданам. Наоборот, она способствует криминализации процесса изменения форм собственности и активности преступных группировок в этой сфере, которая приобрела откровенную открытость и угрожающий характер. Преступления в сфере приватизации продолжают оставаться очень распространенными и, как следствие, требуют принятия дополнительных мер по их предупреждению. И это обусловлено тем, что экономическая преступность возросла не только количественно. Она обретает новое качество. Здесь следует также подчеркнуть, что преступность в сфере приватизации носит латентный характер. Следует отметить, что руководство страны не сделало должных выводов из сложившейся ситуации, предлагаемые представителями теории и практики рекомендации по правовому регулированию предупреждения фактов незаконной приватизации, рейдерства не были услышаны. И нельзя не согласиться с мнением П. Федотова о том, что, «несмотря на годы приватизации, в уголовной политике практически отсутствует система защиты государственной собственности в то время, когда идет ее вовлечение в хозяйственный оборот» <11>. Период осуществления процесса приватизации в России начиная с 1991 г. характеризуется беспрецедентным ростом преступности и утратой государственного контроля за криминогенной ситуацией. Анализ выявленных преступлений и возбужденных уголовных дел по фактам, связанным с приватизацией государственной собственности, показывает, что наиболее типичными видами преступлений являются кражи и присвоение имущества, взяточничество, злоупотребление служебным положением, мошенничество. ——————————— <11> См.: Зыкова Т. Росимущество раскинуло сеть // Российская газета. 11.08.2011.

Таким образом, так и не устранив основные криминогенные факторы, Россия вновь начинает большую приватизацию. В июне 2010 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», направленные на повышение экономической эффективности приватизации, усиление прозрачности ее процедур, снижение коррупционности и обеспечение конкурентной среды, установлен новый порядок продажи посредством публичного предложения. Важнейшие поправки касаются возможности утверждения прогнозного плана приватизации сроком на три года (ранее это должно было делаться ежегодно) <12>. Так, при планировании доходов, расходов, дефицита бюджета на 2011 — 2013 гг. было принято решение для наполняемости доходной части выставить на продажу часть госимущества. «В 2011 году приватизация принесет в бюджет 298 млрд. руб., в 2012-м — 276, и в 2013-м — 309,4 миллиарда», — сообщил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ю. Васильев <13>. До 2013 г. должны быть проданы более тысячи государственных предприятий, среди которых такие как «Апатит», «Сибирь», «Архангельский траловый флот», «Мурманский морской рыбный путь», Ульяновский автомобильный завод и др. К 2017 г. будут полностью приватизированы такие производственные гиганты, как Шереметьево, «Аэрофлот», «Россельхозбанк» и ряд др. Как отметил И. Шувалов, «приватизация будет идти по всем фронтам, то есть продажа компаний, напрямую принадлежащих Российской Федерации, компаний, принадлежащих субъектам РФ, и компаний, которые находятся под контролем РФ» <14>. Однако этот оптимизм по поводу предстоящей приватизации не поддерживают эксперты, считающие, что сегодня продавать госсобственность довольно сложно. Как считает президент «Барклайс Капитал» в России Роберт Форесман, «фондовые рынки находятся далеко не в лучшем состоянии и серьезная волатильность в ближайшее время сохранится» <15>. Поэтому реализация плана приватизации в таких условиях может породить очередной всплеск продаж имущественных объектов по заниженным ценам, рейдерских захватов предприятий с использованием коррумпированных чиновников. С этим обстоятельством вынуждено согласиться и Правительство России. В этой связи Э. Набиуллина отметила, что, если ситуация на мировых финансовых рынках не улучшится, приватизация крупных госпакетов может быть отложена и в 2012 г. ——————————— <12> О внесении изменений в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. 04.06.2010. <13> Бюджет дошел до приватизации // Российская газета. 20.10.2010. <14> См.: Зыкова Т. Приватизация пойдет по плану // Российская газета. 20.09.2011. <15> См.: Фомиченков Т. Россия начинает большую приватизацию // Российская газета. 12.09.2011.

Подводя итоги рассмотрения негативных социальных последствий таких взаимообусловленных явлений, как незаконная приватизация, «рейдерство» (криминальный захват объектов чужой собственности), коррупция, следует отметить, что преступность в сфере приватизации обусловлена, прежде всего, отсутствием соответствующей жесткой законодательной базы в форме, ограничивающей возможность совершения преступлений и злоупотреблений при проведении приватизации. Поэтому законодателю Российской Федерации следует максимально учесть накопленный опыт разгосударствления собственности в странах постсоветского пространства, а также наработки российских ученых.

——————————————————————