Принудительное изъятие земельного участка для олимпийских нужд

(Авдонина О. Г.) («Юридический мир», 2011, N 12)

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ОЛИМПИЙСКИХ НУЖД

О. Г. АВДОНИНА

Авдонина Ольга Геннадьевна, соискатель кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.

В статье рассматривается правовой механизм принудительного изъятия земельного участка для государственных нужд как основание прекращения права собственности на земельный участок. Особое внимание автор обращает на порядок принудительного изъятия земельного участка в связи с организацией XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи.

Ключевые слова: собственность, право собственности, принудительное прекращение права собственности, изъятие, земельный участок.

Compulsory seizure of land plot for olympic games O. G. Avdonina

The article considers legal mechanism of compulsory seizure of land plot for state needs as a ground for termination of ownership right to a land plot. The special attention is drawn to the procedure of compulsory seizure of land plot in connection with organization of the XXII Winter Olympic Games of 2014 in Sochi.

Key words: ownership, ownership right, compulsory termination of ownership right, seizure, land plot.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в ходе изъятия земельного участка, на котором оно находится, может иметь особенности, установленные специальным законом для отдельных случаев. Соответствующие особенности установлены в связи с организацией и проведением Олимпийских игр. Изъятие земельных участков для олимпийских нужд регулируется Гражданским и Земельным кодексами, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» <1> (далее — Закон «Об организации и проведении олимпийских игр»). Приоритет положений Закона «Об организации и проведении олимпийских игр», регламентирующих порядок изъятия земельных участков для строительства олимпийских объектов, усматривается в том, что указанным Законом (ст. 19, 22) внесены изменения в Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» <2>, в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» <3>. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6071. <2> Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3302. <3> Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

Перечень оснований, при наличии которых допускается изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, предусмотрен в ст. 49 Земельного кодекса РФ <4> (далее — ЗК РФ), а ст. 55 ЗК РФ регламентирует условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Указанная норма для определения порядка выкупа земельного участка отсылает к гражданскому законодательству. Более полно процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд регламентирована ст. 279 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Характерным является то, что перечень оснований изъятия земельных участков, предусмотренный ст. 49 ЗК РФ, не является исчерпывающим. Пунктом 3 ч. 1 указанной статьи в качестве оснований для принудительного изъятия земельных участков указаны иные обстоятельства, установленные федеральными законами. Указанной нормой субъекты РФ также наделены правом устанавливать своими законами иные основания для изъятия земельного участка, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности. ——————————— <4> Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4531.

Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и проведении олимпийских игр» процедура изъятия земельных участков для олимпийских нужд для права собственности на землю и для иных производных прав на землю различна, отличается процедура изъятия и в зависимости от субъекта, обладающего тем или иным правом на землю. Предусмотрен следующий порядок изъятия объектов для олимпийских нужд. 1. Согласно п. 2 ст. 15 Закона «Об организации и проведении олимпийских игр» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и находящиеся во владении граждан и юридических лиц на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, подлежат изъятию путем прекращения указанных прав. Законом для указанных случаев предусмотрено предварительное принятие решения об изъятии земельного участка администрацией Краснодарского края или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение федеральным имуществом (в отношении земельных участков, находящихся на территории Сочинского национального парка). Права аренды и безвозмездного срочного пользования, не обремененные нахождением на указанных земельных участках объектов недвижимого имущества, прекращаются в одностороннем порядке с предварительным направлением уведомления о расторжении договора аренды или бессрочного пользования в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийских объектов. Действие договора в указанных случаях прекращается в течение пяти дней со дня получения правообладателем уведомления о расторжении договора. Уведомление о расторжении договора аренды или безвозмездного пользования в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийских объектов подтверждает прекращение соответствующих прав указанных лиц и является основанием для государственной регистрации прекращения данных прав. 2. Пунктами 5, 5.1 ст. 15 Закона «Об организации и проведении олимпийских игр» регламентирован порядок формирования, резервирования и изъятия земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам и юридическим лицам взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для размещения олимпийских объектов или включенные в перечни земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам и юридическим лицам взамен изымаемых земельных участков, находящиеся в аренде у государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, изымаются на основании уведомления о досрочном прекращении договора аренды в одностороннем порядке. 3. Земельные участки, находящиеся в частной собственности и предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального, краевого и муниципального значения, подлежат изъятию с возмещением стоимости изымаемых земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, а также понесенных в связи с их изъятием убытков. Взамен изымаемых земельных участков могут быть предоставлены иные земельные участки, перечни которых соответственно формируют Правительство РФ, Краснодарский край, орган местного самоуправления муниципального образования «Город-курорт Сочи» (п. 4, 4.1, 5 ст. 15 Закона «Об организации и проведении олимпийских игр»). 4. Изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности, а также предоставленных гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды и обремененных правами третьих лиц, влечет прекращение прав последних (п. 3 ст. 15). 5. При отсутствии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельный участок, который подлежит изъятию в целях размещения олимпийских объектов в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и на котором расположены индивидуальный жилой дом, здание или сооружение, права на которые зарегистрированы, размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием указанного земельного участка правообладателю расположенного на этом земельном участке индивидуального жилого дома, здания или сооружения, определяется в порядке, установленном настоящим федеральным законом для определения убытков, причиняемых арендатору земельного участка, переданного в аренду на 49 лет, исходя из минимальной площади земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством РФ. При этом образование земельного участка не требуется, рыночная стоимость указанного земельного участка не определяется и не возмещается (п. 23.2 и 23.4 ст. 15). В отношении изымаемых земельных участков в порядке Закона «Об организации и проведении олимпийских игр» установлены исключения из общих регистрационных правил, с которыми связывается возникновение, переход и прекращение прав на недвижимость. 1. Если п. 4 ст. 279 ГК РФ императивно установлена обязательность государственной регистрации решения федерального исполнительного органа, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и обязательность уведомления о произведенной регистрации собственника, то п. 17 ст. 15 Закона «Об организации и проведении олимпийских игр» устанавливает прямо противоположное. Решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов не подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности РФ, Краснодарского края или муниципального образования «Город-курорт Сочи» на объекты недвижимого имущества, в отношении которых принято решение об изъятии в целях размещения олимпийских объектов, возникает со дня подписания администрацией Краснодарского края (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение федеральным имуществом, в случае, если земельные участки, на которых расположены указанные объекты, находятся на территории Сочинского национального парка) или администрацией муниципального образования «Город-курорт Сочи» акта приема-передачи указанных объектов (п. 17.2 ст. 15). Соответствующие решения об изъятии земельных участков, соглашения и акты их приема-передачи регистрируются в течение трех рабочих дней со дня их подписания в регистрационном органе (п. 17.3 ст. 15). 2. Согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ собственник земельного участка должен быть уведомлен об изъятии земельного участка не позднее чем за год до изъятия земельного участка. Законом «Об организации и проведении олимпийских игр» предусмотрен предельно сокращенный срок такого уведомления. Согласно п. 18 ст. 15 Закона срок уведомления собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов изымаемых земельных участков составляет семь дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов. 3. Выкуп земельного участка до истечения предусмотренного п. 3 ст. 279 ГК РФ годичного срока со дня получения уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд возможен только с согласия собственника. Закон «Об организации и проведении олимпийских игр» иначе регламентирует порядок изъятия земельного участка и допускает изъятие земельного участка ранее предусмотренного ГК РФ годичного срока. Согласно п. 21 ст. 15 Закона «Об организации и проведении олимпийских игр» рыночная стоимость изымаемых для размещения олимпийских объектов федерального значения земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также размер убытков, связанных с таким изъятием, определяются на основании проведенной по заказу администрации Краснодарского края оценки. После получения отчета об оценке администрация Краснодарского края осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества (п. 24 ст. 15 Закона). При этом разрыв между указанным администрацией Краснодарского края в задании на оценку днем и днем, когда правообладателю изымаемых объектов была предоставлена возможность ознакомиться с проектом соглашения, не может превышать шести месяцев (п. 22.1 ст. 15). В случае отказа правообладателя земельного участка от заключения соглашения в месячный срок со дня ознакомления с проектом соглашения администрация Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципального образования «Город-курорт Сочи» обращаются в суд с иском об изъятии земельного участка и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и прекращении принадлежащих правообладателям прав на земельные участки (права собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования), а также прав на расположенные на них объекты недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества (п. 31 ст. 15). В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и проведении олимпийских игр» (ст. 23, 25) внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ» <5> и в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» <6>, согласно которым исполнение решения суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, регулируются соответственно Арбитражным процессуальным кодексом РФ <7> или Гражданским процессуальным кодексом РФ <8>, если иное не предусмотрено Законом «Об организации и проведении олимпийских игр». В силу п. 33 ст. 15 Закона «Об организации и проведении олимпийских игр» предусмотрено немедленное исполнение судебных решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов. ——————————— <5> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3013. <6> Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4531. <7> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012. <8> Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

4. Прекращающееся право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на 49 лет, тогда как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком гражданина оценивается как право собственности (п. 29 ст. 15). При этом граждане, имеющие право на бесплатное переоформление земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, имеют преимущество. Указанным лицам предоставление земельных участков взамен изымаемых земельных участков осуществляется на праве собственности без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объектов (п. 30 ст. 15). 5. Согласно п. 13 ст. 15 Закона «Об организации и проведении олимпийских игр» в случае, если в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов предусмотрено образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельных участков, решение об изъятии земельных участков в целях размещения олимпийских объектов может быть принято до образования земельного участка из существующего земельного участка после осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка. 6. В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии письменного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Такое согласие не требуется лишь при образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждением. Законом «Об организации и проведении олимпийских игр» предусмотрена возможность изъятия у собственников, землепользователей и землевладельцев всего принадлежащего им земельного участка вместе с расположенными на указанном земельном участке иными объектами недвижимого имущества в случае, если правообладатели отказываются согласовать образование части подлежащего изъятию земельного участка (п. 15 ст. 15). Законом предусмотрены случаи изъятия части земельного участка без получения согласия его собственника, землепользователя или землевладельца. На основании п. 15.1 ст. 15 Закона установлено, что для образования земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов не требуется согласия в случае отсутствия на образуемом земельном участке, подлежащем изъятию, иных объектов недвижимого имущества и если образуемый земельный участок, не подлежащий изъятию, соответствует требованиям ст. 11.9 ЗК РФ. Судебными инстанциями рассматриваются споры, возникающие из правоотношений по изъятию земельных участков для олимпийских нужд, в которых оспаривается обоснованность изъятия, предварительность и равноценность возмещения. Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19 октября 2009 г. по делу N А32-16690/2008 рассматривается спор по изъятию земельного участка <9>, по которому ООО «РусАвто» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 июля 2008 г. N 542-р «Об изъятии земельного участка для федеральных нужд в целях размещения объекта федерального значения», а также всех действий, ставших результатом вынесения распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края указанного распоряжения. ——————————— <9> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 октября 2009 г. по делу N А32-16690/2008 // Правовая система «КонсультантПлюс».

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27 октября 2008 г., оставленным без изменения Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2009 г., в удовлетворении заявленных требований отказано. Заявитель кассационной жалобы полагал, что выводы судов о доказанности факта размещения на изъятом земельном участке олимпийских объектов неправомерны, так как из имеющихся в деле доказательств достоверно не следует, что квартал N 16, на котором находится участок, входит в олимпийский парк; отсутствуют документы, определяющие границы олимпийского парка. Вместе с тем в материалы дела представлены выкопировка из проекта планировки территории Имеретинской низменности в составе документации по планировке территории, ситуационные планы взаимного расположения изымаемого земельного участка и квартала N 16, письмо заместителя министра регионального развития Российской Федерации от 21 октября 2008 г. N 26765-ДБ/16 с таблицами координат поворотных точек земельных участков и пояснительной запиской к проектной документации, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:042045:1 входит в состав планируемого квартала N 16, а последний — в состав олимпийского парка. В силу п. 2 ст. 14 Закона об организации и проведении Олимпийских зимних игр в городе Сочи документация по планировке территории для размещения олимпийских объектов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и оказанию государственных услуг в сфере строительства, по согласованию с высшим исполнительным органом власти Краснодарского края. Проект планировки территории Имеретинской низменности, на которой располагается земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402045:1, был утвержден Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28 мая 2008 г. N 171. Выкопировка из названного проекта, ситуационные планы, письмо, содержащее пояснения к этим документам, и таблицы с координатами поворотных точек границ земельного участка представлены Министерством регионального развития Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и оказании государственных услуг в сфере строительства на момент рассмотрения спора). Таким образом, утверждение общества о том, что данные документы являются недопустимыми доказательствами, правомерно отклонено судом апелляционной инстанции как необоснованное. Довод о том, что суды не применили ст. 35 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 63 ЗК РФ, в соответствии с которыми принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, чего в данном случае не сделано, также не обоснован. В силу ст. 15 Закона об организации и проведении Олимпийских зимних игр в городе Сочи изъятие земельного участка производится в следующем порядке: о принятом решении об изъятии земельного участка землепользователь (арендатор) уведомляется в течение семи дней со дня принятия указанного решения (п. 18); для определения рыночной стоимости земельных участков после принятия решения об изъятии администрация совместно с корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки земельного участка и убытков, причиненных таким изъятием (п. 21); администрация в течение 20 дней со дня получения отчета об оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельного участка, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки (п. 24); после чего заключается соглашение, содержащее в том числе условия о выкупной цене земельного участка, размере убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием (п. 25). Таким образом, названный Закон предусматривает, что решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается недвижимое имущество, соглашения об изъятии земельного участка. Фактическое изъятие земельного участка производится только после заключения соглашения, а в случае, если соглашение не заключено в установленный срок, — в судебном порядке на основании решения суда (п. 31 ст. 15 Закона). Поэтому суды сделали правильный вывод о том, что принятие оспариваемого распоряжения является первоначальным этапом процедуры изъятия и само по себе не нарушает права заявителя на получение возмещения (убытков, связанных с изъятием земли). В рамках дела N А32-14898/2009, рассмотренного Арбитражным судом Краснодарского края <10>, иск о принудительном изъятии земельного участка для федеральных нужд путем прекращения права аренды был инициирован Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий по подготовке зимних Олимпийских игр в связи с отказом правообладателя (арендатора) от подписания соглашения о прекращении права аренды в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийских объектов. Свой отказ арендатор мотивировал тем, что изъятие части земельного участка приведет к невозможности ведения на оставшемся участке предпринимательской деятельности, поэтому подлежит изъятию весь принадлежащий ему земельный участок, а не его часть, соответственно оценке подлежит земельный участок в целом. ——————————— <10> См.: Авдонина О. Г. Особенности изъятия земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ // Вестник ФАС Северо-Кавказского округа. 2010. N 2. С. 97 — 100.

В решении по делу суд пришел к выводу об отсутствии у юридического лица какого-либо титульного владения земельным участком. При этом судом не было принято во внимание, что ничтожность договора аренды и незаконность постановления главы г. Сочи о передаче в аренду спорного земельного участка, относящегося к землям особо охраняемых природных территорий, влечет восстановление прежнего правового титула владения указанным участком — права постоянного (бессрочного) пользования. Судом также не был исследован вопрос о том, располагались ли на фактически уже изъятом земельном участке, на котором застройщик начал строительные работы, принадлежащие правообладателю на праве собственности объекты недвижимого имущества, стоимость которых подлежала компенсации. На стадии апелляционного рассмотрения было установлено, что на изъятом земельном участке находились принадлежащие юридическому лицу объекты недвижимости, права на которые были зарегистрированы в установленном законом порядке. По делу N А32-55743/2009, рассмотренному Арбитражным судом Краснодарского края <11>, спор возник в связи с отказом застройщика выплатить арендатору компенсацию стоимости права аренды и убытков в размере, определенном подписанным между сторонами соглашением на основании первоначально составленного отчета об оценке. Застройщик (п. 32 ст. 15 Закона при строительстве объектов федерального значения предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих строительство соответствующих объектов, по возмещению правообладателями выкупной цены и убытков) полагал, что компенсация подлежит выплате в размере, определенном новым (актуализированным) отчетом об оценке, и предлагал арендатору подписать дополнительное соглашение, уточняющее размер возмещения. ——————————— <11> См.: Там же.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции признал ничтожным договоры аренды, на основании которых правообладатели владели земельными участками. Суд исходил из ничтожности договоров аренды как заключенных с нарушением ст. 209, 608 ГК РФ, ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которым особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов власти. Расположение спорных земельных участков в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения влечет их отнесение к особо охраняемым природным территориям, являющимся федеральной собственностью, которой орган местного самоуправления не имел права распоряжаться. К этому можно добавить, что если заключенный договор признан ничтожным и к нему применены последствия его недействительности, то у истца, оспаривающего решение об изъятии спорного земельного участка, отсутствуют права на изымаемый участок, а следовательно, и нарушенный законный интерес. В соответствии со ст. 13 ГК РФ данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании оспариваемого акта властного субъекта недействительным, поскольку отсутствует сам факт нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, пересматривая решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 апреля 2010 г. по делу, указал, что отсутствие положений (п. 23.3 и 23.4 ст. 15 Закона «Об организации и проведении олимпийских игр») на дату проведения оценки и заключения соглашения не свидетельствует о наличии установленного законом запрета на возмещение в составе убытков собственника изымаемого недвижимого имущества стоимости прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации такого объекта. Ничтожность договора аренды, подписанного в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, не свидетельствует о прекращении прав истца на земельный участок, на котором расположены приобретенные по договору купли-продажи объекты недвижимости и право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке. Разрешение споров, связанных с применением Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ, выявило отсутствие единых методических рекомендаций по составлению, актуализации и экспертизе отчетов по определению рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов. Это позволяет администрации Краснодарского края и (или) Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта (далее — Корпорация), иному застройщику приостанавливать выплаты в связи с проведением актуализации данных, содержащихся в отчете. В результате собственники, землевладельцы и землепользователи не имеют возможности своевременно получить компенсации и выплаты, что влечет за собой предъявление правообладателями исков в суд <12>. Пунктом 23 ст. 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ администрации Краснодарского края и (или) Корпорации предоставлено право по согласованию с оценщиком проводить актуализацию данных, содержащихся в отчете об оценке, на указанный в повторном задании на оценку день. ——————————— <12> См.: Там же. С. 100.

При рассмотрении дела N А32-55743/2009 установлено, что актуализация данных отчета проведена уже после заключения соглашения о прекращении права аренды в связи с изъятием недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. При этом правообладателю предложено подписать дополнительное соглашение, которым ранее согласованный размер компенсации изменяется в сторону его уменьшения. Между тем Федеральным законом не регламентирован порядок актуализации отчета после заключения соглашения о выкупе земельного участка.

——————————————————————