Молодежный парламент г. Москвы: прошло 4 года — результаты и перспективы
(Салов Д., Покатнева Е.)
(«Муниципальная служба: правовые вопросы», 2012, N 1)
МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ Г. МОСКВЫ:
ПРОШЛО 4 ГОДА — РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Д. САЛОВ, Е. ПОКАТНЕВА
Салов Д., член МОП.
В настоящее время в нашей стране идет активное развитие молодежного парламентаризма на всей ее территории. В контексте глобализационных процессов, которые коснулись и России, проблемы молодежи и ее активности выходят на передовые позиции.
Актуальность подобного направления необычайно высока, ведь в России чувствуется кадровый голод, в том числе и в органах власти всех уровней. Программа молодежного парламентаризма является победителем конкурса молодежных авторских проектов «Моя страна — моя Россия» в номинации «Программы, направленные на развитие институтов социального партнерства и гражданского общества». Организаторами конкурса выступили Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство регионального развития РФ, Центральная избирательная комиссия РФ.
Молодежный парламентаризм — это система взаимосвязанных институтов гражданского общества, позволяющая молодежи принимать активное участие в политической жизни нашей столицы, и прежде всего конкретного муниципального образования, где молодежь проживает, учится или работает.
Возможность предоставления молодежи «права голоса» на всех уровнях власти уже оправдывает себя. Работа ведется на всех уровнях: федеральном, окружном, региональном, городском, а в городах федерального значения — и на внутригородском.
Молодежь стали привлекать для участия в политике не так давно — с начала 2000 годов, а заработали структуры с 2005 — 2006 годов. За это время в молодежных структурах произошло много изменений. Первые проекты были пилотными, в них делали ошибки, на них учились, ставили новые цели, развивали новые направления.
В настоящей работе мы рассмотрим истоки молодежных структур и молодежного парламента в России, уровни молодежных структур при органах власти. А также проблемы, с которыми сталкиваются молодые политики в реализации своих проектов.
Данная работа основана, главным образом, на материалах СМИ и законодательной базе, т. к. в монографиях всеобъемлющая оценка молодежным политическим структурам пока не дана.
Общий старт молодежному движению в Москве был дан в 2007 году, когда стали создаваться Молодежные общественные палаты при внутригородских муниципальных образованиях нашего города. Всего в Москве 125 ВМО, и за 4 года работы было создано 120 Молодежных общественных палат.
С чего начиналась история? Как создавались районные Молодежные палаты и чем они занимаются в настоящее время?
Изначально для реализации подобного широкомасштабного проекта, конечно же, необходимо было найти и подготовить молодежь к подобной деятельности. Молодежь нашли — стали выбирать активистов из молодежных политических движений, активов школ и вузов, а вот подготовили ли?
Оказалось, что нет. Перспективным, активным ребятам необходимо было объяснить — для чего все это создано, что они могут делать и как они должны организовать свою деятельность.
Это самый сложный момент во всем парламентском движении. Многие активисты стали вступать в МОП района ради интереса, неосознанно — это и повлекло большое количество проблем.
Изначально стартовала программа «Московский ПолитЗавод» от «Молодой Гвардии» «ЕДИНОЙ РОССИИ», которая включала обучение молодых парламентариев. Обучающие выезды состоялись летом 2007 года с активистами и членами «Молодой Гвардии» в районах, с последующей целью формирования из них Молодежной палаты района. Это, несомненно, ущемляло права участников других молодежных политических движений. Но даже после обучения остался большой спектр проблем.
Проблема неосознанности — самая трудная. Кто объяснял молодым людям, ради чего созданы МОП? Органы местного самоуправления сами не всегда понимали необходимость МОП в своем районе. Замкнутый круг.
Проблема достижения быстрых результатов и быстрого продвижения по карьерной лестнице. Такой проект заинтересовал в первую очередь очень активных ребят, многие считали, что они моментально взлетят по карьерной лестнице. И неоправданные ожидания вызывали разочарование в этом проекте.
Кто виноват в этой ситуации? Местные органы управления? Молодежь? Вопрос сложный.
Проблема в данном случае была в новизне проекта и отсутствии централизованных неполитических просветительных организаций в этом направлении.
Поэтому система не заработала должным образом. Ведь упор делался на молодых людей 14 — 25 лет, и первые составы Молодежных палат формировались из школьников, которые имели весьма отдаленное представление о политике и власти в целом.
Первые составы МОП работали менее эффективно по сравнению с нынешними — в связи с нехваткой информации об их миссии. Работа была построена либо на полном энтузиазме — это скорее было похоже на помощь местным органам самоуправления в проведении праздников, спортивных мероприятий, субботников. Именно эти направления были особенно популярны в начале реализации проекта Молодежного парламентаризма в г. Москве.
Некоторые палаты, где состав был постарше, пытались выстроить структуру своей МОП, писать регламент и организовывать документооборот, получалось не всегда, да и мало было подобных составов палат и посоветоваться было не с кем: в первой волне все же большинство членов МОП составляли школьники.
Здесь и обозначается проблема, которая остается актуальной и по сей день, — это недостаток знаний в области политики и государственного и муниципального управления.
Эту проблему стали централизованно решать в 2009-м, когда была запущена программа «Кадровый резерв» от Центра молодежного парламентаризма. Программа дает новичкам возможность получить необходимый базис знаний, а тем, кто уже работает, усовершенствовать их. Обучение состоит из 3 ступеней, 3 практик и прохождения курсов повышения квалификации в вузе по профилю «Государственное и муниципальное управление».
Первые две ступени — это теоретический курс, который помогает погрузиться в тему, понять систему власти, ее взаимодействие с населением и определить место МОП в этом политическом пространстве. Во время прохождения первой ступени слушатели выполняют практическое задание — создают паспорт своего района: какие учреждения находятся на территории района, население, количество детских садов, школ и т. д. Это задание очень важно для новичков в системе молодежного парламентаризма: ведь многие приходят в Молодежную палату, плохо ориентируясь в своем районе, например, знают только свою школу и свой двор. Курс помогает им познакомиться со своим районом и оценить масштаб дальнейших действий.
На второй ступени выполняется проект по социальным проблемам района. Например, ребята ведут подсчет количества брошенных бесхозных автомобилей в районе или собирают информацию о количестве и содержании информационных досок.
После прохождения двух ступеней организуется летний выезд в пансионат, где в течение 5 дней в режиме нон-стоп проходят лекционные и практические занятия. Этот ритм и атмосфера дают новые навыки, полезные в работе, позволяют раскрыться творческому потенциалу участников. А еще это, конечно же, хорошая возможность познакомиться с «соседями» из других МОП!
После летнего выезда предусмотрена практика — организация школьного парламента в школах Москвы. Организация выборов школьного парламента, работа со школьниками по политическому просвещению.
И финальной точкой обучения являются курсы повышения квалификации в вузе по профилю «Государственное и муниципальное управление».
Процесс обучения хорошо интегрирует новичков в жизнь своего района, но практика показывает, что этого все же недостаточно.
Вторая по значимости проблема Молодежных общественных палат — это взаимодействие с местными органами власти и учреждениями в районе.
Для многих палат города данная проблема — настоящий камень преткновения: во-первых, молодежь не знает, как подойти к главе управы или к главе муниципалитета, а иногда ребята попросту боятся. Это уже генетический код русского человека — боязнь власти, даже на местном уровне.
Бывали и такие случаи, когда органы местного самоуправления узнавали о том, что у них есть Молодежная палата, абсолютно случайно, а МОП этого района даже не потрудилась довести до местной администрации информацию о своем существовании.
Из этого вытекают следующие последствия — в виде проблем во взаимоотношениях МОП и органов управления района.
Проблема «отцов и детей» стара как мир, она существует и в подобных взаимоотношениях.
На практике большинство органов местного самоуправления с готовностью идут на контакт с молодыми людьми и даже пытаются направить их активность в продуктивное и созидательное русло. А вот молодежь, «придя к власти», считает, что вот они сейчас «раскачают эту дискотеку», и не всегда слушает советов старших, молодые люди думают, что способны изменить мир прямо здесь и сейчас. Из подобных противоречий и возникает большинство конфликтов.
Еще одна проблема во взаимоотношениях между молодыми политиками и местными органами власти — это этическая сторона. К сожалению, имеют место факты неуважения у каждой из сторон.
Бывают случаи, когда органам местного самоуправления района их Молодежная палата абсолютно индифферентна — им она не нужна, и они стараются ее как бы «не замечать», стараются как можно меньше с ней общаться, не дают возможности проявить себя. Радует, что такие ситуации встречаются сегодня весьма редко. Подавляющее большинство представителей органов местного самоуправления осознали «полезность» МОП в своем районе.
Предположим, что взаимодействие между МОП района и местными органами самоуправления налажены, МОП района работает — предлагает свое видение решения проблем, организовывает свои мероприятия — спортивные праздники, культурные мероприятия и т. д. И здесь встает вопрос финансирования.
Вопрос финансирования — извечный повод для конфликтов. Здесь каждая из сторон может быть источником напряженности, как МОП, которая «просит слишком много средств», так и органы местного самоуправления, которые не хотят выделять финансирование для своей МОП. Это замкнутый круг, но лишь на первый взгляд.
Типичный вариант развития событий:
МОП: «Мы хотим организовать спортивный турнир по волейболу. Нам нужны средства».
Органы местного самоуправления: «В каком размере необходимо финансирование?»
МОП: «Ну, мы не знаем, наверное, столько-то…»
Конечно же, при такой постановке вопроса никто ничего финансировать не может. Как потом провести в бухгалтерии подобное заявление МОП?
Когда идет обращение к органам местного самоуправления по финансовым вопросам, необходимо располагать точной информацией о необходимых средствах. Сначала следует пойти в магазин и посмотреть, сколько стоят грамоты, медали, кубки, поощрительные призы, которыми вы будете награждать победителей мероприятия, с учетом этого нужно составить смету и уже потом идти за средствами. А после покупки всего необходимого обязательно представить чеки в организацию, где выделялось финансирование.
Многие неопытные МОП об этом забывают, и финансирование организованных ими мероприятий становится яблоком раздора.
Из всего вышеизложенного следует вывод: без взаимодействия с местными органами самоуправления деятельность МОП просто невозможна и в физическом, и в юридическом смысле.
Кстати, о юридическом аспекте. Большинство Молодежных общественных палат юридически неграмотны и не обращают внимания на данный недостаток. Составление собственного регламента МОП — задача практически непосильная для многих. А ведь это основной документ, на котором базируется деятельность МОП. Без него невозможно ни легитимное проведение заседаний, ни оформление протоколов, заявлений, предложений и других документов МОП.
Юридическая неграмотность — бич практически всех МОП города.
Документооборот в МОП — также большая проблема: большинство членов не знает, как правильно вести документацию палаты, а это приводит к снижению производительности и хаосу в деятельности.
Все эти проблемы обычно взаимосвязаны с еще одной трудностью — это распределение обязанностей между членами МОП. Но с другой стороны, как можно распределить обязанности, если мы толком не знаем, что мы можем делать и как это делать?
В решении части подобных вопросов, конечно же, помогает программа «Кадровый резерв», но она не в состоянии справиться со всеми трудностями, возникающими непосредственно на месте, причем большинство этих проблем уникальны для каждой из МОП.
Проблема взаимодействия между МОП районов.
В первые годы деятельности каждая МОП работала в своем районе и было мало взаимодействия с «соседями». Работали практически вслепую, не видя, что происходит в других районах.
Впоследствии с помощью Молодежного парламента Москвы, в основном через сайт и Общественную молодежную палату, стали узнавать о жизни «соседей»: какие мероприятия они проводят, с какими проблемами сталкиваются. Начался процесс взаимодействия, и сегодня некоторые проекты реализуются уже совместно несколькими районами.
Проблема «неизвестности» МОП района.
Даже и в своем районе мало кто из жителей в 2007 году знал, что у них есть Молодежная общественная палата. Ребята не знали, как заявить о себе, как подать статью в газету и т. д.
Каждая палата строила взаимодействие с местными СМИ по-своему: кто-то обращался за помощью к органам местного самоуправления, чтобы им помогли отправить статью в газету и т. д., кто-то искал друзей и знакомых в этой сфере и т. д.
На сегодняшний день у каждой МОП есть возможность заявить о себе как минимум на сайте Молодежного парламента, а с помощью программы «Кадровый резерв», если интересна эта тематика, можно выбрать направление СМИ, где все подробно расскажут и помогут правильно организовать взаимодействие с «четвертой властью».
Как показывает опыт, СМИ очень даже не против взаимодействия с Молодежными палатами районов, особенно если у них есть что рассказать читательской аудитории.
Местные газеты без особых проблем публикуют статьи о мероприятиях Молодежных палат: ведь читательский интерес к ним возрастает, потому как у членов МОП друзья в молодежной среде и газету будут читать и молодые люди в том числе, поэтому это еще и решение проблемы привлечения интереса молодежи к местным газетам.
Телевидение также достаточно хорошо идет на контакт с МОП. Если у МОП много планов и интересных решений молодежных или социальных проблем — теплый прием в студии местного телевидения вам практически обеспечен.
Если Молодежная палата наладит отношения со СМИ — это будет большой рывок вперед, вас заметят и, возможно, другие палаты предложат содействие в проектах вашей палаты.
Прошло уже четыре года с момента создания Молодежного парламента в городе Москве. Многое изменилось, что-то просто кардинально. Если сравнить уровень работы Молодежных палат в районах тогда и сегодня — разница очевидна, и по многим причинам.
Во-первых, члены МОП повзрослели, поумнели, набрались опыта, что немаловажно в подобной работе.
Во-вторых, в 2009 году произошла, можно сказать, революция во всем парламентском движении Москвы — был создан Центр молодежного парламентаризма, который стал путеводной звездой для всех молодых парламентариев города.
В-третьих, Центр молодежного парламентаризма взял на себя самую проблемную часть работы с молодыми парламентариями — их обучение и политическое просвещение, что оказало огромное позитивное влияние на всю деятельность молодежного парламента на всех его уровнях.
В-четвертых, создание управляющей организации, Центра молодежного парламентаризма, позволило снять политический штамп с данного молодежного движения. Если раньше Молодежные палаты формировались, в частности, и по политическому принципу, основу которого составляли члены «Молодой Гвардии» «Единой России», что не устраивало другие политические партии, теперь этот болезненный вопрос снят, Центр молодежного парламентаризма не политическая организация.
«Молодежь — это наше будущее» — избитый слоган, но он не теряет своего смысла и силы на протяжении веков. Тот вклад, который сделало наше государство в нас, обязательно принесет свои плоды, а проект Молодежного парламента уже дает свои результаты, которые высоко оцениваются теми, кто создал этот шанс для лучшего будущего молодежи.
В ходе реализации этого проекта молодежь убедилась в том, что они могут сделать этот мир лучше, приложив свои усилия. На практике увидели результат своих действий, а главное — осознали, что власть их слышит!
Литература
1. Устав города Москвы: Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с изм. и дополнениями).
3. О Молодежной палате при Московской городской думе: Постановление Московской городской думы от 27 сентября 2006 г. N 265 (в ред. от 08.11.2006).
4. URL: http://www. molparlam. ru/.
5. URL: http://www. newparlament. ru/.
6. URL: http://gov. cap. ru/hierarhy. asp? page=./75063/204544.
——————————————————————