Молодежное предпринимательство в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

(Хальзова Е. В.) («Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2011, N 4)

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Е. В. ХАЛЬЗОВА

Хальзова Е. В., студентка юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Старики всегда советуют молодым экономить деньги. Это плохой совет. Не копите пятаки. Вкладывайте в себя. Я в жизни не сэкономил и доллара, пока не достиг сорока лет.

Генри Форд

В последнее время как на региональном, так и на федеральном уровне стало модно говорить о развитии предпринимательства и молодежного предпринимательства в частности. Условно говоря, можно выделить два пути создания собственного дела: поработать достаточное количество времени на фирме, приобрести опыт, знания, навыки и затем открыть собственное дело; открыть свое дело сразу же по окончании школы или вуза, начиная все с абсолютного нуля. И если еще 10 лет назад среди молодежи было более актуально найти высокооплачиваемое рабочее место с полным социальным пакетом, то сейчас приоритеты изменились. Молодежь, полная сил, оптимизма и свежих идей, уже не хочет тратить время на приобретение опыта, работая на развитие чужого благосостояния. Она хочет развивать благосостояние свое. Но в регионах со слабым развитием экономики наблюдается совершенно иная проблема: предпринимательство стареет, молодежь не проявляет достаточной предпринимательской инициативы, а рабочих мест недостаточно. И как результат — большой процент безработицы среди молодежи. В сложившейся ситуации, на мой взгляд, очевидным решением проблемы безработицы и способом реализации предпринимательских амбиций у молодых людей стало бы изучение и развитие молодежного предпринимательства в России. Так в чем же суть молодежного предпринимательства? В Законе г. Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» <1> (далее — Закон о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в г. Москве) в п. 6 ч. 2 ст. 11 говорится о том, что к мерам для создания общих условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства относится вовлечение в предпринимательскую деятельность населения г. Москвы, в том числе молодежи, и его социально незащищенных групп. Создание условий для вовлечения в предпринимательскую деятельность населения г. Москвы, в том числе молодежи, и его социально незащищенных групп осуществляется органами исполнительной власти г. Москвы в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в г. Москве. Органы исполнительной власти г. Москвы также наделены правом содействовать в вовлечении в предпринимательскую деятельность населения г. Москвы, в том числе молодежи, и его социально незащищенных групп путем проведения ежегодных форумов и конференций по вопросам предпринимательства, организации ежегодного конкурсного отбора проектов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства среди молодежи и социально незащищенных групп населения и реализации иных мероприятий (в том числе создание и развитие молодежных бизнес-инкубаторов, молодежных инновационных центров, молодежных конструкторских бюро и проч.). Таким образом, в законодательстве г. Москвы о поддержке малого и среднего предпринимательства отдельно выделяется молодежь как субъект предпринимательской деятельности. Причем единственным критерием выделения данного субъекта является возраст. Правомерно встает вопрос: так какой же возраст является возрастом «молодежного предпринимательства»? В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 30 сентября 2009 г. N 39 «О молодежи» <2> (далее — Закон г. Москвы о молодежи) «молодежь, молодые граждане — граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие место жительства на территории города Москвы, обучающиеся или работающие в городе Москве». Таким образом, Закон г. Москвы о молодежи не дает ответа на поставленный вопрос. Я считаю, что его можно найти в федеральном законодательстве. Гражданский кодекс Российской Федерации <3> (далее — Гражданский кодекс РФ) устанавливает, что, чтобы заняться предпринимательской деятельностью, необходимо быть полностью дееспособным. Дееспособность гражданина наступает с 18 лет, в некоторых случаях — с 16 лет (при эмансипации). То есть возраст, с которого лицо может стать субъектом молодежного предпринимательства, должен совпадать с возрастом наступления дееспособности. ——————————— <1> Ведомости Московской городской Думы. 2009. N 2. Ст. 273. <2> Ведомости Московской городской Думы. 2009. N 11. Ст. 281. <3> Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

В настоящее время на субсидии для молодежного предпринимательства в г. Москве могут рассчитывать следующие субъекты предпринимательской деятельности: — индивидуальные предприниматели в возрасте до 27 лет (по приоритетным видам деятельности — до 30 лет); — юридические лица, возраст руководителей которых не превышает 27 лет, а средний возраст сотрудников — 25 лет. При этом доля в уставном капитале лиц, чей возраст не более 27 лет, должна составлять более 50% или лиц не старше 30 лет — 75% <4>. ——————————— <4> Молодежное предпринимательство: поддержка, развитие. URL: http:// www. kreditbusiness. ru/ russianbusiness/ 327- molodjozhnoe — predprinimatelstvo — podderzhka. html.

Но нормативного закрепления данных критериев в правовых актах г. Москвы на сегодняшний момент нет. Иными словами, остается незакрепленным возраст, после достижения которого субъект лишается статуса молодежного предпринимателя. Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 34 гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» <5>. Таким образом, провозглашается свобода предпринимательской деятельности. Гражданский кодекс РФ в п. 1 ст. 2 определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» <6> выделяет субъекты малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей на основании трех критериев: ——————————— <5> СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. <6> См.: п. 1, п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N. 31. Ст. 4006.

— суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и т. д. в уставном капитале; — средняя численность работников за предшествующий календарный год; — выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов. Таким образом, в федеральном законодательстве не существует нормативного закрепления терминов «молодежное предпринимательство» и «субъект молодежного предпринимательства». Не существует также прямого запрета на выделение в региональном законодательстве этих терминов. На практике данные предприниматели регистрируются как субъекты малого или среднего предпринимательства либо как индивидуальные предприниматели, но при этом имеют право на получение от субъектов РФ дополнительных мер поддержки (в соответствии с законодательством конкретного субъекта). Так, Закон г. Москвы о молодежи в ст. 35 «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» предусматривает следующие меры поддержки: — содействие инновациям в сфере предпринимательства; — популяризация и пропаганда предпринимательства; — содействие в получении навыков ведения предпринимательской деятельности, в подготовке и переподготовке кадров; — предоставление субсидий; — проведение среди студентов конкурсов на лучший бизнес-план в сфере предпринимательства. Перечисленные виды поддержки носят отнюдь не декларативный характер, а реализуются в настоящее время. В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 14 сентября 2010 г. N 804-ПП «О мерах по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в молодежной среде в городе Москве на 2010 — 2012 гг.» <7>, Целевой программой развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Москве на 2010 — 2012 гг. <8> и Положением о проведении отбора проектов субъектов молодежного малого предпринимательства для предоставления в 2010 — 2012 гг. субсидий на возмещение затрат на приобретение основных средств <9> осуществляется финансирование субъектов молодежного предпринимательства путем предоставления субсидий в размере, не превышающем 750 000 руб. (при условии вложения заявителем в проект собственных средств в размере не менее 50% общей суммы финансирования проекта), либо субвенций в размере, не превышающем 200 000 руб., на приобретение основных средств при реализации молодежных предпринимательских проектов. При этом существуют специальные организации поддержки молодежного предпринимательства, такие, как Молодежный совет при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, Комитет по делам семьи и молодежи г. Москвы, Координационный совет при Правительстве Москвы по вопросам развития молодежного предпринимательства, Молодежный инновационный центр ЗелАО, Единая электронная молодежная торговая площадка, бизнес-инкубаторы при высших учебных заведениях и т. д., которые осуществляют правовую, информационную и имущественную поддержку. В 2010 — 2012 гг. планируется предоставить в технопарках, бизнес-инкубаторах и деловых центрах не менее 10% площадей под размещение субъектов молодежного малого и среднего предпринимательства <10>. ——————————— <7> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 28.09.2010. N 53. <8> См.: Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 N 724-ПП «О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010 — 2012 гг.» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 18.08.2009. N 45. <9> См.: приложение 1 к распоряжению Руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы от 15 февраля 2010 г. N 6-р. URL: http:// miemp. ru/ cc/ poloj. pdf; Принципы и формы поддержки субъектов МСП. URL: http:// www. dmpmos. ru/ info. asp? id=36. <10> Новости от 30.09.2010 // Арсенал предпринимателя. 2010. N 10.

Подводя итоги пятилетнего развития молодежного предпринимательства в г. Москве, средства массовой информации отмечают: «На малых предприятиях столицы сегодня работают 2,5 миллиона человек. Молодые предприниматели обеспечивают 5% валового регионального продукта города и более 6% поступающих в городской бюджет налогов. Но самое главное — они создали для москвичей около 400 тысяч рабочих мест» <11>. В основном субъекты молодежного предпринимательства реализуют свой потенциал в сфере предоставления услуг, аутсорсинга. В настоящее время можно говорить об эффективности молодежного предпринимательства для экономики. ——————————— <11> Любошиц С. У столичной молодежи бизнес ого-го. URL: http:// www. mk. ru/ social/ article/ 2010/ 11/ 18/ 545298- u — stolichnoy — molodezhi — biznes — ogogo. html.

На сегодняшний день Москва имеет наиболее развитую нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность субъектов молодежного предпринимательства. Однако в последние годы и другие регионы стали развивать законодательство в данной сфере. Ивановская область, Новосибирская область, Ростовская область и т. д. активно поддерживают идею о необходимости развития молодежного предпринимательства в своем регионе. В Петербурге в 2008 г. была открыта Школа инвестиционного менеджмента, в рамках которой ее участники имели возможность поработать над своими бизнес-проектами. В Республике Карелия в 2007 г. проходила Школа менеджеров инвестиционных проектов и т. д. Существует Федеральная молодежная программа «Ты — предприниматель», в рамках которой 30 субъектов РФ получили в 2010 г. около 300 млн. руб. для осуществления программы по привлечению молодежи в предпринимательство <12>. ——————————— <12> 300 миллионов для молодых предпринимателей. URL: http:// www. molpred. ru/ news/ 195/.

Так какие же проблемы мешают развитию молодежного предпринимательства? Те же самые, что у субъектов малого и среднего предпринимательства, но к ним прибавляются неопытность и недостаток знаний по ведению своего дела, которые компенсируются энтузиазмом, оптимизмом и желанием открыть собственное дело. Молодежь сегодня, создавая свои проекты и бизнес-планы, знает, чего хочет достичь, не боится пользоваться нестандартными формами ведения бизнеса, восприимчива к инновациям. Именно она формирует пласт будущих бизнесменов — средний класс. И в этой связи перед государством стоит две задачи: — не только пропаганда молодым людям идеи о том, что вести свой бизнес — это прибыльно, интересно и не опасно, но и создание реальной экономической и правовой среды для ведения прибыльного и неопасного бизнеса; — информирование молодежи о государственных и региональных программах, которые существенно помогут при открытии собственного дела. Недостаток стартового капитала часто упоминается как одна из проблем, но предоставление материальных средств как одна из мер поддержки молодежного предпринимательства вовсе не означает, что субсидии и прочие льготы должны предоставляться всем субъектам молодежного предпринимательства (вполне возможно организовать конкурсные отборы лучших проектов для оказания материальной помощи). С другой стороны, на мой взгляд, важно организовать доступные обучающие курсы, тренинги, семинары для обучения основам предпринимательства и основам управления предприятием с участием уже состоявшихся бизнесменов для всех желающих стать субъектами молодежного предпринимательства. Даже если молодой человек впоследствии не откроет собственный бизнес, он значительно повысит свою конкурентоспособность на рынке труда, что также является важным для государства. Московское правительство, давшее толчок к развитию молодежного предпринимательства, так и не разработало основной понятийный аппарат и полноценную концепцию развития с наиболее приоритетными видами деятельности в данной сфере, учитывая, что существование молодежного предпринимательства — это факт, который нельзя игнорировать, особенно в правовой среде. Независимо от того, существует ли нормативно-правовое закрепление молодежного предпринимательства, оно будет продолжать развиваться как перспективный сектор производства товаров, работ, услуг. Однако субъекты молодежного предпринимательства остаются наиболее уязвимыми, поскольку вынуждены вступать в конкурентные отношения с опытными предпринимателями, успевшими занять на рынке свою нишу. Поэтому, на мой взгляд, необходимо на федеральном уровне закрепить статус субъекта молодежного предпринимательства и установить для него дополнительные меры поддержки.

——————————————————————