Контрольные полномочия ПФР: действуем по закону!
(Филиппова С.)
(«Административное право», 2012, N 1)
КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПФР: ДЕЙСТВУЕМ ПО ЗАКОНУ!
С. ФИЛИППОВА
Снежана Филиппова, эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт».
С 2010 года к Пенсионному фонду перешли контрольные полномочия в области соблюдения пенсионного законодательства. На сегодняшний день достаточно нормативно-правовой информации, которая определяет права и обязанности контролеров, однако зачастую плательщики взносов забывают о своих правах. Напрасно. В определенных ситуациях с контролерами можно поспорить. В этой статье мы проанализируем моменты, на которые следует обратить внимание. Итак, обо всем по порядку.
1. Налоговые органы не вправе привлекать к ответственности
за периоды до 2010 года
С 1 января 2010 года ПФР и его территориальные органы осуществляют контроль над исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В отношении периодов, предшествующих этой дате, налоговые органы проверяют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты взносов на ОПС. Однако при выявлении нарушений налоговые органы не вправе привлекать страхователей к ответственности. Информация о задолженности по взносам на ОПС и подтверждающие документы передаются в территориальный орган ПФР, зарегистрировавший плательщика в качестве страхователя. Именно он и принимает решение о привлечении к ответственности (об отказе в этом). Налогоплательщик, в свою очередь, должен быть уведомлен о возможности представить возражения на акт выездной проверки в орган ПФР в течение 15 дней с момента его вручения. Налоговые органы могут участвовать в рассмотрении материалов проверки, получать копии решений (см. совместное письмо ПФР и Федеральной налоговой службы от 31 августа 2010 г. N АД-30-24/9291/ММВ-22-2/422@).
В дальнейшем, если вы не согласны с решением, его можно сразу обжаловать в суде, т. к. обязательный досудебный порядок рассмотрения разногласий Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрен.
2. ПФР взыскал недоимку? Проверим правильность процедуры
Пунктом 3 ст. 19 Закона N 212-ФЗ определено, что органом ПФР предварительно должно быть направлено требование об уплате недоимки, которое направляется в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Ст. 22 вышеуказанного Закона прописаны требования к содержанию документа.
Так, в обязательном порядке в требовании должны быть прописаны: сумма задолженности; размер пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования; срок уплаты причитающейся суммы; срок исполнения этого требования; меры по взысканию недоимки по страховым взносам; пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования; подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
На практике, если в требовании нет расшифровки сумм задолженности, по каким ставкам начислена задолженность либо не указан период, суды нередко принимают решения в пользу страхователей. Так, например, в Определении ВАС РФ от 30.08.2010 N ВАС-9400/10 суд указал, что при обращении в суд с требованием о взыскании недоимки и пени управление Пенсионного фонда должно подтвердить наличие недоимки соответствующими документами.
А в Постановлении от 14.04.2011 N А44-3385/2010 ФАС СЗО указал, что оспариваемое требование Пенсионного фонда об уплате страховых взносов не содержит сведений о сумме недоимки, на которую начислены пени, и основаниях возникновения этой недоимки, а также о дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней. Таким образом, суд фактически настаивал на необходимости расчета пеней в требовании Пенсионного фонда.
Так что же делать, если в требовании об уплате недоимки указана сумма, с которой вы не согласны? Согласно подп. 8 п. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны осуществлять совместную сверку сумм уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов по заявлению плательщика страховых взносов. Если данные не соответствуют действительности, вы вправе написать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа. Орган ПФР принимает соответствующее решение об уточнении типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов, на основании которого и осуществляет пересчет пеней. О принятом решении плательщик страховых взносов должен быть уведомлен в течение пяти дней после принятия данного решения (п. 11 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
Обращаем также внимание, что некоторые ошибки в платежных поручениях (например, в ИНН) не образуют недоимки (см. письмо Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2010 N 3758-19 и ПФР от 09.06.2011 N 30-26/6418).
Отметим, что в бесспорном порядке недоимка взыскивается в течение двух месяцев с момента окончания срока исполнения требования об уплате. Если данный срок будет пропущен, чиновники вправе требовать уплаты недоимки только в судебном порядке. Для взыскания установлен срок — не более 6 месяцев и не ранее окончания срока на бесспорное взыскание (ст. 19 Закона N 212-ФЗ). В настоящее время действуют Методические рекомендации по взысканию недоимки по страховым взносам, утвержденные распоряжением Правления ПФР N 33р от 11 февраля 2010 года. Однако, в отличие от налоговых органов, органы ПФР не имеют возможности приостанавливать операции по счетам плательщиков взносов, так как в Законе N 212-ФЗ отсутствует норма, аналогичная п. 5 ст. 31, ст. 76 НК РФ.
3. Имеется переплата? Возвращайте
Органы ПФР самостоятельно принимают решение о зачете излишне перечисленных сумм в счет будущих платежей. Вы можете и самостоятельно написать такое заявление, в том числе и на возврат и на зачет переплаты, переходящей с конца 2009 года по ОПС (ч. 6 ст. 26 Закона N 212-ФЗ). Обратиться за возвратом можно в течение трех лет со дня уплаты. Порядок возврата прописан в совместном письме ФНС России от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58 и Пенсионного фонда от 11.08.2010 N АД-3-24/8509@ «О порядке возврата переплаты по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование» (далее — письмо). Причем вы можете вернуть также переплату по страховым взносам в виде фиксированного платежа. Недавно принятое в пользу плательщика страховых взносов судебное решение тому подтверждение. Так, ФАС Московского округа вынес Постановление от 22.07.2011 N КА-А40/7435-11, в котором посчитал ошибочным вывод ПФР о том, что в вышеуказанном письме порядок возврата страховых взносов в виде фиксированного платежа не предусмотрен.
4. Органы ПФР обязаны давать разъяснения по вопросам
уплаты, начисления и должностных полномочий
Право давать разъяснения по применению законодательства о страховых взносах в первую очередь принадлежит Минздравсоцразвития России.
Кроме того, плательщик взносов вправе обратиться с письменным запросом о порядке исчисления и уплаты взносов в территориальные отделения или отделы (управления, филиалы) ПФР, и они будут обязаны предоставить разъяснения. Однако территориальные органы могут отвечать только на вопросы, не требующие анализа законодательных норм. Например, о порядке исчисления и уплаты страховых взносов, заполнения расчетов, реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства. По более сложным вопросам, касающимся применения норм законодательства (например, толкование положения Закона N 212-ФЗ), следует обращаться в Минздравсоцразвития РФ.
Причем, если вы будете руководствоваться письменными разъяснениями, вы освобождаетесь от уплаты пеней и штрафов за нарушение законодательства о страховых взносах при условии, что соответствующие разъяснения даны органом в пределах его компетенции, а также документ этого органа (независимо от даты издания) по смыслу и содержанию относится к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка (ч. 9 ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ).
——————————————————————