Приобретение права размещения нестационарных торговых объектов: основания, порядок, возможности

(Кондакова А. А.) («Торговое право», 2012, N 2)

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА РАЗМЕЩЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ: ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК, ВОЗМОЖНОСТИ

А. А. КОНДАКОВА

Кондакова А. А., заместитель главного редактора журнала «Торговое право».

Вопрос о размещении нестационарных торговых объектов продолжает оставаться одним из самых сложных при реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» на местах. Если порядок утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов более или менее понятен, то как может осуществляться приобретение права размещения нестационарных торговых объектов, если имущество и земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности?

Ключевые слова: торги, конкурс, аукцион, имущество, схема размещения, земельный участок, единственный участник, муниципальная собственность, государственная собственность, нестационарный торговый объект.

Важной составляющей организации торговой деятельности на территории того или иного муниципального образования является разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов. Это мероприятие имеет своими целями планирование и проектирование обеспечения муниципальных образований услугами торговли, достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, обеспечения доступности товаров для населения, а в целом — создание и применение единого порядка организации торговой деятельности. Массовое утверждение субъектами Российской Федерации порядка, правил разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов обусловлено реализацией Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> (далее по тексту — Закон о торговле), статьей 10 которого законодатель закрепил, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. ——————————— <1> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; …; 28.11.2011. N 48. Ст. 6728.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о торговле схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Общие положения, цели и отправные пункты соответствующих «порядков» уже рассматривались на страницах журнала «Торговое право» <1>. В настоящей статье проанализируем, как в принятых нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяется и реализуется возможность получения хозяйствующим субъектом права на размещение нестационарного торгового объекта в утвержденной схеме. ——————————— <1> См.: Французова И. И. Разработка схем размещения нестационарных торговых объектов: фронт работ чиновников и последствия для торговцев // Торговое право. 2011. N 1. С. 84. Мочалова Е. А. Критерии, принципы, правила и источники, учитываемые при разработке схем размещения нестационарных торговых объектов // Торговое право. 2011. N 2. С. 69.

Федеральное законодательство

Для начала обратимся к федеральному законодательству. Гражданским кодексом РФ <1> государственная собственность определяется как имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (статья 214 Гражданского кодекса РФ). Муниципальной же собственностью на основании статьи 214 Гражданского кодекса РФ признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, причем статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <2> определен довольно широкий перечень объектов, являющихся муниципальным имуществом. ——————————— <1> СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301; …; 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7041. <2> СЗ РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822; …; 12.12.2011. N 50. Ст. 7359.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» <1> и вышеназванным Федеральным законом органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответственно самостоятельно принимают решения по вопросам регионального и местного значения. ——————————— <1> СЗ РФ. 18.10.1999. N 42. Ст. 5005; …; 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7042.

Это подтверждается и нормами земельного законодательства, на основании которых земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (статья 28 Земельного кодекса РФ <1>), а предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса РФ). ——————————— <1> СЗ РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147; …; 19.12.2011. N 51. Ст. 7448.

Конкурсы или аукционы?

Поскольку особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определяются статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <1> (далее по тексту — Закон о защите конкуренции), то пунктом 1 указанной статьи предусматривается заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Исключение из этой императивной нормы составляют случаи, когда право на соответствующее имущество предоставляется лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение указанных выше договоров в этих случаях является обязательным (пункт 13 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции). ——————————— <1> СЗ РФ. 31.07.2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434; …; 12.12.2011. N 50. Ст. 7343.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее — Правила проведения конкурсов или аукционов), утверждены Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 <1>. Упомянутые Правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе требования к участникам конкурсов и аукционов, условия допуска к участию в конкурсе и аукционе, порядок подачи заявок и другие требования. Более того, в соответствии с Разъяснениями ФАС России по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, поскольку подача единственным участником, единственным заявителем заявки на участие в торгах является акцептом оферты, организатор торгов обязан заключить договор аренды государственного или муниципального имущества с данным участником торгов, единственным заявителем (в случае соответствия заявки на участие в торгах, поданной единственным заявителем, требованиям, установленным документацией о торгах, в том числе требованиям к участникам торгов) на условиях, предусмотренных документацией о торгах. ——————————— <1> РГ. N 37. 24.02.2010; N 278. 09.12.2011.

Исключения есть всегда

Довольно любопытной является норма Закона о защите конкуренции, которая до 01.07.2015 года разрешает заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в статье 14 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» <1>, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015 (часть 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции). ——————————— <1> СЗ РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4006; …; 12.12.2011. N 50. Ст. 7343.

Земельные участки

Что касается земельных участков как объектов государственной или муниципальной собственности, то процедура приобретения права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) полностью регламентирована статьей 38 Земельного кодекса РФ. Соответственно, предметом торгов будет являться право на заключение договора аренды такого земельного участка, а форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка определяет собственник земельного участка (исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции). Итак, порядок организации и проведения торгов по приобретению права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности определен Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» <1> и в утвержденных им Правилах организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее по тексту — Правила организации и проведения торгов). ——————————— <1> СЗ РФ. 18.11.2002. N 46. Ст. 4587; …; 19.09.2011. N 38. Ст. 5396.

Детально

Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы. При этом задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20% начального размера арендной платы. В форме конкурса торги проводятся только в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка. Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Дополнительные требования предъявляются к юридическим лицам пунктом 10 Правил организации и проведения торгов, которые в соответствии с абзацем 4 названного пункта дополнительно прилагают к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо, в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент). Претендент имеет право отозвать принятую организатором торгов заявку до окончания срока приема заявок, уведомив об этом (в письменной форме) организатора торгов, при этом организатор торгов обязан возвратить внесенный задаток претенденту в течение 3 банковских дней со дня регистрации отзыва заявки в журнале приема заявок. В случае же отзыва заявки претендентом позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников торгов в каждом конкретном случае (пункт 12 Правил организации и проведения торгов). Пунктом 25 Правил организации и проведения торгов устанавливается, что результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов. В протоколе указываются: а) регистрационный номер предмета торгов; б) местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок; в) предложения участников торгов; г) имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина); д) размер арендной платы.

Право размещения нестационарных торговых объектов

Остановимся подробнее на конкретных основаниях предоставления права размещения нестационарных торговых объектов и правилах включения нестационарных торговых объектов в схему размещения соответствующих торговых объектов.

Государственная собственность

Что касается государственной собственности, то тут дело обстоит следующим образом — Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 <1> утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее по тексту — Правила включения нестационарных объектов). Порядок, установленный Правительством РФ, на первый взгляд довольно прост: включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. То есть для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения, в котором указываются следующие сведения: ——————————— <1> СЗ РФ. 04.10.2010. N 40. Ст. 5097.

а) нормативы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования; б) цель использования объектов, включаемых в схему размещения; в) виды объектов, планируемых к включению в схему размещения; г) планируемые сроки размещения объектов. Но что происходит до этапа предоставления заявления органом местного самоуправления в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества. Как решается вопрос о включении того или иного нестационарного объекта в схему размещения? Проходят ли торги? И как быть в случае, если на одно и то же место претендует несколько собственников нестационарных торговых объектов? Эти вопросы разрешаются на уровне субъектов Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» <1> предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов в г. Москве на земельных участках, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий по итогам аукционов. Таким образом, представляется следующая ситуация: победив на торгах, хозяйствующий субъект, пройдя все связанные с этим процедуры, все же не может рассчитывать на беспрепятственное включение в схему размещения нестационарных торговых объектов, поскольку включение объектов в схему осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. То есть получается, что помимо победы на торгах остается еще несколько «согласовательных» процедур. Таким образом, тезис о простоте установленного порядка в отношении государственной собственности не подтверждается. ——————————— <1> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 10.

Муниципальная собственность

Следующим рассмотрим вопрос о том, как хозяйствующим субъектам получить право на размещение нестационарных торговых объектов в схеме на муниципальном уровне. Как уже было указано, органы государственной власти субъекта Российской Федерации утверждают порядок, правила разработки и утверждения схемы размещения нестационарного торгового объекта. Однако в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, как правило, отсутствует указание на основание приобретения права на размещение соответствующих объектов. Исключение составляют лишь отдельные субъекты Российской Федерации, в нормативных правовых актах которых определяется такая форма схемы размещения, в которой указано основание приобретения права. Показательным примером является Постановление Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 N 128-пр «О Порядке разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края», которым установлено, что схема представляет собой адресный перечень мест размещения нестационарных торговых объектов, который должен содержать: 1) порядковый номер места размещения нестационарного торгового объекта; 2) место размещения (адресный ориентир) нестационарного торгового объекта; 3) наименование органа, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, здания, строения, сооружения; 4) наименование юридических и физических лиц, обладающих правами владения и (или) пользования земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности; 5) вид нестационарного торгового объекта; 6) вид торговли (без перемещения, развозная, разносная); 7) специализация нестационарного торгового объекта (с указанием групп товаров, если торговля специализированная); 8) срок, период размещения нестационарного торгового объекта; 9) основания предоставления права размещения нестационарного торгового объекта (аукцион, конкурс, заявление юридического лица, индивидуального предпринимателя и др.). В большинстве своем регламентация приобретения права аренды того или иного муниципального имущества определяется в общих нормативных правовых актах органов местного самоуправления, что впоследствии отражается в распорядительных актах органов местного самоуправления (в нашем случае — о размещении нестационарных торговых объектов). Например, решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 923-I «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования — городской округ город Рязань» <1> устанавливается, что заключение договоров аренды имущества муниципальной казны может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. А на основании данного положения в г. Рязани действует Положение о порядке проведения торгов на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, являющегося временной конструкцией, и договора на размещение нестационарного торгового объекта, являющегося передвижным сооружением, утвержденное Постановлением Администрации города Рязани от 14.06.2011 N 2505 <2>, в соответствии с которым определяется порядок проведения торгов на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, являющегося временной конструкцией, и договора на размещение нестационарного торгового объекта, являющегося передвижным сооружением, причем торги на право заключения вышеуказанного договора проводятся в форме аукциона. ——————————— <1> Рязанские ведомости. 2008. N 248 — 249. <2> Рязанские ведомости. 2011. N 110.

Итак, в целом возникновение права размещения именно нестационарных торговых объектов регламентируется актами органов местного самоуправления. Среди общего количества таких актов выделим некоторые из них. Постановление администрации муниципального образования «Северодвинск» от 24.05.2011 N 192-па «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Северодвинска» <1>, согласно которому после утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов Управление экономики администрации Северодвинска проводит отбор хозяйствующих субъектов для организации торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов. Соответствующий отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой. ——————————— <1> Бюллетень нормативно-правовых актов «Вполне официально». 2011. N 20.

В г. Перми решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27 «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в части размещения нестационарных торговых объектов» <1> определено, что основанием для размещения нестационарных торговых объектов является договор на размещение нестационарного торгового объекта. Нестационарные торговые объекты размещаются по результатам торгов; при этом торги проводятся в форме аукциона. ——————————— <1> Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 2011. N 18.

Порядок организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов в г. Калининграде, утвержденный решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 07.04.2010 N 82 <1>, также определяет, что предоставление права размещения нестационарных торговых объектов осуществляется путем проведения торгов по продаже права на заключение договоров на размещение соответствующих объектов. Однако в данном случае торги проводятся в форме конкурса. Более того, в отличие от большинства подобных актов органов местного самоуправления рассматриваемый Порядок регламентирует ситуацию, когда в конкурсе участвует только один участник — организатор конкурса вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и в случае его соответствия требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, принять решение о заключении с этим участником конкурса договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении, в 30-дневный срок со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся. В случае если по результатам рассмотрения представленного только одним участником конкурса конкурсного предложения организатором конкурса не было принято решение о заключении с этим участником конкурса договора на размещение нестационарного торгового объекта, то задаток, внесенный этим участником конкурса, возвращается ему в 15-дневный срок. ——————————— <1> Гражданин (специальный выпуск). 2010. N 17.

Что касается решения данного вопроса в других муниципальных образованиях, то, как правило, при наличии на торгах только одного участника они признаются несостоявшимися.

Резюме

Рассмотрев основные аспекты приобретения права на размещение нестационарных торговых объектов в схеме размещения, заметим, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления по-разному разрешают вопрос о предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов. Очевидно, что отсутствие единого подхода и регламента по данному вопросу в Законе о торговле допускает различные пути решения этих вопросов органами местного самоуправления, что не обеспечивает достижения цели Закона — обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности.

——————————————————————

Вопрос: На основании части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, должен обеспечиваться доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора. Каковы эти существенные условия, подлежащие раскрытию? («Торговое право», 2012, N 2)

Вопрос: На основании части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, должен обеспечиваться доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора. Каковы эти существенные условия, подлежащие раскрытию?

Ответ: Согласно части 2 пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ <1> существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. ——————————— <1> СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301; …; 11.04.2011. N 15. Ст. 2038.

Принимая во внимание положения статей 454 и 455 Гражданского кодекса РФ <2>, а также положения статьи 506 Гражданского кодекса РФ, которой устанавливается, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, существенными условиям договора поставки следует считать условия о товаре (наименование, количество, качество), а также срок (сроки) исполнения обязательств по поставке товара. ——————————— <2> СЗ РФ. 29.01.1996. N 5. Ст. 410; …; 14.02.2011. N 7. Ст. 901.

Однако следует заметить, что условие о сроке исполнения обязательств хоть и является существенным для договора поставки, но согласно пункту 1 статьи 457 Гражданского кодекса РФ и пункту 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» <1> в случаях, когда моменты заключения и исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, то при разрешении споров суды исходят из того, что срок поставки определяется по правилам, установленным статьей 314 Гражданского кодекса РФ. Согласно пункту 2 названной статьи в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. ——————————— <1> Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.

Также исходя из того, что норма части 1 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> является альтернативной и предполагает два возможных варианта обеспечения доступа к информации хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров, соответствен но, хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, вправе обеспечить доступ к необходимой информации путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса. Решение в пользу второго способа предоставления доступа позволяет обеспечить конфиденциальность информации о договорной практике организации. ——————————— <1> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; …; 28.11.2011. N 48. Ст. 6728.

Дополнительно к существенным условиям договора поставки хозяйствующий субъект может раскрыть основные, базовые условия договора поставки, такие как требования к количеству и качеству товаров, условия о сроке исполнения обязательств по поставке и иную информацию. Также могут размещаться либо предоставляться типовые формы договора поставки.

А. А.Кондакова Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

——————————————————————