Опыт правового регулирования объектов интеллектуальной собственности и инновационной деятельности (на примере Германии)

(Мингалева Ж. А., Логинова Т. Е.) («Вестник Пермского университета», 2012, N 1)

ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ) <1>

Ж. А. МИНГАЛЕВА, Т. Е. ЛОГИНОВА

——————————— <1> Работа выполнена в рамках гранта РГНФ 10-03-00481/а «Коллизии норм международного и российского права в сфере использования и охраны результатов интеллектуальной деятельности».

Мингалева Ж. А., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой национальной экономики и экономической безопасности, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Логинова Т. Е., кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой международного и европейского права, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Статья посвящена анализу специфики правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности в Германии. Выявлены особенности организации и юридической защиты научно-исследовательской системы Германии, проанализирован комплекс законов в области охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности. Значительное внимание уделено особенностям германского патентного права и правовому регулированию отношений между предпринимателем и служащим по поводу созданных ими изобретений.

Ключевые слова: охрана прав интеллектуальной собственности; патентная деятельность; инновационное развитие.

Experience of legal regulation of intellectual property and innovation activity (German example) Zh. A. Mingaleva, T. E. Loginova

Mingaleva Zh. A., Perm State National Research University.

Loginova T. E., Perm State National Research University.

The paper examines the influence of precise and secure fixation of Intellectual property rights (IPR) upon social and economic development of the region. This is analyzed on example of interrelations between national legal regulation of protection and use of intellectual property (IP) and innovation activity in developed countries. The accent is made on the analysis of the specific character of legal protection and use of IP in Germany as a country with the developed innovation economy and effective IPR regulation. Serious achievements of Germany in innovation development are mostly connected with the specific character of its legislation in the sphere of IPR protection. As object of the analysis, Germany is taken, as the country with the most developed innovative economy and the basic partner of Russia in trade area of hi-tech production. Besides, the German patent right has formed a basis of the Russian legislation in the field of protection of intellectual property rights. Among 27 countries of the European Union on which calculation of innovative activity and the patent statistics (EU-27) is conducted, Germany confidently leads in all indicators connected with realization of innovative activity. It is necessary to notice that Germany is also the largest foreign partner of Russia in trade of technologies. The peculiarities of organization and legal protection of scientific and research system of Germany are revealed. The complex of legal rules in the sphere of protection and use of IP is analyzed. The main attention is paid on German patent law and legal regulation of relations between employer and employee, who created the invention. German experience can be very useful for IP legislation improvement. The paper analyzes the peculiarities of legal protection and use of IP in Germany and legal regulation of IP and innovation activity. The specific features of German patent law are distinguished. The recommendations for Russia patent system improvement are formulated.

Key words: legal protection of intellectual property; patent activity; innovation development.

Важность четкого и надежного фиксирования прав на изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности для социально-экономического развития стран можно проследить на примере взаимосвязи национально-правового регулирования охраны и движения объектов интеллектуальной собственности и инновационной деятельности в ведущих странах мира. В качестве объекта анализа возьмем Германию как страну с наиболее развитой инновационной экономикой и действенным законодательством в области охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Среди 27 стран Европейского союза, по которым ведется подсчет инновационной активности и патентной статистики (ЕС-27), Германия в течение последнего десятилетия уверенно лидирует по всем показателям, связанным с осуществлением инновационной деятельности, а по ряду направлений занимает первые места в мире, опережая США, Японию, Китай. Также Германия является и ведущим зарубежным партнером России по торговле технологиями — крупнейшим импортером высокотехнологичной продукции в Россию. Серьезные успехи Германии в инновационном развитии в значительной степени связаны с особенностями ее законодательства в области охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности. В этой связи опыт Германии может быть весьма полезным для совершенствования отечественного законодательства в области охраны и использования РИД, тем более что многие новеллы 90-х гг. XX века в развитии российского авторского и патентного права создавались именно исходя из традиции германского законодательства. Так, законы Германии во многом послужили основой для формирования в 1992 — 1993 гг. современного российского законодательства в сфере регулирования и охраны объектов промышленной собственности. Прежде всего это относится к патентному праву, в меньшей степени — к авторскому праву. Что касается правовой охраны баз данных и компьютерных программ, то в их отношении в Германии действует специальный закон, хотя общая охрана этих объектов осуществляется в рамках авторского права, что напоминает ситуацию в России. Наконец, для российских специалистов в области охраны результатов интеллектуальной деятельности весьма полезным является германский опыт преобразования и интеграции в патентную систему ФРГ патентной системы бывшей ГДР и формирования на их основе современного законодательства. Важность этого опыта заключается, среди прочего, и в том, что данный процесс прошел в Германии более организованно, чем в России, хотя проблем было немало. Это свидетельствует о его объективной сложности, долговременности и необходимости разработки и последовательной реализации целого комплекса мер [1]. Наконец, схема организации науки и научных исследований в Германии наиболее близка к российскому варианту, и германский опыт стимулирования НИОКР и инноваций может быть весьма полезен как отечественным специалистам-практикам, так и вузовским исследователям. Итак, в Германии основой научно-технического развития выступает хорошо организованная и юридически защищенная научно-исследовательская система, отличающаяся существенным разнообразием научных и научно-исследовательских учреждений, высокой степенью их автономности и множественностью форм взаимодействия, что и позволило Германии добиться весьма впечатляющих результатов в области науки и инноваций. Достижение таких результатов в значительной степени было обеспечено особенностями германского законодательства в сфере интеллектуальной собственности, которое отличается большой степенью детализации. В частности, помимо закона об авторском праве и смежных правах, в Германии действуют два специальных закона, один из которых регулирует общий оборот авторских и смежных прав, а другой — административные отношения, связанные с авторскими и смежными правами. Не останавливаясь подробно на анализе всей совокупности нормативно-правовых актов Германии в области охраны интеллектуальной собственности, проанализируем германское законодательство в сфере регулирования и охраны объектов промышленной собственности, в частности патентное право Германии, поскольку именно с этой отраслью законодательства наиболее тесно связаны достижения и перспективы научно-технического и инновационного развития современных стран. Предварительно отметим, что помимо отдельных законов об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, а также закона о пресечении недобросовестной конкуренции в Германии действует самостоятельный закон о промышленной собственности, увязывающий все иные законы и международные соглашения в единую систему. Патентное право Германии базируется на целом комплексе нормативных документов, регламентирующих оформление заявок на изобретения. Основным нормативным актом в области охраны изобретений выступает Патентный закон ФРГ (Patentgesetz — PatG) от 16 декабря 1980 г., с изменениями и добавлениями [8]. Он устанавливает круг объектов, охраняемых патентами, порядок получения патентов, структуру и функции Патентного ведомства и Патентного суда, ответственность за нарушения патентов. Кроме того, патентные правоотношения регулируются еще рядом правовых актов, к числу которых относятся: Порядок подачи заявок на выдачу патента (Verordnung uber die Anmeldung von Patenten) от 29 мая 1981 г. с изменениями и добавлениями [11]; Памятка по пошлинам, подлежащим уплате (Kostenmerkblatt — Gebuhren und Auslagen des Deutschen Patentamts und des Bundespatentsgerichts (принята в июне 2010 г.) [7]; указание по составлению справки об авторах от 29 мая 1981 г. (Erfinderbenennungsverordnung — ErfBenVO) [6]; Инструкция по экспертизе от 24 июня 1981 г. (Begutachtung); Инструкция по проведению поиска публикаций от 24 июня 1981 г.; Закон от 13 июня 1980 г. об оказании помощи в оплате процессуальных расходов (Verfahrenskostenhilfe), дополненный соответствующими параграфами Патентного закона (§ 129 — 138 PatG — Verfahrenskostenhilfe). Также в патентном праве Германии большую роль играет судебная практика. И хотя решения, выносимые Патентным, Федеральным и общими судами при рассмотрении патентных дел, не являются обязательными для дальнейшей деятельности судов, тем не менее они влияют на патентную политику по важнейшим практическим вопросам. Например, одной из проблем германского патентного законодательства является то, что Патентный закон не содержит определения изобретения. Содержание этого понятия складывается из совокупности критериев патентоспособности, которые закреплены в законе, а также разработаны судебной и административной практикой. Таким образом, административная и судебная практика по патентным делам толкует и восполняет пробелы Патентного закона и является важным инструментом защиты прав предпринимателей в области охраны интеллектуальной собственности. В соответствии с положениями Патентного закона Германии (§ 1 PatG — Patentfahige Erfindung — патентоспособность изобретения), судебной и административной практикой критерий патентоспособности (Patentfahigkeit), применяемый в законодательстве при решении о принятии заявки на патент и выдаче патента, включает в себя три элемента: новизну (Neuheit); изобретательскую деятельность (erfinderische Tatigkeit) и промышленную применимость (Gewerblichkeit). Рассмотрим эти элементы более подробно. В патентном законодательстве Германии понятие новизны (§ 3 PatG-Neuheit, altere Anmeldungen, unschadliche Offenbarungen) раскрывается через уровень техники. Вообще, нужно отметить, что согласно § 3 PatG само понятие «техника» выступает единственным критерием, применяемым для отграничения технических решений от иных объектов творческой деятельности человека, которые охраняются на основе других законов — об авторском праве, о промышленных образцах и т. д. Изобретение считается новым, если на дату приоритета заявки (Prioritat einer nationalen Erstanmeldung (innere Prioritat) — дата первоначально поданной заявки на выдачу охранного документа в соответствующее патентное ведомство) оно не относится к существующему уровню развития техники. При этом к понятию «уровень техники» относятся любые знания, ставшие доступными общественности посредством письменного или устного описания, путем использования или иным путем как в Германии, так и за границей. В законе особо оговорено, что в понятие «уровень техники» входит содержание всех ранее поданных патентных заявок, как национальных, так и европейских, если по ним испрашивается охрана в Германии, а также международных заявок, поданных на основе Договора о патентной кооперации, если по международной заявке Патентное ведомство (Patentamt) Германии является указанным ведомством. Национальные заявки, своевременно не опубликованные из соображений государственной тайны, считаются опубликованными через 18 месяцев с даты их поступления и по прошествии этого времени рассматриваются как входящие в существующий уровень техники, который учитывается при проведении экспертизы на новизну. Однако, согласно тому же Патентному закону Германии, патентозаявителю может быть предоставлена льгота по новизне, если будут обнаружены и доказаны следующие случаи: 1) выявлен факт очевидного злоупотребления в отношении заявителя или его правопредшественника; 2) если суть изобретения была раскрыта ранее ограниченному кругу лиц; 3) изобретение было выставлено заявителем или его правопредшественником для обозрения на официально признанной выставке. Выставочная льгота по новизне применяется, если заявитель при подаче заявки указал, что изобретение экспонировалось на выставке и представил документ, подтверждающий этот факт не позднее четырех месяцев с даты подачи заявки. При этом выставка должна соответствовать условиям, предусмотренным Конвенцией о международных выставках, о ее проведении должно быть официально объявлено в «Вестнике федеральных законов» Германии. Из этого следует, что, согласно Патентному закону Германии, к изобретению, по сути, предъявляются требования абсолютной мировой новизны. Однако в практике часто встречают ситуации, когда суть изобретения раскрывается в материалах, доступных лишь ограниченному кругу лиц, например в деловой переписке, закрытых изданиях и т. д. Если такие источники действительно доступны лишь ограниченному кругу лиц, то, согласно Патентному закону, такое разглашение не рассматривается как нарушающее новизну изобретения. Это общее правило относится к любым источникам и является определяющим при их оценке с точки зрения понятия новизны технического решения. Вторым элементом критерия патентоспособности, установленным в Патентном законе Германии, является понятие «изобретательская деятельность» (§ 4 PatG). Данное понятие является синонимом «изобретательского уровня» — критерия, ранее применяемого в ФРГ в административной и судебной практике, но не закрепленного в современном германском законодательстве. Несмотря на новое название критерия — изобретательская деятельность, полностью неизменным сохранилось его прежнее содержание, т. е. оценка критерия носит субъективный характер, что связано с понятием «знания среднего специалиста». Нужно отметить, что к критерию изобретательского уровня в Германии всегда предъявлялись очень жесткие требования, значительно более строгие, чем в других европейских странах, а именно наличие или отсутствие критерия изобретательской деятельности устанавливается при определении субъективного признака — неочевидности для специалиста. В настоящее время, в соответствии с Патентным законом, практикой Патентного ведомства, а также судебной практикой наличие изобретательской деятельности в заявляемом на выдачу патента решении признается, если: — существующие на дату приоритета заявки изобретения и уровень техники не в состоянии удовлетворить имеющуюся потребность; — несмотря на имеющуюся потребность в новом техническом решении, специалисты не могли найти необходимого ответа на проблему в течение длительного времени, а неоднократные попытки решить эту проблему оказались неудачными; — в процессе поиска удовлетворяющего решения имелись значительные технические сложности, которые необходимо было преодолеть при создании изобретения [8]. Также при установлении наличия критерия изобретательской деятельности во внимание принимается полезность получаемого результата, например упрощение, удешевление или иные проявления технической прогрессивности. Однако если, по мнению экспертов Патентного ведомства, решение в рамках подаваемой заявки на патент не соответствует указанному критерию, то законом установлена возможность для заявителя подачи заявки на полезную модель (Gebrauchmuster) и испрашивание так называемого малого патента со сроком действия свидетельства на полезную модель в течение 3 лет и возможностью его продления: сначала сроком на 3 года, затем еще два раза по 2 года. Таким образом, общая продолжительность действия охраны на полезную модель — 10 лет (стандартный срок действия патента в Германии установлен в 20 лет с даты, следующей за днем подачи заявки на патент). Третьим элементом критерия патентоспособности, установленным в Патентном законе Германии, является промышленная применимость (Gewerblichkeit Anwendbarkeit) (§ 5 PatG). Данное понятие имеет весьма широкий смысл. «Промышленная применимость» означает: 1) пригодность заявленного решения для изготовления в сфере промышленного производства или для применения в качестве технического средства; 2) возможность применимости заявленного решения вообще, т. е. его выполнимость и работоспособность. Нужно отметить, что в законе, в частности в § 5 PatG, критерий промышленной применимости сформулирован достаточно широко и охватывает все отрасли хозяйства, включая как собственно промышленность, так и сельское хозяйство: «изобретение считается промышленно применимым, если оно может быть изготовлено или применено в любой отрасли промышленности, включая сельское хозяйство». Однако при оценке данного критерия важно правильно определить, предполагает ли заявленное решение его изготовление на промышленном предприятии или допускает применение на таком предприятии в качестве технического средства. При этом законом допускается (понятие достаточности) простое наличие самой возможности такого изготовления или применения, без его фактического подтверждения. Одновременно критерий промышленной применимости является причиной исключения ряда объектов из числа патентоспособных. Так, § 5 PatG непосредственно в своем названии (gewerbliche Anwendbarkeit, medizinische Verfahren) уже содержит ключевое исключение из патентоспособности: хирургические и терапевтические способы лечения людей и животных, а также методы диагностики, практикуемые на организме человека или животного, не отвечающие требованию промышленной применимости. Однако, это положение закона не распространяется на изделия (например, хирургические инструменты, аппаратура, применяемая для терапевтического лечения, и т. д.), а также на вещества (смеси), предназначенные для использования в рамках терапевтического лечения. Также в Германии предусмотрены выдача патентов на способы получения различных веществ (пищевых, лекарственных, вкусовых и др.), получаемых в процессе применения штаммов микроорганизмов — продуцентов этих веществ, и охрана самих штаммов микроорганизмов. При этом обязательным является депонирование микроорганизма. Наконец, с 1968 г. выдаются патенты и на вещества, полученные химическим путем. Нужно отметить, что ранее в германском Патентном законе применялся критерий «технической прогрессивности», который в настоящее время не является самостоятельным критерием. Однако он не был полностью устранен законодателем — Патентное ведомство и судебная практика исходят из того, что техническая прогрессивность в контексте улучшения технических свойств и техники в целом присуща самому понятию изобретения. Наконец, наряду с рассмотренными критериями патентоспособности к изобретению предъявляется также требование удовлетворять общественную (социальную) потребность (gesellschaftliche Bedurfnisse). Так, патентуются изобретения, предназначенные для удовлетворения не только материальных, но и других потребностей человека, например эстетических, для удобства или развлечения (игрушки). Общие правила охраны патентов в Германии тождественны с международными. Так, без разрешения патентообладателя запрещается изготавливать, сбывать или использовать продукт, являющийся предметом патента, а также импортировать или создавать запасы такого продукта для данных целей (§ 139 — 142b PatG «Rechtsverletzungen» — правонарушения). Выданный патент может быть оспорен (Patentstreitigkeiten — патентные споры) и признан недействительным в связи с отсутствием признаков патентоспособности, в первую очередь новизны. Дела о нарушении патентов (§ 65 — 72 PatG «Patentgericht» — суд по патентным делам; § 73 — 99 PatG «Abschnitt Verfahren vor dem Patentgericht» — судопроизводство по патентным делам; § 100 — 122 PatG «Abschnitt Verfahren vor dem Bundesgerichtshof» — порядок обращения в суд; § 143 — 145 PatG «Verfahren in Patentstreitsachen» — процессуальные действия по патентным спорам; § 43 Arbeitnehmererfindungsgesetz «Ubergangsvorschrift» — предписание о передаче дела в компетентный суд) рассматриваются земельными судами. Окончательные решения по искам чаще всего выносятся в судах I инстанции. Приблизительно 1/3 дел рассматривается в судах II инстанции — высшем земельном суде, а 1/6 часть — в Верховном суде как ревизионной инстанции. Второй важной особенностью германского законодательства в области охраны прав интеллектуальной собственности, в частности изобретений, является осуществление правового регулирования отношений между предпринимателем и служащим по поводу созданных ими изобретений. Эти правоотношения регламентируются законом об изобретениях служащих (Deutsches Gesetz Uber Arbeitnehmererfindungsgesetz) [5]. Именно в этом Законе прописаны нормативные положения, связанные с охраной коммерческой тайны (§ 24 Geheimhaltungspflicht — обязанность не разглашать тайну; § 25 Verpflichtungen aus dem Arbeitsverhaltnis — обязанность, вытекающая из трудового договора, и др.). Закон об изобретениях служащих основан на двух принципах: 1) обеспечение предпринимателям наиболее благоприятных условий для присвоения изобретений, создаваемых служащими; 2) стимулирование изобретательской деятельности и творческой активности служащих путем выплаты изобретателю-служащему соразмерного вознаграждения за использование изобретения. В Законе о служебных изобретениях имеются три статьи, объединенные в единую часть и посвященные изобретениям лиц, связанных с государственной, в том числе военной, службой. Сюда относятся: ст. 40 «Arbeitnehmer im offentlichen Dienst» («Работники государственной службы»); ст. 41 «Beamte, Soldaten» («Чиновники (должностные лица) и представители Бундесвера»); ст. 42 «Besondere Bestimmungen fur Erfindungen an Hochschulen» («Специальные условия для преподавателей и исследователей высших учебных заведений»). Все три статьи либеральны по смыслу, причем особенно широкие права предоставлены университетским преподавателям и исследователям. В отличие от работников частных фирм они имеют приоритет в праве патентовать изобретения на свое имя (Prioritat einer nationalen Erstanmeldung (innere Prioritat)). Университет может получить компенсацию при коммерческом использовании изобретения, но только в объеме затрат на соответствующие исследования и не более. При этом вообще не идет речи о возмещении затрат бюджету. Что же касается вознаграждения авторам служебного изобретения частных фирм, то оно выплачивается только в тех случаях, если использование изобретения привело к существенной прибыли компании. Общепринятая теория гласит, что в силу «связанности» изобретения с предприятием, где занят создавший его служащий, право на изобретение, первоначально возникшее у него, переходит к предпринимателю. При этом для определения размера вознаграждения во внимание принимаются такие факторы, как деятельность компании и ее размер. Таким образом, анализ законодательства Германии позволяет выявить ряд основных современных тенденций развития нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в стране, которые направлены: 1) на защиту национальных интересов и создание благоприятных условий для использования достижений науки и техники в производстве, включая разработку и широкое использование необходимых стимулов, поощряющих научные исследования в частном секторе, а также меры государственной поддержки и развития малого инновационного предпринимательства; 2) на децентрализацию патентно-лицензионной деятельности, на расширение прав федеральных лабораторий на интеллектуальную собственность, полученную за счет средств федерального бюджета; 3) на регулирование условий коммерциализации и передачи технологий из военного в гражданский сектор экономики, а также из гражданско-государственного в частный сектор экономики. Законы ограничивают влияние федерального правительства на выбор приоритетов и целей в научных исследованиях, что дает возможность для развития различных подходов по решению тех или иных вопросов. Это позволило установить высокий уровень заинтересованности и ответственности регионов и частного сектора в охране и использовании результатов интеллектуальной деятельности, что расширило возможности и стимулы для сотрудничества высших учебных заведений с экономикой, в особенности с малыми и средними по размеру предприятиями. Сделанные выводы подтверждаются практикой. Как уже отмечалось ранее, среди 27 стран Евросоюза (ЕС-27) Германия уверенно лидирует по всем показателям, связанным с осуществлением инновационной деятельности. Также в течение последних десятилетий Германия уверенно лидировала среди всех стран Европы в области распределения венчурного инвестирования в высокотехнологичные отрасли и предприятия — в 2007 г. в стране было осуществлено 815 венчурных инвестиционных проектов, или 27,5% всего их количества в ЕС-27 — 2974. Для сравнения: в Швеции (второе место в ЕС) их было 487, в Великобритании — 384, во Франции — 367, в Финляндии — 255, в Норвегии — 215, в Нидерландах — 202 [7, p. 223]. Другой показатель инновационной активности — объемы экспорта и импорта продукции на основе высоких технологий — также наилучший среди всех европейских стран именно у Германии. В 2005 г. Германия была крупнейшим импортером продукции на основе высоких технологий (105 млн. EUR), так же как и экспортером (115 млн. EUR) [6, p. 181]. В 2007 г. эта тенденция сохранилась (108 млн. EUR и 125 млн. EUR соответственно). У Германии была и остается самая высокая среди европейских стран положительная величина внешнеторгового баланса — 10,3 млн. EUR в 2005 г. и 17 млн. EUR в 2007 г., это было третьим в мире положительным сальдо внешнеторгового баланса после Китая в размере 98,5 млн. EUR и Корейской Республики (EUR 31 млн.) [9, p. 181; 10, p. 228]. Теперь рассмотрим результаты патентной деятельности в Германии. Как показывает анализ, столь высокие и успешные показатели развития инновационной деятельности в Германии в значительной степени связаны с ее успешной деятельностью в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Это можно проследить на примере патентной активности. Согласно данным Евростата в 2005 г. Германией было зарегистрировано 32 644 патента, что составило 42,7% всех европейских патентов и соответствует третьему месту в мире после США — 127 169 патентов и Японии — 54 661 патент и в разы опережает Францию — 11 168 патентов (4-е место в мировом рейтинге) и Республику Корея — 11 100 патентов (5-е место) [10, p. 184]. Из них в Европейском патентном бюро (EPO — Europe Patent Office) в 2005 г. Германией было зарегистрировано 23 364 патента (2-е место в мире после США (34 022 патента) и опережает Японию с 20 913 патентами) [10, p. 186], а в Патентном и торговом офисе США (USPTO — United State Patent and Trademark Office) — 9280 патентов (3-е место в мире после США (93 147 патентов) и Японии (33 748 патентов)) [10, p. 184]. При этом общая суммарная стоимость всех патентов Германии составила практически 15% ВВП страны. Особенностью Германии является и то, что подавляющее большинство полученных патентов активно используются в бизнесе. Так, согласно статистике, 90,8% всех патентов Германии приходится на частный сектор, что соответствует ведущим мировым тенденциям (в США на долю частных предприятий приходится 89,8% всех используемых патентов; в Японии — 96,6%; в Финляндии и Швеции — по 94,5%; а самый большой показатель использования патентов частным бизнесом на Мальте — 99%) [10, p. 189]. Что касается отраслевого распределения патентов, то в Германии в 2005 г. оно было следующим: 30,9% всех патентов было сосредоточено в отрасли электротехнического и оптического оборудования; 20,6% — в химической промышленности и производстве синтетического волокна; 16,1% — в транспортном машиностроении и еще 14,3% — в общем машиностроении и производстве оборудования [10, p. 188]. Наконец, распределение патентов по областям науки и техники по восьми укрупненным разделам Международной классификации изобретений было следующим: различные технологические процессы — 23,7%; электричество — 14,9%; прикладная механика, освещение и отопление, двигатели и насосы, оружие и боеприпасы — 14,3%; физика — 14,2%; удовлетворение жизненных потребностей человека — 14,1%; химия и металлургия — 12,2%; строительство — 4,4%; текстиль и бумага — 2,1% [10, p. 186]. Таким образом, достаточно высокая степень однородности распределения патентов на изобретения свидетельствует о необходимом разнообразии германских R&D; и требуемой для поддержания устойчивости национального развития диверсификации структуры экономики. Нужно отметить, что Германия является и самым крупным зарубежным партнером России по торговле технологиями. Так, в 2009 г. оборот высокотехнологичной продукции внешнеторгового баланса Германия — Россия составил 429 сделок на общую сумму стоимости предмета соглашения сделки почти $600 млн., из них $446,2 млн. пришлось на экспортные сделки (262 сделки) и $137,4 млн. — на импорт (262 сделки). Всего Германия получила от России $147,5 млн. выплат средств за год, в то время как сама заплатила только $43,0 млн. Таким образом, Германия является чистым экспортером высоких технологий в Россию со стоимостью предметов сделки на сумму $308,8 млн. и общими выплатами государства на сумму $104,5 млн. [3, с. 576]. Таким образом, германское патентное право может служить примером и основой для развития российского законодательства в области охраны прав интеллектуальной собственности. Это тем более важно, что, как показал анализ, одной из негативных тенденций современного инновационного развития отечественной экономики являются медленные темпы роста инновационной активности российских предпринимателей, слабое применение в хозяйственной деятельности последних достижений науки, техники и технологий, что, в свою очередь, тесно связано с наличием серьезных проблем в области развития законодательства России в вопросах охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности [2, с. 122].

Библиографический список

1. Козырев А. Н. Развитие законодательства об интелле ктуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: http://www. businesspravo. ru/ Analyst/AnlShow_AnlID_24.html (дата обращения: 12.12.2011). 2. Мингалева Ж. А. О формировании правового поля в области инновационной и интеллектуальной деятельности // Вестн. Перм. ун-та. Юрид. науки. 2011. Вып. 4(10). С. 122 — 126. 3. Российский статистический ежегодник / Росстат. М., 2010. 4. Bekanntmachung der Neufassung des Patentgesetzes (PatG) in Deutschland [Электронный ресурс]. URL: http://www. transpatent. com/ gesetze/patginh. htm (дата обращения: 12.12.2011). 5. Deutsches Gesetz uber Arbeitnehmererfindungsgesetz [Электронный ресурс]. URL: http://www. arbeitnehmererfindungsgesetz. de/ (дата обращения: 10.12.2011). 6. Erfinderbenennungsverordnung — Verordnung uber die Benennung des Erfinders ErfBenVO [Электронный ресурс]. URL: http://www. transpatent. com/ gesetze/erfbenv. html (дата обращения: 12.12.2011). 7. Kostenmerkblatt — Gebuhren und Auslagen des Deutschen Patentamts und des Bundespatentsgerichts [Электронный ресурс]. URL: http://www. transpatent. com/ gesetze/ mbkosten. html (дата обращения: 12.12.2011). 8. Patentgesetz [Электронный ресурс]. URL: http://www. patentgesetz. de/ (дата обращения: 12.12.2011). 9. Science, technology and innovation in Europe. Statistical books // Eurostat. 2008. 10. Science, technology and innovation in Europe. Statistical books // Eurostat. 2010. 11. Verordnung uber die Anmeldung von Patenten [Электронный ресурс]. URL: http://www. transpatent. com/ gesetze/ patanmv. html (дата обращения: 12.12.2011).

Bibliograficheskij spisok

1. Kozyrev A. N. Razvitie zakonodatel’stva ob intellektual’noj sobstvennosti [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. businesspravo. ru/ Analyst/ AnlShow_AnlID_24.html (data obrawenija: 12.12.2011). 2. Mingaleva Zh. A. O formirovanii pravovogo polja v oblasti innovacionnoj i intellektual’noj dejatel’nosti // Vestn. Perm. un-ta. Jurid. nauki. 2011. Vyp. 4(10). S. 122 — 126. 3. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik / Rosstat. M., 2010. 4. Bekanntmachung der Neufassung des Patentgesetzes (PatG) in Deutschland [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. transpatent. com/ gesetze/patginh. htm (data obrawenija: 12.12.2011). 5. Deutsches Gesetz uber Arbeitnehmererfindungsgesetz [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. arbeitnehmererfindungsgesetz. de/ (data obrawenija: 10.12.2011). 6. Erfinderbenennungsverordnung — Verordnung uber die Benennung des Erfinders ErfBenVO [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. transpatent. com/ gesetze/erfbenv. html (data obrawenija: 12.12.2011). 7. Kostenmerkblatt — Gebuhren und Auslagen des Deutschen Patentamts und des Bundespatentsgerichts [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. transpatent. com/ gesetze/mbkosten. html (data obrawenija: 12.12.2011). 8. Patentgesetz [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. patentgesetz. de/ (data obrawenija: 12.12.2011). 9. Science, technology and innovation in Europe. Statistical books // Eurostat. 2008. 10. Science, technology and innovation in Europe. Statistical books // Eurostat. 2010. 11. Verordnung uber die Anmeldung von Patenten [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. transpatent. com/ gesetze/patanmv. html (data obrawenija: 12.12.2011).

——————————————————————