Понятие качества гражданско-правовых договоров

(Кузнецова Ю. А.) («Российский судья», 2012, N 6)

ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ <*>

Ю. А. КУЗНЕЦОВА

——————————— <*> Kuznecova Yu. A. Concept of civil and legal contracts.

Кузнецова Юлия Александровна, аспирантка кафедры гражданского права ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия».

Автор статьи предлагает ввести в правовой оборот понятие «качество гражданско-правовых договоров» как нормативную меру совокупности свойств вещей, работ и услуг, выступающих в виде объектов взаимных договорных обязательств.

Ключевые слова: Гражданский кодекс, качество товаров (работ, услуг), безопасность товаров (работ, услуг), техническое регулирование, обязательство.

The author suggests to introduce the concept of «quality of civil and legal contracts» into legal practice. It will be a normative measure which reflects a set of properties of things, services and works in the form of mutual contractual obligations.

Key words: Civil code, quality of goods (works, services), safety of goods (works, services), technical regulation, obligation.

С момента появления товарно-денежных отношений качество продукции является важным фактором социально-экономического развития любого государства независимо от политического или экономического строя. Обеспечение качества необходимо не только в интересах защиты прав потребителей, но и в целях конкурентоспособности отечественных товаров, что особенно актуально в свете предстоящего вступления России в ВТО. В связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и отменой императивных требований к качеству товаров задача выработки соответствующих теоретических рекомендаций, в том числе в рамках науки гражданского права, представляется весьма актуальной. В энциклопедической литературе качество продукции определяется как совокупность свойств и мера полезности продукции, обусловливающие ее способность более полно удовлетворять общественные и личные интересы <1>. В различных отраслях научной деятельности (философской, социологической, экономико-статистический, технико-экономической, товароведческой, кибернетической, правовой) существует много определений понятия качества <2>, при этом В. С. Белых считает, что исходным пунктом для выработки универсальной (единой) категории качества является его определение, сформулированное в философии и экономической науке <3>. ——————————— <1> Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. 4-е изд. 1986. С. 561. <2> Так, А. Е. Сметанников насчитывает их около 50 (см.: Сметанников А. Е. Правовая концепция повышения качества отечественных промышленных товаров. М.: Инфротропик Медиа, 2011. С. 3), В. С. Белых — около 100 (см.: Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: Дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1994. С. 44). <3> Белых В. С. Указ. соч. С. 48.

В философской литературе обращается внимание на то, что качество вещи обнаруживается через ее свойства. Аристотель <4>, а вслед за ним Гегель <5> определяли качество как видовой признак, свойство, определенность каждого предмета и явления. Ценность философского понимания качества заключается в предположении у того или иного объекта неких сущностных свойств <6>. Например, металл обладает свойством плавкости, зерно — твердости, природный газ — теплотворности и т. п. ——————————— <4> Аристотель. Метафизика. М., 1934. С. 94 — 95. <5> Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. I. 1930. С. 157. <6> Свойство — это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. См.: Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарика, 2002. С. 300.

Экономическое понятие качества продукции, в отличие от философского, охватывает только те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения ею определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением. Важно иметь в виду, что качество как экономическая категория означает отношение людей к той или иной совокупности свойств потребительной стоимости, т. е. общественную оценку, характеризующую степень удовлетворенности потребителя товара. Как видим, экономисты связывают качество с категориями «полезность», «потребительная стоимость». Действительно, чем качественнее продукт, тем выше его конкурентоспособность и, соответственно, стоимость, и, что весьма важно, качество зависит от труда, затраченного на производство продукта. Философские и экономические подходы к пониманию качества позволяют ученым-цивилистам сформулировать и его определения. Так, В. С. Белых пишет: «…качество продукции (работ, услуг) — это совокупность технических, экономических и иных общественно полезных свойств продукции (работ, услуг), складывающихся на всех стадиях ее жизненного цикла («петля качества») и получивших закрепление в нормативно-технической документации и условиях договора, а при отсутствии в договоре таких условий — в порядке и способах, предусмотренных законодательными актами, характеризует способность удовлетворять конкретные общественные потребности с оптимальными затратами на единицу ее потребительной стоимости» <7>. Сходный подход наблюдаем у А. Е. Сметанникова <8>, А. В. Масловой, добавляющей к характеристике качества продукции возможность ее использования по назначению полностью без существенной переработки <9>. При этом В. С. Белых отмечает, что экономический аспект качества является решающим (определяющим) среди других аспектов, поскольку указывает на товарную форму отношений «производитель — потребитель» по поводу свойств продукта <10>. ——————————— <7> Белых В. С. Указ. соч. С. 63. <8> Сметанников А. Е. Указ. соч. С. 8 — 9. <9> Маслова А. В. Правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 27. <10> Белых В. С. Указ. соч. С. 53.

Однако именно юриспруденция должна вырабатывать правовые средства, способные наиболее эффективно удовлетворять потребности участников экономических отношений. Безусловно, гражданско-правовые отношения производны от отношений экономических, но, говоря о качестве как о правовой категории, следует предполагать наличие неких свойств товара, пусть и способных удовлетворить потребности субъектов отношений, но нашедших нормативное закрепление. Качество следует понимать не только как совокупность свойств предмета, но и как их меру, предполагающую наличие определенных нормативных форм закрепления соответствующих императивных требований. Характерно, что в Германском гражданском уложении, в котором, так же как и в ГК РФ, нет определения качества, используется термин «гарантированное качество» (§ 463, 468, 480, 537, 645, 646), что указывает на нормативные источники таких гарантий качества, которыми, как и в отечественном законодательстве, служат договор, обычай или нормативный правовой акт. Норм о качестве в действующем законодательстве достаточно много, но его легальное определение имеется только в Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» <11>: «…качество пищевых продуктов — совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования» (ст. 1) <12>. ——————————— <11> Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 19 июля 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 150. <12> Можно видеть преемственность данного определения с дефиницией, которая содержалась в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «…качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

В ГК РФ, несмотря на отсутствие такой дефиниции, имеются правила, регламентирующие качество объекта договора купли-продажи (ст. ст. 469, 542), работы и ее результата (ст. 721): они должны соответствовать: 1) договору, в том числе в случае повышения критериев по сравнению с обычными; 2) обязательным нормативным требованиям; 3) при их отсутствии — правовым обычаям (причем независимо от их предпринимательского характера). При этом требования к качеству предмета договора купли-продажи и результату подрядных работ в силу их вещного характера практически идентичны. В иных законах, содержащих упоминания о качестве, требования к нему аналогичны тем, что закреплены в ГК РФ в отношении купли-продажи <13>. ——————————— <13> Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Вместе с тем специальных правил о качестве относительно других договоров, предполагающих передачу вещи, в ГК РФ нет (кроме договора мены). Представляется, что поскольку в возмездных сделках (рента, аренда, заем) имеется два объекта, выступающих относительно друг друга как встречное предоставление, постольку каждая из сторон вправе рассчитывать на эквивалентное (т. е. качественное) удовлетворение своих потребностей. Объект договора ренты должен соответствовать требованиям соответствующих норм о купле-продаже (ст. ст. 469 — 477 ГК РФ), поскольку оба договора имеют одинаковую направленность (передача вещи в собственность) <14>. Наниматель или заемщик в договорах имущественного найма и займа <15> также вправе рассчитывать на то, что объект договора будет способен удовлетворить их потребности. Заметим, что в § 537 ГГУ прямо указано: по договору имущественного найма объект аренды должен иметь гарантированное качество. ——————————— <14> Заметим, что в ГК РСФСР 1964 г. пожизненное содержание было разновидностью договора купли-продажи. Рента особо не выделялась. <15> Эти две возвратные сделки принципиально отличаются лишь тем, потребляем мы или нет их предмет.

К безвозмездным договорам и вытекающим из них правоотношениям (дарение, ссуда) категория качества неприменима. Одаряемый или ссудополучатель вправе рассчитывать лишь на компенсацию реального ущерба вследствие недостатков объекта договора (ст. 580, 693 ГК РФ), т. е. лишь на его безопасность, что объясняется отсутствием эквивалентности в данных правоотношениях. Акцентируем, что законодатель различает требования к работе и ее результату. В связи с этим весьма актуальным является вопрос определения качества работы и услуги как деятельности <16>. Указание на такое свойство, как способность удовлетворять потребности (в данном случае гражданина), следует признать универсальным <17>, но установить, качественна ли была деятельность, достаточно сложно в силу отсутствия ее вещественного характера. Психологическая удовлетворенность заказчика от услуги в праве учету не подлежит. Очевидно, что, во-первых, надлежащим должен быть субъект исполнения (при личном характере обязательства), во-вторых, ненарушенным порядок совершения соответствующих действий, в-третьих, при этом не должно быть причинено вреда. Однако эти критерии весьма расплывчаты, и вопрос качества работ (услуг) требует более глубокого исследования <18>. Кроме того, считаем возможным распространение требований о качестве работ (как деятельности) на проектно-изыскательские, научные, опытно-конструкторские и технологические работы (§ 4 гл. 37 и гл. 38 ГК РФ), ответственность за ненадлежащее исполнение которых установлена в ст. ст. 761, 777 ГК РФ <19>. Критерии качества таких работ следует связывать в первую очередь с самой работой, а не с ее результатом. В этом смысле подходы к определению критериев любых работ должны быть примерно одинаковы с критериями качества услуг. ——————————— <16> Термин «услуга» в широком смысле, указанном в п. 3 ст. 1 ГК РФ, предполагает объединение и услуг, и работ, дальнейшее оказание которых в ст. 128 ГК РФ не принципиально, поскольку нормы о подряде субсидиарно применяются к возмездному оказанию услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). <17> При этом следует разделять потребности граждан и иных субъектов гражданского права (юридических лиц и публично-правовых образований), что, соответственно, должно порождать два отличных режима качества товаров (работ, услуг). <18> Исследований о качестве услуг крайне мало, обратим внимание на следующую статью: Кулаков В. В. К проблеме определения качества услуг // Коммерческое право. 2010. N 1. <19> Убытки от них могут быть весьма значительными, если строительство осуществлено будет по некачественному проекту или результату изысканий. Однако не следует требования о качестве таких работ связывать только с их результатом (это возможно, но, видимо, лишь при нарушении формы документации, например при ненадлежащем формате электронного документа).

Таким образом, требования о качестве распространимы на вещи, работы и услуги, но только если они имеют форму товара. Соглашаясь с возможностью распространения правового режима имущества как объекта обязательства не только на материальные, но и на нематериальные блага, наделенные законом свойством оборотоспособности и имеющие для стороны такую ценность, за которую она готова предоставить в качестве встречного предоставления деньги или иное благо, имеющее или могущее иметь рыночную стоимость, выраженную в деньгах <20>, констатируем обоснованность широкого понимания термина «товар», охватывающего не только вещи, но и работы и услуги. Н. Д. Егоров справедливо указывает на цель товара — удовлетворение потребности участников экономического оборота <21>, что является одной из составляющих понятия качества. ——————————— <20> Кулаков В. В. Сложные обязательства в гражданском праве: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 14. <21> Егоров Н. Д. К вопросу о понятии обязательства // Сборник статей к 55-летию Евгения Алексеевича Крашенинникова. Ярославль, 2006. С. 47.

Правовым средством удовлетворения потребностей участников экономических отношений является субъективное право на получение того или иного объекта. В связи с этим А. В. Гридин предлагает понимать под качеством право одних участников правоотношения на приобретение, владение, пользование и потребление, характеризующее объект гражданских прав <22>. Такой подход требует уточнения в части выяснения возможности распространения категории качества на объекты всех гражданско-правовых отношений. ——————————— <22> Гридин А. В. Гражданско-правовые способы обеспечения качества товаров, работ и услуг: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 7 — 8.

Во-первых, категория качества неприменима к вещным правоотношениям. Даже при повреждении вещи и неспособности в полной мере удовлетворять потребности собственника он не лишается своего вещного права, продолжает нести бремя содержания вещи, риска ее случайного повреждения или гибели. В абсолютных отношениях нет связи с противостоящими собственнику конкретными субъектами, могущими заявить ему претензии о некачественности его вещей. Такие претензии относимы лишь к безопасности вещи или незаконному ограничению чужих прав (например, разбитый автомобиль находится на тротуаре и мешает пешеходам). Во-вторых, нельзя говорить о качестве объектов интеллектуальной собственности. В п. 1 ст. 1259 ГК РФ прямо указано, что произведения науки, литературы и искусства являются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения. Стороны договора авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ) могут закрепить параметры создаваемого произведения, но они будут касаться в первую очередь его формы и общей стилистики, а не всех нюансов содержания. Риск неполучения положительного экономического результата от исключительного права на произведение лежит на заказчике. Таким образом, категория «качество» в гражданском праве проявляется только в договорных обязательственных правоотношениях. При этом обратим внимание, что качество также представляет собой свойство объектов гражданских прав, выступающих в качестве объекта обязательств, являющихся отражением отношения экономического обмена (оборота), наряду со свойством оборотоспособности. Однако если оборотоспособность установлена законодателем прямо в ст. 129 ГК РФ в отношении всех соответствующих объектов и отражает их способность быть объектом обязательства в потенции, то качество проявляется как свойство товара уже в существующем правоотношении, а именно: как одно из условий надлежащего исполнения обязательства, относимое к предмету. Соответствующий оборотоспособный объект должен обладать соответствующими качественными и количественными характеристиками. Многие ученые обращают внимание на тесную их связь. Так, О. А. Красавчиков отмечал, что «без качественной характеристики количественная повисает «в воздухе», ибо неизвестно, к чему это количество должно быть приложено. Качественная характеристика определяет по меньшей мере родовую принадлежность продукции» <23>. ——————————— <23> Красавчиков О. А. Функции хозяйственного законодательства и категория «управление качеством продукции» // Гражданское право, эффективность и качество: Сб. науч. тр. Свердловск, 1977. С. 30 — 31.

Однако применительно к обязательствам связь между качественными и количественными характеристиками продукции весьма условна. Безусловно, условие о предмете надлежащего исполнения предполагает их, однако условие о количестве актуально тогда, когда должник обязан передать кредитору несколько объектов, причем однородных. Несколько разнородных, но связанных единым назначением товаров в совокупности будут представлять собой имущественный комплекс, презюмируемый как одна вещь. Тогда качество и количество «смыкаются», наделяя товары (в форме вещей) характеристиками комплектности или комплекта (ст. ст. 478, 479 ГК РФ). В остальных случаях качество и количество выступают как самостоятельные условия надлежащего исполнения, и при их нарушении у кредитора возникают разные правомочия на защиту, тогда как правомочия покупателя при нарушении требований о комплектности и комплекте весьма схожи с правомочиями при продаже некачественного товара (ст. 475 ГК РФ). Заметим также, что понятие качества тесно связано с его безопасностью. Однако если качество устанавливается в первую очередь самими сторонами, то требования безопасности — нормами публичного права, что обусловлено заботой об общественных интересах, о жизни и здоровье населения, об окружающей среде. В связи с этим права Л. В. Андреева, когда говорит, что «именно договор является основным регулятором качества производимых товаров», и предлагает разграничивать понятие качества и безопасности <24>, в отношении которой важны меры императивные. Этим продиктована тенденция по изменению соответствующего законодательства. Как известно, Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает лишь требования к безопасности товаров, работ и услуг. На публично-правовом уровне устанавливаются меры ответственности за нарушение требований к безопасности, а качества — на уровне договорного регулирования и обычаев. ——————————— <24> Андреева Л. В. Правовые средства обеспечения качества и безопасности товаров // Коммерческое право. 2010. N 1. С. 6 — 12.

В завершение отметим, что категорию «качество» можно понимать как междисциплинарную категорию, предполагающую наличие определенных свойств того или иного предмета, при наличии которых он способен удовлетворить чьи-либо потребности; как свойство вещей, работ и услуг, выступающих в форме товара; как условие надлежащего исполнения обязательства, относимое к предмету исполнения. Гражданско-правовое значение категории «качество» заключается в его понимании как нормативной меры совокупности свойств вещей, работ и услуг, выступающих в качестве объектов взаимных договорных обязательств (товаров), способных удовлетворить потребности кредитора. Формами соответствующих императивных требований выступают нормы, закрепленные в нормативных правовых актах и правовых обычаях, а также в договорах.

——————————————————————