Дивидендная политика российских корпораций

(Серебрякова А. А.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2012, N 7)

ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ

А. А. СЕРЕБРЯКОВА

Серебрякова Алла Аркадьевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета.

В связи с предстоящими изменениями в гражданском законодательстве вопрос о дивидендной политике становится актуальным для всех коммерческих юридических лиц — корпораций.

Ключевые слова: дивиденд; дивидендная политика; типы дивидендной политики; коммерческие юридические лица; корпорации.

The dividend policy of the russian corporations A. A. Serebryakova

Serebryakova Alla Arkadyevna, candidate of legal sciences, associate professor, dean’s deputy of the Law Department of Ulyanovsk state university.

Due to the forthcoming changes in the civil legislation a question of dividend policy to become actual for all legal persons corporations.

Key words: dividend; dividend policy; types of dividend policies; commercial legal organizations; corporations.

Теоретическое понятие дивидендной политики ранее преимущественно давалось применительно к акционерным обществам <1>. В свете проекта Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учитывая необходимость единообразного подхода к пониманию дивидендной политики теперь не только в акционерных обществах, но и в других коммерческих юридических лицах — корпорациях, а именно в обществах с ограниченной ответственностью, в хозяйственных товариществах, в производственных кооперативах, следует подробнее рассмотреть вопросы правового регулирования отношений по формированию дивидендной политики коммерческого юридического лица — корпорации. Сложившуюся положительную практику формирования дивидендной политики акционерных обществ в Российской Федерации, безусловно, стоит учитывать. ——————————— <1> См., например: Абрамов А. Кодекс корпоративного поведения о дивидендах // Право и экономика. 2001. N 7; Долинская В. В. Акционерное право: Основные положения и тенденции: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006; Лакина С. В. Дивидендная политика, или Как договориться о распределении прибыли // Акционерный вестник. 2007. N 10; www. glossary. ru и др.

В соответствии со ст. 43 Налогового кодекса РФ для юридического лица — корпорации, в том числе для акционерного общества, дивиденды — это часть расходов корпорации в форме части прибыли, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей и платится акционерам (участникам коммерческих юридических лиц — корпораций) пропорционально количеству имеющихся у них долей (акций, паев). С позиций участника юридического лица, акционера дивиденд — это то, ради чего он создавал юридическое лицо, или то, ради чего он стал его участником. Юридические лица, о дивидендной политике которых мы рассуждаем, — коммерческие корпорации. Основной целью их деятельности является извлечение прибыли, и участникам таких организаций далеко не безразлично, какая именно часть прибыли будет выплачена им в виде дивидендов. С точки зрения самого юридического лица дивиденд является техническим показателем, который дает возможность оценить его инвестиционную привлекательность, пропорции распределения прибыли корпорации, стоимость простого и привилегированного капитала и др. <2>. ——————————— <2> См., например: Бадокина Е. А. Дивидендная политика и рыночная стоимость компании // http:// koet. syktsu. ru/ vestnik/ 2010/ 2010-3/2/2.htm; Крылатых Э. Н., Фальцман В. К. Интенсивный курс МВА: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2011.

По нашему мнению, здесь уместно будет вспомнить рекомендации, которые уже 10 лет назад были даны в Кодексе корпоративного поведения <3>, но остаются актуальными и до сегодняшнего дня. Как отмечается в Кодексе корпоративного поведения применительно к акционерным обществам, в обществе рекомендуется установить прозрачный и понятный акционерам механизм определения размера дивидендов и их выплаты. Информация о стратегии общества в отношении определения размера дивидендов и их выплаты необходима как существующим, так и потенциальным акционерам общества. То есть дивидендная политика юридического лица должна быть известной и понятной его участникам и возможным участникам, поскольку она может значительно повлиять на их решения относительно приобретения или продажи акций (долей, паев) юридического лица. ——————————— <3> См.: распоряжение ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // Вестник ФКЦБ России. 2002. N 4.

Политика общества в отношении выплаты дивидендов существенно затрагивает интересы акционеров. В этой связи в обществе рекомендуется утвердить дивидендную политику, которой будет руководствоваться совет директоров общества при принятии решений о выплате дивидендов. Эту политику целесообразно сформулировать в положении о дивидендной политике — внутреннем (локальном) документе общества, утверждаемом советом директоров. Сегодня мы видим, что многие российские акционерные общества прислушались к отмеченным рекомендациям. Положения о дивидендной политике разработаны и действуют <4>, находятся в открытом доступе для заинтересованных лиц на веб-сайтах юридических лиц в сети Интернет. К разработке таких положений следует стремиться и другим коммерческим юридическим лицам — корпорациям. ——————————— <4> См., например: Положение о дивидендной политике ОАО «ЛУКОЙЛ» (приложение N 5 к протоколу заседания Совета директоров ОАО «ЛУКОЙЛ» от 29 августа 2003 г. N 37) // http:// www. lukoil. ru/ materials/ doc/ LUKOIL-Dividend_Policy. pdf; Положение о дивидендной политике «Нефтяная компания «Роснефть» (утверждено решением Совета директоров открытого акционерного общества «НК «Роснефть» 17 мая 2006 г. (Протокол N 6), с дополнениями (утверждены решением Совета директоров 3 марта 2011 г. (Протокол N 29) // http:// www. rosneft. ru/ docs/ information/ charter/ dividend_ policy_ regulations. pdf; Положение о дивидендной политике ОАО «МТС» (утверждено решением Совета директоров открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» 15 мая 2007 г., Протокол N 97) // http:// www. company. mts. ru/ ir/ control/ regulations/ dividends_poli5cy/ и др.

В научной и учебной литературе рассматриваются различные теории дивидендной политики <5>. ——————————— <5> См.: Каллаур Н. А. Дивиденды организации // Экономико-правовой бюллетень. 2008. N 12.

1. Теория независимости дивидендов (Ф. Модильяни и М. Миллер). Цена акций организации или цена ее капитала не зависят от дивидендной политики, т. е. инвесторам безразлично, получать доход в виде прироста стоимости акций или дивидендов. Стоимость организации определяется ее способностью приносить прибыль и зависит от инвестиционной политики. Выплата высоких дивидендов влечет выпуск новых акций, при этом доля стоимости организации, предлагаемая новым инвесторам, должна равняться сумме выплачиваемых дивидендов. В теории независимости дивидендов много ограничений, которые невозможно обеспечить в реальной практике управления прибылью. 2. Теория предпочтительности дивидендов, или «синицы в руках» (М. Гордон и Д. Линтнер). Рубль ожидаемых дивидендов стоит больше, чем рубль ожидаемого прироста капитала, так как этот компонент ожидаемой доходности более рисковый по сравнению с дивидендной составляющей. Максимизация дивидендных выплат предпочтительнее, чем капитализация прибыли. 3. Теория минимизации дивидендов, или теория налоговых предпочтений (Р. Литценбергер и К. Рамасвами). Эффективность определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. Так как налогообложение текущих доходов в форме дивидендов всегда выше, чем предстоящих, дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат и, следовательно, максимизацию капитализации прибыли, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников. Подобный подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных акционеров. Кодекс корпоративного поведения рекомендует при выработке дивидендной политики организации придерживаться принципа открытости информации о принятии решения (об объявлении) о выплате дивидендов. У получателей дивидендов должно быть достаточно информации для формирования точного представления о наличии условий для выплаты дивидендов и порядке их выплаты. Информация о выплате обществом дивидендов должна отражать реальное состояние дел общества. К формированию искаженного представления об истинном положении дел в обществе может привести объявление о выплате дивидендов при отсутствии для этого необходимых условий, в частности с нарушением ограничений, установленных законодательством. Обществу не рекомендуется принимать решение о выплате дивидендов и тогда, когда такое решение, формально не нарушая ограничений, установленных законодательством, тем не менее ведет к формированию ложных представлений о деятельности общества. Решение о выплате дивидендов должно позволять акционеру получить исчерпывающую информацию, касающуюся размера и порядка выплаты дивидендов. В этой связи в решении о выплате дивидендов должны быть указаны размер дивидендов по акциям каждой категории (типа), а также форма и срок выплаты дивидендов. Поскольку именно в этой части правоприменительной практикой было констатировано наибольшее количество нарушений прав акционеров, Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 409-ФЗ <6> внесены изменения в ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» <7> и в ст. 28 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» <8>, в соответствии с которыми срок выплаты дивидендов (распределенной прибыли) не должен превышать 60 дней со дня принятия решения об их выплате. В случае если срок выплаты дивидендов (части распределенной прибыли в обществе с ограниченной ответственностью) уставом или решением общего собрания об их выплате не определен, он считается равным 60 дням со дня принятия решения о выплате дивидендов (распределении прибыли между участниками общества). Общество не вправе предоставлять преимущество в сроках выплат дивидендов отдельным владельцам акций одной категории (типа). Выплата объявленных дивидендов по акциям каждой категории (типа) должна осуществляться одновременно всем владельцам акций данной категории (типа). ——————————— <6> См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)» // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 21. <7> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1 (далее — ФЗ об АО). <8> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785 (далее — ФЗ об ООО).

Определенными особенностями характеризуется дивидендная политика акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. В частности, Приказ Федерального агентства по промышленности от 6 февраля 2006 г. N 36 «Об утверждении Рекомендаций по оформлению годового отчета акционерного общества, акции которого находятся в собственности Российской Федерации» <9> в целях обеспечения интересов Российской Федерации в акционерных обществах и в рамках подготовки к годовым общим собраниям акционеров рекомендует представителям интересов Российской Федерации в подведомственных акционерных обществах руководствоваться выработанными и утвержденными Рекомендациями. Одним из разделов приложения N 1 к Приказу N 36, в котором и содержатся соответствующие Рекомендации, является раздел «Отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям акционерного общества». Рекомендуется включать в содержание такого раздела отчета акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности, следующие сведения: ——————————— <9> http://iv. garant. ru/ SESSION/ PILOT/main. htm

1) информацию об утвержденных решением совета директоров общества принципах дивидендной политики; 2) решение о дивидендах (суть решения, дата и номер протокола общего собрания акционеров); 3) предполагаемую сумму дивидендов, подлежащих перечислению в федеральный бюджет; 4) сумму дивидендов, перечисленных в федеральный бюджет; 5) дивидендную задолженность перед федеральным бюджетом; 6) реквизиты платежных документов, подтверждающих перечисление дивидендов в федеральный бюджет. Прямо указано, что в описательной части должна присутствовать характеристика дивидендной политики, в том числе: анализ эффективности принятого решения о выплате (невыплате) дивидендов (в случае наличия чистой прибыли); причины возникновения дивидендной задолженности перед федеральным бюджетом и планируемые сроки ее погашения (при наличии). Правительство РФ распоряжением от 29 мая 2006 г. N 774-р <10> продолжает совершенствовать управление находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ. Всем федеральным органам исполнительной власти при формировании позиции акционера — Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности, рекомендуется руководствоваться консолидированными положениями по вопросам выплаты дивидендов и распределения чистой прибыли. По сути дела речь идет о формировании дивидендной политики в таких акционерных обществах. В части выплаты дивидендов рекомендуется производить определение фиксированной минимальной доли чистой прибыли акционерного общества, направляемой на выплату дивидендов, и направлять чистую прибыль, не распределенную на финансирование инвестиционных проектов и иные цели, на выплату дивидендов, проверять соответствие инвестиционных проектов установленным в акционерном обществе требованиям доходности. По вопросам распределения чистой прибыли исходить из необходимости принятия решений на основе анализа: плановых финансовых показателей акционерного общества, в том числе прибыли, на среднесрочный период (не менее трех лет); экономической эффективности направления чистой прибыли акционерного общества на финансирование инвестиционных проектов и иные цели; зависимости доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, от соотношения фактического значения прибыли акционерного общества к ее плановому значению и других рекомендаций. И распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 774-р, и Приказ Федерального агентства по промышленности от 6 февраля 2006 г. N 36 «Об утверждении Рекомендаций по оформлению годового отчета акционерного общества, акции которого находятся в собственности Российской Федерации» <11> внесли существенный вклад в формирование дивидендной политики акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Рекомендации, выработанные отмеченными документами, вполне могут использоваться и другими юридическими лицами. ——————————— <10> См.: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 774-р «О формировании позиции акционера — Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности» // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2545. <11> СПС «Гарант».

Таким образом, процесс формирования дивидендной политики акционерного общества, который, по нашему мнению, может быть спроецирован и на коммерческие юридические лица — корпорации других организационно-правовых форм, составляют следующие основные этапы: учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики; выбор вида дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией организации; разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным видом дивидендной политики; определение уровня дивидендных выплат на одну акцию; определение форм выплаты дивидендов; оценка эффективности дивидендной политики. Главное — реально оценить финансовые возможности и потребности организации и распределить эти потребности по степени их важности <12>. Указанные основные этапы желательно закреплять в локальных актах коммерческих юридических лиц — корпораций, к которым может быть отнесено и положение о дивидендной политике. Так, в положениях о дивидендной политике ОАО «Сбербанк России» <13>, ОАО «Газпром» <14>, ОАО «ЛУКОЙЛ» <15> нашли свое отражение такие основные разделы, как: 1) порядок определения размера дивидендов; 2) список лиц, имеющих право на получение дивидендов; 3) порядок принятия решения о выплате дивидендов; 4) порядок выплаты дивидендов; 5) информирование акционеров о дивидендной политике; 6) ответственность за неполную или несвоевременную выплату. ——————————— <12> См.: Каллаур Н. А. Указ. соч. <13> http://www. sberbank. ru <14> http://www. gazprom. ru <15> http://www. lukoil. ru

Руководствуясь основополагающими правилами, закрепленными в положении о дивидендной политике конкретного юридического лица, а также ориентируясь на его финансово-экономические показатели, совет директоров (наблюдательный совет) вырабатывает рекомендации как по размеру, так и в целом о выплате или невыплате дивидендов. Даже при наличии у общества чистой прибыли по итогам отчетного периода совет директоров не обязательно будет рекомендовать общему собранию принимать решение о выплате дивидендов <16>. Положением о дивидендной политике юридического лица могут быть, напротив, установлены специальные, по отношению к общим, правила о дивидендной политике, главное, чтобы они не противоречили действующему законодательству <17>. Судебная практика также стоит на позициях самостоятельности принятия обществом решения о выплате дивидендов. Так, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 1 сентября 2009 г. по делу N А33-9804/08 <18> указал, что принятие решения о выплате дивидендов акционерам является правом, а не обязанностью общества, суд не вправе проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых советом директоров и общим собранием акционеров. Аналогичная судебная практика складывается и в федеральных арбитражных судах Московского и Северо-Кавказского округов. ——————————— <16> См.: Нефедова М. Выплата дивидендов // Хозяйство и право. 2010. N 4. С. 89. <17> См.: Киперман Г. Применение законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью // Право и экономика. 2006. N 3. С. 87. <18> СПС «КонсультантПлюс».

Несмотря на то, что ст. 42 ФЗ об АО установлено, что общество вправе, но не обязано по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, имеется ряд преимуществ в стабильности дивидендных выплат. Прежде всего это свидетельство финансового благополучия организации. Кроме того, стабильность дивидендных выплат снижает неопределенность, т. е. уровень риска для инвесторов. Информация о стабильных доходах инициирует повышение спроса на акции организации, ведет к росту цены ее акций. Таким образом, дивидендная политика коммерческого юридического лица — корпорации должна обеспечивать понятный и информационно доступный механизм выплаты дивидендов. Основополагающие вопросы дивидендной политики юридического лица, а также особенности, относящиеся к конкретному юридическому лицу, должны быть урегулированы его внутренними документами, прежде всего уставом и положением о дивидендной политике в целях ее эффективности.

Библиографический список

1. Абрамов А. Кодекс корпоративного поведения о дивидендах // Право и экономика. 2001. N 7. 2. Бадокина Е. А. Дивидендная политика и рыночная стоимость компании // http:// koet. syktsu. ru/ vestnik/ 2010/ 2010-3/2/2.htm. 3. Долинская В. В. Акционерное право: основные положения и тенденции: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. 4. Каллаур Н. А. Дивиденды организации // Экономико-правовой бюллетень. 2008. N 12. 5. Киперман Г. Применение законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью // Право и экономика. 2006. N 3. 6. Крылатых Э. Н., Фальцман В. К. Интенсивный курс MBA: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2011. 7. Лакина С. В. Дивидендная политика, или Как договориться о распределении прибыли // Акционерный вестник. 2007. N 10. 8. Нефедова М. Выплата дивидендов // Хозяйство и право. 2010. N 4.

——————————————————————