Обзор по вопросам страховых случаев по обязательному социальному страхованию и временной нетрудоспособности
(Мелехин А. И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ОБЗОР ПО ВОПРОСАМ СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ
СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 июля 2012 года
А. И. МЕЛЕХИН
Обращения граждан и организаций связаны с нормативными и практическими аспектами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обусловлены в значительной степени необходимостью назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу, право на получение которого по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ) возникает при (со дня) наступлении страхового случая.
Право застрахованных на обеспечение по обязательному социальному страхованию в виде пособия по временной нетрудоспособности возникает со дня наступления страхового случая по нормам статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ и по нормам статей 7, 8, 9, 15 Закона N 125-ФЗ.
Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается случай временной нетрудоспособности застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) (статья 1.3 Закона N 255-ФЗ) и в других указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона случаях, при наступлении которых осуществляется выплата пособия по временной нетрудоспособности.
Страховым случаем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательств страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (абзац 9 статьи 3 Закона N 125-ФЗ). Обеспечение по страхованию, назначаемое в связи с наступлением страхового случая в этом виде обязательного социального страхования, осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) случай временной нетрудоспособности граждан устанавливается лечащими врачами медицинских организаций в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, независимо от причин, вызвавших временную нетрудоспособность.
Соответственно:
страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается случай временной нетрудоспособности в связи с травмой или заболеванием у застрахованного лица;
страховым случаем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается случай временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья у застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве и (или) профессионального заболевания.
Таким образом, наступление страхового случая как по нормам Закона N 255-ФЗ, так и по нормам Закона N 125-ФЗ связано с наступлением случая временной нетрудоспособности и ее сроками, определяемыми в связи с повреждением здоровья или заболеванием или травмой у застрахованного лица, а установление их причинно-следственной связи — с воздействием каких-либо событий (несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний) и вредных (опасных) факторов производственной среды, определяется для выплаты пособия по временной нетрудоспособности страховщиком застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по нормам соответствующего Федерального закона.
Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести (далее — медицинское заключение — учетная форма N 315/у) и рекомендации по его заполнению утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275.
Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве (далее — справка — учетная форма N 316/у) и рекомендации по ее заполнению также утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275.
Медицинское заключение выдается заведующим отделением медицинской организации по месту лечения застрахованного лица на основании записи лечащего врача в медицинскую карту амбулаторного больного (учетная форма N 025/у) и (или) медицинскую карту стационарного больного (учетная форма N 003/у) с указанием даты выдачи, по запросу страхователя, медицинской организацией, в которую впервые обратилось за медицинской помощью застрахованное лицо. После окончания лечения застрахованного в выписке из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (учетная форма N 027/у) делается отметка о характере полученных повреждений и степени их тяжести на момент поступления и на момент выписки из стационара.
Справка заполняется и выдается на руки застрахованному лицу медицинской организацией по окончании лечения. На выданной справке должны быть штамп и печать медицинской организации, подпись лечащего врача и заведующего отделением (главного врача), дата выдачи. О выданной справке лечащим врачом делается запись в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного с указанием даты выдачи. На основании учетной формы N 316/у заполняются пункты 2, 3 формы 8 — «Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах», утвержденной Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2002 N 3999).
Повреждения здоровья в результате несчастного случая на производстве и степень их тяжести определяются на основании заключительного диагноза с указанием характера и локализации повреждения здоровья и кода диагноза по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10).
Повреждения здоровья в результате несчастного случая на производстве определяются в зависимости от различных видов травм, относящихся к какой-то определенной области тела, обозначаются кодом с буквой S, а кодом с буквой T проводится кодирование множественных травм, а также отравлений и некоторых других последствий в соответствии с классом XIX «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) МКБ-10.
Внешние причины заболеваемости и смертности в соответствии с классом XX МКБ-10 являются дополнительным кодом (V01-Y98), который позволяет классифицировать происшествия, условия и обстоятельства в качестве причины травмы, отравления и другого неблагоприятного воздействия.
Внешние причины заболеваемости и смертности содержат код несчастного случая, код места происшествия и вида деятельности, при которой произошел несчастный случай.
Соответственно, повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве по МКБ-10 будет обозначаться как травма, относящаяся к определенной области тела или множественная травма, связанная с несчастным случаем, происшедшая на производственных, строительных площадях и других местах во время работы с целью получения дохода.
С учетом изложенного в строке «Причина нетрудоспособности» листка нетрудоспособности несчастный случай на производстве целесообразно обозначать кодом травмы, отравления или иного состояния (02), связанных с временной утратой трудоспособности, вслед за двузначным кодом указывается дополнительный трехзначный код, например 004, вследствие несчастного случая на производстве, которому будут соответствовать код места происшествия (W00-Y34) и код вида деятельности (0-9).
В соответствии с абзацем 11 статьи 3 Закона N 125-ФЗ профессиональным заболеванием признается хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату трудоспособности.
Соответственно, повреждением здоровья застрахованного лица вследствие профессионального заболевания признается случай временной нетрудоспособности в связи с заболеванием (острым или хроническим) в соответствии с МКБ-10, в результате воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора(-ов) у застрахованного лица.
Профессиональные вредности — это факторы трудового процесса и производственной среды, которые могут прямо или косвенно явиться причиной повреждения здоровья работающего застрахованного лица.
Повреждение здоровья в связи с заболеванием и (или) отравлением у застрахованного лица наступает вследствие профессионального заболевания (события).
Профессиональное заболевание — это неумышленный случай болезни у застрахованного лица под воздействием внешних вредных факторов производственной среды в процессе трудовой деятельности.
Повреждение здоровья вследствие профессионального заболевания — это болезнь, диагноз по МКБ-10 и код диагноза по МКБ-10 которой устанавливается лечащим врачом медицинской организации с указанием нозологической формы, характера и локализации заболевания, наименования вредного и (или) опасного производственного фактора, при воздействии которого заболевание у застрахованного лица квалифицируется как профессиональное заболевание.
В соответствии с пунктом 15 ч. 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказом Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 N 417н утвержден Перечень профессиональных заболеваний (далее — Перечень).
Перечень содержит информацию о профессиональных заболеваниях исходя из диагноза и кода диагноза заболевания по МКБ-10, Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, которые определяют причинно-следственную связь заболевания и устанавливают его профессиональный характер, и кода дополнительных факторов, имеющих отношение к причинам указанных заболеваний в соответствии с классом XX МКБ-10 (Y96).
Профзаболевания и информация о них в зависимости от воздействия вредных производственных факторов сгруппированы по 4 разделам Перечня:
заболевания (острые отравления, их последствия, хронические интоксикации), связанные с воздействием производственных химических факторов;
заболевания, их последствия, связанные с воздействием производственных физических факторов;
заболевания, связанные с воздействием производственных биологических факторов;
заболевания, связанные с физическими перегрузками и функциональным перенапряжением отдельных органов и систем.
Повреждения здоровья в результате профессионального заболевания определяется на основании заключительного диагноза заболевания с указанием характера и локализации повреждения здоровья и кода диагноза по МКБ-10, наименования вредного или опасного производственного фактора, определившего характер заболевания в качестве внешней его причины по МКБ-10.
Повреждения здоровья в результате профессионального заболевания в зависимости от нозологических форм заболеваний обозначаются в Перечне:
в случае острых отравлений, их последствий, хронических интоксикаций, связанных с воздействием производственных химических факторов кодами МКБ-10: T51.0; T51.1; T51.8; T52.0; T52.1; T52.2; T53.0; T53.1; T53.2; T53.3; T53.4; T53.5; T53.6; T.54.0; T54.2; T54.3; T56.0; T56.1; T56.2; T56.3; T56.4; T56.6; T56.7; T56.8; T.57.0; T57.1; T57.2; T57.3; T.58.0; T59.0; T59.2; T59.4; T59.5; T59.6; T59.7; T60: T65.0; T65.3; T65.4; T65.8; C00 — C96; L23; L27.0; L27.1; L50.0; L50.6; L56.2; J34.8; J39.8; J41.0; J44.8; J45.0; J45.1; J45.1; J60; J60.0; J61; J62.0; J63.1; J63.3; J63.4; J63.5; J63.8; J64; J65.0; J67.0; J67.2; J68.0; J68.2; J68.4;
в случае заболеваний, их последствий, связанных с воздействием вредных производственных физических факторов кодами МКБ-10: H16.1; H26.8; H83.3; H90.6; T66; T67.0; T69.8; T70.0; T70.1; T70.3; T70.8; T75.2; T75.8; T79.0; T98.1; L56.8; L57.8; L58.0; L58.1; L59.8; C00-C96; G62.8; G93.8; J70.0; K52.0;
в случае заболевания, связанного с воздействием производственных биологических факторов кодами МКБ-10: T75.8; L23; L24; L27.0; L27.1; L50.0; L50.6; L56.2; J45.0; J66.0; J67.8; J68.2; C22;
в случае заболевания, связанного с физическими перегрузками и функциональным перенапряжением отдельных органов и систем кодами МКБ-10: G24.8; G56.0; G56.1; G56.2; G57.3; G58.8; M19.8; M53.1; M53.8; M54.1; M54.5; M62.8; M65.4; M70.0; M70.2; M70.4; M75.0; M75.1; M75.2; M75.5; M75.8; M77.0; M77.1; H52.1.
Дополнительный код внешней причины обозначается в Перечне кодом Y96 (факторы, имеющие отношение к работе).
Соответственно, повреждение здоровья в результате профессионального заболевания по МКБ-10 будет обозначаться как диагноз заболевания (основной) (столбец 3 Перечня), связанного с воздействием вредного и (или) опасного производственного фактора (столбец 4 Перечня), имеющего отношение к работе (столбец 5 Перечня).
Диагноз заболевания устанавливается лечащим врачом медицинской организации по месту лечения на основании записи лечащего врача в медицинскую карту амбулаторного больного (учетная форма N 025/у) и (или) медицинскую карту стационарного больного (учетная форма N 003/у) медицинской организации, в которую впервые обратилось за медицинской помощью застрахованное лицо. После окончания лечения в выписке из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (учетная форма N 027/у) делается отметка о диагнозе заболевания по МКБ-10 и соответствующем ему профессиональном заболевании, его этиологической причине, имеющей отношение к работе в соответствии с Перечнем.
С учетом изложенного в строке «Причина нетрудоспособности» листка нетрудоспособности профессиональное заболевание целесообразно обозначать кодом заболевания, связанного с временной утратой трудоспособности (01), вслед за двузначным кодом следует указывать дополнительный трехзначный код, например 007, вследствие профессионального заболевания.
Юридический факт наступления страхового случая вследствие профессионального заболевания как правового события определяется юридическим составом, несоответствие хотя бы одного из составляющих его юридических фактов требованиям нормативных правовых актов влечет непризнание профессионального заболевания в целом.
При этом профессиональное заболевание не будет признано правовым событием, если:
не установлен и не оформлен в медицинских и иных документах юридический факт случая временной нетрудоспособности в связи с заболеванием, диагноз и код которого соответствуют приведенным в МКБ-10 и Перечне;
лицо, которому установлено профессиональное заболевание, не подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по нормам статьи 5 Закона N 125-ФЗ;
вредный и (или) опасный производственный фактор не находится в причинно-следственной связи с диагнозом заболевания по МКБ-10 и с приведенным в Перечне наименованием химического вещества, физического и биологического факторов, с физической перегрузкой и функциональным перенапряжением отдельных органов и систем.
Перечень нормативных правовых актов, применяемых в связи с временной нетрудоспособностью в связи с заболеваниями вследствие профессиональной патологии следующий:
Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967.
Руководство «По гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Руководство Р 2.2.2006-05), утверждено 29.07.2005, введено в действие 01.11.2005.
Приказ Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 N 417н «Об утверждении Перечня профессиональных заболеваний».
Юридический факт признания профессионального заболевания страховым случаем влечет возникновение обязательств страховщика осуществлять обеспечение по страхованию, устанавливается при проведении экспертизы временной нетрудоспособности лечащим врачом медицинской организации, установившим причинно-следственную связь между воздействием факторов и условий производственной среды и состоянием здоровья застрахованного лица, проявившегося в остром хроническом заболевании или его обострении.
Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности заключается в следующем:
при обращении и осмотре застрахованного лица в связи с острым хроническим заболеванием, или его обострением с временной утратой трудоспособности в медицинскую карту амбулаторного (стационарного) больного вносятся сведения о заболевании, его проявлениях, возможной причине, предварительном основном диагнозе заболевания по МКБ-10 с оформлением листка нетрудоспособности, основанием его выдачи и продления;
проведение дифференциальной диагностики, сбор анамнестических данных о наличии профессиональных вредностей и стаже работы во вредных условиях труда, наличие поражений органов и систем, характерных для профессиональных вредностей, заключения и консультации профильных специалистов, внесение необходимых изменений и дополнений в медицинскую документацию, оформление и направление извещения об установлении предварительного диагноза острого или хронического заболевания в связи с профессиональной патологией;
оценка санитарно-гигиенических условий и составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;
оформление медицинского заключения о причинно-следственной связи заболевания с профессией, направление по решению врачебной комиссии в центр профпатологии для установления заключительного диагноза заболевания и признания его профессиональным;
при выявлении признаков стойкой утраты трудоспособности вследствие острого заболевания или обострения хронического заболевания направление работника (застрахованного) с открытым листком нетрудоспособности в учреждение медико-социальной экспертизы по решению врачебной комиссии с внесением данных о заболевшем в журнал решений врачебной комиссии, а также направление страхователю и в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора извещения об установлении заключительного диагноза острого профессионального заболевания (отравления), его уточнении или отмене;
на основании медицинского заключения об установлении заключительного диагноза заболевания и результатов освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы определяется возможность осуществления работником отдельных видов работ;
проведение центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора расследования обстоятельств, причин и факторов, приведших к острому или хроническому заболеванию работника (застрахованного), составление акта о случае профессионального заболевания.
Установленный диагноз острого или хронического профессионального заболевания может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы (пункт 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967).
В зависимости от длительности временной нетрудоспособности страховщиком в соответствии с «Ориентировочными сроками временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах (в соответствии с МКБ-10)» (утверждены: Минздравом России от 21.08.2000 N 2510/9362-34; Фондом социального страхования Российской Федерации от 21.08.2000 N 02-08/10-1977П) и стандартами медицинской помощи оценивается тяжесть течения заболевания, возможный его исход в виде выздоровления и возвращения застрахованного к работе, обоснованность направления в центр профессиональной патологии либо в учреждение медико-социальной экспертизы.
По норме части 1 статьи 15 Закона N 125-ФЗ назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию, под которым понимается обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируемое Законом N 255-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 2 ст. 1 Закона N 255-ФЗ его нормы и положения не распространяются на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Закону N 125-ФЗ.
По нормам Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая в связи со всеми без исключения травмами, заболеваниями и иными повреждениями здоровья (диагноз и код по МКБ-10), независимо от причины, их вызвавшей по нормам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По нормам Закона N 125-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая в связи с травмами и заболеваниями, но только в отношении тех из них, которые возникли вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Пособия по временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний назначаются и выплачиваются с учетом следующих правовых обстоятельств:
при наступлении страхового случая в связи с травмой или заболеванием;
с первого дня временной нетрудоспособности за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, независимо от страхового стажа застрахованного лица;
Пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания:
исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности в связи с травмой или заболеванием;
в случае если застрахованное лицо в период, предшествующий страховому случаю, не имело заработка, исходя из которого исчисляется средний заработок, пособие по временной нетрудоспособности принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом на день наступления страхового случая;
в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на 730;
размер дневного пособия по временной нетрудоспособности исчисляется в размере среднего дневного заработка;
размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности.
——————————————————————
«Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (июнь 2012 года)»
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
(ИЮНЬ 2012 ГОДА)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 30 июня 2012 года
1. ФАС России вправе провести внеплановую проверку по информации, поступившей в ФАС России.
В ФАС России поступила информация из Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проверке заказа на выполнение подрядных работ по объекту «Окружной общественно-досуговый центр в Нарьян-Маре», государственного контракта N 20 по технологическому оснащению сценического комплекса объекта «Общественно-досуговый центр в г. Нарьян-Маре».
На основании указанной информации Инспекция ФАС России провела внеплановую проверку и установила следующие нарушения Закона о размещении заказов.
Заказчиком были нарушены требования части 8 статьи 9, части 2 статьи 10, части 4 статьи 11, части 2 статьи 22 и части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке в Арбитражный суд г. Москвы. Суд, рассмотрев указанное дело отметил, что ФАС России не вправе проводить внеплановую проверку по поступившей информации, в связи с чем решение ФАС России было отменено.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции в силе.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев указанное дело, отметил следующее.
Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» предусмотрено, что ФАС России является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов для федеральных нужд.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» указано, что Федеральная антимонопольная служба не уполномочена осуществлять контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов в той части, которая отнесена к полномочиям контролирующих органов субъектов РФ.
Согласно пункту 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе антимонопольный орган наделен правом проведения внеплановых проверок, в случае и порядке, предусмотренных законом.
В части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов перечислены основания для проведения внеплановой проверки, к числу которых отнесены: поступление жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа; поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов; в целях контроля за исполнением выданных предписаний.
При этом в указанной норме имеется оговорка о том, что рассмотрение жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 8 Закона.
Часть 5 статьи 57 Закона о размещении заказов устанавливает исключения из общего правила, предусмотренного статьей 17.
Суды установили, что поводом для проведения проверки послужила информация из Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что ФАС России был вправе провести внеплановую проверку по поступившему обращению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
(Постановление ФАС МО от 28.05.2012 по делу N А40-69843/11-2-488)
2. В случае если заказчик в составе документации не указывает, что в составе заявки участник размещения заказа должен отразить конкретные показатели поставляемого товара и по каким параметрам, комиссия заказчика не вправе отказать в допуске организации, давшей в составе заявки согласие на выполнение контракта на условиях документации.
Заказчик разместил заказ на поставку сборника научных трудов для нужд МВД России.
В ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на неправомерный отказ в допуске организации в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Пункт 4.4.2 документации об аукционе в электронной форме не содержит указания на конкретные показатели, которые следовало указать участникам размещения заказа в составе первой части заявок на участие в аукционе в электронной форме.
Согласно п. 4.4.2 документации об аукционе в электронной форме, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей и должна содержать в том числе «конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак».
В силу части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается.
Согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: непредставления сведений, предусмо тренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или представления недостоверных сведений; несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с положениями документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено следующее: «Для изготовления сигнальных экземпляров заказчик передает поставщику текстовые и фотоматериалы в электронном и распечатанном видах в течение 5 рабочих дней со дня заключения государственного контракта. Заказчик получает сигнальный экземпляр в течение 7 дней со дня получения поставщиком текстовых и фотоматериалов в электронном и распечатанном видах. Поставщик приступает к брошюровочным работам (переплету) после согласия заказчиком сигнального экземпляра. Поставка товара осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня согласия заказчиком сигнального экземпляра» (п. 11.1 документации об аукционе).
Таким образом, в ходе исполнения государственного контракта по предмету аукциона в электронной форме необходимо не только поставить сборник научных трудов, но и выполнить работы по его формированию, оформлению и изготовлению.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Таким образом, суд обоснованно посчитал, что первая часть заявки ООО «Рекламный легион» на участие в аукционе в электронной форме содержит согласие на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, являющийся предметом размещения заказа. Таким образом, ООО «Рекламный легион», дав указанное согласие в составе первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, приняло на себя обязательство по выполнению работ, оказанию услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, фактически предоставив сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Кроме того, в силу пункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов определен порядок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а именно первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Следовательно, исполнив требование, установленное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа предоставил согласие на поставку продукции в соответствии с документацией об аукционе (п. 11.1).
Таким образом, заказчик отклонил первую часть заявки ООО, комиссия заказчика нарушила требования части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Комиссия ФАС России выдала заказчику предписание.
Заказчик, не согласившись с решением и предписанием ФАС России, обжаловал их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела и заслушав мнения сторон, оставили решение и предписание в силе, отказав заявителю в удовлетворении требований.
(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 N 09АП-8099/2012 по делу N А40-105538/11-2-705)
3. Объединение заказчиком в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ является нарушением Закона о размещении заказов.
Заказчик разместил заказ на выполнение проектно-изыскательных и строительно-монтажных работ по нескольким объектам.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Из анализа ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов следует, что при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения их содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих работ, услуг, с указанием объемов).
Обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией установлена частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно указанной норме лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, законодательством предусмотрено, что требования к качеству, к результату, к иным существенным характеристикам строительно-монтажных работ устанавливаются в соответствии с проектно-сметной документацией, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что проектирование и строительство являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия, в связи с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие разных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства — с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в связи с неустановлением заказчиком объема работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, а также приводит к ограничению количества участников размещения заказа в связи с тем, что указанные работы относятся к различным товарным рынкам.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено и материалами дела подтверждается, что решение ФАС России в части установления нарушения заказчиком части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов соответствует законодательству Российской Федерации о размещении заказов.
В пункте 22 информационной карты аукциона в электронной форме заказчик в части требований к участникам размещения заказа установил требование о наличии у участника размещения заказа «свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией в соответствии с действующим законодательством и со следующими видами разрешенных работ». При этом установлен определенный перечень видов работ.
Вместе с тем в пункте 21 информационной карты аукциона в электронной форме Заказчик установил также, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства с привлечением других лиц (субподрядчиков).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Указанные нарушения были зафиксированы в решении ФАС России.
Заказчик, не согласившись, с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке.
Суд рассмотрев указанное дело, ознакомившись с позициями сторон, пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России, отказав в удовлетворении требований заявителя.
(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 N 09АП-8703/2012 по делу N А40-116388/11-120-988)
4. В случае если организация подписывает государственный контракт в срок, предусмотренный Законом о размещении заказов, и предоставляет финансовое обеспечение контракта, такая организация не может быть признана уклонившейся от подписания контракта.
Заказчик разместил заказ на поставку картриджей расходных материалов и запасных частей.
В ФАС России поступили материалы о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия ФАС России, рассмотрев материалы дела и заслушав мнения сторон, установила следующие обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, сведения подлежат включению в проект государственного контракта, направляемого победителю аукциона, заказчиком.
Кроме того, положения Закона о размещении заказов не допускают установления требования об обязательном указании в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме указанных сведений.
На основании статьи 41.12 Закона о размещении заказов участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
При этом иных случаев признания участника открытого аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения государственного контракта Законом о размещении заказов не установлено.
Как установила Комиссия ФАС России, победитель аукциона в установленный срок подписал направленный проект государственного контракта, представив при этом доказательства обеспечения.
Таким образом, заказчик неправомерно признал ООО уклонившимся от заключения государственного контракта, что является нарушением части 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев материалы дела и заслушав мнения сторон, оставил решение ФАС России в силе, отказав в удовлетворении требований заявителя.
(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 N 09АП-10710/2012-АК по делу N А40-126470/11-147-1151)
5. Заказчик обязан указать в извещении о проведении торгов полное наименование размещаемого заказа.
Заказчик разместил заказ на право заключения государственного контракта на выполнение полного комплекса работ по строительству объекта «Окружной лицей информационных технологий (учебный корпус с общежитием) в г. Ханты-Мансийске, (ХМАО)».
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на действия заказчика, содержащие признаки нарушения Закона о размещении заказов.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 41.5 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, если иной срок не предусмотрен настоящей статьей.
В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме в соответствии с частью 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов указываются: 1) форма торгов (открытый аукцион в электронной форме); 2) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 3) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации; 4) предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг; 5) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; 6) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию (с указанием начальной (максимальной) цены каждой запасной части) и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг; 7) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме; 8) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частью 2 статьи 41.9 настоящего Федерального закона; 9) дата проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 41.10 настоящего Федерального закона. В случае если дата проведения открытого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения открытого аукциона устанавливается на ближайший следующий за ним рабочий день.
На основании части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 — 3.2, 4.1 — 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Сведения, содержащиеся в документации об аукционе, в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о размещении заказов должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
Как следует из документации об аукционе, предметом является «выполнение полного комплекса работ по строительству объекта «Окружной лицей информационных технологий (учебный корпус с общежитием) в г. Ханты-Мансийске, (ХМАО)».
Между тем в извещении об аукционе в графе «Полное наименование аукциона (предмет контракта)» указано: «АР-1571/11 на выполнение работ».
Как установила Комиссия ФАС России, данное обстоятельство не позволяет участникам размещения заказа определить предмет размещаемых торгов.
В решении ФАС России указала, что сведения, указанные в извещении, не соответствуют документации об аукционе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, отказал в удовлетворении требований заявителя.
(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 N 09АП-11223/2012-АК, N 09АП-11868/2012-АК по делу N А40-133490/11-93-1203)
А. Ю.Лобов
Заместитель начальника Управления контроля
размещения государственного заказа ФАС России
——————————————————————