Проблемы легитимности договора страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства через призму процедуры получения талона техосмотра

(Фоминых С. М.) («Юрист», 2012, N 14)

ПРОБЛЕМЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРОЦЕДУРЫ ПОЛУЧЕНИЯ ТАЛОНА ТЕХОСМОТРА

С. М. ФОМИНЫХ

Фоминых Сергей Михайлович, председатель Унинского районного суда Кировской области, кандидат юридических наук.

Статья посвящена анализу последствий получения страхователем у страховщика талона технического осмотра транспортного средства с отсутствующими в талоне необходимыми сведениями. По мнению автора, в настоящее время необходимо внесение изменений в Федеральный закон N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ключевые слова: страхование, полис ОСАГО, недействительность договора, транспортное средство.

Problems of legitimacy of contract of insurance of civil responsibility of possessor of transport means through the prism of procedure of receipt of document of technical examination S. M. Fominykh

The article is devoted to analysis of consequences of receipt by insurant from insurer of document of technical examination of transport means which lacks necessary data. The author believes that at present introduction of changes into Federal Law N 170-FZ «On Technical Examination of Transport Means and on Introduction of Changes into Certain Legislative Acts of the Russian Federation».

Key words: insurance, OMI policy, invalidity of contract, transport means.

Как известно, 1 июля 2011 г. Государственной Думой принят Федеральный закон N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>, который вступил в действие с 1 января 2012 г. ——————————— <1> Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. N 142. 2011.

В соответствии с данным Законом техосмотр проводится на основании договора за плату операторами технического осмотра, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков. По результатам его проведения выдается талон или по заявлению владельца транспортного средства международный сертификат техосмотра. Однако возникает ситуация, когда владелец транспортного средства приходит в страховую компанию, а там ему выдают частично заполненный указанный талон, а вслед за ним сразу же и полис ОСАГО, при этом, естественно, никакого фактического техосмотра данное транспортное средство не проходит — разбору этой ситуации и посвящена наша статья. Так, с одной стороны, в соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными актами, действующими на момент его заключения. Порядок и условия заключения договора страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства предусмотрены Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» <2>. ——————————— <2> Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. N 80. 2002.

Согласно ст. 5 указанного выше Закона порядок реализации определенных настоящим законом и другими законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством РФ в правилах обязательного страхования. В соответствии с п. 15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 <3>, одним из обязательных документов при заключении договора страхования является талон технического осмотра или талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства. ——————————— <3> Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 (в ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. N 87. 2003.

Представим ситуацию, что гражданин обратился в страховую компанию с целью заключить договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, куда им представлены удостоверение личности, свидетельство о государственной регистрации транспортного средства. По предложению страховщика данный гражданин уплатил денежные средства, в том числе за прохождение технического осмотра транспортного средства и получение талона техосмотра, а после оплаты услуг сторонами был подписан договор о проведении технического осмотра транспортного средства, договор страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, гражданину выдана памятка к полису, а также талон техосмотра транспортного средства, при этом, обратим внимание, без указания фамилии, инициалов и подписи технического эксперта. Так, из содержания ст. 17, 20 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что технический осмотр проводится непосредственно любым оператором технического осмотра на основании заключенного с владельцем транспортного средства договора о проведении технического осмотра транспортного средства. В талоне технического осмотра в обязательном порядке указываются следующие сведения: категория, марка, модель и модификация транспортного средства; идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен транспортному средству его изготовителем; дата проведения технического осмотра; полное и сокращенное наименование оператора технического осмотра — юридического лица или фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество оператора технического осмотра — индивидуального предпринимателя, а также номер оператора технического осмотра в реестре операторов технического осмотра; фамилия, инициалы и подпись технического эксперта; срок (с указанием года и месяца), не позднее окончания которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обеспечить проведение очередного технического осмотра; особые отметки. Таким образом, в нашей ситуации договор страхования подписан в отсутствие выданного в установленном законом порядке талона технического осмотра транспортного средства, так как на момент подписания договора страхования технический осмотр транспортного средства проведен не был. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» <4> обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств. ——————————— <4> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. N 245. 1995.

Согласно ст. 19 Федерального закона N 170-ФЗ талон технического осмотра составляется на основании диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств неисправностей, и выдается владельцу транспортного средства или его представителю. В диагностическую карту вносится перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей. Этот перечень заверяется подписью технического эксперта, проводившего проверку технического состояния транспортного средства. Диагностическая карта должна содержать заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства. Диагностическая карта составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдается владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра в течение не менее трех лет. Диагностическая карта, составленная в форме электронного документа, направляется в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранится у оператора технического осмотра в течение не менее пяти лет. Срок действия диагностической карты равен сроку действия выданных на ее основе талона технического осмотра и (или) международного сертификата технического осмотра. В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ <5> сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. ——————————— <5> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // Российская газета. N 238 — 239. 1994.

Таким образом, исходя из анализа приведенной ситуации, указанный договор страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства не соответствует требованиям п. 1 ст. 422 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», п. 15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263, п. 3 ст. 16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 17, 19, 20 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем является недействительным в силу ничтожности, однако это первый вариант разрешения анализируемой ситуации, который, по нашему мнению, представляется не совсем правильным по следующим обстоятельствам. Так, согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования. В силу п. 6.1 ст. 15 вышеуказанного Закона представитель страховщика при заключении договора страхования должен посмотреть только дату очередного прохождения технического осмотра, и если он более 6 месяцев до окончания предполагаемого срока страхования, то последний обязан заключить договор со страхователем, в связи с чем представитель страховщика, выдавший полис ОСАГО, несмотря на то что в талоне техосмотра не указана дата его проведения и нет фамилии лица, проводившего технический осмотр, но при этом указана дата, до которой действителен данный техосмотр, поступает верно, в связи с чем заключенный при таких обстоятельствах договор страхования является действительным. Кроме того, исходя из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что представитель страховщика при предъявлении ему такого талона техосмотра не обязан и проверять, прошло ли фактически техосмотр данное транспортное средство или нет. В целом приведенная ситуация демонстрирует несовершенство Федерального закона N 170-ФЗ, в связи с чем законодателю необходимо урегулировать данную ситуацию путем включения в закон условия обязательного заполнения всех предусмотренных законом реквизитов талона техосмотра и их проверяемости страховщиком, а при установлении факта их незаполнения — на запрещение выдачи полиса ОСАГО страховой компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // Российская газета. N 238 — 239. 1994. 2. Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. N 142. 2011. 3. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. N 80. 2002. 4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. N 245. 1995. 5. Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 (в ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. N 87. 2003.

——————————————————————