Саморегулируемые организации в сфере оценки и аудита

(Муратова Д. А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ И АУДИТА

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 13 июля 2012 года

Д. А. МУРАТОВА

Муратова Д. А., к. ю.н.

Результаты деятельности представителей некоторых профессиональных сообществ имеют повышенное значение для других участников гражданского оборота. Это утверждение можно применить, в частности, к работе оценщиков и аудиторов. Указанные специалисты напрямую не участвуют в предпринимательской деятельности компаний, однако очевидно, что от точности и качества их работы порой может зависеть принятие важных решений, соблюдение гражданских прав и эффективность их защиты. В связи с этим и для оценщиков, и для аудиторов законодательно установлены дополнительные гарантии качества профессиональной деятельности и строгие правила имущественной ответственности за допущенные ошибки. С этой целью оценщики и аудиторы обязаны состоять в саморегулируемых организациях (далее — СРО).

Создание, деятельность и ответственность СРО оценщиков и СРО аудиторов, как и иных СРО, регулируется Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО). Однако особенности правового положения этих организаций установлены специальными Законами, в частности:

— Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности);

— Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности).

Отметим, что в соответствии с подп. 7 п. 7 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности аудиторы, помимо прочего, вправе осуществлять и оценочную деятельность.

Поскольку регулирование указанных сфер деятельности имеет во многом общую направленность, целесообразно рассмотреть основные характеристики каждого из них одновременно.

Обязательно ли вступать в СРО, чтобы стать

оценщиком или аудитором?

Оценочная деятельность — это профессиональная деятельность, направленная на установление стоимости объектов (рыночной, инвестиционной, кадастровой и др.) [1].

До 1 июля 2006 г. оценочная деятельность подлежала лицензированию (п. 5.1 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», утратившего силу). В августе того же года начали действовать поправки к Закону об оценочной деятельности, в соответствии с которыми все оценщики должны были стать членами СРО оценщиков. Оценщики, ранее получившие лицензию, могли продолжать свою деятельность на основании этого документа до 1 июля 2007 г. Впоследствии переходный период был продлен до 1 января 2008 г. [2].

На сегодняшний день не требуется лицензия для того, чтобы заниматься оценкой. Гарантиями качества работ оценщика и его ответственности выступают обязательное страхование и членство в СРО оценщиков.

Аудиторы и аудиторские организации также обязаны быть членами СРО (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона об аудиторской деятельности). До 1 января 2010 г. обязательным условием осуществления аудиторской деятельности было получение лицензии. Однако уже с 1 января 2009 г. был установлен переходный период, на протяжении которого СРО аудиторов должны были обеспечить соответствие требованиям, предусмотренным Законом об аудиторской деятельности. С 1 января 2010 г. лицензирование и этого вида деятельности было отменено (п. 5.2 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», утратившего силу, п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 26 Закона об аудиторской деятельности).

Таким образом, и оценщики, и аудиторы обязаны состоять в СРО, чтобы заниматься профессиональной деятельностью.

Наименование и место нахождения СРО, в которой состоит оценщик, обязательно должны указываться во всех заключаемых им договорах на проведение оценки. Сведения о СРО указываются оценщиком и во всех отчетах об оценке, составляемых им. Информация о СРО аудиторов должна содержаться в аудиторских заключениях.

Помимо федеральных стандартов оценки профессиональный оценщик обязан соблюдать стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является. Аналогичное требование установлено для аудиторов. Кроме того, СРО аудиторов принимают профессиональные кодексы аудиторской этики (п. 2, 4 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности).

Кто может вступить в СРО?

В СРО оценщиков могут вступить только физлица, соответствующие установленным требованиям. Организации не могут быть членами СРО оценщиков. Отметим, что помимо участия в СРО оценщикам необходимо также застраховать свою ответственность (ст. 4 Закона об оценочной деятельности). Для аудиторов страхование ответственности является добровольным (подп. 4.1 п. 1 ст. 13 Закона об аудиторской деятельности).

Оценщик может заниматься частной практикой или заключить трудовой договор с организацией. На такую организацию норма о вступлении в СРО не распространяется, хотя законом и установлен ряд требований, которым она должна соответствовать (ст. 15.1 Закона об оценочной деятельности). Иная ситуация складывается в отношении аудиторов. Членство в СРО обязательно и для аудиторов — физлиц, и для аудиторских организаций. Отношения аудитора с последними оформляются трудовым договором.

Лица, намеренные вступить в СРО оценщиков, должны отвечать ряду требований, в частности:

— представить документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности. Образование может быть высшим или дополнительным. Также допускается прохождение профессиональной переподготовки;

— подтвердить справкой отсутствие неснятой или непогашенной судимости. Препятствием для вступления в СРО может стать судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Следует обратить внимание, что требования могут этим не ограничиваться. СРО оценщиков может предъявлять и дополнительные требования, не противоречащие законодательству.

После исключения из СРО информация об этом должна оперативно (на следующий же день) появиться на сайте СРО. Соответствующие уведомления направляются во все СРО оценщиков, что исключает «миграцию» недобросовестных лиц.

Законом об аудиторской деятельности предусмотрены различные требования к вступлению в СРО для аудиторов — физлиц и для аудиторских организаций (п. 2, 3 ст. 18 Закона об аудиторской деятельности). В отношении аудиторских организаций установлено, в частности, следующее:

— аудиторской может быть только коммерческая организация (кроме ОАО, ГУП, МУП);

— численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

— не менее 51 процента уставного (складочного) капитала организации должны принадлежать аудиторам или аудиторским организациям;

— организация должна перечислять взносы в компенсационный фонд СРО.

Кроме того, установлены специальные требования к составу органов управления такой организации и ряд иных требований.

Отметим, что организации, в названии которых присутствует слово «аудиторская» и (или) производные слова от слова «аудит», должны предпринять все действия, необходимые для включения в реестр аудиторов и аудиторских организаций, которые ведет СРО, в течение 3 месяцев с даты создания (п. 3 ст. 3 Закона об аудиторской деятельности). В противном случае они не имеют права использовать в своем наименовании указанные слова (т. е. потребуется внесение изменений в учредительные документы для приведения их в соответствие с Законом).

Что касается аудиторов — физлиц, то для них обязательными требованиями для членства в СРО являются:

— наличие квалификационного аттестата;

— безупречная деловая (профессиональная) репутация;

— уплата взносов в СРО и в компенсационный фонд СРО;

— наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы (для индивидуального аудитора). Предполагается, что для аудиторов — физлиц, работающих в аудиторской организации по трудовому договору, такие правила устанавливает данная организация (подп. 6 п. 2 ст. 18 Закона об аудиторской деятельности).

В связи с переходом от лицензирования к СРО изменились и требования к квалификационным экзаменам. В связи с этим законодатель установил переходный период, в рамках которого аудиторы, получившие квалификационный аттестат до 1 января 2011 г., смогут сдавать экзамен в упрощенном порядке. Переходный период продлится до 1 января 2013 г. Также в отношении указанных лиц в этот период не будут действовать некоторые требования, предъявляемые к аудиторам в соответствии с Законом об аудиторской деятельности (см. подп. 2 п. 4, п. 5 ст. 23 Закона об аудиторской деятельности).

Требования к СРО

Саморегулируемой организацией оценщиков может стать только некоммерческая организация. В качестве целей деятельности такой организации должны быть определены регулирование и контроль оценочной деятельности. СРО должна быть включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков.

СРО оценщиков должна отвечать следующим требованиям:

— объединение 300 и более физлиц, отвечающих требованиям к оценщику;

— наличие денежного компенсационного фонда. Этот фонд формируется за счет взносов членов СРО, минимальный размер взноса — 30 тыс. руб.;

— наличие коллегиального органа управления, органов и структурных подразделений;

— наличие стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.

Работники СРО не имеют права заниматься оценочной деятельностью.

СРО аудиторов также является некоммерческой организацией, включенной в соответствующий государственный реестр. СРО аудиторов должна:

— объединять не менее 700 физлиц или не менее 500 коммерческих организаций. Эти показатели значительно выше, чем в требованиях к количеству членов СРО оценщиков;

— утвердить правила осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО, принять правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекс профессиональной этики аудиторов;

— создать специализированные контрольные органы;

— сформировать денежный компенсационный фонд (фонды).

Государственные реестры СРО оценщиков и СРО аудиторов

Если некоммерческая организация отвечает перечисленным выше требованиям к СРО оценщиков, она может подать заявление о включении в единый государственный реестр СРО оценщиков. Заявление подается в Росреестр [3]. Вместе с заявлением предоставляется комплект документов, перечисленных в ст. 23 Закона об оценочной деятельности.

Государственный реестр СРО аудиторов ведет Минфин России [4].

Функции СРО оценщиков и СРО аудиторов

Одной из ключевых функций СРО аудиторов является выдача квалификационного аттестата аудитора (п. 1 ст. 11 Закона об аудиторской деятельности). Такой квалификационный аттестат дает право на осуществление аудиторской деятельности.

Для оценщиков законодательством также предусмотрена возможность получения квалификационных аттестатов по итогам сдачи экзамена. Однако квалификационный аттестат, получаемый оценщиком, имеет иное значение. Он дает право на вступление в экспертный совет СРО оценщиков (задача совета — экспертиза отчетов об оценке, подписанных оценщиками — членами данной СРО). Кроме того, СРО оценщиков не наделена правом выдавать квалификационные аттестаты. Их выдает Национальный совет по оценочной деятельности (п. 1 Приказа Минэкономразвития от 26 марта 2012 года N 152 «Об утверждении типа, формы квалификационного аттестата, порядка выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов, а также порядка ведения реестра квалификационных аттестатов Национальным советом по оценочной деятельности»).

Другие направления работы СРО касаются преимущественно регламентации деятельности состоящих в них лиц. Так, Закон об оценочной деятельности определил основные направления работы СРО оценщиков. Среди этих направлений можно выделить следующие:

— разработка и утверждение различных профессиональных правил для оценщиков (стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, правил и условий приема в члены СРО оценщиков и т. д.);

— представление интересов членов СРО;

— экспертиза отчетов об оценке;

— контроль за деятельностью оценщиков (прием в члены и исключение из членов СРО, ведение реестра членов СРО, контроль за осуществлением ими профессиональной оценочной деятельности). Следует отметить, что СРО оценщиков проверяет деятельность последних на соответствие не только правилам и стандартам, утвержденным СРО, но и на соответствие законодательству. Контроль за деятельностью членов СРО осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

Помимо проведения контроля, СРО оценщиков уполномочена на осуществление мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов. Однако Закон об оценочной деятельности предусматривает и «профилактический» механизм, позволяющий повышать уровень квалификации оценщиков и тем самым снижать вероятность привлечения их к ответственности или применения к ним мер дисциплинарного воздействия. Так, СРО оценщиков должна регулярно организовывать профессиональную переподготовку оценщиков.

Перечень функций СРО оценщиков дается в ст. 22.1 Закона об оценочной деятельности. СРО оценщиков может исполнять иные функции, определенные Законом об оценочной деятельности.

СРО аудиторов в целом выполняет аналогичные функции. Однако есть и существенные различия. Например, СРО аудиторов не осуществляет экспертизу аудиторских заключений. Закон об аудиторской деятельности в принципе не предусматривает такой формы контроля.

Компенсационные фонды СРО

Компенсационные фонды создаются за счет взносов лиц, входящих в СРО. Для СРО оценщиков размер такого взноса составляет не менее 30 тыс. руб. (абз. 5 ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности). Средства этого фонда используются для возмещения убытков, причиненных заказчику, заключившему договор об оценке, или третьим лицам. Размер возмещения не может превышать 1 млн. руб.

Основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается установленный решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности.

К средствам компенсационного фонда СРО оценщиков можно обращаться лишь в случае, если страховое возмещение выплачено, но его суммы недостаточно для покрытия убытков (причиненного ущерба), причем оценщик отказывается удовлетворить требования потерпевшего или не отвечает на них в разумный срок (ст. 24.8 Закона об оценочной деятельности). Таким образом, ответственность СРО, реализуемая за счет средств компенсационного фонда, носит субсидиарный характер.

Отметим, что в отношении СРО аудиторов специальных требований к компенсационному фонду не предусматривается. Он подлежит формированию и размещению в порядке, установленном Законом о СРО (п. 14 ст. 17 Закона об аудиторской деятельности). Согласно п. 3 ст. 12 Закона о СРО взносы, направляемые на первоначальное формирование компенсационного фонда СРО, должны составлять не менее 3 тыс. руб. с каждого члена СРО.

Информация о СРО оценщиков и СРО аудиторов

Одним из принципов работы любых СРО можно считать открытость информации (подп. 7 п. 1 ст. 6, ст. 7 Закона о СРО). Это означает, что информация о членах СРО, о лицах, исключенных из данной организации, а также о правилах и стандартах СРО и некоторые другие сведения должны быть опубликованы для всеобщего доступа. Эти принципы касаются, среди прочих, и СРО оценщиков и аудиторов.

Так, каждая СРО оценщиков должна иметь интернет-сайт, на котором размещается информация о деятельности СРО и ее членах. В частности, на этом сайте должны быть размещены учредительные документы саморегулируемой организации, стандарты и правила оценочной деятельности, правила деловой и профессиональной этики. Помимо этого, для всеобщего доступа должен быть открыт реестр членов СРО и информация о лицах, исключенных из организации. Также на сайте размещается информация о компенсационном фонде и о страховании ответственности членов СРО.

В отношении СРО аудиторов подробных требований к опубликованию информации и перечню данной информации не установлено. Однако в Законе об аудиторской деятельности указано, что на официальном интернет-сайте СРО аудиторов должен быть размещен реестр аудиторов и аудиторских организаций, входящих в СРО. Контрольный экземпляр реестра размещается на сайте Минфина России (п. 6, 7 ст. 23 Закона об аудиторской деятельности).

[1] Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)».

[2] Часть 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

[3] Пункт 5.1.6 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

[4] Пункт 5.3.28 Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

——————————————————————