Законодательные основы приватизации в Республике Беларусь
(Денисов В. О., Денисова А. Ю.) («Реформы и право», 2012, N 2)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ <1>
В. О. ДЕНИСОВ, А. Ю. ДЕНИСОВА
——————————— <1> Статья подготовлена в ходе работы над проектом «Конституционные пределы приватизации» (N 11-04-0033) при поддержке программы «Научный фонд НИУ-ВШЭ» в 2012 году.
Денисов Василий Олегович, магистрант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Денисова Александра Юрьевна, магистрант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В статье анализируются организационные и правовые основы приватизации государственного имущества в Республике Беларусь. Охарактеризована система источников права, регулирующих приватизационные отношения, описано две основные правовые модели приватизации — приватизации жилищного фонда и государственного имущества.
Ключевые слова: законодательство Республики Беларусь о приватизации, приватизация жилищного фонда, приватизация имущества.
The Legal Framework of Privatization in Belarus V. O. Denisov, A. Yu. Denisova
In this paper we analyze the institutional and legal framework of privatization of state property in the Republic of Belarus. We characterized the system of sources of law governing the privatization relationship, and we also described basic legal models of privatization — the privatization of housing and of public property.
Key words: Belarusian legislation on privatization, the privatization of housing, privatization of property.
Правовой основой приватизации в Республике Беларусь (далее — РБ) являются законодательные акты о приватизации, принятые в соответствии с ними подзаконные нормативные правовые акты, а также массив индивидуальных правовых актов ненормативного характера, которыми оформляются различные этапы процесса правоприменения в сфере приватизации. Система законодательных актов Республики Беларусь, регулирующих отношения приватизации в этом государстве, представлена и актами, принятыми для регулирования исключительно приватизационных отношений (профильными актами), и так называемыми непрофильными актами, которые принимаются для регулирования широкого круга общественных отношений, но при этом содержат отдельные нормы, посвященные особенностям приватизационных процессов, устанавливающие запрет на приватизацию отдельных видов имущества и т. д. В соответствии с законодательными актами РБ о приватизации жилья и иного государственного имущества могут приниматься подзаконные нормативные акты (в том числе нормативные акты Президента РБ и Совета Министров РБ). Индивидуальные правоприменительные акты ненормативного характера — это, во-первых, судебные акты, в которых разрешаются споры по приватизации жилья и государственного имущества, и, во-вторых, решения о приватизации, под которыми в законодательстве РБ понимаются решения Президента РБ, Совета Министров РБ, органов приватизации, к полномочиям которых относится приватизация жилья и государственного имущества (Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальных органов), определяющие способ, начальную цену продажи (цену) и иные условия продажи объекта приватизации, а также разрешающие иные связанные с приватизацией вопросы. В свою очередь, среди профильного законодательства о приватизации выделяются: а) законодательство о приватизации жилья, формирующегося на основе Закона РБ от 16 апреля 1992 года N 1593-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» <2>; ——————————— <2> Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь (далее — ВВС РБ). 1992. N 15. Ст. 247; N 27. Ст. 475; 1993. N 26. Ст. 317; 1995. N 6. Ст. 58.
б) законодательство о приватизации иного государственного имущества — Закон РБ от 19 января 1993 года N 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» <3>; ——————————— <3> ВВС РБ. 1993. N 7. Ст. 41.
в) законодательство о приватизационных чеках — Закон РБ от 6 июля 1993 года N 2468-XII «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь» <4>. ——————————— <4> ВВС РБ. 1993. N 25. Ст. 305.
Профильное законодательство о приватизации является lex specialis <5> по отношению к другим законам, регулирующим отношения по переходу государственной собственности от государства к иным лицам. Соответствующий принцип закреплен в Гражданском кодексе РБ <6> (ст. 218): «Приватизация имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. При приватизации имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законодательством о приватизации не предусмотрено иное». ——————————— <5> Lex specialis derogat generali («Специальный закон отменяет общий закон») — принцип права, суть которого сводится к тому, что в случае конкуренции норм общего и специального характера предпочтение при толковании и применении должно отдаваться специальным нормам. <6> ВВС РБ. 1999. N 7 — 9. Ст. 101.
Как и в Российской Федерации, в Республике Беларусь приватизация жилищного фонда вынесена за рамки единого правового режима приватизации публичного имущества. С целью создания эффективных правовых гарантий реализации конституционного права граждан на жилище в условиях рыночной экономики установлены особые законодательные основы приватизации жилья через принятие Закона РБ «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь». В этом Законе определены социально-экономические и правовые условия приватизации жилищного фонда. Под приватизацией, согласно данному Закону, понимается приобретение в собственность занимаемых гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда (ст. 1). В Законе установлены порядок приватизации жилья, нормативные основы эксплуатации и ремонта приватизируемого жилья и т. д. В качестве основных принципов приватизации жилья в Законе (ст. 2) закреплены: безвозмездная передача гражданам Республики Беларусь занимаемых ими жилых помещений; взаимосвязь приватизации с решением жилищной проблемы; добровольная основа; сочетание возмездного и безвозмездного характера; равные права всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда; гласность, государственный и общественный контроль за процессом приватизации. Кроме того, установлена норма, в соответствии с которой приватизация жилья осуществляется в соответствии с принципом законности, в порядке, предусмотренном Законом о приватизации жилищного фонда. При этом данный принцип существенно ограничен правом Президента РБ устанавливать порядок приватизации жилья, отличный от порядка, определенного Законом. Законодатель также определяет содержание правоотношений по приватизации жилья. Субъектный состав таких правоотношений составляют граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь (ст. 3). Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда. При этом устанавливается перечень жилищного фонда, не подлежащего приватизации (ст. 5): жилые помещения в общежитиях; служебные жилые помещения; жилые помещения специального служебного жилищного фонда; жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае перепланировки (переоборудования) квартир при проведении работ по реконструкции (капитальному ремонту) дома на период с момента начала производства работ и до окончания работ; жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, и т. д. Приватизация жилищного фонда в Республике Беларусь осуществляется на возмездной, безвозмездной либо смешанной основе. Безвозмездная приватизация жилых помещений осуществляется путем наделения жилищной квотой в денежной форме граждан Республики Беларусь (ст. 10). Денежная жилищная квота представляет собой стоимостный эквивалент жилья, передаваемого гражданам Республики Беларусь безвозмездно, который определяется отношением остаточной стоимости объектов приватизации в ценах на 31 декабря 1991 года в целом по Республике к численности граждан Республики Беларусь с учетом трудового стажа. Все граждане Республики Беларусь наделяются правом на однократное получение жилищной квоты. Их право на денежную жилищную квоту удостоверяется именными приватизационными чеками «Жилье». Жилье предоставляется безвозмездно, если величина жилищной квоты (суммы квот) равна стоимости занимаемого гражданином жилья, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 года. Часть жилого помещения, которая не оплачена за счет жилищной квоты (суммы квот), подлежит выкупу в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилья. При этом в счет погашения стоимости жилого помещения засчитывается жилищная квота (сумма квот) членов семьи, а также жилищные квоты, подаренные по нотариально удостоверенному договору супругом, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами и другими близкими родственниками. Граждане Республики Беларусь, не имевшие права на начисление жилищной квоты, а также граждане Республики Беларусь, использовавшие жилищную квоту на приватизацию жилых помещений или на другие цели, могут приватизировать занимаемые жилые помещения на общих основаниях без права на безвозмездную передачу в собственность жилых помещений. Наряду с Законом о приватизации жилья другим профильным законодательным актом является Закон РБ «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества». В нем регулируются отношения, возникающие при приватизации, преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, а также определены особенности правового положения таких открытых акционерных обществ. Под приватизацией государственного имущества в Республике Беларусь понимается продажа объектов приватизации в порядке и на условиях, установленных законодательством о приватизации. При этом к объектам приватизации государственного имущества относятся предприятия как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий, а также акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности Республики Беларусь или в собственности административно-территориальных единиц. Субъектами приватизации государственного имущества могут стать: а) граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели; б) иностранные граждане и лица без гражданства; в) юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, превышает 50 процентов; г) иностранные государства и их административно-территориальные единицы; д) международные организации; е) иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами. В субъектный состав правоотношений по приватизации включены также органы приватизации: орган по управлению государственным имуществом Республики Беларусь (Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации, его территориальные органы), местные исполнительные и распорядительные органы, выступающие при приватизации и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества от имени Республики Беларусь, или административно-территориальные единицы как собственники государственного имущества. Президент РБ наделяется полномочиями по предоставлению специальной правосубъектности в правоотношениях по приватизации иным государственным органам (организациям). Законодательством (ст. 4) определены основные способы приватизации государственного имущества в РБ: путем продажи: а) акций (долей в уставных фондах) на аукционе; б) акций (долей в уставных фондах) по конкурсу; в) предприятий как имущественных комплексов на аукционе; г) предприятий как имущественных комплексов по конкурсу; д) акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления. Данный перечень не является закрытым. Президент РБ наделяется правом устанавливать случаи, при которых продажа объекта приватизации может быть осуществлена без проведения аукциона (конкурса). Законодатель определил основные принципы приватизации государственного имущества (ст. 5): а) законность; б) плановость и системность (планы приватизации формируются в РБ на трехлетний период); в) гласность, открытость и широкое информирование общественности по вопросам приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества; г) равенство субъектов приватизации; д) возмездность отчуждения объектов приватизации субъектам приватизации; е) соблюдение и защита прав собственников; ж) содействие развитию эффективной социально ориентированной рыночной экономики. Закон устанавливает также полномочия государственных органов в сфере приватизации, реализуя которые они принимают подзаконные нормативные правовые акты и решения о приватизации ненормативного характера. В соответствии со ст. 6 Закона РБ о приватизации государственного имущества Президент РБ определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в области приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Кроме того, Президент РБ согласовывает планы приватизации и планы преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества; принимает решения о приватизации, понижении начальной цены продажи объектов приватизации, предоставлении полномочий Совету Министров РБ или республиканскому органу по управлению государственным имуществом на принятие решений о приватизации, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством РБ. Особенностью законодательства РБ является наделение Президента РБ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок нормативно-правового регулирования, отличный от того, который определен законом. Это фактически означает наделение высшего должностного лица государства законодательными полномочиями. Данная отличительная черта национальной правовой системы РБ воспроизводится и в Законе о приватизации государственного имущества: «Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться иные порядок проведения, способы и условия приватизации, чем те, которые установлены настоящим Законом» (ст. 6) <7>. ——————————— <7> Отметим, что данная особенность правовой системы РБ своими корнями восходит к расширительному подходу при определении законодательства, применявшемуся в советской правовой системе. В начале 1990-х гг. Президент Российской Федерации в течение некоторого времени реализовывал законотворческие полномочия, но только в том случае, когда отсутствовал соответствующий закон.
Совет Министров РБ в области приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: обеспечивает проведение в жизнь единой государственной политики; по согласованию с Президентом РБ утверждает планы приватизации, а также планы преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества; в установленных случаях принимает решения о понижении начальной цены продажи объектов приватизации и т. д. (ст. 7). Полномочиями по приватизации и преобразованию коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества Закон наделяет местные Советы депутатов (ст. 8). Органы приватизации, согласно ст. 9 Закона, принимают правовые акты в связи с реализацией закрепленных за ними полномочий по реализации единой государственной политики в области приватизации; организацией приватизационных процессов, привлечением специалистов для выполнения работ по приватизации; созданием комиссий по приватизации; подготовкой проектов решений о приватизации, предложений о способе и условиях продажи объектов приватизации. Органы приватизации выступают учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, организуют проведение аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации и конкурсов по передаче акций открытых акционерных обществ в доверительное управление с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления и т. д. Органы приватизации наделяются полномочиями по подаче исковых заявлений по спорам, возникающим по договорам по приватизации, в том числе об установлении фактов ничтожности сделок по приватизации и о применении последствий недействительности таких сделок, а также реализуют другие возложенные на них функции. Закон о приватизации государственного имущества устанавливает (ст. 14) порядок принятия решений о приватизации. Такие решения по объектам приватизации, находящимся в собственности Республики Беларусь, принимаются Президентом РБ или уполномоченным им государственным органом; по объектам, находящимся в собственности административно-территориальных единиц, — в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов. В решении о приватизации определяются: а) объект приватизации, б) способ приватизации; в) начальная цена продажи, которая определяется в размере его оценочной стоимости, если иное не установлено Президентом РБ; г) количество акций, подлежащих продаже по результатам доверительного управления; д) при наличии у государственного унитарного предприятия в хозяйственном ведении объектов социального назначения — условия дальнейшего использования таких объектов и иные условия продажи объекта приватизации. Продажа объектов приватизации осуществляется на основании заключенного между органом приватизации и субъектом приватизации договора купли-продажи (ст. 21 Закона о приватизации государственного имущества). В этом договоре определяются: объект приватизации, цена, порядок и сроки оплаты, срок передачи объекта приватизации субъекту приватизации, ответственность за невыполнение условий договора купли-продажи; сроки обращения покупателя за государственной регистрацией договора купли-продажи и перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс, а также другие условия, устанавливаемые по соглашению сторон и (или) в соответствии с актами законодательства. Сделки по приватизации, заключенные с нарушением законодательства, признаются ничтожными (ст. 29 Закона). В РБ предприятие как имущественный комплекс передается покупателю после государственной регистрации договора купли-продажи по передаточному акту. Государственная регистрация перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс осуществляется после полной оплаты покупателем объекта приватизации в соответствии с договором купли-продажи. Право собственности на предприятие как имущественный комплекс переходит к покупателю с момента государственной регистрации перехода права собственности. Оплата объекта приватизации производится не позднее 30 рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи, если иное не указано в решении о приватизации (ст. 22 Закона). В случае несвоевременного перечисления в соответствующий бюджет средств, подлежащих уплате за объект приватизации, субъект приватизации уплачивает в республиканский или соответствующий местный бюджет штраф в размере 10% от цены продажи объекта приватизации и пени в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка РБ, установленной на день перечисления средств, от неуплаченной суммы за каждый день просрочки. При этом взыскание таких штрафа и пени производится в бесспорном порядке на основании решений органов Комитета государственного контроля РБ, Министерства по налогам и сборам РБ и его территориальных органов, Министерства финансов РБ, его территориальных органов и местных финансовых органов по информации, представленной органами приватизации. Средства от приватизации объектов, находящихся в собственности Республики Беларусь, направляются в республиканский бюджет, а средства от приватизации объектов, находящихся в собственности административно-территориальных единиц, — в соответствующий местный бюджет. Порядок распределения средств от приватизации, установленный Законом, может быть изменен решениями Президента РБ. Важной чертой законодательства о приватизации является подтверждение при продаже предприятий всех гарантий работникам таких предприятий, установленных законодательством РБ о труде (ст. 24). Нормы непрофильного законодательства, регулирующие приватизационные отношения в РБ, рассредоточены по многочисленным законодательным актам, принадлежащим к разным отраслям законодательства. Ряд норм, регулирующих различные аспекты приватизации, содержится в Гражданском кодексе РБ от 7 декабря 1998 г. N 218-3 <8>. В нем, в частности, устанавливается, что особенности создания акционерных обществ в процессе приватизации государственного имущества определяются законодательством о приватизации (ст. 98); приватизационные ценные бумаги являются видом ценных бумаг (ст. 144); приватизация имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации (ст. 218), и т. д. ——————————— <8> ВВС РБ. 1999. N 7 — 9. Ст. 101.
В отдельных законах содержатся нормы, запрещающие приватизацию определенных имущественных комплексов (например, культурных учреждений, являющихся национальным культурным достоянием или имеющих большую культурную ценность (ст. 16 Закона РБ «О культуре в Республике Беларусь»)). Непрофильные законы могут содержать нормы, устанавливающие дополнительные требования к процедурам приватизации. Так, Законом РБ «Об охране окружающей среды» (ст. 54) закреплены требования в области охраны окружающей среды при приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий. В соответствии с данным Законом при приватизации предприятий, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда, причиненного окружающей среде. Кроме того, в этом случае установки и оборудование, предназначенные для охраны окружающей среды, признаются неделимым целым с объектом приватизации. Тем же Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 97) установлено, что при приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий в обязательном порядке проводится экологический аудит в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Непрофильное законодательство устанавливает основные виды и формы государственного и общественного контроля за приватизацией. Государственный контроль за приватизацией осуществляется в соответствии с Законом РБ «О Комитете государственного контроля и его территориальных органах». В ст. 8 данного Закона определены функции органов государственного контроля. В частности, установлено, что Комитет государственного контроля и его территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенции государственный контроль за исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности. При выполнении возложенных на них задач Комитет государственного контроля РБ и комитеты государственного контроля областей правомочны (ст. 14) принимать решения о недопущении заключения договоров аренды, приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности в случае выявления фактов нарушения законодательства. Формы проведения общественного контроля предусмотрены, например, в Законе РБ «О профессиональных союзах» (ст. 12), предусматривающем участие профсоюзов в решении вопросов приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. В соответствии с нормой, содержащейся в уже упомянутой статье, «профсоюзы осуществляют общественный контроль в формах, не связанных с проведением проверок, за соблюдением законодательства Республики Беларусь по вопросам приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества». Отдельным направлением законодательства о приватизации в РБ выступает законодательство, устанавливающее порядок эмиссии и обращения именных приватизационных чеков Республики Беларусь, их использования в период безвозмездной приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, государственные гарантии их владельцам. В соответствии со ст. 1 Закона РБ «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь» приватизационный чек является государственной именной ценной бумагой Республики Беларусь, выпущенной на срок, установленный Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ. Гражданский кодекс РБ в ст. 144 также подтверждает отнесение приватизационных чеков к ценным бумагам. Устанавливается, что приватизационный чек обеспечен государственной собственностью, подлежащей безвозмездной передаче гражданам РБ, свидетельствует о праве его владельца на долю в приватизируемой государственной собственности и выражает размер этой доли (квоту). Как уже отмечалось, приватизационный чек в соответствии с его целевым назначением бывает двух видов — «Жилье» («Жылле») и «Имущество» («Мае-масць») — и «выпускается в виде отпечатанного на бумаге бланка с учетом на банковских счетах» (ст. 1 Закона). Законодательство о приватизационных чеках различает право на получение приватизационных чеков (ст. 3) и право на их приобретение (ст. 4). Приватизационные чеки получают только граждане РБ на сумму чеков, соответствующую их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности. При этом граждане РБ, постоянно проживающие за пределами территории РБ (если это не связано со служебными обязанностями, воинской службой, учебой или лечением), не имеют права на получение приватизационных чеков. Правом на приобретение приватизационных чеков «Имущество» обладают все субъекты приватизации, определенные в Законе РБ «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», а правом на приобретение приватизационных чеков «Жилье» — граждане Республике Беларусь и иные лица в порядке наследования либо по решению суда, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Размер доли (квоты) государственной собственности, приходящейся на каждого гражданина РБ, выражается суммой чеков, определенной в соответствии с законодательством. Квота, зачисляемая на приватизационный чек «Жилье», определяется в соответствии с Законом РБ «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь». Сумма чеков «Имущество», выдаваемая гражданину РБ, устанавливается в зависимости от его трудового стажа и возраста, которые определяются на момент введения Закона о приватизационных чеках. Согласно ст. 7 Закона приватизационные чеки «Имущество» выдаются лицам в следующих количествах: старше 35 лет — 50 чеков; в возрасте от 30 до 35 лет — 40 чеков; от 25 до 30 лет — 30 чеков; от 16 до 25 лет — 20 чеков; инвалидам I и II групп из числа военнослужащих и вследствие общего заболевания, а также инвалидам I и II групп с детства независимо от их возраста — 50 чеков; инвалидам Великой Отечественной войны и к ним приравненным, а также инвалидам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания независимо от возраста — 50 чеков; родителям (одному из них) на каждого ребенка, которому не исполнилось 16 лет, — 10 чеков и т. д. К исчисленной таким образом сумме чеков добавляются чеки, получаемые гражданами в зависимости от трудового стажа, в следующем соотношении: за один полный календарный год стажа — один чек. Дополнительно начисляются чеки в следующем порядке: а) инвалидам Великой Отечественной войны и к ним приравненным, а также инвалидам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания — 30 чеков; б) участникам Великой Отечественной войны — 15 чеков, а приравненным к ним гражданам и гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам в период репрессий 1920 — 80-х годов, а затем реабилитированным, — 10 чеков; в) владельцам вкладов в учреждениях Сберегательного банка по состоянию на 1 января 1991 года в порядке и размерах, определенных Советом Министров РБ. Номинальная стоимость одного чека определяется Советом Министров РБ исходя из общей стоимости приватизируемой государственной собственности, безвозмездно передаваемой гражданам РБ, и общего количества чеков, причитающихся всем гражданам РБ. Сроки обращения именных приватизационных чеков должны определяться Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ. Срок обращения приватизационных чеков «Имущество» первоначально планировалось ограничить пятилетним сроком. Однако впоследствии он не раз продлевался. В настоящее время активность операций с чеками «Имущество» фактически сошла на нет, однако формально чеки продолжают обращаться. До сих пор в банках вывешиваются списки приватизируемых предприятий, акции которых можно обменять на чеки «Имущество» <9>. ——————————— <9> Мусатов В. Приватизационные чеки Республики Беларусь // Петербургский коллекционер. 2010. N 2 (58). С. 9.
Срок обращения приватизационных чеков «Жилье» также нормативно не установлен. Государство гарантирует владельцам приватизационных чеков свободу распоряжения ими и использование их в соответствии с законодательством. По истечении срока обращения приватизационных чеков не использованные владельцем чеки могут быть предъявлены для погашения по месту выдачи или Национальному банку Республики Беларусь. Государство гарантирует гражданину Республики Беларусь — владельцу погашаемых чеков — выплату компенсации в пределах сумм чеков, полученных им по нормативам, установленным в ст. 7 Закона. В заключение отметим, что приватизация в РБ не только является важным социально-политическим инструментом, с помощью которого происходит разгосударствление экономики, но и сохраняет также особое финансовое значение. Доходы от приватизации — существенный источник пополнения государственного бюджета; денежные средства по приватизационным сделкам перечисляются в Государственный целевой фонд национального развития.
——————————————————————