Как обществу организовать процесс участия в госзакупках?
(Баланцев Е.)
(«Акционерный вестник», 2012, N 9)
КАК ОБЩЕСТВУ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОЦЕСС УЧАСТИЯ В ГОСЗАКУПКАХ?
Е. БАЛАНЦЕВ
Баланцев Евгений, юрист, преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Академии Пастухова, г. Ярославль.
Чем полезен материал:
для компании, решившей стать участником размещения госзаказов, важно не только понимать саму процедуру, но и знать практику обжалования действий заказчиков в случае чего. Это поможет избежать досадных ошибок, беспрепятственно принять участие в конкурсе и, возможно, даже стать победителем.
Кому полезен:
руководителю компании, юристу.
В настоящее время государственный и муниципальный заказ представляют собой важнейшую часть рынка во всех сферах деятельности. Многие компании принимают в размещении госзаказа активнейшее участие.
Для того чтобы участие в размещении госзаказа стало для акционерного общества выгодным и прибыльным, мало просто время от времени подавать заявки на участие в закупочных процедурах. Здесь важно выстроить такую систему, которая, с одной стороны, учитывала бы особенности размещения государственного и муниципального заказа, а с другой — позволяла бы подразделениям организации активно взаимодействовать между собой в целях формирования наиболее выгодного для компании предложения по конкретной закупке. Для этого юридическому отделу АО нужно четко представлять себе этапы участия в госзакупках.
1. Поиск заказов. В настоящее время все государственные и муниципальные заказы собраны в одном месте — на сайте www. zakupki. gov. ru — официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.
Чтобы не пропустить интересный и выгодный заказ, можно назначить сотрудника, который будет с установленной периодичностью посещать сайт и отслеживать необходимую информацию для АО. После того, как компания остановит свой выбор на интересном ей заказе, необходим анализ его выгодности для АО. Здесь важно не только рассчитать прибыль, которую получит компания, но и неизбежные расходы, связанные с участием в закупочных процедурах и заложенные в цену контракта. Так, например, если в цену контракта заложены расходы по доставке товара заказчику, компании будет тем выгоднее исполнять данный контракт, чем ближе к заказчику она находится. Также нужно принять в расчет и ресурсы организации — сможет ли она своими силами исполнить весь объем контракта или придется привлекать соисполнителей. И подобных нюансов для каждой компании великое множество, а потому и аналитическая работа, предшествующая участию в госзаказе, должна быть проведена на должном уровне.
Это особенно важно при участии в электронных аукционах. Как красноречиво свидетельствует практика, во многих из них участники, торгуясь и стремясь одержать победу любой ценой, значительно снижают цену (иногда в два раза и более по сравнению с начальной ценой контракта — при том, что заказчики обязаны установить обоснованную, то есть близкую к рыночной, начальную цену). В результате победитель такого аукциона при исполнении контракта вдруг сталкивается с отсутствием у себя достаточных денежных средств. В конечном итоге он не может выполнить условия контракта.
2. Подача заявки, в которой содержится предложение участника размещения заказа. Заявка должна соответствовать установленным заказчиком требованиям, которые содержатся в документации по закупке (извещении о проведении запроса котировок, конкурсной или аукционной документации).
Как отметила в своем выступлении на форуме-выставке «Госзаказ-2012» Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, ежегодно на госзакупки направляется 12 трлн. рублей. По ее словам, спрос госсектора — это 20% внутреннего спроса России (forum-goszakaz. ru).
Правильно составленная заявка должна содержать:
— согласие участника в госзаказе на участие размещения заказа на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией;
— конкретные показатели предлагаемого для использования товара.
Иными словами, если заказчику нужно, например, жидкое мыло (уровень pH: 6, антибактериальное, в канистрах по 5 л.), то и в заявке компании должно быть указано именно это мыло и именно эти характеристики. Проще говоря, готовить заявку следует строго в соответствии с требованиями заказчика. Вносить изменений в ее текстовую часть или при заполнении таблиц ни в коем случае нельзя.
Правила подачи заявки различны в зависимости от процедуры. Например, в конкурсе и запросе котировок заявка может быть подана в письменном виде или в форме электронного документа непосредственно заказчику по адресу и во время, указанным в документации. В электронном аукционе заявка подается только в электронной форме через интерфейс торговой площадки, на которой проводится данный аукцион.
Для подачи документов в электронной форме компании необходимо иметь электронную подпись, полученную в удостоверяющем центре, аккредитованном на конкретной электронной торговой площадке. При этом она выдается не организации в целом, а конкретному уполномоченному работнику организации. Рекомендуем АО завести сразу несколько электронных подписей, для того чтобы защититься от возможных проблем, например увольнения, командировки такого работника или технических проблем с подписью.
Чтобы поучаствовать в электронных аукционах на конкретной электронной площадке, организация должна пройти на ней аккредитацию, которая является бесплатной и предоставляется сроком на три года. Рекомендуем пройти аккредитацию сразу на нескольких электронных площадках. Иначе в случае появления интересного заказа компания не сможет принять в нем участие из-за отсутствия времени для аккредитации на площадке, где проводится заказ.
3. Подписание контракта. Компания, ставшая победительницей, обязана заключить контракт, проект которого она получает от заказчика. Участник должен подписать контракт и обеспечить его получение заказчиком в указанный в документации по закупке срок.
В противном случае компания будет признана уклонившейся от заключения контракта и сведения о ней будут внесены в черный список — реестр недобросовестных поставщиков. Компания с подобной репутацией лишается возможности участвовать в размещении госзаказа в течение ближайших двух лет.
Рекомендуем акционерным обществам использовать указанный реестр для оценки благонадежности своих партнеров. Информация о недобросовестных поставщиках размещена в открытом доступе на официальном сайте www. zakupki. gov. ru.
Важно помнить, что в электронном аукционе контракт подписывается только в электронной форме через интерфейс площадки и направление подписанного победителем проекта контракта в бумажном виде будет считаться уклонением от его заключения.
4. Исполнение контракта. Итак, контракт подписан и наступает последняя стадия — его исполнение. Разумеется, он должен быть исполнен обеими сторонами в точном и полном соответствии с его условиями. И здесь участника подстерегает масса проблем. Практика показывает, что на стадии анализа закупки победители часто поверхностно изучают условия контракта, переоценивают свои возможности и недооценивают потенциальные расходы. Как следствие, исполнителям бывает очень сложно соответствующим образом исполнить контракт, что приводит к конфликтам с заказчиком.
Но иногда и сам заказчик неполно или неверно устанавливает требования по исполнению контракта. Довольно часто это встречается в строительных заказах, в которых заказчик может не учесть некоторые виды работ, которые необходимо выполнить, или занизить объем ремонтных работ. В этом случае исполнителю необходимо в его же собственных интересах действовать в полном соответствии с положениями контракта, регулирующими подобную ситуацию, а если таковых нет — в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ. Например, в установленный срок в письменном виде уведомлять заказчика о создавшейся ситуации, выполнять его законные и соответствующие контракту указания и т. д.
Кстати, исполнитель не должен бояться общения с заказчиком в письменном виде. В дальнейшем при судебном разбирательстве подобные уведомления, письма станут весомым доказательством добросовестности исполнителя. По результатам исполнения контракта исполнитель должен составить и представить заказчику на рассмотрение и подписание итоговый пакет документов — акт приема-передачи, акт выполненных работ, акт об оказании услуг и т. д.
Если нарушены права вашей компании, сразу обжалуйте действия нарушителя. Государство тщательно регламентирует процедуры закупок. Если коммерческая организация при осуществлении закупки вправе определить условия проведения процедуры самостоятельно (например, выбрать способ закупки, установить собственные требования к претендентам, даже нарушающие конкуренцию), то государственные и муниципальные заказчики обязаны руководствоваться требованиями специального Закона о госзакупках (в настоящее время это Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), в котором указаны крайне жесткие и практически не оставляющие заказчикам свободы выбора правила. Нарушение заказчиком любого из этих правил влечет за собой серьезную административную ответственность для них.
Особенно законодательство о госзакупках защищает участников размещения заказа и стремится обеспечить равные для всех возможности доступности для участия в госзаказе.
Но на любой стадии размещения госзаказа заказчик в силу разных причин (невнимательности, некомпетентности, желания помочь «своему» участнику) может нарушить права компаний-участников: например ограничить количество участников, установить «завышенные» требования к предмету закупки, противоречащие закону, или незаконно чинить препятствия компании, пожелавшей принять участие в процедуре.
Акционерным обществам советуем незамедлительно обжаловать подобные действия заказчика. У компании есть два пути решения возникшей проблемы — сразу обратиться в суд или же с жалобой на действия заказчиков в систему органов, специально уполномоченных на решение подобных вопросов. Однако на практике, независимо от категории заказчика (федеральный, региональный, муниципальный), подавляющее большинство жалоб подаются в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России). Именно ФАС России проверяет сведения, содержащиеся в жалобе компании, и по ее результатам выносит соответствующее решение. Если решение контролирующего органа не устроило вашу компанию, то она может обжаловать его в арбитражный суд. Право на административное обжалование действий заказчиков действует в течение 10 дней со дня размещения на сайте www. zakupki. gov. ru протокола, подводящего итоги госзакупок. Отметим, что в любом случае контракт не может быть заключен до тех пор, пока не пройдут положенные 10 дней.
Подавая жалобу на действия заказчика, компании не нужно платить госпошлину, а все результаты рассмотрения ФАС России поданных жалоб, а также результаты проверок соответствия законодательству действий заказчиков размещаются на сайте www. zakupki. gov. ru.
Поэтому компании, решившей стать участником размещения заказов, настоятельно рекомендуем перед этим тщательно изучить данные материалы, проанализировать практику конкретных контролирующих органов (например, конкретного территориального управления Федеральной антимонопольной службы) и в дальнейшем руководствоваться ей при обжаловании действий заказчиков. Это поможет избежать досадных ошибок, беспрепятственно принять участие в конкурсе и, возможно, даже стать победителем.
Вовлеките в процесс размещения госзаказа все подразделения компании. Для успешного участия вашего АО в размещении госзаказа обязательна слаженная работа всех его подразделений. Задача юридической службы — внимательно оценивать действия заказчика на предмет нарушения действующего законодательства. Финансово-экономические отделы должны взвесить выгодность данного заказа для компании, профильные подразделения — определить возможность исполнения компанией контракта в случае ее победы.
Руководителю же акционерного общества, претендующего на регулярное получение госзаказов, необходимо обеспечить грамотное и слаженное взаимодействие всех подразделений организации для достижения поставленной цели. Отсутствие такого взаимодействия, когда одно подразделение не знает, что делает другое, может привести к неудачам в борьбе за госзаказ или к проблемам при исполнении контракта в случае его заключения.
Не существует абсолютно идеальной схемы такого взаимодействия, ведь для каждой организации она индивидуальна и должна учитывать множество факторов: «размер» компании, количество задействованных подразделений, принципы принятия управленческих решений и т. д.
——————————————————————