Нарушения прав человека в сфере здравоохранения

(Юрченко И. А.) («Омбудсмен», 2012, N 2)

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ <*>

И. А. ЮРЧЕНКО

——————————— <*> Yurchenko I. A. Human rights violations in the health care sphere.

Юрченко Иван Андреевич, кандидат медицинских наук, начальник отдела компании «Инко-мед».

В статье исследованы взаимоотношения пациентов и медицинских работников, регулируемые Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», на примере Воронежской области.

Ключевые слова: права человека, здравоохранение, медицинская помощь.

In the article relationships of patients and the medical workers, regulated by the Federal law from November 21, 2011 N 323-FZ «About bases of health protection of citizens of the Russian Federation», are investigated on the example of the Voronezh region.

Key words: human rights, health care, medical care.

Эффективность системы охраны здоровья граждан определяется успешностью достижения конечного результата, к которому относятся снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни населения региона. Взаимоотношения пациентов и медицинских работников, внутренние взаимосвязи между субъектами в сфере здравоохранения с 21 ноября 2011 г. регулирует Федеральный закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее — Закон), заменивший собой тридцать три нормативно-правовых документа, действовавших с 1966 по 2007 г. Принятию Закона предшествовал длительный период детальной проработки новых направлений медицины, не регламентированных в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. В новом Законе детально проработаны узкие места медицины, затрагивающие интересы относительно небольших групп граждан, — донорство, суррогатное материнство и др., определено официальное отношение государства к эвтаназии. В Законе впервые определены обязанности человека в сфере охраны здоровья, его права и гарантии реализации этих прав [1]. Удовлетворенность населения качеством оказания медицинской помощи наравне с динамикой заболеваемости и смертности населения в регионе позволяет оценить результативность системы охраны здоровья граждан. Результат анализа письменных обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Воронежской области свидетельствует о низкой оценке качества регионального здравоохранения жителями субъекта Федерации. Динамический рост показателей заболеваемости в регионе, сопровождающий увеличение размеров финансирования медицины (в т. ч. по программе модернизации здравоохранения), сопровождается увеличением смертности и превалированием ее над рождаемостью [2]. Объективные данные подтверждают субъективное мнение жителей региона. В Законе указаны основные принципы охраны здоровья граждан, к которым помимо доступности и качества оказания медицинской помощи относится приоритет профилактики заболеваний, но детальная проработка технологических решений по организации профилактических мероприятий и формированию здорового образа жизни людей отсутствует (ст. ст. 4, 29, 30). В условиях рыночной экономики недостаточно декларировать требования к организации здравоохранения; необходимы указание на источники финансирования, определение порядка получения и распределения денежных средств медицинскими учреждениями, обеспечивающими государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи населению, с учетом их реальных потребностей. Помимо финансирования в рамках обязательного медицинского страхования, детально разработанного и практически реализуемого с 1991 г., в Законе не предусмотрено механизмов преодоления противоречий, связанных с особенностями получения легитимного дохода клиниками различных форм собственности (ст. ст. 82, 83). Порядок оказания платных медицинских услуг лечебно-диагностическими учреждениями, участвующими в программе государственной гарантии оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, привносит в систему охраны здоровья граждан принципы сферы обслуживания. При выборе тактики оказания медицинской помощи потребитель, не обладающий специальными знаниями в медицине, пользуется приматом права перед специалистом, имеющим соответствующие дипломы, сертификаты, лицензии, а главное, опыт работы и квалификацию, но относящимся к обслуживающему персоналу [3]. В разделе Закона, определяющего порядок финансирования медицинских услуг, оказываемых на платной основе (ст. 84), заложено пересечение правовых полей. Лечебно-диагностическая помощь, осуществляемая в рамках добровольного медицинского страхования на основе Закона от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», объединена с медицинскими услугами, оказываемыми на договорной основе и регламентируемыми Законом от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей». О схожести между добровольным и обязательным видами страхования здоровья человека свидетельствуют наличие понятия страхового случая, ответственность страховщика за качество оказания услуг, непосредственный и опосредованный специализированный контроль осуществления лечебно-диагностических манипуляций. Два вида медицинского страхования различается по двум основным признакам: источнику получения страховой премии и отсутствию необходимости проведения диагностики и лечения в соответствии со стандартами при страховании на добровольной основе. Результаты исследования жалоб жителей Воронежской области в аппарат Уполномоченного по правам человека, в Департамент здравоохранения Воронежской области и в медицинские страховые компании региона позволили выявить системный характер некоторых видов нарушений прав человека при оказании медицинской помощи, обусловленных наличием устойчивых противоречий между медициной и человеком, государством и медициной [2; 4]. За период с 2010 по 2012 г. было проведено эмпирическое исследование случаев обращения граждан, спровоцированных нарушением права на получение качественной и своевременной медицинской помощи. В результате выявлено наличие в сфере здравоохранения предрасполагающих объективных условий, не имеющих отношения к характерологическим особенностям отдельных личностей, причастных к оказанию медицинской помощи, при наиболее часто встречающихся видах ущемления прав человека, имеющих массовое проявление. К ним относятся: — недостатки качества оказания медицинской помощи; — низкая эффективность профилактики заболеваний, формирующих основные причины смертности в регионе; — нарушения прав пациентов, связанные с оказанием бесплатной медицинской помощи; — нарушения прав человека, связанные с оказанием платных медицинских услуг. В Законе потенциально предусмотрены механизмы реагирования, позволяющие предупредить нарушения прав человека в медицине, имеющие наибольшее значение для населения, но в 2012 г. не отмечено снижения частоты обращения жителей субъекта Федерации при типичных случаях неудовлетворенности результатами деятельности системы здравоохранения региона. Цель настоящей работы состоит в выявлении причинно-следственных связей, обусловливающих возникновение типичных для Воронежской области противоречий в системе охраны здоровья граждан, и предложении способов устранения выявленных противоречий. Объект исследования — система здравоохранения Воронежской области. Субъект исследования — правовые взаимоотношения между государством, медициной и человеком при четырех видах противоречий, наиболее часто встречающихся в процессе оказания медицинской помощи.

Недостатки качества оказания медицинской помощи

Качественная медицинская помощь — ключевая категория, выполняющая роль одного из индикаторов соблюдения прав человека в сфере здравоохранения. С момента вступления Закона в силу выделяется восемь критериев соблюдения доступности и качества оказания услуг в сфере здравоохранения (ст. ст. 10, 64). Несмотря на это, обращения жителей региона, поступившие за три первых квартала 2012 г. в ТФОМС и медицинские страховые компании (МСК), финансирующие здравоохранение Воронежской области, указывают на недовольство населения качеством оказания медицинской помощи [4]. Несоответствие конечного результата лечения ожиданиям человека и потребностям государства порождает конфликтные взаимосвязи между участниками правовых взаимоотношений в сфере охраны здоровья граждан. Качество медицинской помощи определено Законом как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (ст. 21). Расплывчатость определения сформировала условия, допускающие различия при трактовке термина «качественная медицинская помощь», вследствие чего население, медицинские страховые компании и лечебно-диагностические учреждения определяют понятие «качество» при оказании лечебно-диагностических услуг в соответствии с собственной экономической или иной выгодой. Четкое определение, удовлетворяющее потребности человека, медицины и государства и не допускающее возможности толкования, отсутствует. Для стационаров и поликлиник преимущественное значение имеют отсутствие осложнений в процессе оказания медицинских услуг и своевременное завершение лечебного процесса выпиской пациента «с улучшением» или «с выздоровлением». Медицинские страховые компании, финансирующие ЛПУ в пределах программы ОМС, признают качественными обследование и лечение, соответствующие стандартам, гарантированным государством населению при оказании бесплатной медицинской помощи. Данная трактовка федерального законодательства позволяет страховщикам реализовывать свои экономические интересы, допуская возможность применения штрафных санкций по отношению к лечебно-диагностическим учреждениям в тех случаях, когда благополучный результат лечения достигается при неполном соблюдении стандартов. Человек, не обладающий специальными знаниями в области охраны здоровья, определяет качество оказания медицинской помощи, основываясь преимущественно на эмоциональном восприятии. Противоречие между человеческим восприятием эффективности оказания медицинских услуг и результатами экспертной оценки качества гарантированной государством бесплатной лечебно-диагностической помощи создает условия для развития конфликтных взаимоотношений между системой здравоохранения и жителями региона. Недостатки правовой базы заключаются в превалировании экономических требований, регламентирующих объем экономических поступлений в ЛПУ, над медицинскими условиями, определяющими фактические затраты лечебного учреждения в каждом конкретном случае оказания помощи больному человеку. Государство декларирует гарантии оказания бесплатной медицинской помощи населению при возникновении всех известных заболеваний в рамках программы ОМС. Лечебно-диагностические мероприятия, воспринимаемые населением как бесплатные, фактически оплачиваются государством из средств ФОМС по определенным ежегодно утверждаемым тарифам в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Посредниками между ФОМС и государственными ЛПУ выступают страховые компании, осуществляющие непосредственное финансирование и контроль качества лечебного процесса. На практике лечение тяжелой и легкой форм течения заболевания оплачивается одинаково, вне зависимости от фактических затрат медицинского учреждения на медикаменты, амортизацию оборудования, заработную плату персоналу и пр., вплоть до коммунальных платежей. В случаях обращения пациентов с легкой формой течения заболевания государственные ЛПУ получают экономическую выгоду. Лечение заболеваний средней и тяжелой форм, а также ведение родов и оказание помощи беременным экономически невыгодны лечебным учреждениям (преимущественно многопрофильным стационарам), т. к. затратная часть превышает фактическое финансирование в рамках ОМС. Предлагается трактовать отклонение от стандартов, принятых в системе обязательного медицинского страхования, как некачественное лечение исключительно в случае причинения вреда жизни и здоровью пациента вследствие оказания или неоказания медицинских услуг.

Недостатки организации профилактики заболеваний

Актуальность декларируемого в Законе приоритета профилактики в сфере охраны здоровья граждан (ст. 12) и мероприятий, направленных на предотвращение развития патологических процессов, подтверждается увеличением случаев обращения жителей Воронежской области за медицинской помощью на 9,4% за пятилетний период с 2005 по 2011 г. [2]. Административно-управленческие структуры медицины Воронежской области обладают эмпирическими знаниями о наличии взаимосвязи между снижением адаптационных возможностей человека, возникающим вследствие негативного влияния на здоровье пищи, питьевой воды, атмосферного воздуха, психосоциальной агрессии социума, и возникновением соматической патологии. Несмотря на ежегодное повторение влияния одних и тех же факторов на отрицательный демографический баланс в регионе, системой охраны здоровья в Воронежской области не разработан эффективный план практических мероприятий, позволяющих сократить частоту возникновения болезней, оказывающих преимущественное влияние на продолжительность жизни жителей в субъекте Федерации. Выявление отклонений здоровья человека, предшествующих развитию заболевания, относится к компетенции центров здоровья, организованных на территории Воронежской области. К сожалению, анализ штрафных санкций, наложенных медицинскими страховыми компаниями в 2012 г., свидетельствует о том, что центры здоровья выставляют преимущественно т. н. двойные счета, дублируя деятельность поликлинического звена вместо оказания профилактической медицинской помощи населению региона. Профилактическая медицинская помощь и мероприятия, направленные на поддержание здорового образа жизни, остаются декларативными и не достигают широких слоев населения, что нарушает федеральное законодательство. Фактическое бездействие медицинских работников нарушает право человека на доступную качественную медицинскую помощь по критерию ее своевременности, т. к. и человеку, и государству предпочтительнее излечить хроническое заболевание, не допустив его обострения, возникновения осложнения или инвалидизации человека, чем проводить неоднократные курсы лечения при каждом эпизоде обострения болезни. Причина бездействия медицинских работников, именующаяся наблюдением за пациентом в период ремиссии хронического заболевания, исходит из принципов финансирования практического здравоохранения по программе обязательного медицинского страхования (ОМС), исключающих возможность компенсации затрат медицинского учреждения, оказывающего лечебно-диагностическую помощь пациенту с хроническим заболеванием в период его ремиссии.

Нарушения прав пациентов, связанные с оказанием бесплатной медицинской помощи

Более половины письменных обращений жителей Воронежской области к Уполномоченному по правам человека, относящихся к деятельности регионального здравоохранения в 2012 г., было спровоцировано несвоевременным и/или неэффективным оказанием бесплатной медицинской помощи. По мнению заявителей, их права были нарушены вследствие непосредственных действий практических врачей. Как правило, претензии пациентов содержали указание на несоблюдение федеральных стандартов оказания лечебно-диагностической помощи, повлекшее за собой причинение вреда жизни и/или здоровью. Федеральное законодательство гарантирует доступность качественной медицинской помощи, ориентированной на приоритет интересов больного человека. Административный менеджмент системы здравоохранения региона предусматривает несколько дублирующих механизмов контроля выполнения федеральных стандартов обследования и лечения в ЛПУ Воронежской области. К ним относятся тематические и экономические экспертизы, проводимые страховыми компаниями и ТФОМС, плановые и внеплановые проверки соответствия диагностики и лечения федеральным стандартам со стороны Департамента здравоохранения Воронежской области. На практике все виды проверок сводятся к изучению корректности оформления медицинской документации. В итоге отсутствие в истории болезни или амбулаторной карте документальных подтверждений проведения манипуляций или лабораторных исследований расценивается как невыполнение стандартов вне зависимости от фактически проделанной работы и полученного результата. Качество оформления медицинской документации должно рассматриваться как опосредованный показатель качества оказания медицинской помощи и не может свидетельствовать об эффективности диагностики и/или лечения. К объективным критериям, позволяющим оценить результативность деятельности работников здравоохранения, относятся выздоровление пациента, отсутствие осложнений и предотвращение перехода острой болезни в хроническую форму. Результат исследования жалоб и обращений жителей региона в службу защиты прав застрахованных медицинскими страховыми компаниями (МСК), в Департамент здравоохранения Воронежской области и к Уполномоченному по правам человека показывает, что число подтвержденных эпизодов действия/бездействия медицинских работников, приведших к нарушению федеральных стандартов, повлекших за собой причинение вреда здоровью и/или жизни пациентов за 2011 г., составляет менее 5% от всех заявленных случаев [4]. Следует признать, что отклонение от федеральных стандартов в процессе лечения не нарушает право человека на своевременную, эффективную медицинскую помощь при условии завершения эпизода заболевания выздоровлением без осложнений. Использование стандартов в качестве критерия оценки качества диагностики и лечения связано с экономической заинтересованностью частных страховых компаний. Программа обязательного медицинского страхования позволяет МСК реализовывать возможность изъятия в виде штрафов денежных средств из государственных лечебных учреждений в свою пользу вне зависимости от конечного результата лечебного процесса. Специалисты страховых компаний осуществляют экспертизу качества оказания лечебно-диагностической помощи и медико-экономические экспертизы, основываясь на собственном опыте и т. н. здравом смысле, не подкрепленном легитимными нормативно-правовыми актами. Основанием для наложения штрафа служит исключительно личное мнение врача МСК, внесенного в федеральный список специалистов, имеющих право на экспертное заключение. В итоге от качества оформления медицинской документации зависит не эффективность оказания помощи больному человеку, а объем финансирования ЛПУ. Предлагается разработать и утвердить силами Департамента здравоохранения и ТФОМС Воронежской области единые для субъекта Федерации нормативно-правовые документы, определяющие порядок оформления медицинской документации и содержащие примеры типового оформления дневников, этапных эпикризов, протоколов оперативных вмешательств, иных установленных записей. Это позволит предотвратить фактическое недофинансирование лечебно-диагностических учреждений, обеспечивающих государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи населению региона, замаскированное страховыми компаниями под штрафные санкции, направленные на защиту прав застрахованных.

Нарушения прав человека, связанные с оказанием платных медицинских услуг

Фактическая доступность бесплатной лечебно-диагностической помощи различна для жителей Воронежа, крупных районных центров и сельских поселений. Воронежцы имеют возможность выбора одной из нескольких поликлиник, расположенных в территориальной доступности от места жительства. Госпитализация в стационар осуществляется с учетом пожеланий пациента. В большинстве сельских поселений отсутствуют не только амбулатории, но и фельдшерские пункты (ФАП). Сокращение ЛПУ в Воронежской области со 133 до 104, а ФАП — с 776 до 698 за период с 2006 по 2010 г. сформировало условия для нарушения права человека на медицинскую помощь по критерию доступности. Отсутствие доступной бесплатной медицинской помощи спровоцировало навязывание населению платных лечебно-диагностических услуг со стороны государственных и частных учреждений здравоохранения. Затраты жителей региона, связанные с вынужденным получением платных медицинских услуг, ежегодно увеличиваются [5; 6; 7]. На фоне значительного увеличения государственного финансирования здравоохранения региона на 22,9% за один год, без учета финансирования в рамках программы модернизации, общий объем которой составляет 6328958,7 тыс. рублей, расходы населения, обусловленные навязыванием платных медицинских услуг, ежегодно возрастают с 2010 г. В соответствии со ст. 84 Закона порядок оказания платной медицинской помощи лечебно-диагностическими учреждениями, участвующими в программе государственной гарантии оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, регулирует ФЗ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», разрешающий оказание платных услуг госмедучреждениям исключительно сверх объемов, установленных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Спектр медицинской помощи, доступной гражданам по платным услугам в лечебно-диагностических учреждениях государственной, областной и муниципальной форм собственности, сокращается автоматически, вне зависимости от потенциальных возможностей клиники оказывать лечебно-диагностические услуги большему числу пациентов, чем предусмотрено программой ОМС. Выполнение положений настоящего нормативно-правового акта автоматически создает преимущество частных лечебных учреждений по сравнению с государственными. Частные клиники, не связанные программой ОМС, имеют право использовать удобное для потребителей время для получения экономической прибыли. Федеральные, областные, муниципальные ЛПУ вынуждены оказывать платную лечебно-диагностическую помощь населению в неудобное для потребителей и врачей время. Экономическая эффективность государственных лечебных учреждений искусственно снижается по сравнению с частными медицинскими организациями, а искусственно навязанное населению неудобство создает предпосылки к возникновению нарушений прав человека, связанных с доступностью и своевременностью медицинской помощи. Актуальность обеспечения равных прав государственных и частных ЛПУ при оказании услуг на платной основе обоснована превалированием нарушений прав человека, связанных с принуждением к получению медицинской помощи по платным услугам, над иными видами нарушений прав человека в сфере здравоохранения.

Заключение

Продолжительность жизни, заболеваемость и смертность населения в Воронежской области зависят от полноты соблюдения прав жителей региона на получение эффективной, своевременной, доступной бесплатной медицинской помощи, соответствующей последним достижениям науки. Преимущественно нарушения прав человека в здравоохранении происходят не вследствие реализации противоправных наклонностей людей, имеющих соответствующие личностные характеристики, но вследствие наличия объективных предпосылок, препятствующих соблюдению прав пациентов. Предлагаются решения актуальных проблем, препятствующих реализации права жителей субъекта Федерации на защиту здоровья, позволяющие устранить противоречия, создающие условия для возникновения системных нарушений прав человека в здравоохранении региона. Между населением, недовольным качеством оказания бесплатной медицинской помощи, и государственными лечебными учреждениями, функционирующими в условиях недостаточного финансирования и нерационального расходования денежных средств, поступающих по программе ОМС, сформировались противоречия. Качеством оказания бесплатной медицинской помощи недовольно значительное число жителей региона. Но в подавляющем большинстве случаев обследование и лечение, охарактеризованные потребителями как некачественные, соответствуют стандартам, а негативное отношение пациентов оказывается эмоциональным выражением несоответствия между ожидаемой и реально доступной услугой. Для преобразования конфликтных взаимоотношений между человеком и медициной предлагается привести в соответствие с ожиданиями жителей региона экономические возможности государственных лечебных учреждений. Следует в доступной форме предоставить широким слоям населения информацию о перечне заболеваний, относящихся к государственным гарантиям оказания бесплатной медицинской помощи, видах медицинских манипуляций, уровне комфорта пребывания в ЛПУ и объеме денежных средств, поступающих в качестве оплаты лечения пациента в клинике. Пациенту должна быть доступна реальная возможность расширения объема методов обследования и лечения за счет платных услуг или программы добровольного страхования на базе государственных лечебных учреждений при его неудовлетворенности объемом государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению. Реализации потребности граждан в снижении заболеваемости мешает отсутствие практических методов, позволяющих излечивать хронические заболевания в период их ремиссии. В течение последних пяти лет система охраны здоровья Воронежской области ориентирована на высокотехнологичную специализированную помощь больным людям. Практика показала, что узкопрофильные медицинские центры (кардиологический, перинатальный) сочетают низкую пропускную способность с высокой затратностью лечения. Поэтому предлагается адаптировать для Воронежской области и применить на практике лечебно-диагностические методики, позволяющие предотвращать возникновение заболеваний и по возможности излечивать хронические болезни в период ремиссии, сконцентрировав внимание прежде всего на патологических процессах, преимущественно определяющих заболеваемость и смертность в регионе. Право жителей региона на своевременную бесплатную медицинскую помощь соблюдается не в полном объеме вследствие того, что требования стандартов обследования и лечения превышают экономическое обеспечение ЛПУ. Недофинансирование усугубляется штрафами со стороны страховых компаний, имеющих экономическую заинтересованность. Для профилактики изъятия денежных средств из практического здравоохранения предлагается постепенный переход от стандартов обследования и лечения, предусматривающих одинаковую врачебную тактику при различных формах течения заболевания, к протоколам, предусматривающим возможность использования одного из нескольких видов стандартов для лечения заболевания, в зависимости от степени его тяжести и индивидуальных особенностей течения. Оказание медицинских услуг на платной основе затрагивает финансовые интересы граждан и не приносит прибыли практическим медицинским работникам. Лечебные учреждения только в некоторых случаях заинтересованы в платных услугах. Практически всегда оказание медицинских услуг на платной основе выгодно владельцам ЛПУ — муниципальным образованиям. Для устранения нарушений прав человека, связанных с оказанием платной медицинской помощи в государственных лечебно-диагностических учреждениях, предлагается ввести единый для Воронежской области порядок распределения денежных средств, полученных от оказания платных услуг, с учетом интересов медицинских работников и лечебных учреждений. Заработную плату специалистов государственных ЛПУ, непосредственно оказывающих медицинскую помощь на платной основе, предлагается увеличить до 30% от общей суммы денежных средств, внесенных пациентом, что позволит уравнять ее размер с оплатой труда врачей в частных медицинских организациях. Предлагается уточнить порядок оказания медицинских услуг на платной основе и по программам добровольного медицинского страхования. При оказании медицинских услуг на платной основе или по программам ДМС предлагается исходить из интересов пациента, учитывая его пожелания относительно времени, места оказания медицинской помощи, квалификации специалиста, осуществляющего непосредственно лечебно-диагностическую деятельность. Основная цель системы охраны здоровья граждан состоит в организации качественной медицинской помощи вне зависимости от способа ее финансирования и территориального места оказания. Экономика здравоохранения указывает на целесообразность профилактики заболеваний и организации здорового образа жизни, позволяющего человеку избавляться от хронических болезней. Государственные многопрофильные лечебные учреждения обладают достаточным кадровым и экономическим ресурсом, интеллектуальным потенциалом для разработки, адаптации и практического применения лечебно-диагностических методов, позволяющих восстанавливать здоровье человека посредством излечивания хронического заболевания в период его ремиссии. Узкопрофильные медицинские центры (кардиологический, эндокринологический, искусственной почки и другие), по праву являющиеся гордостью медицины, физически неспособны оказать медицинскую помощь всем потенциальным пациентам. Поэтому предлагается сконцентрировать усилия системы здравоохранения региона на разработке и практическом применении методов излечивания хронических заболеваний, определяющих причины смертности населения Воронежской области.

Литература

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Ст. ст. 1, 27. 2. Итоги работы учреждений здравоохранения за 2007 — 2011 гг. и первоочередные задачи на 2008 — 2012 гг.: Аналит. доклады / Департамент здравоохранения Воронежской области 2007 — 2012. 3. Закон от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». 4. Организация защиты прав застрахованных лиц в сфере ОМС за 1 — 3-й кв. 2012 г. в ТФОМС: Отчет МСК «ИНКО-МЕД», «РОСНО-МС», «Согаз-Мед» по форме N ПГ. Воронеж, 2012. 5. Воронежский статистический ежегодник / Территор. орган Федеральной службы гос. статистики по Воронежской области. Шифр 0113. 2009. 6. Воронежский статистический ежегодник / Территор. орган Федеральной службы гос. статистики по Воронежской области. Шифр 0113. 2010. 7. Воронежский статистический ежегодник / Территор. орган Федеральной службы гос. статистики по Воронежской области. Шифр 0113. 2011.

——————————————————————