Как провести реорганизацию в форме присоединения?
(Вишнепольская И. А.) («Новый юридический журнал», 2013, N 1)
КАК ПРОВЕСТИ РЕОРГАНИЗАЦИЮ В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ?
И. А. ВИШНЕПОЛЬСКАЯ
Вишнепольская И. А., практикующий юрист, юрисконсульт-эксперт ОАО «ВымпелКом».
Интеграция бизнеса посредством присоединения приобретенных компаний — это неординарная задача, и в своей текущей деятельности компании с ней не сталкиваются. Поэтому данный процесс требует дополнительной компетенции от руководства и специалистов компании, перед которой стоит задача провести интеграцию бизнеса. Данная статья является уникальной авторской разработкой, поскольку основана на реальном опыте участия автора в процессе присоединения организаций. В вашей компании нет многочисленного финансово-юридического департамента и вы не готовы тратиться на привлечение сторонних консультантов? Тогда эта статья-инструкция позволит вашей компании успешно провести присоединение своими силами.
Ключевые слова: реорганизация, присоединение организаций, недвижимость, юридическое лицо, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью.
How to carry out reorganization in the form of accession? I. A. Vishnepolskaya
Vishnepolskaya I. A., the practising lawyer, the legal expert of JSC «VympelCom».
Business integration by means of accession of the acquired companies is an extraordinary task, and in the current activity of the company it don’t face. Therefore this process demands additional competence from the management and specialists of the company which the task to carry out business integration faces. This article is unique author’s development as it is based on real experience of participation of the author in the course of accession of the organizations. In your company there is no numerous financial legal department, and you aren’t ready to be spent for involvement of third-party consultants? Then this article instruction will allow your company to carry out successfully accession by own efforts.
Key words: reorganization, accession of the organizations, real estate, legal entity, joint-stock company, limited liability company.
Нормы о реорганизации в форме присоединения разбросаны по нескольким федеральным законам и различным инструкциям, методическим указаниям и регламентам. Некоторые моменты и вовсе не отражены, и их приходится решать исключительно на практике уже «по ходу действия». И только после кропотливого изучения нормативной базы и проведения присоединения на практике появляется целостное видение этого процесса: что и как нужно делать. Итак, перед вами поставлена задача: присоединить компанию А к компании Б. То есть «влить» компанию А в состав компании Б таким образом, чтобы компания А перестала существовать как юридическое лицо, а компания Б стала ее «наследником» по всем активам, пассивам, правам и обязанностям. В этом случае компания А является присоединяемым юридическим лицом, а компания Б является присоединяющим юридическим лицом. Присоединяемых юридических лиц может быть и несколько. По завершении реорганизации в форме присоединения остается существовать только одно юридическое лицо — присоединяющее. Присоединенное юридическое лицо прекращает свое существование. Это и есть реорганизация в форме присоединения. Реорганизация в форме присоединения (далее будем говорить «присоединение», «реорганизация») имеет несколько аспектов, и в первую очередь юридический: он облекает весь процесс присоединения в определенную юридическую форму и определяет его сроки и последовательность этапов. Этот аспект присутствует во всех случаях присоединения, независимо от того, являются ли компании крупными организациями с множеством активов, сотрудников и многомиллионными оборотами либо это «пустые» юридические лица с единственным сотрудником — генеральным директором и ничего не имеющие на своем балансе, кроме уставного капитала размером в десять тысяч рублей. В последнем случае юридический аспект реорганизации так и будет единственным. Но мы возьмем более сложный случай, когда компания имеет сотрудников, расчетные счета, движимое и недвижимое имущество, обязательства и права перед контрагентами (договорные и внедоговорные), лицензионно-разрешительную документацию, нематериальные активы. Все это продуцирует такие аспекты реорганизации, как инвентаризация, перевод персонала, переоформление расчетных счетов, паспортов сделок, перерегистрация недвижимости, лицензионно-разрешительной документации и интеллектуальной собственности. Рассмотрим обязательную юридическую сторону присоединения и другие существенные аспекты реорганизации.
1. Состав и последовательность юридических действий при присоединении
Отметим, что присоединение может проводиться только в отношении одинаковых организационно-правовых форм (ОПФ) юридических лиц: присоединяющее и присоединяемое общества должны оба быть либо акционерными обществами, либо обществами с ограниченной ответственностью <1> (возьмем для примера только эти две наиболее распространенные и актуальные ОПФ). Общество с ограниченной ответственностью не может присоединиться к акционерному обществу, и наоборот. В этом случае необходимо сначала провести реорганизацию в форме преобразования либо присоединяющего юридического лица, либо присоединяемого юридического лица (или нескольких присоединяемых лиц), чтобы у всех участников присоединения была одинаковая ОПФ. Но если в вашем случае одно из обществ — участников реорганизации является открытым акционерным обществом, а другое общество (или несколько обществ) является закрытым акционерным обществом, то в этой ситуации препятствий для реорганизации в форме присоединения не имеется: ОПФ тут одна — акционерное общество, а закрытое и открытое — это разновидности данной ОПФ. Будем рассматривать случай, когда у нас участники присоединения уже имеют одинаковую ОПФ. Порядок проведения присоединения для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью аналогичен, поэтому рассмотрим его в целом. Присоединение регулируется следующими нормами: ст. 57 — 60 Гражданского кодекса РФ, ст. 51, 53 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 15, 17 ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 13.1, 16 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иными нормами. Присоединение делится на несколько этапов. ——————————— <1> П. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19.
1.1. Подготовительный этап
Первое, что необходимо сделать участникам реорганизации — обществам А и Б, — это заключить договор о присоединении и подготовить проект передаточного акта от компании А к компании Б. В договоре следует указать подробную информацию об обществах А и Б, порядок и условия присоединения, порядок конвертации и погашения акций/долей, изменения, вносимые в устав присоединяющего общества Б, порядок формирования органов управления присоединяющего общества, порядок направления уведомлений и публикаций о реорганизации, иные положения, не противоречащие законодательству о реорганизации. В передаточном акте необходимо указать положения о правопреемстве компании Б по всем обязательствам присоединяемой компании А в отношении всех ее кредиторов и должников, включая спорные обязательства (ч. 1 ст. 60 ГК РФ). Далее советы директоров (если такие органы управления имеются в реорганизуемых обществах) каждого общества А и Б проводят заседания. По итогам заседания каждый совет директоров формирует для общего собрания акционеров/участников своего общества повестку по вопросам присоединения. В протоколе совета директоров указывается порядок созыва, сроки проведения общего собрания, вопросы повестки собрания. Затем в сроки, определенные советом директором, проводится общее собрание акционеров/участников каждого из реорганизуемых обществ в отдельности. Общее собрание каждого общества принимает решение о реорганизации, об утверждении договора присоединения, передаточного акта; о порядке уведомления и публикаций о реорганизации. Важный нюанс: для удобства последующих регистрационных действий в протоколе следует указать, что уведомление в регистрирующий орган и публикации о начале реорганизации осуществляет присоединяющая компания Б и протокол общего собрания акционеров/участников компании Б должен быть датирован позднее протокола общего собрания компании А (ч. 1, 2 ст. 13.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Данные протоколы и будут решением каждой компании о реорганизации и основанием для последующих юридических действий. На этом подготовительный этап завершается.
1.2. Уведомительно-регистрационный этап
В течение трех рабочих дней с даты принятия компанией Б решения о реорганизации она обязаны уведомить регистрирующий орган о начале реорганизации. Заявление подается компанией Б по форме Р12003 в налоговую инспекцию по месту своей регистрации. Подпись уполномоченного лица (руководителя) присоединяющего общества Б заверяется нотариально. К заявлению прикладываются решения (протоколы) о реорганизации компаний А и Б, передаточный акт, договор о присоединении, документ об уплате госпошлины. Также в соответствии с нормами уже не гражданского, а налогового законодательства (подп. 4 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ) каждая из компаний А и Б должна подать в налоговый орган по месту своей регистрации заявление по форме С-09-4 с приложением своего протокола о реорганизации. Заверять заявление нотариально, уплачивать госпошлину не нужно. В течение трех рабочих дней с даты подачи заявления Р12003 налоговая инспекция вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения о том, что компании А и Б находятся в процессе реорганизации, о чем выдается в отношении каждой компании свидетельство о начале реорганизации. В течение пяти рабочих дней с даты направления в налоговую инспекцию заявления Р12003 обе реорганизуемые компании А и Б обязаны каждая в письменном виде уведомить своих кредиторов о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований. Уведомление кредиторов нужно произвести таким образом, чтобы в этот срок они уже получили уведомления о реорганизации компаний А и Б. Подтверждением будет либо подпись кредитора на врученном ему уведомлении о реорганизации, либо отметка почтовой организации в реестре отправки уведомлений о вручении уведомлений кредиторам. Также после государственной регистрации начала реорганизации уведомление о реорганизации необходимо опубликовать в «Вестнике государственной регистрации». Уведомление публикуется компанией Б с указанием сведений об обоих участниках реорганизации — компаниях А и Б. Это уведомление публикуется дважды. Срок опубликования первого уведомления не конкретизирован, но обычно оно публикуется незамедлительно после получения свидетельства о начале реорганизации, так как участники реорганизации заинтересованы в ее скорейшем завершении. Второе уведомление в «Вестнике государственной регистрации» публикуется строго не ранее одного месяца после публикации первого уведомления. Так, если первое уведомление опубликовано 25 марта 2013 года, то второе уведомление может быть опубликовано не ранее 25 апреля 2013 года. Данные действия — уведомление кредиторов двумя способами — осуществляются в целях защиты прав кредиторов при проведении реорганизации. С даты начала реорганизации и в течение 30 дней с даты опубликования в «Вестнике государственной регистрации» второго уведомления о реорганизации кредиторы могут заявить требования к реорганизующимся компаниям об исполнении обязательств. Однако заявленные требования кредиторов не препятствуют процессу реорганизации.
1.3. Завершающий регистрационный этап
Итак, начало реорганизации зарегистрировали, кредиторов уведомили, две публикации разместили. Подождали 30 дней с даты последней публикации в «Вестнике государственной регистрации». Далее присоединяемая компания А должна представить в налоговую инспекцию по месту регистрации присоединяющей компании Б заявление по форме Р16003 с нотариально удостоверенной подписью уполномоченного лица. К заявлению прилагается решение (протокол) компаний А и Б о реорганизации, договор о присоединении, передаточный акт, копии публикаций в «Вестнике государственной регистрации», реестры уведомления кредиторов обеих компаний. Госпошлина не уплачивается. Компания Б (лучше это делать одновременно с подачей заявления Р16003) подает в свою налоговую инспекцию заявление по форме Р13001 о внесении изменений в свои учредительные документы, которые возникают в связи с присоединением. В течение трех рабочих дней налоговая инспекция выдает компании Б свидетельства о завершении реорганизации (о внесении записи о присоединении) компании Б, о прекращении деятельности компании А, о внесении изменений в устав компании Б. На этом в юридическом смысле присоединение завершается. Далее всем контрагентам следует направить уведомления о произошедшем присоединении. Эта процедура законодательством не установлена, но ее необходимость вытекает из взаимоотношений с контрагентами и необходима, чтобы они оперативно внесли соответствующие изменения в свой документооборот (договорные, отчетные, платежные документы и т. п.). Рассмотрим далее иные аспекты присоединения во взаимосвязи с его юридической формой.
2. Переход имущества, прав и обязанностей при присоединении
2.1. Передаточный акт
В результате предстоящего присоединения от компании А к компании Б произойдет полное правопреемство по имуществу, правам, обязанностям, дебиторской и кредиторской задолженности, интеллектуальной собственности. Это отражено в передаточном акте. Рассмотрим подробно, как и для чего его составлять. Передаточный акт должен быть составлен и утвержден до начала реорганизации. Минфин РФ в Методических указаниях по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (Приказ от 20.05.2003 N 44н) рекомендует составлять передаточный акт на последнюю отчетную дату отчетного периода, предшествующую решению о реорганизации. Акт формируется на основании данных бухгалтерского учета. Чтобы компания Б не принимала на себя какие-либо неактуальные обязательства, задолженность, подлежащую списанию, утраченное имущество, не списанное с баланса компании А, и, наоборот, чтобы не затерялись вновь выявленные, но не отраженные в бухучете активы компании А, накануне составления отчетности перед присоединением и формированием передаточного акта рекомендуется провести инвентаризацию. По форме передаточный акт состоит из разделов, отражающих актив и его состав, пассив и его состав. В каждом разделе указывается общая сумма. К акту можно в виде приложения сделать расшифровку по каждой единице передаваемого имущества, дебиторской и кредиторской задолженности и т. п. Такое приложение может занять несколько сотен страниц. Но не обязательно делать к передаточному акту расшифровку по всем позициям. Это необходимо сделать в отношении недвижимого имущества, в том числе недостроенного, не оформленного на момент присоединения, но физически существующего и принятого к учету. Нужно указать характеристики объектов недвижимости: название, площадь, этажность, адрес, кадастровый номер (при наличии). Также, на ваше усмотрение, можно включить в расшифровку автомобили, ключевое дорогостоящее оборудование, подземные коммуникации, права на интеллектуальную собственность. Это делается для того, чтобы в дальнейшем, при необходимости подтверждения прав компании Б на эти объекты, расшифровка к передаточному акту устранила всякие сомнения в правопреемстве по конкретным наиболее важным объектам. Отметим, что законодательство о реорганизации не содержит требований к форме передаточного акта и степени его детализированности, поэтому в регистрирующий налоговый орган достаточно представлять лишь сам акт, без расшифровок.
2.2. Переход договорных и внедоговорных требований и обязательств
По итогам присоединения возникает вопрос: есть ли необходимость переоформлять все действующие договоры компании А, заменяя ее на компанию Б? Поскольку факт универсального правопреемства при присоединении установлен действующим законодательством, дополнительно его оформлять в отношении конкретного обязательства не требуется. Документом, подтверждающим правопреемство, будет передаточный акт, свидетельства о прекращении деятельности компании А и свидетельство о реорганизации компании Б. Однако в деловом обороте принято заключать дополнительное соглашения об изменении стороны в договоре с компании А на компанию Б «в связи с реорганизацией в форме присоединения» — такая мотивировка используется в соглашениях. Если такого соглашения не заключалось, но после реорганизации необходимо внести какие-то изменения в действующий договор, не связанные с реорганизацией, соглашение об этом заключается уже от имени компании Б. По внедоговорным требованиям и обязательствам, возникшим, например, на основании выставленных, но не оплаченных счетов, накладных, актов, из неосновательного обогащения, на основании судебных исков и исполнительного производства, также происходит полное правопреемство. Соответствующим юридическим лицам и государственным органам представляются в подтверждение передаточный акт, свидетельства о прекращении компании А и реорганизации компании Б.
2.3. Переоформление расчетных счетов, паспортов сделок, обособленных подразделений и филиалов. Изменение системы налогообложения
До момента подачи заявления Р16003 о прекращении деятельности компании А необходимо закрыть свои расчетные, если у компании Б не будет в них необходимости после присоединения. Если счета компании А нужны после присоединения, то необходимо после завершения присоединения представить в банк документы, подтверждающие реорганизацию, и переоформить договоры о банковском обслуживании счетов на компанию Б. Если компания А вела внешнеэкономическую деятельность, по незакрытым внешнеэкономическим контрактам после присоединения следует переоформить паспорта сделок на компанию Б. Данный вопрос урегулирован главой 8 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». Закрывать старый паспорт сделки и открывать новый в этом случае не нужно, достаточно переоформить действующий паспорт сделки, при этом его номер сохраняется. Если компания А вела свою деятельность через обособленные подразделения и/или филиалы и компания Б будет продолжать вести эту деятельность, необходимо заранее открыть обособленные подразделения/филиалы по тем же адресам от имени компании Б. Тогда к моменту завершения присоединения у компании Б будет полное право вести деятельность по этим адресам. Изменение налогообложения операций компании А, перешедших «по наследству» к компании Б, рассмотрим на примерах. Например, если компания А была на «упрощенке» (УСНО), а компания Б была на общей системе налогообложения (ОСНО), то после присоединения операции компании А будут облагаться по ОСНО, т. к. у компании Б изначально отсутствовали основания для применения УСНО и после присоединения они тем более не появились. Если, наоборот, компания А была на ОСНО, а компания Б — на УСНО, то после присоединения в компании Б возможно продолжение применения УСНО, но только если в результате присоединения не изменились условия, позволяющие применять УСНО. То же самое следует учесть, если обе компании до присоединения находились на УСНО. Если обе компании до присоединения применяли ОСНО, то после присоединения вопросов не возникает. Тот же принцип действует в отношении прочих систем налогообложения. А что же делать с налоговой отчетностью присоединенной компании А? Идеальный вариант, когда в последний день отчетного периода компания А сдает свою последнюю отчетность, а в первый день следующего отчетного периода происходит регистрация присоединения. Но ничего страшного, если этот вариант не удается. Обязанность по сдаче отчетности компании А переходит к компании Б, которая наряду со своей очередной отчетностью сдает и отчетность компании А за отчетный период, предшествовавший прекращению ее деятельности.
2.4. Переоформление недвижимого имущества
Право собственности на объекты недвижимого имущества перешло от компании А к компании Б в порядке правопреемства. Но этот факт необходимо также оформить в Росреестре, то есть получить новые свидетельства о собственности на компанию Б. Для этого компания Б уплачивает госпошлину за регистрацию права собственности по каждому объекту и представляет в Росреестр документы, подтверждающие реорганизацию, свидетельства на объекты, выданные ранее компании А, передаточный акт и расшифровку к нему, которая как раз и содержит описание каждого объекта <2>. Затем компания Б получает в Росреестре свидетельства, которые являются окончательным подтверждением у нее права собственности на объекты недвижимого имущества. ——————————— <2> Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22 декабря 2011 г. N 14-8339-ГЕ.
Отметим важный нюанс. Если компания А активно приобретает недвижимое имущество, уже находясь в процессе реорганизации, нужно иметь в виду, что регистрацию всех сделок компании А следует завершить до окончания реорганизации либо регистрировать после реорганизации от имени компании Б с приложением документов о правопреемстве. Иначе может возникнуть ситуация: компания А подала документы в Росреестр на регистрацию сделки и своего права собственности на приобретенный объект, но регистрация сделки произошла после завершения реорганизации. Например, реорганизация завершилась 1 апреля, а 2 апреля зарегистрировано свидетельство о праве собственности на объект, и выдано оно на компанию А, которой 2 апреля уже юридически не существует. И получится, что это свидетельство не имеет юридической силы. Дело в том, что Росреестр не может отслеживать реорганизационные процессы и «автоматически» менять информацию о правоприобретателе объекта. Если документы уже поданы, но возник риск, что регистрация сделки затянется, в Росреестр можно направить отказ от регистрации.
2.5. Переоформление лицензий, разрешительной документации, интеллектуальной собственности
Если компания А осуществляла виды деятельности, для которых требуется лицензия или иной разрешительный документ, и компания Б намерена также осуществлять эти виды деятельности после реорганизации, то компании Б надлежит переоформить лицензии и разрешительные документы компании А. Конкретные сроки и порядок переоформления лицензионно-разрешительной документации по каждому виду деятельности регулируются отраслевым законодательством (ФЗ «О связи», «О недрах», «Об образовании», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и др.). Но есть несколько общих моментов. Как правило, установлены определенные сроки для переоформления лицензионно-разрешительной документации после реорганизации. Заявителем о переоформлении выступает правопреемник — компания Б. При переоформлении необходимо уплатить госпошлину. Переоформление лицензионно-разрешительной документации на компанию Б возможно при сохранении условий, являющихся обязательными для ведения определенного вида лицензируемой деятельности. В случае если до присоединения компании А и Б имели лицензии на одинаковые виды деятельности, совпадающие по территории, то в этом случае переоформлять лицензии компании А на компанию Б не требуется — они у компании Б уже есть. Приведем пример. Так, у каждой из компаний А и Б до присоединения имелись лицензии на местную и внутризоновую связь на территории Пензенской области. После присоединения компании Б лицензию переоформлять не нужно — она по предмету и территории действия та же, что и была лицензия компании А. Но компании Б потребуется переоформить на себя ресурс нумерации, выделенный компании А для ведения лицензионной деятельности по оказанию услуг местной и внутризоновой телефонной связи. Если к компании Б перешли права на интеллектуальную собственность компании А, оформленные в виде свидетельств на товарные знаки, патентов, лицензионных договоров, компании Б необходимо обратиться в Роспатент с заявлением о внесении изменений о правообладателе в соответствующий государственный реестр (патентов, товарных знаков), уплатив при этом госпошлину. Для переоформления доменных имен на компанию Б ей необходимо направить в адрес регистраторов доменных имен информацию о реорганизации для внесения изменений в реестры владельцев доменных имен.
3. Перевод персонала
Перевод персонала из компании А в компанию Б можно осуществить двумя способами либо сочетать их. Первый способ состоит в том, чтобы уволить сотрудников из компании А и следующим днем принять их на работу в компанию Б. Делается это до юридического завершения присоединения. Второй способ — после присоединения оформить сотрудникам в трудовых книжках запись о реорганизации компании А. Тут есть несколько нюансов. В соответствии с ч. 5 ст. 75 и ч. 6 ст. 77 Трудового кодекса РФ работник может отказаться продолжать свою работу в случае реорганизации компании. Соответственно, чтобы работники могли воспользоваться этим правом, их желательно предупредить о предстоящей реорганизации путем издания приказа о присоединении компании А к компании Б, с которым их знакомят под роспись. Если до присоединения работник компании А выражает письменно отказ от продолжения работы в компании Б после присоединения, трудовые отношения с ним прекращаются по п. 6 ст. 77 ТК РФ. Остальные работники после присоединения продолжают свою работу, и им уже на основании приказа компании Б о присоединении вносится в трудовую книжку запись о реорганизации. Пример записи: «Открытое акционерное общество «Ромашка» (ОАО «Ромашка») «____» апреля 2012 года реорганизовано путем присоединения к Открытому акционерному обществу «Роза» (ОАО «Роза»).
Приказ N _____ от __________».
——————————————————————