Российские военные у правовых истоков Московского союза потребительских обществ (Центросоюза)

(Невлев В. В.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 3)

РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ У ПРАВОВЫХ ИСТОКОВ МОСКОВСКОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ (ЦЕНТРОСОЮЗА) <*>

В. В. НЕВЛЕВ

——————————— <*> Nevlev V. V. Russian military men were at legal sources of the Moscow Union of consumer societies (Centrosoyuz).

Невлев Владислав Владимирович, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Белгородского университета кооперации, экономики и права.

Статья посвящена изучению роли российских офицеров в создании Московского союза потребительских обществ (Центросоюза). Исследуя большой круг историко-правовых источников, автор стремится к объективной оценке вклада российских военных в теорию и историю кооперативного движения.

Ключевые слова: потребительское общество, российские офицеры, Центросоюз, кооперативный съезд.

The article is devoted to the role which Russian officers played in the creation of the Moscow Union of Consumer Societies (Central Council). Studying a large range of historical and legal sources the author aims at the objective assessment of the Russian military men’s contribution to the theory and history of cooperative movement.

Key words: consumer society, Russian officers, draft regulations, central council, cooperative forum.

Российские военные внесли неоценимый вклад в теорию и историю кооперативного движения. Они стояли у истоков зарождения потребительской кооперации в России, содействовали формированию ее правовых основ, способствовали объединению потребобществ в единый союз. Этому предшествовал ряд исторических, социально-экономических и правовых предпосылок. Кооперативные традиции всегда существовали в русской армии. Походная жизнь и нелегкая служба в мирное время породили «складчину» — кооперативный обычай, который уходит глубокими корнями в историю народов России. Этот обычай существовал даже в элитных гвардейских полках при царском дворе. Г. М. Ефремова отмечает: «Вступая в гвардию, офицеры получали дворцовые звания и были обязаны нести службу при дворе, для чего была необходима дворцовая форма (парадная, бальная, парадное оружие и т. д.), причем высшего качества, ее заказывали только у поставщиков двора. Кроме этого, для службы требовались и обычные мундиры, походное обмундирование, обувь, амуниция, оружие и многое другое, что заказывалось у других, более дешевых поставщиков. Естественным решением этой материальной проблемы была организация собственного производства необходимых вещей, которая была реализована в виде экономического общества: офицеры вносили паевой взнос на организацию мастерских и заказывали в них требующиеся им вещи, что было значительно дешевле. Толчком к созданию гвардейских экономических обществ послужил опыт походных условий Отечественной войны 1812 г. Так, уже в 1814 г. в гвардейском Семеновском полку была основана офицерская артель, одним из инициаторов которой стал будущий декабрист Иван Якушкин (капитан. — В. Н.). Среди офицеров генерального штаба возникла «Священная артель», ее членом был друг А. С. Пушкина — Иван Пущин (штабс-капитан конной артиллерии. — В. Н.). Впоследствии и Пущин, и Якушкин стали в Сибири активными участниками «Большой артели» <1>. ——————————— <1> Ефремова Г. М. Истоки российской кооперации // Кооперация: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции (12 апреля 2011 г.). Новосибирск: СибУПК, 2011. С. 31.

Более 180 лет назад декабристов, большинство из которых были военными офицерами, после неудавшегося восстания сослали в Сибирь на каторгу. Чтобы выжить, они создали в казематах Петровского завода «Большую артель» — по сути первую юридическую форму потребительского общества. Письменным уставом «Большой артели» были определены следующие хозяйственные правила (принципы), положенные в основу ее деятельности: — добровольность вступления и выхода из артели; — создание коллективной собственности в форме безвозвратной «общественной суммы» и совместного имущества; — материальное участие членов в форме взноса в артель продовольственного пайка, выдававшегося им администрацией каземата, а также полученных от родственников денежных средств — сумма годового содержания члена артели, составлявшего 500 рублей; — участие членов в совместном труде по ведению коллективного хозяйства; — равенство прав и обязанностей членов: один человек — один голос; — покупка и продажа товаров только за наличный расчет; — создание «резерва» денежной суммы для выдачи единовременных пособий членам артели <2>. ——————————— <2> Там же. С. 32.

С. В. Никонова выяснила удивительный факт: те принципы, которые сегодня являются основополагающими в международном кооперативном движении, нашли отражение в документе, принятом декабристами в Забайкалье. По общему мнению, 2 марта 1831 г. — день принятия «Большой артелью» своего устава — стал той отправной точкой отсчета, с которой начинается история российской кооперации <3>. ——————————— <3> Никонова С. В. Пионеры российской кооперации: Сборник. Чита: ЗИП СибУПК, 2006. С. 63.

Одновременно с «Большой артелью» с 1834 г. для оказания денежной помощи декабристам начал действовать кредитный кооператив «Малая артель». «Большая артель» просуществовала 13 лет и распалась в 1839 г., с окончанием срока каторги. Деятельность «Малой артели» продолжалась более полувека — в местах поселения декабристов, а затем в Москве. Кооперативы, основанные на демократических принципах права, разработанных декабристами, успешно действовали еще довольно долго в Забайкалье и других регионах России. Вот несколько из них: — кооператив на Кирийской каторге среди политических заключенных, повторивший «Большую артель» как в хозяйственной, так и в культурно-просветительской деятельности; — «Рабочий кооператив», созданный в 1844 г. по инициативе декабриста, бывшего подпоручика И. И. Горбачевского — первый кооператив для рабочих; — Московское общество взаимного вспомоществования учительниц и воспитательниц, основанное в 1886 г. декабристом, бывшим морским офицером Д. И. Завалишиным на кооперативных принципах «Малой артели» и т. д. Все кооперативы были созданы на правовых нормах устава, явившегося первым кооперативным законом: личное участие, добровольность, демократичность, взаимопомощь. Кооперативные идеи нашли в России благодатную почву и широко распространились. В 1897 году, по исследованию О. А. Безгиной, в целом по стране было зарегистрировано 307 потребительских обществ. Из них 99 городских, 56 сельских, 91 фабрично-заводское, 25 железнодорожных, 28 офицерских, 13 чиновничьих <4>. Как мы видим, число офицерских потребобществ было довольно значительным для того времени и составляло около 10% от общего числа. ——————————— <4> Безгина О. А. Специфика процесса становления потребительской кооперации России во второй половине XIX века // Кооперация: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции (12 апреля 2011 г.). Новосибирск: СибУПК, 2011. С. 40.

Хотя потребительских обществ было много и Россия в то время считалась самой кооперативной страной мира, общего централизованного органа управления в стране не существовало. Правовой прецедент, однако, уже был — в 60-е годы XIX века харьковские кооператоры пытались создать союз потребительских обществ. Царское правительство пресекло их попытку, объявив такое объединение «несвоевременным». Мысль о создании своего общероссийского кооперативного центра занимала кооператоров с 1870 года. Но из-за слабых взаимосвязей кооперативного движения и запретов правительства все их усилия не увенчались успехом. В августе 1896 г. в Нижнем Новгороде проходили торгово-промышленная ярмарка и одновременно промышленно-художественная выставка. В рамках ярмарки власти разрешили кооператорам провести свое совещание. В нем участвовали представители 28 потребительских обществ и пяти артелей из многих регионов России. Председателем совещания был избран Д. С. Коробов — один из будущих лидеров потребкооперации. Участники договорились объединиться в союз. В октябре того же года в Москве состоялось следующее совещание кооператоров. Инициаторами выступили два московских общества потребителей — «Взаимная польза» (на Арбате) и «Экономическое общество офицеров» (в Кремле), возглавляемое военным следователем Н. П. Гибнером. В заседании принимали участие представители московских и других российских обществ потребителей, в том числе Тверского, Тульского и Орехово-Зуевского. Инициаторы планировали создать общероссийский союз, обсудили возможные формы совместной деятельности. В ноябре третье совещание создало комиссию во главе с Н. П. Гибнером и В. И. Ануфриевым для разработки проекта Положения о Московском союзе потребительских обществ. В комиссию вошли энтузиасты кооперации и юридически подготовленные люди. Гибнер, представляя общество офицеров, активно участвовал в обсуждении проектов двух документов — Нормального устава потребительского общества и Положения о союзах учреждений мелкого кредита, обществ потребителей и промышленных товариществ <5>. ——————————— <5> Коряков И. А. Принципы кооперативного движения. Чита: ЗИП СибУПК, 1998. С. 118.

Коллектив комиссии разработал проект устава союза и план его организации. В апреле 1897 г. в царское правительство было подано прошение об утверждении Положения о Московском союзе потребительских обществ (МСПО). При этом не все было однозначно, что тревожило инициативную группу. Положение одобрили только представители 18 обществ потребителей, из них пять были от Москвы и Московской губернии. Два потребительских общества — чиновников контрольной палаты и почтамта из Москвы, которые участвовали в нижегородском совещании, не подписали Положение. Были и другие общества потребителей из московского региона, которые не приняли участия в создании союза. Это обстоятельство сподвигло инициаторов союза к последующему действию. Они обратились ко многим потребительским обществам в других губерниях с призывом поддержать создание союза. Существовала и другая причина — понимание того, что чисто московский союз ограничит перспективы роста совместных оптовых закупок финансовыми возможностями потребительских обществ Московской губернии. Чтобы узаконить участие в союзе потребобществ из всех губерний России, составители Положения Н. П. Гибнер, В. И. Ануфриев и другие определили задачи МСПО следующим образом: «Содействовать установлению и развитию постоянных отношений между потребительскими обществами и организовать совместную деятельность тех обществ, которые по своим торговым интересам связаны с Московским промышленным регионом» <6>. ——————————— <6> Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России. М.: Изд. дом Центросоюза, 2001. С. 23.

Следовательно, любое потребительское общество на Урале, Кавказе, в Сибири, Средней Азии, на юге и севере России, если оно покупало товары у московских фирм или фабрик, могло стать членом МСПО. При этом организаторы Московского союза и особенно военный следователь полковник Н. П. Гибнер хорошо понимали, что прямая заявка на создание Всероссийского центрального совета была бы отвергнута правительством по политическим соображениям. И в данном случае царское правительство не торопилось. Рассмотрение проекта заняло один год и два месяца. МВД России 16 июня 1898 г. утвердило документ — Положение о Московском союзе потребительских обществ, что являлось не только его уставом, но и законодательным актом, разрешающим правовую деятельность. На состоявшемся в октябре учредительном собрании было избрано правление (бюро) союза. Первыми членами правления стали Н. П. Гибнер (председатель), В. И. Ануфриев (секретарь), В. А. Галицинский, С. А. Каблуков, В. А. Торгонский. Кооперативный союз, начиная свою деятельность, не располагал ни капиталами, ни даже помещением. Гибнер предоставил союзу приют — две комнаты потребительского общества офицеров в Арсенале Московского кремля. Учредителями МСПО были пять обществ из Москвы и Московской губернии; пять — с Урала; три — из городов Красноярск, Тверь, Уфа; три — из губерний Владимирской, Нижегородской, Тамбовской; по одному — из Туркестана и Украины. Потребительских обществ военных было три — экономические общества офицеров Московского военного округа, потребителей офицеров Первой закаспийской стрелковой бригады (Ашхабад), потребителей офицеров Одесского военного округа. Число офицерских обществ увеличивалось с годами. В 1900 г. к союзу присоединилось Рязанское экономическое общество офицеров, в 1905 их было уже 38 <7>. Так как МСПО был представлен потребобществами из разных регионов России, то практически с момента создания его стали называть Центросоюз (Центральный союз потребительских обществ). ——————————— <7> Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации. М.: Вита-Пресс, 2005. С. 44.

Особая заслуга в создании кооперативного союза принадлежала профессиональному военному Н. П. Гибнеру. Он был не только первым председателем МСПО, но и его лидером. Вот что удалось узнать о его жизненном пути из разрозненных источников и книг К. И. Вахитова, А. П. Корелина, И. А. Корякова, Л. Е. Тепловой и других. Родился Николай Петрович Гибнер (1858 — 1924) в Санкт-Петербурге в семье смотрителя военной гимназии, преобразованной впоследствии в корпус. Здесь он воспитывался с десяти лет. Закончив корпус офицером, участвовал в 1877 — 1878 годах в русско-турецкой войне за освобождение Болгарии. Вернувшись с войны, поселился в Вязьме, женился и в 1886 г. поступил учиться в Военно-юридическую академию. В этом столичном вузе на лекциях состоялось знакомство Гибнера с кооперативными идеями. После окончания академии он переезжает в Москву, где начинает служить военным следователем и активно заниматься кооперативной деятельностью. Здесь он был избран сначала в наблюдательный совет, а затем — председателем правления потребительского совета офицеров. Но делом жизни Гибнера-кооператора стала организация Московского союза потребительских обществ — Центросоюза России <8>. ——————————— <8> Вахитов Камиль. Мечтал бедных сделать богатыми // Российская кооперация. 2012. N 5. С. 10.

На совещании в Нижнем Новгороде Николай Петрович представлял потребительское общество офицеров Москвы. Участники совещания отмечали социальное значение кооперации, ее связь с другими общественными движениями. Вернувшись в Москву, Гибнер вокруг идеи организации союза объединил группу деятельных кооператоров, которые разработали и подали в правительство необходимые правовые документы. После разрешения открытия МСПО он был избран первым его председателем. В том же 1898 г. — одновременно председателем Всероссийского сельскохозяйственного закупочного союза (Сельхозсоюз). С этого времени полностью раскрывается его организаторский талант. Полковник Н. П. Гибнер прошел школу армейской дисциплины, обладал даром сплачивать людей. При этом работал совершенно бескорыстно, за время своей деятельности он не заработал ни рубля — трудился в интересах русской кооперации только на общественных началах. Гибнер выступал на нижегородских ярмарках, ездил за границу на Всемирную выставку в Париж и в Германию, где изучал опыт Гамбургского кооперативного общества. Из поездки он привез идею вступления в Международный кооперативный альянс. Идея осуществилась в 1903 г. Тогда же МСПО стал издавать свой журнал «Союз потребителей». В 1905 г. в журнале вышла передовая статья Гибнера «Свобода», которая его начальству показалась политически опасной. По предписанию главного военного прокурора ему пришлось для продолжения службы срочно выехать в Сибирь <9>. ——————————— <9> Там же. С. 10.

После возвращения из Сибири уже генерал Гибнер вышел в отставку и погрузился в кооперативную работу. Снова возглавил Московское потребительское общество офицеров, был председателем оргкомитетов по подготовке Всероссийских кооперативных съездов: I в — Москве в 1908 г., II — в Киеве в 1913 г. Опубликовал журнальные статьи о кооперации, издал книгу «Система кооперации». В период мировой войны занимался организацией кооперативной торговли нормированными товарами в прифронтовой полосе, закупкой сельскохозяйственных продуктов для нужд армии. В 1912 г. Гибнер был среди первых учредителей Московского народного банка (МНБ), который стал кредитным центром всех видов кооперации России. Оставался председателем его совета до национализации МНБ в конце 1918 г. советским правительством. Он стал свидетелем уничтожения и других его трудовых детищ. В апреле 1918 г. в Москве были расформированы потребительские общества. Из более чем 100 кооперативов были сохранены только два — общество «Кооперация» и Центральный рабочий кооператив. Общество офицеров было ликвидировано, а Гибнер по непонятному подозрению был арестован. Попытка властей предъявить ему обвинение не удалась, и через несколько недель заключения Гибнер вышел на свободу. Всероссийский съезд представителей сельскохозяйственной кооперации образовал Сельскосоюз, и опытного Гибнера избрали председателем правления. В январе 1920 г. новое правительство ввело Сельскосоюз секцией в Центросоюз. Николай Петрович Гибнер прожил еще четыре года. Военный следователь, юрист по образованию, он всю сознательную жизнь посвятил кооперации. Его имя навсегда осталось в истории российского кооперативного движения. Генерал Н. П. Гибнер внес большой вклад в развитие отечественного кооперативного процесса на рубеже XIX и XX веков, основал первый в России кооперативный союз. Решал основную задачу кооперации — сделать бедных обеспеченными, дав им лучший заработок и возможность накопления сбережений. Тем самым старался обеспечить их личную жизнь и материальную свободу <10>. ——————————— <10> Вахитов К. И. Теория и практика кооперации: Учебник. М.: ИТК «Дашков и К», 2010. 480 с.; Корелин А. П. Кооперация и кооперативное движение в России 1860 — 1917 гг. М.: РОССПЭН, 2009. 391 с.; Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации. М.: Вита-Пресс, 2005. 160 с.

На идеях народной традиции артельного труда российские офицеры — декабристы разработали правовые основы и создали первые в стране потребительские общества и кооперативы, которые помогли им выжить в жестоких условиях каторги и ссылки в суровой Сибири. Освободившиеся с каторги военные кооператоры и их единомышленники распространили свой опыт по всей России. Профессиональный юрист Н. П. Гибнер подхватил кооперативный опыт российских военных, развил его и понес дальше по стране. Кооперативные традиции сохранились в армии и поныне. Обычай «складчина» живет и сегодня среди курсантов военных училищ и офицеров российской армии.

——————————————————————