Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лекция в рамках учебной дисциплины «государственная поддержка малого и среднего бизнеса» магистерской программы «правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)»)
(Ершова И. В.) («Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013, N 2)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА <1> (ЛЕКЦИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА» МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА (БИЗНЕС-ЮРИСТ)»)
И. В. ЕРШОВА
——————————— <1> Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.
Ершова И. В., заведующая кафедрой предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), руководитель магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)», почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор юридических наук, профессор.
План лекции
1. Система нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства. 3. Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. 4. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 5. Отдельные меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
1. Система нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Законодательное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» <2> (далее — Закон о МСП). Данный Закон, регулируя отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), определяет понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки. Положениями Закона о МСП устанавливаются также особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Конкретизацию эти положения находят в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах. Это, в частности, ГК РФ, НК РФ, БК РФ, ТК РФ, Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» <3>, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <4>, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <5> и целый ряд иных актов, анализ положений которых представлен в данной лекции. ——————————— <2> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006. <3> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344. <4> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105. <5> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.
Помимо федерального законодательства, большую роль в правовом регулировании деятельности МСП играют нормативные правовые акты субъектов РФ. В субъектах РФ приняты специальные законы и направленные на их исполнение подзаконные нормативные правовые акты, действуют региональные целевые программы, функционирует инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, созданы специальные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в данной сфере. Так, в Москве действует Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» <6> (далее — Закон о МСП Москвы). В Московской области реализуется Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области на 2013 — 2016 годы», утвержденная Постановлением Правительства Московской области от 28 августа 2012 г. N 1053/32. ——————————— <6> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 70.
2. Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства
Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о МСП, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (ст. 3 Закона о МСП). Отметим использование в анализируемой дефиниции термина «хозяйствующие субъекты», содержание которого раскрыто в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <7>. Так называемым третьим антимонопольным пакетом в данный Закон были внесены существенные изменения. Они коснулись и понятия «хозяйствующий субъект», которое было расширено за счет включения в него субъектов профессиональной деятельности. Следовательно, сегодня хозяйствующие субъекты — это субъекты как предпринимательской, так и профессиональной деятельности. Тенденцией развития гражданского законодательства является, кроме того, разграничение понятий «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность» <8>. В связи с этим есть основания полагать, что обращение в Законе о МСП к термину «хозяйствующий субъект» в современном его звучании некорректно. Систематическое его толкование может привести к сложностям в правоприменительной практике. ——————————— <7> Хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»). <8> См.: проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в первом чтении. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 апреля 2012 г. N 314-6 ГД // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2314.
Важно и то, что законодательное определение субъекта МСП оперирует термином «предприятие». Данное понятие активно использовалось в хозяйственном законодательстве социалистического периода, в современном предпринимательском законодательстве раннего этапа его становления <9> и перестало применяться в качестве обобщающего термина для обозначения субъектов предпринимательства с момента вступления в силу первой части ГК РФ. Как известно, ГК РФ использует рассматриваемый термин двояко — для обозначения предприятия как объекта права (ст. 132 ГК РФ) и применительно к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Тогда как согласно Закону о МСП государственные и муниципальные унитарные предприятия являются единственной организационно-правовой формой коммерческих организаций, в которой не могут создаваться субъекты МСП. ——————————— <9> Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.
Таким образом, налицо определенное противоречие норм Закона о МСП положениям ГК РФ. Для устранения выявленных противоречий предлагается исключить термины «хозяйствующий субъект» и «предприятие» из законодательной дефиниции, сформулировав ее в следующей редакции: субъекты МСП — юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям Закона о МСП. Содержание понятия субъекта МСП получило раскрытие в ст. 4 Закона о МСП. В силу данной нормы к числу субъектов МСП потенциально относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. Обратим внимание на то, что потребительский кооператив — единственная на сегодняшний день организационно-правовая форма некоммерческих организаций, которая допустима для приобретения статуса субъекта малого и среднего бизнеса. Законом о МСП определены три группы условий (ограничений) для получения потенциальными субъектами статуса субъекта МСП, причем в отношении индивидуальных предпринимателей применяются только показатели второй и третьей групп. Назовем эти условия: 1. Ограничения при формировании имущества (для юридических лиц). Установлено, что суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования. Отметим, что внесенным Правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проектом Федерального закона от 18 февраля 2013 г. N 225123-6 предусматривается снять ограничение на участие в уставном капитале субъектов МСП также в отношении юридических лиц, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утверждаемый Правительством РФ перечень юридических лиц, осуществляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Кроме этого, предлагается снять ограничение доли участия в уставном капитале малых и средних предприятий, установленное для иностранных инвесторов. По мнению Правительства РФ, изъятие указанных ограничений позволит создать привлекательные условия для ведения бизнеса иностранными инвесторами на территории РФ, а также обеспечит приток новых технологий в малый и средний бизнес <10>. ——————————— <10> Подробнее см.: http://www. consultant. ru/law/hotdocs/23989.html? utm_medium=rss&buffer;_share=aec97&utm;_source=buffer#.USY7vh2SIww. Дата публикации на сайте: 19.02.2013.
(Подробнее см. статью в данном журнале: Ефимцева Т. В. Правовое положение малых инновационных предприятий: проблемы определения и закрепления.) 2. Предельные значения средней численности работников. Определено, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов МСП: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек. Отметим, что при установлении предельного критерия средней численности работников микропредприятия законодатель не использует слово «включительно», что приводит к отсутствию единообразия в толковании данной нормы. Во избежание этого предлагается внести уточнение в норму Закона о МСП, определив предельное значение средней численности работников микропредприятия — до 15 человек включительно. 3. Финансовые показатели. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, устанавливаемые Правительством РФ <11>. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год рассчитывается в порядке, установленном НК РФ. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 <12> были установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов МСП: микропредприятия — 60 млн. руб.; малые предприятия — 400 млн. руб.; средние предприятия — 1000 млн. руб. ——————————— <11> Следует иметь в виду, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. <12> Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3642.
Важно, что данное Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования (28 июля 2008 г.) и было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. Решением Верховного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N ГКПИ08-1914 придание данному акту обратной силы было признано не противоречащим действующему законодательству. Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 года N 101 действие тождественных предельных значений было распространено и на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г. Заметим, что предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ до сих пор не определены. При их установлении Правительство РФ должно исходить из того, что балансовая стоимость активов устанавливается в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (ч. 8 ст. 4 Закона о МСП). Обратим внимание на то, что Закон о МСП понятие балансовой стоимости имущества приравнивает к остаточной стоимости лишь основных средств и нематериальных активов. Как представляется, столь узкое понимание балансовой стоимости активов не соответствует действующему бухгалтерскому законодательству. Так, Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99″ <13> в состав активов организаций включает: а) внеоборотные активы — нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения; б) оборотные активы — запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению <14> также не отождествляют балансовую стоимость активов со стоимостью только лишь основных средств и нематериальных активов. ——————————— <13> Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99″ // Нормативные акты для бухгалтера. 1999. N 17. <14> Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» // Нормативные акты для бухгалтера. 2000. N 23.
Таким образом, думается, что при определении предельных значений анализируемого финансового показателя Правительство РФ должно либо исходить из понимания балансовой стоимости активов, сложившегося в законодательстве РФ о бухгалтерском учете, либо отказаться от термина «балансовая стоимость», указав в Законе о МСП на остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов. Категория субъекта МСП устанавливается в соответствии с наибольшим по значению условием и может изменяться только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Средняя численность работников субъектов МСП за календарный год определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных субъектов <15>. ——————————— <15> О порядке расчета средней численности работников малого предприятия см.: Приказ Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2011 г. N 531 «Об утверждении указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» // Вопросы статистики. 2012. N 3.
В заключение анализа понятия субъекта МСП хотелось бы отметить определенное несоответствие названия ст. 4 Закона о МСП «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства» ее реальному содержанию. В данной статье, как уже указывалось, раскрывается содержание понятия «субъект малого и среднего предпринимательства», через закрепление: а) перечня субъектов (юридических и физических лиц), которые при соответствии их ряду условий могут претендовать на получение статуса субъекта МСП и определение возможных организационно-правовых форм юридических лиц; б) собственно условий приобретения данного статуса; в) видов (категорий) субъектов, исходя из их соответствия тем или иным условиям — малое предприятие (в том числе микропредприятие) и среднее предприятие. Изложенное позволяет говорить о том, что содержание ст. 4 Закона о МСП шире ее названия. Для устранения выявленного несоответствия предлагается внести соответствующее изменение в рассматриваемый Закон.
3. Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Закон о МСП определяет цели государственной политики в области развития рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов. Для реализации указанных целей Законом предусматриваются особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов МСП. Отметим, что определяющая эти особенности ст. 7 именуется «Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Как представляется, это название должно быть изменено по нескольким причинам. Во-первых, согласно Конституции РФ следует говорить об особенностях «нормативного правового регулирования». Во-вторых, Закон о МСП не определяет, что понимать под термином «развитие» МСП применительно к регулированию указанных субъектов. Думается, что термин «развитие» носит скорее экономический характер. К полномочиям органов государственной власти ст. 8 и 9 относят определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства, что должно отражать динамику рассматриваемого социально-экономического явления. В-третьих, анализ ст. 7 позволяет говорить о том, что большая часть ее положений посвящена особенностям правового регулирования деятельности субъектов МСП. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в Закон о МСП, указав название ст. 7 — «Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ». Важно указать, что ст. 7 Закона о МСП лишь обозначает особенности правового регулирования деятельности субъектов МСП, не раскрывая их содержания. Такая конструкция нормы предполагает необходимость обращения к специальному законодательству, детально определяющему особенности деятельности организаций малого и среднего бизнеса. Представим их обзор и характеристику. 1. Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. НК РФ предусматривает виды, условия, порядок перехода и применения специальных налоговых режимов <16>. ——————————— <16> В настоящее время НК РФ предусматривает следующие специальные налоговые режимы: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции, патентная система налогообложения.
Обращение к налоговому законодательству позволяет сделать вывод о том, что применительно к субъектам малого предпринимательства в первую очередь следует говорить о таких специальных налоговых режимах, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход <17>. Такой вывод можно сделать на основании анализа ст. 346.12 и 346.26 НК РФ. Вместе с тем в этих и других статьях НК РФ четко не указано, что рассматриваемые налоговые режимы применимы именно к субъектам малого предпринимательства. Более того, нормы НК РФ содержат ряд дополнительных условий и ограничений перехода на специальные налоговые режимы. Так, в силу ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб., организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек, и др. Установлено, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. руб. Данный финансовый показатель сопоставим с установленными Правительством РФ предельными значениями годовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) для микропредприятия (60 млн. руб.), а не для малых предприятий (400 млн. руб.). ——————————— <17> Подробнее о специальных налоговых режимах, применяемых субъектами малого и среднего предпринимательства, см.: Гусева Т. А., Гришина К. В., Леташова И. С. Руководство по организации малого и среднего бизнеса: правовые аспекты. М.: Деловой двор, 2010 // СПС «Гарант».
Следует также отметить, что с 1 января 2013 г. вступили в силу нормы главы 26.5 НК РФ «Патентная система налогообложения» <18>, предусмотревшей соответствующий специальный налоговый режим. ——————————— <18> Введена в НК РФ Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» // СЗ РФ. 2012. N 50 (часть V). Ст. 6966.
(Подробнее см. статью в данном журнале: Апресова Н. Г. Новый специальный налоговый режим — патентная система налогообложения.) 2. Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности. С 1 января 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» <19>, который предусматривает ряд существенных особенностей ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства. Так, одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является принцип упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства должны быть установлены федеральными стандартами бухгалтерского учета. Кроме того, руководителю субъекта малого и среднего предпринимательства предоставлено право принять ведение бухгалтерского учета на себя. Отметим, что по общим правилам руководитель организации, принимая меры по организации ведения бухгалтерского учета, обязан выбрать один из предложенных законом вариантов, возложив его ведение на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. ——————————— <19> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.
Таким образом, в новом законодательстве о бухгалтерском учете в должной мере воплощено закрепленное Законом о МСП правило упрощения ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Для его реализации необходимо принятие специальных федеральных стандартов. Пока такие акты не приняты, следует руководствоваться действующими положениями по бухгалтерскому учету, среди которых Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н <20>. Упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности малыми предприятиями определена Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» <21>. ——————————— <20> Финансовая газета. 1999. N 5. <21> БНА. 2010. N 35.
3. Упрощенный порядок составления субъектами МСП статистической отчетности. Во исполнение данного законодательного правила приказами Росстата утверждаются специальные формы статистической отчетности для: малых предприятий (N МП), микропредприятий (N МП-микро); индивидуальных предпринимателей (N ИП), а также указания по их заполнению. Так, Приказом Росстата от 29 августа 2012 г. N 470 введены форма N МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»; N 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя»; N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» <22>. Вместе с тем Росстатом до сих пор не утверждены специальные формы статистической отчетности для средних предприятий. ——————————— <22> Текст Приказа официально опубликован не был.
4. Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество. Льготы в сфере приватизации определены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» <23> (далее — Закон об отчуждении имущества). В целях правильного и единообразного применения арбитражными судами РФ положений Закона об отчуждении имущества Высшим Арбитражным Судом РФ были выработаны рекомендации, изложенные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 ноября 2009 г. N 134 <24>. ——————————— <23> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3615. <24> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. N 12.
Отметим, что в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ принят проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Закон об отчуждении имущества <25> (далее — Проект). В целом Проект расширяет круг субъектов МСП, имеющих преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, и снимает либо сужает отдельные ограничения его реализации. ——————————— <25> Проект N 201812-6 от 19.02.2013 принят ГД в первом чтении Постановлением N 1778-6 ГД // URL: http://www. consultant. ru/law/hot-docs/24007.html#.US80q6KSIww.
Согласно Закону об отчуждении имущества, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности субъекты МСП пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». В соответствии с Проектом субъекты МСП получат право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, взятой за основу для определения цены выкупаемого имущества. Преимущественное право выкупа может быть реализовано субъектами МСП при условии, что: — арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу данного Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества. Проект предусматривает, что рассматриваемое преимущественное право будет распространено на арендаторов, владеющих или пользующихся имуществом непрерывно в течение двух и более лет до 1 сентября 2012 г.; — отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням); — площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов РФ предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности <26>. Так, согласно ст. 12 Закон г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы» <27>, предельное значение площади недвижимого имущества г. Москвы, на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства, составляет 300 кв. м. Проектом предполагается снять ограничения на максимальный размер площади арендуемых помещений для целей реализации преимущественного права их выкупа; ——————————— <26> Если законом субъекта РФ до 1 июля 2009 г. предельные значения не установлены, применяются нормы Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. N 961 «О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества»: предельное значение площади 1000 кв. метров // СЗ РФ. 2008. N 51. Ст. 6182. <27> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 71.
— арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с Законом о МСП перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Согласно проекту арендаторы получат право инициативы по приобретению включенного в такие перечни имущества при условии, если: а) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет до 1 сентября 2012 г. в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; б) арендуемое имущество включено в утвержденные перечни в течение пяти и более лет до дня подачи указанного заявления . Органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, предусматривают в решениях об условиях приватизации преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества. В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» <28> (далее — Закон о приватизации), уполномоченные органы направляют арендаторам — субъектам малого и среднего предпринимательства копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества. В случае согласия субъекта МСП на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества. ——————————— <28> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 Закона об отчуждении имущества оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами МСП при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку, равными ежемесячными или ежеквартальными платежами. Право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных пределах принадлежит субъекту МСП. Срок рассрочки оплаты устанавливается законами субъектов РФ <29>. Так, в силу ст. 12 Закона г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы» срок рассрочки оплаты не может превышать одного года. Проектом предполагается установить минимальный срок рассрочки оплаты выкупаемого имущества — три года. ——————————— <29> Если законом субъекта РФ до 1 июля 2009 г. предельные значения не установлены, применяются нормы Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. N 961 «О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества»: предельный срок рассрочки оплаты 3 года.
Согласно ч. 2, 3 ст. 9 Закона об отчуждении имущества, субъект МСП по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов МСП и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. При получении заявления уполномоченные органы обязаны: а) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества; б) принять решение об условиях приватизации; в) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества. Проектом предусмотрено, что субъекты МСП получат право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации рассматриваемого преимущественного права. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 декабря 2010 г. N 22-П признал не противоречащими Конституции РФ ч. 2, 3 ст. 9 Закона об отчуждении имущества, «поскольку эти положения в их конституционно-правовом смысле в системе действующего правового регулирования не предполагают возможности принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности» <30>. ——————————— <30> Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 г. N 22-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой администрации города Благовещенска» // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 264.
5. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Указанные особенности определены ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <31>. Установлено, что государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ <32>, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства и муниципальные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов. Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 15 млн. руб. <33>. ——————————— <31> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105. <32> Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» // СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4793. Действует в редакции Постановления Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 237. <33> Постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» // СЗ РФ. 2009. N 12. Ст. 1438.
(Подробнее см. статью в данном журнале: Андреева Л. В. Развитие российского законодательства об участии субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках.) 6. Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора). Указанные меры определены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <34>. Так, если по общему правилу срок проведения как документарной, так и выездной проверки хозяйствующего субъекта не может превышать 20 рабочих дней, то в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов. Для субъектов среднего предпринимательства особенности проведения государственных мероприятий по контролю не установлены, что представляет собой пробел законодательного обеспечения их прав и законных интересов. ——————————— <34> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.
(Подробнее см. статью в данном журнале: Спектор А. А. Защита прав субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении государственного контроля (надзора).) Нельзя не отметить, что законодательством РФ предусмотрены особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, не нашедшие отражения в Законе о МСП. Так, согласно ч. 2 ст. 59 ТК РФ, по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек) <35>. Обращает на себя вниманием тот факт, что нормой ТК РФ установлены иные количественные показатели предельного числа работников малого предприятия, дифференцированные к тому же по видам деятельности. Заметим, что такой дифференцированный подход применялся в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» <36>. Вместе с тем видится целесообразным дополнение ст. 7 Закона о МСП нормой об особенностях заключения трудового договора с работодателями — субъектами малого предпринимательства. ——————————— <35> Подробнее см.: Орловский Ю. П., Нуртдинова А. Ф., Чиканова Л. А. Трудовое законодательство: актуальные вопросы, комментарии, разъяснения: Практическое пособие / Отв. ред. Ю. П. Орловский. М.: Юрайт, 2012 // СПС «Гарант». <36> СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343. Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.
4. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Государственная поддержка субъектов МСП осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития МСП. К примеру, Постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП <37> утверждена Государственная программа г. Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012 — 2016 гг.», составной частью которой является Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012 — 2016 гг.». ——————————— <37> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 60. Следует отметить, что Постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП «О внесении изменений в государственные программы города Москвы и об утверждении Государственной программы «Открытое Правительство» на 2012 — 2016 гг.» Государственная программа города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012 — 2016 гг.» изложена в новой редакции // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. N 14 (т. 1 — 14).
Поддержка может быть реализована в заявительном порядке. При обращении субъектов МСП за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям отнесения к субъектам данной категории, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными либо муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки. Положение о ведении реестров утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358 <38>. ——————————— <38> Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» // 2008. N 19. Ст. 2190.
В соответствии с Законом о МСП поддержка не может оказываться в отношении субъектов МСП: 1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; 2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции; 3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; 4) являющихся в порядке, установленном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ. Финансовая поддержка не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если: 1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными, региональными либо муниципальными программами развития МСП, или представлены недостоверные сведения и документы; 2) не выполнены условия оказания поддержки; 3) ранее в отношении заявителя — субъекта МСП было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; 4) с момента признания субъекта МСП допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года. Законом о МСП установлено, что поддержка субъектов МСП включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, при осуществлении внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности. Государственная поддержка МСП и условия ее предоставления предусмотрены также законодательством субъектов РФ. В г. Москве правовой режим малого и среднего бизнеса определен Законом о МСП Москвы. Постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. N 1338-ПП <39> утверждены Положение о Реестре субъектов МСП Москвы и Регламент ведения данного реестра. Внесение в Реестр субъектов МСП г. Москвы осуществляется добровольно и является для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подтверждением соблюдения условий отнесения к субъектам МСП Москвы в целях предоставления поддержки со стороны органов исполнительной власти г. Москвы. ——————————— <39> Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. N 1338-ПП «О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. N 71.
(Подробнее см. статью в данном журнале: Трофимова Е. В. Приобретение и подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (на примере города Москвы).) Отраслевым органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики г. Москвы в сфере поддержки и развития предпринимательства, является Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы (http://dnpp. mos. ru), Положение о котором было утверждено Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. N 334-ПП <40>. В Москве путем объединения большого числа структур поддержки создано государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы» (http://www. mbm. ru) и функционируют его подразделения в административных округах. ——————————— <40> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 43.
Законом о МСП Москвы определено, что в городских программах развития субъектов МСП могут устанавливаться: 1) дополнительные условия, дающие субъектам МСП право на приоритетную поддержку со стороны органов исполнительной власти г. Москвы за счет средств бюджета г. Москвы; 2) формы поддержки субъектов МСП, учитывающие соответствие направления их деятельности одному из приоритетных видов деятельности, установленных в г. Москве для субъектов МСП, участие в реализации городских программ социально-экономического развития; 3) иные условия, исходя из потребностей социально-экономического развития г. Москвы. Важнейшим направлением государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса является формирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, представляющей собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных (региональных, муниципальных) программ развития субъектов МСП, обеспечивающих условия для создания субъектов МСП, и оказания им поддержки. Согласно Закону о МСП, инфраструктура поддержки субъектов МСП включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МСП, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, микрофинансовые организации и иные организации. Предполагается дополнительно включить в данную инфраструктуру промышленные парки, индустриальные парки, агропромпарки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования, центры промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития <41>. ——————————— <41> См.: проект N 201812-6 Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Закон об отчуждении имущества.
(Подробнее см. статью в данном журнале: Губарева А. М. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: правовой аспект.)
5. Отдельные меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Законом о МСП установлено, что поддержка субъектов МСП включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, при осуществлении внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности. Особые меры поддержки оказываются субъектам МСП на этапе их становления. (Подробнее см. статью в данном журнале: Татаринцева К. В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на начальном этапе развития.) Рассмотрим основные меры поддержки малого и среднего бизнеса на основе федерального и регионального законодательства. А. Финансовая поддержка. Оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Формами финансовой поддержки являются субсидии, бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные гарантии по обязательствам как самих субъектов МСП, так и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов МСП предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, установленном Постановлением Правительством РФ от 27 февраля 2009 г. N 178 <42>. ——————————— <42> Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утверждены Постановлением РФ от 27 февраля 2009 г. N 178 // СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1226.
В Москве учреждена некоммерческая организация — Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, — входящая в инфраструктуру поддержки малого бизнеса Москвы (http://fs-credit. mbm. ru) <43>. Одним из видов деятельности Фонда является предоставление поручительств по кредитам, займам и лизинговым отношениям субъектов малого предпринимательства. ——————————— <43> Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 35-ПП «О создании некоммерческой организации Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. N 9.
Осуществляется субсидирование затрат, связанных с реализацией проектов субъектов малого предпринимательства за счет средств бюджета города Москвы. В соответствии со ст. 78 БК РФ и Постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2011 г. N 109-ПП <44> в целях реализации Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012 — 2016 гг.» Правительством Москвы утверждены <45>: Порядок распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы субъектам МСП в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на развитие и модернизацию производства, Порядок распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы субъектам МСП в целях возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), Порядок распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы начинающим субъектам МСП в целях возмещения части затрат, связанных с развитием их хозяйственной деятельности. ——————————— <44> Постановление Правительства Москвы от 5 апреля 2011 г. N 109-ПП «О порядке предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг, некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями города Москвы, и о признании утратившим силу Постановления Правительства Москвы от 13 мая 2008 г. N 385-ПП» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 22. <45> Постановление Правительства Москвы от 1 июня 2012 г. N 254-ПП «Об утверждении порядков распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. N 32.
В Перечень приоритетных видов деятельности субъектов МСП г. Москвы в целях предоставления субсидий в 2013 г. вошли: производство; инновационная сфера; жилищно-коммунальное хозяйство; образование; здравоохранение; физическая культура и спорт; транспортные перевозки; внутренний туризм; гостиничные услуги; бытовое обслуживание; ремесленничество; благоустройство территорий и др. <46>. ——————————— <46> Приказ руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы от 18.01.2013 N П-18-12-1/3.
В инфраструктуру поддержки субъектов МСП включены микрофинансовые организации. Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» <47> определяет правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, устанавливает порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, размер, порядок и условия предоставления микрозаймов. ——————————— <47> СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3435.
(Подробнее см. статью в данном журнале: Тарасенко А. А. Микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства.) Б. Имущественная поддержка. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» <48>, Росимущество осуществляет формирование, утверждение, ведение и опубликование перечней недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСП), для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам МСП. Такие перечни должны содержать сведения о здании (административном, складском или производственном) или помещении в нем, его характеристиках, в том числе о площади и наличии имущественных прав субъектов МСП. Они подлежат обязательному опубликованию в соответствующих средствах массовой информации, а также размещению на официальном сайте Росимущества в сети Интернет (http://www. rosim. ru). ——————————— <48> СЗ РФ. 2010. N 35. Ст. 4577.
Договоры аренды в отношении федерального имущества, включенного в перечни, с субъектами МСП заключаются по результатам конкурсов и должны предусматривать следующие условия: а) срок договора аренды — не менее 5 лет; б) арендная плата вносится в следующем порядке: в первый год аренды — 40% размера арендной платы; во второй год аренды — 60% размера арендной платы; в третий год аренды — 80% размера арендной платы; в четвертый год аренды и далее — 100% размера арендной платы. Постановлением Правительства Москвы от 5 февраля 2008 г. N 88-ПП <49> утверждена Концепция имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Москве. Целью разработки Концепции является устойчивое развитие субъектов МСП путем решения имущественных проблем, вызванных дефицитом нежилых помещений, предназначенных для их размещения. Формируется имущественная инфраструктура — объекты нежилого фонда, специально созданные за счет средств городского бюджета или с его участием для размещения субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП и отвечающие их потребностям. В состав имущественной инфраструктуры включаются технологические парки, бизнес-инкубаторы, многофункциональные деловые центры, иные объекты. Помещения, предназначенные для размещения субъектов малого предпринимательства, предоставляются, как правило, на праве аренды <50>. ——————————— <49> Постановление Правительства Москвы от 5 февраля 2008 г. N 88-ПП «О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 11. <50> См.: Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. N 72 (т. 1).
В. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Согласно Закону о МСП, такая поддержка осуществляется в формах: 1) разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов МСП, на основе государственных образовательных стандартов; 2) создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области МСП; 3) учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам МСП. Бесплатное и льготное бизнес-обучение кадров для малого и среднего бизнеса Москвы организует Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (http://www. mfpk. ru), входящий в инфраструктуру организаций малого бизнеса Москвы. Г. Информационная и консультационная поддержка. Такие виды поддержки могут быть предоставлены конкретному субъекту малого и среднего предпринимательства (адресная поддержка), а также неопределенному кругу лиц путем размещения информации в сети Интернет, предоставления информации и консультаций с использованием телефонной или иной связи, распространения печатных изданий (общедоступная поддержка). (Подробнее см. статью в данном журнале: Андронова Т. А. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.) Концепция правовой поддержки и защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Москве <51> предусматривает консультационное, информационное, экспертно-аналитическое, планово-контрольное направления реализации правовой поддержки. В рамках реализации Концепции поддержка оказывается следующими способами: дистанционно (телефон, Интернет); в офисах организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства г. Москвы; с выездом по месту нахождения субъекта малого и среднего предпринимательства; публично (на семинарах, круглых столах). ——————————— <51> Утверждена Постановлением Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. N 104-ПП «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. N 12.
Отметим также, что в целях создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в г. Москве Постановлением Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. N 104-ПП <52> создан Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Обращения (жалобы) в письменной форме могут направляться субъектами малого и среднего предпринимательства на имя председателя Штаба — руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы <53> или в электронной форме на электронный адрес: sos. shtab@mos. ru. ——————————— <52> Постановление Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 66-ПП «О создании Штаба по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. N 13. <53> Адрес для направления жалоб: 125009, г. Москва, Вознесенский переулок, д. 22.
Д. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности. Такие меры предусмотрены, в частности, Законом г. Москвы от 16 июня 1999 г. N 25 «О ремесленной деятельности в г. Москве» <54>. В силу ст. 2 данного акта ремесленной является деятельность, относящаяся к одному из видов ремесел, определяемых распоряжением мэра Москвы <55>, по производству продуктов труда, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов, предназначенных для удовлетворения утилитарных, эстетических, ритуальных и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов. Названный закон устанавливает правовые основы организации и деятельности ремесленников на территории г. Москвы, а также меры, направленные на защиту прав потребителей продукции ремесленников. ——————————— <54> Ведомости Московской Думы. 1999. N 8. <55> Распоряжение Мэра Москвы от 4 июля 2001 г. N 643-РМ «Об утверждении Перечня видов ремесленной деятельности и образцов документов по вопросам обучения и аттестации ремесленников в Москве» // Вестник мэрии Москвы. 2001. N 27.
Основные нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс РФ. 2. Налоговый кодекс РФ. 3. Бюджетный кодекс РФ. 4. Трудовой кодекс РФ. 5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 6. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». 7. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 8. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». 9. Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». 10. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». 11. Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». При работе над лекцией использованы материалы справочной правовой системы «Гарант». Список литературы приведен в данном журнале в Рабочей программе учебной дисциплины «Государственная поддержка малого и среднего бизнеса».
——————————————————————