Аффилированные лица — кто они?

(Бойко Т., Варламова А.)

(«Бизнес-адвокат», N 16, 1997)

АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА — КТО ОНИ?

Т. БОЙКО, А. ВАРЛАМОВА

Т. Бойко, А. Варламова, эксперты Международного института развития правовой экономики.

Понятие «аффилированные лица» введено в российское законодательство с благим намерением, с одной стороны, ограничить монополизацию экономики, предотвратить отрицательные для конкуренции последствия при преобразовании акционерных обществ, при заключении ими сделок, а с другой — защитить мелких инвесторов.

В соответствии с Законом РФ «Об акционерных обществах» каждое АО обязано само вести учет своих аффилированных лиц и подавать о них сведения в контролирующий орган. А если какая-то компания или гражданин вместе со своими аффилированными лицами решили приобрести не менее 30% размещенных обыкновенных акций крупного АО, они должны не только письменно заявить об этом обществу, но и предложить его акционерам продать принадлежащие им акции по определенной цене.

Сами же аффилированные лица, приобретя акции АО, обязаны в течение 10 дней проинформировать общество о том, сколько и каких акций они купили. Более того — за манкирование этой обязанностью, если оно обернулось ущербом для АО, общество вправе требовать у этого аффилированного лица возмещения ущерба.

Аффилированные лица присутствуют не только в акционерном законодательстве, но и в нормативных актах, регулирующих деятельность паевых инвестиционных фондов. Чтобы надежнее защитить пайщиков от возможных злоупотреблений управляющей компании, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) ввела ограничения на ее сделки с аффилированными лицами. Так, управляющая компания не вправе приобретать объекты у своих аффилированных лиц или продавать им их. Ей запрещено приобретать ценные бумаги, выпущенные ее аффилированными лицами, или акции инвестиционных фондов, которыми эти лица управляют.

Однако все эти нормы так и не заработали на практике, потому что законодатели до сих пор не определили (непременно в антимонопольном законодательстве) само понятие «аффилированные лица». Надежду вселяет проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных ранках», который в апреле правительство внесло в Госдуму. Используя данное в нем определение, Закон «Об акционерных обществах» и Положение об инвестиционных фондах от 7 октября 1992 г., попытаемся разобраться, что все же понимается под аффилированными лицами.

Прежде всего российские законодатели придерживаются принципа взаимоаффилированности: если вы являетесь моим аффилированным лицом, то и я непременно буду вашим аффилированным лицом.

Чтобы лица (физические и юридические) считались аффилированными, между ними должна быть зависимость, которая позволяет им договориться и проводить общую согласованную политику в отношении, скажем, АО, чьи акции они приобрели.

Зависимость (взаимосвязь) может быть прямой или косвенной. Например, три АО напрямую зависят от компании, которая владеет контрольными пакетами их акций. Значит, аффилированы компания и каждое АО, а также общества друг с другом.

Предположим, гражданин А владеет контрольными пикетами акций двух компаний. Одна из них намерена приобрести 15%, а другая — 20% акций некоего АО (в сумме более 30%). Между собой компании напрямую могут быть не связаны, но, поскольку их деятельность контролирует гражданин А, они способны проводить общую политику в отношении данного АО. Связь между компаниями косвенная. Они аффилированы друг с другом и с гражданином А.

Разработчики проекта Закона называют несколько условий, когда возникает взаимоаффилированность. Рассмотрим их.

Условие первое — присутствуют имущественные или (и) родственные отношения.

Все ближайшие родственники (супруги, родители, дети, братья, сестры) являются аффилированными, а тем более — когда они владеют акциями акционерных обществ или входят в их органы управления.

Кроме того, аффилированные с АО гражданин или юридическое лицо, имеющие право распоряжаться более чем 25% голосующих акций АО. Такой имущественный ценз, предложенный разработчиками проекта Закона, вызывает сомнения, потому что, к примеру, в США достаточно 5%. Да и в Постановлении ФКЦБ России «Об утверждении Временного положения о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг и Временного положения о порядке осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг» от 19.12.96 N 22 уровень аффилированности установлен в размере 5% владения акциями.

Еще одна ситуация: акционер и его родственники (супруга, родители, дети, братья сестры) вправе распоряжаться суммарно свыше 50% голосующих акций в каждом из двух и более АО. При этом взаимоаффилированы акционер, его родственники и каждое общество.

Когда фирма распоряжается свыше 50% голосующих акций каждого из двух и более АО эти общества аффилированы с ней и между собой.

Более сложный случай, когда фирма распоряжается таким же количеством акций через своих представителей. Тогда к перечисленным в предыдущем случае аффилированным лицам добавятся представители. Но и это не все — придется проследить близких родственников последних. Допустим, брат представителя фирмы распоряжается 51% акций АО1 и 60% акций АО2. Значит, все они взаимоаффилированы.

Условие второе — возможность формировать органы управления.

Тогда к аффилированным лицами придется причислить АО, его директора, членов совета директоров и правления.

Если крупный акционер (или юридическое лицо) вправе образовывать более половины правления АО или по его предложению избрано свыше половины совета директоров, взаимоаффилированными будут акционер (юридическое лицо) и общество.

Взаимоаффилированность всех действующих персонажей возникает и в ситуации, когда гражданин со своими родственниками (супруга, родители, дети, братья, сестры) составляют более половины правления (или совета директоров) двух и более АО. Возможен и более сложный случай, когда в АО1 все эти лица составляют более 50% правления, а в АО2 — свыше половины совета директоров. Взаимоаффилированы по-прежнему все эти люди и оба АО.

Предусмотрен и такой случай: представители организации составляют более половины правления или совета директоров двух и более АО. Тогда взаимоаффилированы сама организация, ее представители и эти АО. И здесь придется проследить ближайших родственников представителей, которые расширят круг аффилированных лиц.

В ситуации, когда по предложению крупного акционера (или фирмы) избрано свыше половины совета директоров или правления двух или более АО, взаимоаффилированы акционер (фирма соответственно) и эти АО.

Условие третье — одно лицо имеет возможность определять решения другого прежде всего на основании договора.

Довольно типичный пример — основное и дочернее общество. Они взаимоаффилированы. То же можно сказать и об участниках финансово — промышленной группы (ФПГ). Причем, по замыслу разработчиков проекта закона, директор, член правления, член совета директоров одного участника ФПГ являются аффилированными лицами всех других ее участников, но почему-то не самой ФПГ. Такой подход вряд ли оправдан. Сколько же цепочек взаимосвязей нужно будет отследить, принимая во внимание немалое число участников ФПГ! Задача заведомо невыполнимая. Пожалуй, реальнее аффилированных лиц каждого участника группы считать аффилированными с самой группой. Причем под группой следовало бы понимать не только финансово-промышленную (как это делают разработчики проекта Закона), но и любую другую.

Видно, что для того, чтобы осознать круг аффилированных лиц и, тем более, внедрить его в повседневную деятельность АО, придется основательно потрудиться. Вряд ли без серьезного кнута акционерные общества будут распутывать эти клубки, скрупулезно отслеживать своих аффилированных лиц и добросовестно информировать о них контролирующие органы. Что же разработчики проекта закона предлагают для наказания тех, кто вольно или невольно не станет этого делать? Штраф — пока в размере 5000 минимальных размеров оплаты труда.

——————————————————————