Роль агентов первичной социализации в современных условиях: опыт социологического анализа

(Таланов С. Л.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 6)

РОЛЬ АГЕНТОВ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

С. Л. ТАЛАНОВ

Таланов С. Л., доцент кафедры политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, кандидат социологических наук.

В настоящее время наблюдается рост девиантного поведения среди несовершеннолетних. Все чаще подрастающее поколение злоупотребляет спиртными напитками и наркотиками. Наблюдается половая распущенность. Кроме того, социологические исследования показывают, что среди несовершеннолетних по-прежнему высок уровень самого опасного социального отклонения — преступности. Ситуация усложняется тем, что наблюдается рост преступности среди несовершеннолетних из так называемых благополучных семей. Все это говорит об ослабевающей роли семейного воспитания. Мы решили проанализировать роль агентов первичной социализации в формировании личности в современных условиях. С этой целью мы в период с 2010 по 2011 год провели социологическое исследование на территории Ярославской области. В качестве объекта исследования выступили ученики 11 классов средних общеобразовательных школ г. Ярославля: 1, 2, 6, 9, 14, 18, 21, 23, 28, 31, 36, 37, 42, 43, 49, 58, 67, 71, 83, 84, 89, 90. Возраст респондентов — 17 лет. Опрос (анкетирование) проходил в здании Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского в аудитории 314 главного корпуса два раза в неделю по вторникам и средам с 16.20 до 19.20 (указан период, а не длительность опроса). Финансирование социологического исследования осуществлялось из собственных средств. В статье приводим точные формулировки некоторых основных вопросов <1>. ——————————— <1> Согласно Этическому кодексу Российского общества социологов (п. 8 разд. II) «при обнародовании результатов конкретного исследования социолог должен указать генеральную совокупность и объем выборки, дату и метод проведения исследования, точную формулировку вопросов, а также все источники финансирования данной работы».

Генеральная совокупность N = 876. Выборка квотная. Выборочная совокупность n = 72. Переменные квотирования: школа, пол, структура семьи, национальность. Любой из респондентов мог отказаться от участия в опросе на любой стадии социологического исследования. Проведен ряд глубинных интервью с несовершеннолетними (n = 5), а также осуществлен внутренний и внешний анализ документов. Основные выводы. Индивид усваивает ценности, нормы, образцы поведения в процессе первичной социализации. Первичная социализация для любого индивида имеет решающее значение. Традиционно к агентам первичной социализации относят: родителей и друзей. Очевидно, что семья в нынешних условиях не справляется с двумя своими основными функциями: репродуктивной и социализацией. Существуют различные классификации структуры семьи (схема 1):

В зависимости от количества детей

V V V V V

бездетная, или однодетная малодетная среднедетная многодетная инфертильная, семья семья семья семья семья

Схема 1. Структура семьи в зависимости от количества детей <2>

——————————— <2> Схемы 1 — 4 взяты из: Таланов С. П. Социология семьи: Учебно-методическое пособие. Ярославль: ЯГПУ, 2012. 96 с.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семьи, и матриархальные семьи, где основные ресурсы (квартира, машина, доходы, должность, социально значимые связи и т. д.) имеются у матери и соответственно она главная в семье. Семьи, в которых власть периодически переходит от отца к матери и наоборот, относятся к эгалитарным семьям (схема 2).

Типы семей по структуре власти

V V V

патриархальная семья матриархальная семья эгалитарная семья (власть в руках мужа) (власть в руках жены) (примерно равное распределение прав и обязанностей между супругами)

Наиболее типичной семьей в большинстве развитых стран мира, в том числе и в России, является нуклеарная семья (схема 3).

Нуклеарная семья

V V V V

элементарная полная неполная составная

Схема 3. Нуклеарная семья

В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра). Нуклеарные семьи бывают: 1) элементарная — семья, состоящая из супружеской пары без детей; 2) полная — семья, состоящая из супружеской пары с детьми, не состоящими в браке; 3) неполная — семья, в которой один из супругов отсутствует; 4) составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Неполная семья — группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья возникает в силу разных причин (схема 4).

Причины возникновения неполной семьи

V V V V

рождение ребенка смерть одного расторжение раздельное вне брака из родителей брака проживание родителей

Схема 4. Причины возникновения неполной семьи

Соответственно, выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи, соответственно времени на полноценное воспитание не хватает. Да и трудно матери быть одновременно отцом и мамой. Она просто реально не способна ребенку дать две разных модели поведения (мужскую и женскую). А своих учителей мужского пола несовершеннолетние не позиционируют в качестве своего папы. Как известно, структурная неполноценность семьи не влияет на рост девиации <3>. ——————————— <3> Таланов С. Л. Влияние структуры семьи на формирование девиантной личности преступника // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П. А. Соловьева. 2004. N 2(5). С. 11 — 24.

В своем исследовании мы решили сравнить, как относятся к своим родителям несовершеннолетние, которых физически наказывали родители, с теми несовершеннолетними, которых родители физически никогда не наказывали. Учащиеся, которых неоднократно физически наказывали родители, на вопрос: «На кого из родителей (своих или родителей друзей) Вы хотели бы быть похожими?», ответили следующим образом (таблица N 1).

Таблица 1

Установка на родителей как объект подражания с точки зрения несовершеннолетних учащихся средних образовательных школ г. Ярославля, которых периодически физически наказывали родители (в % от числа опрошенных)

N п/п Желали бы быть похожими Юноши, % Девушки, %

1 и на отца, и на мать 24 14

2 на мать 43 37

3 на отца 12 34

4 не хотели бы быть похожими на своих родителей 17 7

5 хотели бы быть похожими на родителей 2 3 своих друзей

6 не было ответа 2 5

Таблица 2

Установка на родителей как объект подражания с точки зрения несовершеннолетних учащихся школ г. Ярославля, которых никогда физически не наказывали родители (в % от числа опрошенных)

N п/п Желали бы быть похожими Юноши, % Девушки, %

1 и на отца, и на мать 35 36

2 на мать 18 34

3 на отца 27 11

4 не хотели бы быть похожими на своих родителей 11 12

5 хотели бы быть похожими на родителей 6 4 своих друзей

6 не было ответа 3 3

Почему из 100% респондентов девушек, которых никогда физически не наказывали родители, 12% (таблица 2) не хотели бы быть похожими на своих родителей? И примерно такая же ситуация у юношей (11%). Видимо, дело не только в психологическом климате семьи, но и еще в чем-то. Очевидно, что под воздействием каналов макро — и микросреды созданы определенные стереотипы и модели поведения (успешные и неуспешные). Опрос показал, что ряд респондентов не уважают своих родителей, в частности, из-за их низкого социального статуса. Проблема при проведении социологического исследования состояла в том, чтобы обеспечить внутреннюю и внешнюю валидность. Если бы мы смогли опросить несовершеннолетних в тот момент, когда их только что физически наказывали (сегодня или на этой неделе), то вероятно, что ответы респондентов могли быть иными. Человеческая память избирательна, человеку свойственно достаточно быстро забывать все негативное или по крайней мере смотреть на все плохое более оптимистично. Далее мы приводим наиболее типичные мнения наших респондентов, которые подвергались физическому насилию со стороны родителей (из полной семьи). Александр (русский): «Я не хочу быть похожим на своего отца, он, когда напивался, бил маму. Я не горжусь своим отцом. Он ничего не достиг в этой жизни. В настоящее время безработный». Диана (русская): «Я не хочу, чтобы мой муж был похож на моего папу, и сама не хочу быть ничем на него похожа. Я его люблю, но считаю его слабым человеком, он не смог сделать маму счастливой, а семью успешной. Он не сумел даже достичь высоких позиций на работе. Друзей у него мало, начальники его не ценят». Денис (русский): «Я хочу быть похожим на своего брата. На отца быть похожим не хочу. Отец, сколько я себя помню, всегда пил и периодически нигде не работает, только нервы мотает моей маме и нам с братом». Анри (грузин): «Отец для меня авторитет и пример для подражания несмотря на то, что мама у нас в семье главная». На адресованные несовершеннолетним вопросы: «Сколько у вас близких друзей?», получены следующие ответы (таблица 3), считая, что этот вопрос, вместо традиционного для исследования вопроса об отношениях будет более информационным.

Таблица 3

Ответы респондентов на вопрос: «Сколько у вас близких друзей (подруг)?» (в % от числа ответивших)

Ответы Респондентов n = 72

Мальчики Девочки n = 23 n = 49

Один близкий друг (одна подруга) 32 39

Два близких друга (две подруги) 46 26

Три и более 14 24

Нет ответа 8 11

Как видно из таблицы 3, в настоящее время у значительной части несовершеннолетних от 1 до 2 близких друзей. Причем у респондентов была возможность высказать свое мнение по поводу того, кого они считают своим другом (подругой). Радует то обстоятельство, что только у 8% юношей и 11% девушек нет ответа на данный вопрос. Либо у них нет близких друзей, либо они в ссоре с ними на момент опроса, либо респонденты отказались отвечать на данный вопрос по каким-то иным основаниям. Как известно, роль родителей с взрослением детей меняется. С возрастом подростки больше начинают ориентироваться на друзей. Основной вывод напрашивается следующий: родители для значительной части несовершеннолетних «святое» или по крайней мере вызывают уважение, несмотря на разного рода конфликты и внутрисемейные сложности. В связи со всем вышеперечисленным важно возрождать семейные ценности. Мы, а также ряд других авторов уже давно пишем о необходимости подготовки несовершеннолетних к браку. Видимо, необходимо ввести в школах еще ряд обязательных дисциплин, в частности социологию семьи. И чем раньше мы станем учить подрастающее поколение знаниям, навыкам и умениям, необходимым в семье, тем больше шансов, что мы резко сократим такие негативные явления в семье, как: физическое насилие (бьют), психологическое насилие (кричат, унижают и т. д.), сексуальное насилие (покушаются на половую неприкосновенность), экономическое насилие (не дают денег).

——————————————————————