Новое в законодательстве об ассоциациях как некоммерческих юридических лицах

(Гришаев С. П.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ АССОЦИАЦИЯХ

КАК НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 21 марта 2013 года

С. П. ГРИШАЕВ

Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ИГУМО.

В предлагаемой читателю статье говорится об изменениях, которые были внесены в правое регулирование одного из видов некоммерческих юридических лиц — ассоциаций (союзов). Автором анализируются как достоинства, так и недостатки этих изменений.

Федеральным законом от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» ряд изменений был внесен в правовое регулирование таких некоммерческих организаций, как ассоциации (союзы).

Причины, по которым законодатель ограничился именно этим юридическим лицом, оставив без изменения другие, не совсем понятны. Вполне возможно, что именно по ассоциациям законодатели пришли к общему мнению относительно тех изменений, которые необходимо внести.

Специального закона, регулирующего деятельность только ассоциаций (союзов), до сих пор нет (об ассоциациях (союзах) помимо ГК также говорится в ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). Однако в п. 6 ст. 121 ГК сказано, что особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами и иными правовыми актами. Из этого следует, что какого-то общего закона об ассоциациях не будет, однако вполне возможно принятие отдельных законов, которые будут распространяться на те или иные виды ассоциаций (союзов).

Следует также учитывать, что и в настоящее время действует ряд законов, регулирующих отношения, связанные с созданием и деятельностью объединений некоммерческих организаций отдельных видов. В частности, правовое положение ассоциаций (союзов) потребительских кооперативов определяется Законом о потребительской кооперации и Законом о сельскохозяйственной кооперации. Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных объединений создаются и действуют в соответствии с Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Так, порядок создания союза потребительских обществ установлен ст. 32 Закона о потребительской кооперации. Согласно п. 1 указанной статьи учредителями союза могут быть потребительские общества, созданные в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Российской Федерации.

Как и ранее, союз и ассоциация рассматриваются как синонимы. Следует учитывать, что термин «союз» ранее употреблялся в большей степени для обозначения объединения физических лиц, например, профессиональный союз, союз журналистов и т. д. Такие союзы не подпадали под действие ранее действовавшей статьи 121 ГК об ассоциациях (союзах).

Следует отметить, что изменения, внесенные в правовое регулирование ассоциаций, являются весьма значительными. Прежде всего, изменился состав участников, а также изменилось само определение ассоциации (союза).

Так, если ранее членами ассоциации могли быть только коммерческие организации, то в соответствии с действующей редакцией ГК ассоциации могут создаваться любыми юридическими лицами (как коммерческими, так и некоммерческими), а также гражданами (имеются в виду как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства). Следует иметь в виду, что в данном случае законодатель привел в соответствие уже существующую практику деятельности ассоциаций. Так, в течение длительного времени существует Ассоциация юристов России.

Следует обратить внимание на то, что членами ассоциации (союза) могут быть физические и юридические лица одновременно. Об этом, в частности, свидетельствует соединительный союз «и» в определении ассоциации (союза) как объединения граждан и (или) юридических лиц.

Изменилось и направление деятельности ассоциаций (союзов). Так, если в ранее действовавшей редакции ГК подчеркивалось, что в первую очередь основной целью ассоциаций (союзов) является координация предпринимательской деятельности и только затем представление и защита общих имущественных интересов, то в настоящее время ассоциации создаются, прежде всего, для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей (п. 1 ст. 121 ГК).

Как мы видим, о координации деятельности ассоциаций (союзов) в определении ассоциации (союза) не упоминается вообще. При этом любая координация деятельности ассоциаций (союзов) предполагает выполнение определенных управленческих функций.

Однако далее о координации деятельности ассоциаций (союзов) все же упоминается. В ч. 3 п. 1 ст. 121 ГК сказано, что в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) создаются, в частности, объединения юридических лиц и (или) граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), объединения саморегулируемых организаций.

По существу, можно говорить о наличии двух определений ассоциаций, которые обладают определенными различиями. Так, можно прийти к выводу, что координация является основной целью создания только указанных выше профессиональных объединений граждан. Между тем специальное законодательство, давая их определения, говорит о других функциях, характерных для них. Так, согласно ст. 25 Основ законодательства о нотариате нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.

А в п. 4 ст. 29 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре сказано, что адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката.

Что касается саморегулируемых организаций, то основополагающим законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций в России, является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Помимо этого, особенности правового положения данных организаций определяются также федеральными законами, регулирующими правоотношения в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (например, Законом о рекламе). Таким образом, государство делегировало участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики. Объясняется это тем, что государство стремилось отказаться от госнадзора за самой деятельностью и заменить его лишь надзором за результатом такой деятельности.

В п. 1 ст. 3 Закона о саморегулируемых организациях сказано, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Являясь юридическим лицом, ассоциация (союз) согласно ст. 48 ГК обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также иметь самостоятельный баланс.

Имущество ассоциации (союза) принадлежит ей на праве собственности. Так, в п. 3 ст. 121 ГК сказано, что ассоциация (союз) является собственником своего имущества. При этом ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении отдельных видов ассоциаций (союзов). Имущество ассоциации (союза) чаще всего формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников, а также иных допускаемых законодательством источников. Публично-правовые образования также могут принимать участие в формировании имущества объединений.

Если ранее законодатель говорил о том, что юридические лица, объединившиеся в ассоциацию (союз), сохраняют свою самостоятельность и что факт участия в объединении не влияет на объем правоспособности юридического лица, то в настоящее время об этом не говорится вообще. Очевидно, в этом и нет необходимости, поскольку членами ассоциации могут быть и физические лица, которые в любом случае сохраняют свою правоспособность и дееспособность. Понятно, что аналогичные правила действуют и в отношении юридических лиц.

В ассоциации существует высший орган управления, который наделен рядом исключительных полномочий. К числу таких полномочий относятся:

1) определение приоритетных направлений деятельности ассоциации (союза), принципов образования и использования ее имущества;

2) изменение устава ассоциации (союза);

3) образование других органов ассоциации (союза) и досрочное прекращение их полномочий, если уставом ассоциации (союза) в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов ассоциации (союза);

4) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов ассоциации (союза), если уставом ассоциации (союза) в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов ассоциации (союза);

5) принятие решений о создании ассоциацией (союзом) других юридических лиц;

6) принятие решений об участии ассоциации (союза) в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств ассоциации (союза);

7) принятие решений о реорганизации или ликвидации ассоциации (союза), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

8) избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора (профессионального аудитора) ассоциации (союза);

9) принятие решения о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов;

10) принятие решений о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза).

По непонятной причине законодатель прямо не говорит, что таким органом является высшее собрание ассоциации (союза). При этом вполне очевидно, что в корпоративной организации, основанной на членстве, — это единственно возможный вариант.

Кроме высшего органа в ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент или другие), а также могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление и тому подобное).

Органы ассоциации подконтрольны высшему органу ассоциации (союза). Так, согласно п. 3 ст. 121.2 ГК по решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органов ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Ассоциация (союз) по общему правилу не отвечает по обязательствам своих членов. Однако иное может быть предусмотрено специальным законом. Напротив, члены ассоциации (союза) могут отвечать по ее обязательствам — несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом. Это возможно только в тех случаях, когда это предусмотрено уставом или законом.

Слово «субсидиарную» (дополнительную) означает, что члены ассоциации (союза) отвечают своим личным имуществом только в том случае, если недостаточно имущества самой ассоциации. Это является исключением из общего правила, согласно которому учредители юридического лица не отвечают по его обязательствам.

Если ранее учредительными документами ассоциации были и устав, и учредительный договор, то в настоящее время — только устав. В данном случае соблюдаются общие правила, которые предполагается внести в нормы ГК относительно учредительных документов юридических лиц. Согласно предполагаемым изменениям учредительный договор как вид учредительных документов будет сохранен только для хозяйственных товариществ.

При этом нельзя не обратить внимания на то, что в п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, по-прежнему содержится упоминание об учредительных договорах как учредительных документах ассоциации. Очевидно, можно говорить об определенной небрежности со стороны законодателя, поскольку Законом N 8-ФЗ изменения должны были вноситься и в Закон о некоммерческих организациях.

Согласно п. 2 ст. 121.1 ГК устав ассоциации (союза) должен определять ее наименование и место нахождения, предмет и цели ее деятельности, содержать условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).

Впервые законодатель установил количественный минимум для учредителей ассоциаций. Так, согласно п. 1 ст. 121.1 ГК количество учредителей ассоциации (союза) не может быть менее пяти. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному количеству учредителей таких ассоциаций (союзов).

Если ранее действовавшее законодательство допускало преобразование ассоциаций и союзов в коммерческие организации, то в настоящее время законодатель ограничил круг организаций, в которые могут быть преобразованы ассоциации (союзы). В частности, они могут быть преобразованы только в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию, некоммерческое партнерство или фонд.

По иному изложены нормы ст. 123 ГК, в которой говорится о правах и обязанностях членов ассоциаций (союзов). Согласно указанной статье член ассоциации (союза) вправе:

1) в порядке, установленном законом или уставом ассоциации (союза), участвовать в управлении делами ассоциации (союза);

2) в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и уставом ассоциации (союза), получать информацию о деятельности ассоциации (союза), знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

3) в порядке, установленном законом, обжаловать решения органов ассоциации (союза), влекущие за собой гражданско-правовые последствия;

4) в случаях, предусмотренных законом, оспаривать совершенные ассоциацией (союзом) сделки и требовать возмещения причиненных ассоциации (союзу) убытков;

5) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами на равных началах с другими ее членами;

6) по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода;

7) осуществлять иные права, предусмотренные законом или уставом ассоциации (союза), в порядке, установленном уставом ассоциации (союза).

Право на управление ассоциацией (союзом) заключается в том же, что и право на управление любой другой корпоративной организацией, а именно принимать участие в голосовании на общем собрании.

Нельзя не обратить внимания на то, что право на получение информации не является абсолютным: порядок ее получения определяется уставом.

Право на выход из числа участников является безусловным и не может быть ограничено учредительными документами ассоциации (союза). Однако ограничения заключаются в том, что член ассоциации может по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) только по окончании финансового года. Кроме того, в этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Говоря о праве члена ассоциации на безвозмездное пользование услугами, следует учитывать, что понятие «услуги» в данном случае следует рассматривать в широком смысле, а именно как результат или один из результатов деятельности ассоциации (союза). Обычно речь идет о консультационных и информационных услугах.

Права и обязанности членов ассоциаций (союзов) закрепляются в их учредительных документах, составляемых с учетом требований специального законодательства, определяющего правовое положение членов объединений различных видов.

Член ассоциации (союза) в соответствии с п. 2 ст. 123 ГК обязан:

1) участвовать в образовании имущества ассоциации (союза) в порядке, в размере, способом и в сроки, которые предусмотрены уставом ассоциации (союза) в соответствии с настоящим Кодексом или иным законом;

2) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности ассоциации (союза);

3) участвовать в принятии решений, если его участие в соответствии с законом и (или) уставом ассоциации (союза) необходимо для принятия таких решений;

4) не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда ассоциации (союзу), участником которой он является;

5) уплачивать предусмотренные уставом ассоциации (союза) членские взносы;

6) по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы.

Следует отметить, что впервые перечень обязанностей члена ассоциации сформулирован достаточно подробно и основательно. Ранее действовавшая редакция ст. 123 ГК, хотя и называлась «Права и обязанности членов ассоциаций и союзов», однако, по существу, в ней об обязанностях ничего не говорилось.

——————————————————————