О древнейших категориях вещей в гражданском праве древности и средневековья

(Суровень Д. А.) («История государства и права», 2013, N 10)

О ДРЕВНЕЙШИХ КАТЕГОРИЯХ ВЕЩЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ <*>

Д. А. СУРОВЕНЬ

——————————— <*> Suroven’ D. A. On ancient categories of things in civil law of the ancient time and the middle ages.

Суровень Дмитрий Александрович, доцент кафедры истории государства и права Уральской государственной юридической академии, кандидат исторических наук, доцент.

В статье собраны и проанализированы сведения о древнейших классификациях вещей в законодательных актах древнего и средневекового периодов. Выяснено, что самыми первыми категориями вещей в древности и раннем средневековье выступали понятия «земля» и «остальные вещи», такое деление было вызвано особым порядком правового регулирования в отношении земли как основного средства производства. Однако это приводило к коллизии прав собственника земли и собственников строения или насаждений. Данное противоречие в большинстве стран было разрешено переходом к делению вещей на движимые и недвижимые.

Ключевые слова: древнее право, средневековое право, гражданское право, вещное право, классификация вещей, категории вещей, земля и остальные вещи, недвижимые и движимые вещи, «Законы Уруинимгины», «Законы Хаммурапи», «Законы Ману», «Законы XII таблиц», «Псковская судная грамота».

In this article, data of sources on the most ancient classifications of things in acts of the ancient and medieval periods are collected and analyzed. It is found out, that the very first categories of things in an antiquity and the early Middle Ages were division of things on «the land» and «other things», that has been caused by special order of legal regulation concerning the land as basic means of production. However it led to a collision of the rights of the proprietor of the land and proprietors of a buildings or plantings. This contradiction in the most countries was solved by means a transition to division of things on movable and immovable ones.

Key words: the ancient law, the medieval law, civil law, classification of things, categories of things, the land and other things, immovable and movable things, «Laws of Uruinimgina», «Laws of Hammurabi», «Laws of Manu», «Laws of XII tables», «Pskov judgment letter».

Как видно из публикаций, в научной литературе не существует четкого представления о том, каким образом и какие категории вещей возникли самыми первыми. Например, бытует мнение, что сначала появилась категория движимых вещей, а гораздо позже выделили недвижимые вещи. Или говорят о земле и движимых вещах. Однако недвижимые и движимые вещи образуют пару, которая должна возникать одновременно, т. к. эти две категории связаны друг с другом, как две противоположности. Возникает вопрос: какие же категории вещей появились первыми в древнейшем праве и почему именно они были первыми? Древнейшими известными нам законами являются «Законы Уруинимгины» (2317 года до н. э.) <1>. В связи с определением категорий вещей следует обратить внимание на статью 13-ю <2> «Законов Уруинимгины»: «Если дом начальника прилегает к дому шуб-лугалы и этот начальник скажет: «Я хочу (его) у тебя купить», то, когда он будет у него покупать, пусть (шуб-лугала) скажет: «Отвесь мне хорошее серебро по моему желанию… ячменя за это насыпь мне»; а когда он у него не сможет купить, то этот начальник на шуб-лугалу не должен гневаться» <3>. ——————————— <1> См.: История древнего Востока: Месопотамия. М.: Наука, 1983. Ч. I. С. 207. <2> Статьи выделены современными исследователями. <3> Цит. по: История древнего Востока: Месопотамия. Ч. I. С. 209; Законы Уруинимгины (основной текст печатается по изданию: Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В. В. Струве и Д. Г. Редера. М., 1963. С. 177 — 182) // URL: http://klio. tsu. ru/uruinim. htm.

Шуб-лугала являлись работниками государственного хозяйства и относились к сословию неполноправных свободных. Они не были собственниками земли. Однако из вышеуказанной 13-й статьи «Законов Уруинимгины» видно, что, хотя шуб-лугала не имели земельной собственности, им было гарантировано право собственности на дома, которые они могли отчуждать с соблюдением правил добросовестности сторон (лат. bona fides). Государство признало имущественные права шуб-лугала на их дома и гарантировало теперь (ранее этого не было) защиту этих прав. Начальникам шуб-лугала было теперь запрещено отбирать у подчиненных строение или принуждать их к его продаже <4> [Законы Уруинимгины, ст. 13]. ——————————— <4> См.: История древнего Востока: Месопотамия. Ч. I. С. 210.

В какой же ситуации такое было возможно? Это было возможным только в том случае, когда земля и строения (а также насаждения) не составляли единого имущественного комплекса, т. е. когда строения и насаждения считались самостоятельными объектами права собственности и сделок — отдельно от земли. В этой ситуации можно было быть собственником дома, не будучи собственником земли под этим домом (субъектом права собственности на землю могло быть другое лицо). Первый вывод, который следует из анализа законодательства: в «Законах Уруинимгины» существовало деление вещей на землю и остальные вещи. Эта древнейшая классификация появилась в результате противопоставления земли как основного средства производства всем другим вещам. Так как земля была основным средством производства (люди едят то, что так или иначе выращено на земле), то в отношении нее существовал особый порядок правового регулирования. Это означало, что в отношении земли применялись специальные нормы. Таким образом, земельный участок, как объект права, являлся особой категорией имущества. В результате строения и насаждения также считались самостоятельным объектом права собственности и сделок (отдельно от земли) и относились к остальным вещам. Признаки данной классификации вещей («земля — остальные вещи») мы видим в Законах Ур-Намму (2112 — 2094/2093 годы пр.), основателя III династии Ура, и его сына и соправителя Шульги (2093 — 2046 г. до н. э.) (§§ 27 — 29) <5>; Законах Липит-Иштара (1934 — 1924 годы до н. э.) <6>, а также в Законах Эшнуны/Эшнунны (авторство приписывается правителю Билаламе, царствовавшему в начале XX века до н. э.; или правителю Дудуше, младшему брату Нарам-Сина Эшнунского, правившему на рубеже XIX — XVIII веков до н. э., в этом случае датируются временем около 1800 г. до н. э.) <7>. ——————————— <5> См.: Фрагменты Законов Ур-Намму / Перевод и комментарии В. А. Якобсона // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963. С. 188 и сл.; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. I. С. 272, 274 — 275; История древнего мира: Ранняя древность. М.: Наука, 1989. С. 99 — 100. <6> Текст в кн.: Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на земле. М.: Центрполиграф, 2002. С. 374 — 379. См. также: История Древнего Востока: Месопотамия. Ч. I. С. 290 — 292; История древнего мира: ранняя древность. С. 100 — 101. <7> См.: История Древнего Востока: Месопотамия. Ч. I. С. 359 — 360; История древнего мира: ранняя древность. С. 101 — 102. Текст законов в кн.: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М.: Юристъ, 1996. С. 7 — 9.

Поэтому в Раннединастический период (середина XXVIII — конец XXIV в. до н. э.) в Месопотамии, как это видно из «Законов Уруинимгины», самым древним делением вещей была классификация вещей на землю и остальные вещи. Возникает вопрос: было ли это уникальным явлением? Анализ древнейшего законодательства показывает: нет, это не было чем-то особенным. Если мы посмотрим древнейший римский свод правовых норм — «Законы XII таблиц», которые, в свою очередь, являлись записью еще более древних правовых обычаев, то в 3-м законе VI таблицы мы обнаруживаем: «Давность владения в отношении земельного участка [устанавливалась] в два года, в отношении всех других вещей — в один год» <8> [Законы XII таблиц, таб. VI, ст. 3]. Здесь мы видим прямое указание на существование классификации вещей «земля — остальные вещи». И в отношении земли как основного средства производства существует особый порядок правового регулирования: все вещи приобретались в собственность по давности владения (лат. usucapio) по истечении одного года добросовестного и непрерывного владения — и только земля приобреталась в собственность по истечении двух лет такого владения. ——————————— <8> Законы XII таблиц // Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: Зерцало, 1997. С. 8.

Римское право Архаического периода (второй половины VIII <9> — середины III в. до н. э.) знало также еще одно деление вещей — на манципируемые вещи (лат. res mancipi), право собственности на которые приобреталось способом mancipatio (формальной передачей вещи); и неманципируемые вещи (лат. res nec mancipi), права собственности на которые приобретались способом traditio (неформальной передачей вещи) [Законы XII таблиц, таб. V, ст. 5; таб. VI, ст. 1, 5б; см. также: Институции Гая, кн. II, ст. 14б, 14а, 17 — 19, 22, 24, 25] <10>. «Институции Гая» поясняют, какие вещи относились к категории res mancipi: «К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее, строения на италийской земле…», а также сельские сервитуты [Институции Гая, кн. II, ст. 14б, 14а, 17] <11>. Необходимость выделения манципируемых вещей заключалась в том, что это были важные в экономическом плане вещи, которые были нужны для ведения земледельческого хозяйства. Следует обратить внимание на то, что, в отличие от предыдущей классификации вещей на землю и остальные вещи, к категории res mancipi относились уже земля и строения (хотя они еще не составляли единого и неразрывного имущественного комплекса). ——————————— <9> Процесс генезиса государства, судя по всему, в результате синойкизма (греч. «селения вместе, поселения вместе») латинской общины Roma Quadrata («Квадратного Рима») на Палатине и двух соседних общин сабинов, как показали исследования археологов, завершается во второй половине VIII века до н. э., как следствие, возникает необходимость в правовом регулировании правоотношений. <10> «Законы XII таблиц» и «Институции Гая» цитируются по кн.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: Зерцало, 1997. С. 5 — 151. <11> Там же. С. 46.

Если мы посмотрим «Салическую правду» <12> (первый вариант которой был записью правовых обычаев салических франков, осуществленной еще в дохристианский — языческий — период <13> [после 486 и до 496 года <14>], о чем сказано в Прологе этого источника), то обнаружим там ситуацию, похожую на то, что было в «Законах Уруинимгины». Из статьи 1-й титула L «Об обязательстве» видно, что лит (т. е. неполноправный свободный), который не имел права собственности на землю (он работал на земле своего господина, под покровительством которого он находился [см.: Салическая правда, XXVI, ст. 1] <15>), имел дом, куда приходили кредиторы должника, если тот не исполнил обязательство — с тем чтобы оценить имущество должника и изъять вещи для погашения долга <16> [Салическая правда, L, 1 — 4]. Это было возможным только в том случае, когда земля и строения (а также насаждения) не составляли единого имущественного комплекса, т. е. когда строения и насаждения считались самостоятельным объектом права собственности и сделок — отдельно от земли. В этой ситуации можно было быть собственником дома, не будучи собственником земли под этим домом (субъектом права собственности на землю могло быть другое лицо). Следовательно, в «Салической правде», праве франков, праве древних германцев также существовало древнейшее деление вещей на землю и остальные вещи. ——————————— <12> «Салическая правда» цит. по кн.: Салическая правда / Перевод Н. П. Грацианского // Московский государственный педагогический институт им. Ленина. Ученые записки. Т. LXII. М.: Образц. тип. им. Жданова, 1950. С. 13 — 88. <13> В первом прологе к «Салической правде» сказано, что после основания государства салических франков в 486 г. (когда Хлодвиг был провозглашен королем салических франков), «народ франков… когда еще держался варварства [т. е. до принятия христианства. — С. Д.], по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие. Салический закон был продиктован [т. е. это была запись правовых обычаев, которые функционировали в устной форме, поэтому их можно было только продиктовать. — С. Д.] знатными [людьми. — С. Д.] этого народа [т. е. хранителями и толкователями норм обычного права. — С. Д.], которые тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста [имена язычников. — С. Д.], в местах, называемых Сальхаме, Бодохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, как следует ниже». См.: там же. С. 86. <14> 486 год — год провозглашения Хлодвига королем салических франков и официальная дата основания государства франков; 496 год — год христианского крещения Хлодвига и его дружинников: «когда же, по благословению божию, король франков — стремительный и прекрасный Хлодвиг первый принял католическое крещение, все, что оказалось в этом уложении неудобным, было исправлено с большею ясностью…» (Салическая правда. С. 86 — 87), т. е. в 496 году уже существовала первая — «языческая» — версия Салической правды, часть положений которой, в связи с принятием христианства, нужно было (в той части, которая противоречила христианским догмам) исправить. <15> См.: Салическая правда. С. 29. <16> См.: Салическая правда. С. 49.

Признаки этого деления (на землю и остальные вещи) мы видим в «Русской правде», древнеяпонском праве <17> и т. д. Если мы посмотрим английское право, то также увидим существовавшее (видимо, с англосаксонских времен) деление вещей на землю и остальные вещи (англ. land and chattels — досл. «земля и пожитки»), которое перешло в феодальное, а затем и в буржуазное право. Это означало, что строения и насаждения на земле были самостоятельным объектом сделки и объектом права собственности, т. е. дом и насаждения можно было продавать и покупать отдельно — без земли. ——————————— <17> См.: Суровень Д. А. Регулирование вещных отношений в древнеяпонском праве // Право. Законодательство. Личность. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. Вып. 3-й. С. 126.

Однако подобное деление вещей имело недостатки. Дом может занимать какое-то пространство на участке, тем самым создавая определенные неудобства для собственника земли. Поэтому мог возникнуть конфликт между собственником земли и собственником дома (коллизия прав), т. е. ситуация, когда осуществление некоторых прав может происходить не иначе как задерживая или препятствуя вполне или отчасти осуществлению других прав. Во всем мире проблема была решена таким образом: была выработана юридическая формула «все, что находится на земле, связано с землей». Это означало, что те нормы, которые ранее применялись в отношении земли, теперь применяются и в отношении вещей, связанных с землей (т. е. строений и насаждений на земле). В результате появляется новая классификация вещей на недвижимые (земельные участки, строения и насаждения на земле) и движимые (все остальные). Разрешение этого противоречия мы видим в праве Месопотамии в «Законах Хаммурапи», где появляются категории вещей «поле, сад, дом» и «движимые вещи» <18> [ЗХ, ст. 150]. Устойчивое словосочетание «поле, сад, дом», встречаемое повсюду в этом судебнике, обозначало недвижимое имущество («поле» — земельный участок, «сад» — насаждения, «дом» — строения на этой земле) и было противопоставлено движимым вещам. Отсутствие общего термина, обозначавшего недвижимые вещи, свидетельствовало о том, что классификация вещей на движимые и недвижимые только-только появилась — поэтому общий термин еще не придумали. Но в отношении сделок с недвижимостью действовал особый порядок правового регулирования — они оформлялись письменно в присутствии свидетелей и скреплялись печатями. ——————————— <18> Цит. по: Законы Хаммурапи, царя Вавилона (1792 — 1750 гг. до н. э.) // Крашенинникова Н. А. История права Востока. М.: Российского открытого университета, 1994. С. 124.

Такая закономерность наблюдается в правовых системах большинства народов. К классификации вещей на движимые и недвижимые самостоятельно перешли в древней Индии («Из страха перед ним все создания, движимые и недвижимые…» <19> [Законы Ману, гл. VII, ст. 15]; «недвижимость» <20> [Артхашастра, отдел III, раздел 61 «О недвижимостях», глава 8 — 9]; в древнем Риме [Институции Гая, кн. II, ст. 42]; на древней Руси (в новгородско-псковском праве — «живот» и «отчина») [Псковская судная грамота, ст. ст. 14, 31, 72, 76, 84, 88, 89, 100, 104, 106] <21>. А это означало следующее. Раз появилась категория недвижимого имущества, то существует единый и неразрывный комплекс вещей — земля и все, что связано с землей (строения и насаждения). С появлением категории недвижимого имущества дом более не рассматривается как самостоятельный объект права собственности и сделки. Теперь дом мог отчуждаться и приобретаться только вместе с землей. А значит, было невозможно иметь право собственности на дом, не будучи собственником земли под этим домом. Поэтому, если человек был собственником дома — это (в условиях существования категории недвижимых вещей) означало, что он был и собственником земли под этим домом. ——————————— <19> Законы Ману: Манавадхармашастра / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. И. Ильиным. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С 231. <20> Индийское право выделяет так называемую «недвижимость» (и относит к ней «дом, поле, рощу, оросительное сооружение, пруд или водоем»), которой в «Артхашастре» выделяется целый раздел, озаглавленный «О недвижимости» [отдел III, раздел 61-й, глава 8 — 9]. См.: Артхашастра или наука политики. М.: Наука — Ладомир, 1993. С. 179 — 184. <21> См.: Отечественное законодательство XI — XX веков. М.: Юристъ, 1999. Ч. I. С. 41 — 50.

В феодальном праве континентальной Европы переход от деления вещей на землю и остальные вещи произошел под влиянием римского права в результате его рецепции в XI — XVII веках. Только в английском праве осталась классификация вещей на «землю и остальные вещи» (англ. land and chattels) в силу того, что здесь не было рецепции римского права. Таким образом, древнейшим делением вещей являлась классификация «земля — остальные вещи», в силу того что в отношении земли (как основного средства производства) существовал особый порядок правового регулирования. По причине возможности коллизии прав земельного собственника и собственника строения или насаждений при такой классификации вещей (если они не совпадали в одном лице) в большинстве стран, самостоятельно или в силу рецепции римского права, происходит переход к делению вещей на движимые и недвижимые. Однако особый порядок правового регулирования в отношении недвижимости был связан с тем, что главной вещью среди недвижимых вещей по-прежнему оставалась земля (как основное средство производства).

——————————————————————