Защита прав вкладчиков: зарубежный опыт

(Ленева И. Г.) («Право и политика», 2005, N 3)

ЗАЩИТА ПРАВ ВКЛАДЧИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

И. Г. ЛЕНЕВА

Ленева Ирина Геннадьевна — преподаватель кафедры административного и финансового права Всероссийской государственной налоговой академии.

С момента принятия Конституции и по настоящее время реформаторам так и не удалось на законодательном уровне выработать действенные средства защиты прав вкладчиков в банковской системе РФ. Кроме того, отсутствие государственных гарантий, ответственности учредителей и первых лиц кредитных организаций за возврат вкладов физическим лицам превратили многие банковские структуры в механизм наживы и отмывания денег. В этой связи прежде всего возникает вопрос — возможна ли надежная защита вкладов населения и есть ли она за рубежом. Большой интерес представляет, например, опыт в этой области, сложившийся в США. Глобальный экономический и политический кризис, разразившийся в конце 20-х гг., потребовал поиска дополнительных стабилизаторов рыночного хозяйства, а также его большей социальной ориентации. В США в 1933 — 1934 гг. в соответствии с Законом Гласса-Стиголла (Glass-Stigall Act) о банковской деятельности в целях укрепления доверия граждан к надежности банковской системы создается государственная система страхования вкладов, появляются новые институты — Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC или ФКСД) и Федеральная корпорация ссудо-сберегательных ассоциаций (Federal Saving and Loan Insurance Corporation, FSLIC или ФКСССА). Последняя была создана для страхования депозитов в ссудо-сберегательных банках (mutual saving banks). ФКСД взяла на себя функцию страхования вкладов рядовых граждан, не превышающих некой установленной максимальной суммы. В последующие годы ФКСД, несомненно, помогла снизить число случаев массового изъятия депозитов вкладчиками, хотя и не предотвратила многочисленных случаев банкротства банков. Как показала практика 80 — 90 гг., она оказалась отчасти виновной в преувеличенном размере риска, который принимали на себя банки, и даже в банкротстве ряда банков. Каждый застрахованный банк обязали выплачивать два раза в год страховую премию, размер которой определялся суммой подлежащих страхованию депозитов. При этом исходили из предположения, что со временем сумма средств для страхования в распоряжении ФКСД станет достаточно большой, чтобы предотвращать большую часть банкротств <*>. ——————————— <*> Роуз Питер С. Банковский менеджмент / Пер. с англ. М., 1997. С. 768.

Банкам, принимающим вклады, запрещалось заниматься в качестве основной деятельности гарантированием размещения непервоклассных ценных бумаг. То есть коммерческие банки были отделены от инвестиционных (организаций, занимающихся консалтингом, гарантирующих размещение ценных бумаг и предоставляющих брокерские услуги фирмам, эмитирующим новые акции или облигации и т. д.). Коммерческим банкам запрещалось платить проценты по депозитам до востребования. ФРС, созданной еще в 1913 г. в соответствии с Законом о федеральном резерве, предоставлялось право устанавливать для банков — членов ФРС потолок процентных ставок по срочным и сберегательным вкладам. В 1971 г. был создан Национальный фонд страхования паевых счетов кредитных союзов (National Credit Union Share Insurance Fund, NCUSIF) для страхования счетов в кредитных союзах. В 1989 г. конгресс внес изменения организационной структуры системы федерального страхования депозитов посредством введения в действие Закона о реформе, оздоровлении и принудительных мерах в отношении финансовых учреждений. В результате было осуществлено упразднение FSLIC, и вся полнота ответственности за систему федерального страхования депозитов перешла к FDIC <*>. ——————————— <*> Роджер Лерой Миллер, Дэвид Д. Ван-Хуз. Современные деньги и банковское дело / Пер. с англ. М., 2000. С. 856.

Это было связано с крахом сотен ссудно-сберегательных ассоциаций в 80-х гг. и падением доверия к банковской системе. Почти все положения нового закона относились главным образом к ссудно-сберегательным учреждениям, однако некоторые важные новые правила и нормы затрагивали и собственно банки. К примеру, впервые банковские холдинговые компании получили право приобретать сберегательные банки и ссудно-сберегательные ассоциации с прочным финансовым положением (прежде ФРС разрешала им приобретение только терпящих крах сберегательных учреждений). Это оказало значительную поддержку банковским организациям, стремящимся расширить деятельность за пределы штата своего базирования, поскольку теперь появилась возможность привлечения новых депозитов и открытия банковских отделений, находящихся на отдаленном расстоянии. Согласно новому закону была перестроена ФКСД: ее страховой фонд разделили на фонд страхования банков и фонд страхования сберегательных ассоциаций, причем последний предназначался для страхования депозитов ссудно-сберегательных учреждений. Новый закон оговаривал постепенное повышение комиссионных, взимаемых обоими подразделениями ФКСД с депозитных учреждений, которые пользовались федеральным страхованием, с тем чтобы увеличить резервы ФКСД до уровня, составляющего по меньшей мере 1,25% стоимости всех застрахованных депозитов. Наконец, закон разрешил ссудно-сберегательным ассоциациям преобразовываться в коммерческие банки, если они в состоянии соответствовать банковским стандартам. Ссудно-сберегательным ассоциациям запретили приобретать сомнительные облигации. Их кредитная деятельность, осуществляемая под залог недвижимости, стала ограничиваться не более чем 400% совокупного капитала. Закон также ликвидировал Федеральный совет системы банков жилищного кредита, который был главным контролером для ссудно-сберегательных ассоциаций. Его контрольные функции переданы новому агентству при Министерстве финансов — Управлению по надзору за сберегательными учреждениями <*>. ——————————— <*> Роуз Питер С. Банковский менеджмент / Пер. с англ. М., 1997. С. 768.

В 1991 году в США был принят Закон о совершенстве деятельности Федеральной корпорации страхования депозитов, благодаря которому частично были реализованы предложения администрации Буша по реформе банковской системы. Последний закон позволял ФКСД получать у Министерства финансов заем до 30 млрд. долл. с выплатой задолженности из сумм страховых премий, взимаемых с банков в течение последующих 15 лет. ФКСД получила также право брать у Министерства финансов займы в сумме до 45 млрд. долл. для пополнения оборотного капитала с возмещением долга из средств от продажи активов обанкротившихся банков. С 1994 года ФКСД стала взимать с рискованно действующих банков более высокие страховые премии, с тем чтобы федеральные гарантии, распространяющиеся на депозиты, не побуждали банки вести рискованную политику со средствами вкладчиков. Появление системы страхования депозитов способствовало защите сберегательных и трансакционных счетов мелких вкладчиков, а также стабилизации банковской системы. По мнению автора работы, предоставление гарантий возврата депозитов мелким вкладчикам является справедливым, так как расходы на информацию о платежеспособности кредитных организаций у мелких вкладчиков гораздо выше, чем у крупных. Обладая недостаточной информацией, мелкие вкладчики стремятся побыстрее вернуть свои банковские вклады, порой независимо от финансового состояния последних. Таким образом, государственное страхование мелких вкладчиков выгодно в социальном плане, поскольку оно уменьшает вероятность дестабилизирующих банковскую систему случаев массового изъятия банковских вкладов. К тому же расходы на информацию единого федерального страхового агентства меньше, чем общие расходы множества мелких вкладчиков. Следовательно, рынки депозитов становятся более эффективными в силу федерального страхования депозитов, так как уменьшаются расходы общества на информацию. Федеральное страхование депозитов приводит к общественной выгоде и повышению доверия граждан к надежности банковской системы. В ФКСД страхуются все банковские вклады (включая гарантийные обязательства банка перед своими клиентами) — физических и юридических лиц, государственных и частных организаций. Такой порядок распространяется и на национальные банки (работающие на основе генеральной лицензии по всей стране), и на банки штатов (работающие по лицензиям, выданным властями штатов). Первоначальный капитал ФКСД был сформирован из средств казначейства и 12 федеральных резервных банков. Управляет ФКСД совет директоров, состоящий из пяти человек. Трое назначаются контролером денежного обращения, советом управляющих ФРС и ФКСД, двое — президентом США с одобрением сената. Директорами не могут быть лица, ранее работавшие в банках. Кроме того, они должны принадлежать к различным партиям. До последнего времени банк, застраховавший в ФКСД свои депозиты, мог в любое время разорвать с ней отношения. А ФКСД в свою очередь могла исключить из системы страховой защиты вкладов банки, замеченные в совершении незаконных или очень рискованных операций. Однако независимо от мотивов, повлекших за собой лишение банка страховой защиты вкладов со стороны ФКСД, еще в течение двух лет с момента расторжения договора по этим вкладам обеспечивалось страховое возмещение. В это время банк обязан вносить в фонд ежегодные платежи по действующей ставке, рассчитанной на неизменную сумму вкладов. Кроме непосредственной защиты банковских вкладов, ФКСД предоставлено право за счет своих средств приобретать долю в капитале банков (либо весь капитал на срок до пяти лет), предоставлять ему ссуды, а также назначать временное руководство банка или переводить дебиторскую и кредиторскую задолженность разорившегося банка в другой банк, застрахованный в ФКСД. Система ФКСД охватывает вклады 98% банков, которым принадлежит 99,5% всех активов, т. е. практически все банки работают с застрахованными депозитами (см. табл. П. 5.1). ФКСД не только страхует депозиты, но и осуществляет регулирование деятельности банков, которые не входят в Федеральную резервную систему США. Банки — нечлены ФРС с вкладами, застрахованными в ФКСД, подчиняются законам штатов, а также правилам и инструкциям ФКСД. ФКСД может осуществлять следующие меры для защиты интересов вкладчиков: — не допустить банкротства банка путем оказания ему помощи, используя, например, приобретение части его капитала, предоставление ему ссуд, размещение в нем вкладов, покупку его активов; — сменить руководство банка; — провести реорганизацию банка путем его слияния с другим банком, передачи ему активов и пассивов неплатежеспособного банка. При этом банку-донору предоставляются определенные льготы (выдают ссуду, выплачивают определенные суммы для возмещения убытков, приобретают те кредиты банка-банкрота, вероятность невозврата которых особенно высока, и т. п.); — приобрести разорившийся банк. Все вышеперечисленные меры можно отнести и к естественной сфере деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций, действующего в России. Функции Федеральной корпорации страхования депозитов США (FDIC) очень широки. Она не только собирает взносы и осуществляет компенсационные выплаты, но и ведет мониторинг финансового положения кредитных институтов, организуя корректирующие меры. Это делает систему страхования депозитов достаточно эффективной. В США в 80-х гг. была разработана модель GMS Grotfh-Monitoring System, применяемая FDIC в целях распознавания начальной стадии процессов, перерастающих в неплатежеспособность банков. Данная модель основана на том, что быстрый рост банковских активов может вести к росту концентрации вложений с повышенной степенью риска и снижению качества управления банком. Банки, выделяемые GMS как «быстро растущие», являются объектом дополнительного внимания со стороны FDIC. Модель использует пять показателей: — прирост активов; — прирост кредитного портфеля; — доля кредитных вложений и вложений в ценные бумаги со сроком свыше 5 лет в составе активов; — доля неустойчивых обязательств в пассиве; — капитализация баланса. При этом рассчитываются темпы прироста последних трех показателей, затем процентные соотношения сравниваются с соответствующими средними показателями сходной группы банков. Всего в зависимости от величины баланса, местоположения и количества отделений банка выделяется 25 таких групп. Данные соотношения оцениваются по соответствующим критериям и образуют общую оценку GMS. Прогнозные свойства модели позволяют выделить банки, характеризующиеся повышенным риском неплатежеспособности в будущем, причем прогноз распространяется на 4 года. В США в 1993 г. была разработана система показателей риска кредитного института для определения величины страховых взносов (см. табл. П. 5.2). Введению системы предшествовало исследование, проведенное FDIC. Исходные данные анализа включали 1193 случая ликвидации и реорганизации банков. Исследуемый период составил 13 лет — с 1980 г. по 1993 г. и был разделен на пять частей. Все банки были разделены на две группы: подвергшиеся и не подвергшиеся ликвидации и реорганизации в течение последних 4 — 5 лет. Роль каждого из девяти индикаторов исследовалась отдельно. Результаты анализа выявили высокую значимость и устойчивость показателя доли кредитов в суммарных активах при прогнозировании банковских трудностей. Начиная с 1980 г. более 50% всех случаев неплатежеспособности приходилось на банки, первоначально включенные в высшую группу риска по данному показателю. При дифференциации страховых взносов величина тарифных ставок определяется для каждого банка индивидуально в зависимости от показателей риска. Ежегодный страховой взнос составляет 0,23% от усредненной суммы всех вкладов для банков с безупречным финансовым положением, 0,31% — для проблемных банков, 0,35% — при резком ухудшении финансового состояния банка и 0,5% — для банков, кредитные вложения которых сопряжены с повышенным риском. Введенная система в значительной степени способствовала ограничению величины риска, принимаемого кредитными институтами, и повышению уровня надежности вкладов. В последние годы банковское сообщество и федеральные органы США озабочены реформированием национальной модели защиты вкладов граждан. При этом рассматриваются четыре подхода: первый — отмена страхования депозитов на государственном уровне и замена его частной программой; второй — сохранение роли государства в страховании депозитов, но при значительном ее изменении; третий — объединение двух предыдущих подходов; четвертый требует от банков осуществлять свою деятельность как отдельных застрахованных и незастрахованных структурных единиц. Теоретически частное страхование может заменить федеральное страхование и быть более эффективным и успешным. Однако под сомнение такую альтернативу ставят «провалы» рынка, потенциально возможные в системе только частного страхования депозитов. Тем не менее многие американские экономисты продолжают выступать в защиту некоторых форм частного страхования даже при сохранении государственного федерального страхования. Какой подход будет реализован в США, покажет время. Но любой из подходов, по мнению большинства экономистов, должен привести к повышению рыночной дисциплины за счет ограничения размера страхового покрытия по страхованию депозитов; использованию системы принципов бухгалтерского учета, которая оценивает доход, активы и капитал кредитных организаций (депозитных учреждений) в рыночных ценах; централизации и более интенсивному регулированию депозитных учреждений; установлению размера премии по страхованию депозитов с учетом риска. Из выступления гарвардского экономиста профессора Маршалла Голдмана. Фонд FDIC в свою очередь защищен от банкротства правительством США. Таким образом, если один банк не сможет вернуть деньги вкладчикам, это сделает за него FDIC. Если вдруг почти все банки Америки обанкротятся одновременно и у FDIC не хватит денег на всех, правительство придет на помощь, взяв деньги из казны, пополняемой налоговыми сборами <*>. ——————————— <*> Сиротин А. Защита банковского вклада населения в США / Вестник. 1998. 22 ноября. N 26.

С точки зрения анализа правовых аспектов защиты вкладов населения во многом поучительным может оказаться изучение опыта развития английского законодательства. Основным механизмом защиты депозитов в Великобритании является Страховой фонд депозитов (СФД), созданный в соответствии с Банковским актом 1979 г. Фонд начал действовать 19.02.82 и имеет следующие особенности. Во-первых, Фонд образован на основе законодательного распоряжения, а не добровольного соглашения между самими банками. Фонд является независимой корпорацией, принадлежащей государству, находится под контролем Совета защиты депозитов Банка Англии и может быть использован только с его разрешения. Во-вторых, был предусмотрен обязательный порядок страхования вкладов всех учреждений депозитного типа (коммерческих банков и лицензионных организаций, привлекающих депозиты — ЛОПД), за исключением филиалов иностранных банков. В-третьих, обязательное страхование распространялось только на вклады в фунтах стерлингов, находящиеся на счетах в Великобритании. В-четвертых, схемой защиты предусмотрена только прямая защита сбережений вкладчиков, а максимальный размер страхового возмещения для одного вкладчика был определен в 75% первых 10 тыс. фунтов стерлингов его депозита. СФД формируется из вступительных взносов банков-членов, определяемых в зависимости от класса банка. Минимальная сумма взноса составляет 10 тыс. фунтов стерлингов, а максимальная — 300 тыс. фунтов стерлингов. В случае необходимости размеры взносов могут быть увеличены. Однако их максимальный размер не должен превышать 0,3% общего объема застрахованных депозитов на срок менее 5 лет <*>. ——————————— <*> Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. В 2 т. / Пер. с фр. В 2 кн. Кн. 1. М., 1994. С. 326.

Указанная схема нашла свое практическое применение в 80-х годах: так, например, обанкротившаяся ЛОПД Мербо Финанс выплатила своим вкладчикам сумму немногим менее 700 тыс. фунтов ст. <*>. ——————————— <*> Казимагомедов А. А. Защита и страхование банковских депозитов в странах Западной Европы // Банковское дело. 1996. С. 37 — 40.

Однако акт 1979 г. не смог предотвратить ряд серьезных кризисных явлений, имевших место в стране в 80-х гг. (в частности, речь идет о нашумевшем банкротстве банковской группы Джонсон Меттью Бэнкерс в 1983 — 1984 гг.). В связи с чем в 1987 г. был подписан новый законопроект по банковскому делу. Банковский акт 1987 г. частично изменил и систему защиты вкладов. Схема в целом осталась прежней, с той лишь разницей, что максимальная сумма вклада, по которому давалось 75% компенсаций, повысилась до 15 тыс. ф. ст. В 1994 г. после банкротства банка Barings с целью упорядочения защиты депозитов в Англии принята соответствующая директива. Основные нововведения состоят в следующем: — компенсируются депозиты, открытые во всех западноевропейских отделениях банков, расположенных на территории Англии; — компенсируются депозиты, открытые не только в фунтах стерлингов, но и в других валютах; — максимальный размер компенсации по депозиту на сумму 20 тыс. фунтов стерлингов увеличивается до 90%; — вкладчики иностранного (неанглийского) банка получают компенсации, предусмотренные системой защиты вкладов, которая теперь получила возможность подключиться к английскому Фонду защиты депозитов с целью получения повышенной компенсации в случае ее недостаточности в стране местонахождения банка. Ряд практически важных достижений в сфере защиты вкладов населения имеется в Германии. Ее кредитная система высокоразвита, отличается разнообразием институтов и эффективностью их функционирования. Аккумуляция сбережений населения играет в ней исключительную роль и пользуется всемерной защитой и поощрением со стороны государства. Высокая склонность к сбережению в известном смысле является частью национального менталитета. Более 2/3 сводных активов кредитной системы приходится на так называемые универсальные банки, которые в свою очередь делятся на три группы: — кредитные банки; — институты сберегательного сектора; — институты кооперативного сектора. Первая включает три так называемых гросс-банка (банки-гиганты), региональные банки, частные (неакционерные) банки и филиалы иностранных банков. Вторая включает жироцентрали (своего рода центральные банки для сберкасс) и сберегательные кассы (скромное название которых далеко не отражает масштабы деятельности). Третья группа — кредитные кооперативы и их «центральные банки». Около трети совокупных активов приходится на так называемые специальные банки, среди которых особенно заметны ипотечные банки и полугосударственные банки развития для ряда отраслей (сельское хозяйство, внешняя торговля, малый бизнес). Все эти учреждения независимо от названий считаются банками и в таком качестве учитываются статистикой. Защита вкладчиков и держателей других прав на активы финансовых учреждений стала, как в США, особенно важной в период мирового кризиса 1929 — 1933 гг. Банковский кризис 1931 г. был в Германии едва ли менее острым, чем кризис 1933 г. в США. Как и в ряде других стран, в Германии действует принцип двойного внеотраслевого контроля над банками — со стороны специального государственного органа (Федеральное ведомство контроля над кредитным делом), которое является независимым от Министерства финансов, и со стороны центрального банка (Бундесбанк). Внутриотраслевое регулирование представлено в первую очередь предпринимательскими союзами в трех группах универсальных банков. Особенно значительна роль Федерального союза германских банков. Подобные союзы имеют также группа сберегательных банков и группа кооперативных банков. Деятельность этих учреждений уходит своими корнями в XIX в. и отличается высоким профессионализмом. Степень сотрудничества государственных органов контроля с этими союзами весьма велика. Например, разрешения на право занятия банковской деятельностью дает упомянутое выше Федеральное ведомство, но при этом оно обязательно запрашивает мнение соответствующего отраслевого союза. Но самое главное, с точки зрения рассматриваемой темы, заключается в том, что системами страхования депозитов по группам банков занимаются соответствующие союзы путем формирования и управления соответствующими фондами: федеральным фондом страхования депозитов частных банков, фондом страхования депозитов сберегательных касс, страховым фондом кооперативных банков. Бундесбанк не оказывает ощутимого воздействия на системы страхования вкладов. Это является характерной особенностью германской системы защиты вкладчиков и отличает ее от большинства других стран. Инициатива в этой области принадлежала отраслевым союзам (начиная с 30-х годов и вновь в 60-х годах), что в основном объясняет специфику ныне действующей системы. Притом сначала страхование депозитов возникло в секторах сберегательных и кооперативных учреждений и лишь на более позднем этапе — в секторе кредитных банков. Участие кредитных организаций в фондах страхования депозитов является необязательным. Система страхования депозитов в рамках Федерального союза германских банков, представляющая для нас наибольший интерес, институционализирована в 1978 г. и с тех пор не подвергалась существенным изменениям. В фонде страхования депозитов частных банков могут участвовать все частные кредитные учреждения, имеющие генеральную лицензию Федерального ведомства по надзору за кредитным делом и являющиеся членами Союза аудиторов немецких банков. Банк может быть исключен из участия в фонде в следующих случаях <*>: ——————————— <*> Петров В., Гончарова О. Гарантия прав вкладчиков — залог стабильности финансовой системы страны // Деловой экспресс. 2000. N 35, 36.

— неперечисления страховых взносов в установленные сроки; — несоблюдения инструкций и указаний, — непредоставления фонду необходимой информации; — создания препятствий для проведения аудиторской проверки. Страхуются практически все виды вкладов, за исключением межбанковских, а также некоторых долговых обязательств на предъявителя. Фонд предоставляет страховую защиту как по вкладам в марках, так и в иностранной валюте, включая вклады, принятые отделениями местных банков за границей. До определенной суммы (в конце 70-х годов — 20 тыс. марок) страхуются в полной мере все депозиты — как физических, так и любых юридических лиц. Это относится к любым формам депозитов: как к текущим счетам, так и к любым формам сбережений. Есть еще одно ограничение страховой ответственности: сумма выплат по страхованию мелких депозитов не должна превышать 30% собственного капитала обанкротившегося банка <*>. ——————————— <*> Аникин А. В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. М., 1997. С. 144.

Фонд страхования депозитов сберегательных касс является дополнительным средством защиты интересов вкладчиков. В качестве базы расчетов взносов в фонды берутся не пассивы, а активы сберегательных касс, поскольку в кризисных ситуациях средства фондов направляются на покрытие убытков от невозвращенных ссуд. Общий объем региональных фондов определяется в размере 3% суммарных клиентских требований сберегательных касс. Страховой фонд кооперативных банков осуществляет свою деятельность через Союз кооперативных банков. На его специальном счете хранятся 10% всех взносов, а 90% — на счетах региональных аудиторских объединений, которые управляют этими средствами по доверенности союза. Банку, оказавшемуся в сложном финансовом положении, из гарантийного фонда могут быть предоставлены дотации, процентные или беспроцентные ссуды, гарантии. Необходимый объем гарантий образуется благодаря тому, что кооперативные банки на основе письменных заявлений, направляемых в отраслевой банковский союз, берут на себя гарантийные обязательства в объеме 60% от сумм, образующихся в результате корректировки статей банковского баланса <*>. ——————————— <*> Петров В., Гончарова О. Гарантия прав вкладчиков — залог стабильности финансовой системы страны // Деловой экспресс. 2000. N 35. 36.

Размер ежегодных взносов участников фондов составляют: — Фонд страхования депозитов частных банков — 0,03% небанковских вкладов; — Фонд страхования депозитов сберегательных касс — 0,03% долговых обязательств; — Страховой фонд кооперативных банков — переменного размера, в среднем 0,05% долговых обязательств <*>. ——————————— <*> Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. В 2 т. / Пер. с фр. В 2 кн. Кн. 1. М., 1994. С. 326.

Эффективность функционирования сформированной системы страхования депозитов была продемонстрирована во время банкротства в 1974 г. крупного частного банка «Герштатт». О масштабах убытков говорит тот факт, что на момент ликвидации обязательства банка превышали стоимость активов на 1,2 млрд. марок. В итоге ликвидации банки-кредиторы (в ФРГ и за границей) получили компенсацию в размере от 45 до 65% своих претензий <*>. ——————————— <*> Аникин А. В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. М., 1997. С. 144.

Однако важнейший с точки зрения рассматриваемой темы результат заключался в том, что 33 тыс. мелких вкладчиков банка получили полную компенсацию своих депозитов в пределах 20 тыс. марок. Вся эта операция проходила под эгидой Федерального союза германских банков и сильно укрепила его престиж. Эксперты считают, что эти действия германских властей и банковского сообщества сыграли важную роль в локализации кризиса, не позволив ему распространиться на другие звенья кредитной системы ФРГ и за ее пределами. Крах банка «Герштатт» и ликвидация его последствий сыграли существенную роль в улучшении банковского контроля в Германии, включая страхование депозитов. Одной из особенностей функционирования системы защиты банковских вкладов в ФРГ является выделение в составе банковской системы отдельного института страхования. Такой институт был создан в 1974 г. под названием Консорциальный банк ликвидности с уставным капиталом в 250 млн. марок и с предусмотренной возможностью увеличения капитала на 1 млрд. марок. Юридически этот банк является обществом с ограниченной ответственностью. Его пайщики — Бундесбанк, три главных отраслевых банковских союза через своих членов и несколько других учреждений. Пай Бундесбанка составляет 30%. Ряд особенностей отличает систему защиты вкладов в Бельгии, которая существует с 20-х гг. нынешнего столетия. Для оказания помощи терпящим бедствие банковским организациям в 1935 г. был учрежден Институт переучета и гарантии. Всем действующим в то время в Бельгии банкам было предложено стать акционерами этого Института и принять участие в формировании его фондов. Основные функции Института сводились к мобилизации средств в страховые фонды от коммерческих банков, принятию предупредительных мер по оказанию помощи испытывающим трудности кредитным институтам и возмещению клиентских депозитов. До 1 января 1995 г. действовала система страхования, принятая совместно Институтом и кредитными институтами 1 января 1985 г. Согласно предпоследнему соглашению создавались две системы страхования депозитов: коммерческими банками и частными сберегательными институтами. Соглашение гарантировало вкладчикам возмещение только депозитов и облигаций. Возмещались депозиты, размещенные в бельгийских франках; максимальная сумма компенсации в расчете на одного вкладчика составляла 50 тыс. бельгийских франков. Не возмещались депозиты, компенсация которых гарантировалась соответствующей страховой схемой иностранного государства. 1 января 1995 года в Бельгии была введена новая система страхования банковских депозитов. Ее основные отличия от системы, введенной в 1985 году, состояли в следующем: — участие кредитных институтов в системе страхования депозитов становится обязательным; — создается единый фонд страхования депозитов для всех кредитных институтов; — взносы в единый фонд страхования депозитов переводятся Институту кредитными учреждениями непосредственно в денежной форме (при старой системе страхования депозитов причитавшиеся Фонду средства аккумулировались в самих кредитных учреждениях); — значительно расширен круг обстоятельств, по которым вкладчики получают право на возмещение депозитов. Все кредитные учреждения, созданные в соответствии с бельгийскими законами (коммерческие банки, сберегательные учреждения, государственные кредитные учреждения), обязаны принимать участие в формировании Фонда страхования банковских депозитов (Фонд интервенций), учрежденного и управляемого Институтом. Ресурсы Фонда формируются кредитными учреждениями, ежегодно отчисляющими в него 2% от суммы привлеченных от клиента депозитов. В том случае, если ресурсы Фонда недостаточны, Исполнительный комитет Фонда может потребовать о т каждого из его участников дополнительного перечисления средств в размере 0,4% привлеченных клиентских депозитов. Каждый кредитный институт может прекратить ежегодные отчисления Фонду, если размер отчислений достигнет 0,5% от суммы депозитов, компенсация которых гарантируется Фондом. Законом от 23 декабря 1994 года предусматривается гарантия государства в размере до 3 млрд. бельгийских франков при интервенции Институтом, когда возникают трудности у определенного государственного кредитного учреждения. Размер этой гарантии будет последовательно сокращаться по мере того, как государственные кредитные учреждения будут интегрироваться в новую схему, разработанную Институтом. Институт осуществляет интервенции в случаях: 1. Когда кредитная организация, участвующая в системе страхования банковских депозитов, объявляет себя банкротом или направляет обращение кредиторам с просьбой о дружественном разрешении сложившейся ситуации. 2. При отсутствии двух вышеупомянутых условий, когда банковская и финансовая комиссия уведомляет Институт, что, по ее мнению, данная конкретная организация по причинам, непосредственно связанным с ее финансовым состоянием, не в состоянии осуществлять выплаты по депозитам в настоящее время и в ближайшей перспективе. Банковская и финансовая комиссия должна сделать такое уведомление не позднее чем через 21 день после того, как кредитная организация впервые не осуществит выплаты процентов по депозитам в срок. В этом случае Институт выплачивает совокупную компенсацию депозитов, деноминированных в бельгийских франках, евро или других валютах стран-членов ЕС, из расчета 15 тыс. евро на одного вкладчика (в бельгийских франках). Эта схема действовала до 31 декабря 1999 г., а в последующем сумма компенсации увеличилась до 20 тыс. евро. Депозиты, размещенные в зарубежных филиалах бельгийских кредитных учреждений в других государствах Сообщества, компенсируются только в случае, если исполнительный комитет Фонда принимает соответствующее решение 2/3 голосов. При этом до 31 декабря 1999 г. размер компенсации, выплачиваемой по депозитам бельгийских кредитных учреждений за рубежом, был ограничен размером аналогичной компенсации, установленной в принимающей стране, а сама компенсация выплачивается в местной валюте. 3. В том случае, если, по мнению Института, ресурсы Фонда недостаточны для покрытия всех расходов, связанных с возмещением депозитов обанкротившегося банка, исполнительный комитет Фонда может пропорционально уменьшать размеры компенсации. 4. Компенсация вкладов производится Институтом в течение 3-х месяцев с момента прекращения деятельности обанкротившегося кредитного учреждения. В исключительных случаях банковская и финансовая комиссия может трижды продлевать этот срок, причем каждый раз не более чем на три месяца. 5. Компенсация не распространяется на следующие виды депозитов: депозиты бельгийских и иностранных кредитных учреждений, действующих от своего имени и за свой счет; депозиты страховых компаний, бельгийских и иностранных пенсионных фондов; депозиты директоров и управляющих обанкротившегося кредитного учреждения; лиц, ответственных за проведение аудиторских проверок данного учреждения; депозиты близких родственников (вплоть до второго колена) лиц, перечисленных в предыдущем пункте; депозиты, в отношении которых возникли подозрения в использовании их для «отмывания грязных денег», и т. д. Привлекательным местом вложения капиталов давно является Люксембург, интересующий вкладчиков своим особенно выгодным географическим положением, использованием нескольких языков на государственном уровне, размещением руководящих органов ЕЭС. Финансовые служащие не имеют права давать какую-либо информацию о своих клиентах. Обязанность предоставления информации со стороны банков существует только при совершении уголовного преступления его клиентом. Для поддержания стабильности финансовой системы страны используется система страхования депозитов, так называемая Ассоциация страхования депозитов. Ассоциация страхования депозитов в Люксембурге создана в 1981 году. Целью создания такой ассоциации было обеспечение равных гарантий всех клиентов банков. В настоящее время в Люксембурге действует обязательная система страхования депозитов резидентов и нерезидентов для всех банков (включая иностранные). Она состоит из следующих основных элементов: — максимальная сумма депозита частного вкладчика, подлежащая страхованию в банке, составляет 25 тыс. немецких марок. При этом страхуются депозиты как в национальной, так и в иностранной валюте; — в стране существует система взаимных банковских гарантий. Эти гарантии предполагают, что в случае банкротства одного из банков его убытки покроют другие банки. Много интересного есть в системе защиты вкладов населения в Японии, где, например, корпорация по страхованию депозитов существует с 1971 года. Ее капитал составляют средства, равными долями внесенные правительством, Банком Японии и частными банками. Корпорацией управляет комитет, куда входят управляющий Банком Японии и представители частных банков. Участие в системе страхования депозитов является обязательным для всех городских банков, банков долгосрочного кредита, валютных и сберегательных банков, а также для кредитных кооперативов (для местных отделений иностранных банков система страхования закрыта). Страховое возмещение покрывается из фонда, который образуется из ежегодных взносов в размере 0,008% застрахованных депозитов банка. При этом компенсация выплачивается только по депозитам в иенах и на сумму, не превышающую 10 млн. йен. В такой стране, как Венгрия, создан и действует достаточно надежный механизм страхования вкладов, который был предусмотрен законом «Об учреждении и правилах функционирования Государственного фонда страхования вкладов», разработанным с участием экспертов Канадской корпорации страхования депозитов и введенным в действие в июне 1993 года. За основу были приняты системы, действующие на Западе, а также Базельские стандарты, директивы ЕС по страхованию депозитов и Международная программа поддержки мелкого и среднего бизнеса PHARE. До этого в стране было учреждено несколько добровольных фондов страхования депозитов, но масштабы их деятельности были незначительны. Поэтому и возникла идея организации обязательного государственного страхования депозитов, не противоречащая развитию рыночных отношений, в том числе в сфере страхования депозитов. Закон имеет целью повышение доверия к финансовым институтам со стороны их клиентов и особенно вкладчиков, а также сглаживания различий в возможностях мелких и крупных банков. Фактически он защищает мелкие и средние банки и другие финансовые институты больше, чем крупные. Членство в фонде обязательно для любого банка или иного финансового института, выполняющего операции по приему вкладов и депозитов. Сберегательные кооперативы могут добровольно входить в Фонд и выходить из него. Условия их членства в остальном те же, что и для других финансовых институтов. К защищаемым не относятся вклады в сберегательные кооперативы (где действует добровольное страхование) и межбанковские депозиты. Страхованию не подлежат вклады: государственных учреждений; бюджетных организаций; фирм со 100% государственным капиталом; органов местного самоуправления; страховых институтов, инвестиционных фондов; фондов социального страхования; государственных финансовых фондов; финансовых институтов и КБ; национального банка, льготные вклады; вклады, размещенные до 30 июня 1993 года с государственной гарантией, и некоторые другие <*>. ——————————— <*> Казимагомедов А. А. Защита и страхование банковских депозитов в странах Восточной Европы // Банковское дело. 1996. N 9. С. 28 — 30.

Включаются в страхование только именные вклады физических лиц и их групп, субъектов хозяйства (негосударственных), их ассоциаций, юридических лиц. Фонд обязуется удовлетворять требования вкладчиков к финансовому институту по возврату вклада и выплате процентов по ним в пределах до 1 млн. форинтов, если сам финансовый институт не делает этого в течение 3 рабочих дней со дня их предъявления. Проценты по вкладам в форинтах при этом не должны превышать среднюю учетную ставку Центрального банка за соответствующий период. Процент по вкладам в иностранной валюте определяется по договору, но он не должен быть выше средних ставок межбанковского финансового рынка пяти ведущих банков Венгрии за предшествующие 6 месяцев. Сумма в 1 млн. форинтов охватывает интересы 90 процентов вкладчиков, поскольку только 10 процентов вкладов в Венгрии превышают эту сумму. Источниками средств фонда служат: 1. Вступительный взнос финансового института в размере 0,5 процента его уставного капитала. 2. Ежегодный членский взнос в размере около 0,2 процента от суммы страхуемых вкладов. На 1993 год этот норматив устанавливался, как правило, на уровне 0,18 процента. Для отдельных банков с высокорисковыми активами фонд вправе повысить норматив до 0,3% или установить чрезвычайный взнос на погашение кредитов и процентов по ним. Взносы в фонд относятся на издержки банка и освобождаются от налогообложения. 3. Кредиты, которые фонд может получить в ЦБ, покупая валюту для выплаты в ней страховых сумм. Фонд вправе обращаться в правительство за поручительством для своих кредиторов. Правительство обязано решать вопрос о поручительстве в срок не более 8 дней. 4. Фонд является юридическим лицом, его операции не облагаются налогами, а средства не подлежат изъятию и не могут использоваться на другие цели, кроме выплаты страховых сумм. Собственный капитал фонда неделим. При выходе финансового института из членов фонда взносы не возвращаются. Контроль за деятельностью фонда осуществляет Государственная учетная палата, а ликвидирован он может быть только по решению парламента. Высший орган управления — Совет директоров, в который входят председатель государственного Банковского надзора, два члена от финансовых институтов, распорядительный директор. Решения могут опротестовываться в суде. 5. При возникновении сложных ситуаций фонд может содействовать финансовому институту в получении кредитов, предоставлять гарантии кредиторам на срок не более года. Объем гарантий не может превышать 25% капитала фонда. Кроме того, фонд представляет интересы кредиторов и вкладчиков при банкротстве и ликвидации финансового института. 6. Если финансовый институт не может удовлетворить требования вкладчиков за счет собственных средств, кредитов и резервов в ЦБ, он должен в течение 24 часов известить об этом фонд. В этом случае фонд немедленно подключается к удовлетворению требований. Срок подачи заявления — 30 дней со дня замораживания вкладов, а при ликвидации — 15 дней со дня опубликования решения суда. В случае ликвидации или выхода из фонда финансовый институт обязан возместить расходы фонда по выплате страховых платежей. 7. В конце 1999 года членами фонда были 38 коммерческих банков, имеющих лицензию на операции по приему вкладов, и на добровольных началах — 256 сберегательных кооперативов. 8. На долю последних приходится 10% общей суммы вкладов в стране, но они выполняют важные функции по обслуживанию мелких населенных пунктов, для чего на комиссионных основах используются услуги почтовых отделений. Очевидно, что в каждой из затронутых нами систем защиты вкладов населения есть свои достаточно сложные проблемы, но что-то в каждом отдельном случае сложилось более удачно, а в иных моментах остались нерешенные проблемы и противоречия. Обращаясь к российской действительности, невольно ловишь себя на мысли, что отечественные проблемы заведомо глобальнее и неразрешимее.

——————————————————————