Контрафактная и фальсифицированная продукция: проблемы и пути их решения

(Чапкевич Л. Е.) («Право и экономика», 2005, N 6)

КОНТРАФАКТНАЯ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Л. Е. ЧАПКЕВИЧ

Чапкевич Лилия Евгеньевна Преподаватель Мценского филиала Орловского государственного технического университета. Специалист по правовому регулированию качества и безопасности потребительских товаров. Родилась в 1961 г. в г. Клинцы Брянской обл. Окончила в 1983 г. Воронежский технологический институт по специальности «Технология мясопродуктов». В 2003 г. окончила Орловский юридический институт МВД РФ по специальности «Юриспруденция». Имеет большой опыт работы в органах государственного контроля качества продовольственных товаров.

С проблемой контрафактной и фальсифицированной продукции Россия столкнулась еще в начале 90-х годов, когда вместе с пришедшим товарным изобилием в нашу страну хлынул поток всевозможных подделок под «фирму». Наблюдается устойчивая тенденция роста количества правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции.

Проблема фальсификации и контрафакта приобрела национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства. На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в этой области. Если в 1999 г. выявлено 850 преступлений, то в 2000 г. — 2000, в 2001 г. — 2500, в 2002 г. — 2800. По данным правоохранительных и контролирующих органов, а также самих производителей, доля контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке увеличивается по самой широкой номенклатуре. По отдельным группам товаров — парфюмерно-косметических, обуви, одежды, синтетических моющих средств, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий — от 30 до 50% находящихся из них в обращении являются контрафактными или фальсифицированными. В 2002 г. доля пиратских видеокассет составила 83%, аудиокассет — 76%, DVD — 80%, CD — 86%. Около 20% алкогольных напитков, реализуемых на рынке, также признаются фальсифицированными. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств <*>. Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности как России, так и стран ближнего зарубежья. По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации — около 3 млрд. долларов США, Украине — 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова — от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США. ——————————— <*> См.: Постановление Президиума Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 24 декабря 2003 г. N 36-6 «О предложениях ТПП РФ по совершенствованию мер в сфере борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией».

Кроме того, появление на потребительском рынке недоброкачественной, а порой и небезопасной продукции вредит здоровью нации и угрожает жизни потребителей. По данным специалистов Национального фонда защиты потребителей, 90% алкогольных напитков, которые продаются сегодня в России под видом коньяка, вовсе не являются коньяком. Мало того, из этих 90% более 70% не дотягивают по качественным показателям даже до суррогата типа «коньячный напиток». 62% водки — также фальсификат. В 1997 г. от употребления «паленой» водки погибли свыше 52 тыс. россиян, 80% из них — детородного возраста. А в 2003 г., согласно данным Минздрава России, — 33600 человек, что более чем в два раза выше потерь, понесенных за 10 лет военных действий в Афганистане <*>. Проводимыми проверками зафиксированы и некоторые необычные случаи подделок, угрожающих здоровью потребителей. Так, в 2000 г. на одном из крупных книжных развалов на юге столицы были изъяты фальшивые учебники по истории, физике, алгебре и т. д. В результате контрольной закупки, проведенной сотрудниками правоохранительных органов, были изъяты сотни поддельных учебников. От оригинала их отличали блеклая краска, худшая текстура бумаги, несоответствие шрифтов санитарно-гигиеническим нормам. По заключению санэпиднадзора, использование данных учебников могло привести к ухудшению зрения школьников. По данным исследования контрафактных видеокассет, проведенного в Японии, потеря контроля за качеством видеокассеты приводит к преобладанию в ней красных тонов. При просмотре такой видеокассеты у зрителя резко повышается раздражимость нервной системы, приводящая к необъяснимым агрессии и срывам. ——————————— <*> В США, где борьба с контрафактом ведется жестко и налажен контроль за качеством продукции, в год по этой причине уходят из жизни не более 350 человек.

Вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько групп: ущерб экономике государства в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды; ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата; ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки; ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции. В 2003 г. прошла первая Всероссийская выставка — форум «Регионы России: защита от контрафакта», среди организаторов которой — Государственная Дума, Минэкономразвития, МВД, Минпромнауки, Госстандарт России, Федеральная налоговая служба, Роспатент, где прозвучали примеры, убеждающие, что борьба с контрафактом и фальсификацией стала одной из первоочередных проблем государственной власти. Так, сегодня, по оценкам экспертов, на отечественном фармацевтическом рынке обращается 7 — 12% фальшивых лекарственных средств. В 2002 г., к примеру, в нашей стране было легально произведено и также легально завезено лекарств на сумму 3,5 млрд. долларов, а продано на сумму 11,5 млрд. долларов. По данным западных специалистов, по выпуску контрафакта Россия уверенно лидирует, занимая второе место в мире и уступая абсолютное первенство лишь Китаю. В средствах массовой информации, в юридической литературе, в принимаемых по данной проблеме нормативных документах понятия «контрафактная» и «фальсифицированная» продукция употребляются одновременно и зачастую воспринимаются как синонимы. С юридической точки зрения это два самостоятельных понятия. Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которой «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» <*>. ——————————— <*> К контрафакту Закон относит не только продукцию, но и «лжефирменную» этикетку на нее.

Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» к категории контрафактных отнесены также экземпляры произведений и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, а также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с Законом об авторском праве произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться. Правовой режим товарных знаков, знаков обслуживания и наименования места происхождения товаров в России определяется Законом РФ N 3520-1 <*>. В качестве основного метода защиты добросовестного производителя от поддельной и контрафактной продукции необходимо выделить регистрацию товарного знака. ——————————— <*> По сравнению с 1998 г. подача заявок на регистрацию товарных знаков возросла на 32%, а число товарных знаков, зарегистрированных на российских правообладателей, выросло с 8 тыс. до 23 тыс. знаков // Стенограмма «круглого стола» Парламентского клуба на тему: «Знак защиты товара как фактор по вытеснению с российского рынка контрафактной продукции и повышению качества производимых товаров и услуг», 16 ноября 2004 г.

Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения (словесные, изобразительные, объемные и их комбинации), способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц (ст. 1 Закона). Они могут быть зарегистрированы на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Владелец товарного знака (знака обслуживания) имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком (знаком обслуживания), а также запрещать его использование другими лицами (ст. 4). Использованием товарного знака (знака обслуживания) считается применение его на товарах, для которых товарный знак (знак обслуживания) зарегистрирован, или на их упаковке владельцем товарного знака (знака обслуживания) или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использованием является также применение товарного знака (знака обслуживания) в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака (знака обслуживания) на товарах или их упаковке (ст. 22). Наименование места происхождения товара — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо тем и другим одновременно (ст. 30). Наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта. Использованием наименования места происхождения товара считается его применение на товаре, упаковке, в рекламе, в проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот. Закон не допускает использования зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация», и тому подобными, а также использования сходного обозначения для однородных товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Правовая охрана товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара осуществляется на основании их регистрации в установленном порядке. Глава 2 Закона о товарных знаках, регламентирующая порядок подачи заявки на регистрацию товарного знака, ст. 6 и 7, включающие абсолютные и иные основания для отказа в ней, подтверждают заявительский характер регистрации. На зарегистрированные знаки и наименования места происхождения товара выдается свидетельство на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя. Свидетельство на товарный знак или знак обслуживания удостоверяет исключительное право его владельца на данный знак в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве, т. е. объем охраны, предоставляемой товарным знаком, не безграничен. После регистрации владелец знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им, а также запрещать его использование другими лицами (ст. 4). Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак или знак обслуживания без разрешения его владельца. Сам же владелец может по лицензионному договору уступить знак другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю или предоставить лицензию на его использование в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Однако Закон определяет принцип обязательного использования зарегистрированного знака условием сохранения права на него. Владелец должен применять знак, не допуская перерывов, превышающих сроки, установленные законодательством. Нарушение этой обязанности может привести к утрате прав на товарный знак. Таким образом, правомочие использовать знак является не только правом, но и обязанностью владельца. Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения: на товарах, этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях к продаже товаров; в сети Интернет. Незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров в виде административного штрафа: на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара. Незаконное использование товарного знака неоднократно или с причинением крупного ущерба влечет уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ) в виде штрафа до 200 тыс. руб. Однако данная статья (в отличие от мер административной ответственности) не предусматривает конфискацию контрафактной продукции. Анализируя размер санкций за данное правонарушение и преступление, следует отметить, что действующая сейчас система штрафов, которые начисляются за продажу подделок, малоэффективна. Предельный штраф во много раз меньше получаемой от этой незаконной деятельности прибыли, поэтому и производителям, и продавцам выгоднее платить штрафы, чем прекращать торговлю подделками. Гражданско-правовая ответственность за незаконное использование товарного знака заключается в праве требования с правонарушителя взыскания причиненных убытков или выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тыс. до 50 тыс. МРОТ. Производство и реализация контрафактной продукции напрямую затрагивают проблему защиты интеллектуальной собственности и связаны с нарушением авторских и смежных прав. В первую очередь это происходит при производстве и продаже «поддельной» аудио — и видеопродукции. Современное российское законодательство, регулирующее отношения в сфере авторских и смежных прав, включает в свой состав по меньшей мере 17 правовых норм Конституции РФ и целый ряд норм гражданского, административного, уголовного и процессуального законодательства, защищающих права авторов. Центральное место среди нормативных актов, регулирующих авторское право, занимает Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Он регулирует две большие группы отношений: отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права, и отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации телерадиовещания — так называемые смежные права. К незаконному использованию объектов авторского права относится их использование без согласия автора: воспроизведение, распространение, изменение произведений, перевод, плагиат. Условия и порядок применения мер административной ответственности за нарушение авторских прав в Российской Федерации устанавливаются ст. 48, 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», ст. 10, 12, 22, 22.1, 23, 24, 27 — 29 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 7.12, 14.3, 14.5, 14.7, 14.8, 14.10 КоАП РФ. Статья 7.12 (ч. 1) непосредственно защищает авторские и смежные права. Административная ответственность за данное правонарушение наступает за следующие виды деятельности: ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм, если экземпляры произведений являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском и смежных правах. При анализе данной статьи необходимо отметить, что в перечне действий, составляющих объективную сторону данного правонарушения, отсутствует производство контрафактной продукции, что сужает диспозицию статьи и позволяет избежать ответственности изготовителям контрафакта. По статье 14.3 установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Санкция данной статьи представляет: для граждан — штраф 20 — 25 МРОТ, для должностных лиц — штраф 40 — 50 МРОТ, для юридических лиц — штраф 400 — 500 МРОТ. По статье 14.5 установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации: для граждан — штраф 15 — 20 МРОТ, для должностных лиц — штраф 30 — 40 МРОТ, для юридических лиц — штраф 300 — 400 МРОТ. По статье 14.7 установлена административная ответственность за обман потребителей: для граждан — штраф 5 — 10 МРОТ, для должностных лиц — штраф 10 — 20 МРОТ, для юридических лиц — штраф 100 — 200 МРОТ. Статья 14.8 устанавливает административную ответственность за нарушение иных прав потребителей: для должностных лиц — штраф 5 — 10 МРОТ, для юридических лиц — штраф 50 — 100 МРОТ. Рассмотренная выше ст. 14.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушения средств индивидуализации товаров. В статье 61 Соглашения ТРИПС <*> сформулировано требование применения уголовной ответственности за «пиратское» использование авторских прав: страны-участницы должны налагать уголовную ответственность и наказание, по крайней мере, за злоумышленное пиратское коммерческое использование объектов авторского права. Меры уголовного наказания могут включать как лишение свободы, так и/или денежные штрафы, размеры которых должны быть достаточными, чтобы удерживать других от совершения подобных действий, и соответствовать уровню наказаний, налагаемых за преступления такой тяжести. В соответствующих случаях меры борьбы с пиратством должны включать арест, конфискацию и уничтожение пиратской продукции и любых материалов и приспособлений, которые были использованы при совершении правонарушения. Страны-участницы могут использовать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры в случаях нарушения прав интеллектуальной собственности, особенно когда эти нарушения совершаются умышленно и с коммерческим размахом. ——————————— <*> Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS), ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав необходима по той же причине, что и уголовная ответственность за кражу других видов собственности. «Пиратов», нарушающих авторские права, очень трудно схватить за руку, и поэтому одних гражданско-правовых средств борьбы может быть недостаточно. Введение уголовной ответственности в отношении «пиратов» может служить двоякой цели: быть средством удержания «пиратов» от совершения действий и средством «выведения их из строя». Для защиты объектов авторского права в зависимости от характера совершенного преступления могут применяться ст. 146, 147, 171, 180 Уголовного кодекса РФ. Наиболее эффективным следует считать применение ст. 146 УК РФ, в соответствии с которой уголовная ответственность наступает за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб. 8 апреля 2003 г. был принят Федеральный закон N 45-ФЗ «О внесении изменений в ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации», который вступил в силу 11 апреля 2003 г. Изменения в основном сводятся к следующему: в новой редакции изменена структура ст. 146: в ч. 1 предусматривается ответственность за плагиат, в ч. 2 — за незаконное использование объектов авторского права и смежных прав и, кроме того, за приобретение, хранение и перевозку в целях сбыта; содержащиеся в ч. 3 ст. 146 квалифицирующие признаки незаконного использования объектов авторского права и смежных прав (включая приобретение и т. д.) дополнены указанием на совершение преступления в особо крупном размере либо лицом с использованием своего служебного положения; введены новые санкции — арест на срок от трех до шести месяцев (по ч. 1), конфискация имущества (по ч. 3); принципиально важно, что в ст. 146 дается определение «крупного размера» деяния — свыше 100 МРОТ (72000 руб.) и «особо крупного» — свыше 500 МРОТ (360000 руб.). Важным является и то, что теперь в соответствии с действующим Уголовным кодексом установлена уголовная ответственность и за нарушение смежных прав, и за пособничество в нарушении авторских и смежных прав (перевозка, хранение контрафактной продукции). Тем самым УК РФ предоставляет более реальную возможность для защиты своих прав и интересов не только авторам, но и производителям, получившим права на законных основаниях. Анализ отечественного опыта использования уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями в сфере авторских и смежных прав говорит о том, что за пять лет действия Уголовного кодекса РФ число регистрируемых преступлений по ст. 146 Уголовного кодекса РФ возросло в 2,7 раза, число выявленных нарушителей выросло в 4,7 раза, что говорит о наработке определенного опыта работы правоохранительных органов в этой области, в то же время осуждается лишь каждый пятый из числа выявленных лиц, совершивших эти преступления. Производство и реализация фальсифицированной продукции — «слабые звенья» российского потребительского рынка. В российском законодательстве отсутствует определение фальсифицированной продукции <*>. ——————————— <*> Понятие «фальсификация» дается в Советском энциклопедическом словаре: 1) злостное преднамеренное искажение каких-либо данных; 2) изменение с корыстной целью вида или свойства предметов, подделка.

Уголовный и Гражданский кодексы РФ не раскрывают этого понятия, но данная дефиниция содержится в «специальном» законодательстве: 1) Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяет фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия как пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной; 2) по определению Всемирной организации здравоохранения «фальсифицированное лекарственное средство — это фармацевтический продукт, который преднамеренно и обманным образом снабжен ложной маркировкой в отношении его подлинности и/или происхождения». Анализируя соотношение понятий «контрафактная» и «фальсифицированная» продукция, необходимо отметить, что контрафактная продукция всегда одновременно будет являться и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция (не соответствующая представленной о ней информации, с заведомо измененным составом) может не являться контрафактной. В качестве правовой базы, препятствующей распространению фальсифицированной продукции (кроме вышеперечисленных Законов) необходимо назвать Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно данному Закону можно сделать вывод, что государство придает огромную значимость пресечению оборота фальсифицированной продукции. Это подтверждается тем, что в качестве одной из целей принятия технических регламентов является «предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей» (ст. 6). Таким образом, достоверность представленной информации о товаре приравнена к ее безопасности. Это же требование отнесено ст. 46 Закона к обязательным требованиям на переходный период (до принятия технических регламентов). В настоящее время применение уголовной ответственности за производство и оборот фальсифицированной продукции (не являющейся контрафактной) невозможно, т. к. Уголовный кодекс не содержит статьи, устанавливающей ответственность за данное деяние. Единственная статья, которая могла быть применима в данной ситуации, — ст. 200 УК РФ «Обман потребителей» — утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Что касается применения мер административной ответственности при выявлении фальсифицированной продукции, то согласно КоАП РФ правонарушение может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 14.4, ст. 14.7 и 14.8. Но данные статьи не являются специальными составами (т. е. распространяются на все случаи нарушений требований стандартов и обмана потребителей) и не содержат в качестве необходимого дополнительного вида наказания конфискацию продукции, оборудования и материалов, используемых для ее производства. Кроме того, названные статьи не предусматривают ответственности за производство фальсифицированной продукции, тем самым позволяя избежать ответственности ее изготовителю. Обобщая вышеизложенное, отметим, что в вопросах борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией нет универсального решения проблемы. Об этом свидетельствует и опыт развитых стран: в Европейском союзе, например, потребовалось около 40 лет, прежде чем были созданы условия, существенно ограждающие рынок ЕС от фальсифицированной продукции. Однако, даже имея отработанные механизмы защиты рынка от подделок, по данным Международной торговой палаты, объем выручки от продаж поддельной продукции составляет 5 — 7% мировой торговли. Проблема контрафакта и фальсификации требует комплексного подхода к ее решению. 25 ноября 2004 г. в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «Гражданско-правовые и уголовно-правовые механизмы защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции». В ходе слушаний было отмечено, что за последние годы органами государственной власти проделана значительная работа по обновлению законодательной базы в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, включая нормы гражданского, административного, таможенного, уголовного и процессуального законодательства. Усилено внимание органов внутренних дел и федеральных надзорных органов к задаче выявления и пресечения контрафактной и фальсифицированной продукции. Тем не менее объем реализуемой на потребительском рынке контрафактной и фальсифицированной продукции все еще остается очень высоким. Как показали 42 тысячи специальных проверок, проведенных за 9 месяцев 2004 г. Роспотребнадзором, подобная незаконная продукция выявлялась в 31% случаев. При этом отмечается устойчивый рост объемов изъятых из оборота молочных, мясных и рыбных консервов, сыров, растительного, сливочного и топленого масла, маргарина, майонеза, минеральной воды, алкогольной продукции и ряда других товаров. По результатам контроля качества товаров легкой промышленности в текущем году было вынесено около 30 тыс. предписаний о приостановлении реализации фальсифицированной и контрафактной продукции. В общем объеме этих товаров доля продукции неустановленных изготовителей составила: по обуви — 57%, швейным изделиям — 56%, кожгалантерейным изделиям — 32%. По признакам фальсификации изымалось из оборота до 20% от проверенного количества детских игрушек, товаров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров, металлической посуды. При этом основная масса подобной продукции реализуется на рынках, в мелких магазинах, киосках и палатках. Из 2,4 млн. единиц аудиовизуальной продукции, проинспектированной территориальными органами Роспотребнадзора и МВД России за 9 месяцев текущего года, изъят из оборота 1 млн. единиц на сумму 200 млн. руб. Органами МВД России приостановлена незаконная деятельность 325 предприятий, в том числе 10 заводов по производству компакт-дисков. Возбуждено 5 тыс. уголовных дел, 21 тыс. человек привлечена к административной ответственности, изъято поддельной продукции, оборудования и иных материальных ценностей на сумму 1,6 млрд. руб. По результатам проверки 3800 предприятий, занимающихся изготовлением и реализацией лекарственных средств и медицинских препаратов, возбуждено 127 уголовных дел, к административной ответственности привлечено 1200 человек, изъято поддельной продукции, оборудования и иных материальных ценностей на сумму около 4 млн. руб. Все эти данные, как было отмечено участниками Парламентских слушаний, свидетельствуют о недостаточности мер, принятых до настоящего времени органами власти, как в части совершенствования законодательства, так и в правоприменительной сфере. Итогом мероприятия явились выработанные рекомендации по пресечению распространения в нашей стране контрафактной и фальсифицированной продукции, которые предлагают: Администрации Президента РФ — сформировать рабочую группу из представителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений правообладателей и потребителей для подготовки проекта национальной программы защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции; Государственной Думе РФ — ускорить прохождение принятых к рассмотрению проектов законов: 1) «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», предусматривающего изменения и дополнения следующих норм: статьи 180 Уголовного кодекса РФ (в части уточнения объективной стороны состава преступления, установления в качестве единственного квалифицирующего признака стоимости партии контрафактной продукции, усиления уголовной ответственности за преступление); статьи 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в части уточнения признаков правонарушения, увеличения размера административного штрафа, конфискации контрафактной продукции, материалов и оборудования, использованных для ее изготовления). При доработке данного законопроекта ко второму чтению необходимо дополнить его новыми нормами, устанавливающими административную и уголовную ответственность за производство, транспортировку, хранение и распространение фальсифицированных товаров, в том числе лекарственных средств, и за незаконные действия в отношении технических и программных средств защиты объектов авторского права и смежных прав и информации об обладателях авторских и смежных прав, установить подсудность по делам об административных правонарушениях по ст. 14.10 исключительно судам общей юрисдикции, а также увеличить срок расследования по уголовным делам о незаконном использовании товарного знака; 2) «О внесении дополнений в ст. 46 Федерального закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (о судебных действиях относительно материалов и оборудования, используемых для производства контрафактной продукции); Правительству РФ: 1) ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу разрабатываемых в Правительстве РФ следующих проектов законов: «О внесении изменений и дополнений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», предусматривающего введение перечня объектов интеллектуальной собственности, определение способов приобретения, прекращения и защиты исключительных прав, а также способов передачи и использования объектов интеллектуальной собственности и др.; «О фирменных наименованиях», предусматривающего регистрацию фирменных наименований; 2) подготовить законодательные предложения по внесению изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающих: введение административной ответственности за производство, транспортировку, хранение и распространение фальсифицированных товаров, в том числе лекарственных средств; за незаконные действия в отношении технических и программных средств защиты объектов авторского права и смежных прав и информации об обладателях авторских и смежных прав; за изготовление, импорт, распространение устройств, предназначенных для взлома технических средств защиты объектов авторских и смежных прав (новые статьи); установление годичного срока давности привлечения к административной ответственности за незаконное использование товарного знака, за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 4.5); уничтожение конфискованных контрафактных товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, использованных для их производства (ст. 14.10); административное расследование после выявления административного правонарушения в области законодательства о товарных знаках, законодательства об авторских и смежных правах (ст. 28.7); уничтожение конфискованных орудий совершения административного правонарушения в области законодательства об интеллектуальной собственности (ст. 32.4); 3) ускорить подготовку и принятие проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2002 г. N 381 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению) экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей»; 4) ускорить подготовку и принятие проектов постановлений Правительства РФ, определяющих: порядок транспортировки, хранения, утилизации и уничтожения конфискованной контрафактной и фальсифицированной продукции; контроль за изготовлением типографиями печатной и полиграфической продукции; порядок проведения товароведческих экспертиз; упорядочение мест декларирования и таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе оптических дисков; приоритетный порядок разработки технических регламентов на категории потребительских товаров, наиболее часто подвергающихся фальсификации. 7. Расширить состав правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, включив в него представителей крупнейших объединений правообладателей; Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ — обобщить судебную практику по делам о нарушениях прав на объекты интеллектуальной собственности в целях выработки единых подходов к рассмотрению уголовных дел и дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности.

——————————————————————