Региональные аспекты продвижения идей внедрения ювенальной юстиции (опыт Уральского федерального округа)

(Богданов С. И.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 1)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ИДЕЙ

ВНЕДРЕНИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

(ОПЫТ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

С. И. БОГДАНОВ

Богданов С. И., полномочный представитель Фонда НАН в УрФО.

В феврале 2002 г. Государственная Дума приняла в первом чтении Закон о введении на территории России ювенальных судов — судов для несовершеннолетних. По мнению авторов законопроекта, судебная система для взрослых не приспособлена для несовершеннолетних, потому не защищает их интересы. Результат этого — небывалый рост подростковой преступности: сейчас за один год несовершеннолетние совершают столько преступлений, сколько раньше за пять.

В связи с этим 17 сентября 2002 г. в г. Екатеринбурге в Доме мира и дружбы прошел «круглый стол» «Ювенальная юстиция в России — от репрессивного правосудия к восстановительному», организованный Свердловским областным центром развития межсекторного социального партнерства.

Инициатором его проведения выступили две общественные организации: Свердловское региональное отделение Всероссийского общественного благотворительного фонда «Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН) и общественная организация «Урал-Хоум-Старт».

В работе «круглого стола» приняли участие Уполномоченный по правам человека Свердловской области Т. Г. Мерзлякова, председатель Комитета по социальной политике Законодательного собрания областной Думы Свердловской области Т. Н. Вахрушева, представители областной Комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратуры Свердловской области, специалисты Министерства социальной защиты населения, сотрудники ГУВД Свердловской области, руководители детской адвокатуры, лидеры ряда общественных организаций, работающих в сфере защиты прав несовершеннолетних.

Было отмечено, что в настоящее время в России существует ряд законодательных актов, направленных на защиту прав детей, но их гарантии соблюдаются на очень низком уровне. По мнению большинства участников встречи, судебная реформа невозможна без реализации целого комплекса мероприятий по созданию системы реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. Рассмотрению дел в суде должна предшествовать серьезная профилактическая работа. Необходимо создавать условия для применения альтернативных тюремному заключению видов наказания.

Как показывает практика ежедневной работы сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, в защите своих прав нуждается не только тот подросток, который совершил преступление, но и ребенок, ставший жертвой преступления. Ежегодно в Екатеринбурге фиксируется около 1,5 тыс. преступлений, жертвами которых становятся дети. Это случаи сексуального насилия, насилия в семье (побои и унижения), преступления, связанные с разделом имущества (продажи квартир). Причем из-за несовершенства судебной и законодательной системы до суда доходят единицы подобных дел. Нередки случаи, когда сотрудники милиции оказываются единственными защитниками прав детей, поскольку некоторым родителям нет до своих детей никакого дела. Иногда дети видят в тюрьме лучшее обращение, чем дома.

В рамках работы «круглого стола» были обсуждены вопросы налаживания взаимодействия государственных органов и общественности в деле становления ювенальной юстиции в Свердловской области. Участники встречи подчеркнули, что необходимо изучать опыт первых российских ювенальных судов, которые существовали еще до революции, и опыт работы других стран по этому направлению.

В заключение встречи была принята резолюция с обращением к депутатам законодательного собрания Свердловской области о поддержке Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов».

Далее мы приводим некоторые документы.

РЕЗОЛЮЦИЯ

«Круглого стола» представителей научно-педагогической и правозащитной общественности, государственных и общественных органов и организаций Свердловской области

«Ювенальная юстиция в России — от репрессивного правосудия к восстановительному»

17 сентября 2002 г.

г. Екатеринбург

Участники настоящего «круглого стола»,

признавая, что государство и общество в целом должны обеспечивать повышенную степень социально-правовой защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

констатируя, что правонарушения несовершеннолетних являются, как правило, результатом деформирующего воздействия неблагоприятной социальной среды, детерминирующей, в свою очередь, все возрастающий уровень ювенальной преступности;

будучи убежденными в том, что:

— в России назрела необходимость возрождения ювенальной юстиции как специальной системы восстановительного правосудия для несовершеннолетних;

— в задачи ювенальной юстиции должно входить не только судебное разбирательство о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних, но прежде всего эффективная система предупреждения ювенальной правонарушаемости и особенно действенная судебная защита прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, как подсудимых, так и потерпевших;

— в системе ювенальной юстиции в целом в обществе должно быть создано реальное социально-правовое реабилитационное пространство, объединяющее усилия государственных органов и общественности, направленные на ресоциализацию и поддержку несовершеннолетних и их семей, считая необходимым отметить в качестве первоочередных проблем, стоящих на пути внедрения системы ювенального правосудия в России, отсутствие:

— соответствующего (ювенального) законодательства, при низкой эффективности использования возможностей существующей правовой базы альтернативных мер юридической ответственности несовершеннолетних;

— специалистов для системы ювенальной юстиции, обладающих соответствующей квалификацией в условиях явно недостаточной научно-образовательная базы для их подготовки;

— системности и координации усилий в работе ведомств, действующих в сфере ювенальной юстиции;

— должной финансовой базы для организации и осуществления эффективной деятельности по достижению целей ювенальной юстиции;

— эффективных механизмов социально-правовой и психолого-педагогической реабилитации «неблагополучных» семей, —

решили:

1. Поддержать инициативу Российского благотворительного фонда «НАН» («Нет алкоголизму и наркомании») по внедрению уже в ближайшем будущем системы ювенальной юстиции в России.

2. Одобрить и поддержать принятый 15 февраля 2002 г. в первом чтении Государственной Думой проект федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» в части создания ювенальных судов в Российской Федерации» и обратиться к политическим и общественным деятелям, научной общественности, работникам правоохранительных органов, прежде всего к работникам системы правосудия, средствам массовой информации поддержать данный законопроект и направить соответствующие предложения с конструктивными поправками и дополнениями в Государственную Думу.

3. Создать постоянно действующий «круглый стол» по обсуждению проблем, связанных с формированием и развитием системы ювенальной юстиции, в целом правовой ювеналистики в области, в работе которого готовы принять участие все присутствующие, а также приглашаемые к активному и конструктивному сотрудничеству судьи, работники ГУВД, ГУИН, представители бизнеса, средства массовой информации.

Основная задача «круглого стола» заключается в создании необходимых условий для успешной координации усилий научной и педагогической общественности, представителей всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления области, должностных лиц государственных и общественных органов и организаций, образовательных и медицинских учреждений, средств массовой информации по осуществлению реальных и эффективных действий по предупреждению преступности несовершеннолетних, защите прав, свобод и законных интересов подрастающего поколения, на их социально-правовую и психолого-педагогическую поддержку и реабилитацию.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН) провело программу обучения специалистов отрасли по теме «Ювенальные технологии профилактики детской безнадзорности». Местом проведения обучающего семинара с 9 по 11 декабря 2002 года в Уральском федеральном округе определен город Екатеринбург.

Участников семинара приветствовали представители Правительства Свердловской области, Администрации г. Екатеринбурга, руководитель проекта Социального Сотрудничества Департамента Международного Развития (DFID) IMC Консалтинг Лтд (Великобритания) Нил Шентон.

В работе семинара приняли участие 38 специалистов органов социальной защиты населения из всех субъектов УрФО, в том числе 16 — из Свердловской области.

В процессе проведения обучения специалисты получили новые практические навыки и необходимые методические материалы, что дало им возможность внедрять ювенальные технологии в повседневную практику работы во всех субъектах Уральского федерального округа.

Подтверждением высокого уровня проведения являются благодарственные письма от министра социальной защиты Свердловской области В. Ф. Туринского и начальника Управления по социальной политике Администрации г. Екатеринбурга и рекомендательное письмо Генерального консула Великобритании в г. Екатеринбурге госпожи Линды Кросс.

21 октября 2003 г. в г. Екатеринбурге была проведена Первая городская научно-практическая конференция «Детская безнадзорность при живых родителях — пути решения проблемы».

Организаторами конференции выступили Администрация г. Екатеринбурга, DFID (Великобритания) и Фонд НАН. Основой для реализации плана проведения стало распоряжение Главы города А. М. Чернецкого.

В организационный комитет вошли заместитель Главы города М. Н. Матвеев (председатель), начальник Управления по социальной политике Э. Я. Гончаренко (зам. председателя), Г. В. Фардеева (Управление по социальной политике), И. В. Баштовая (Управление по социальной политике), Джуди Монро (DFID), Н. Л. Хананашвили (Фонд НАН, Москва), С. И. Богданов (полномочный представитель Фонда НАН в УрФО), спонсор.

Основной задачей конференции было обобщение опыта работы специалистов и общественных организаций г. Екатеринбурга и внедрение в работу новых ювенальных технологий профилактики детской безнадзорности: посредством создания территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска.

Работа Конференции проходила в Большом зале городской Администрации. Конференцию приветствовали заместитель главы Администрации г. Екатеринбурга М. Н. Матвеев (председатель), Председатель городской Думы Я. П. Силин, консул Великобритании в Екатеринбурге Линда Кросс, руководитель Проекта Социального Сотрудничества DFID IMC Консалтинг Лтд, президент Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» О. В. Зыков, представители бизнеса и общественности.

В работе приняли участие 352 человека. В состав участников входили представители городской администрации, члены городской Думы, социальные службы города, занимающиеся проблемами детства и семьи, органы общего и специального среднего образования, представители вузов города, органы здравоохранения, представители медицинской академии, городская комиссия по делам несовершеннолетних, городской комитет по делам молодежи, ОППН УВД города, представители судов, прокуратуры, представители бизнеса, представители церкви, представители общественных организаций, представители партнерских зарубежных организаций.

Итогом работы стало принятие двух обращений: к депутатам Законодательного собрания Свердловской областной Думы и к Главе города Екатеринбурга А. М. Чернецкому.

РЕШЕНИЕ

городской научно-практической конференции

«Детская безнадзорность при живых родителях —

пути решения проблемы»

21 октября 2003 года в городе Екатеринбурге состоялась научно-практическая конференция «Детская безнадзорность при живых родителях — пути решения проблемы».

Цель конференции: проанализировать текущее состояние дел в городе, обобщить накопленный опыт, обменяться новыми идеями и технологиями, определить стратегические направления деятельности по снижению детской безнадзорности в городе.

В работе конференции приняли участие 352 делегата, в том числе представители администрации города, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждений социального обслуживания, образовательных учреждений, подразделений по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, общественных организаций, преподаватели и студенты ВУЗов города, представители г. Москвы, Тюмени, Челябинска.

Проанализировав ситуацию с безнадзорностью среди несовершеннолетних г. Екатеринбурга, констатируя совпадение позиций учреждений и общественных организаций по преодолению сложившейся негативной ситуации, с целью обобщения накопленного опыта и определения стратегических направлений деятельности по снижению детской безнадзорности, участники конференции заявляют, что:

Укрепление института семьи является стратегическим направлением социальной политики города Екатеринбурга.

Решение вопроса детской безнадзорности возможно при условии тесного взаимодействия государственных, муниципальных структур, общественных организаций и бизнеса.

В основу деятельности по профилактике детской безнадзорности в г. Екатеринбурге положен программно-целевой принцип, деятельность осуществляется на профессиональном уровне и постоянной основе.

Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонд НАН) предложил концепцию реабилитационного пространства и разработал механизм его создания (ювенальные технологии).

Ювенальные технологии не могут успешно работать без создания системы ювенальной юстиции. В г. Екатеринбурге созданы благоприятные условия для внедрения ювенальных технологий в практику.

ВУЗы Екатеринбурга, обладая мощным научным потенциалом в сфере социальной педагогики, оказывают значимую помощь в деле практического применения своих знаний.

Рассмотрев вопросы организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, реабилитации и адаптации к жизни, в том числе на основе внедрения новых социальных технологий работы с семьей, участники конференции выразили озабоченность негативным влиянием на несовершеннолетних широко распространенной в средствах массовой информации рекламы алкогольной продукции и пива.

Отмечая необходимость организации независимого контроля за соблюдением прав детей и имеющийся положительный опыт (в том числе на территории города Екатеринбурга) деятельности Уполномоченных по правам ребенка, участники конференции считают необходимым уделить специальное внимание дальнейшему развитию и укреплению института Уполномоченных по правам ребенка.

Чрезвычайно важной задачей является создание реальной социально-правовой конструкции, соединяющей деятельность различных государственных и негосударственных служб, способной на качественно более высоком уровне содействовать защите прав ребенка. Участники конференции считают перспективным направлением в данном вопросе развитие системы ювенальной юстиции.

В связи с вышеизложенным участники конференции решили:

1. Считать, что в г. Екатеринбурге создана и действует система комплексной профилактики и работы с детским и семейным неблагополучием, развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепляется межведомственное взаимодействие в данном вопросе.

2. Направить обращение в адрес Главы города с предложением о введении в штатное расписание Администрации города должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Екатеринбурге.

3. Направить обращение в адрес депутатов Законодательного собрания Свердловской областной Думы с предложением о разработке и принятии областного Закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области».

4. Направить обращение в адрес депутатов Законодательного собрания Свердловской областной Думы с предложением об ограничении рекламы пива, спиртных напитков, об усилении ответственности за продажу спиртных напитков несовершеннолетним.

5. Поддержать инициативу Свердловского регионального отделения Фонда НАН по организации и проведению на территории города Екатеринбурга трехлетнего проекта по внедрению ювенальных технологий в практику.

6. Поддержать проект федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» в части создания ювенальных судов в Российской Федерации».

7. Активно привлекать профессорско-преподавательский состав и студентов ВУЗов Екатеринбурга для решения проблем детской безнадзорности.

8. Рассмотреть вопрос о создании на базе Центров помощи семье и детям Верх-Исетского и Железнодорожного районов учебно-методических площадок по вопросам внедрения ювенальных технологий.

9. Обратиться к Управлению по социальной политике Администрации города с предложением об опубликовании материалов конференции.

ОБРАЩЕНИЕ

к депутатам Законодательного собрания

Свердловской областной Думы

Уважаемые депутаты!

Проанализировав ситуацию с безнадзорностью среди несовершеннолетних города Екатеринбурга, констатируя совпадение позиций государственных и муниципальных учреждений и общественных организаций по преодолению сложившейся ситуации, положительно оценивая опыт работы социальных служб и общественных организаций городов Москвы, Екатеринбурга, в том числе работу Уполномоченных по правам ребенка, признавая необходимость внедрения новых подходов и технологий в решение вопросов детской безнадзорности, участники конференции считают необходимым:

— законодательно ввести ограничение на рекламу пива, спиртных напитков, усилить ответственность за продажу спиртных напитков несовершеннолетним;

— разработать и принять областной закон «Об Уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области».

г. Екатеринбург, 21 октября 2003 г.

352 участника научно-практической конференции «Детская безнадзорность при живых родителях — пути решения проблемы»

Обращение к Главе города Екатеринбурга А. М. Чернецкому

Уважаемый Аркадий Михайлович!

21 октября 2003 года в городе Екатеринбурге состоялась научно-практическая конференция «Детская безнадзорность при живых родителях — пути решения проблемы».

Цель конференции: проанализировать текущее состояние дел в городе, обобщить накопленный опыт, обменяться новыми идеями и технологиями, определить стратегические направления деятельности по снижению детской безнадзорности в городе.

В работе конференции приняли участие 352 делегата, в том числе представители администрации города, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждений социального обслуживания, образовательных учреждений, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, общественных организаций, преподаватели и студенты ВУЗов города, представители городов Москвы, Тюмени, Челябинска.

Проанализировав ситуацию с безнадзорностью среди несовершеннолетних города Екатеринбурга, отмечая положительный опыт (в том числе на территории города Екатеринбурга) деятельности Уполномоченных по правам ребенка, признавая необходимость организации независимого контроля за соблюдением прав несовершеннолетних, участники конференции обращаются к Вам с вопросом о рассмотрении возможности введения в штатное расписание Администрации города Екатеринбурга должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Екатеринбурге.

г. Екатеринбург, 21 октября 2003 г.

352 участника научно-практической конференции «Детская безнадзорность при живых родителях — пути решения проблемы»

* * *

В 2004 — 2005 гг. в Екатеринбурге в рамках работы Екатеринбургской Школы Публичной Политики (ШПП) «Открытая Россия» прошел ряд семинаров с участием известных политиков и общественных деятелей. Подавляющее их число поддерживает идею развития ювенальной юстиции в России. Так, 20 июня 2004 г. на заключительном «круглом столе» ШПП «Открытая Россия» с большим интересом слушал лекцию Алексеева Сергея Сергеевича «Вопросы права в современный период». С. С. Алексеев является корифеем права, доктором юридических наук, профессором. В 1989 — 1991 гг. — был председателем Комитета конституционного надзора СССР. Участвовал в работе комиссии по подготовке проекта Закона СССР о конституционном надзоре (новая редакция), Гражданского кодекса. Работает в Исследовательском центре частного права при Президенте РФ. Был членом Президентского Совета. Весной 1993 г. вместе с С. Н. Шахраем возглавлял группу юристов, подготовивших так называемый президентский проект Конституции РФ. Автор более 200 научных трудов, в том числе книг по проблемам теории государства и права, гражданского и конституционного права. Автор учебника «Общая теория права. В 2 томах. (М., 1981 — 1982)». При обсуждении доклада мной был задан вопрос Сергею Сергеевичу о состоянии дел по защите прав детей и целесообразности принятия дополнений к закону в части развития ювенальной юстиции. Оказалось, что С. С. Алексеев в начале 90-х гг. был против дробления судебной системы по различным признакам. Однако после неоднократных бесед с известным кинорежиссером Роланом Быковым изменил свою точку зрения и признался, что нужно защищать права детей. По этому поводу даже родилась знаменитая фраза С. С. Алексеева: «Ролан, Вы переубедили меня. Я был не прав!» «Мало кто из публичных людей может сказать, что он был неправ. Я один из них», — сказал в заключение знаменитый юрист. В настоящее время он полностью поддерживает идею принятия закона о ювенальной юстиции. Нынешним летом Сергею Сергеевичу исполнилось 80 лет.

14 — 15 июня 2004 г. закончил свою работу четвертый российско-германский семинар с участием представителей Совета Европы «Помилование, исполнение наказаний, преступность, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, ювенальная юстиция».

В семинаре участвовали с российской стороны: члены комиссии по помилованию, образованной на территории Свердловской области (в полном составе, в т. ч. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзлякова), председатели одноименных комиссий других субъектов УрФО и Сибирского федерального округа (всего около 50 человек).

Семинар проходил в резиденции Губернатора Свердловской области. Открыл его Губернатор Свердловской области Эдуард Эргартович Россель. Приветствовали участников директор Германского фонда международного правового сотрудничества Маттиас Веккерлинг и советник Президента РФ Анатолий Игнатьевич Приставкин.

Немецкую делегацию составили Кристоф Флюгге, статс-секретарь Министерства юстиции земли Берлин (выступил с докладом «Предпосылки и процессуальные вопросы освобождения осужденных из мест лишения свободы. Помилование в ФРГ»), Клаус Ланге-Ленгут, начальник тюрьмы Тегель в Берлине (тема доклада «Исполнение наказания в виде лишения свободы в ФРГ»).

Совет Европы представляли Кристина Пенчева, советник директората по правам человека Совета Европы, Джеймс МакМанус, эксперт Совета Европы, профессор университета г. Глазго (Великобритания), Рената Вольвенд, член Парламентской ассамблеи Совета Европы, Хорст Бернхард Фиманн, профессор Кельнского университета (ФРГ).

Профессор Фиманн выступил с докладом «Ювенальная юстиция». Он сообщил, что в гл. 40 Конвенции по правам детей 1989 г. записано «право несовершеннолетних на уважение его достоинства». В рамках Конвенции указано, что должен учитываться возраст несовершеннолетнего; необходимо повышать роль детей в обществе… «Пекинские правила» рекомендуют создать законодательство по делам несовершеннолетних в тех странах, которые подписали эти правила; нельзя распространять уголовного право на лиц младше 14 лет; необходимо специальное законодательство для лиц от 14 до 18 лет с идеей «от проступков — на путь исправления»; мера наказания не должна быть слишком суровой, чтобы не побуждать их к повторным преступлениям; создать основополагающий процессуальный порядок, который бы гарантировал презумпцию невиновности — наказание только тогда, когда их вина доказана; несовершеннолетним правонарушителям должна быть обеспечена защита; несовершеннолетние должны иметь возможность апелляции; возраст несовершеннолетнего должен быть определен до доставки его в участок; пребывание несовершеннолетнего в СИЗО должно быть кратким; соизмеримость наказания совершенному деянию; исключение смертного приговора; физическое воздействие (телесное наказание) недопустимо. Основные меры воздействия для несовершеннолетних правонарушителей: восстановительные и исправительные. До 14 лет нет судебного преследования — это вопросы опеки. Каждая санкция уголовного суда в отношении несовершеннолетнего должна иметь воспитательную направленность. Любое решение судебной инстанции может быть отменено судом следующей инстанции.

Немецкий профессор выделил три группы наказаний: воспитательные меры, исправительные, лишение свободы.

Воспитательные меры: предписание суда (по месту пребывания) поступить на учебу или на работу, подчиниться надзору определенного лица (официально назначенного), участие в тренинговых курсах по правилам поведения в обществе. Суд не может выносить постановление, которое уничижает личность несовершеннолетнего, и должен использовать весь спектр воспитательных мер. Новые альтернативные санкции — примирение преступника с жертвой, компенсация нанесенного вреда.

Исправительные меры: возложение обязанностей на выполнение определенных видов работы; компенсация ущерба; арест до 4 недель (это не лишение свободы), арест внушает страх перед лишением свободы.

Лишение свободы: должно быть отдельное учреждение с воспитательно-исправительной направленностью; максимальный срок за нетяжкие преступления не должен превышать 6 месяцев, за тяжкие — 10 лет. В ФРГ к лишению свободы приговариваются до 18% несовершеннолетних, из них 10% — условно. По истечении 1/3 срока может быть УДО за хорошее поведение.

Особенности ювенальной юстиции: судебное разбирательство должно проводиться при закрытых дверях, т. к. несовершеннолетний часто на суде робок и не может высказаться открыто; прокуроры, адвокаты и судьи должны иметь особую подготовку; в ФРГ в органах по делам молодежи есть специальные отделы, занимающиеся помощью ювенальным судам (они создаются на уровне городов, они рекомендуют судам, какие приговоры должны быть вынесены в данном конкретном деле, они поддерживают несовершеннолетних во время судебного процесса, обеспечивают воспитательные меры и меры опеки, помогают вовлекать молодежь в общественно полезную деятельность, дают рекомендации, как вести себя дальше, чтобы не совершать преступление); возможность прекращения дел несовершеннолетних через решение прокурора — диверсионное решение (применение разнообразных мер, «обходной путь»).

В Германии Закон о ювенальной юстиции подвергается большой критике. Но эмпирические исследования показали, что осторожное обращение к молодым преступникам — наиболее приемлемый путь, т. к. многие не возвращаются к преступлениям, а 80% всех преступлений среди несовершеннолетних — это нетяжкие преступления.

В ФРГ практикуются экскурсии детей в тюрьмы. Анализ анкет детей, которые посещали тюрьмы, показал, что 97% детей совершали какие-либо правонарушения. Молодежная преступность универсальна, связана с возрастом и проходит вместе со взрослением. Поэтому гуманизм в ювенальной юстиции оправдан.

Меры профилактики: улучшение социальных, воспитательных, семейных условий, возможность приобретения квартиры, повышение ответственности за свою собственную жизнь. В Эрридских правилах сказано, что хорошая социальная политика — это лучшая криминальная политика.

Выступление Фиманна было высоко оценено председателем семинара, председателем комиссии по помилованию, образованной на территории Свердловской области Ю. Н. Деминым, А. И. Приставкиным.

Мной господину Фиманну был задан вопрос, знает ли он о том, что в России Закон о ювенальных судах уже создан и принят Государственной Думой в первом чтении. На что он ответил, что ему по данному поводу ничего не известно.

В заключение семинара мне удалось заручиться согласием участников о направлении в адрес Комитета Государственной Думы по семье и детям обращения о принятии Закона о ювенальной юстиции во втором чтении.

Таким образом, силами Свердловского регионального отделения Фонда НАН в Уральском федеральном округе в течение последних трех лет на постоянной основе с использованием различных технологий ведется широкая информационно-пропагандистская деятельность в отношении внедрения в России ювенальной юстиции. Необходимо также напомнить читателям, что в нашем регионе уже долгое время работает детская адвокатура, возглавляемая Фондом «Шанс», возглавляемым Верой Вениаминовной Стребиж. Хочется верить, что нашими усилиями совместно с усилиями всех заинтересованных лиц и организаций мы создаем достойную основу для внедрения в России ювенальной юстиции.

——————————————————————