Семья как фактор, детерминирующий криминальное агрессивное поведение у женщин

(Чубаркин М. М.) («Российский следователь», 2006, N 11)

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЙ КРИМИНАЛЬНОЕ АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ЖЕНЩИН

М. М. ЧУБАРКИН

Чубаркин М. М., специалист 1-й категории Управления Судебного департамента в Ставропольском крае, аспирант Ставропольского государственного университета.

В специальной литературе уделялось, уделяется и, несомненно, будет уделяться внимание вопросу влияния семьи и особенностей воспитательного процесса на формирование криминальных наклонностей у личности. В рамках представленной тематики мы рассмотрим специфику влияния микроклимата в семьях на формирование психологических особенностей у женщин, детерминирующих совершение ими агрессивных насильственных преступлений против личности (ст. ст. 105, 111, 112 УК РФ) и этих деяний в состоянии аффекта. По утверждению Ю. М. Антоняна, «духовное развитие личности происходит под влиянием материальных факторов (общественное бытие, бытие класса, иного социального слоя или общности, индивидуальное бытие) и духовных факторов (общественное сознание, сознание классов, групп, других людей). Однако эти факторы воздействуют на человека не в одинаковой степени. Решающее значение принадлежит общественному бытию — реальному материальному процессу жизни и деятельности общества» <1>. Соглашаясь в части с этим утверждением, все же полагаем, что при доминировании общественных отношений в формировании индивида многое зависит от личностных особенностей человека. Четко сформированная система внутренних ценностей и ориентиров способна противостоять неблагоприятному влиянию социума. Вместе с тем формирование нравственных ценностей индивида происходит под влиянием окружающего общества; нормы морали, принятые в обществе, находят свое отражение в ценностных ориентирах личности. Таким образом, масштабное влияние на формирование свойств личности оказывает не только общество, но и сам индивид. Иными словами, в процессе формирования личности общество и личностные особенности играют взаимообусловливающую и взаимодополняющую роль. ——————————— <1> Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). М., 1975. С. 20.

Особенно активным влияние социума является в период взросления и развития индивида, когда семья и атмосфера в семье, влияющие на формирование моральных ценностей, являют собой своеобразный «экран», через который происходит изучение особенностей существования в окружающем обществе. Именно в семье закладываются своеобразные «моральные ограничители», отстраняющие либо, наоборот, толкающие человека в мир преступности. Г. И. Чечель указывает: «В семье ребенок получает свои первые представления о хорошем и дурном. И с багажом жизненных установок и правил, полученных в семье, он выходит в жизнь» <2>. Мы абсолютно солидарны с этим мнением и полагаем, что именно в семье закладывается морально-ценностный базис, определяющий вариации дальнейшего поведения человека в обществе. ——————————— <2> Чечель Г. И. Заметки юриста по поводу… (О прошлом и почти о настоящем). Ставрополь, 2004. С. 41.

Не случайно многие авторы, рассматривая процесс социализации индивида, указывают, что процедура формирования личности носит конечный характер и не может продолжаться в течение всей жизни индивида <3>. По их мнению, процесс социализации состоит из трех этапов: 1) первичная социализация — социализация ребенка; 2) маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) — социализация подростка; 3) устойчивая, т. е. целостная, концептуальная социализация, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости (от 17 — 18 до 23 — 25 лет) <4>. Таким образом, процесс становления личности имеет конечный возрастной предел примерно в 25 лет. Следовательно, процесс социализации личности главным образом проходит в рамках родительской семьи. Характер взаимоотношений и условия психологического микроклимата в семье являются одним из важнейших факторов, способствующих формированию личности. ——————————— <3> Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Л., 1971. С. 145 — 167; Андренкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970. С. 45 — 46; Горькавая И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994. N 2. С. 57 — 64. <4> Андренкова Н. В. Указ. соч. С. 45 — 46.

Первым этапом нашего исследования семьи преступниц стал процесс изучения состава их семьи.

Таблица 1

Состав семьи

Проживают Проживают Проживают без Проживают с без отца без матери отца и матери отцом и матерью

Ранее судимые 21% 14,2% 7% 57,8%

Ранее несудимые 25,8% 16% 11,6% 46,6%

Совершившие преступления 31% 13,5% 10,5% 45% в состоянии аффекта

Как видно из приведенной таблицы, практически половина всех опрошенных женщин жили в неполных семьях либо вообще не имели семьи. Особенно активное воздействие фактор неполного семейного состава оказывает на преступниц в возрасте до 18 — 20 лет, когда влияние родителей все еще ощутимо, когда ребенок вынужден прислушиваться к их мнению, дабы сохранить сбалансированные отношения в период совместного проживания (примечательно, что 7,5% опрошенных совершили первое общественно опасное деяние в возрасте 12 — 14 лет; 8,2% — в возрасте 14 — 15 лет; 19% — в возрасте 16 — 17 лет; 14% — в возрасте 18 — 20 лет). 12% опрошенных встретили свое совершеннолетие в ВТК. Для женщин более старшего возраста наиболее значимым фактором становится созданная уже ими семья, где эмоциональным противовесом выступают не родители, а муж (сожитель), дети. Еще Аристотель обратил внимание на особые чувства, связывающие детей и родителей. Разрушение семьи влечет и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития <5>. Воспитание ребенка, особенно девочки, более чувствительной и ранимой, нежели мальчик, в неполной семье накладывает свой отпечаток на психику ребенка. ——————————— <5> Шнейдер А. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М., 2000. С. 316.

Ведь, по сути, для ребенка семья — это не только место его рождения, но и среда его постоянного обитания. В семье его окружают близкие люди, способные понять проблемы и трудности ребенка, помочь ему, а в крайнем случае принять его таким, какой он есть. Семья же, в которой нет одного из родителей, не способна в полной мере отреагировать на потребности ребенка. Конечно же далеко не каждая семья, где ребенок воспитывается одним из родителей, обязательно обусловливает криминальную направленность подростка. Существует немало примеров, когда воспитанный одним из родителей ребенок становится полноценным членом общества. Так, 57,8% респондентов-преступниц были воспитаны обоими родителями. Отсюда логично было бы предположить, что причина женской преступности находится в зависимости от целого ряда иных факторов, связанных с внутрисемейными взаимоотношениями. Одним из основных факторов, влияющих на формирование антисоциальных характеристик личности, является психологический климат в семье.

Таблица 2

Особенности воспитания в семьях осужденных

Постоянное Постоянное Насилие применение применение не применялось физической силы психического насилия

Ранее судимые 25% 21,4% 53,6%

Ранее несудимые 25,4% 15,5% 59%

Совершившие преступления в состоянии аффекта 35,3% 64,7% 0

Как видно из приведенных данных, преступницы, совершившие преступления, квалифицированные по ст. ст. 105, 111, 112 УК РФ, практически в половине случаев становились жертвами домашнего насилия со стороны родителей, родственников либо лиц, их заменяющих. Все женщины, совершившие преступления в состоянии аффекта, показали, что в процессе воспитания в их семьях применялось насилие в различных формах. Насилие в любой форме негативно сказывается на формировании психики ребенка. Насилие, инициатором которого становятся члены семьи, оставляет глубочайший след в формирующейся личности подростка. Запугиванием и устрашением в ребенке можно воспитать лживость, двуличие, лицемерие, формируя при этом также низость, трусость, озлобленность, жестокость и мстительность. В 62% случаев осужденные в возрасте до 20 лет указывали, что неоднократно испытывали чувство нежелания возвращаться в родительский дом. В попытке снять стресс и перебороть накопившиеся негативные эмоции осужденные предпочитали остаться наедине с собой (64,7%), расслаблялись с помощью алкоголя (17%), предпочитали провести время с друзьями и знакомыми (12%). Очевидно, что подавляющее большинство респондентов выбирали деструктивные способы борьбы с негативными эмоциями, что не только никак не способствовало эмоциональной разрядке, но, наоборот, аккумулировало нагатив. Л. Б. Шнейдер, говоря об авторитарном стиле родительского воспитания, указывал, что следствием могут стать склонные к конфликтам дети. Родители, старающиеся подчинить себе волю ребенка, формируют у него лишь внешние проявления покорности, граничащие с хитростью и двуличием. Этим детям свойственно развитое чувство страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль. Эти дети глубоко несчастны по причине своей подозрительности, угрюмости и тревожности <6>. ——————————— <6> Шнейдер А. Б. Указ. соч. С. 323 — 324.

С целью выяснения особенностей психического состояния девушек, совершивших тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления, мы провели анализ актов комплексной психолого-психиатрической экспертизы. По итогам проведенного анализа выяснилось, что указанной группе женщин свойственны депрессивность (97%), склонность к аккумуляции негативных переживаний (91%), в результате чего преступлениям предшествует состояние длительной фрустрации. Для них характерны выраженная тревожность (87%) и импульсивность (86,7%). В 72% случаев девушки отличались малообщительностью и замкнутостью. Преступницам свойственны сдержанность и сомнение в своих способностях и поступках, нерешительность (69%). Как правило, они замкнуты и не имеют подруг (66,7%). Возможно, причиной этому является мнительность, присущая испытуемым в 65% случаев. Вместе с тем осужденные отличались трудолюбием, отзывчивостью, порядочностью, душевностью. Жестокость в воспитании могут сформировать в личности помимо вышеуказанных качеств еще и психические отклонения, способные послужить дальнейшей причиной эмоционального взрыва и делегировать собой преступление. Так, в материалах уголовного дела по обвинению 18-летней Б. в преступлении, предусмотренном ст. 110 УК РСФСР, при описании ее психического состояния отмечается: «…в семье двое детей, Б. старшая. Воспитывалась родителями. Отец злоупотребляет спиртными напитками. Более года родители в разводе, проживают в одном доме, поделив на добровольной основе домовладение, отношения между ними сложились неприязненные. На почве личных неприязненных отношений между родителями неоднократно возникали ссоры. В ходе конфликтов отец избивал мать. Если испытуемая пыталась вступиться за мать, то тут же подвергалась физическому насилию со стороны отца…». Во время осмотра она «сообщила, что в семье были частые ссоры между родителями, «неоднократно разнимала их». Вместе с тем Б. характеризуется как «тревожная, депрессивная, импульсивная, замкнутая». В материалах уголовного дела Б. характеризуется как «сдержанная, вежливая, тактичная, с готовностью помогает людям» <7>. ——————————— <7> Архив Изобильненского районного суда Ставропольского края. Уголовное дело N 1-164/1996 г.

Физическое наказание детей присутствует во многих семьях. Но оно, как правило, не приводит к формированию антисоциальных наклонностей. Таким образом, следует указать на различие физического наказания детей и физического насилия над детьми. Физическое наказание — это мера воспитательного воздействия, своеобразная санкция за неправильное поведение ребенка. Конечно же, физическое наказание — неправильный воспитательный метод. Вместе с тем мы полагаем, что физическое наказание, применяемое в разумных пределах, неспособно существенно деформировать психику ребенка. С другой стороны, следует с прискорбием заметить, что жесткий характер воспитательных взаимоотношений свойствен русским семьям. Древнейшим памятником свидетельства патриархально жесткой семьи является древнерусский Домострой. Именно в нем впервые было предложено «силовое» и языческое разрешение вопроса: «Любя же сына своего, увеличивай ему раны, и потом похвалишься им»; «Воспитывай дитя в запретах, и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему играя…» <8>. ——————————— <8> Домострой. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. М., 1985. С. 85 — 93.

Другое дело, когда речь идет о физическом насилии (хотя в случае с Домостроем, возможно, это одно и то же), то есть незаслуженном, чрезмерно жестоком физическом воздействии на ребенка, в основном ради собственного удовлетворения. Физическое насилие подавляет психику ребенка. Психологическая травма — есть не что иное, как результат насилия. Именно психологическая травма, как мы уже отмечали ранее, может стать условием, способствующим совершению преступления. Особенно это характерно для преступлений, совершаемых в состоянии сильного душевного волнения (аффекта). Второй модуляцией является ситуация, в которой воспитательный дефект оставляет неизгладимый след в психике ребенка. В этой ситуации последствием дисгармоничного воспитания становятся различного рода фобии, мании, неврозы и постоянные страхи. Психологическая травма настолько сильна, что индивид не может справиться с ее последствиями, не в силах подавить в себе психологическую дисгармонию. В воспитании ребенка очень многое находится в зависимости от того, насколько активно родители участвуют в воспитании.

Таблица 3

Участие родителей в воспитании испытуемых

Ранее судимы Ранее несудимы Действовали в состоянии аффекта

Воспитывалась родителями 60% 80,3% 73,8%

Воспитывалась родствен — никами 10% 5,6% 6,2%

Воспитывалась в детском доме, школе-интернате 12,5% 2,8% 6,2%

Была предоставлена сама себе 17,5% 11,3% 13,8%

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в большинстве случаев женщины, совершившие тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления, воспитывались родителями, но вместе с тем к ним постоянно применялось насилие в той ли иной форме. Семья сформировала в них замкнутость, зачастую озлобленность, раздражительность, психическую дисгармонию, неумение бороться со своими негативными переживаниями, социальную аутичность. Наше исследование подтверждает вывод В. В. Ковалева, И. С. Кона, Ю. М. Антоняна о том, что недостаток родительского внимания и полная безнадзорность в воспитании может привести к формированию жестокости, озлобленности, хитрости и изворотливости. Женщины-рецидивистки в меньшем количестве случаев, нежели остальные, воспитывались в родительской семье и вместе с тем чаще остальных были предоставлены сами себе в выборе модели поведения и самовоспитании. В специальной литературе рассматривается вопрос о связи между формированием криминальных наклонностей и позицией родителей по вопросу воспитания и отношения с детьми. Единодушно мнение о том, что преступление чаще всего совершают подростки из тех семей, где дети предоставлены сами себе и между родителями нет согласия в вопросах воспитания. Е. Гералдом, Нельсоном и В. Ричардсоном проводилась параллель между возникновением криминальных наклонностей и степенью привязанности между детьми и родителями. Они установили, что оскорбленные, ненужные и пренебрегаемые дети, которые много страдали, легче встают на путь правонарушений; «отчужденные», изолированные дети имеют тенденцию к онемению чувств и поэтому они не чувствуют ничего к другим, приобретают такие качества, как жестокость и агрессивность. Применялось насилие и в 54% случаев воспитания испытуемых родственниками. Инициаторами такого воспитания становились старшие братья и сестры (37%), бабушки и дедушки (14%), дяди и тети (31%), иные родственники (18%). Почти в половине случаев испытуемые, воспитанные в детдомах и школах-интернатах, говорили о применении к ним насилия со стороны персонала. Немаловажным фактором, влияющим на характер семейных взаимоотношений и процесс воспитания, является образование родителей.

Таблица 4

Образование родителей осужденных

Образование Мать Отец

Ранее Ранее Действовали Ранее Ранее Действовали судимы несудимы в состоянии судимы несудимы в состоянии аффекта аффекта

Нет образования 9,5% 9,8% 12,5% 5% 4,3% 6%

Начальное образование 10,7% 5,6% 11,5% 7,5% 2,8% 12%

Неполное среднее 19% 11,3% 12% 11% 14% 11,8%

Полное среднее 8% 8,5% 11,8% 10,7% 8,5% 19,5%

Начальное профессиональное 7,1% 5,6% 5,9% 21% 2,8% 9,7%

Среднее специальное 35,7% 22,7% 35,5% 33% 21,7% 32%

Высшее 10% 11,1% 10,8% 11,8% 13,5% 9%

Итак, общей особенностью всех групп испытуемых является низкий уровень образования родителей. Но отмечается высокий показатель преступности в семьях со средним образованием. В семьях родителей с высшим образованием дети не реже совершают преступления, чем в семьях, где у родителей отсутствует образование. Таким образом, четкой взаимосвязи между наличием или отсутствием образования у родителей и применением деструктивной воспитательной методики нет. Следовательно, влияние образовательного уровня родителей конечно же весомый фактор, но в большей степени воспитание ребенка зависит от уровня правосознания родителей, от уровня внутренней культуры, умения уважать и чтить закон и нормы морали. Формирование этих качеств не зависит от институтского образования, напротив, находится в прямой взаимосвязи с общекультурным уровнем человека. Вместе с тем данный фактор является весьма весомым в процессе внутрисемейного воспитания. Так, родители, обладающие меньшим уровнем образования, имеют больший потенциал к созданию неблагоприятного воспитательного микроклимата в семье. Следствием этого может быть отсутствие способностей развивать духовные потребности и познавательные интересы детей. Таким образом, в описываемых семьях процесс социализации ребенка протекает морально деформированным образом. Не случайно, по данным нашего исследования, в 89% случаев образование, полученное осужденными женщинами, было либо эквивалентным образованию родителей, либо ниже его. Лишь в 11% случаев ребенок получал более высокое и квалифицированное образование, нежели родители. Но отсутствие подобающего уровня образования и неполный состав семьи не являются определяющими факторами, формирующими преступный умысел. Огромное значение в этой сфере принадлежит характеру взаимоотношений в семье, а также условиям воспитания. По нашему мнению, любые, даже самые благополучные, факторы (наличие обоих родителей, высшего образования у них и др.), преломленные сквозь призму безнравственного и аморального воспитания, станут благодатной почвой для формирования криминальных наклонностей. Разработкой вопроса о влиянии семейной атмосферы на формирование жестких, антиобщественных установок личности занимались В. В. Ковалев, И. С. Кон, Ю. М. Антонян, Е. Г. Самовичева, А. Р. Ратинов, С. А. Беличева и др. <9>. Под отрицательной семейной атмосферой они понимают конфликтные отношения между ближайшими родственниками, гиперопеку, дефицит эмоционального общения, безнадзорность, отсутствие включения детей в структуру внутрисемейных отношений и др. ——————————— <9> Антонян Ю. М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений. М.: ВНИИ МВД СССР, 1983; Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993; Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979; Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979; Ратинов А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

Неблагополучность воспитательного процесса в семье может быть связана с сознательным неправомерным воспитанием и с неосознанной демонстрацией родителями антиобщественного поведения. Иными словами, существуют семьи, в которых антиобщественно направленное поведение — это норма. Для других семей дело обстоит иначе: эти семьи высокоморальны, но в силу каких-либо обстоятельств не умеют или не могут воспитывать. Так, многие из родителей сознательно заблуждаются относительно целей и задач, а также средств воспитания своих детей. Все разновидности семейного неблагополучия приводят к «браку» в воспитательной работе, к появлению «трудных» подростков со смещенным представлением о долге, обязанностях, нравственных нормах. Возникает цепная реакция: ошибка в воспитании — трудный подросток — конфликт подростка с миром взрослых — правонарушение как конечное звено, замыкающее эту цепь. М. Камлоши, разрабатывая проблему, выделил три типа семьи: положительная, изменяющаяся и отрицательная. К числу положительных семей он отнес дружные семьи, где супруги равноправны, авторитет родителей основан на их компетентности, образованности и моральном поведении. В категорию изменяющихся отнесены семьи, отношения между родителями в которых неустойчивы, но семья остается сохраненной в силу более сильных объединяющих членов семьи позитивных факторов, нежели причин неустойчивости. Отрицательные семьи — это семьи, в которых между родителями существуют неразрешимые противоречия. По мнению автора этой теории, отдельные элементы семейного быта не являются определяющими; решающее влияние оказывает семейная атмосфера в целом, рождающаяся из взаимодействия всех элементов, присущих данной семье <10>. ——————————— <10> Камлоши М. Влияние семейной атмосферы на отношение учеников 10 — 14 лет к учебе и работе // XVIII Международный психологический конгресс. Т. 35. М., 1966. С. 203 — 209.

В этой связи предложим свою градацию криминальных семей, положив в основу классификации такие критерии, как образовательный уровень семей, уровень правосознания и психологический климат в семье. Семьи с высоким уровнем образования, низким уровнем правосознания и нестабильным психологическим климатом. В этих семьях пролонгируется стремление к достижению целей любыми способами и средствами. Дети вырастают целеустремленными, но бескомпромиссными и готовыми даже на совершение преступления для достижения поставленной цели. Родители в этих семьях, как правило, очень благополучны, вместе с тем они не гнушаются применением физического насилия для доказательства своей правоты. Семьи с невысоким уровнем образования, низким уровнем правосознания и нестабильным психологическим климатом. Это так называемые маргинальные семьи. В них родители не имеют материальной возможности для поддержания своих детей. Ребенок, как правило, растет безнадзорным и невостребованным; видит насильственные способы разрешения противоречий. Как результат — замкнутый, озлобленный ребенок, рано уходящий из семьи на улицу. Отдельно следует выделить семьи, в которых демонстрация примеров аморального поведения происходит вследствие отсутствия умысла родителей. Десоциализация происходит по причине отсутствия родительского осознания последствий своего поведения. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Отсутствие участия одного из родителей в период воспитания ребенка может привести к формированию определенного рода личностных особенностей. Большинству осужденных женщин свойственно только материнское воспитание. Следовательно, процесс социализации проходит «однобоко», делая тем самым ребенка более угрюмым, замкнутым, эмоционально жестоким. Согласно проведенному исследованию общеобразовательный уровень родителей испытуемых является низким. Данный показатель возрастает пропорционально уровню социальной дезадаптации испытуемых. Уровень образования родителей осужденных является весьма функциональным фактором в сфере формирования антисоциальных наклонностей. Основным фактором воспитания, способным повлиять на формирование антисоциальных наклонностей, является психологический климат в семье. Применение психического и физического насилия способно породить равные психологически дезадаптивные процессы. Еще одним фактором, влияющим на качество воспитания, является степень родительского участия в воспитательном процессе. Определенная часть опрошенных женщин росла, будучи предоставленной сама себе. Респонденты часто отмечают насильственный характер воспитательных мер со стороны родственников и воспитателей детских домов и школ-интернатов. Подводя черту, отметим, что такие факторы, как отсутствие полной семьи наряду с низким образовательным уровнем родителей, отсутствие родительского внимания и воспитание родственниками либо представителями государственных учреждений, сопровождаемое применением физического или психологического насилия, приводит к нарушению процесса социализации и к необратимым изменениям личностных особенностей, деформирует психику, искажает морально-ценностные ориентиры, приводит к развитию паразитических привычек, и как следствие, к совершению преступления.

——————————————————————