К истории принятия Семейного кодекса 1995 года
(Кузнецова И. М.)
(«Семейное и жилищное право», 2007, N 1)
К ИСТОРИИ ПРИНЯТИЯ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА 1995 ГОДА
И. М. КУЗНЕЦОВА
Кузнецова И. М., заместитель руководителя аппарата Комитета по делам женщин, семьи и молодежи.
С 1 марта 1996 г. вступил в силу новый Семейный кодекс Российской Федерации. Обновление семейного законодательства было связано с коренными изменениями в политической, социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важнейшие социальные институты общества, какими являются брак и семья.
Разработчики Семейного кодекса исходили прежде всего из самой сути внутренней политики Российского государства, основой которой является забота о человеке, его благе.
С принятием Семейного кодекса регулирование семейных отношений было приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ. Оно обогатилось положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международно-правовых актов, ратифицированных Россией. Так, поскольку с принятием ГК из предмета регулирования семейным законодательством были полностью исключены вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, то соответствующие положения не были отражены в Семейном кодексе. Они появились чуть позже — в Федеральном законе об актах гражданского состояния, до принятия которого действовали нормы КоБС (раздел IV) в части, не противоречащей ГК и СК (см. п. 2 ст. 168 СК).
Кодекс учел практику применения действующего законодательства и критику его отдельных положений. Вместе с тем в Кодексе были сохранены положения прежнего законодательства, правильность которых была подтверждена жизнью.
Текст Семейного кодекса основан на конституционных нормах о защите семьи, материнства, отцовства и детства государством. Его основными целями стали: укрепление семьи, обеспечение эффективной правовой защиты ее членов в новых социально-экономических условиях, приоритетная охрана интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособных членов семьи.
В Семейный кодекс были включены новые для российского законодательства институты и нормы: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, права детей в семье, приемная семья и др. Закреплены положения, выработанные судебной и прокурорской практикой, практикой органов опеки и попечительства, органов загса. Получил отражение положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах. Разработчики Кодекса тщательно изучили законодательство о браке и семье Германии и Франции, обратились и к семейному праву США.
Нормы Семейного кодекса, посвященные регулированию семейных отношений с участием иностранных граждан, были подготовлены с учетом соглашений и конвенций, участником которых является Россия, и прежде всего Конвенции стран — членов СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», мировой законодательной практики.
Непосредственная подготовка текста нового Кодекса, регулирующего отношения между членами семьи, была начата по инициативе Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи первого созыва Государственной Думы РФ (1994 — 1995 гг.). В его основу была положена концепция совершенствования законодательства о браке и семье, разработанная в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
В состав рабочей группы по созданию проекта Кодекса были приглашены известные специалисты в области семейного права: М. В. Антокольская, Ю. А. Королев, И. М. Кузнецова, Н. И. Марышева, М. Г. Масевич, А. М. Нечаева, О. А. Хазова. Текст проекта, подготовленный рабочей группой, прошел правовую экспертизу во всех ведущих научных правовых центрах: Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Московской государственной юридической академии, Исследовательском центре частного права при Президенте Российской Федерации. Немалую роль в разработке норм Кодекса сыграло и участие практических работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. К разработке каждого института семейного законодательства привлекались научные и практические работники, в том числе специалисты в иных областях знаний — медики, социологи.
Проект Семейного кодекса был одним из немногих законопроектов, затрагивающих права граждан, опубликованным до его принятия в «Российской газете». В ответ на эту публикацию поступило немало откликов граждан и общественных организаций, которые были обобщены. Многие из поступивших предложений были учтены при доработке текста Кодекса.
До принятия Кодекса были проведены и парламентские слушания, посвященные предстоящей реформе. В слушаниях участвовали представители органов власти субъектов Российской Федерации, что сыграло большую роль при дальнейшем обсуждении Кодекса, ведь семейное законодательство — предмет совместного ведения России и ее субъектов. В слушаниях приняли участие также представители научной общественности и общественных организаций.
В целом подготовка проекта Кодекса была недолгой и заняла около двух лет.
Бурные споры возникали при обсуждении отдельных институтов Кодекса, в частности, по вопросу о необходимости включения в российское семейное законодательство положений о брачном договоре. Более того, самым дискуссионным стал более общий вопрос — о допустимых законом соглашениях между членами семьи. Основная цель разработчиков текста Кодекса в этой связи состояла в усилении диспозитивных начал в семейном законодательстве. В то же время сторонники ортодоксальных семейно-правовых позиций с этой идеей категорически не соглашались.
С проблемой соглашений в семейном праве был связан и другой дискуссионный момент. Много времени было уделено обсуждению проблемы применения гражданского законодательства к семейным отношениям. В результате, как представляется, в статьях 4 и 5 Кодекса появилась оптимальная формулировка, определяющая порядок и условия такого применения. Как показывает десятилетний опыт действия СК, она оказалась наиболее удачной.
Институт брака рассматривался участниками обсуждения текста Кодекса с довольно традиционных позиций. Однако серьезные споры возникли при рассмотрении вопроса о брачном возрасте.
Разработчики проекта предлагали, чтобы в федеральном Кодексе были закреплены нормы, определяющие условия и порядок выдачи разрешения на вступление в брак лицам в возрасте от 14 до 16 лет. Это предложение было связано с целым рядом обстоятельств, среди которых — распространение ранних браков, а также установление гражданским законодательством 14-летней границы для определения объема дееспособности. Между тем эта идея не была поддержана при принятии Кодекса, и соответствующая норма была исключена из проекта еще до процедуры второго чтения. В результате решение этого вопроса было отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, многие из которых, кстати говоря, даже не установили нижнюю границу брачного возраста в своих законах. Рассмотрению данного вопроса было посвящено отдельное расширенное заседание Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.
Интересно отметить, что Семейный кодекс был принят Государственной Думой сразу во втором и третьем чтениях (что встречается нечасто и свидетельствует о редком единодушии депутатов). Как представляется, необходимые предпосылки к такому скорому принятию создало именно широкое и открытое обсуждение проекта Кодекса в российском обществе.
В момент принятия, о котором идет речь, на обсуждение был вынесен фактически только один вопрос — о взыскании алиментов на содержание детей, достигших совершеннолетия. В проекте содержалась норма, в соответствии с которой родители были обязаны таких детей содержать (до достижения ими 23 лет) при условии, что ребенок обучается в государственном вузе, а также с учетом материального положения обоих родителей.
Эта идея подверглась жесткой критике со стороны фракции ЛДПР, в результате чего в ходе принятия Кодекса соответствующая норма была утрачена (единственная норма, которая была исключена из текста проекта в ходе процедуры второго чтения).
Между тем годы показали, что вопрос о содержании студентов — далеко не праздный. В Комитет не перестают обращаться одинокие матери, дедушки и бабушки выпускников школ с вопросом — на какие средства содержать детей, получающих мизерную стипендию и не имеющих пока самостоятельного дохода.
В заключение отмечу, что на проверку Кодекс оказался жизнеспособным и жизненно важным федеральным законом. Новая кодификация семейного законодательства способствовала усилению правовой защищенности членов семьи, а также упрочению правовых основ развивающегося в стране демократического процесса, утверждению идеалов и ценностей правового государства, к которым, без сомнения, относится семья, семейный образ жизни.
——————————————————————