Муниципальная практика предупреждения жестокого обращения с детьми и подростками (международный и российский опыт)

(Гирфанов Р. М., Калинкина М. Ю.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 1)

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ)

Р. М. ГИРФАНОВ, М. Ю. КАЛИНКИНА

Гирфанов Р. М., кандидат педагогических наук.

Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками. Жестокое обращение с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети. Рассматривая теоретический аспект, вспомним, что существуют два подхода, объясняющие причины жестокости в семье: социальный и психологический. Социальный подход рассматривает жестокость в семье как принятую социокультурную обусловленность решения конфликта путем насилия в социальной группе. Причинами выступают стереотипы семейных отношений, воспитание с детства, низкое социальное и материальное положение в семье, постоянные ссоры и проблемы, которые приводят к стрессам, а те — к жестокому обращению со своими домочадцами. Психологический подход объясняется наличием психологических заболеваний у членов семьи, отрицательного личного опыта родителей, пережитого ими в детстве, характерами личности, поведения ребенка или родителей, а также употреблением алкоголя и наркотиков. Обращаясь к статистическим данным, видно, что в 2002 г. в результате насилия погибли 3227 детей, тяжкий вред здоровью причинен 3918 несовершеннолетним <1>. По информации Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей, около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению в семье. 10% детей умирают от полученных побоев <2>. ——————————— <1> Игорева Е. Виноват уж тем, что родился: Жестокость и насилие по отношению к «цветам жизни» продолжают расти и расширяться. Почему? // Человек и закон. 2004. N 2. С. 17, 18. <2> Филиппов Н. Ах, зачем я на свет появился?.. // Человек и закон. 2004. N 6. С. 6 — 12.

К сожалению, обиды, стрессы, психологические проблемы у детей, а также переносимые порой в школе издевательства со стороны одноклассников часто остаются незамеченными членами семьи. Родители, которых дети раньше воспринимали как опору в жизни, оказываются беспомощными, неспособными защитить ни себя, ни их. Дети постепенно замыкаются в себе, испытывают эмоциональное сиротство, а порой агрессию, накапливают обиды в себе, вследствие этого может появиться невротический страх смерти, приводящий к расстройствам внимания и памяти, снижению успеваемости в школе и нежеланию учиться. Ребенок перестает адекватно реагировать на окружение, что, в свою очередь, усугубляет депрессивное состояние матери или членов семьи. Бывает и наоборот. У ребенка появляются мысли о суициде <3>. Из-за жестокого обращения с несовершеннолетними ежегодно кончают жизнь самоубийством из 8000 детей, совершающих самоубийство за год, примерно 2 тысячи детей и подростков <4>. 8 — 9 тысяч получают телесные повреждения, 50 тысяч уходят из семей, 6 тысяч убегают из детских домов и интернатов <5>. ——————————— <3> Суицид — это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. <4> Неверова О. 8000 детей-самоубийц за год // Известия. 2004. 17 апр. <5> Джалагония В. Кого люблю, того и бью // Эхо планеты. 2004. N 30. С. 11.

Нельзя не отметить и тот факт, что о росте семейного неблагополучия свидетельствует постоянное увеличение числа родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей. Увеличилось число родителей, жестоко обращающихся с детьми, не выполняющих свои конституционные обязанности по заботе о детях и их воспитанию. За первое полугодие 2004 г. 54 тысячи неблагополучных родителей поставлены на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Возбуждено 1864 уголовных дела в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, по фактам жестокого обращения с детьми привлечено к ответственности 2,3 тысячи родителей либо лиц, их заменяющих <6>. К уголовной ответственности по фактам жестокого обращения с детьми привлечено более 2 тысяч родителей. Ежегодно 60 тысяч женщин лишают материнских прав <7>. В 2003 г. у родителей, лишенных родительских прав, отобрано более 60 тысяч детей. В 50% случаев родительских прав лишены оба родителя <8>. ——————————— <6> Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. 2004. N 4. С. 12. <7> Джалагония В. Кого люблю, того и бью // Эхо планеты. 2004. N 30. С. 11. <8> Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. 2004. N 4. С. 4, 5.

Как известно, Российская Федерация ратифицировала ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с семейным насилием в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларация ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин» и другие международно-правовые акты. Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана уже существующая законодательная база социальной работы, принятые на федеральном уровне Законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Вместе с тем в Российской Федерации наметился переход от карательных мер к социальному поддерживающему и терапевтическому воздействию. Безусловно, по роду и специфике деятельности каждое из ведомств (здравоохранение, образование, милиция), получая оперативную информацию о факте насилия над детьми в семье, может и должно реагировать на своем уровне и своими средствами. Интересно отметить, что эффективность защиты от насилия зависит от комплекса различных мероприятий. В России работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами. Например, кризисные центры, убежища стационарного и дневного пребывания, телефоны доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, комплексное социальное обслуживание населения <9>. ——————————— <9> Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие / Под ред. Л. С. Алексеевой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. С. 208.

Работа ведется по двум направлениям. Первое предусматривает оказание помощи эмоционального, неврологического, поведенческого, общемедицинского характера. Пострадавшему от насилия в семье ребенку требуется медицинская помощь, психологическая, а также материальная поддержка, социально-педагогическое сопровождение. Второе направление — решение комплекса социальных проблем ребенка и восстановление нарушенного баланса. Защита детей от насилия в семье может осуществляться в любой из указанных организационных структур системы социального обслуживания. Однако предпочтение, к сожалению, по-прежнему отдается специализированным стационарным учреждениям (приютам и социально-реабилитационным центрам), в которые ребенок попадает надолго. В Семейном кодексе РФ закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов. Но сообщать об этом надлежит не в органы социальной защиты по месту фактического местонахождения ребенка, а в органы опеки и попечительства. Именно последние принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Они же могут отобрать ребенка у родителей (или у одного из них), при этом сначала требуется уведомить прокурора, затем в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родительских прав (ст. 77 СК РФ). Как видно, вся эта процедура излишне бюрократизирована и растянута во времени. К тому же органы опеки начинают работать только со случаями, принимающими крайние, необратимые формы, и никак не влияют на возможность их предупреждения и устранения. Ни для кого не секрет, что во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют не правоохранительные органы в сотрудничестве с органами опеки, попечительства, местного самоуправления, а специалисты по социальной работе. Именно у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому его работа оказывается наиболее профессиональной, жизнеспособной и эффективной <10>. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями (вплоть до возбуждения уголовного дела и ходатайства об отчуждении ребенка от родителей). ——————————— <10> Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 21 — 69.

Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективна временная изоляция пострадавшего ребенка (например, помещение ребенка в приют для проведения с ним реабилитационных мероприятий, временное устройство в фостерную семью и даже арест родителя от 15 до 30 суток). Жертва получает некоторую передышку для обретения чувства безопасности и уверенности в себе. Только в том случае, когда поведение родителей и после применения к ним санкций (со стороны милиции, органов опеки, врачей, педагогов, соседей и родственников) остается без изменений, необходимы другие, более кардинальные, меры. Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются не столько благородным намерением, сколько элементарной необходимостью. Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это — прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а также наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течение 48 часов вступают вместе с полицейским и медработником в контакт с семьей (если случай очень тяжелый — немедленно). Заметим, что работают такие службы круглосуточно и без выходных. При этом социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителями полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает за их поведением, оценивая реальные условия жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка. Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры. Согласия или разрешения родителей не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае неподтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка. Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась. Только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции. В отдельных случаях по решению суда виновного родителя вынуждают покинуть дом, где он проживает и куда должен вернуться после реабилитации ребенок. Заметим, что в соответствии с законодательством США осуществляется помощь детям и подросткам из асоциальных семей по Программе «Самостоятельная жизнь». Программой руководит Министерство здравоохранения США. В соответствии с ней оказывается помощь подросткам в овладении навыками обыденной жизни, в осознании ответственности социального поведения, обучении навыкам межличностного общения. В частности, предоставляются учителя для подготовки к экзаменам, оказывается помощь в поиске работы. Подростков учат писать резюме, проходить интервью при поступлении на работу, разрешать конфликты на работе, тем самым сохранять рабочее место. В этой Программе осуществляется контроль над подростками, т. е. что они покупают из одежды, как питаются, какое у них поведение в общественных местах. Согласно § 29a «Полицейского закона» США главе семьи, применившему насилие, на две недели запрещен доступ в дом и любые контакты с женой и детьми. Во многих штатах США, например, еще в конце 60-х годов прошлого столетия было принято законодательство, обязывающее граждан сообщать властям о каждом случае подозрения на плохое обращение с детьми. Целесообразно отметить, что уровень проявлений жестокости во французских семьях столь же высок, как и в России. В России процент неполных семей почти такой же высокий, как и во Франции. Во Франции существует Государственный институт помощи жертвам насилия, который занимается анализом всех случаев проявления насилия над личностью и разработкой мер противодействия этому. Система помощи едина для всей страны и поддерживается действующими информационными средствами. Она нацелена на то, чтобы в защите детства участвовало все население, все граждане. По номеру телефона 119 можно связаться бесплатно круглосуточно с профессиональным работником государственной службы помощи малолетним детям. По названному адресу немедленно направляется группа специалистов во главе с инспектором службы социальной помощи. Также можно обратиться к врачу Государственной службы защиты материнства и детства (Protection maternelle et infantile — PMI) либо к инспектору Службы социальной помощи детству в Управлении департамента по санитарным и социальным вопросам (Direction departementale des affaires sanitaires et socials — DDASS). Можно обратиться в суд, где есть специальный судья по вопросам детства (ювенальный суд). Ювенальный судья, как и республиканский прокурор, может оказать действенную помощь конкретной семье или же, в случае необходимости, изолировать ребенка от семьи <11>. ——————————— <11> Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. 2003. N 4. С. 40.

В случаях, требующих немедленной изоляции ребенка от семьи, у инспектора есть выбор: он может поместить ребенка в казенную атмосферу приюта либо в хорошую семейную обстановку. В службах социальной помощи помимо адресов приютов имеется список надежных семей, семей-приютов, готовых в любой момент принять чужого ребенка. Эти семьи тщательно отбираются из числа добровольцев, и службы социальной помощи должны платить таким семьям за каждый день пребывания у них чужого ребенка. Впрочем, в такую семью инспектор службы социальной помощи может поместить ребенка не только в случаях плохого с ним обращения, но и когда в семье заболели или госпитализированы родители, по просьбе родителей. В Германии существует похожая система помощи в случае кризисных ситуаций, при которых один из родителей должен заботиться о ребенке в возрасте до 14 лет или оба родителя по причинам здоровья <12> или другим экстренным причинам не могут выполнять свои родительские обязанности, поддержка оказывается тем, кто не в состоянии их выполнить. Поддержка ребенка при отсутствии обоих родителей осуществляется в домашних условиях. ——————————— <12> Причинами нездоровья являются нахождение в больнице, на курорте или заболевание дома, не позволяющее обеспечить уход за ребенком. Другими причинами ухода ребенка в кризисной ситуации являются неизбежная необходимость ухода за другими членами семьи, прохождение терапии или кратковременное нахождение под следствием или в тюремном заключении. В кризисных ситуациях ребенок имеет право предъявления иска на сопровождение и уход при наличии определенных условий.

Давая характеристику видам помощи, отметим, что существует несколько форм. Примером стационарной помощи является такая форма помощи, где ребенок остается в семье, но ему оказывается педагогическая и терапевтическая помощь с привлечением родителей. О «взятии под присмотр», которое часто связано с расположением на короткое время, указывается Законом о помощи детям и молодежи (§ 42). Оно осуществляется в тех случаях, когда дети и молодые люди сами обращаются в службу неотложной помощи, прося о «взятии под присмотр», или когда полиция находит детей и подростков в местах, опасных для жизни несовершеннолетних, и доставляет их в службы неотложной помощи. Главной причиной самообращения в такие службы и места защиты молодежи является регулярное нахождение в беде, побег из дома, насилие в семье, боязнь возвратиться домой или получение информации о ночлеге. В данном случае под насилием подразумевается следующее: — избиение; — пренебрежительное отношение, когда ребенка запирают в детской кроватке, детской комнате и уходят, оставляя его одного; — сексуальное принуждение с использованием доверия и беззащитности ребенка для удовлетворения собственного проявления власти; — принуждение взрослым девочки или мальчика совершать действия сексуального характера; — просьба взрослого к девочке или мальчику показаться ему обнаженным; — показ взрослым ребенку порнографических снимков или видеозаписей и предложение принять участие в подобных мероприятиях; — прикосновения взрослого половым органом к телу ребенка; — принуждение взрослым ребенка к анальному, оральному или вагинальному половому акту <13>. ——————————— <13> Овичинская Ю., Горев О. Ранний секс. Изнасилование детей — распространенное в Германии преступление // Форум. 2005. N 7(35).

В таких ситуациях пострадавшие просят о временном приюте. Все чаще возникает потребность в увеличении предложений помощи молодым людям, особенно в больших городах. Во время нахождения в службе неотложной помощи или в месте защиты детей ведомство по делам молодежи берет на себя временно право опеки такой персоны, что означает право на присмотр, воспитание, место нахождения. Вместе с тем социальные работники в течение определенного времени оповещают родителей детей и подростков о месте их нахождения. Если родители настаивают на возвращении ребенка домой, хотя его благополучию грозит опасность, то социальные работники обращаются в семейный суд. До решения суда ребенку гарантируется место на пребывание в службе неотложной помощи. Там совместно с ребенком обговариваются дальнейшие шаги. Во время «взятия под присмотр» детям и подросткам предлагается возможность уведомить пользующуюся их доверием персону. Социальные работники консультируют подопечных в их праве на поддержку и помощь. В дополнение к классическому воспитанию в интернатных учреждениях в Законе особое внимание уделяется размещению в других, находящихся под присмотром специалистов формах проживания (betreute Wohnformen): проживание самостоятельно под присмотром, проживание в жилых группах под присмотром педагогов, а также индивидуальной интенсивной социально-педагогической работе наблюдения для особенно восприимчивых к опасности подростков (§ 34, 35). «Отдельное проживание под сопровождением» касается тех молодых людей, которые не хотят или не могут проживать в группах, но нуждаются в консультировании. Они живут в маленьких группах по одному или вдвоем. Для них согласно групповым педагогическим требованиям имеется центральное место и обязательное время для встреч. На каждого молодого человека отводится в среднем по 10 часов в неделю для консультации и сопровождения. Это соответствует 30-часовому объему работы каждого из консультантов с шестью молодыми людьми. Другой формой проживания является «послесопровождающее проживание молодежи», следующее после «проживания под сопровождением» или после «отдельного проживания под сопровождением». При этом молодые люди живут отдельно (в квартирах, предоставленных местными органами власти, в молодежных группах, общежитиях), но все еще нуждаются в почасовом сопровождении. В практике воспитательной и социально-адаптационной работы по оказанию помощи молодежи в Германии известна такая форма, как проживание одного или небольшой группы подростков в специально снятой для этого квартире (это может сделать как государственная, так и негосударственная организация из сферы помощи молодежи). При этом 1 — 3 раза в неделю социальный педагог или работник, а при необходимости и другие специалисты приходят и обсуждают с подростками возникающие вопросы как в сфере воспитания, так и в бытовой сфере. При необходимости возможно также постоянное присутствие/проживание с подростками социального работника. Эта форма развивается в последнее время как альтернатива интернатным учреждениям или также как форма помощи молодым людям после интернатного учреждения. Наличие квалифицированного присмотра обязательно. Кроме этого, развилась такая форма проживания, как «молодежное проживание в группе под сопровождением», которая состоит из 5 — 6 подростков, живущих в отдельных самостоятельно оформленных комнатах, пользуясь общей для всех гостиной комнатой. Сопровождение обеспечивается двумя консультантами, работающими по 30 часов в неделю. Оба педагога, работая в буднее время с 6.00 до 20.00 часов, консультируя и сопровождая группы, выполняют функции контактного лица. Реализация таких предложений по форме проживания происходит преимущественно негосударственными организациями. На наш взгляд, опыт работы отдела по содействию в воспитании ведомства по делам детей, молодежи и семьи города Бонна <14> (ФРГ) требует пристального внимания. ——————————— <14> Ведомство — это муниципальный орган, такой, как Комитет по делам семьи и молодежи города.

Отдел по содействию в воспитании ведомства по делам детей, молодежи и семьи города Бонна <15> ориентирован на работу с семьями с детьми со школьного возраста, а также на молодежь от 18 лет. ——————————— <15> Angewandte Methoden der Familienbetreuung in der ambulanten Hilfe zur Erziehung // Fachdienst Erziehungsbeistandschaften in Amt fur Kinder, Jugend und Familie der Bundesstadt Bonn, Rolf Assenmacher, Mai 2005.

Заметим, что в Германии дается четкая возрастная градация молодежи, так как ряд своих услуг Закон адресует определенным возрастным группам. При этом используются следующие понятия <16>: ——————————— <16> § 7 (1) Kinder — und Jugendhilfegesetz — KJHG.

Ребенок Все, кто не достиг 14 лет Подросток Кто достиг 14, но не старше 18 лет Молодой совершеннолетний Кто достиг 18, но не старше 27 лет Молодой человек Все, кто не достиг 27 лет

Социальная и семейная интеграция в обществе, поддержание молодых людей в процессе становления их самостоятельности и избежание повышенных затрат семьи в связи с воспитанием детей — основные цели вышеназванного отдела. Одним словом, главная цель этого отдела — помогать родителям воспитывать своих детей, преодолевать кризисы в семье. Сотрудники должны иметь диплом социального педагога, а также пройти специальные курсы по методам консультации. Кроме того, иметь многолетний опыт работы по работе с семьями, уметь контактировать с другими специалистами. Специалисты не являются муниципальными служащими. Они работают, как женщины, так и мужчины, 38,5 часа в неделю. В их распоряжении 1 бюро, 1 комната для консультаций, телефон, факс, компьютер, доступ к Интернету, автомашина (частная и от отдела), терапевтические материалы, игрушки. В частности, сотрудникам выдается до 600 евро в год на карманные расходы и предоставляется возможность использовать ресурсы на месте: школа, садик, комната отдыха, спортивные площадки. Стандартные условия обязанностей сотрудников: посещать семью и уделять ей по 3 — 4 часа в неделю, консультировать семьи, помогать воспитывать, уделять время конкретному ребенку или подростку в его социальном окружении, а также научить подопечного быть в социальном окружении. Таким образом, сотрудник может иметь под опекой пять семей, это максимум, и наблюдать их 1 или 1,5 года. Как это выглядит на практике? Он сам себе составляет график, может поехать к семье на собственном автотранспорте (за бензин отдел заплатит), приезжает, ведет беседу с семьей: какие у них на данный момент трудности с ребенком? Родители проводят беседу со специалистом, ребенок также может присутствовать. После этого сотрудник может сводить ребенка в кино, в бассейн, угостить в кафе, узнать про успеваемость в школе и др. Каким образом выявляются семьи, где нужна помощь? Во-первых, родители могут сами прийти в ведомство и попросить о помощи. Как правило, это следующее: — конфликты между детьми и родителями, с братьями и сестрами; — проблемы воспитания в семье; — поведение и успеваемость в школе; — неумение организовать распорядок дня; — болезнь, инвалидность, зависимость (от алкоголя, наркотиков, курения) в семье; — семейная, школьная и социальная интеграция после оказания стационарной помощи; — проблемы с работой, финансами, жильем. Во-вторых, работники школ, детских садов и других учреждений могут позвонить и сказать, что успеваемость у ребенка плохая, что с ним обращаются плохо, он рано утром приходит ненакормленный или просто ученик агрессивный и пр. Особый акцент делают на то, что надо провести проверку, все ли дома в порядке. В-третьих, общественность (знакомые, соседи и др.) сообщает о наличии проблем в семье. Как видно, после того как выявлена семья, специалисты отдела по содействию в воспитании и служба помощи семье (Fachdienst Familien — und Erziehungshilfe) ведомства по делам детей, молодежи и семьи города Бонна проводят совещание, приглашая семью. Их спрашивают, готовы ли они действительно принять помощь и доверять, инвестировать свое время и энергию, могут ли они общаться на немецком языке (если это семья мигрантов). В случае положительного ответа оговариваются цели такого сотрудничества, подписывается договор, организуются консультации. Исходя из вышесказанного, отметим, что изучение российского и международного опыта в области защиты детства свидетельствует о том, что благополучие детей и их нормальное развитие возможно при наличии родителей. Социальная политика, законодательство и работа соответствующих служб должны быть направлены на укрепление семьи, создание у родителей расходов на воспитание и образование детей. Такие стимулы должны включать прямую помощь в виде дотаций и выплат в первую очередь многодетным и малообеспеченным семьям, а также систему непрямого (налогового) стимулирования повышения расходов родителей на воспитание и образование своих детей. В целях предотвращения насилия в семье необходимы широкая пропаганда идей гуманизма, формирование в обществе культуры прав человека, возвращение к традиционным семейным ценностям.

——————————————————————