Развитие специализированных судов в Казахстане
(Юрченко Р.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 1)
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СУДОВ В КАЗАХСТАНЕ
Р. ЮРЧЕНКО
Юрченко Р., член Экспертного совета «Ювенальная юстиция в Казахстане», судья Верховного Суда РК, кандидат юридических наук.
Конституция Казахстана в разд. VII «Суд и правосудие» определяет основополагающие положения, касающиеся судебной системы в стране, закрепив принадлежность судебной власти судам и ее осуществление посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства.
Указание в Конституции форм судопроизводства определило развитие национального процессуального законодательства. Приняты Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, а также Кодекс РК об административных правонарушениях, которые предусматривают определенные Основным Законом формы осуществления судопроизводства соответственно по гражданским, уголовным и административным делам.
Основное количество дел, поступающих в суды, разрешается по существу с вынесением судебного акта районными и приравненными к ним судами, которые являются судами первой инстанции. В соответствии с подсудностью к компетенции указанных судов отнесено рассмотрение гражданских, уголовных, административных дел, производство по которым осуществляется в различных процессуальных рамках, установленных процессуальным законодательством. Разрешение указанных дел судами осуществляется на основании применения разных отраслей права, регулирующих гражданско-правовые, жилищные, семейные, трудовые и иные правоотношения, а также норм материальных законов, определяющих составы уголовно наказуемых или административных правонарушений и устанавливающих ответственность за их совершение.
Применение норм процессуального и материального законов при разрешении судебных дел, различных по своей правовой природе, требует от судей глубоких знаний законов по всем категориям дел. Законодательная база Казахстана объемна, к тому же в последние годы в действующие законы вносится множество поправок, дополнений и изменений, издаются иные нормативные правовые акты, влияющие на юридическую основу правоотношений, что создает определенные трудности в правоприменительной деятельности.
Признается позитивным углубленное изучение определенных проблем, связанных с какой-либо частью конкретных правоотношений, по соответствующим отраслям права, поскольку это существенно влияет на повышение качества и законности принимаемых судами актов по рассматриваемым делам.
Структуры областных судов и Верховного Суда, закрепленные Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей РК», позволяют судьям специализироваться на рассмотрении определенной категории судебных дел. В указанных судах имеются коллегии по уголовным и по гражданским делам, в которых соответственно рассматриваются гражданские и уголовные дела. Кроме того, Закон позволяет создавать в коллегиях специализированные составы. Судебная практика показывает, что такая специализация способствует повышению профессионализма судей в рассмотрении определенной категории дел.
Однако в структуре районных и приравненных к ним судов подобного разделения на коллегии не имеется, в связи с чем одни и те же судьи рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Это отражается на качестве отправления правосудия, поэтому внутри судов с большой численностью происходит не предусмотренное законом деление судей, рассматривающих определенную категорию судебных дел. Фактически в рамках одного районного суда действуют суд по рассмотрению уголовных дел и суд по рассмотрению гражданских дел. Фактическое разделение судей по специализации в одном суде районного звена подтолкнуло реформирование судебной системы по пути создания специализированных судов.
Конституция Казахстана, запрещая создание специальных и чрезвычайных судов, предусматривает возможность осуществления судопроизводства с участием присяжных заседателей, а также не запрещает создание специализированных судов, делегируя регулирование данного вопроса конституционным законам. Согласно п. 4 ст. 75 Конституции судебная система устанавливается Конституцией РК и конституционными законами.
Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей РК», принятый 25 декабря 2002 г., в п. 2 ст. 3 закрепляет наличие в судебной системе специализированных судов: Военного суда войск РК, военных судов гарнизонов. А в п. 3 указанной нормы Конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных судов: военных, экономических, административных, по делам несовершеннолетних и др.
Следует заметить, что в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей РК» не дан исчерпывающий перечень специализированных судов, которые могут создаваться в Казахстане, что является правовой основой для совершенствования и специализации судебной системы в тех пределах, в которых это необходимо для обеспечения высокого качества отправления правосудия.
Одним из приоритетных направлений судебно-правовой реформы явилось образование в Казахстане специализированных экономических административных судов. Предысторией их создания стало упразднение в структуре районных и приравненных к ним судов административных судей, к полномочиям которых было отнесено рассмотрение дел, именуемых в то время материалами об административных правонарушениях.
Но в связи с развитием рыночных отношений, предпринимательства все чаще стали возникать дела о правоотношениях, в которых, с одной стороны, выступают органы, обеспечивающие контроль за соблюдением действующих нормативно-правовых актов в сфере бизнеса, предпринимательства, лицензирования, налогообложения и др., а с другой — физические и юридические лица, допускающие их нарушение. Количество конфликтных ситуаций в указанных сферах жизни и деятельности возрастало, и их характер изменился, соответственно характер дел об административных правоотношениях существенно изменился, и их количество возросло. Все эти и другие факторы стали основанием для создания специализированных судов, которые бы занимались исключительно рассмотрением дел об административных правонарушениях.
Законом Казахстана от 30 января 2001 г. были образованы административные суды во всех областных центрах и крупных городах, которые ежегодно рассматривают огромное количество административных дел, в связи с чем существенно уменьшилась нагрузка на судей судов общей юрисдикции.
Мнение о том, что специализированные административные суды должны заниматься только рассмотрением дел об административных правонарушениях, существенно ограничивает сферу функционирования административной юстиции. Эффективность деятельности административных судов показала, что к их подсудности может быть также отнесено рассмотрение дел, вытекающих из административных правоотношений, которые в настоящее время рассматривают общие суды.
Административные суды могли бы также рассматривать заявления и жалобы на действия и решения, совершаемые или принимаемые должностными лицами, как по общим вопросам жизнедеятельности, так и в рамках уголовного судопроизводства. Например, жалобы на меру пресечения в виде ареста, санкционированного прокурором, а также вопросы, связанные с исполнением приговора: освобождение от наказания осужденного по основаниям, указанным в уголовном законе, о замене наказания на более строгий вид при уклонении осужденного от отбывания назначенного по приговору наказания, о применении закона, имеющего обратную силу, о применении амнистии, продлении, изменении, прекращении принудительных мер медицинского характера, о снятии судимости и др.
Специализация судов должна коснуться и такой специфической группы дел, рассматриваемых судами, в которых в той или иной мере затрагиваются интересы несовершеннолетних.
Физическое и психическое благополучие в детстве, правовые гарантии прав несовершеннолетних позволят обществу в будущем иметь интеллектуально развитых личностей, способных на высоком профессиональном уровне участвовать в создании национальных богатств, успешно решать экономические, социальные, политические проблемы жизни общества. Здоровый генофонд, будущие родители — это та часть населения, которая со временем должна заменить ныне работающих, служить в армии, быть физически крепкими, хорошо подготовленными к выполнению важных функций в обществе. В связи с этим обеспечение прав ребенка сегодня — гарантия жизнеспособности общества в будущем.
Во всем мире придается большое значение определению прав несовершеннолетних и выработке механизмов их защиты. В своем Послании народу Казахстана Президент Н. А. Назарбаев выдвинул одной из важнейших задачу повышения благосостояния многодетных семей, указал на меры и способы защиты прав семьи, детства, материнства.
8 июля 1994 г. Казахстан ратифицировал без оговорок Конвенцию о правах ребенка, принятую 20 ноября 1989 г. на основании Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно ст. 44 данной Конвенции государствам-участникам рекомендовано представлять доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав. Первоначальный доклад Казахстана о выполнении Конвенции о правах ребенка был рассмотрен на заседании Международного комитета по правам ребенка 4 — 6 июня 2003 г.
Следует отметить, что в Казахстане немало сделано по укреплению механизмов защиты прав ребенка. Прежде всего создана законодательная база, регулирующая правоотношения, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних. В частности, приняты Гражданский, Уголовный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, которые регулируют многие правоотношения, участниками которых являются несовершеннолетние. Законы РК «О браке и семье», «Об образовании», «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» направлены на создание нормальных условий воспитания несовершеннолетних. Эти и другие достижения в нашей стране отмечены в анализе Международного комитета по правам ребенка, сделанном на основе рассмотрения первичного отчета Казахстана.
Наряду с этим Комитет в п. 65 отметил как существенный недостаток отсутствие в системе правосудия специализированных судей и судов по делам несовершеннолетних, недостаточное количество юристов-профессионалов, специализирующихся в этой части правоприменения, а также работников социальной сферы, государственных педагогов и контролирующих должностных лиц, работающих в данной области. В связи с этим Комитет в п. 66 рекомендовал гарантировать полную реализацию стандартов правосудия по делам несовершеннолетних, а также Стандартных минимальных правил управления правосудием по делам несовершеннолетних Организации Объединенных Наций (Пекинские правила). В связи с этим сегодня весьма актуален вопрос о создании в Казахстане специализированных судов по делам несовершеннолетних.
Следует обратить внимание, что специализация судей по рассмотрению дел, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних, позволит повысить качество правосудия по этим делам, ускорит принятие по ним решений, направленных на восстановление нарушенных прав ребенка, что для несовершеннолетних очень важно. Кроме того, введение специализированных судов по делам несовершеннолетних будет соответствовать развитию прав ребенка, закрепленных в названных международных актах.
Проводимый в Казахстане более двух лет эксперимент по осуществлению судопроизводства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, в рамках которого неукоснительно соблюдались все права подростка, показал положительные результаты. Оказание несовершеннолетним на самом начальном этапе процесса квалифицированной юридической и психолого-психиатрической помощи способствовало укреплению их прав. При этом полностью были исключены нарушения, связанные с принуждением несовершеннолетних к даче показаний, применению к ним пыток, других незаконных методов. Приговоры, вынесенные судьями, участвующими в эксперименте, отличались справедливостью и адекватностью мер уголовно-правового воздействия, примененных к несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений. При сокращении числа несовершеннолетних, подвергнутых лишению свободы, не наблюдался рост рецидивной преступности.
В связи с этим представляется давно созревшим и весьма актуальным вопрос о претворении в жизнь идеи создания в Казахстане судов по делам несовершеннолетних. При этом к подсудности таких судов следует отнести не только рассмотрение уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, но и другие дела, в частности:
1) дела, по которым несовершеннолетние являются жертвами преступлений;
2) дела о преступлениях, включенных в гл. 2 УК РК «Преступления против семьи и несовершеннолетних»;
3) дела об административных правонарушениях несовершеннолетних;
4) дела о применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении малолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, совершивших запрещенные уголовным законом деяния или иные правонарушения;
5) дела о расторжении брака и определении судьбы детей после развода родителей;
6) дела о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
7) дела об установлении отцовства;
8) дела о регистрации рождения ребенка, иных записях в актах гражданского состояния;
9) дела о лишении родительских прав;
10) все вопросы усыновления, опеки, попечительства несовершеннолетних, в том числе и иностранными родителями;
11) все трудовые, жилищные и иные споры, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних;
12) дела об имущественной (материальной) ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними;
13) вопросы, связанные с исполнением приговоров в отношении несовершеннолетних, и др.
Было бы желательным и внесение соответствующих изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Например, в Уголовный кодекс РК:
— в ст. 72 — возможность предоставления отсрочки исполнения наказания осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, следовало бы заменить на обязательность принятия такого решения (хотя бы при совершении преступлений небольшой и средней тяжести, а также при осуждении за тяжкие преступления на срок не свыше 3 — 5 лет);
— в ст. 79 требуется установить минимальные сроки лишения свободы для несовершеннолетних, поскольку по другим видам наказания они установлены;
— в ст. 79, 82 предусмотреть положение об отсрочке применения уголовного наказания для того, чтобы сначала к несовершеннолетним после установления в судебном заседании их виновности применялись меры воспитательного воздействия, а если они не дали результата, только тогда рассматривать вопрос о применении к ним мер уголовного наказания;
— в разд. 6 УК и в соответствующий раздел УИК ввести нормы об отсрочке исполнения назначенного по приговору наказания несовершеннолетним.
Было бы весьма своевременным (если не сказать, что давно уже следовало бы) законодательно определить и закрепить статус воспитательных или воспитательно-лечебных учреждений для малолетних и установить порядок принудительного помещения в них детей, их права и обязанности во время пребывания в них.
В связи с этим следует напомнить, что на IV съезде судей Республики Президент Нурсултан Назарбаев отметил, что «повышению качества отправления правосудия будет способствовать дальнейшее развитие специализации судов. Может быть, следует подумать о создании судов по делам несовершеннолетних и других специализированных судов».
Возможно, перспектива создания специализированных судов по делам несовершеннолетних в стране может быть отдалена на неопределенное время, так как необходимо соответствующее финансирование из бюджета. Но и в этом случае следует вспомнить слова главы государства о том, что экономить на судах мы не собираемся.
В заключение хотелось бы отметить, что Международный комитет по правам ребенка рекомендовал Казахстану представить свои 2-й и 3-й сводные периодические отчеты к 10 сентября 2006 г. Было бы своевременным и позитивным указать в них о выполнении рекомендаций Комитета по приведению правосудия по делам несовершеннолетних в соответствие с международными стандартами, что отражало бы тенденцию нашей страны не только в ее стремлениях к интеграции в международное сообщество, но и свидетельствовало бы о выполнении принятых на себя международных обязательств.
——————————————————————