Историко-правовой анализ развития морского страхования в России
(Платонов А. С.) («История государства и права», 2007, N 16)
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
А. С. ПЛАТОНОВ
Платонов А. С., адъюнкт кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России.
Повреждение и гибель, кража и недоставка товаров — эти негативные явления сопровождали перевозки грузов во все времена. В далеком прошлом, уходя с товарами в заморские плавания, направляя караваны с грузами в незнакомые края, купцы искали защиты и гарантий от возможного ущерба. Защита и гарантия первоначально выражались в создании касс взаимопомощи. Компаньоны «сбрасывались» и помогали тем из них, кто терпел убытки. Развитие мореплавания, заморская торговля дали толчок страхованию грузов. Стали появляться специализированные конторы, которые за определенную предварительную плату брались компенсировать купцам их издержки по перевозке товаров. В элементарном виде страхование грузов известно уже в период Левантийской империи, т. е. в государствах Восточного Средиземноморья. О значимости страхования говорит и другой факт. Родосский морской закон — сборник правил торгового мореплавания, составленный в Византии в VII — VIII вв., являясь одним из первых правовых уложений человеческой цивилизации, впервые дал определение одного из основных постулатов морского страхования грузов и судов — общей аварии <1>. ——————————— <1> Архипов А. П., Гомелля В. Б. Основы страхового дела: Учеб. пособие. М.: Маркет ДС, 2002. С. 15.
Страхование грузов продолжало развиваться прежде всего как часть морского страхования. Один и тот же полис гарантировал возмещение убытков и по грузам, и по судну, на котором они перевозились. Купец нередко был собственником и судна, и груза. Значительное распространение страхование грузов получило в XIII — XIV вв., прежде всего в центрах морской торговли — Генуе, Флоренции <2>. Считается, что именно в Генуе выдан самый древний из дошедших до наших времен полис морского страхования, датированный 1347 г. <3>. С прогрессом морского судоходства грузы все чаще начали перевозить на судах, принадлежащих другим лицам. Интересы всего морского предприятия стали обособляться. В 1681 г. нормы морского страхования получили отражение в Морском ордонансе. Нормы Морского ордонанса были повторены в соответствующих статьях наполеоновского Торгового кодекса 1807 г. Этот Кодекс оказался настолько долговечным, что был упразднен французским законом только 3 июля 1967 г. В этот же период (XVII — XVIII вв.) быстро развивался и английский рынок морского страхования <4>. В 1688 г. закладываются основы будущей могущественный страховой корпорации Ллойда. ——————————— <2> Актуальные вопросы морского права: Сборник научных трудов. М.: Транспорт, 1990. 108 с. <3> Бозриков О. В. Правовые вопросы делимитации морских пространств. М., 1973. <4> Гуреев С. А. Международное торговое судоходство. Международно-правовые проблемы. М., 1979.
В 1779 г. ее страховщики разработали стандартную форму морского полиса, применяемую в основных чертах и в настоящее время. Чуть позже, чем во Франции и Англии, т. е. в XVIII в., но с не меньшей скоростью развивалось страхование грузов в Германии. Здесь оно шло по пути приоритетного развития страхования наземных перевозок товаров. Первыми германскими правилами, регулирующими транспортное страхование, были Гамбургские правила 1847 г. Спустя 20 лет они были переработаны и стали известны как Гамбургские правила 1867 г. В 1897 г. эти правила легли в основу главы о страховании Германского торгового уложения. Начало XX в. отмечено появлением двух важных законодательных актов. В 1906 г. в Англии издается Закон о морском страховании — первый правовой акт для этой страны, где на протяжении столетий морское страхование вообще и страхование грузов в частности регулировались прецедентным правом. Его положения начали строго учитываться в оговорках и правилах Института лондонских страховщиков. Последний был создан еще в 1884 г. как организация, обобщающая и унифицирующая условия морского страхования. В Германии на основе пересмотренных Гамбургских правил были созданы Всеобщие германские страховые правила, известные в страховой практике как Правила АДС 1919 г. <5>. Указанные документы оказывали и оказывают влияние на мировую практику страхования. Для теории и практики страхования грузов представляет интерес даже французский Закон от 3 июля 1967 г. и Декрет от 19 января 1962 г. <6>. Законодательство в области страхования грузов на других ведущих страховых рынках, а именно в США, Испании, Италии, Японии, Канаде, не содержит законодательных актов, имеющих значительное международное признание. Страховой рынок в России не имеет столь древней истории, как в некоторых странах Западной Европы. Появление страховых обществ в России относится к середине XVIII в. Это были агентства иностранных страховщиков. Отечественные страховые организации складываются в конце XVIII — начале XIX в. На первых порах основным полем их деятельности было страхование строений от пожара. ——————————— <5> Lexicon der Wirchaft Versicherung. Berlin, 2003. P. 50. <6> Lexicon der Wirchaft Versicherung. Berlin, 2003. P. 80.
Страхование грузов в России как самостоятельный вид имущественного страхования складывается во второй половине прошлого столетия. В 60 — 70-х годах XIX в. интенсивно развивается страхование грузов (кладей) по волжско-каспийским водным путям, а также страхование экспортных отправок (транспортов) в Азовско-Черноморском (зерно, руда, керосин, уголь), Беломорском (лес, воск), Балтийском (керосин, зерно, металлопрокат) бассейнах. Среди отечественных компаний того времени, широко практикующих страхование грузов, можно выделить «Российское транспортное и страховое общество», общества «Русский Ллойд», «Саламандра», «Якорь», «Надежда», «Волга». Страховое законодательство России в XIX в. ориентировалось на положения германского и французского права. Между тем условия и правила страхования грузов российских страховщиков, их методика котировки рисков и другие стороны работы выделяли отечественное страхование на фоне европейских обществ. Неслучайно при активном участии страховых компаний России в 1874 г. <7> в Берлине был создан Международный союз морского страхования, остающийся и по сей день авторитетнейшим международным объединением страховщиков десятков стран. ——————————— <7> Архипов А. П., Гомелля В. Б. Основы страхового дела: Учеб. пособие. М.: Маркет ДС, 2002. С. 45.
В 1917 — 1921 гг. в связи с общественно-экономической ситуацией в России страхование грузов, как и другие виды страхования, было приостановлено <8>. Лишь в 1921 г. началось оживление хозяйственной жизни, и Народным комиссариатом финансов были утверждены Правила по морскому страхованию грузов, составители которых ориентировались главным образом на Гамбургские правила 1867 г. <9>. ——————————— <8> Зыкин К. С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М., 1983. <9> Clingan Thomas A. Jr. and Kolodkin Anatoly L. (eds). Moscow Symposium on the Law of the Sea. 1991.
Правила по страхованию 1921 г. были рассчитаны в основном на каботажные перевозки. Середина 20-х годов отмечена восстановлением международных торговых связей России. Возникла необходимость в страховании зарубежных морских перевозок. Взамен Правил 1921 г. в 1925 г. были утверждены новые правила Госстраха. Последние ориентировались на положения германских Правил АДС 1919 г. В 1929 г. принят Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, где вопросам морского страхования грузов посвящалась глава XII. В 1968 г. вышло второе издание Кодекса, а с 1 мая 1999 г. начал действовать новый Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Долгое время операции по страхованию грузов осуществлялись Управлением иностранных операций Госстраха и ограничивались внешнеторговыми сделками и каботажными перевозками. Рост внешнеторговых связей страны стимулировал и рост страхования грузов, связанных с этими операциями. Последнее обусловило создание осенью 1947 г. в составе Министерства финансов СССР Управления иностранного страхования СССР — Ингосстрах со статусом самостоятельного юридического хозрасчетного органа. В 1973 г. оно было преобразовано в Страховое акционерное общество СССР (САО «Ингосстрах»). В начале деятельности Ингосстрахом были разработаны Правила транспортного страхования грузов, утвержденные Министерством финансов СССР 24 августа 1949 г. В 1959 г. <10> Правила Ингосстраха были переработаны с учетом новых правил страхования грузов Института лондонских страховщиков. Эти Правила утверждены Министерством финансов СССР 20 октября 1959 г. Они прошли проверку временем, апробированы Международной торговой палатой, международными союзами страховщиков, не говоря уже о десятках тысяч зарубежных страхователей, с которыми заключались и заключаются договоры страхования грузов. Сегодня страхование грузов в России осуществляется в соответствии с Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и опирается на соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации. ——————————— <10> Иоффе О. С. Избранные труды: В 4 т. Т. 1. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Ответственность по советскому гражданскому праву. СПб., 2003.
Морское страхование России до начала XX в. было развито очень слабо в первую очередь из-за незначительности национального торгового флота. Позднее в условиях государственной монополии внешней торговли и государственной собственности на суда необходимости в морском страховании не было, и договоры страхования судов и грузов заключались только тогда, когда этого требовали внешнеэкономические контракты, например ремонт судов на зарубежных верфях, продажа товара на условиях CIF <11> и в некоторых других случаях. ——————————— <11> Условия CIF (cost, insurance, freight) — продавец по этим условиям принимает на себя обязанность заключить два договора: договор морской перевозки и договор морского страхования, в подтверждение которого выдается страховой полис.
Действительная необходимость в морском страховании возникла в РФ только в 90-е годы XX в. В РФ опыт морского страхования очень небольшой, законы, регулирующие морское страхование, относительно новые и правоприменительная практика в этой сфере незначительна. Конечным закреплением норм морского страхования в России было введение в действие Кодекса торгового мореплавания (КТМ) 1929 г., где морскому страхованию была отведена особая глава (гл. XII), оно получило подробную регламентацию в законе <12>. Следует отметить, что нормы этой главы за время многолетнего применения подтвердили свою целесообразность и в ходе кодификационных работ, предшествовавших принятию вначале КТМ 1968 г., потом КТМ 1999 г., были подвергнуты лишь некоторым, преимущественно редакционным, изменениям. Анализ исторического процесса зарождения и развития морского страхования позволяет сделать следующие выводы. С самого начала морское страхование обслуживало международную торговлю и только потом зарождалось как национальное явление. Правила и законы, регулирующие морское страхование, возникали в странах, являвшихся в определенные исторические периоды центрами мировой торговли и судоходства. Этим можно объяснить излишнюю интеграцию международного права в систему национальной системы морского страхования. ——————————— <12> Васильев В. А., Мусин В. А., Федоров Л. М. Морское страхование. Изд-во «Транспорт», 1972. С. 15.
——————————————————————