Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России, пути решения этих проблем
(Никитина Е. М.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 2)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ПРАВ ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ, ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ
Е. М. НИКИТИНА
Никитина Е. М., старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Крестьянский государственный университет им. Кирилла и Мефодия, г. Луга, Ленинградская обл.
В период перехода к рыночной экономике, сопровождающийся расслоением нашего российского общества на два социально-противоположных класса: богатых и бедных, не может не обращать на себя внимания падение социально-нравственных устоев современной семьи, когда даже родители детей из благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за состоянием их здоровья.
Указанные выше неблагоприятные обстоятельства не могли не отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей и подростков, особенностях их развития и поведения.
Делегатами и участниками X Конгресса педиатров России, который прошел с 6 по 9 февраля 2006 г. в Москве, констатировано, что в настоящее время сохраняются устойчивые негативные тенденции динамики состояния здоровья детского населения Российской Федерации. Среди детей всех возрастов растет уровень заболеваемости, инвалидности, сохраняется высокий уровень смертности.
В настоящее время у каждого 7-го из 10 новорожденных выявляются различные нарушения здоровья. Заболеваемость новорожденных за пять лет увеличилась на 13,0%, ее уровень в 2004 г. достиг 6020,6 на 10000 родившихся живыми. В среднем каждый десятый младенец рождается недоношенным и с низкой массой тела.
За последние пять лет заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 19,2%, 15 — 17 лет — на 20,2%. По данным НЦ ЗД РАМН, в настоящее время не более 3 — 10% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми. Среди детей всех возрастных групп отмечается преимущественный рост хронической патологии, частота которой за последнее десятилетие увеличилась на 22%. Наиболее значительно увеличилась частота патологии эндокринной, костно-мышечной систем, органов кровообращения, пищеварения, мочевыделения, анемий, врожденных пороков развития, то есть той патологии, которая является наиболее частой причиной нарушения социальной адаптации и интеграции ребенка.
Ухудшаются показатели физического развития. Число детей, имеющих нормальный вес, снизилось среди мальчиков на 16,9%, среди девочек — на 13,9%. Среди детей с отклонениями массы тела преобладают лица с ее дефицитом (80%). Увеличилось число низкорослых детей (1,5% среди мальчиков и 1,0% среди девочек). Снизились функциональные возможности — на 18 — 20% мышечная сила, на 15% жизненная емкость легких.
Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является уровень детской инвалидности. В настоящее время инвалидами являются почти 584 тыс. детей в возрасте до 17 лет включительно. За последние пять лет показатель инвалидности увеличился более чем на 30% и достиг в 2004 г. 196,4 на 10000 детского населения. Основными причинами детской инвалидности являются соматические болезни (32,6%), психические расстройства (23,0%), болезни нервной системы (20,8%), врожденные аномалии (18,3%).
За последние годы произошло снижение уровня младенческой смертности с 16,9 на 1000 родившихся живыми в 1999 г. до 11,6 в 2004 г.
Дети в возрасте до пяти лет в наибольшей степени определяют демографические потери. В настоящее время уровень смертности детей этой возрастной группы составляет 15,5 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения. За пять лет показатель снизился в 1,4 раза. В то же время этот уровень следует считать достаточно высоким, так как, по данным ВОЗ, в экономически развитых странах он составляет 6%.
Сохраняется высоким уровень смертности детей старше 5 лет (0,4 — 0,5 среди детей до 14 лет и 2 — 2,2 среди детей 15 — 17 лет на 1000 детей соответствующего возраста). Уровень смертности превышает европейские показатели в 1,5 — 2 раза. В структуре причин смерти внешние причины (травмы, отравления, убийства, самоубийства) являются ведущими (48 — 74% в зависимости от возраста).
Значительное ухудшение состояния здоровья детей всех возрастов, рост частоты факторов риска определили формирование выраженных медико-социальных последствий. Увеличилось число детей с недостаточным уровнем развития школьно необходимых функций, снизилась умственная работоспособность учащихся. В связи с ухудшением состояния здоровья не более 10% детей в полном объеме справляются со школьными требованиями. Среди старшеклассников, имеющих хронические болезни, в 2,5 — 3 раза чаще, чем среди здоровых, выявляется социально-психологическая дезадаптация.
Вследствие ухудшения состояния здоровья 30% детей старшего подросткового возраста имеют значительные ограничения в выборе профессии и трудоустройстве. Ежегодно в связи с имеющимися хроническими болезнями 30% юношей в возрасте 17 лет признаются не годными к военной службе.
Работа Конгресса строилась с учетом изложенных проблем, а также необходимости коренного перелома негативных тенденций динамики состояния здоровья детей в России.
На объединенном пленуме Научных советов по педиатрии, акушерству и гинекологии, гигиене и охране здоровья детей и подростков РАМН и Минздравсоцразвития России отмечено, что в последние годы продолжает ухудшаться репродуктивное здоровье детей. Более чем у 30% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания. За последние пять лет среди девочек до 14 лет частота расстройств менструации увеличилась на 75,5%, у 15 — 17-летних — на 45,8%, распространенность воспалительных заболеваний органов репродуктивной системы среди 15 — 17-летних — на 10,4%. Более 40% мальчиков страдают заболеваниями, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции.
Кроме того, по мнению отечественных и зарубежных специалистов-социологов, в российском обществе наблюдается рост обнищания, алкоголизации и наркотизма среди населения, высокий уровень материнской депривации и, как следствие этого, увеличение размеров социального сиротства, количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Ситуация становится критической: на 1 января 2006 г. в России учтено 750 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. К этому следует добавить, что, по официальным данным, в нашей стране в конце 2004 г. насчитывалось более 422 тысяч неблагополучных семей, в которых проживало без малого 770 тыс. детей.
Ежегодно в стране выявляется около 130 тыс. детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения. Подавляющее большинство их — сироты при живых родителях. 535 тыс. детей-сирот, или три четверти, усыновлены или находятся под опекой, около 60% выявленных детей-сирот ежегодно устраиваются на воспитание в семейной среде, остальные воспитываются в различного рода интернатных учреждениях. По самым приблизительным подсчетам МВД, в России более 2 млн. подростков неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях. Глава МВД РФ Рашид Нургалиев считает, что Россия в настоящее время переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн, сообщает «Интерфакс».
Все это происходит в условиях снижения детского населения России на миллион детей ежегодно, значительного ухудшения состояния здоровья детей и подростков.
Как уже было указано выше, одной из основных причин социального сиротства является алкоголизм родителей и как следствие — жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами.
Безработица и алкоголизм родителей, незанятость подростков, склонность их к совершению правонарушений порождают многочисленные самовольные уходы из дома, безнадзорность и совершение преступлений.
Обращает на себя внимание тот факт, что среди безнадзорных и беспризорных детей в последние годы возросло количество бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов. Наиболее частой причиной безнадзорности бывших воспитанников интернатов является жестокое отношение к ним со стороны воспитателей и учителей.
За период с 1991 по 2004 г. число детских домов выросло более чем в два раза (1991 г. — 900 детских домов, 2004 г. — 2100). В 2 тысячах государственных детских домов находятся 67 тысяч детей, в 150 школах-интернатах — 27 тысяч детей.
При этом 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии.
Неудовлетворительны и результаты работы этих детских учреждений. Их выпускники выходят из детских домов и школ-интернатов не подготовленными к жизни, им не оказывается должная практическая и психологическая поддержка, 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками и наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% — более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни.
Безнадзорные дети часто становятся жертвами преступлений, попадают под влияние взрослых подстрекателей, под убеждением и принуждением которых идут на совершение преступлений. Не остаются в стороне и представители религиозных сект, они вербуют в свои ряды «детей улицы», предлагая им внимание и сочувствие, которого им так не хватало в семье и обществе. Впоследствии подростки, попавшие в секту, теряют жизненные ориентиры, у них наблюдается дезориентация в обществе, такие подростки, как правило, бросают учебу, нередко уходят из дома, кончают жизнь самоубийством.
Однако на криминогенную ситуацию влияют не только социально-экономические факторы, но и продолжающийся идейно-нравственный кризис, пропаганда насилия и безнравственного поведения средствами массовой информации. В результате этого в молодежной среде культивируются негативные стереотипы поведения, получают большое распространение алкоголизм и наркомания, укореняется иждивенчески-эгоистическая позиция. Кроме того, вызывает серьезную озабоченность недостаточность государственного внимания, семьи и школы к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Даже выборочно приведенные факты свидетельствуют о крайне тревожном положении детей в современной России.
Участниками Круглого стола «Право ребенка на семью: проблемы семейного устройства детей-сирот», который был организован и проведен Экспертным советом при Уполномоченном по правам человека в РФ, было справедливо отмечено, что права детей в Российской Федерации нарушаются в массовом порядке. Участники Круглого стола также отметили, что на фоне общего кризиса семьи в России до сих пор не выстроена действенная система профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и детской безнадзорности.
По нашему мнению, в настоящее время вызывает серьезную озабоченность недостаточность внимания государственных органов, семьи и школы к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, да и сама профилактика не может оказаться эффективной при отсутствии согласованности действий вышеуказанных структур.
1 июня 2005 г. в МВД РФ прошло расширенное заседание коллегии, посвященное вопросам профилактики и правонарушений несовершеннолетних. Глава Министерства Рашид Нургалиев в День защиты детей сделал ряд важных заявлений и привел статистику, связанную с проблемами безнадзорности подростков и экстремистскими настроениями в молодежной среде.
«В настоящее время на учете Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России состоит около 150 экстремистских группировок общей численностью до 5000 человек», — заявил глава МВД.
При этом Министр признал, что широкое распространение получило неформальное движение скинхедов. «В целом оно не структурировано и не имеет общего руководства. Однако когда члены группировок попадают под влияние сильного криминального лидера, они становятся легкоуправляемыми отрядами, готовыми пойти на убийство», — отметил Нургалиев.
«Доведенная до крайности идеология экстремистских действий обладает огромной разрушительной силой, ее сторонники готовы к любым акциям, нарушению общественных норм и законов», — сказал глава МВД.
Нургалиев подчеркнул, что в настоящее время существует проблема экстремистских проявлений в молодежной среде. По его словам, статистика подобных преступлений весьма незначительна, но преуменьшать их негативное влияние нельзя. «Молодежь, еще не имеющая четких жизненных ориентиров, легко впитывает маргинальную субкультуру с ее социальной апатией, алкоголизмом и наркоманией, жестокостью и насилием», — сказал Нургалиев. «Доведенная до крайности идеология экстремистских действий обладает огромной разрушительной силой, ее сторонники готовы к любым акциям, нарушению общественных норм и законов», — подчеркнул Министр.
При этом Нургалиев отметил, что абсолютно не важно, под какими идеями и лозунгами действует та или иная экстремистская группировка, сообщает ИТАР — ТАСС. «Важно, что роль у нее всегда одна и та же — деструктивная, как по отношению к государству и его институтам, так и по отношению к сознанию самих членов таких группировок», — подчеркнул глава МВД.
Анализ уровня наркомании среди подростков, в том числе беспризорных, говорит о том, что средний возраст начала употребления наркотиков в нашей стране снизился с 17 до 11 лет. При этом численность подростков, употребляющих наркотические средства, достигает 4 млн. человек, в том числе наркозависимых около 1 млн.
«Уровень заболеваемости наркоманией среди молодежи в 2,5 раза выше, чем у взрослых, — сказал глава МВД. — Число случаев смертности от употребления наркотиков в сравнении с восьмидесятыми годами в целом увеличилось в 12 раз, а среди несовершеннолетних — выросло в 42 раза».
На заседании были оглашены данные статистики правонарушающего поведения несовершеннолетних. К началу 2005 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тысяч детей и подростков. В 2004 г. за различные нарушения правопорядка в милицию было доставлено более 1 млн. несовершеннолетних, органами МВД было зарегистрировано более 154 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое 11-е преступление совершено несовершеннолетними. Характер преступной деятельности несовершеннолетних также претерпел значительные изменения: зарегистрированы случаи, когда несовершеннолетние занимаются видами преступной деятельности, которые ранее были прерогативой взрослых: содержание притонов, сутенерство, мошеннические действия с валютой и ценными бумагами.
Министр связал рост подростковой преступности в стране с большим количеством неблагополучных семей, в которых эти дети воспитываются. «Изучение материалов уголовных дел показывает, что подавляющая часть всех подростков, совершивших преступления, воспитывались в неблагополучных семьях. Оказавшись в трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к своей судьбе, несовершеннолетние пытаются сами решать свои проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами», — заявил глава МВД.
«При этом многие преступления совершаются демонстративно, с проявлениями немотивированной агрессии и цинизма», — добавил он. В настоящее время насильственные преступления, совершаемые несовершеннолетними, практически соответствуют преступлениям взрослых, характеризующихся в последнее время особой жестокостью, бесчеловечным отношением к жертвам.
Значительно чаще, чем взрослые, несовершеннолетние, совершают преступления в группе (примерно в два раза), что связано с типичностью для возраста в целом группового характера поведения. Поэтому наиболее характерно совершение ими преступлений со сверстниками, совместно проводящими свободное время. Такими группами в настоящее время совершается около 80% от общего числа преступлений несовершеннолетних. Даже преступные группы несовершеннолетних, объединенные сравнительно продолжительной преступной деятельностью, имеющие определенную иерархию и другие признаки, присущие организованной преступной группе, обычно преобразуются из досуговых группировок сверстников.
Около четверти преступлений совершается несовершеннолетними совместно с взрослыми преступниками. Однако взрослые соучастники почти сверстники самих несовершеннолетних. Не следует забывать и об особой латентности правонарушающего поведения детей, подростков и молодежи.
Грабежи, участие в разбойных нападениях, кражи, совершаемые группами малолетних, предумышленные, особо жестокие преступления против личности не получают адекватной оценки, а лица, их совершившие, обычно остаются безнаказанными.
По мнению российских криминологов, проблема кроется прежде всего в ограниченности арсенала перевоспитывающих средств и мер воздействия, характеризующихся в настоящее время низкой эффективностью. Очевидно, что и слабость ранее профилактического направления предупреждения преступности несовершеннолетних сыграла известную роль в масштабности нарушения норм уголовного закона лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности. Криминологические исследования указывают еще на одну крайне негативную качественную характеристику преступности несовершеннолетних, ранее остававшуюся вне сферы внимания науки и практики, — связь с организованной преступностью. Использование несовершеннолетних в организованной преступной деятельности требует меньших материальных затрат; их правонарушающее поведение чаще всего остается латентным; в силу возрастных особенностей и недостатка жизненного опыта подростки и юноши не вполне самостоятельны в суждениях, оценках и легче поддаются внушению и склонны к риску. По исследовательским данным, не менее 10% участников организованных преступных групп не достигли совершеннолетия. Вовлеченность в преступную деятельность в юном возрасте тесно сплачивает молодых правонарушителей с криминальной средой, которая оказывает воздействие на личность и поведение, формируя систему ценностей личности и предопределяя, таким образом, дальнейший жизненный путь. Если же рассматривать это явление как относительно массовое, следует отметить опасность дальнейшей более глубокой криминализации молодежной среды в целом.
Исходя из приведенной выше характеристики положения детей в России в начале XXI в. и данных статистики социального сиротства и преступности несовершеннолетних, ученые-юристы, медики и педагоги, совместно пришли к следующему выводу: необходим пересмотр положений российской современной юстиции, педагогики и педиатрии в отношении детей и подростков, а особенно социальных сирот и несовершеннолетних правонарушителей.
Учитывая исторический дореволюционный опыт нашей страны и опыт зарубежных стран (Швеция, Германия, США и др.), становится жизненно важным вернуться к концепции восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления легкой и средней тяжести, применять меры воспитательного и медицинского характера, аналогично решается в сегодняшнем цивилизованном обществе проблема раннего социального сиротства.
Реализация на практике Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» показала слабую оснащенность правовыми знаниями, а следовательно, и низкую квалификацию работников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основная проблема — ведомственная разобщенность: суды, милиция, образовательные, социальные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и др. пытаются решить проблему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции.
Между тем деятельность вышеуказанных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних требует в настоящее время четких, согласованных действий.
Общество и государство по-прежнему реагируют на отклоняющееся поведение несовершеннолетних карательным способом, по принципу «Преступник должен быть наказан», однако неэффективность карательного механизма в отношении несовершеннолетних доказана временем, находясь в местах лишения свободы, подростки не исправляются, а лишь «набираются» криминального опыта, современные пенитенциарные учреждения являются в настоящее время «школой преступности для подростков».
Подросток, совершивший преступление легкой или средней тяжести, в соответствии с современной концепцией ювенальной юстиции должен прежде всего в соответствии со ст. 90 — 92 УК РФ подвергнуться мерам воспитательного воздействия. В целях профилактики преступности несовершеннолетних обществу необходимы меры по реабилитации социальных сирот. Учитывая высокую социально-криминологическую значимость программ восстановительного правосудия, депутаты Государственной Думы при участии правозащитных организаций разработали и приняли в первом чтении ряд законопроектов «О системе ювенальной юстиции», «О ювенальной юстиции», делом ближайшего будущего является «выход в свет» дополнений к Закону «О судебной системе РФ».
В соответствии со ст. 3 проекта Закона «О системе ювенальной юстиции» деятельность системы ювенальной юстиции осуществляется в отношении детей, нуждающихся в защите их прав, свобод и законных интересов, в том числе в первую очередь в отношении беспризорных и безнадзорных детей, в отношении детей, признанных потерпевшими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в отношении детей, находящихся в различных формах конфликта с законом, а также в отношении родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание детей.
Прежде всего, по нашему мнению, необходимо обеспечить наиболее раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних. Государство, семья, школа, внешкольные образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, КДН и ЗП должны быть ответственны за судьбу каждого ребенка, попавшего в их поле зрения, а следовательно, мы подчеркиваем необходимость скорейшего законодательного урегулирования взаимодействия органов профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних, так как это будет способствовать наиболее результативной их работе.
Включение социально-насыщенного ювенального правосудия на этапах гражданского и административного судопроизводства позволит внимательнее отнестись к проблемам ребенка до того момента, когда неизбежным ответом на нарушение его прав становится его антиобщественное поведение.
Одной из задач при вынесении судебных решений в отношении правонарушений и преступлений несовершеннолетних является реализация в полном объеме норм уголовного законодательства. Статьи 90 — 92 УК РФ предусматривают для несовершеннолетних правонарушителей возможность применения мер, альтернативных лишению свободы. Их применимость во многом зависит от наличия в арсенале ювенального судьи вариантов решений, направленных прежде всего на реабилитацию, а также на защиту прав несовершеннолетних. Такой подход снизит количество повторных преступлений и обеспечит развитие профилактической функции суда.
Даже в тех случаях, когда не удается обойтись без мер карательного воздействия, судебное решение, учитывающее социально-психологические аспекты ситуации, может быть направлено на скорейшую реинтеграцию несовершеннолетнего в общество после отбытия им наказания при активном участии двух сторон (представителей государственных структур и ребенка).
В настоящее время в некоторых регионах Российской Федерации уже используются в практической деятельности работников государственных учреждений передовые технологии ювенальной юстиции в отношении социальных сирот и несовершеннолетних правонарушителей. Учитывая региональные социально-демографические особенности этих областей, считаем важным и необходимым принятие следующих решений:
— учитывая необходимость подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для системы ювенальных органов, необходимо организовать подготовку и переподготовку, повышение квалификации специалистов в сфере ювенальной юстиции за счет средств федерального бюджета, на базе государственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и негосударственных образовательных учреждений среднего и высшего специального образования, имеющих государственную лицензию и аккредитацию;
— целесообразно рекомендовать органам опеки и попечительства надлежащим образом контролировать сделки по недвижимости с целью выявления нарушения прав детей в этой сфере. До принятия решения по отчуждению жилой площади, обмена необходимо проверять, имеются ли в данной местности условия для проживания и обучения детей;
— целесообразно помогать каждому ребенку, попавшему в «кризисную семью», и, если условия жизни не позволяют ему находиться в семье, следует поместить его в приемную семью (интернатная система не рекомендуется, особенно в отношении детей старшего возраста, так как в настоящее время считается неэффективной). В интернаты и детские дома детей можно помещать лишь на время;
— для того чтобы как можно больше сирот воспитывалось в семье, обществу не надо жалеть денег, целесообразно предоставлять жилые помещения семьям, желающим взять детей на воспитание, труд родителей-воспитателей должен по своим параметрам приравниваться к педагогическому, то есть должен начисляться педагогический стаж. Родители-воспитатели должны получать достойную заработную плату.
Считаем целесообразным предоставлять таким семьям жилые дома на селе, выделять все необходимое для ведения домашнего хозяйства, то есть обеспечивать группы семейного воспитания семенами, сельскохозяйственным инвентарем, натуральными удобрениями и другим. Именно на селе такая семья имеет больше возможностей выжить, кроме того, приемные дети с ранних лет будут приучаться к труду, благодаря чему могут стать полноценными членами нашего общества.
Некоторые российские социологи предпочитают в настоящее время говорить о росте рождаемости в нашей стране, данное обстоятельство, по мнению детских правозащитников, носит не постоянный, а временный характер, не надо быть гением в области аналитики, чтобы предсказать в ближайшем будущем новый, еще более высокий спад рождаемости, в настоящее время дети появляются на свет у матерей и отцов, рожденных в стабильные 70 — 80-е годы, следующим на очереди будет поколение 90-х, тех, кому сейчас 10 — 16 лет, в 90-е годы в связи с отсутствием стабильности в стране наблюдался стабильный спад рождаемости, в некоторых регионах смертность превышала рождаемость в 3 — 4 раза…
Таким образом, действительно, в ближайшее десятилетие Россия вновь может появиться в списке стран с самым низким уровнем рождаемости, ситуацию может исправить только продуманная государственная политика в области охраны семьи, материнства и детства. Это, как и повышение жизненного уровня населения, увеличение размера ежемесячных детских пособий, единовременных выплат при рождении ребенка и так называемый путинский капитал матерям, родившим 2-го и каждого последующего ребенка, причем выдаваться этот капитал должен, конечно, не спустя три года, а по достижении ребенком полутора лет, что позволит молодым семьям приобрести по ипотечному кредитованию столь желанное для них жилье: дом или квартиру, решить многие другие насущные проблемы. Кроме того, нашему обществу потребуется совсем немало времени для того, чтобы создать условия для полноценного развития и роста маленьких граждан, то есть построить либо открыть закрытые ранее детские сады и школы, спортивно-оздоровительные центры, подростковые клубы и пр.
Для решения демографической проблемы, которая сильно бросается в глаза, необходимо решать следующие задачи: 1) профессионализм академиков, профессоров, преподавательского состава; 2) улучшение качества преподавания педагогических, психологических и этических предметов на всех уровнях; 3) улучшение качества научения, воспитания и образования; 4) создание интеллигентской прослойки, необходимой для развития культуры родителей и их детей; 5) изменение отношения СМИ к развитию человека.
По поводу профессионализма преподавательского состава вузам, особенно региональным, нужно внимательно относиться к подготовке собственных кадров, предусмотреть срок повышения квалификации для преподавателей (сейчас он составляет пять лет, в идеале должен быть три года). Что касается качества преподавания вышеобозначенных предметов, то это действительно актуально, особенно относительно подготовки специалистов для системы органов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, системы органов ювенальной юстиции в будущем, велика актуальность знания возрастной психологии для специалистов из вышеуказанной сети учреждений, следовательно, необходимо преподавание на юридическом факультете возрастной психологии в качестве общеобязательного, а не факультативного предмета, то же самое можно сказать о предметах «Проблемы ювенальной юстиции» и «Ювенальное право».
Следует вновь поднять в обществе престиж профессий учителя, психолога, воспитателя, преподавателя, детского судьи, других специалистов, занимающихся преимущественно делами несовершеннолетних (специалистов-ювеналистов в том числе) для того, чтобы как можно больше молодых специалистов такого профиля получила Россия.
Для решения обозначенной выше задачи необходимо повышение уровня заработной платы перечисленных нами выше специалистов.
Улучшение качества образования перекликается с проблемой повышения квалификации преподавательского состава вузов, повышение квалификации должно быть для преподавателей бесплатным (источник финансирования — областной бюджет) и, по нашему мнению, проводиться каждые три года.
Проблема развития человека будет хорошо обозначена, если будет больше желания ее осветить у профессионалов, СМИ должны публиковать их мнение, проводить дискуссии с родителями и специалистами с целью выявления перспектив развития способностей человека в современном обществе.
И последнее, считаем необходимым незамедлительно принять меры по улучшению медицинского обслуживания беременных женщин, детей и подростков, вернуться к практике обязательной диспансеризации, в том числе и в отношении практически здоровых детей и подростков, что позволит, по нашему мнению, предупредить развитие различных форм патологии и осложнений.
Для того чтобы дети рождались и росли здоровыми, а у матерей не развивались осложнения после родов, необходимо улучшить качество родовспоможения в российских роддомах, качество медицинского обслуживания в детских больницах и поликлиниках. Следовательн о, и здесь государству потребуются дополнительные материальные ресурсы на приобретение для больниц и поликлиник современного диагностического оборудования.
——————————————————————