Ювенальное правосудие в системе законодательства Республики Узбекистан
(Зарипов З. С., Абдуллаева Д. Ю.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 2)
ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
З. С. ЗАРИПОВ, Д. Ю. АБДУЛЛАЕВА
Зарипов З. С., профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений Академии ФСИН России, доктор юридических наук.
Абдуллаева Д. Ю., аспирант института философии и права Республики Узбекистан.
В целом Конституция и законы Республики Узбекистан предусматривают большой спектр правовых гарантий равенства и защиты прав человека, в том числе прав ребенка, однако на практике часто возникают проблемы при реализации гарантий по защите прав детей в целом и детей, совершивших правонарушение, в частности. В преамбуле Конституции Республики Узбекистан декларируется приоритет международных актов над национальными законами, однако механизм имплементации международных актов в законодательство Республики Узбекистан отсутствует, прямого действия международных актов в законодательстве не предусмотрено, что осложняет или делает невозможным применение даже ратифицированных Узбекистаном международных актов при осуществлении правосудия. Конституционный Суд имеет право давать заключение на соответствие Конституции Республики Узбекистан принимаемых законов и заключаемых международных договоров, а также толкования норм Конституции и законов, однако до сих пор на официальном уровне не исследован вопрос и не определен уровень соответствия действующего законодательства Республики Конвенции ООН о правах ребенка, международным актам о нормах и правилах судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Вместе с тем законодатель Узбекистана проводит определенную дифференциацию ответственности для разных возрастных групп (несовершеннолетние, старше 60 лет и т. д.), что свидетельствует о наличии базовых элементов ювенальной юстиции в законодательстве Республики Узбекистан. Группой экспертов Министерства юстиции Республики Узбекистан, МВД Республики Узбекистан, Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан и Омбудсмена разработан проект Концепции дальнейшего развития и совершенствования системы исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Узбекистан на 2005 — 2010 гг., предусматривающий рассмотрение вопросов, связанных с выведением уголовно-исполнительной системы из ведения МВД Республики Узбекистан. Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2003 г. N 17 «О практике применения судами законов, обеспечивающих подозреваемому, обвиняемому право на защиту» рассмотрены вопросы применения ст. 85 и 95 УПК Республики Узбекистан, в соответствии с которыми установлена неприемлемость доказательств, полученных в результате применения недозволенных методов ведения следствия. Вместе с тем серьезную тревогу вызывает рост в 2004 г. по сравнению с 2003 г. числа тяжких телесных повреждений, совершенных подростками, на 48,1% (с 54 до 80), разбоев — на 23,8% (с 71 до 88), уголовно наказуемых хулиганств — на 16% (с 206 до 249), изнасилований (с покушениями) — на 4% (с 50 до 52). Из общего числа несовершеннолетних преступников 41,4% составляют неработающие и неучащиеся подростки, 32,6% — школьники, 6,4% — учащиеся профессиональных колледжей и академических лицеев, 5,1% — работающие подростки <1>. ——————————— <1> Приводимые статистические данные из отчета Министерства внутренних дел Республики Узбекистан за 2004 г.
Меры наказаний за преступления, совершенные несовершеннолетними в 2004 г., в процентах к общему числу наказаний
Виды наказания Взрослые Несовершеннолетние
2004 год 2003 год 2004 год Из 100% К лишению свободы 47,2 32,4 25,5 К исправительным работам 20,2 5,2 8,3 Условно 6,6 41,6 45 К лишению определенного права 0,2 — К аресту 1,8 0,6 0,5 К штрафу 8,5 3,7 3,2 К другим видам наказания 15,5 16,5 17,5
Как следует из представленных сведений, лишение свободы несовершеннолетних лиц судами в Республике применяется чаще, чем другие альтернативные наказания (за исключением условного осуждения), что свидетельствует о том, что работники правоохранительных органов не всегда понимают роль и значение ювенальной юстиции, а судебные органы не умеют или не желают использовать меры уголовного наказания, не связанные с лишением свободы. Имеющиеся данные показывают, что наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 14 — 24 лет, в целом же преступники принадлежат к возрастной группе до 29 лет. Лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Основная масса таких преступлений, как убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, хулиганство, изнасилование, совершается лицами до 30 лет. Использование социологических методов в криминалистике способствовало выявлению устойчивой зависимости между уровнем преступности несовершеннолетних и такими характеристиками региона, как удельный вес и общая численность детей и подростков в населении; доля несовершеннолетних, проживающих в общежитиях; преобладание неблагополучных и неполных семей, переселенцев; высокая концентрация судимых лиц, а также алкоголиков, психически больных и т. д. Очень тесная зависимость установлена между особенностями преступности и числом распавшихся семей в регионе. Вообще семейное неблагополучие следует рассматривать в качестве основного показателя для объяснения различий преступности несовершеннолетних в регионах. Криминалисты и социологи фиксируют двустороннюю связь преступности несовершеннолетних и молодежи. Преступность несовершеннолетних — это как бы отражение или тень преступности молодежи, так как молодые люди пытаются повторять поведенческие стереотипы взрослых. Вместе с тем очевидно, что преступность старших пополняется за счет вчерашних несовершеннолетних, причем связующим звеном между ними являются так называемые группы риска, к которым относятся учащиеся школ, подростки, бросившие по тем или иным причинам учебу, безработные, несовершеннолетние, вышедшие из мест лишения свободы, молодые люди, мобилизованные из армии и не нашедшие себе места в жизни. На периферии общественного внимания сегодня оказались алкоголизм и проституция несовершеннолетних. Причинами массового употребления спиртных напитков являются их полная доступность, наличие собственных денег у несовершеннолетних, большое количество свободного времени, подражание молодежи и взрослым. Ситуация осложняется еще и тем, что ежегодно по разным причинам из школ, вузов происходит большой отсев учащихся. Много подростков не посещают школу из-за того, что вынуждены работать, учебная несостоятельность, отторжение от классного, школьного коллектива, разлады в семье создают условия для криминогенной ситуации. Наблюдается деградация личности несовершеннолетних, не успевших окрепнуть духовно, из которых пополняется контингент несовершеннолетних правонарушителей. Социологические исследования, проведенные нами в Зангиатинской воспитательной колонии для несовершеннолетних в Ташкентской области в октябре 2005 г., зафиксировали нравственную деформацию личности колонистов. Их ценностные ориентации и мотивы сдвигаются от доминирования социально-духовных к материально-биологическим. Материальное благополучие поставили на первое место среди всех потребностей 70% колонистов; 30% правонарушителей считают, что «от жизни надо брать все, даже если это задевает чьи-то интересы»; 25% — уверены, что «можно солгать, если это выгодно»; 20% — «скорее воспользуются нечестным способом для достижения выгоды, чем примирятся с ее потерей»; 33% считают, что «когда кто-то причиняет зло, необходимо отплатить тем же». Как видим, у большинства подростков 14 — 17 лет складывается относительно стойкая морально-этическая деформация личности. Наряду с несформированностью мировоззрения этих подростков отличают ярко выраженная противоправность и аморальная ориентация. На наш взгляд, на уровне индивидуальной профилактической работы основная причина неудач сегодня заключается в неумении или нежелании специалистов, работающих в данной сфере, сосредоточится на кропотливой повседневной работе с несовершеннолетними правонарушителями. Опросы работников по делам несовершеннолетних и комиссий по делам несовершеннолетних, а также судей показали, что 90% из них, принимая решение о необходимости направления подростков в специальные учебно-воспитательные учреждения или колонии, меньше всего рассчитывали на возможность исправления или перевоспитания их там. Все они исходили прежде всего из убеждения, что правонарушители должны быть наказаны, а главное — изолированы, полагая, что исправить их без изоляции невозможно. Такая ситуация заставляет еще и еще раз оценить процессы, негативно влияющие на формирование несовершеннолетних, лишенных свободы, находящихся в условиях изоляции от семьи, привычной для них микросреды, с тем, чтобы наметить пути их нейтрализации. Видимо, настало время, когда государство должно придать особое значение вопросам борьбы с безнадзорностью, правонарушениями несовершеннолетних, воспитанию подростков и прерогативу в этом важном деле отдать органам народного образования. Эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних во многом будет зависеть от уровня разработанности теоретических и практических аспектов данной проблемы. В трудовом и идейно-нравственном воспитании подростков неоценимую роль сыграет перестройка деятельности имеющихся специальных учебно-воспитательных учреждений в системе народного образования, а также профилактическая деятельность правоохранительных органов. Как показывает анкетирование (октябрь — ноябрь 2005 г.), большинство несовершеннолетних (89%), состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних ОВД, составляют подростки в возрасте от 11 до 16 лет включительно. Средний возраст исследуемой категории подростков равен 13,8 года. Наибольшее число из них представляют подростки в возрасте 13 лет — 30%, 12 лет — 12%, 14 лет — 18%. Следовательно, почти половина правонарушителей — это несовершеннолетние, не достигшие возраста уголовной ответственности. Из анализа материалов анкетирования видно, что к каждому из них применялись меры воспитательного и иного характера. Так, эти меры применялись со стороны школы, где они учились, в 48% случаев, комиссией по делам несовершеннолетних — 40%, правоохранительными органами — 62% (инспекторами профилактики по делам несовершеннолетних — 40%, прокуратурой, судами и др. службами милиции — 22%) <2>. ——————————— <2> Анкетирование проводилось рабочей группой настоящего исследования совместно с сотрудниками Академии МВД РУз и работниками ОВД в областях. В общей сложности были опрошены и анкетированы 1800 подростков.
Несомненно, большую роль в формировании антиобщественной направленности подростков играет семья. Безнадзорность и бесконтрольность подростков являются своеобразной формой проявления семейного неблагополучия, результатом нежелания и неумения воспитать детей и контролировать их поведение; отсутствие эмоционального контакта, теплого отношения к ребенку, должного контроля и незнание интересов детей, как правило, приводят к бегству из дома, бродяжничеству, во время которого совершаются различные преступления. Неблагополучность семьи характеризуют культурное и нравственное разложение, стяжательство, алкоголизм, антиобщественное поведение, невысокий образовательный и культурный уровень, бездуховность родителей с детьми. В результате проведенных исследований установлено, что одна треть несовершеннолетних правонарушителей (34%) воспитывались в полных семьях, т. е. в которых имелись родные отец и мать. В то же время более половины несовершеннолетних, находящихся в воспитательной колонии (53%), воспитывались одним из родителей, чаще только матерью (38%), реже отцом (3%), иными родственниками (6%) — бабушкой, мачехой, отчимом, тетей, около 6% общего числа обследуемых — круглые сироты либо им назначались опекуны или усыновители. В настоящее время все большее число стран принимает попытки отыскать действенные и конструктивные способы избежать ненужных контактов подростка с судебной системой и использует различные альтернативные способы воздействия на несовершеннолетних. Проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростков уже давно стала острой практически для всех стран мира, поскольку преступность несовершеннолетних растет и приобретает все более жестокие формы. Разумеется, уголовное судопроизводство не является основным средством борьбы с преступностью несовершеннолетних, здесь требуются различные социальные, экономические и другие меры, принимаемые государством. Но вместе с тем большое значение имеют правильная организация расследования, разрешения дел о преступлениях несовершеннолетних, разумное использование в этих случаях мер уголовной ответственности. В Узбекистане отправление правосудия по делам несовершеннолетних выделено в особое производство, отличающееся от общего уголовно-процессуального порядка. Эта система регламентируется определенными нормами Уголовного кодекса Республики Узбекистан (ст. 81 — 90 разд. 6 «Особенности ответственности несовершеннолетних»), Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан (ст. 547 — 564 гл. 60 «Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних») и Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан (ст. 195 — 197 гл. 34 «Применение принудительных мер в отношении несовершеннолетних»). Законодатель исходит из того, что возрастные и социальные особенности таких обвиняемых делают возможным применение к ним мер воспитательного воздействия, для чего предписывается при производстве расследования и судебного разбирательства особое внимание уделять выяснению условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, причинам и условиям, способствовавшим совершению преступления. При наличии соответствующих обстоятельств суд вправе применить в отношении несовершеннолетнего принудительные меры воспитательного характера (ст. 88 УК РУз). Поскольку несовершеннолетний, как правило, сам не в состоянии в полной мере осуществлять защиту своих прав и законных интересов, законом установлено обязательное участие защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних, более того, по этой категории дел предусматривается двойное представительство интересов несовершеннолетнего: помимо участия защитника при расследовании уголовного дела и судебном разбирательстве вправе участвовать и законные представители несовершеннолетнего обвиняемого. Учитывая, что родители, опекуны и попечители несут ответственность за воспитание и поведение несовершеннолетнего, их участие в производстве по делу является обязательным, однако следователь и суд могут своим решением полностью или частично устранить законного представителя от участия в деле, если признают, что его участие может нанести ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого (ст. 549, 550 УПК РУз). В УПК расширены возможности участия законного представителя в предварительном следствии (ст. 549 УПК). Законодатель допускает его участие в деле с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При этом его права на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства довольно широкие, поскольку ст. 61 УПК РУз возлагает на законного представителя также и процессуальные права, которые имеет несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, подсудимый. В действующем законодательстве предусматривается участие в допросе несовершеннолетнего обвиняемого педагога (ст. 554 УПК). Вместе с тем многие вопросы защиты прав несовершеннолетних остались нерешенными, что вызывает необходимость внесения изменений в действующее законодательство Республики Узбекистан. Во-первых, следует ввести в законодательство специализацию уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних как особого вида судопроизводства, основанного на международных актах ювенальной юстиции. Выделение лишь особенностей производства по этой категории дел не может привести в современных условиях к качественно новому результату в борьбе с этими преступлениями. Кроме того, необходима специализация судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, что решит вопрос квалифицированного, основанного на международных актах рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних. Во-вторых, в законодательстве должны быть точно указаны все обстоятельства, наличие которых позволяет применить принудительные меры воспитательного характера к несовершеннолетним. Это могут быть обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности его личности, характера и темперамента, потребности и интересы и т. п. Выявление этих обстоятельств должно быть обязанностью не только органов расследования и суда, но и тех специальных органов и должностных лиц, которые уже имеются у нас или будут созданы дополнительно. И, наконец, в-третьих, административное, уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство должно быть приведено в соответствие с подписанными нашей страной международными договорами и соглашениями. Расхождения нашего уголовно-процессуального законодательства с наиболее важными международными стандартами в ряде случаев (обеспечение конфиденциальности, содержание под стражей до суда, предоставление несовершеннолетним необходимой помощи согласно ст. 8, 13, 24 Пекинских правил и др.) должны быть как можно быстрее устранены. Работу в данном направлении необходимо начать с разработки концепции по созданию ювенальной юстиции в Узбекистане. Сама идея создания ювенальной юстиции как ее законодательной, так и институциональной основы активно обсуждается в Республике более пяти лет, поскольку выбор демократического пути развития государства, ратификация Конвенции ООН о правах ребенка и других международных актов обязывают Парламент и Правительство повернуться лицом к проблеме обеспечения прав детей в Узбекистане и в свете принятых на себя обязательств создать надлежащую систему правового обеспечения правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей и принять меры для разработки ряда законопроектов в сфере ювенальной юстиции, призванных обеспечить защиту прав детей. На основе концепции необходимо подготовить закон о ювенальной юстиции, предусматривающий создание системы специальных органов дознания, следствия, прокурорского надзора и судов для несовершеннолетних правонарушителей, включая институт специального процессуального законодательства, регулирующего эту сферу. В Узбекистане за годы, прошедшие со времени подписания Конвенции о правах ребенка, активного развития и демократизации уголовного правосудия назрела необходимость создания условий для внедрения системы ювенальной юстиции, состоящей из специализированных органов уголовного правосудия, их деятельности, основанной на специальном законодательстве о правосудии для несовершеннолетних, осуществляемом в соответствии с международными актами. В связи с этим необходимо прежде всего определить отдельный уполномоченный государственный орган в области защиты прав детей, рассмотреть возможность учреждения национального Омбудсмена по правам ребенка, разработать и включить в план законопроектных работ Олий Мажлиса Республики Узбекистан разработку проекта Закона о ювенальной юстиции. Часть 1 ст. 2 УПК РУз гласит: «Задачами уголовно-процессуального законодательства являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден». Но в указанных задачах и принципах нет указаний или упоминаний о несовершеннолетних, об их правовом статусе в уголовных или уголовно-процессуальных правоотношениях. За исключением разд. VI Общей части УК, предусматривающего отдельные особенности ответственности несовершеннолетних, УК и УПК РУз не делают различий между несовершеннолетними и взрослыми правонарушителями. Следует констатировать, что состояние законодательства, которое существует в Узбекистане, не соответствует определениям, изложенным в п. 2 Пекинских правил, согласно которым несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применяемой к взрослому. В рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил, положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям, учреждениям и органам, в функции которых входят отправление правосудия в отношении несовершеннолетних и которые призваны: а) удовлетворять различные потребности несовершеннолетних правонарушителей, защищая при этом их основные права; б) удовлетворять потребности общества. Подросток, несомненно, раньше может постигнуть опасность совершения одного преступления, нежели другого. Например, опасность хулиганства в сравнении со злоупотреблением и превышением служебным положением. При оценке действий несовершеннолетнего правонарушителя также следует учитывать и то, что до 18 лет сравнительно небольшое изменение возраста (на год, даже полгода) может существенно изменить степень зрелости лица, что особенно касается подростков в возрасте 14 — 16 лет.
Уголовное законодательство
В Узбекистане возрастные критерии, виды преступлений, за совершение которых несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности, предусмотрены ст. 17 УК РУз. Ответственности подлежат физические вменяемые лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. «Лица, которым до совершения преступления исполнилось 13 лет, подлежат ответственности лишь за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах» (ч. 2 ст. 97). Лица, которым до совершения преступления исполнилось 14 лет, подлежат ответственности за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 97, ст. 98, 104 — 106, 118, 119, 137, 164 — 166, 169, ч. 2 и 3 ст. 173, ст. 220, 222, 247, 252, 263, 267, 271, ч. 2 и 3 ст. 277 настоящего Кодекса. Ответственность лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет, наступает в соответствии с общими положениями и с учетом особенностей, предусмотренных разд. VI Общей части настоящего Кодекса. Возраст уголовной ответственности для несовершеннолетних за умышленное убийство (ст. 17) снижен с 14 лет по старому УК до 13 лет по новому УК, что противоречит международным стандартам, предусматривающим тенденцию на увеличение возраста привлечения к уголовной ответственности. В соответствии со ст. 81 УК РУз, определяющей систему наказаний к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, могут применяться такие основные наказания, как штраф, исправительные работы, арест и лишение свободы. Этой же статьей запрещено применение дополнительных наказаний к несовершеннолетним. Согласно ст. 84 УК РУз арест как наказание для несовершеннолетних применяется на срок от одного до трех месяцев. Применение ареста как вида наказания для несовершеннолетних противоречит п. 19 Пекинских правил. Статьей 85 УК РУз предусмотрено наказание за преступления, совершенные несовершеннолетними, в виде лишения свободы. Удельный вес лишения свободы среди других мер наказания значителен. Санкции, предусматривающие возможность применения этого вида наказания, составляют подавляющее большинство по отношению ко всем санкциям Особенной части УК. Вместе с тем, за исключением статей, предусматривающих ответственность за совершение особо опасных государственных и других тяжких преступлений, около половины всех остальных санкций, которые содержат лишение свободы, являются альтернативными, что позволяет суду в зависимости от обстоятельств дела и личности виновного избрать меру наказания, не связанную с лишением свободы. На практике область применения лишения свободы за менее тяжкие преступления сужается. Продолжающаяся гуманизация уголовного законодательства (2001 — 2005 гг.) создает хорошие предпосылки для реализации идей ювенальной юстиции. Согласно ст. 85 УК РУз максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних преступников равен десяти годам, а минимальный — шести месяцам. Виды лишения свободы и условия их назначения установлены уголовным законодательством, порядок и условия содержания лиц, осужденных к лишению свободы, регулируются нормами уголовно-исполнительного права. Часть 2 ст. 85 устанавливает следующие сроки лишения свободы несовершеннолетним в возрасте от 13 до 16 лет: а) за менее тяжкое преступление — до 3 лет; б) за тяжкое преступление — до 6 лет; в) за особо тяжкое преступление — до 10 лет. Несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет лишение свободы назначается: а) за менее тяжкое преступление — до 4 лет; б) за тяжкое преступление — до 7 лет; в) за особо тяжкое преступление — до 10 лет. Несовершеннолетние отбывают лишение свободы в воспитательных колониях общего или усиленного режима. Согласно п. 6 ст. 85 УК РУз в воспитательных колониях общего режима отбывают несовершеннолетние мужского пола, осуждаемые к лишению свободы впервые, а ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы — в колониях усиленного режима. «Осуждаемым к лишению свободы несовершеннолетним лицам женского пола отбывание наказания назначается в воспитательных колониях общего режима» (п. 7 ст. 85 УК РУз). Таким образом, по мнению законодателя, строгая дифференциация заключенных в зависимости от пола, возраста, тяжести совершенных преступлений, количества судимостей к лишению свободы определяет различную степень принудительно-карательного воздействия, позволяет индивидуализировать методы исправления и перевоспитания, исключает возможность вредного влияния более опасных преступников на лиц, осужденных впервые к лишению свободы или совершивших менее опасные преступления. Вместе с тем назначение наказания несовершеннолетнему преступнику в виде лишения свободы является одним из уязвимых мест в системе мер наказания в Республике. Лишение свободы на срок до 10 лет может быть применено к несовершеннолетним за совершение ими любых преступлений, даже небольшой тяжести, а по совокупности до 12 лет. В данном случае идет явное расхождение с международными рекомендациями. Так, например, в п. 17.1 «c» Пекинских правил записано: «Несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений». Кроме того, УК, устанавливая верхние и нижние границы санкций, не дает права судам назначать наказание ниже низшего предела санкции, если ими не найдены какие-либо исключительные обстоятельства при рассмотрении уголовного дела. В этих случаях суды вынуждены назначать длительные сроки лишения свободы за преступления, распространенные среди молодежи (угон автотранспортных средств, хулиганство, кража и т. д.). В этом отношении немного либеральнее выглядел Уголовный кодекс УзССР 1959 г., где во многих санкциях не был предусмотрен нижний предел, что давало возможность судам определять более щадящие меры наказания, не связанные с лишением свободы. Пекинские правила определяют широкий круг мер правового воздействия на несовершеннолетних. Так, в п. 18.1 Пекинских правил, в частности, говорится: «В целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти должен располагать при разрешении дела широким комплексом мер воздействия». Такими мерами, которые могут осуществляться в сочетании друг с другом, являются: а) постановления об опеке, руководстве и надзоре; б) пробация; в) постановление о работе на благо общины; г) финансовые наказания, компенсация и реституция; д) постановления о принятии промежуточных и других мер; е) постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях; ж) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер; з) другие соответствующие постановления.
Уголовно-процессуальное законодательство
К сожалению, большинство указанных мер законодательством РУз не предусмотрено. Применение этих мер имело бы большое действенное воспитательное значение для несовершеннолетних правонарушителей и снизило бы уровень преступности среди несовершеннолетних. Более половины населения Республики (60%) составляет молодежь в возрасте до 30 лет, из них более 10 миллионов — в возрасте до 18 лет, что составляет почти 40% от общего числа населения. Вследствие этого проблема соблюдения Международных правовых стандартов приобретает для Узбекистана особую актуальность. Как уже было отмечено, в настоящее время проводятся реформы в сфере уголовной юстиции Узбекистана, то же самое необходимо осуществить и в сфере ювенальной юстиции, поскольку без специального правосудия для несовершеннолетних неизбежны нарушения их прав в судопроизводстве, увеличение рецидивной преступности несовершеннолетних и другие негативные последствия. Более чем в 70 странах мира существуют специализированные суды по делам несовершеннолетних и правосудие производится ювенальными судьями. Одним из важнейших вопросов становления такой системы является наличие специальных знаний и значительного практического опыта у судей, на что указывают и Пекинские правила (п. 22 «Необходимость профессионализма и подготовки»). Этому вопросу должно быть уделено серьезное внимание. В Республике действует всего лишь одна специализированная адвокатура по делам несовершеннолетних, но при этом нередко бесплатно привлеченный адвокат лишь формально участвует в уголовном деле по обвинению несовершеннолетнего в преступлении. Нет в Республике специальных программ поддержки примирения несовершеннолетнего правонарушителя и жертвы, организации общественного надзора за освобожденными от наказания несовершеннолетними, о необходимости которых говорится в п. 11.4 Пекинских правил: «В целях содействия обеспечению дискреционного характера рассмотрения дел несовершеннолетних необходимо предусмотреть такие программы в рамках общины, как осуществление временного надзора и руководства, реституция и компенсация потерпевшему». Но следует сказать, что уголовное законодательство Узбекистана дополнено специальной гл. 62 «Производство по делам о примирении» и ст. 582 УПК РУз посвящена уголовным делам, рассматриваемым в связи с примирением. Но эта глава предусматривает производство по делам о примирении в общем порядке, без учета возрастных критериев. Все международные стандарты в области защиты несовершеннолетних содержат норму, предписывающую заменять содержание под стражей несовершеннолетних преступников до суда другими альтернативными мерами. Содержание под стражей до суда применяется лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени. Содержание под стражей до суда по возможности заменяется другими альтернативными мерами, такими, как постоянный надзор, активная воспитательная работа или помещение в семью, или воспитательное заведение, или дом (ст. 13.1, 13.2 Пекинских правил). Срок содержания под стражей несовершеннолетних подсудимых в Узбекистане не отличается от сроков содержания взрослых, что не соответствует международным стандартам, хотя в соответствии с внесенной поправкой в ст. 558 УПК РУз «заключение под стражу в качестве меры пресечения может применяться к несовершеннолетнему только при наличии оснований, предусмотренных ст. 236 настоящего Кодекса, и лишь в исключительных случаях, когда ему предъявлено обвинение, за которое может быть назначено лишение свободы на срок свыше 5 лет, и когда другие меры пресечения не могут обеспечить надлежащее поведение обвиняемого». Опять указанная либерализация не затронула сроков содержания несовершеннолетних. В рекомендациях Пекинских правил (п. 8.2) сказано: «В принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя». В законодательстве же Узбекистана нет никаких ограничений по данному вопросу. В результате распространение соответствующей информации по делу в ходе предварительного следствия или судебного рассмотрения зависит от усмотрения следователя, прокурора, судьи. Более того, ч. 3 ст. 19 УПК РУз допускает осуществление фото — и видеосъемки в зале суда с разрешения судьи, хотя эта норма явно не соответствует требованиям международных стандартов судопроизводства. Более того, указанная норма определяет, что для расширения гласности судебной деятельности суды могут в необходимых случаях уведомлять работников средств массовой информации, соответствующие общественные объединения и коллективы о предстоящих процессах, а также проводить их непосредственно на предприятиях, учреждениях и организациях. Поскольку порядок производства по делам о преступлениях лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста, определяется в соответствии со ст. 547, 548 — 564 УПК РУз и общими правилами, а они, в свою очередь, допускают возможность выездных судебных заседаний и вынесения тем самым их на всеобщее обсуждение, в результате нарушаются права несовершеннолетних участников процесса и требования ст. 17 УПК об уважении чести и достоинства личности. Пункт 21 Пекинских правил далее конкретизирует это положение: «Материалы дел несовершеннолетних правонарушителей должны храниться строго конфиденциально и не должны передаваться третьим лицам. Доступ к таким материалам должен быть ограничен кругом лиц, непосредственно занимающихся разбором данного дела, или других лиц, имеющих соответствующие полномочия». То, что важно соблюдать международные правовые нормы ювенальной юстиции и необходимо скорее имплементировать их в национальное законодательство, подтверждается процессуальной практикой предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Так, анкетирование (ноябрь 2005 г.) несовершеннолетних (220 человек), привлеченных к уголовной ответственности, показало, что: — при задержании необоснованно и грубо применялась сила — 24%; — допросы проводились без участия кого-либо (педагогов, родителей, адвокатов) — 38,5%; — посчитали состоявшийся суд в отношении их: а) несправедливым — 18%; б) не знают, справедливым или нет, — 14%. Приведенные цифры свидетельствуют о наличии серьезных правонарушений на стадии дознания и следствия, когда несовершеннолетних допрашивали в нарушение законов РУз без адвокатов и педагогов и вообще кого-либо и, как следствие, в отношении их применялись угрозы и насилие. Примечательно, что большинство осужденных несовершеннолетних (68,3%) считают состоявшийся в отношении их суд справедливым. Однако анализ деятельности суда следует делать с учетом коэффициента правовой неграмотности большинства осужденных, их психологии и мировоззрения.
Уголовно-исполнительное законодательство
В ст. 129 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан установлено, что несовершеннолетние осужденные за неосторожные преступления по достижении ими 18 лет переводятся из воспитательных колоний в колонии-поселения, хотя согласно действовавшему ранее акту эти лица подлежали переводу в колонии общего режима, где отбывают наказание осужденные за умышленные преступления. Принципиально изменен подход к такому важному вопросу, как оставление осужденных в воспитательных колониях после достижения ими 18-летнего возраста. Чтобы уберечь этих лиц от негативного влияния осужденных во взрослых колониях, в ст. 128 Кодекса определено, что лица, достигшие 18-летнего возраста, кроме подлежащих переводу в колонии-поселения, как правило, остаются в воспитательных колониях для дальнейшего отбывания наказания. Переводу в колонии общего режима подлежат только отрицательно характеризующиеся осужденные и лица, достигшие 21 года. В воспитательных колониях предусмотрено отдельное содержание несовершеннолетних в возрасте с 13 до 16 и с 16 до 21 года. Согласно ст. 50 Кодекса воспитательные колонии общего режима предназначены для отбывания наказания несовершеннолетних осужденных. Законодателем определено четыре вида воспитательных колоний общего режима. Первые три из них предусмотрены для содержания несовершеннолетних осужденных как мужского, так и женского пола. Первый вид определен для осужденных, совершивших преступления по неосторожности, которые по достижении 18-летнего возраста могут быть переведены в колонии-поселения, второй вид воспитательной колонии предназначен для осужденных впервые к лишению свободы за умышленные менее тяжкие и тяжкие преступления и третий — для осужденных впервые к лишению свободы за особо тяжкие преступления. Четвертый вид воспитательной колонии общего режима предусматривает отбывание наказания только для осужденных женского пола, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы за умышленные преступления и вновь осужденных за совершение умышленного преступления. Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство предусмотрело образование в системе ГУИН МВД РУз четырех видов воспитательных колоний общего режима для содержания несовершеннолетних осужденных трех категорий мужского и четырех категорий женского пола, причем в этих колониях содержатся и осужденные, достигшие совершеннолетия. Определение видов воспитательных колоний и их категорий в целом соответствует требованиям международных стандартов содержания несовершеннолетних в местах лишения свободы. Что касается воспитательных колоний усиленного режима, то они предназначены для содержания несовершеннолетних мужского пола, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы за умышленные преступления и вновь осужденных за совершение умышленного преступления. (Примечание: в настоящее время таких колоний в Республике Узбекистан нет.) Воспитательные колонии усиленного режима предусмотрены только одного вида — для содержания несовершеннолетних осужденных мужского пола, которые уже ранее отбывали наказание в виде лишения свободы за умышленные преступления в воспитательных колониях общего режима и вновь осуждены за совершение умышленного преступления. В воспитательной колонии усиленного режима также содержатся осужденные, достигшие 18-летнего возраста и оставленные в них в установленном порядке. В отличие от воспитательных колоний общего режима на усиленном режиме имеются определенные ограничения в правах осужденных в части получения посылок, передач и бандеролей, причем порядок пользования указанными правами установлен такой же, как и в колониях общего режима. Однако уголовно-исполнительное законодательство в отношении несовершеннолетних не соответствует в достаточной мере международным стандартам ювенальной юстиции. Учреждения пенитенциарной системы находятся в ведении МВД, то есть органа, призванного раскрывать преступления и расследовать уголовные дела. Исполнение наказаний этим же органом есть конфликт интересов, т. к. имеется заинтересованность органов внутренних дел в полном контроле за личностью, попавшей в сферу правосудия, что противоречит международным актам. Назрела необходимость передачи пенитенциарной системы органам юстиции. Предусмотренные ст. 35 УИК нормы ежедневных прогулок (1,5 часа), ограничения краткосрочных свиданий с родственниками (ст. 37 УИК), нормы жилой площади (ст. 84 УИК), ограничение на количество телефонных переговоров, получение посылок и пр. не соответствуют Пекинским правилам и другим международным актам. Особое внимание следует обратить на особенности применения взыскания к несовершеннолетним осужденным (ст. 109), где предусматривается водворение в изолятор до 10 суток, что является опасным для психологического здоровья несовершеннолетних.
Перспективы создания ювенальной юстиции в Узбекистане
Конвенция о правах ребенка ограничивается в сфере правонарушений самыми общими рекомендациями. В ст. 40 Конвенции говорится, что «с ребенком, нарушившим уголовное законодательство, нужно обращаться так, чтобы у него развивалось чувство собственного достоинства и значимости, росло уважение к правам человека и основным свободам других людей. Для этого государства — участники Конвенции должны обеспечить соблюдение презумпции невиновности, свободу от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины, безотлагательное принятие решения независимым и беспристрастным органом или судом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом, в присутствии адвоката…». Созданием норм, не декларирующих, а защищающих права ребенка — именно ребенка, а не гражданина вообще — в уголовном суде, законодатели Узбекистана еще только предполагают заняться. Речь идет о создании так называемой ювенальной юстиции с совершенно особыми процессуальными правилами, учитывающими возрастные, социально-психологические и даже физиологические особенности подопечных. Например, как определить, каким должен быть подростковый суд? Мы полагаем, что прежде всего мобильным. Чтобы обеспечить — вспомним Конвенцию — безотлагательность решения по делу. Надо честно признать, с безотлагательностью большие проблемы, потому что ювенальных судей у нас нет и уголовное судопроизводство Узбекистана процессуальных льгот и облегчения или дополнительных гарантий прав несовершеннолетним не предоставляет. Можно ли ожидать, что в скором времени ювенальный судья будет в каждом районном суде? Вряд ли. Потому что кроме судей в ювенальном процессе должен участвовать еще и социальный работник, прорабатывающий все детали следственного дела и создающий социальный портрет подсудимого подростка. Такой тандем, может быть, и полезен, но дорог для бюджета. Проблема в том, что надо искать деньги на ювенальную юстицию, но пока мы их найдем, ряды малолетних правонарушителей будут расти и множиться. Это понимают сегодня все, и потому повсеместно идет восстановление детских и молодежных организаций. В этих условиях идея создания ювенальной юстиции получает в Узбекистане в последнее десятилетие все большую поддержку. Для этого имеются объективные факторы. Во-первых, ратификация Конвенции ООН о правах ребенка заставила политиков и юристов по-новому взглянуть на проблему обеспечения прав детей в Узбекистане. Во-вторых, реалии нашей жизни показали неготовность общества к выполнению многих статей указанной Конвенции. В-третьих, положение детей в Республике таково, что позволяет говорить о них как о дискриминируемой социальной группе: нет надежной правовой защиты от жестокого обращения и преступных посягательств в отношении детей в семье; плохо разработаны (или отсутствуют) меры по пресечению эксплуатации детей в преступном бизнесе (проституция, торговля наркотиками, порнография); утаиваются факты преступлений против детей; нарушаются нормы задержания и содержания под стражей и т. д. и т. п. Именно эти три момента могут служить основанием для разработки различных проектов ювенальной юстиции, призванной обеспечить защиту прав детей. Чтобы понять, с какими трудностями придется столкнуться обществу при создании ювенальной юстиции, необходимо рассмотреть те проблемы, которые могут возникнуть в практике ее функционирования. Сегодня тема создания системы правосудия для несовершеннолетних находится на стадии обсуждения. Точки зрения специалистов зачастую диаметрально противоположны: одни подчеркивают юридическое право детей на защиту своих интересов и поддерживают усилия по реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, а другие делают упор не столько на воспитание, сколько на наказание преступников; третьи утверждают, что политика невмешательства лучше, чем наказание или реабилитация. В вопросах создания системы правосудия для несовершеннолетних остается много вопросов, требующих совершенствования законодательства, и в частности следующие: 1. Признание своей вины является необходимым условием реабилитации детей. Однако компетентен ли подросток совершать добровольный отказ от своих конституционных прав (право на адвоката и право хранить молчание) без руководства доброжелательно настроенных к нему взрослых? 2. Существуют статьи УК о «незаконном задержании, обыске»; может ли в таком случае администрация школы проводить обыски с целью выявления некоторых вещей, угрожающих безопасности школьников? 3. Взрослый может избежать досудебного задержания, если внесет залог. Можно ли отпускать под залог ребенка? Ведь опасность совершения им нового преступления считается большей, чем у взрослого в такой же ситуации. 4. За серьезные правонарушения подросток с определенного возраста предстает перед судом для взрослых; с какого возраста и за какие правонарушения следует установить ответственность для подростков наравне со взрослыми, а дела рассматривать в судах для взрослых? Все эти вопросы актуальны для нашей страны, однако мы хотели бы обратить внимание скорее не на юридическую сторону вопроса, а на организационные моменты, связанные с функционированием системы специальных учреждений, являющихся составной частью системы ювенальной юстиции и призванных взять на себя основное бремя по реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Для нашей практики эти моменты имеют очень важное значение. Мы знаем, что постановка на учет в милиции за какой-нибудь незначительный проступок может самым негативным образом сказаться на судьбе молодого человека. Социальное исключение, преследующее молодого человека, способствует возникновению отчуждения, которое нередко находит выплеск в разного рода девиантных поступках: от ухода в потребление алкоголя или наркотиков до совершения тяжких преступлений. При этом не следует забывать о том, что на практике имеют место случаи противоправного обращения с несовершеннолетними в милиции: избиения и угрозы, шантаж и тяжелые для детей условия пребывания в ИВС. К сожалению, реалии нашей жизни таковы, что соприкосновение с милицией даже взрослого человека может причинить ему психическую, а иногда и физическую травму. Что уж тут говорить о незрелой и неокрепшей душе ребенка! Еще одно обстоятельство — некоторый произвол в отборе подростков, которые должны быть поставлены на учет для исправления по месту жительства. Кто имеет право решать и каковы объективные критерии такого решения? Чаще всего решение принимается исходя из субъективного восприятия личности ребенка или из характеристик третьих лиц (соседей, администрации школы, родственников). И, наконец, последнее обстоятельство, вызвавшее серьезные социальные последствия: службы социальной помощи детям не подчинены нормам судопроизводства для несовершеннолетних, а это приводит к возникновению системы вторичного наказания для подростков, не подчиняющихся требованиям и указаниям этих служб. Здесь налицо неоправданное ужесточение социального контроля, которое повышает несправедливость в обществе, способствует отчуждению, социальному исключению и росту всех проявлений девиантного поведения. Следует обратить особое внимание на проблемы, связанные с мисменеджментом, т. е. с плохим управлением. Если говорить откровенно, то и та система специальных социальных служб, которую мы хотим создать, может быть обречена на медленную деградацию и превращение в бесполезную структуру, пожирающую деньги налогоплательщиков. Дело в следующем. Будучи однажды созданы, системы (каковыми должны стать и система ювенальной юстиции Узбекистана, и система учреждений социальной работы, обслуживающая потребности ювенальной юстиции) имеют свойство бюрократизироваться, т. е. заботиться не столько о выполнении возложенной на них миссии, сколько о самосохранении. В первую очередь это касается бюджетных организаций. Поэтому необходимо создать систему учреждений, занятых в ювенальной юстиции, как бюджетную, но при этом соблюсти важнейшие принципы. 1. Ювенальная юстиция должна стать открытой зоной для общественного контроля, деятельность чиновников в учреждении ювенальной юстиции должна быть прозрачной и подотчетной обществу. 2. Финансировать деятельность учреждений, входящих в систему ювенальной юстиции, лучше из бюджетов регионов, городов, населенных пунктов, это повысит (разумеется, при прочих равных условиях) ответственность чиновников перед налогоплательщиками, уберет лишнее опосредующее звено (государство) в распределении денежных ресурсов, сократит время поступления денег на финансовые счета учреждений (судов, социальных служб), обеспечит целевое вложение средств в зависимости от нужд региона. 3. Необходимо улучшить менеджерскую подготовку специалистов, занятых в системе ювенальной юстиции. В их обучение должны включаться знакомство с новыми направлениями научной организации труда; постоянное повышение уровня образования работников; оценка труда по экономически значимым результатам (уменьшение количества рецидивов или изменение жизненной ситуации в лучшую сторону хотя бы одного несовершеннолетнего в конечном счете имеет экономическую отдачу). Представляется, что учет рассмотренных выше принципов может значительно упростить разработку концепции и модели ювенальной юстиции.
Предложения и рекомендации
Подводя итоги проведенного исследования, группа экспертов Центра изучения правовых проблем констатирует, что идеи создания ювенальной юстиции в Узбекистане признаны актуальными юридической общественностью Республики и рядом должностных лиц правоохранительных органов, и полагает, что при поддержке международных общественных организаций, и в первую очередь ЮНИСЕФ, Правительства Республики Узбекистан, Омбудсмена, Министерства юстиции Республики Узбекистан, Верховного Суда Республики Узбекистан, Национального центра по правам человека, других организаций вполне возможно и нужно приступить к разработке концепции создания ювенальной юстиции в Узбекистане, тем более что в законодательстве Узбекистана есть ряд существенных положений, содержащих элементы ювенальной юстиции. На основании проведенного обзора законодательства Республики Узбекистан в сфере отправления правосудия несовершеннолетних и изучения причин возникновения преступности несовершеннолетних группа экспертов рекомендует: — разработать государственную программу создания и развития ювенального правосудия; — привести действующее законодательство в области защиты прав несовершеннолетних в соответствие с международными стандартами; — создать специальные суды для несовершеннолетних правонарушителей; — широко использовать СМИ в формировании общественного мнения вокруг проблем ювенального правосудия, проводить разъяснительную работу об отрицательных последствиях широкого применения наказания в отношении несовершеннолетних в виде лишения свободы, формировать общественное мнение в пользу применения альтернативных мер, привлекать к сотрудничеству национальные и международные правительственные и неправительственные организации, благотворительные фонды; — создать условия гласности и критики в СМИ по вопросам положения детей в обществе, состояния профилактики преступлений несовершеннолетних и их социальным проблемам; — обеспечить периодическое издание специального республиканского бюллетеня по проблемам ювенальной юстиции и состоянию дел в этой области; — ежегодно проводить аттестацию работников дознания, следствия, прокуратуры, суда, пенитенциарных учреждений на предмет определения их компетенции в области ювенальной юстиции, знания детской (юношеской) психологии, физиологии и основ педагогики; — отказаться от негативной практики оценки работы правоохранительных органов по раскрываемости преступлений и перейти на оценку их работы по критериям снижения преступности несовершеннолетних, эффективности профилактических мер по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних; — законодательно закрепить обязательное медицинское освидетельствование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или принудительно доставляемых в ОВД; — создать специальные отделы по работе с несовершеннолетними правонарушителями в органах дознания и следствия; — законодательно признать обязательными назначение и проведение на предварительном следствии судебно-психологической экспертизы по всем делам о преступлениях несовершеннолетних; — законодательно закрепить минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 лет; — обеспечить введение процедуры обязательного участия адвоката на всех стадиях предварительного расследования (дознания) и судебного разбирательства преступлений, совершенных несовершеннолетними, признать, что все доказательства по делам о преступлениях несовершеннолетних имеют юридическую силу, если только они собраны с участием адвоката; — ввести в практику применение принципов восстановительного правосудия как альтернативы традиционному наказанию в виде лишения свободы; — создать реабилитационные центры, работающие по программе восстановительного правосудия; — изыскать средства для реализации программы восстановительного правосудия; — провести аттестацию сотрудников действующих государственных органов, таких, как комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, приемников-распределителей для работы в программе восстановительного правосудия с обязательным привлечением психологов и психиатров; — для больных несовершеннолетних правонарушителей создать специализированные лечебные реабилитационные центры. Обеспечить выполнение международных норм в области исполнения наказания, не связанных с лишением свободы в отношении несовершеннолетних; — осуществить перевод тюремной системы из подчинения Министерства внутренних дел в подчинение Министерства юстиции, в том числе следственных изоляторов, с тем чтобы отделить следствие от органов, исполняющих меры пресечения, изучив возможности перевода в первую очередь следственных изоляторов; — допустить негосударственные, общественные организации к мониторингу деятельности пенитенциарной системы для несовершеннолетних, государственным органам совместно с ННО и учеными разработать и внедрить программы реабилитации и социальной адаптации освобождающихся несовершеннолетних из мест заключения, предусмотрев в этих целях принятие соответствующего законодательства и введение института социального работника, судам и Министерству юстиции осуществлять регулярный контроль за надлежащим исполнением всех процедур, касающихся условно-досрочного освобождения; — законодательно обеспечить создание и деятельность общественных наблюдательных комиссий при пенитенциарных учреждениях, в компетенцию которых будет также входить подготовка общественного заключения в отношении условно-досрочного освобождения осужденного несовершеннолетнего для судебного рассмотрения; — ввести кодовую систему учета лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте; — организовать систему подготовки специалистов ювенального правосудия, работников дознания, следствия, прокуратуры, суда, пенитенциарных учреждений, адвокатов в соответствии с международными стандартами для работы с несовершеннолетними.
——————————————————————