Защита прав несовершеннолетних во Франции. История вопроса
(Уветта Б.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 3)
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВО ФРАНЦИИ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Неофициальный перевод
Б. УВЕТТА
Уветта Бертранд, комиссар милиции, директор по защите несовершеннолетних при Префектуре (МВД), Франция.
Построение системы
Содержание, которое вкладывалось в понятие «защита прав ребенка во Франции», изменялось с течением веков — от восприятия ребенка как лица, ограниченно правоспособного, до его признания в качестве субъекта права, наделенного личным статусом, и утверждения, что ребенок является отдельно взятой личностью.
Обычно выделяют два основных этапа в процессе становления французской системы, первый из которых завершился в конце XIX в., когда в 1880 г. были сделаны первые шаги в направлении создания современного законодательства в этой области.
От «Pater familias» до Третьей Республики.
В этот период семья рассматривается как зона частного владения и подчиняется только своим собственным законам; государство не вмешивается в дела семьи, в основе общественного порядка лежит власть отца. Глава романской семьи имеет безраздельные права на принадлежащего ему ребенка в течение всей жизни: эта мысль и сейчас находит свое отражение в западноевропейском праве. До XII в. ребенок существовал не как человек, имеющий свойственные его возрасту характеристики и потребности, а, скорее, как взрослый человек в миниатюре. И только начиная с XVII в. ребенок начинает рассматриваться как таковой по причине, связанной главным образом с необходимостью его обучения: ребенок передается на воспитание в лоно церкви, становится центром внимания. Как ни парадоксально, но в этот же период количество умерших и брошенных родителями детей становится все больше, при этом подобная ситуация почти всех оставляет равнодушными. Французская революция приведет к ограничению родительского господства: согласно Закону 1792 г. отец имеет власть над ребенком только до достижения им 21 года. Принятый при Наполеоне Гражданский кодекс устанавливает иерархический порядок в обществе: создание семьи связано с регистрацией брака, в семье женщина подчиняется мужчине, а ребенок — отцу. В XIX в. государство передает детей в руки предпринимателей и теряет всякий интерес к ним: к детям плохо относятся и эксплуатируют их труд.
От первых законов к Конвенции по правам детей.
Идеалы революции поддерживаются Третьей республикой: забота о ребенке вновь становится государственным делом. Три меры, принятые в 1874 г., лежат у истоков системы защиты прав ребенка. Эти меры включают введение надзора за всеми детьми моложе трех лет, переданными на воспитание кормилицы (контроль за состоянием здоровья, меры по сокращению младенческой смертности), создание службы инспектирования детского труда и пресечение попыток родителей или третьих лиц заставить детей заниматься попрошайничеством. Восемь лет спустя Закон Жюля Ферри вводит обязательное школьное образование для мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 13 лет; школа превращается в социальную арену, место и возможность для выявления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. С 1889 г. благодаря принятию разнообразных законов начинается действительное формирование нашей системы защиты прав детей; государство вводит возможность лишения родительских прав, мотивы для применения такой меры разнообразны: родители, осужденные за распутное поведение, пьянство, совершение преступления, родители, занимающиеся бродяжничеством, проституцией; детей таких родителей забирают из семьи и передают либо на обеспечение государства, которое открывает соответствующие учреждения, либо в частные учреждения (детские дома). Специальным законом регламентируются вопросы «наказания за совершение насильственных действий, жестокое обращение и посягательства на жизнь и здоровье ребенка». Введено понятие «отягчающее обстоятельство» при посягательстве на лиц, не достигших 15 лет. Для защиты интересов ребенка судья может принять решение о его устройстве в учреждение милосердия. В это же время рождается идея о том, что меры по защите прав должны распространяться в равной степени как на ребенка, совершившего преступление, так и на ребенка, потерпевшего от преступления. «Нет детей правонарушителей, есть только дети, попавшие в беду» — 1912 г. стал годом создания Суда для несовершеннолетних, особого судебного органа для рассмотрения дел несовершеннолетних правонарушителей, эта мера получила дальнейшее развитие в 1945 г., когда были введены должности Судей по делам несовершеннолетних, а в помощь к ним назначен особый административный орган по «контролю за неблагополучными детьми». Полномочия этой категории судей будут расширены до контроля за соблюдением родительских прав благодаря принятию Положения от 23 декабря 1958 г., которое и ляжет в основу прав несовершеннолетних во Франции. Начиная с этого момента многочисленные законы довершат процесс создания системы защиты прав детей, направленной на обеспечение их гражданского статуса и защиту в случае совершения против них уголовных преступлений. Серьезным шагом в деле признания прав ребенка станет принятие Организацией Объединенных Наций Конвенции от 20 ноября 1989 г., которая будет ратифицирована Францией 2 июля 1990 г.
I. Структура системы по защите прав детей
Современная система защиты прав детей, сложившаяся в результате развития системы, введенной в 1945 г., зачастую считается сложной и неясной. Даже если согласиться с тем, что эта система может быть улучшена, она тем не менее является отражением политической воли, направленной на оказание помощи семьям при выполнении стоящих перед ними задач по воспитанию детей и на содействие развитию способностей детей в период их становления.
1. Права и обязанности родителей.
Несмотря на то что эта система защиты прав и законных интересов ребенка обычно рассматривается в двух аспектах (организационном и правовом), стоит напомнить, что задача обеспечения защиты прав ребенка прежде всего лежит на его родителях. Статья 371-2 Гражданского кодекса определяет ее как исключительное право, которым наделены родители: «…родительские права принадлежат отцу и матери для защиты интересов ребенка по вопросам, связанным с его безопасностью, состоянием здоровья и морально-нравственным воспитанием. Они имеют право и на них лежит обязанность защищать ребенка, следить за ним и заниматься его воспитанием». Родители не могут ни отказаться от этих исключительных прав, ни передать их третьим лицам. Во французской системе существует представление о том, что организационные или правовые меры принимаются только в случаях, когда родители признаются как исполняющие ненадлежащим образом свои обязанности, либо когда они не могут исполнять свои родительские функции, либо когда при исполнении своих обязанностей они руководствуются только личными интересами, наносящими вред ребенку. Мы придерживаемся такой же позиции, когда в результате вмешательства в семью или перемещения ребенка из родной семьи родителям предлагается восстановить семейные отношения. В такой ситуации родителям предлагается к реализации ряд мер, а для ребенка создаются условия, позволяющие ему жить в родной семье в нормальных условиях. Такой порядок не применяется в случаях жестокого обращения с ребенком или если здоровье и жизнь ребенка подвергаются опасности.
2. Защита прав ребенка: двойной характер системы.
Система защиты прав ребенка включает две компоненты, что объясняется необходимостью достижения одновременно двух целей: одна из которых — работа по профилактике, реализуется в рамках так называемой организационной защиты, когда семьи, осознавая появившиеся у них трудности, сами обращаются за помощью или дают согласие на вмешательство компетентных структур и помощь с их стороны; другая — защита прав и жизненных интересов ребенка, реализуемая в рамках так называемой правовой защиты, когда есть подтверждение того, что ситуация принимает опасный характер для ребенка (в этом случае судебный орган требует от семьи выполнения определенных мер) или что в отношении ребенка совершено уголовно наказуемое деяние.
2.1. Организационная защита прав ребенка.
В силу Законов о децентрализации от 1985 и 1986 гг. осуществление организационной защиты прав детей возложено на Председателя Генерального совета (департамента) и находящиеся в его ведении службы. Дополняют эту структуру префекты, обеспечивающие участие государства.
Три службы, находящиеся в подчинении Председателя Генерального совета, специально занимаются вопросами охраны прав детей.
Служба социальной помощи детям.
Играет главную и стержневую роль на службе семей. Пять стоящих перед ней задач определены в Кодексе семьи и социальной деятельности и носят коллективный или индивидуальный характер:
— оказание материальной, воспитательной и психологической помощи несовершеннолетним детям и их семьям, несовершеннолетним, объявленным полностью дееспособными, и совершеннолетним гражданам, не достигшим 21 года, столкнувшимся с трудностями социального порядка. Эта помощь оказывается в рамках мероприятий, получивших название «помощь неблагополучным детям вне социальных учреждений»;
— проведение акций коллективного характера в тех местах, где отмечаются признаки социального неблагополучия (улицы, кварталы), безнадзорности и асоциального поведения детей. Этой деятельностью занимаются в основном группы по профилактической работе, состоящие из воспитателей — специалистов по проблемам детей улиц;
— осуществление надзора и контроля за частными лицами и ассоциациями, занимающимися приемом и предоставлением жилья несовершеннолетним;
— физическая и финансовая забота о несовершеннолетних, переданных на попечение этих служб самими родителями, или детях, утративших семейные и родственные связи (детях-иностранцах, в частности без документов);
— проведение профилактических мероприятий и сбор информации о детях, подвергающихся жестокому обращению. В результате этой работы, начатой в 1989 г., была открыта анонимная бесплатная телефонная линия с номером «119», по которому любой взрослый или ребенок может позвонить, чтобы сообщить о фактах плохого обращения с детьми или сексуального насилия. Специальная ячейка по обработке этих сообщений в срочном порядке передает звонок либо в соответствующие административные службы, либо в судебный орган.
Для выполнения всех этих задач у Службы социальной помощи детям имеется свой штат сотрудников (социальные работники, психологи, воспитатели), в обязанности которых входит посещение семей и оказание им помощи. Кроме того, Служба социальной помощи детям имеет в своем ведении приюты для размещения детей, оказавшихся в ситуации, представляющей опасность для их жизни и здоровья, располагает штатом семей, готовых взять на себя заботу о детях, и особые учреждения (общежития для женщин с детьми, школьные интернаты, учреждения для детей-инвалидов).
Помощь, которая оказывается Службой социальной помощи детям, может принимать самые разнообразные формы, например финансовая помощь семьям, имеющим невысокий доход (разовая помощь или ежемесячные пособия), закрепление домашней помощницы за семьей или помощь по хозяйству женщине, имеющей ребенка и оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации, наблюдение психолога за ребенком, оказание помощи родителям со стороны воспитателя при поддержке школы.
Служба по охране материнства и детства.
Вопросы охраны материнства и детства возложены на медицинский персонал (врачей, санитарок, медсестер по уходу за детьми в возрасте до трех лет), в задачу которого входит осуществление обязательного медицинского контроля за беременными женщинами и детьми в возрасте до шести лет. Работа Службы состоит в проведении бесплатных и доступных для всех консультаций в учреждениях, которые посещаются детьми (ясли, детские комнаты, материнская школа), или на дому (посещение семей из группы риска медсестрами или домашними помощницами…). Эта же Служба осуществляет надзор за кормилицами, которые обслуживают грудных детей.
Социальная служба в масштабе секторов.
Каждый департамент разделен по географическому признаку на участки, которые носят название «многофункциональные социальные сектора»; эти сектора могут объединяться в социальные округа. Работа этих социальных служб состоит в оказании индивидуализированной помощи нуждающемуся лицу или семье силами многофункционального социального работника; он занимается всем спектром проблем, с которыми сталкиваются семьи, проживающие на территории вверенного ему сектора (финансовые, административные, жилищные, связанные с состоянием здоровья, работой, образованием). В силу специфики своей работы он помогает выявлять случаи тяжелого положения несовершеннолетних и жестокого обращения с ними.
Организационной защитой прав и законных интересов детей занимаются также службы, находящиеся в непосредственном подчинении государства.
Служба пропаганды здорового образа жизни среди учащихся школ и школьная социальная служба.
Эти службы, находящиеся в ведении Министерства национального образования, состоят из медицинского персонала (врачи, медсестры) и социальных работников, деятельность которых связана со школами (возрастная категория 6 — 10 лет), лицеями (15 — 18 лет) и колледжами (11 — 15 лет). В задачи этих служб входит пропаганда физического и умственного здоровья учащихся (диспансеризация, обязательные анализы/тесты на выявление ряда заболеваний, обучение здоровому образу жизни, профилактические мероприятия, оказание неотложной медицинской помощи), а также выявление неблагополучных детей (жестокое обращение, психологические проблемы, депрессии) и их направление в специализированные учреждения или службы.
Служба психиатрической помощи детям и подросткам.
Эта государственная структура, подведомственная Министерству здравоохранения, создана в 1972 г. для оказания помощи детям и подросткам. Служба разделена на сектора и решает задачи, связанные с профилактикой и лечением. Основная часть лечения и консультаций проходит в амбулаторном режиме либо в специализированных учреждениях, либо на приеме в специализированных центрах (медико-психологические центры, в которых ведут прием врачи-специалисты по разным направлениям, терапевтические центры, работающие неполный день и имеющие в своем штате ограниченное число врачей, дневной стационар для интенсивного лечения в течение только одного дня, отделения детской психиатрии в больницах).
* * *
2.2. Правовая защита прав и законных интересов ребенка.
Несмотря на то что задействованные в обеспечении правовой защиты органы могут использовать самые различные формы участия в судьбах детей, они тем не менее не всегда имеют возможность выполнить свои функции, например когда семьи отказываются от предложенной помощи или когда предпринимаемых мер недостаточно для защиты прав и законных интересов ребенка. К тому же при реализации мер по защите прав и интересов ребенка могут быть выявлены или появиться основания для подозрения в совершении уголовно наказуемых деяний в отношении ребенка. С учетом этого Законом от 10 июля 1989 г. вводится обязательство для социальных работников сообщать о подобных фактах в судебный орган в лице прокурора республики. В порядке исключения, когда речь идет о детях, Закон отменяет обязательство о неразглашении профессиональной тайны, являющееся обычно обязательным для некоторых категорий специалистов.
Правовая защита прав детей, находящихся в опасности.
Судебный орган имеет очень широкие и разнообразные по форме полномочия, которые в зависимости от ситуации позволяют осуществлять контроль, ограничивать, приостанавливать или лишать родительских прав лиц, жестоко обращающихся со своими детьми; кроме того, эти лица могут быть привлечены к ответственности и к ним могут быть применены уголовные санкции. Вмешательство судебного органа, так называемое применение «мер по защите неблагополучных детей», основывается на статье 375 и следующих за ней статьях Гражданского кодекса.
«Если здоровью, безопасности или нравственности несовершеннолетнего ребенка, не являющегося полностью дееспособным, угрожает опасность или если условия его воспитания серьезно нарушаются, меры по его защите могут быть назначены именем правосудия».
Исполнение этих мер возлагается на судью по делам несовершеннолетних на срок два года, который может быть продлен на основании обоснованного решения. К этому судье может обратиться как сам несовершеннолетний ребенок, так и его родители или лицо, занимающееся его воспитанием, а также прокурор республики. Судья может также в порядке исключения принять дело к производству в силу своих должностных полномочий.
На практике прокурор республики, собрав всю информацию от социальных работников, службы полиции и частных лиц, передает материалы судье по делам несовершеннолетних, если подтвержден факт угрозы жизни и здоровью ребенка или жестокого обращения с ним. Угрозой жизни и здоровью ребенка признается физическое или нравственное жестокое обращение с ним или несоответствие условий его жизни условиям, обеспечивающим его нормальное развитие. В качестве примера приведем неисполнение обязанностей по воспитанию, физическое или сексуальное насилие, ненадлежащая забота или ее отсутствие, отказ или оставление ребенка, отлучка родителей, непосещение ребенком учебных заведений или прогул школьных занятий, нарушения психологического или психиатрического порядка, токсикомания, проституция, конфликт между родителями или супружеское насилие, которые отражаются на состоянии ребенка, нарушая его внутреннее равновесие…
После получения прокурором тревожных сигналов перед ним открываются три возможности:
— приведенные факты представляют угрозу для жизни и здоровья ребенка, дело направляется напрямую судье по делам несовершеннолетних;
— приведенные факты не требуют его вмешательства, делу ход не дается (принцип целесообразности);
— приведенные факты не содержат достаточных доказательств, материалы передаются в полицию для проведения расследования, которое должно позволить определить степень угрозы для жизни и здоровья ребенка. Это, в частности, касается случаев, когда переданная информация указывает на факты уголовного порядка или же когда невозможность определить степень угрозы для жизни и здоровья ребенка является результатом препятствий, чинимых семьей, или ее уклонения от участия социальных служб в решении проблемы.
В неотложных случаях у прокурора есть возможность немедленно направить несовершеннолетнего ребенка, нуждающегося в защите, в другую семью. Для этого он выносит определение о временном устройстве ребенка сроком на неделю. До истечения этого срока он должен принять решение в отношении этого ребенка — либо он возвращается в родную семью, либо судья по делам несовершеннолетних принимает дело к производству и решает самостоятельно, нужно ли продлить срок пребывания ребенка в другой семье, и в этом случае выносит новое постановление.
Меры по защите неблагополучных детей, которые могут быть предписаны судьей по делам несовершеннолетних, разнообразны и применяются в зависимости от случая:
— возможно применение мер по защите ребенка вне социальных учреждений. Несовершеннолетний ребенок остается в своей родной семье, но ей в помощь и для консультаций назначается группа специалистов по вопросам воспитания. Решение о составе этой группы часто принимается после предварительного расследования, позволяющего Судье выбрать наиболее подходящие для конкретного случая меры. Со своей стороны судья может потребовать от семьи выполнения определенных обязательств (медицинский контроль, посещение соответствующего школьного образовательного или лечебно-психологического учреждения). Условием сохранения ребенка в семье может быть требование судьи о предоставлении родителями доказательств их намерений устранить причину проблемы (прохождение курса лечения, если есть проблемы, связанные с алкоголизмом, лишение наркотиков в случае лечения от наркомании, посредничество в разрешении семейных конфликтов);
— судья может принять решение по устройству ребенка в специальное учреждение (школьный интернат, приют) или к частным лицам (родственникам, третьим лицам, которым можно доверить ребенка, приемные семьи). В течение всего срока нахождения ребенка в учреждении/у частных лиц родители сохраняют права на своего ребенка, которые решением судьи изменяются, в частности, в части, касающейся посещений ребенка членами семьи.
Для осуществления всего комплекса мер по защите прав неблагополучных детей (а также мер в отношении несовершеннолетних преступников) судьи по делам несовершеннолетних имеют в своем распоряжении штат сотрудников, находящихся в прямом подчинении Министерства юстиции; Управление правовой защиты молодежи берет на себя заботу об этих несовершеннолетних на основании проведенной оценки их личности; Управление состоит из государственного сектора и очень значимого сектора, представляющего общественные организации, который берет на себя более 2/3 случаев, связанных с неблагополучием несовершеннолетних. Эти общественные организации получают «разрешение на осуществление деятельности от Министерства юстиции» (финансирование и контроль). Во все эти службы принимаются на работу профессионалы по самым различным специальностям: воспитатели, социальные работники, психологи, профессоры по различным дисциплинам, обслуживающий персонал. Общий бюджет Управления правовой защиты молодежи составил в 1999 г. 3 миллиарда франков.
Правовая охрана детей, пострадавших от противоправных действий.
В дополнение к мерам по правовой защите прав и интересов ребенка законом через Уголовный кодекс устанавливаются в качестве уголовно наказуемых некоторые деяния, наносящие вред несовершеннолетним. К исключительной компетенции отделов полиции и жандармерии относятся вопросы незамедлительного проведения расследования, а именно: констатация факта совершения уголовного преступления, сбор доказательств и идентификация совершивших преступление лиц для их передачи в руки правосудия. В составе этих отделов имеются специальные бригады по делам несовершеннолетних, которые привлекаются, когда потерпевшим становится несовершеннолетний ребенок.
Несмотря на то что эта репрессивная мера достаточно удобна, важно знать, что параллельно этому применяются меры защиты, о которых было рассказано выше, — например, отдел полиции, проводящий расследование дела, связанного с инцестом, может обратиться к прокурору для незамедлительного устройства ребенка в другую семью. Эта мера применяется с целью ограждения ребенка от давления со стороны родителей, направленного на отказ ребенка от своих показаний.
Различные правонарушения.
Традиционно различают три крупные категории правонарушений: сексуальное насилие, плохое обращение (физическое насилие) и нарушения, связанные с воспитанием несовершеннолетних.
Уголовный кодекс Франции пресекает противозаконные действия; в некоторых ситуациях Кодекс ужесточает санкции, если потерпевшим является несовершеннолетний или если виновный является родственником по восходящей линии или лицом, которое имеет власть над ребенком; правонарушения, вследствие которых несовершеннолетние подвергаются опасности, объединены в особую группу.
В сексуальном насилии различается изнасилование (акт «сексуальной пенетрации, какой бы природы он ни был»), агрессия и сексуальные домогательства (ласки, агрессия, являющаяся домогательством, совершенным с применением силы, угроз или неожиданного нападения), сексуальный эксгибиционизм. Исходя из толкования этих нарушений, сексуальное совершеннолетие установлено с 15 лет. Начиная с этого возраста, несовершеннолетний может иметь добровольные сексуальные отношения; до достижения 15 лет запрещаются сексуальные отношения, даже добровольные, между несовершеннолетним и его родственником по восходящей линии (отцом или дедушкой) или между несовершеннолетним и лицом, имеющим власть над ребенком. В эту категорию входят все специалисты, которые каким-либо образом, пусть даже временно, обладают властью над ребенком (преподаватели, воспитатели, спортивные тренеры, духовные лица и др.), а также члены семьи (бабушки и дедушки, сожители матери, дяди и др.).
Совращение несовершеннолетних также пресекается Уголовным кодексом. Законодательство разрешает преследование лиц, которые провоцируют и побуждают разврат и совращение несовершеннолетних; речь идет, например, о следующих действиях: принуждение несовершеннолетних к присутствию при развратных сценах; инициирование просмотра порнографических фильмов, побуждение несовершеннолетних посредством вознаграждения к сексуальным отношениям между собой и др.
Наконец, многие статьи Уголовного кодекса преследуют торговлю детской порнографией, а также лиц, которые записывают, хранят, производят, перевозят, импортируют, экспортируют, распространяют порнографическое изображение несовершеннолетних. Факт использования телекоммуникационной сети Интернет в этих целях ведет к ужесточению санкции.
Для того чтобы пресечение подобных действий было более эффективным, французское законодательство, идя вразрез с правовыми нормами об общеуголовных преступлениях и принимая во внимание исключительную уязвимость жертв, с одной стороны, продлило срок давности до десяти лет после достижения возраста совершеннолетия (другими словами, до 28 лет), тогда как правила предусматривают три года после правонарушения и 10 лет после преступления; с другой стороны, суды имеют возможность преследовать незаконные действия, совершенные за границей французами или иностранцами, проживающими на территории Франции, в отношении иностранных лиц без официального заявления о противоправных действиях со стороны государства и даже при отсутствии заявления от лица потерпевшего; именно Закон о «сексуальном туризме», принятый в 1998 г., создал возможность пресечения правонарушений сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних. Как и для совершеннолетних, сутенерство преследуется законом, причем мера пресечения усиливается, если проститутка женского или мужского пола является несовершеннолетним; несовершеннолетний рассматривается в этом случае как ребенок, находящийся в опасности, к которому будут применены защитные меры (меры по защите неблагополучных детей или размещение).
Эти сексуальные правонарушения обладают крайне высокой степенью общественной опасности и являются предметом мобилизации специалистов, поддерживаемых средствами массовой информации и общественным мнением.
Подобным образом насилие физического характера является предметом особых опасений нашего общества. Уголовный кодекс описывает множество правонарушений в зависимости от степени тяжести ран; уровень тяжести определяется исходя из оценки временной рабочей нетрудоспособности (I. T.T.), которая может быть больше или меньше восьми дней. Для ребенка параметром временной рабочей нетрудоспособности является степень затруднения, которое он испытывает в своей повседневной деятельности. К этому критерию добавляется возраст потерпевшего (несовершеннолетний младше или старше 15 лет), статус виновного (родственник по восходящей линии или лицо, имеющее власть над ребенком) и некоторые обстоятельства (использование оружия и др.). «Ежедневное насилие», вне зависимости от степени тяжести причиненного ущерба, классифицируется как особое правонарушение, так же как и ненадлежащий уход. Наконец, самыми тяжкими являются правонарушения, повлекшие за собой смерть ребенка (убийства, отравления или насилие, повлекшее смерть).
К третьей крупной категории относятся правонарушения, связанные с содержанием и воспитанием несовершеннолетних. Речь идет о противоречиях между родителями, которые оспаривают друг у друга воспитание ребенка (похищение несовершеннолетнего одним из родителей и др.), а также о правонарушениях, выходящих за рамки семьи, что позволяет привлечь к ответственности лицо, которое укрывает несовершеннолетнего против воли родителей.
В совокупности эти правонарушения представляют собой полный и последовательный перечень действий, подлежащих пресечению, в соответствии с которым любые действия, вредящие физическому, психическому и моральному здоровью несовершеннолетних, признаются преступными. На основании недавно введенных в Уголовный кодекс Франции положений несовершеннолетний потерпевший, обладая особым статусом, в течение всего судебного процесса может прибегать к помощи адвоката (коллегия адвокатов, специализирующаяся на делах несовершеннолетних) и специально назначенного законного представителя, на которых возложена защита материальных и моральных интересов ребенка. Расследование многих дел по педофилии во Франции и в соседних странах, получив широкий резонанс в обществе, укрепило идею о необходимости оставаться бдительными и искать более действенные средства борьбы и защиты. Исправительная работа с сексуальными преступниками, а также помощь родителям являются темами, стоящими на повестке дня.
Классифицировав правонарушения и описав сеть участников, попытаемся определить роль, цели и задачи специальной полицейской службы, которой является Бригада по защите несовершеннолетних в Париже.
II. Роль специальной службы:
Бригада по защите несовершеннолетних
Исторически Бригада по защите несовершеннолетних Парижа берет начало с 28 декабря 1934 г., когда было принято решение Муниципального совета Парижа о выделении кредитов на создание двух должностей помощников полиции, которым поручалось наблюдение за общественными местами. Помощники нанимались из числа лиц, обладающих государственными дипломами по социальной помощи и относящихся к ведению Генерального управления муниципальной полиции.
В марте 1942 г. в соответствии с указом префекта число помощников полиции увеличивалось до 20 человек. Они переводились в подчинение Управления Судебной полиции, образуя группу в составе Бригады по охране нравственности. Этой группе передавались расследования дел несовершеннолетних, находящихся в моральной опасности. Спустя год была создана автономная бригада, получившая название Бригада по защите несовершеннолетних.
1. Место в структуре полиции Парижа.
Эта служба входит в состав Управления судебной полиции, которое принадлежит к префектуре полиции Парижа наравне с тремя другими управлениями: Управление городской полиции по близкому родству, представленное в округах, Управление общественным порядком, отвечающее главным образом за поддержание общественного порядка в столице, и Управление общими сведениями, обеспечивающее информирование правительства.
Управление судебной полиции включает в се бя три отдела, два из которых специализируются в зависимости от форм особых преступлений и один — в зависимости от места совершения. На этом основании Бригада по защите несовершеннолетних зависит от отдела центральных бригад, Бригады уголовного розыска (покушения на жизнь, похищения, терроризм), Бригады по борьбе с незаконным потреблением наркотиков (торговля наркотиками), Бригады по борьбе с бандитизмом (вооруженное ограбление, торговля произведениями искусства и др.), Бригады по борьбе со сводничеством.
2. Задачи.
В настоящее время служба насчитывает 74 человека: комиссары, офицеры полиции (майоры, капитаны, лейтенанты) и охрана. Служба располагается по адресу 12, quai de Gesvres, в 4-м округе Парижа рядом с площадью Шатле и Собором Нотр-Дам и работает непрерывно семь дней в неделю, круглосуточно, имея возможность в срочном порядке начать любое расследование, необходимое для защиты несовершеннолетних. Сферой компетенции службы является Париж в черте города (нарушения, совершенные непосредственно в Париже), но полицейские, работающие в этом отделе, юридически имеют возможность проводить расследования за пределами города в трех пограничных со столицей департаментах (О-де-Сен, Сена-Сен-Дени и Вальде-Марн), а также на всей территории Франции с согласия магистратов (прокурора республики или следственных судей).
Из названия Бригады следует, что на нее возложена миссия по защите несовершеннолетних. Особенностью этой службы Судебной полиции является то, что для выполнения возложенной на нее задачи она работает одновременно по предупреждению наравне с другими социальными участниками, а также пресечению преступлений и наказанию совершеннолетних исполнителей преступлений, совершенных против несовершеннолетних. Важным исключением в той решающей роли, которую Бригада играет в области защиты детства, является тот факт, что она не выступает по правонарушениям, совершенным несовершеннолетними; когда несовершеннолетний совершает правонарушение, дело передается на рассмотрение в службы Городской полиции по близкому родству, в составе которой имеются «группы по работе с несовершеннолетними». Подобным образом проблема наркомании (употребление и предупреждение) относится к ведению Бригады по борьбе с незаконным потреблением наркотиков.
2.1. Предупреждение: выявление несовершеннолетних, находящихся в опасности.
В плане предупреждения роль Бригады заключается в выявлении несовершеннолетних, находящихся в материальной или моральной опасности или не имеющих нормальных условий воспитания и обучения (несовершеннолетние, предоставленные сами себе, пропускающие школьные занятия, стоящие на преступном пути, предпринявшие попытки совершения самоубийства, имеющие психологические или психические проблемы и др.).
Таким образом, Бригада призвана ускорить расследования социального характера либо по просьбе судебных органов, либо на основании поступившей в отдел информации, исходящей от любых лиц (социальных работников, медицинского персонала, преподавателей, семей, соседей, других полицейских служб) или даже из анонимных источников. Задача Бригады состоит в оценке ситуации, в которой находится несовершеннолетний, а затем в вынесении решения о необходимости принятия мер по оказанию воспитательной помощи. Для оценки ситуации будут опрошены все те, кто знаком с несовершеннолетним, в частности работники учебного учреждения, если он посещает школу, и работники служб, которые могут выступить по этому делу с целью административного предупреждения.
Ежедневно Бригада принимает и берет на себя заботу о несовершеннолетних, находящихся в опасности и задержанных в общественных местах в Париже. Эти несовершеннолетние, пройдя собеседование с сотрудником службы, будут отправлены обратно в семьи или представлены магистрату.
Наконец, Бригада рассматривает дела о бегстве несовершеннолетних, живущих в Париже, и по просьбе других отделов полиции может вести в этом случае расследование в пригороде, провинции или даже за границей. Роль Бригады заключается в поимке несовершеннолетнего посредством проведения необходимого расследования на месте исчезновения и на основании информации, полученной из его окружения. Затем Бригаде предстоит проанализировать мотивы этого бегства для того, чтобы проверить, не требует ли положение несовершеннолетнего принятия мер по его защите, поскольку бегство всегда является индикатором проблемы, которую нужно обнаружить и оценить.
Таким образом, Бригада является дополнительным участником в социальной системе. Она использует все предоставляющиеся отделам полиции возможности для того, чтобы ознакомиться с положением неблагополучных семей и оказать помощь или принять меры по защите детей в таких семьях, используя одновременно возможность оказания административной защиты или обращения к судебному органу. Единоразовое вмешательство, которое может быть продлено более или менее углубленным анализом ситуации, позволяет Бригаде играть роль «разоблачителя», передавая затем дело специализированным службам для дальнейшего рассмотрения.
2.2. Наказание: три области вмешательства.
В плане наказания действия Бригады основываются на принудительных мерах, которые определены законом и предписываются службам полиции вне зависимости от природы преследуемых нарушений (арест, задержание, обыски в помещении, заключение под стражу и др.). В сферу деятельности Бригады входят три крупные категории нарушений, описанные выше.
Сексуальное насилие.
Прежде всего Бригада по защите несовершеннолетних обладает «монополией» на расследование дел по сексуальному насилию, совершенному в отношении несовершеннолетних в Париже. Такое положение вещей позволяет ясно понять функционирование системы всем ее участникам: полицейским, социальным работникам, общественным организациям, семьям, самим детям; расследуемые дела затрагивают, безусловно, семейную сферу (кровосмешение), а также внесемейную, т. е. дела, в которых подозреваются педофилы, сексуальные извращенцы, несовершеннолетние обвиняемые (единственный случай, когда Бригада расследует дела несовершеннолетних преступников). Проблемы, стоящие перед службой в связи с расследованием этих крайне сложных дел, способствовали разработке необходимых методов и развитию умений.
Приведем в качестве примера:
— создание более 10 лет назад ячейки документации; эта структура, состоящая из двух офицеров полиции, обрабатывает оперативную документацию по сексуальным преступникам и порнографической продукции; в ее задачу входит составление синтеза информации по нападениям с применением насилия, совершенным неизвестными лицами, и сопоставление их с потенциальными виновными, занесенными в картотеку;
— поиск следов и улик на местах нападения с привлечением специалистов по восстановлению обстановки преступления, подчиняющихся отделу судебной идентичности; расследование продлевается, если требуется найти и установить генетические отпечатки;
— размещение в помещении Бригады комнаты, позволяющей аудиовизуальную запись свидетельства потерпевших. Эта новая техника расследования, предусмотренная Законом от 1998 г. (июнь), позволяет фиксировать первые заявления ребенка, сделанные для расследовательского отдела, и сохранять для анализа слова, а также жестикуляцию, часто помогающую выявить правонарушения. Видеозапись заявления должна также позволить сократить количество допросов жертвы на протяжении всего рассмотрения уголовного дела вплоть до вынесения приговора.
Физическое насилие.
Бригада по защите несовершеннолетних выступает также с целью прекращения плохого обращения с ребенком в семье и в учреждениях. Если большинство расследований относятся, к счастью, к случаям легкого насилия (период временной рабочей нетрудоспособности менее восьми дней), некоторые расследования, в частности по делам детей раннего возраста, являются крайне сложными. В течение полутора лет служба занимается расследованиями дел так называемых травмированных тряской младенцев (shaking baby), о которых сообщается прокурору республики через педиатрические больницы столицы; последствия такого потрясения зачастую являются очень серьезными для детей и могут повлечь за собой необратимые неврологические последствия и даже смерть. К другому особому типу плохого обращения с ребенком относятся так называемые дела «синдрома Мюнхгаузена»; речь идет о провоцировании одним из родителей, иногда посредством использования опасных веществ, появления симптомов болезни, которой у ребенка в действительности нет. Эта очень изощренная форма плохого обращения с ребенком характеризуется видимой мобилизацией родителей, которые демонстрируют высшую степень самопожертвования в лечении ребенка. И, наконец, связанные с высокой степенью укорененности в Париже иностранного населения североафриканского происхождения расследования по делам девочек, которые являются жертвами вырезания клитора, предполагают подход, учитывающий культурные различия, принимая во внимание тот факт, что французский закон защищает всех детей, проживающих на территории Франции, вне зависимости от их национальности и происхождения.
Полицейские Бригады по защите несовершеннолетних работают в сотрудничестве с медиками из специального Медико-юридического подразделения центральной больницы. Это подразделение, расположенное в нескольких сотнях метров от Бригады, проводит обследования, необходимые для оценки временной нетрудоспособности; здесь проводятся гинекологические обследования для медицинской констатации факта насилия, а также взятие крови и мазка, необходимые для установления генетического отпечатка насильника. Бригада работает также со специальными больницами, если состояние ребенка требует госпитализации. Для того чтобы облегчить совместную работу, необходимую для подобного вида расследований, ячейки, работающие с детьми, испытывающими плохое отношение, позволяют полицейским и медицинскому персоналу проводить встречи для обмена знаниями и для конкретного изучения трудностей, с которыми те или другие столкнулись.
Нарушения, связанные с содержанием и воспитанием несовершеннолетних.
Третья крупная составляющая карательной деятельности Бригады относится к нарушениям, связанным с содержанием и воспитанием несовершеннолетних. Если в соответствии с реформой Префектуры полиции, начатой в апреле 1999 г., наиболее простые дела передаются в службы Городской полиции близкого родства, то Бригада по защите несовершеннолетних продолжает заниматься урегулированием наиболее сложных родительских конфликтов: острые конфликты с применением физического и сексуального насилия, повторяющиеся конфликты (при каждом посещении в 1-е, 3-е и 5-е выходные месяца и др.), похищение ребенка родителями с бегством одного из родителей с ребенком в провинцию или за границу.
Эти дела являются крайне сложными, так как они причиняют ребенку страдания, последствия которых для его дальнейшего развития могут быть крайне тяжелыми. Работа полицейского заключается в установлении посредничества между двумя родителями. Вместе с этим полицейский должен обеспечить соблюдение и применение судебного решения на практике. Прокурор поручает Бригаде урегулирование подобных споров и применение в этой связи Гаагской конвенции, гражданской меры, сводящейся к возвращению похищенного ребенка в страну происхождения. В случае отказа родителя вернуть ребенка французский суд, утверждая решение, вынесенное иностранным правосудием, обращается в нашу службу с просьбой привести это решение в действие.
3. Организация и средства.
Бригада по защите несовершеннолетних для выполнения комплекса стоящих перед ней задач имеет структуру, позволяющую реагировать на чрезвычайные ситуации и проводить серьезные расследования по сложным делам.
Специализация и разделение команд на сектора.
Находясь в подчинении комиссаров полиции, персонал разделен на два сектора, один из которых занимается всеми вопросами, касающимися проблем несовершеннолетних, возникающих в рамках семьи (социальные расследования, плохое обращение с ребенком, внутрисемейное сексуальное насилие и др.), другой сектор занимается расследованием проблем несовершеннолетних вне семейных рамок (побег, педофилия). Эти две секции подразделяются на группы, возглавляемые майорами. За каждой из групп закреплен свой географический сектор. Одна из этих групп ведет борьбу с порнографией в Интернете и контролирует проституцию несовершеннолетних в столице. Ежедневно и по очереди группы осуществляют «дежурство»: они занимаются расследованием срочных дел, ведут прием семей и несовершеннолетних, которые обращаются к ним, а также тех, кого направляют другие службы полиции. Для того чтобы облегчить работу следователей и иметь возможность быстро найти информацию, секретариат систематизирует все документы, касающиеся отдельно взятой семьи; эти данные содержат иногда информацию о нескольких поколениях семьи, что является крайне важным, поскольку семейная история формируется из поколения в поколение.
Сотрудники и обучение.
Следует уточнить, что сотрудники службы в равной степени представлены как женщинами, так и мужчинами. Они в высшей степени мотивированы задачей, стоящей перед ними, и выбрали работу в этой службе добровольно.
Среди профессионального обучения в рамках непрерывного образования, введенного Национальным центром обучения национальной полиции, на особом месте стоит обучение по теме «Собеседование с ребенком». Перед стажировкой стоят следующие задачи: знать и понимать различные ступени физического и психологического развития ребенка, изучить технику ведения собеседования и коммуникации, позволяющей облегчить беседу с ребенком.
——————————————————————