Наименование политической партии: особенности конституционно-правового регулирования

(Митин Г. Н.) («Конституционное и муниципальное право», 2008, N 6)

НАИМЕНОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ: ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Г. Н. МИТИН

Митин Г. Н., аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Название политической партии — первое, что избиратель видит в бюллетене, то, с чем ассоциируется кандидат, это один из важнейших индивидуализирующих ее признаков <1>. Оно может отражать партийную идеологию (как, например, Либерально-демократическая или Коммунистическая партии); основную цель (задачу) деятельности партии (Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса, Партия возрождения России); социальную, национальную (Русская партия) и иную группу, чьи интересы отстаивает партия (Аграрная партия или партия «Автомобильный клуб России»), и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки («Яблоко», «Русский стиль» <2>). ——————————— <1> Грешников И. П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. С. 214. <2> Политическая партия «Русский стиль» была создана в 1994 г. под руководством Г. Семина — руководителя одной из дочерних фирм концерна — «Гермес-Интер-Финанс». Просуществовала меньше года.

Наименование политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые». Наименования некоторых партий подобраны удачно и не содержат в названии слова «партия» (политическая партия «Либеральная Россия» или политическая партия «Союз правых сил»). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал Закон о политических партиях и не была упорядочена процедура создания политической партии. Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений, и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия». Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или Российская социал-демократическая рабочая партия. Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии. В российском законодательстве предусмотрен ряд требований, предъявляемых к наименованию политической партии. Их можно условно разделить на три группы: — конституционные требования; — требования Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (далее — Закон о политических партиях); — требования законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. К конституционным требованиям относится запрет на создание и деятельность политических партий, цели которых (а наименование политической партии может отражать ее цель) направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Как правило, политические организации с такими названиями создаются ради привлечения внимания, создания скандала, а не для серьезной политической борьбы, пусть даже и незаконной. Так как государственным языком в Российской Федерации является русский язык, наименование политической партии должно быть написано русскими буквами. Требование языка не исключает возможности использования знаков и цифр в наименовании партии. В соответствии с п. 10 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 8 статьи 73 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» <3> по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются также на языке соответствующей республики, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Соответственно должны быть переведены и наименования политических партий. Перевод текста избирательного бюллетеня обеспечивает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. В связи с чем иногда возникают споры о точности перевода наименований политических партий. ——————————— <3> Собрание законодательства РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.

Так, К. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан по изготовлению бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сославшись на то, что названия партий в переводе на башкирский язык имеют искажения. Верховный Суд Республики Башкортостан на основании заключения терминологической службы Правительства Республики Башкортостан установил, что тексты избирательных бюллетеней соответствуют правилам применения, а перевод осуществлен правильно <4>. ——————————— <4> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2004 г., дело N 49-Г03-159. Документ не опубликован.

Во избежание подобных споров возможно обязать политическую партию через свои региональные отделения в республиках в составе Российской Федерации после государственной регистрации передавать в избирательные комиссии республик в составе Российской Федерации заверенный в установленном законом порядке перевод своих названий на язык соответствующей республики. Самой же политической партии целесообразно иметь перевод собственного наименования и кратких сведений о себе на языках народов России. Закон о политических партиях предъявляет следующие требования к наименованию политической партии: 1. Не допускается использование как полных, так и сокращенных наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений. Тем не менее существует возможность создания политических партий с наименованиями, сходными до степени смешения с наименованиями уже существующих партий, так как запрета на подобные названия партий Закон о политических партиях не содержит, а Гражданский кодекс РФ регулирует данный вопрос относительно лишь определенных средств индивидуализации: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение. Отнесение наименования политической партии к категории фирменного наименования по смыслу ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможно. 2. Не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данное ограничение является одной из гарантий принципа взаимного невмешательства органов государственной власти и их должностных лиц, органов местного самоуправления и политических партий в деятельность друг друга. 3. Не допускается использование имени и (или) фамилии гражданина. Судебная практика показала, что иногда сложно отграничить наименование предмета от имени или фамилии гражданина. Так, в 2004 г. Избирательная комиссия Ярославской области отказала в регистрации избирательному блоку «Блок ПУТИНА». Избирательный блок обратился в суд о признании указанного решения незаконным, сославшись на то, что в названии блока была использована не фамилия, а слово, обозначающее сезон, в течение которого производится лов рыбы. На эмблеме блока был изображен невод с пойманной рыбой <5>. Решением от 16 февраля 2004 г. Ярославский областной суд в удовлетворении заявления отказал. Верховный Суд Российской Федерации согласился с позицией областного суда, указав, что «доводы представителя избирательного блока о том, что слово «путина» в толковых словарях русского языка имеет иные значения и не означает использование фамилии Президента РФ не могут служить основанием к признанию отказа избирательному блоку в регистрации незаконным, поскольку в словарях русского языка названное выше слово указано с выделением ударения в слове на букву «и», а в наименовании избирательного блока слово «ПУТИНА» использовано без указания на ударение, что введет в заблуждение избирателя о принадлежности избирательного блока к Президенту Российской Федерации» <6>. Использование знака ударения в наименовании политической партии допустимо. ——————————— <5> http://grani. ru/Politics/Russia/Election/m.60034.html <6> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2004 г., дело N 8-Г04-8. Документ опубликован не был.

Возникает вопрос об использовании отчества в наименовании политической партии, в особенности если политическая партия докажет, что она использовала в своем наименовании именно отчество. Как таковой запрет на использование отчества в наименовании отсутствует. Большинство законов о политических партиях государств, входивших в состав Советского Союза, не содержат ограничений на использование имен, фамилий и отчеств граждан. В Республике Беларусь даже наоборот — закон разрешает использовать в названии политической партии имя гражданина, при наличии заявления такого гражданина (в случае его смерти — заявления его наследников) о даче согласия на использование в названии политической партии, союза имени этого гражданина. Ни одна белорусская партия, правда, этим правом пока не воспользовалась. 4. Запрещается использовать наименование, оскорбляющее расовые, национальные и религиозные чувства. Наименование политической партии не должно содержать ненормативную лексику, иные слова и сочетания, противоречащие общественным нормам морали. 5. В связи с тем что установлен запрет на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, недопустимо именовать политическую партию по названию определенной профессии, расы, нации или народности, религиозной конфессии. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, «партия в силу своей политической природы не может быть религиозной организацией, она надконфессиональна, внеконфессиональна. Во всяком случае, партия, исходя из своего политического предназначения, создается не для выражения и защиты тех или иных религиозных интересов» <7>. ——————————— <7> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами Общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И. В. Артемова и Д. А. Савина» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 1.

Политическая партия не может в силу своей природы выражать и защищать определенные профессиональные интересы, в этих целях могут создаваться соответствующие общественные объединения в установленных законом организационно-правовых формах. Допустимо наименование политической партии, связанное с половой принадлежностью человека, при этом не должны быть установлены какие-либо дискриминационные ограничения, в первую очередь на вступление в такую партию. Так, в марте 2007 г. прошел учредительный съезд общероссийской политической партии «Народная партия женщин России». Пока эта партия не прошла государственную регистрацию. 6. Не допускается использование наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. Данное ограничение можно обосновать тем, что в сознании населения наименование новой партии будет ассоциироваться у населения с деятельностью экстремистской партии, носившей то же наименование. Во избежание негативных последствий этого и установлен данный запрет. Политическая партия может использовать в своем наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания. При этом она освобождается от уплаты государственной пошлины за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и их производных (п. 1 ч. 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ <8>). В Республике Беларусь, наоборот, установлен запрет на использование в названии политической партии слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» <9>). ——————————— <8> Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3340. <9> Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэпублiкi Беларусь. 1994. N 30. С. 509.

Закон о политических партиях не содержит запрета на использование названий других государств, то есть название политической партии может даже совпадать с названием иностранного государства, хотя данный запрет установлен в отношении символики политических партий. Законы стран СНГ о политических партиях этот вопрос обходят стороной. В отдельных европейских государствах (Великобритания, Словения, Хорватия) установлено, что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединенное Королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации <10>. Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии. ——————————— <10> Guidance on registering as a political party. The Electoral Commission. London, 2006. P. 27.

Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названия: как правило, оно не должно состоять более чем из 6 слов <11>). ——————————— <11> S. 25 Electoral Act, 5 november 1992, N 23/1992 // http://www. irishstatutebook. ie/1992/en/act/pub/0023/index. html.

Что же касается третьей группы требований, предъявляемых к наименованию политической партии, то в настоящее время законодательство об охране интеллектуальной собственности и авторских прав представлено частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регулирует лишь отношения, связанные со средствами индивидуализации коммерческих организаций. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодня в законодательстве об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав отсутствуют какие-либо требования к наименованию политической партии. Таким образом, можно выделить ряд особенностей правового регулирования наименования политической партии, которые вытекают из положений российского законодательства: — название политической партии должно быть на русском языке, название регионального отделения политической партии, расположенного в республике, входящей в состав Российской Федерации, может быть также и на языке этой республики; — допустимо использование знаков и цифр в названии политической партии; — в случае отграничения слова от имени или фамилии гражданина необходимо использовать ударение; — недопустимо именовать политическую партию по названию определенной профессии, расы, нации или народности, религиозной конфессии; — допустимо название, связанное с половой принадлежностью человека; — партия может использовать в своем наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания, а также названия иностранных государств и образованные на их основе слова и словосочетания. Однако она не может использовать в своем наименовании названий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Структурные подразделения политической партии носят наименование политической партии с указанием типа структурного подразделения партии. Также законодательство, устанавливающее требования к наименованиям политических партий, содержит определенные пробелы (например, возможность использовать наименование, сходное до степени смешения с наименованием уже существующей партии), которые необходимо восполнить. В связи с чем считаем необходимым ввести в Закон о политических партиях следующие запреты: — запрет на использование наименований политических партий, сходных до степени смешения с наименованиями уже существующих политических партий; — запрет на использование в названии политической партии отчества гражданина; — запрет на использование названий иностранных государств и их производных в наименованиях политических партий.

——————————————————————