Отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью Народного комиссариата внутренних дел

(Смирнова Н. В.) («Российский следователь», 2008, N 21)

ОТДЕЛЫ ПО БОРЬБЕ С ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬЮ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Н. В. СМИРНОВА

В статье перечислены задачи, функции и мероприятия, проводимые ОБДББ с целью уменьшения числа беспризорных несовершеннолетних, количество которых значительно возросло в послевоенные годы.

В целях усиления борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в период Великой Отечественной войны в составе НКВД СССР, в составе УНКВД краев и областей, в союзных и автономных республиках Приказом НКВД СССР от 21 июня 1943 г. были созданы отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (далее — ОБДББ). Они непосредственно подчинялись наркомам внутренних дел и начальникам УНКВД, а также Отделу по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью НКВД СССР. В своей работе ОБДББ руководствовались постановлениями партии и правительства, приказами и указаниями НКВД СССР. Расходы по содержанию аппаратов ОБДББ покрывались за счет бюджета по сметам НКВД СССР и его местных органов. На ОБДББ возлагались задачи по: 1) руководству трудовыми и трудовыми воспитательными колониями для несовершеннолетних; 2) руководству детскими приемниками-распределителями для несовершеннолетних; 3) разработке и проведению в жизнь мероприятий, связанных с ликвидацией беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, в рамках НКВД; 4) согласованию всех вопросов, связанных с ликвидацией беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, с другими ведомствами и организациями; 5) трудоустройству несовершеннолетних, попавших в детские приемники-распределители, а также отбывших воспитательный срок в колониях. ОБДББ имели следующие функции: — организационные; — учебно-воспитательные; — производственные; — функции снабжения; — планово-финансовые; — учетные; — санитарные. Организационные функции предполагали разработку всех вопросов, связанных с руководством и работой детских приемников-распределителей, определением несовершеннолетних по соответствующим детским учреждениям, их трудоустройством, проработкой всех вопросов, связанных с мероприятиями (в том числе и ведомственными) по ликвидации беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Учебно-воспитательные функции предполагали организацию всей учебной программы в колониях и детских приемниках-распределителях для несовершеннолетних, а также организацию охраны режима. Производственные функции включали в себя организацию и привитие навыков и производственной квалификации в колониях, военизацию в них производства, наблюдение за выполнением производственных планов и заказов, сбыт продукции. Функции снабжения предполагали организацию обеспечения всеми видами материально-технического, квартирно-бытового и продовольственного снабжения. Планово-финансовые функции заключались в планировании хозяйственно-производственной деятельности колоний, финансировании колоний и детских приемников-распределителей, проведении бухгалтерских учетов и ревизий. Учетные функции включали в себя организацию и проведение учета всех несовершеннолетних, находящихся в колониях и проходящих через детские приемники-распределители, разработку вопросов, связанных с организацией колоний и приемников-распределителей для несовершеннолетних. Санитарные функции заключались в обеспечении лечебной помощи в колониях и приемниках-распределителях, в наблюдении за их санитарным состоянием. В УНКВД Ленинградской области ОБДББ был создан 21 августа 1943 г. и входил в состав Управления в качестве самостоятельного отдела со всеми детскими приемниками-распределителями города и области на правах структурных подразделений. Отдел имел 13 штатных должностей. Первоочередными задачами, стоящими перед ОБДББ на этом этапе, были: — устройство детей и подростков, оставшихся без родителей; — разгрузка детских приемников-распределителей города и области; — организационно-хозяйственное укрепление детских приемников-распределителей; — улучшение качества обучения воспитанников в детских приемниках-распределителях; — организация работы по повышению идейно-политического и делового уровня личного состава детских приемников-распределителей и др. Как показала история, создание подобного структурного подразделения было своевременным и оправданным. Только с июля по сентябрь 1944 г. ОБДББ Ленинградской области выявил и направил в детские приемники-распределители 4487 беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. В ходе реализации поставленных задач в начале 1944 г. отделом была создана справочная картотека для розыска детей, потерявших связь с родственниками. На ее учете состояло 36276 детей, из них непосредственно отделом было разыскано 2258 детей <1>. ——————————— <1> ОСФ и РИЦ ГУВД СПб. и ЛО. Ф. 28. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 28.

Подчеркивая важность и значимость задач, которые на тот период стояли перед детскими приемниками-распределителями, ОБДББ в своей работе делает акцент на усовершенствование их деятельности. Многочисленные проверки, проводимые сотрудниками отдела в детских приемниках-распределителях, как раз и были направлены на реализацию поставленных задач. Проверялось состояние работы по изучению детей, поступавших в приемники, уточнялась правомерность их отправки в детские дома, контролировалась воспитательная работа, работа пищеблоков, продовольственных кладовых, кладовых вещевого довольствия, проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности, степень подготовки к зимним сезонам, состояние дел в подсобных хозяйствах, работа с кадрами и др. В 1946 — 1948 гг. в связи с очередным всплеском беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних перед отделом была поставлена главнейшая задача — разгрузить детские приемники-распределители города и области. И с ней отдел успешно справился. По инициативе отдела и материалам, представленным УМВД Ленинградской области, в целях усиления борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних и оказания помощи в их устройстве на предприятия, в ремесленные училища, школы фабрично-заводского обучения и детские дома Исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся принял решение от 14 ноября 1946 г. N 205 «О разгрузке детских приемников-распределителей». При непосредственном участии ОБДББ в городе и области с 1946 по начало 1947 г. было форсировано открытие ряда детских домов, куда было передано из приемников-распределителей 769 несовершеннолетних. В ходе работы отдел уточняет и корректирует свою деятельность и проводит ее по следующим направлениям: — контроль и проверка всех задержанных несовершеннолетних (причем как проживающих в Ленинграде и области, так и прибывших из других областей, краев, республик) для выяснения причин задержания и принятия мер к дальнейшему устройству; — проверка состояния работы по выявлению и устройству детей, оставшихся без родителей; — обследование бытовых условий учащихся в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения; — контроль за устройством неучащихся и неработающих подростков в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения; — трудоустройство беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних на производство; — контроль бытовых условий и санитарного состояния детей в детских домах; — проверка производственных и бытовых условий подростков, устроенных на работу на производство, а также находящихся на воспитании в семьях трудящихся; — инициирование и открытие в городе и области новых детских домов; — проверка состояния работы по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в отделах и отделениях милиции города и области; — контроль за работой детских комнат железнодорожной милиции и т. д. Только в первом квартале 1947 г. ОБДББ проверил состояние работы по выявлению и устройству детей, оставшихся без родителей, в Лужском, Тихвинском, Гатчинском и Волосовском районах Ленинградской области. Ее результаты были обсуждены в Областном комитете ВЛКСМ и Исполкоме Ленинградского областного совета депутатов трудящихся. В этот же период были обследованы бытовые условия учащихся в девяти ремесленных училищах города, двух ремесленных училищах области и в одной школе фабрично-заводского обучения. Предметом пристального внимания были и жилищно-бытовые условия детей, проживающих в детских домах. Недочеты в их работе доводились до сведения Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся и Ленинградского городского отдела народного образования. Как уже отмечалось ранее, ОБДББ систематически информировал партийные и советские органы о результатах своей работы в сфере борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, а также выходил с инициативами о принятии необходимых решений. Так, по предложению Ленинградский ОБДББ ВКП(б) 12 марта 1947 г. принял Постановление «О мерах по усилению борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей и подростков». Исполкомом Ленгорсовета депутатов трудящихся по инициативе отдела в течение 1947 г. принял также ряд решений, важнейшие среди которых: — «О неотложных мерах борьбы с беспризорностью и безнадзорностью подростков»; — «Об организации детских домов в районах Ленинграда»; — «Об устройстве подростков в возрасте 14 — 16 лет, находящихся в детских приемниках-распределителях МВД» и др. В связи с открытием детских трудовых колоний ОБДББ постоянно проверял их деятельность, особо — состояние учебно-воспитательной работы. Так, в четвертом квартале 1948 г. в Выборгскую колонию сотрудники отдела выезжали 4 раза, в Володарскую трудовую колонию — 2 раза. Проводилось систематическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием воспитанников, проверялись нормы питания, качество продуктов питания, трудовая дисциплина сотрудников колонии, техническое состояние помещений, в которых находились колонии, сохранность товарно-материальных ценностей и т. д. Подчеркивая значимость и эффективность работы ОБДББ по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, отметим, что в течение 1948 г. отделом направлено: — в детские дома 4980 несовершеннолетних; — в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения 345 несовершеннолетних; — на работу в промышленность и сельское хозяйство 3221 несовершеннолетний; — в колонии НКВД 748 несовершеннолетних; — в больницы 715 несовершеннолетних. Учитывая все вышеизложенное, можно утвердительно сказать, что ОБДББ успешно выполнили возложенные на них функции борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних.

——————————————————————