Жилищно-коммунальное хозяйство, риелторская деятельность: плата за отопление — регулирование, учет и налогообложение

(Семенихин В. В.)

(«Налоги» (газета), 2010, N 46)

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, РИЕЛТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ПЛАТА ЗА ОТОПЛЕНИЕ — РЕГУЛИРОВАНИЕ, УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В. В. СЕМЕНИХИН

(По состоянию на 5 июля 2010 г.)

Плата за отопление является составной частью платы за коммунальные услуги, оказываемые организациями жилищно-коммунального хозяйства, которую обязаны уплачивать как наниматели жилых помещений, так и собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.

В этой статье мы рассмотрим вопросы регулирования платы за отопление, а также порядок ее бухгалтерского и налогового учета.

Напомним, что обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, в том числе услуг отопления, установлена ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее — ЖК РФ). Плату за жилье и коммунальные услуги должны вносить наниматели, собственники, арендаторы жилых помещений, члены жилищных кооперативов, причем вноситься такая плата должна своевременно и в полном объеме.

Обратимся к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее — Правила N 307). Именно этот документ регулирует отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливает их права, обязанности и ответственность. Также Правила устанавливают, в частности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом помещении. Правила N 307 распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Коммунальные услуги — это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, а также отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Такое определение коммунальных услуг содержит п. 3 Правил N 307.

Кто может быть исполнителем коммунальных услуг? Исполнителем может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ), жилищный или иной специализированный потребительский кооператив (далее — кооператив), иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Потребителями являются граждане, использующие коммунальные услуги, в том числе услуги отопления, для личных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Предоставление коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор должен содержать условия предоставления коммунальных услуг.

В составе коммунальных услуг, в зависимости от степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, предоставляются услуги отопления.

Отопление — поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной температуры воздуха, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления. Температура воздуха, которая должна поддерживаться в жилом помещении, указана в п. 15 приложения N 1 к Правилам N 307.

Пунктом 9 Правил N 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Как определяется отопительный период?

При наличии в многоквартирных или жилых домах автономной системы отопления условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода, а также дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются собственниками самостоятельно и согласуются с исполнителем (п. 11 Правил N 307).

Если собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов указанные выше условия и даты не установлены, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается централизованно, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8°C, а конец отопительного периода — при среднесуточной температуре выше +8°C в течение пяти суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода (п. 12 Правил N 307).

Размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Из приложения N 2 к Правилам N 307 следует, что при расчете размера платы за тепловую энергию применяется тариф — руб./Гкал.

Основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Срок действия установленных тарифов или их предельных уровней не может быть менее одного финансового года.

Государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электроэнергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх таковой. При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на свет и тепло повышение тарифов для других потребителей не допускается.

Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109.

Регулируемые тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, согласно п. 58.1 вышеназванного документа, устанавливаются регулирующим органом на основании предложения организации, осуществляющей регулируемую деятельность, по одному из следующих вариантов:

— одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 гигакалории поставляемой тепловой энергии;

— двухставочный тариф, включающий в себя ставку платы за потребленную тепловую энергию из расчета платы за 1 гигакалорию тепловой энергии и ставку платы за тепловую мощность из расчета платы за 1 гигакалорию в час тепловой нагрузки (устанавливается в договоре энергоснабжения), предусматривающую оплату использования тепловой мощности объектов систем теплоснабжения с учетом их развития и оптимизации.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, является Федеральная служба по тарифам (далее — ФСТ России). Положение о Федеральной службе по тарифам утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332. ФСТ России устанавливает, в частности, предельные индексы максимально (минимально) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, согласовывает решения об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию, принятые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, осуществляет мониторинг размеров платежей граждан за коммунальные услуги.

Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2.

ФСТ России 18 марта 2010 г. выпущено информационное сообщение «О плате граждан за коммунальные услуги». В нем отмечено, что динамика размера платежа граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в том числе норматива потребления услуг), а также от изменения доли оплаты населением установленных тарифов с учетом предоставляемых субсидий и льгот.

Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена, в частности, ростом цен на энергоносители. Значительную долю в структуре тарифа на тепловую энергию занимает топливная составляющая, которая зависит от вида и цены используемого топлива (стоимость жидкого и твердого топлива, как правило, существенно выше природного газа).

Если исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ, кооператив, управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (п. 15 Правил N 307).

При производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается по показаниям приборов учета и тарифам на топливо, используемое для производства тепловой энергии (п. 18 Правил N 307).

Обратите внимание!

Расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства теплоэнергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Такие расходы в плату за отопление не включаются.

Порядок определения платы за отопление зависит от наличия или отсутствия приборов учета в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.

При отсутствии общедомовых, общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета плата за отопление в жилых помещениях определяется по формуле, приведенной в пп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель один раз в год производит корректировку размера платы за отопление, пользуясь для этого формулой, содержащейся в пп. 2 к тому же пункту Правил (п. 19 Правил N 307).

В аналогичном порядке определяется размер платы за отопление при отсутствии индивидуальных приборов учета теплоэнергии в нежилых помещениях, что установлено п. 20 Правил N 307.

Если многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета, но индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета отсутствуют, размер платы согласно п. 21 Правил N 307, определяется по формуле, указанной в пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307. Исполнитель также 1 раз в год производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307.

Если дом оборудован общедомовыми приборами учета, но индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета оборудован частично, плата за отопление в жилых помещениях на основании п. 23 Правил N 307 определяется по формуле, содержащейся в пп. 2 п. 3 приложения N 2 к Правилам N 307. Корректировка платы также производится один раз в год в соответствии с пп. 3 п. 3 приложения N 2 к Правилам N 307.

При наличии в доме общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей плата за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год. Если такие сведения отсутствуют, то плата рассчитывается исходя из норматива потребления теплоэнергии и тарифа на нее, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, что установлено п. 25 Правил N 307. По формуле, приведенной в пп. 3 п. 3 приложения N 2 к Правилам N 307, один раз в год исполнителем проводится корректировка платы за отопление помещений, оборудованных распределителями.

За отопление помещений, не оборудованных распределителями, размер платы определяется от общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений и нормативов потребления тепловой энергии. Если общая площадь жилых помещений, оборудованных распределителями, составляет менее 50% общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, для определения размера платы за отопление используется формула, приведенная в пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307. Такой порядок установлен п. 26 Правил N 307.

Согласно п. 14 Правил N 307 расчетный период для оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги отопления, устанавливается равным календарному месяцу.

Плата за отопление вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы.

Расчеты должны производиться своевременно, поскольку п. 14 ст. 155 ЖК РФ установлены санкции за несвоевременное внесение платы. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату, обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Пунктом 40 Правил N 307 установлено, что потребители вправе по своему выбору:

— оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами;

— поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору;

— вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;

— осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих месяцев.

Следует обратить внимание на то, что, руководствуясь п. 81 Правил N 307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Так вот, в отношении отопления эта норма не применяется!

Потребители вносят плату за коммунальные услуги, в том числе отопление, в следующем порядке:

— наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за отопление этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем в порядке, согласованном с управляющей организацией (п. 4 ст. 155 ЖК РФ);

— члены ТСЖ — в порядке, установленном органами управления ТСЖ (в отношении членов ТСЖ следует обратить внимание на тот факт, что они вносят не плату за коммунальные услуги, куда включена и плата за отопление, а обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов коммунальных услуг) (п. 5 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники помещений в доме, где создано ТСЖ, сами не являющиеся членами ТСЖ, — в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники помещений в доме, в котором не создано ТСЖ, управление которым осуществляет управляющая организация, — этой управляющей организации (п. 7 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом, — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 8 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники жилых домов — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 9 ст. 155 ЖК РФ).

Плата за отопление вносится на основании платежных документов, которые должны быть представлены исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, однако договором управления многоквартирным домом может быть установлен иной срок представления платежных документов (п. 37 Правил N 307).

Перечень реквизитов, которые в обязательном порядке должен содержать платежный документ, содержит п. 38 Правил N 307. В частности, в документе должен быть указан объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов. Этот показатель указывается исполнителем:

— при расчетах с использованием показаний общедомовых и (или) индивидуальных приборов учета — с учетом положений п. 31 Правил N 307;

— при отсутствии таковых — исходя из общей площади помещения.

Перейдем к вопросам налогообложения и бухгалтерского учета платы за отопление и рассмотрим их на примере управляющей организации.

Напомним, что многоквартирный дом в соответствии с п. 9 ст. 161 ЖК РФ может управляться только одной управляющей организацией. Договор управления заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников с каждым из них заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания.

По договору управления согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Отметим, что по разъяснениям, содержащимся в письме Минрегионразвития России от 6 марта 2009 г. N 6174-АД/14, под порядком определения размера платы за коммунальные услуги следует понимать указание в договоре управления на порядок определения и изменения размера платы за коммунальные услуги с использованием регулируемых тарифов на коммунальные ресурсы в соответствии с п. 13 ст. 155 и ст. 157 ЖК РФ, а также нормами разд. III и VII Правил предоставления коммунальных услуг.

Договор заключается на срок не менее чем один год и не более чем на 5 лет. Если управляющая организация выбрана по результатам открытого конкурса, то договор управления с такой организацией заключается на срок не менее чем один год и не более чем три года.

Итак, предположим, что управляющая организация предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по отоплению, что установлено договором управления. По условиям договора плата за отопление поступает на расчетный счет управляющей организации, которая, в свою очередь, перечисляет денежные средства за потребленные услуги отопления ресурсоснабжающей организации.

Как будут учитываться платежи за отопление

в налоговом учете управляющей организации?

Начнем с налога на добавленную стоимость.

С 1 января 2010 г. от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газоснабжающих организаций. Данная норма закреплена пп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

При этом в соответствии с вышеназванной нормой НК РФ освобождение от налогообложения НДС коммунальных услуг, реализуемых управляющим организациям организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электроэнергии и газоснабжающими организациями, НК РФ не предусмотрено.

При применении указанной нормы НК РФ следует руководствоваться п. 4 ст. 154 ЖК РФ, согласно которому плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

То есть коммунальные услуги, указанные в п. 4 ст. 154 ЖК РФ, предоставляемые управляющими организациями, освобождаются от налогообложения НДС при условии, что данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, что подтверждено письмом Минфина России от 23 декабря 2009 г. N 03-07-15/169.

Суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются управляющими организациями в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат, что следует из пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление услуг отопления управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих услуг, в том числе с учетом НДС, у теплоснабжающих организаций.

Следует отметить, что собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме могут быть не только физические лица, но и юридические лица. В письме от 30 апреля 2010 г. N 03-07-07/21 специалисты Минфина России разъяснили, что от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг), осуществляемые в том числе управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом освобождение применяется независимо от того, кому оказываются услуги управляющей организацией — физическим или юридическим лицам.

Управляющие организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. В целях налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Затраты на приобретение холодной и горячей воды у ресурсоснабжающей организации должны учитываться управляющей организацией в составе материальных расходов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (за вычетом суммы НДС).

В целях налогообложения прибыли выручка от оказания коммунальных услуг по отоплению (без учета НДС) признается доходом от реализации (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ). Платежи за отопление, поступающие на счет управляющей организации не в отопительный период года, относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам и на основании п. 2 ст. 271 НК РФ должны распределяться налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, т. е. так же, как и в бухгалтерском учете, — в течение всего отопительного сезона по мере возникновения расходов на отопление. Что касается платежей, приходящихся на отопительный сезон, то моментом признания их доходами на основании п. 3 ст. 271 НК РФ будет являться дата оказания услуг, т. е. последнее число месяца, в котором услуга по отоплению была оказана.

Стоимость потребленных коммунальных ресурсов (за вычетом суммы НДС, подлежащей вычету) включается в состав материальных расходов (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Осуществляя бухгалтерский учет, все организации, независимо от их организационно-правовой формы, должны руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и принятыми на его основе нормативными правовыми актами.

Прежде всего, следует определить, будут ли являться поступающие платежи за водоснабжение доходом управляющей организации. Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (далее — ПБУ 9/99), эти суммы будут признаваться в составе доходов от обычных видов деятельности как выручка от оказания услуг. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99. Выручка признается управляющей организацией ежемесячно, поскольку расчетным периодом является календарный месяц, в сумме, рассчитанной исходя из тарифов или нормативов и предъявленной потребителям.

Чтобы выполнить условия договора управления по водоснабжению собственников помещений в многоквартирном доме, управляющая организация должна приобрести ресурсы у ресурсоснабжающей организации. Стоимость холодной и горячей воды, приобретенной у организации ВКХ, следует включить в состав расходов по обычным видам деятельности в качестве материальных расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, и иных материально-производственных запасов, что следует из п. п. 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее — ПБУ 10/99).

Для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, предназначен счет 90 «Продажи». Выручка учитывается на субсчете 90-1 «Выручка», а себестоимость продаж — на субсчете 90-2.

Таким образом, как собственники, так и наниматели многоквартирного жилого дома должны оплачивать коммунальные услуги по отоплению в течение всего календарного года. В то же время деятельность управляющей организации, связанная с предоставлением услуг по отоплению, носит сезонный характер, т. е. осуществляется лишь в отопительный период. Его длительность зависит от климатических условий и устанавливается уполномоченными органами (п. п. 11, 12 Правил N 307).

Как известно, для признания выручки в бухгалтерском учете должны быть соблюдены определенные условия, в частности необходимо, чтобы услуга была оказана, а расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могли быть определены (пп. «г» и «д» п. 12 ПБУ 9/99). В противном случае при получении денежных средств в учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. Следовательно, квалифицировать платежи за отопление, поступающие на счет управляющей организации до начала отопительного сезона, как выручку нельзя, иначе будет нарушен порядок признания расходов в отчете о прибылях и убытках, основанный на соблюдении принципа соответствия доходов и расходов (п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Ведь расходы на оплату коммунальных ресурсов для предоставления услуг по отоплению многоквартирных домов возникают у управляющей организации только в течение отопительного сезона.

Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (к которым в данном случае могут быть причислены и платежи за отопление, полученные управляющей организацией в течение неотопительного сезона), в бухгалтерском учете признаются доходами будущих периодов. Для их отражения Планом счетов предусмотрен счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов». На этом субсчете учитывается, в частности, и плата за коммунальные услуги, начисленная в счет будущих периодов. По кредиту данного субсчета в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов с дебиторами и кредиторами отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету — суммы доходов, перечисленные на соответствующие счета при наступлении отчетного периода, к которому эти доходы относятся. В указанном случае учтенные в качестве доходов будущих периодов коммунальные платежи должны признаваться в составе выручки на счете 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка», на наш взгляд, равномерно в течение всего отопительного сезона. Одновременно расходы, связанные с оказанием услуг, учтенные на счете 20 «Основное производство», в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) списываются в дебет счета 90, субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».

——————————————————————