Между исполнителем и потребителем

(Иванов И.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 1-2)

МЕЖДУ ИСПОЛНИТЕЛЕМ И ПОТРЕБИТЕЛЕМ

И. ИВАНОВ

Иван Иванов, кандидат юридических наук, доцент астраханских филиалов СГАП и МЮИ, г. Астрахань.

Судебные споры о качестве или о непредоставлении коммунальных услуг — явление нередкое. Важную роль в этих спорах играет акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (далее — Акт о непредоставлении или Акт). Поэтому так важно знать, как его составить и при каких обстоятельствах использовать.

Кто его придумал?

Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Отношения, возникающие в связи с непредоставлением или предоставлением какой-либо названной услуги ненадлежащего качества, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 29.07.2010) (далее — Правила). Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества закреплен в п. п. 64 — 74 Правил.

Фиксация пошаговая. Сначала потребитель письменно или устно сообщает о случившемся (вид проблемной услуги) в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя; при этом он называет свои фамилию, имя, отчество и точный адрес проживания. Затем сотрудник службы, зарегистрировав заявку и сообщив потребителю ее регистрационный номер, время приема, а также свои фамилию, имя и отчество, принимает одно из двух возможных решений:

1) немедленно сообщает потребителю о причинах непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и делает соответствующую отметку в журнале регистрации заявок — указанное решение принимается лишь в том случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы действительно известны причины неполадок;

2) согласовывает с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг — указанное решение принимается в том случае, если причины неполадок сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны.

В первом случае для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества достаточно отметки в журнале. Если же причины неполадок неизвестны, по результатам проверки исполнителем должен быть составлен Акт, в который вносятся сведения о нарушении параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Зачем он нужен?

Акт является юридическим основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств. В споре, рассмотренном районным судом Магаданской области, суд не признал оснований для перерасчета за периоды времени, не подтвержденные заявлениями истицы и Актами.

Вместе с тем сам по себе составленный и подписанный Акт обязанности по перерасчету и уплате неустойки не порождает. Так, например, единовременный четырехчасовой перерыв в подаче холодной воды, зафиксированный в Акте, в соответствии с Правилами относится к допустимой продолжительности, не влекущей изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества. Если перерыв превысит четыре часа, то за каждый час превышения размер ежемесячной платы будет снижаться на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или нормативов потребления. Для трех видов услуг Правила закрепляют «ненаказуемые» параметры отклонения от качества: в температуре горячей воды, давлении сетевого газа, градусах/часах отопления. Во всех других видах услуг отклонения по химико-физическим показателям (состав, свойства, давление, напряжение, температура) от федеральных стандартов, санитарных норм и правил, иных обязательных требований не допускаются.

Поскольку оказание коммунальных услуг — процесс, растянутый во времени, немаловажно четко фиксировать дату и время начала их непредоставления или предоставления в ненадлежащем качестве. Главное, не опоздать. Так, в деле по иску ОАО «Коряктеплоэнерго» к К. Л.М. о взыскании суммы долга за предоставленные жилищно-коммунальные услуги суд указал, что заявление о перерасчете платы за отопление и Акт, составленный в апреле 2010 г., не могут подтверждать оказание услуг ненадлежащего качества в 2009 г. (Апелляционное определение Олюторского районного суда Камчатского края от 15.06.2010).

Слабая сторона Акта видится в том, что он составляется сторонами, чьи интересы не совпадают, — исполнителем и потребителем (или их представителями). Правила предусматривают привлечение третьих лиц к его составлению лишь в случае, если стороны «не пришли к единому решению». В этом случае для оценки назначается другой день и приглашаются представители государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей.

Помимо фактора заинтересованности следует отметить и техническую сторону оценки параметров качества, в частности необходимость проведения точных измерений — температуры воздуха, давления в системе, химического состава воды и т. д., которые не всегда могут быть проведены слесарем или техником, традиционно представляющими исполнителя в отношениях с потребителями. В свете сказанного выражение «единое решение» вызывает недоумение: разве можно в таких случаях что-то решать и уж тем более оценивать работу оборудования «на глазок»?

Иногда потребители настаивают на составлении Акта, не осознавая или не желая осознавать того, что тем самым они сами лишают себя возможности воспользоваться какой-либо услугой. Известен случай, когда гражданка обжаловала в суде отказ управляющей компании и поставщика природного газа в составлении Акта, однако ее требования не были удовлетворены ввиду неисправности газовой колонки и газовой плиты, в отношении которых были установлены большой физический износ и нецелесообразность ремонта. При этом с заявлением о приостановлении поставки газа в квартиру гражданка не обращалась, поставка газа фактически не приостанавливалась.

Чем его заменить?

Если в силу сложившихся обстоятельств составить Акт не удалось, вешать нос не стоит. Как говорится, незаменимых актов не существует. Установить дату начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества согласно Правилам можно по времени:

— подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о соответствующем факте;

— зафиксированному коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным прибором учета.

Известны случаи, когда исполнители отказывались от составления Акта, но суды давали этому обстоятельству должную оценку и исходя из имеющихся в деле доказательств. Районным судом Псковской области рассматривался иск собственников квартир в многоквартирном доме к МУП о перерасчете оплаты отопления. В суде представитель ответчика утверждал, что основанием для перерасчета служит акт замера температур, на который должна подаваться отдельная заявка, а поскольку заявок на замер температур не подавалось, в иске следует отказать. При этом, несмотря на многочисленные жалобы истцов на отсутствие отопления в диспетчерскую службу МУП, Акт не составлялся. Суд отклонил доводы ответчика, приняв во внимание записи в журнале регистрации заявок МУП. Время начала непредоставления услуг было установлено по дате первого обращения одного из жильцов, зафиксированного в журнале. Суд, признавая факт непредоставления услуг по отоплению, основывался на «объективных данных регистрации заявок в журналах ответчика» и показаниях истцов.

В другом деле управляющая компания обратилась с иском к жильцу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, который в свою очередь представил суду акт специалиста Роспотребнадзора, из содержания которого следовало, что температура в квартире не отвечала требованиям СанПиНа 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям, помещениям», а также свое заявление в адрес исполнителя о ненадлежащем оказании услуги. На основании оценки указанных доказательств суд пришел к выводу о некачественном оказании услуги по отоплению жилого помещения ответчика за рассматриваемый период и уменьшил сумму задолженности.

Выводы и замечания

Анализ судебной практики позволяет утверждать, что своевременное составление и грамотное использование Акта в процессуальном доказывании позволяют жильцам (потребителям) в судебном порядке признавать бездействие управляющей компании (обслуживающей организации) незаконным, обязывать ее оказывать услуги надлежащего качества и добиваться перерасчета коммунальных платежей.

Полагаю, разработчики Правил вводили процедуру составления Акта в целях стимулирования досудебного урегулирования претензий, вытекающих из качества или непредоставления коммунальных услуг, для решения проблемы «мирным путем». Однако такая модель рассчитана исключительно на честность и добросовестность со стороны как исполнителя, так и потребителя. Рассмотренные решения судов показывают, что благой замысел, увы, конфликтов не предотвратил. Причина видится в конфликтном характере самого Акта: составляет его исполнитель, заинтересованный в получении полной оплаты коммунальных услуг, а подписывает потребитель, который зачастую платить не хочет и пользуется любыми доступными средствами, чтобы этого не делать.

Будущее, несомненно, за приборами учета, однако их возможности в плане фиксации параметров, приведенных в приложении 1 к Правилам, на сегодня еще весьма ограниченны, а это значит, что Акты еще долго не утратят актуальности.

——————————————————————

Вопрос: Бывшие члены семьи собственника жилого помещения, право собственности которого возникло в соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ, поселились в квартире до полной выплаты пая членом кооператива. Применяется ли в данном случае по аналогии закона ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Бывшие члены семьи собственника жилого помещения, право собственности которого возникло в соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ, поселились в квартире до полной выплаты пая членом кооператива. Применяется ли в данном случае по аналогии закона ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»?

Ответ: В данном случае применяется аналогия закона.

Обоснование: В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).

Если право пользования жилым помещением прекратилось у гражданина по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

По общему правилу действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ о несохранении права пользования жилым помещением при прекращении семейных отношений с собственником жилья не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения. Это установлено ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Однако в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица должны иметь равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Жилищный кодекс РФ не регулирует отношения между собственником жилого помещения в доме жилищно-строительного кооператива и иными проживающими в этом помещении лицами по поводу пользования данным имуществом (см. Определения Московского городского суда от 16.09.2010 по делу N 33-26263, от 14.09.2010 по делу N 33-28670).

Следовательно, при решении вопроса о применении ч. 4 ст. 31 ЖК РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения, право собственности которого на помещение возникло в порядке п. 4 ст. 218 ГК РФ, необходимо руководствоваться положениями ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Кроме того, в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11.10.1991 N 11 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами» (прим.: не применяется на территории РФ в части разъяснения гражданского процессуального законодательства — см. пп. «в» п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2) указано, что проживающие с членом кооператива члены (бывшие члены) его семьи имеют равное право пользования жилым помещением, если при их вселении не было иного соглашения. Прекращение семейных отношений само по себе не создает права на выселение бывших членов семьи.

Ю. С.Суворова

Юрист,

ООО «Юридический Департамент»

Подписано в печать

13.01.2011

——————————————————————