Развитие законодательства в Республике Башкортостан по вопросам социальной защиты участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
(Кучуков Р. Р.) («Социальное и пенсионное право», 2012, N 2)
РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС <*>
Р. Р. КУЧУКОВ
——————————— <*> Kuchukov R. R. Development of legislation in the republic of bashkortostan on social protection of persons participated in liquidation of the accident consequences at the Chernobyl nuclear power station.
Кучуков Рустем Равилевич, научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Башкортостан, кандидат философских наук.
В данной статье представлена история становления законодательства Республики Башкортостан по вопросам социальной защиты участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предоставления льгот и выплат компенсаций, предусмотренных для данной категории граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Ключевые слова: закон, льготы, ликвидаторы, социальная защита, авария на Чернобыльской АЭС.
This paper presents the history of the formation of the Republic of Bashkortostan law on social protection of clean-up of the Chernobyl accident, the provision of benefits and compensation payments provided for this category of citizens residing in the territory of the Republic of Bashkortostan.
Key words: law, benefits, accident at the Chernobyl nuclear station, liquidators, social protection.
Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г., породила множество проблем социального, психологического, медицинского и экономического характера. Особо следует выделить правовые проблемы, связанные с воздействием радиации, возмещением вреда, причиненного жизни, здоровью участников ликвидации последствий аварии, а также социальной защитой данной категории. Многие проблемы актуальны не только для территорий, вовлеченных в этот инцидент, но и для регионов, где проживают участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Как отмечает руководитель Башкирского республиканского медико-дозиметрического регистра лиц, подвергшихся радиации, к. м.н. М. Габидуллина, «в настоящее время в Башкортостане на учете состоят свыше 5 тыс. ликвидаторов ЧАЭС, более 1 тыс. детей ликвидаторов, и уже несколько десятков их внуков» <1>. ——————————— <1> Башкирия: в Уфе прошло республиканское совещание по работе с лицами, подвергшимися радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС // URL: http://medvestnik. ru/1/1/24866.html.
Этим в значительной мере определяется актуальность медицинских, психологических, биологических, иммунологических, социальных проблем последствий радиационной аварии. Первым законодательным актом, защищающим социальные права ликвидаторов, стало распоряжение Совета Министров Башкирской АССР от 25 апреля 1990 г. N 305-р о доведении до сведения совместного Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 31 марта 1990 г. N 325 «О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» <2>. ——————————— <2> Приказ Министерства здравоохранения Башкирской Советской Социалистической Республики от 7 августа 1990 г. N 344-д «О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» // URL: http://ufa. regionz. ru/index. php? ds=38172.
Где в п. 5 было рекомендовано Советам Министров автономных республик, министерствам и ведомствам РСФСР, исполкомам местных Советов народных депутатов, предприятиям, организациям и учреждениям осуществлять в пределах их полномочий дополнительные меры по обеспечению продуктами питания, улучшению материально-бытовых условий медицинского и торгового обслуживания лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Вторым шагом в защиту прав ликвидаторов стал выход распоряжения от 30 декабря 1990 г. Совета Министров Башкирской Советской Социалистической Республики <3>. ——————————— <3> Распоряжение Совета Министров Башкирской Советской Социалистической Республики от 30 декабря 1990 г. N 1070-р «О мерах по обеспечению нормального функционирования народного хозяйства в 1991 г.» // Источник: СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www. consultatnt. ru.
В нем доводилось до сведения, что Совет Министров СССР Постановлением от 15 декабря 1990 г. N 1283 «О мерах по обеспечению нормального функционирования народного хозяйства в 1991 году» в соответствии с Указом Президента СССР «О мерах по предотвращению дезорганизации производства в связи с неудовлетворительным состоянием заключения хозяйственных договоров на поставку продукции в 1991 году» постановил: предусмотреть выделение в 1991 г. из союзного бюджета и за счет других источников финансирования средств на осуществление в централизованном порядке мероприятий по социальной поддержке населения, переходящих с 1990 г. и вводимых с 1 января 1991 г. в соответствии с законодательными актами СССР на осуществление дополнительных мер по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Следующим законодательным актом стало Постановление Совета Министров Республики Башкортостан от 13 июля 1992 г. N 226 о дополнительных мерах социальной защиты ликвидаторов <4>. ——————————— <4> Постановление Совета Министров Республики Башкортостан от 13 июля 1992 г. N 226 «О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, входивших в состав ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан, участников локальных войн и конфликтов, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и членов их семей» // СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www. consultatnt. ru.
В нем было поручено Государственному комитету по делам молодежи Республики Башкортостан разработать и представить на утверждение республиканскую программу дополнительных мер социальной защиты участников ликвидации последствий Чернобыльской аварии и членов их семей на 1992 — 1994 гг. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан до конца 1992 г. принять меры по созданию Республиканского реабилитационного центра для обследования и лечения. Просить Совет профсоюзов Республики Башкортостан о выделении льготных санаторно-курортных путевок. Министерству социального обеспечения Республики Башкортостан предусмотреть ассигнования за счет средств фонда социальной защиты населения на реализацию республиканской программы дополнительных мер социальной защиты участников в ликвидации последствий чернобыльской аварии и членов их семей на 1992 — 1994 гг. Национальному банку Республики Башкортостан Центрального банка Российской Федерации, Башкирскому Республиканскому Сбербанку Российской Федерации изыскать возможность выдачи кредитов в первоочередном порядке для строительства индивидуального жилья и садового строительства. Обязать глав администраций городов и районов Республики Башкортостан в первоочередном порядке выделять земельные участки под жилищное индивидуальное строительство, а также под садовые товарищества, обеспечить безусловное выполнение законов о предоставлении на льготных условиях участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидам и семьям погибших, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилой площади. Государственному комитету по управлению имуществом Республики Башкортостан, Министерству материальных ресурсов и межрегиональных связей Республики Башкортостан определить систему льготных мер по поддержке деятельности предприятий, общественных организаций участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в вопросах передачи зданий и помещений, в том числе в результате приватизации собственности, а также включить их в общую систему материально-технического снабжения, систему государственного и социального заказа. Государственному комитету по внешнеэкономическим связям Республики Башкортостан, Министерству материальных ресурсов и межрегиональных связей Республики Башкортостан обеспечить действующий порядок выдачи лицензий членам организаций и предприятий, участникам в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на экспорт собственной продукции. Во исполнение Постановления «О мерах по социальной реабилитации, улучшению условий жизни и быта лиц, исполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, членов их семей и других участников локальных конфликтов» Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12.05.1992 N 6-3/85, в целях создания условий для решения социальных задач в интересах лиц, участвовавших в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Советом Министров Республики Башкортостан был учрежден Фонд социальной защиты участников локальных войн и конфликтов, инвалидов, семей погибших, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС при Госкомитете по делам молодежи Республики Башкортостан <5>. ——————————— <5> Постановление Совета министров Республики Башкортостан от 3 августа 1992 г. N 266 «Об учреждении фонда социальной защиты участников локальных войн и конфликтов, инвалидов, семей погибших, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС» // СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www. consultant. ru.
Одним из пунктов этого Постановления было указание мэриям и администрациям городов и районов Республики Башкортостан, министерствам, государственным комитетам, руководителям предприятий, объединений, организаций и учреждений способствовать развитию производственной базы и социальной сферы предприятий и организаций Фонда, предоставлять в первоочередном порядке по их просьбе земельные участки, передавать производственные и нежилые неэксплуатируемые объекты и сооружения, а также неиспользуемое оборудование, предоставлять консультации и другие виды услуг. Первым Указом Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова, касающимся участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, стал Указ от 25 апреля 1994 г. <6>. Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов постановил в целях социальной поддержки граждан, принявших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и их семей выделить единовременную материальную помощь в размере 50 тыс. руб. инвалидам-чернобыльцам и семьям погибших и умерших инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. ——————————— <6> Указ Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова от 25 апреля 1994 г. N УП-206 «Об оказании материальной помощи участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. N 7 (25). Ст. 329.
В ноябре 1994 г. была утверждена базовая программа обязательного медицинского страхования на 1995 г., где всем гражданам Республики Башкортостан гарантируются: динамическое наблюдение инвалидов, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, участников войны в Афганистане, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий на объектах атомной энергетики <7>. ——————————— <7> Постановление Кабинета министров Республики Башкортостан от 16 ноября 1994 г. N 411 «Об утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования на 1995 год и финансировании здравоохранения Республики Башкортостан в 1995 г.» // СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www. consultatnt. ru.
Рассмотрим основные моменты проектных предприятий, их социальную эффективность по отношению к ликвидаторам. Для решения конкретных проблем ликвидаторов взят на вооружение программно-целевой метод, позволяющий активнее использовать возможности межведомственной работы, привлекать различные источники финансирования, объединять усилия государственных и неправительственных организаций. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» от 24.05.1995 N 511 в целях определения возможностей создания благоприятных условий для преодоления кризиса и оздоровления республиканской экономики, уменьшения дефицита бюджета, облегчения социального бремени экономических реформ, ускорения структурных преобразований и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 г. N 778 «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 1995 год» Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет профинансировать две целевые программы, касающиеся ликвидаторов аварии Чернобыльской АЭС, где государственным заказчиком выступает МЧС России. Первая целевая программа — «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» («Жилье — ликвидаторам») на период 1995 — 2000 гг. Вторая целевая программа — «Защита населения Российской Федерации от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы» 1992 — 1995 годы и на период до 2000 г. <8>. ——————————— <8> Постановление Кабинета министров Республики Башкортостан от 2 августа 1994 г. N 273 «О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на 1995 г.» // СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www. consultatnt. ru.
Начиная с 1995 г. как из федерального бюджета, так и из бюджета Республики Башкортостан начинают выделяться средства на строительство и приобретение жилья для ликвидаторов. Однако в большинстве районов и городов Республики Башкортостан Федеральная программа «Жилье — ликвидаторам» выполняется неудовлетворительно. За 1995 — 1998 гг. всего 155 семей ликвидаторов обеспечены жильем. В 1997 г. федеральной государственной программой «Жилище» в Республике Башкортостан были предусмотрены инвестиции на общую сумму 12,2 млрд. руб., в том числе: на строительство и приобретение жилья участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — 2,1 млрд. руб. <9>. ——————————— <9> Постановление Кабинета министров Республики Башкортостан от 16 сентября 1998 г. N 195 «О государственной целевой жилищной программе Республики Башкортостан на 1998 — 2000 гг.» // СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www. consultatnt. ru.
Вместе с тем на этом социально важном участке работы в деятельности местных администраций, их отделов и военных комиссариатов выявлены серьезные недостатки и упущения, а также факты прямого нарушения действующего законодательства. В частности, Республике Башкортостан за 1997 г. из федерального бюджета не было выделено 2 млн. 100 тыс. руб., предусмотренных на оплату именных сертификатов участникам ликвидации чернобыльской аварии, — в результате 13 семей граждан указанной категории не смогли улучшить свои жилищно-бытовые условия. В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» от 24 мая 1995 г. N 511 и от 19 января 1998 г. N 68 начиная с 1995 г. выделяются средства как из федерального бюджета, так и из бюджета Республики Башкортостан на строительство и приобретение жилья для ликвидаторов. С отдалением даты чернобыльской трагедии проблем у участников ликвидации аварии на ЧАЭС не уменьшается, наоборот, трудностей, связанных с социальной защитой этой категории, стало больше. Реформирование системы общественных отношений в Российской Федерации привело к появлению определенных социальных проблем в стране. Изменения повлекли за собой ухудшение социального положения, снижение доходов и уровня жизни населения в регионах. В соответствии со сложившимся социально-экономическим положением возникла необходимость разработки системы мер государственной поддержки социально уязвимых категорий населения, таких как участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Для осуществления эффективной социальной политики Правительством Республики Башкортостан ежегодно принимается Программа социальной поддержки ликвидаторов (Постановление Кабинета министров Республики Башкортостан от 5 сентября 1997 г. N 170 «О порядке оказания отдельных видов социальной помощи населению Республики Башкортостан», Постановление Кабинета министров Республики Башкортостан от 9 апреля 1998 г. N 71 «Об утверждении программы социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 1998 год», Постановление Кабинета министров Республики Башкортостан от 26 марта 1999 г. N 90 «О программе социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 1999 год», Постановление Кабинета министров Республики Башкортостан от 16 мая 2000 г. N 129 «О Программе социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 2000 год», Постановление Кабинета министров Республики Башкортостан от 9 апреля 2001 г. N 68 «О программе социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 2001 год», Постановление Кабинета министров Республики Башкортостан от 11 марта 2002 г. N 70 «О программе социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 2002 год», Постановление Кабинета министров Республики Башкортостан от 18 февраля 2003 г. N 54 «О программе социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 2003 год»). Программа представляла собой комплекс мер, направленных на усиление социальной защищенности ликвидаторов, и осуществлялась за счет средств республиканского бюджета, внебюджетных фондов, бюджетов городов и районов, внебюджетных источников финансирования. 27 марта 1996 г. перед Государственным Собранием Республики Башкортостан с посланием выступил Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов. В своем послании М. Г. Рахимов подчеркнул, что «особая забота должна проявляться об инвалидах и участниках Великой Отечественной войны, а также участниках ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидах и участниках афганской и чеченской войн» <10>. ——————————— <10> Послание Президента Республики Башкортостан М. Рахимова Государственному Собранию Республики Башкортостан от 27 марта 1996 г. «О повышении эффективности государственной власти в осуществлении преобразований» // Советская Башкирия — Уфа. 29.03.1996. N 58.
Первого июня 1996 г. в Уфе на базе поликлиники городского госпиталя ветеранов войн был открыт консультативно-координационный центр г. Уфы по обеспечению медицинской помощью ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На учете в центре состоит 752 ликвидатора. Центр консультирует детей, родившихся в семьях ликвидаторов-чернобыльцев, на учете только по Уфе состоит 190 детей. По состоянию на 1 января 1999 г. в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения Республики Башкортостан состояли под наблюдением 2891 ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС и 552 ребенка, родившихся от них. В течение года вновь были взяты под наблюдение 98 ликвидаторов и 158 детей. Согласно данным Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, состояние здоровья ликвидаторов ухудшается с каждым годом. Так, общая заболеваемость за последние два года выросла в 1,9 раза и составила 4632 на 1000 человек данного контингента. Практически каждый ликвидатор имеет по четыре и более заболеваний. Ежегодно растет число первично признанных инвалидами среди лиц, принимавших участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. На этом неблагоприятном фоне год от года снижаются государственные гарантии социального и медицинского обеспечения чернобыльцев. Так, в целях реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 3 декабря 1999 г. выходит распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан <11>. В нем говорится о выделении из республиканского бюджета за счет средств, предусмотренных на эти цели, администрациям районов и городов 9644 тыс. руб. для возмещения расходов, произведенных за 9 месяцев 1999 г., по предоставлению льгот и выплате компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. ——————————— <11> Распоряжение Кабинета министров Республики Башкортостан от 3 декабря 1999 г. N 1179-р «Возмещение расходов по предоставлению льгот и выплате компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и другим категориям граждан, подвергшимся радиационному воздействию» // URL: http://ufa. regionz. ru/index. php? ds=18619.
В 2003 г. общероссийская общественная организация инвалидов Союз «Чернобыль» России отмечала десятилетие со дня образования. В связи с этим событием 15 октября 2003 г. в Уфу прибыл президент Союза «Чернобыль» России Вячеслав Гришин. Вячеслав Гришин отметил, что «Башкортостан — один из немногих регионов, где полностью выполняются положения Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <12>. ——————————— <12> Феоктистова Г. Эхо Чернобыля // URL: http://bashinform. ru/news/107544.html.
Изучение и анализ социальной политики, проводимой Правительством Республики Башкортостан в отношении пострадавшего населения от радиоактивного излучения и в большей степени участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, как у группы лиц с наибольшим риском развития многих заболеваний, имеют большое научное и практическое значение.
——————————————————————