Правовые основы обеспечения жильем сотрудников таможенных органов
(Трошкина Т. Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ
СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 8 июня 2001 года
Т. Н. ТРОШКИНА
Трошкина Татьяна Николаевна — кандидат юридических наук.
Действующее жилищное законодательство устанавливает общий порядок предоставления жилья гражданам, в том числе лицам льготных категорий.
Правовая неурегулированность вопросов по предоставлению жилья сотрудникам таможенных органов, пробельность законодательства в этой области порождают многочисленные проблемы в данной области. Это относится не только к сотрудникам таможенных органов. Схожая ситуация сложилась с обеспечением жильем и военнослужащих (в том числе уволенных в запас).
Цель данной статьи: показать действующий порядок предоставления жилья сотрудникам таможенных органов, а также раскрыть все имеющиеся правовые проблемы и пути их решения.
Социально — бытовое обеспечение сотрудников таможенных органов и проживающих совместно с ними членов их семей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Это нашло закрепление в ст. 44 ФЗ «О службе в таможенных органах».
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18 июня 1997 года «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 07.11.2000 г. N 135-ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.
Согласно ст. 434 Таможенного кодекса РФ лицам, назначенным на должность в таможенных органах Российской Федерации, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется органами местного самоуправления в первоочередном порядке и не позднее одного года с момента назначения на должность. Таможенные органы Российской Федерации могут иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Должностным лицам таможенных органов Российской Федерации предоставляется скидка в размере 50 процентов в оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива. Должностные лица таможенных органов Российской Федерации имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета.
Органы местного самоуправления в соответствии с Таможенным кодексом РФ продают на льготных условиях жилье должностным лицам таможенных органов Российской Федерации в собственность с оплатой 50 процентов его стоимости. За должностными лицами, прослужившими в таможенных органах Российской Федерации не менее 20 лет, после увольнения на пенсию сохраняется право на льготное приобретение жилья и оплату жилых помещений на льготных условиях. В случае гибели должностного лица таможенного органа Российской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади на тех же условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели этого лица; жилая площадь в данном случае предоставляется не позднее одного года со дня гибели должностного лица таможенного органа Российской Федерации.
К сожалению, социальные права, закрепленные за сотрудниками таможенных органов ст. 434 Таможенного кодекса РФ, практически не реализуются. Сложившаяся ситуация объясняется проблемами не только правового, но и экономического характера.
13 ноября 1995 года Государственным таможенным комитетом Российской Федерации было принято указание N 01-12/1352 «О временном порядке предоставления жилья должностным лицам таможенной системы Российской Федерации, его оформления и эксплуатации».
Этим указанием руководителям таможенных органов предписывалось настойчиво отстаивать перед местными администрациями и добиваться выполнения ими статьи 434 Таможенного кодекса Российской Федерации о выделении должностным лицам таможенных органов жилой площади из муниципального жилищного фонда до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов по жилищным вопросам. Руководителям таможенных органов предлагалось полнее использовать имеющиеся формы и возможности, определенные в уже принятых законодательных и иных правовых актах: указах Президента Российской Федерации о жилищных кредитах, жилищных сертификатах, достройке не завершенных строительством жилых домов, постановлениях Правительства Российской Федерации по строительству и приобретению жилья.
Одним из существенных условий организации мероприятий по предоставлению жилья является составление списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Такие списки составляются в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РСФСР и действующими «Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений», утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335.
При составлении списка должны учитываться: стаж работы в таможенных органах, который должен быть не менее трех лет; постоянное проживание (с постоянной регистрацией) сотрудника в данном населенном пункте (п. 8 «Примерных правил…»), которое должно составлять не менее 5 — 8 лет; социальную норму площади жилья, которая, согласно статье 11 Закона «Об основах федеральной жилищной политики», эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт — Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилищ помещений в домах социального использования и других факторов (выписка из решения администрации территории по социальной норме и стоимости 1 квадратного метра жилья прилагается к списку). Список в обязательном порядке заверяется в жилищном отделе местной администрации.
Вопросы предоставления жилья рассматриваются дифференцированно, с учетом всех условий жизни и отношения к служебным обязанностям заявителя. В отдельных, исключительных случаях по решению руководства таможенного органа возможно изменять срок таможенного стажа, постоянного проживания и других условий при предоставлении жилья.
Первоочередным правом при предоставлении жилья пользуются участники Великой Отечественной войны, а также лица, по льготам приравненные к ним, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, должностные лица таможенных органов, награжденные знаками «Почетный таможенник Российской Федерации» и «Отличник таможенной службы Российской Федерации».
Ветеранам таможенной службы по представлению Совета ветеранов таможенной службы Российской Федерации жилая площадь предоставляется вне очереди. Сотруднику таможенного учреждения, проработавшему в таможенных органах более 20 лет, при необходимости квартира предоставляется вне очереди в личную собственность.
Семье сотрудника таможенного органа, погибшего или получившего инвалидность при исполнении служебных обязанностей, предоставляется внеочередное право получения жилья в собственность.
Образцы договоров приводятся в Приложениях 1, 2, 3 этого указания ГТК РФ N 01-12/1352 от 13.11.95 г. Изменение формы договоров возможно в соответствии с требованиями местной администрации и нотариальных органов.
Это указание опубликовано не было. Мы можем сделать вывод, что его предложения носят больше декларативный характер и отдают вопросы предоставления жилья для сотрудников таможенных органов на «откуп» местной администрации, не устанавливая четких и однозначных правил его предоставления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937 «Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.98 N 1431) дает возможность правового решения ряда вопросов, связанных с предоставлением жилья.
Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам Российской Федерации по их желанию ряду категорий граждан.
К этим категориям относятся: нуждающиеся в улучшении жилищных условий и состоящие в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лица, имеющие согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшие это право.
Субсидия предоставляется: федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления; предприятиями, организациями, воинскими частями и формированиями.
Данным Постановлением (п. 3) предусмотрено предоставление субсидий отдельным категориям граждан, в том числе сотрудникам таможенных органов, попадающим под определенные категории граждан, имеющих право на получение субсидий за счет средств федерального бюджета, а именно:
— военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку;
— лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет;
— лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами;
— лицам, пострадавшим от Чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
— молодым малообеспеченным семьям (одному из супругов в возрасте не старше 30 лет);
— лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.
Государственным таможенным комитетом было подготовлено письмо от 9 сентября 1996 г. N 01-15/16313 «О применении Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 937».
Этим письмом предлагалось в целях снижения напряженности в бюджете таможенных органов по финансированию жилищного строительства начальникам таможенных органов внимательно изучить положение дел в своих коллективах по данному вопросу, провести анализ и выработать конкретные мероприятия о более полном использовании средств федерального бюджета по финансированию жилищного строительства. Начальники таможенных органов должны были провести соответствующие консультации и согласования в органах местной администрации о порядке получения субсидий на жилье сотрудниками таможенных органов.
Сотрудники таможенных органов могли претендовать на получение субсидии за счет средств федерального бюджета (в пределах предусмотренных объемов), но действие этого пункта Постановления, за исключением вынужденных переселенцев, приостановлено в 2000 году Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 891. Действие пункта 3, за исключением абзаца третьего, приостановлено также в 2001 году Постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 N 449.
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации для обеспечения социальной защиты сотрудников таможенных органов и в соответствии со статьей 434 Таможенного кодекса РФ был разработан и 5 декабря 2000 года принят Приказ N 1111 «Об утверждении Временного положения о порядке предоставления беспроцентных ссуд на строительство (приобретение) жилья сотрудникам таможенных органов Российской Федерации».
В этой Инструкции закрепляется положение о том, что беспроцентная ссуда на строительство (приобретение) жилья предоставляется сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в пределах лимитов, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Эта ссуда может предоставляться сотруднику по месту его службы за счет средств федерального бюджета, находящихся в распоряжении ГТК России, только один раз с рассрочкой на 20 лет с погашением 50 процентов за счет средств федерального бюджета. Для ее предоставления необходимо решение жилищно — бытовой комиссии таможенного органа, принятое с учетом социальной нормы площади жилья, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о предоставлении дополнительной жилой площади и средней стоимости 1 кв. метра жилья, установленной на момент выдачи ссуды, а также размера взноса предстоящего погашения ссуды и приказа таможенного органа. Законом Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилого фонда социального использования и других факторов.
Для того чтобы приобрести право на предоставление ссуды сотрудникам таможенных органов, необходимо:
— в течение 5 лет проходить службу (работать) непосредственно в таможенных органах Российской Федерации;
— быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами, установленными в данном регионе, а также проживающими в коммунальных квартирах, независимо от занимаемой площади.
Если нуждающиеся в улучшении жилищных условий сотрудники имеют в собственности квартиру (комнату) либо индивидуальный жилой дом (часть дома), ссуда предоставляется только для оплаты площади, недостающей до установленной социальной нормы площади жилья с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Ссуда предоставляется сотрудникам для:
приобретения жилья у юридических лиц, имеющих право на ведение данного рода деятельности согласно законодательству Российской Федерации, — исходя из стоимости жилья в данном регионе, указываемой в договоре;
приобретения жилья у физических лиц, которым данное жилье принадлежит на праве собственности (указанное право собственности должно быть подтверждено соответствующим правовым заключением), — исходя из экспертного заключения компетентного оценщика;
строительства индивидуального жилого дома для постоянного проживания — исходя из утвержденной согласно установленному порядку сметной стоимости его строительства (без надворных построек), в пределах стоимости строительства жилого дома в данном регионе либо с учетом стоимости одного квадратного метра жилья в ценах на момент утверждения проекта;
покупки индивидуального жилого дома для постоянного проживания — в пределах стоимости строительства жилого дома без надворных построек в данном регионе с учетом стоимости одного квадратного метра жилья и типовых потребительских качеств жилья в ценах на момент приобретения индивидуального жилого дома.
Для приобретения права на предоставление ссуды сотрудники должны подать в жилищно — бытовую комиссию таможенного органа следующие документы: заявление; справку о проверке жилищных условий; копию финансово — лицевого счета; выписку из домовой книги; справку кадрового подразделения о службе (работе) непосредственно в таможенных органах; справку о совокупном годовом доходе сотрудника и членов семьи; банковский счет (с указанием реквизитов банка), на который будет переведена ссуда; другие документы, подтверждающие намерения сотрудника улучшить свои жилищные условия в случае предоставления ссуды (представляются по требованию жилищно — бытовой комиссии таможенного органа).
Жилищно — бытовая комиссия таможенного органа по результатам рассмотрения поступивших заявлений сотрудников принимает решение, на основании которого издается приказ таможенного органа о предоставлении ссуды. Копия приказа таможенного органа о предоставлении ссуды (выписка из него) хранится в личном деле сотрудника.
Ссуда предоставляется при наличии средств, предусмотренных статьей 130390 «Трансферты населению» сметы расходов на содержание таможенного органа. При принятии решения о предоставлении сотруднику беспроцентной ссуды таможенный орган заключает с сотрудником договор о предоставлении ссуды по принятой ГТК России форме (приложение к Приказу ГТК от 05.12.2000 г. N 1111).
В случае строительства жилья перечисление денежных средств в счет ссуды производится как единовременно в полном объеме ссуды, так и частями, исходя из этапов строительства, предоставленных документов и других веских оснований.
Финансово — экономическое подразделение таможенного органа ведет книгу учета предоставляемых ссуд, а также отдельный лицевой счет. В данной книге фиксируется вся необходимая для учета информация, связанная с предоставлением ссуд.
Сотрудник, заключивший договор о предоставлении беспроцентной ссуды на строительство (приобретение) жилья, погашает ее частями в соответствии с условиями указанного договора:
может погасить досрочно подлежащие возврату 50 процентов суммы предоставленной ссуды;
во время прохождения службы в таможенных органах погашение может производиться путем ежемесячного удержания соответствующей суммы из денежного довольствия сотрудника (сумма ежемесячного погашения составляет 20 процентов суммы денежного довольствия — оклад денежного содержания, надбавка за выслугу лет, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы, надбавка за секретность, ежемесячная премия. По заявлению ссудополучателя сумма погашения может составлять до 50 процентов суммы денежного довольствия);
после увольнения со службы в таможенных органах ссудополучатель погашает ссуду путем перечисления соответствующих денежных средств на счет таможенного органа или путем их внесения в кассу этого таможенного органа.
За сотрудником закрепляется обязанность по требованию финансово — экономического подразделения таможенного органа предоставлять все необходимые документы, подтверждающие целевое использование ссуды:
— нотариально заверенную копию договора купли — продажи дома (строительных материалов) или копию свидетельства на право собственности жилого дома в случае индивидуального строительства, зарегистрированную в уполномоченном органе;
— другие документы, подтверждающие приобретение строительных материалов или оплату строительных услуг.
При нецелевом использовании ссуды она возвращается в полном объеме. Сроки возвращения оговариваются в договоре о предоставлении беспроцентной ссуды на строительство (приобретение) жилья. Контроль за целевым использованием ссуд осуществляет начальник финансово — экономического подразделения таможенного органа.
При переводе сотрудника для дальнейшего прохождения службы в другой таможенный орган погашение ссуды производится по новому месту его службы, о чем делается запись в денежном аттестате.
Денежные средства, поступающие в таможенные органы при погашении предоставленных ссуд, подлежат ежемесячному возврату в федеральный бюджет.
Необходимо отметить, что текст Приказа ГТК РФ N 1111 от 05.12.2000 года также не был опубликован. Решение жилищных проблем сотрудников таможенных органов он также на правовом уровне не дает, оставляя открытым путь для их реализации.
Рассматривая проблемы обеспечения жильем сотрудников таможенных органов при их переводе на службу в другую местность, необходимо отметить, что правовая база регулирования этих вопросов очень слаба и не дает решения вопросов, а в большей части предлагает и комментирует возможные пути решения этих проблем. Эти вопросы затрагиваются в ст. 20 ФЗ «О службе в таможенных органах» и письме ГТК РФ от 3 ноября 1997 года N 01-15/20939. В этих актах закрепляется, что за сотрудниками таможенных органов и проживающими с ними членами семьи на время службы в другой местности бронируется в установленном порядке занимаемое жилое помещение по месту постоянного жительства. При этом по новому месту службы сотруднику таможенных органов и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение либо выплачивается ежемесячная денежная компенсация расходов за наем (поднаем) жилого помещения в размерах, установленных Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилых помещений до сих пор не определен, хотя планировалось, что он будет регулироваться Приказом ГТК России от 14.06.94 N 257.
В отношении предоставления служебного жилья необходимо обратить внимание, что еще в том же 1997 году ГТК России разработал проект постановления Правительства Российской Федерации о порядке формирования в таможенных органах служебного жилого фонда и перечня должностных лиц, которым предоставляется служебное жилое помещение, но до сих пор этот вопрос также не имеет четкого правового регулирования.
Во исполнение Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, Правительством Российской Федерации было принято Постановление Правительства N 604 от 26 июня 1995 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2576) «О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.09.2000 N 700, от 21.12.2000 N 999).
Расходы, связанные с оказанием военнослужащим безвозмездной финансовой помощи и выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, должны производить за счет и в пределах средств, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на указанные цели (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.09.2000 N 700).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписывается этим Постановлением оказывать безвозмездную финансовую помощь в избранном постоянном месте жительства гражданам, уволенным с военной службы, осуществляющим строительство (покупку) жилья, за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на жилищное строительство для этой категории граждан; выплачивать денежную компенсацию гражданам, уволенным с военной службы, за наем (поднаем) жилых помещений при невозможности обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам в 3-месячный срок со дня их прибытия к избранному постоянному месту жительства за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на жилищное строительство для этой категории граждан (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.09.2000 N 700).
Устанавливается порядок и размеры оказываемой государством безвозмездной финансовой помощи, а также порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, не обеспеченным жильем или нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно — строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере:
от 10 до 25 лет — не менее 75 процентов;
25 лет и более — 100 процентов стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно — строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир).
В таких же размерах безвозмездная финансовая помощь в соответствии с указанной общей продолжительностью военной службы оказывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемой в установленном порядке.
Указанная безвозмездная финансовая помощь оказывается:
военнослужащим — Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по месту военной службы — за счет средств, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на указанные цели;
гражданам, уволенным с военной службы, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по избранному месту жительства — за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на жилищное строительство для этой категории граждан.
Безвозмездная финансовая помощь оказывается военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, только 1 раз.
Размер безвозмездной финансовой помощи при покупке жилья исчисляется исходя из средней для каждого субъекта Российской Федерации рыночной стоимости приобретения жилья (в расчете на 1 кв. метр общей площади), определяемой в установленном порядке.
В случае если нуждающиеся в улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, имеют в собственности квартиры или индивидуальные жилые дома, безвозмездная финансовая помощь предоставляется:
в размере стоимости части площади жилья, не достающей до установленной социальной нормы площади жилья;
в размерах, указанных в пункте 2 настоящего Положения, при условии передачи права собственности на эти жилые помещения федеральным органам исполнительной власти, предоставившим безвозмездную финансовую помощь.
Безвозмездная финансовая помощь оказывается в безналичной форме в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставившие безвозмездную финансовую помощь, несут ответственность за обоснованность ее предоставления, а военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, — за использование ее по назначению. В случае нецелевого использования выделенных средств указанные органы исполнительной власти имеют право на полное или частичное взыскание предоставленной финансовой помощи.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или жилая площадь в общежитии.
В случае отсутствия указанных жилых помещений они арендуются для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более:
в г. г. Москве и Санкт — Петербурге — 500 рублей (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2000 N 999) (см. текст в предыдущей редакции);
в других городах и районных центрах — 400 рублей (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2000 N 999) (см. текст в предыдущей редакции);
в прочих населенных пунктах — 300 рублей (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2000 N 999) (см. текст в предыдущей редакции).
При условии совместного проживания с военнослужащими 3 и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50 процентов.
В таком же порядке денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно — строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения при переводе на новое место военной службы в другую местность, не обеспеченным в данной местности служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Денежная компенсация выплачивается финансовым органом по месту службы военнослужащего за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.
Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в 3-месячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности предоставления жилых помещений по установле нным нормам в 3-месячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более указанного в пункте 7 настоящего Положения.
Разъясняет применение этого Постановления для сотрудников таможенных органов письмо ГТК РФ от 18 июля 1996 г. N 01-15/12828 «О применении Постановления Правительства России от 26.06.95 N 604». Там указывается, что «…органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны оказывать безвозмездную финансовую помощь в избранном постоянном месте жительства гражданам, уволенным с военной службы, осуществляющим строительство (покупку) жилья, за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на жилищное строительство для этой категории граждан, а также выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений при невозможности обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам в 3-месячный срок со дня их прибытия к избранному постоянному месту жительства.
В связи с этим те должностные лица таможенных органов, которые относятся к гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченным жильем или нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение безвозмездной финансовой помощи и денежной компенсации, предусмотренных указанным Постановлением для этой категории лиц, по избранному ими постоянному месту жительства».
Казалось бы, теперь многие вопросы, связанные с обеспечением сотрудников таможенных органов, получили правовую поддержку. Но уже 24 июля 2000 года Верховный Суд Российской Федерации вынес Решение N ВКПИ 00-34 по жалобе о признании недействительными (незаконными) Постановления Правительства РФ N 65 от 27 января 1993 г., пунктов 5, 11 и 12 «Положения о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604, и Приказа Министра обороны РФ от 21 апреля 1997 г. N 150 «О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими Вооруженных Сил РФ».
Остановим свое внимание на «Положении о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604.
В жалобе объяснялось, что оспариваемые пункты 5, 11 и 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604 противоречат пунктам 3, 6 и 14 статьи 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» 1993 года, поскольку ограничивают права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья при общей продолжительности военной службы от 10 до 25 лет в размере, определенном законодательным органом власти.
Верховный Суд Российской Федерации в своем Решении о «Положении…» счел «пункт 5 названного выше Положения в той мере, в которой в нем не закреплено право на оказание безвозмездной финансовой помощи военнослужащим на строительство (покупку) квартир, признать противоречащим п. 7 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» 1998 года, в котором предусмотрено такое право военнослужащих».
——————————————————————