Проблемы жилья в закрытом военном городке

(Глухов Е. А.)

(«Закон и армия», 2005, N 7)

ПРОБЛЕМЫ ЖИЛЬЯ В ЗАКРЫТОМ ВОЕННОМ ГОРОДКЕ

Е. А. ГЛУХОВ

Глухов Е. А., капитан юстиции, помощник командира войсковой части 58147 по правовой работе.

С 1998 года определение закрытого военного городка дано в Законе. Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). При этом, исходя из смысла Закона, военный городок, имеющий соответствующие признаки (расположение в населенном пункте и имеющие пропускной режим либо расположенный вне населенного пункта, принадлежность жилого фонда государству) может, но не обязательно должен, быть включен в перечень закрытых военных городков. В этой же статье Закона сказано, что служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Означает ли это, что все жилые помещения закрытого военного городка являются служебными? Отнюдь. Существуют юридические признаки служебного жилого помещения (см.: Фатеев К. В. Жилищные права военнослужащих и членов их семей):

— назначение помещения;

— заселение определенным кругом лиц (военнослужащими и служащими РА);

— нахождение помещения в служебном здании, вблизи организации (на территории военного городка);

— включение помещения в число служебных соответствующим органом.

Жилые помещения закрытых военных городков согласно п. 1 ч. 2 ст. 7 ранее действовавшего Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» состоят в государственной собственности РФ и являются ведомственным жилым фондом. Но, как уже было указано выше, перевод жилого помещения в разряд служебного осуществляют не министерства и ведомства РФ, а местные органы власти. Рассмотрим теперь ситуацию, когда начиная с момента вступления в силу распоряжения Правительства РФ (с 1 июня 2000 г.) люди оказались проживающими в закрытом военном городке, но решения местных органов власти о том, что их жилище является служебным, еще не было. Ведь в закрытых военных городках предоставляются служебные жилые помещения. Однако, как следует из п. 4 разъяснения ГлавКЭУ МО РФ от 5 января 2001 г. N 147/3/4/26/4, включение военного городка в перечень закрытых не влечет за собой автоматически приобретение жилым фондом городка статуса служебного. Жилые помещения приобретают такой статус по представлению КЭЧ гарнизонов решением органов местного самоуправления. Можно ли перевести жилье в разряд служебных без согласия проживающих в нем лиц? По мнению автора, нельзя, так как квартира в это время обременена правом пользования проживающими там лицами. А вот все вновь возводимые жилые помещения в закрытых военных городках, а также жилые помещения, освобождаемые за выездом, могут использоваться в дальнейшем только со статусом «служебное».

По мнению автора, в настоящее время вопрос жилья в закрытых военных городках требует принятия нормативных актов на уровне законов и постановлений Правительства РФ. Для сравнения: 17 декабря 2002 года было принято Постановление Правительства РФ N 897 «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации». В нем собраны в один нормативный документ основные положения о служебном жилье, о порядке его получения и использования. Но на военнослужащих Министерства обороны РФ этот документ не распространяется.

На территории России находятся более 1700 закрытых военных городков, в которых проживают тысячи военнослужащих со своими семьями, граждан, уволенных с военной службы, и члены их семей, гражданский персонал воинских частей и учреждений. Проживают на территории закрытых военных городков (ЗВГ) и лица, не имеющие никакого отношения к Вооруженным Силам РФ. И хотя закрытые военные городки уже изначально были предназначены только для размещения военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ и членов их семей, многие квадратные километры жилой площади в закрытых военных городках безвозвратно ушли из ведения Министерства обороны РФ (иного органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба). Это происходит и в настоящее время на фоне долголетних очередей на получение жилья и низкого уровня его строительства военными ведомствами. Попробуем понять причины отторжения жилья в закрытых военных городках от военного ведомства.

Первая причина — военнослужащие с семьями остаются проживать в жилых помещениях закрытых военных городков и после увольнения их с военной службы. Согласно статье 94 ранее действовавшего ЖК РСФСР эта категория граждан не могла быть выселена из занимаемых ими жилых помещений в военных городках без предоставления им другого благоустроенного жилого помещения. А так как у войсковых частей обычно отсутствуют другие благоустроенные жилые помещения, то и людей из квартир никто не выселяет. Оппоненты могут возразить, что статья 94 ЖК РСФСР уже утратила силу в связи с вступлением в силу с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса РФ. Да, но в ст. 13 Вводного закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ указано: «граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, не могут быть выселены из указанных помещений без предоставления им других помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ». Анализируя данную норму Закона, можно прийти к выводу, что и по новому жилищному законодательству лица, до 1 марта 2005 года законно занимающие служебные жилые помещения в закрытых военных городках, могут быть выселены оттуда только с предоставлением другого жилья. Однако уже не обязательно предоставляемое жилье должно быть благоустроенным. Но ни для кого не секрет, что в городах у воинских частей нет свободного жилья, поэтому выселять своих бывших военнослужащих просто некуда и соответственно невозможно.

Вторая причина более противозаконна. Речь идет о фиктивных браках и переходе жилого помещения «супругам». Согласно п. 21 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 «вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя». Получается, что вселение лиц в жилые помещения закрытых военных городков (даже не служебные, о чем речь пойдет ниже) разрешается, если гражданин: а) имеет отношение к МО РФ — работает (служит) в воинской части либо военном учреждении; б) является нетрудоспособным иждивенцем нанимателя жилого помещения. Каких-либо особых трудностей поступить на работу в военное учреждение и стать лицом, имеющим отношение к МО РФ, лично я не усматриваю. А через некоторое время, когда новоиспеченного супруга зарегистрируют по новому месту жительства в служебной квартире, ничего не помешает этому работнику уволиться из военной организации. Но уже с правом проживать в своей квартире, после чего старый квартиросъемщик уезжает жить в другой населенный пункт с некоторой суммой денег. Практически речь идет о незаконной притворной сделке, которая может быть оспорена в суде командиром части, но доказать ее притворность будет очень затруднительно.

А теперь остановимся более подробно на указанной норме военного законодательства. Свобода выбора места жительства относится к числу основных прав граждан. В то же время Конституционный Суд отмечает, что право гражданина РФ свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции России оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Так, согласно ст. 8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» данное право ограничивается на территориях с определенным режимом, в том числе в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Причем в отношении ЗАТО такой Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», где в ст. 3 прописаны ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, существует. Ограничения проживания граждан на территории закрытых военных городков установлены не федеральным законом, а Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ», который зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2000 г. за N 2260.

Таким образом, ведомственным нормативным актом установлен запрет на вселение иных граждан, кроме имеющих отношение к Министерству обороны, в жилые помещения домов ЗВГ. Законность данного требования подтверждена решением Верховного Суда РФ от 13 ноября 2003 г. N ВКПИ03-96. Причем интерес вызывает то, что речь идет не только о служебных жилых помещениях, а о всех жилых помещениях закрытого военного городка, в том числе неслужебных и даже ранее приватизированных. Интересно еще и то, что для сотрудников органов внутренних дел, ФСБ, военнослужащих внутренних войск МВД РФ, таможенных органов и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ согласие специальных органов на вселение в занимаемое им служебное жилое помещение других лиц не требуется (ст. 20 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам ФСБ, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ).

Согласно ранее действовавшему ЖК РСФСР (ст. 101) жилое помещение включается в число служебных решением местных органов власти. В настоящее время ст. 101 ЖК РСФСР утратила силу и не применяется. В новом Жилищном кодексе РФ есть целый раздел IV о специализированном жилищном фонде, но на вопрос о том, к чьей компетенции относится вопрос о переводе жилья в разряд служебного и порядок оформления такого перевода, ЖК РФ в ст. 92 отсылает к нормативному акту, который должен быть принят Правительством РФ. А так как такого нормативного акта на федеральном уровне еще не принято, то с 1 марта перевод жилья закрытых военных городков в разряд служебного приостановлен.

Вот те некоторые моменты, которые, надеюсь, привлекут внимание законодателя к проблемным вопросам закрытых военных городков и служебного жилья, а также будут интересны читателям.

——————————————————————