Правовое регулирование и правовые последствия заключения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, жилищных договоров

(Тараненко В. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2005, N 10)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ЖИЛИЩНЫХ ДОГОВОРОВ

В. В. ТАРАНЕНКО

Тараненко В. В., преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук, подполковник юстиции.

В историческую фразу о том, что Россию испокон веков губят две проблемы, необходимо, по моему мнению, включить еще и словосочетание — «жилищный вопрос». В результате формулу наших проблем, мешающих спокойному и достойному существованию, можно представить в виде: Д-Д-Ж. Интересен тот факт, что законодательные органы нашего государства периодически придумывают все новые и новые формы реализации гражданами права на жилище, однако проблема «Ж» не исчезает. По моему мнению, большое количество форм реализации права на жилище не могут улучшить ситуацию без четких механизмов их реализации, связанных с активным участием в этом процессе должностных лиц органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Актуальность темы статьи можно объяснить следующими обстоятельствами: — наличие противоречия в нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения, связанные с заключением жилищного договора; — отсутствие единообразной судебной практики по данному вопросу; — слабые правовые знания по рассматриваемому вопросу, причем как самих военнослужащих, так и должностных лиц органов военного управления. В 1998 г. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» разделил военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на две группы: 1) военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 г., 2) военнослужащие, заключившие контракт после этой даты: — военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.); — офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г.; — прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г. Данная статья в первую очередь затрагивает интересы второй группы военнослужащих, ведь именно им в период прохождения военной службы по контракту государство уже не гарантирует предоставление жилых помещений по договору социального найма. В отношении вышеуказанной группы военнослужащих государство взяло на себя следующие обязательства, связанные с реализацией их прав на жилище: 1) в период военной службы им предоставляется только служебное жилье. При этом предоставление служебных жилых помещений должно осуществляться не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах <*>; ——————————— <*> См. п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

2) по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более им предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами <*>; ——————————— <*> См. п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

3) при увольнении с военной службы по «льготным» основаниям (достижение предельного возраста пребывания на военной службе, состояние здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями) при общей продолжительности военной службы 10 лет и более им предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами <*>. ——————————— <*> См. там же.

В целях реализации военнослужащими второй группы своих прав на получение служебного жилья они заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) жилищный договор. В данном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения жилищного договора определяются Правительством Российской Федерации <*>. ——————————— <*> См. там же.

Во исполнение ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и в целях обеспечения военнослужащих, отнесенных ко второй группе, служебными жилыми помещениями, Правительство Российской Федерации издало 4 мая 1999 г. Постановление «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» N 487. Данное Постановление решило две главные задачи: — утвердило Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба; — обязало федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, начиная с 1999 г. приступить к заключению жилищных договоров с рассматриваемой группой военнослужащих. Несмотря на предельно четкое регулирование в вышеназванных Федеральном законе и Постановлении Правительства Российской Федерации правоотношений, связанных с заключением жилищного договора, до настоящего времени между субъектами данных правоотношений возникают конфликтные ситуации. Их анализ, по моему мнению, позволяет вести речь о наличии вины в первую очередь должностных лиц органов военного управления. Многие командиры частей отказываются заключать с военнослужащими жилищный договор, ссылаясь на отсутствие свободного фонда служебного жилья. При этом они не возражают против внесения военнослужащих, относящихся ко второй группе, в список на получение постоянного жилья (по договору социального найма). В лучшем случае заключение жилищного договора происходит одновременно с предоставлением служебного жилого помещения. Представляется, что указанный подход является ошибочным в связи со следующим: 1. В типовой форме жилищного договора, который утвержден Постановлением Правительством Российской Федерации 1999 г. N 487, четко определен предмет: «Командир (начальник) воинской части гарантирует предоставление военнослужащему и совместно проживающим с ним членам его семьи служебного жилого помещения не позднее 3 месяцев со дня заключения настоящего договора сроком на период прохождения военной службы по контракту». Следовательно, если жилищный договор не заключен, у командования не возникает обязательств перед военнослужащим. Вывод о том, какой из сторон правоотношений выгодна вышеуказанная ситуация, напрашивается сам собой. 2. Жилищный договор заключается с каждым военнослужащим индивидуально после написания им рапорта. Данное обстоятельство, по моему мнению, предполагает возможность ведения в частях обобщенных списков военнослужащих с обязательным указанием даты заключения жилищного договора. Более того, я считаю, что включение военнослужащих, относящихся ко второй группе, в общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий, делает механизм реализации прав на жилье менее прозрачным, способствует созданию благодатной почвы для различного рода махинаций. Посудите сами, соблазн получить жилое помещение по договору социального найма еще в период прохождения военной службы, а не служебное жилье по жилищному договору достаточно высок. Тем более если место прохождения военной службы совпадает с престижным субъектом Российской Федерации <*>. ——————————— <*> Интересно, какие данные будут получены в результате проверки законности предоставления жилья всем военнослужащим, которые отнесены ко второй группе, начиная с 1 января 1998 г. Не удивлюсь, если выяснится, что многие из них проживают в квартирах, предоставленных в указанный период по договорам социального найма, а о жилищном договоре не слышат вообще.

Кстати, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации 1999 г. N 487 в Министерстве обороны Российской Федерации был издан Приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 244. При этом в нем содержится норма, противоречащая федеральному законодательству, предписывающая командирам (начальникам) заключать с военнослужащими жилищный договор одновременно с предоставлением служебного жилья. Должностные лица, действия которых оспаривают военнослужащие, и их представители всегда пытаются в судебных тяжбах сослаться на вышеуказанный Приказ, который не прошел государственной регистрации. Можно только предположить, что в обозримом будущем во всех органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, будет разработан действенный механизм реализации военнослужащими второй группы права на жилище посредством заключения жилищных договоров, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации 1999 г. N 487. Автор настоящей статьи считает, что при условии четкого выполнения должностными лицами органов военного управления предписаний, установленных в нормативных правовых актах еще в 1998 г., произойдет следующее: — очереди военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, станут значительно меньше; — постоянное жилье по договору социального найма будет предоставляться только лицам, имеющим право на его получение; — начнется активное формирование фонда служебного жилья; — будет формироваться фонд жилья, которое предстоит передавать военнослужащим второй группы в собственность в избранном месте жительства; — исчезнет социальная напряженность в армейской среде и т. д. Таким образом, рассматриваемая форма реализации права на жилище, предполагающая предоставление служебного жилья посредством заключения жилищного договора, по своей сути является довольно прогрессивной. В настоящее время, по моему мнению, все проблемы, связанные с жилищным обеспечением, являются надуманными, возникшими по вине должностных лиц органов военного управления.

——————————————————————