Распорядительные права нанимателя жилья по договору социального найма: основные новации

(Рузанова В. Д.) («Жилищное право», 2006, N 2)

РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НАНИМАТЕЛЯ ЖИЛЬЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА: ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ

В. Д. РУЗАНОВА

Рузанова Валентина Дмитриевна, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 года, признав жилое помещение объектом жилищных прав, закрепил различные правовые формы его использования, сохранив традиционные подходы и предложив новые правовые решения. Одна из правовых форм использования жилого помещения — договор социального найма. Он заключается только в отношении жилых помещений, входящих в фонд социального использования (статья 19 ЖК РФ). Согласно статье 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Предметом данного договора является жилое помещение. Это недвижимое имущество, принципиально отличающееся от нежилого тем, что изначально предназначено для проживания граждан (статья 17 ЖК РФ) и входит в состав жилищного фонда РФ (статья 19 ЖК РФ). Новый ЖК РФ, заявив о сохранении принципиального подхода к вопросу о назначении жилого помещения (для проживания граждан), в то же время допустил его использование для профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности граждан в пределах, установленных частью 2 статьи 17 ЖК РФ. Такое расширение сферы использования жилого помещения представляется обоснованным, поскольку отвечает современным потребностям развития деловой активности граждан. Назначение вновь строящегося объекта задается в технической документации с самого начала, отражается в акте сдачи-приемки результата работ (статьи 743, 753 ГК РФ, статьи 61, 62 Градостроительного кодекса РФ) и в техническом паспорте органов технической инвентаризации. Предназначенность жилого помещения для проживания как изначально заданная функция не зависит от характера его фактического использования и от сохранения им способности удовлетворять жилищные потребности граждан. ЖК РФ выделяет два основных признака жилого помещения как объекта гражданских прав: изолированность и пригодность для постоянного проживания граждан (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства — противопожарным, градостроительным и др. (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Пригодность для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, и означает фактическую возможность использовать жилое помещение для целей проживания. Непригодность жилья для проживания является основанием для исключения его из состава жилищного фонда. Порядок признания помещений жилыми и требования, которым они должны отвечать, а также основания и порядок признания помещений непригодными для проживания определяются специальными нормативными актами (например, Положением о порядке признания жилых домов непригодными для проживания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 552 <*>). ——————————— <*> СЗ РФ. 2003. N 37. Ст. 3586.

Признаки жилого помещения как предмета договора социального найма детально разработаны жилищным законодательством. Согласно статье 62 ЖК РФ предметом договора социального найма должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Не могут быть самостоятельным предметом этого договора неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме (часть 2 статьи 62 ЖК РФ). Конкретное жилое помещение указывается в решении о предоставлении. Права и обязанности сторон по договору социального найма определяются в первую очередь ЖК РФ. Смысл договора социального найма заключается в возмездном пользовании жилым помещением нанимателем и членами его семьи, поэтому они, прежде всего, имеют права, связанные с пользованием. Однако законодатель закрепляет за нанимателем и членами его семьи и широкий круг распорядительных прав: производить обмен жилыми помещениями (статьи 72 — 75 ЖК РФ); требовать предоставления жилья, освободившегося в коммунальной квартире (статья 59 ЖК РФ); изменять договор найма (статья 82 ЖК РФ); передавать жилое помещение в поднаем (статья 76 ЖК РФ); вселять в помещение других членов семьи (статья 70 ЖК РФ) и временных жильцов (статья 80 ЖК РФ); право на предоставление жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого помещения (статья 81 ЖК РФ); расторгнуть договор социального найма (статья 83 ЖК РФ); приватизировать жилое помещение, предоставленное до 1 марта 2005 года. Перечисленные распорядительные права в значительной мере впитали в себя опыт прежнего правового регулирования, но в то же время они характеризуются рядом существенных новаций, основные из которых и будут освещены в настоящей статье. Новый ЖК РФ, следуя традиции, закрепил принцип равенства прав и обязанностей нанимателей и членов их семьи. Однако законодатель недостаточно последовательно придерживается этого принципа при решении вопроса о полноте распорядительных прав в отношении жилого помещения нанимателя и членов его семьи. В этой связи представляют интерес новации ЖК РФ, касающиеся понятия члена семьи нанимателя. Как известно, согласно части 2 статьи 53 ЖК РСФСР к ним относились: 1) супруг нанимателя, их дети, родители. Перечисленные лица были членами семьи нанимателя в силу факта проживания в одном с ним помещении; 2) другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные лица. Они могли быть признаны членами семьи нанимателя при наличии следующих условий: а) если они проживали совместно с нанимателем; б) вели с ним общее хозяйство. Новое жилищное законодательство делит всех членов семьи нанимателя на три группы (статья 69 ЖК РФ): супруг, дети и родители нанимателя. Они являются членами семьи нанимателя в силу совместного с ним проживания; другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы. Они признаются членами семьи нанимателя при наличии следующих условий: а) они вселены нанимателем в качестве членов его семьи; б) ведут с ним общее хозяйство; иные лица. Они могут быть признаны членами семьи нанимателя в исключительных случаях в судебном порядке. Для последней категории граждан не указываются признаки (критерии), при наличии которых суд имеет право признать их таковыми. Думается, что такое законодательное решение породит на практике значительные трудности. Таким образом, в отличие от прежнего законодательства, новый ЖК РФ признает членами семьи нанимателя только его супруга, его детей и его родителей. Сообразно данному подходу к пониманию члена семьи нанимателя ЖК регулирует и его право на вселение других членов семьи в жилье, занимаемое им по договору социального найма. Согласно части 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель с письменного согласия членов своей семьи вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей, или с согласия в письменной форме членов своей семьи и наймодателя — других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Формулировка статьи 70 ЖК РФ дает основания полагать, что право на вселение других членов семьи в жилое помещение признается только за нанимателем, что противоречит части 2 статьи 69 ЖК РФ, закрепляющей равенство прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи. Как следует из статьи 70 ЖК РФ, другой новеллой в регулировании порядка вселения членов семьи в жилое помещение является то, что на вселение других граждан в качестве таковых (кроме супруга нанимателя, его детей и родителей) теперь требуется согласие наймодателя. Последний может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после этого общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. Однако формулировка «наймодатель может запретить вселение…» неопределенна. Из нее следует, что наймодатель может этого и не делать. К сожалению, легальные критерии, пользуясь которыми наймодатель имеет право принимать решение о согласии или запрете на вселение, не установлены. Определенные изменения касаются права нанимателя и членов его семьи на обмен жилого помещения. Прежде всего, ЖК РФ содержит новую правовую квалификацию сделки обмена жилыми помещениями. Как известно, статья 67 ЖК РСФСР рассматривала обмен как договор, по которому осуществлялась взаимная передача прав и обязанностей, вытекающих из договора найма жилого помещения. Такой подход законодателя подвергался в литературе обоснованной критике, поскольку не отражал правовую сущность обменных сделок с жилыми помещениями. Современный ЖК РФ устранил данное несоответствие и прямо указал, что договор об обмене жилыми помещениями служит основанием расторжения ранее заключенных договоров социального найма и одновременно заключения с гражданами новых договоров социального найма на жилые помещения, в которые они вселяются в связи с обменом (часть 5 статьи 74 ЖК РФ). ЖК РФ дополнил условия реализации нанимателем права на обмен: теперь требуется не только согласие членов его семьи, но и согласие наймодателя (часть 1 статьи 72 ЖК РФ). Однако отказ наймодателя в даче такого согласия строго регламентирован: он возможен только в случаях, когда обмен не допускается в силу статьи 73 ЖК РФ. Наниматель защищен от необоснованного отказа наймодателя правом обжаловать его отказ в суд. ЖК РФ сохранил возможность принудительного обмена (в судебном порядке) в случае, если между нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене. При этом, как и ранее, учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении (часть 3 статьи 72 ЖК РФ). В то же время второй вид принудительного обмена — обмен жилого помещения как альтернатива выселению без предоставления другого жилого помещения, предусмотренному ч. 2 ст. 98 ЖК РСФСР, в новом ЖК РФ отсутствует. Прежнее жилищное законодательство выделяло три основных случая изменения договора социального найма: — по требованию члена семьи нанимателя о разделе жилой площади; — по требованию разных нанимателей жилых помещений в одной квартире о заключении единого договора найма в связи с объединением в одну семью; — по требованию члена семьи о замене нанимателя (статьи 86 — 88 ЖК РСФСР, пункт 2 статьи 672 ГК РФ). Новый ЖК РФ сохранил только два последних случая (статья 82 ЖК РФ), исключив право нанимателя на раздел жилого помещения. Ранее право на раздел широко применялось нанимателями и членами их семей как эффективный способ разрешения жилищных конфликтов. Согласно статье 86 ЖК РСФСР член семьи нанимателя с согласия других членов семьи имел право требовать заключения с ним отдельного договора найма. Указанное изменение договора в литературе и в судебной практике получило название «раздел жилого помещения». Право на раздел имел и сам наниматель. Суды, рассматривая иски о разделе жилых помещений, исходили из равного права нанимателей и проживающих с ним членов семьи на пользование жильем. Если между нанимателем и членами семьи, одновременно вселившимися или вселившимися впоследствии, было достигнуто соглашение, определяющее иной порядок пользования жилым помещением, суд мог учесть это соглашение. После принятия ЖК РФ на практике возник вопрос о том, сохраняется ли право на раздел жилья за лицами, заключившими договор социального найма до 1 марта 2005 года. Из статьи 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (далее — Вводный закон) нельзя сделать однозначного вывода о сохранении либо отсутствии этого права у указанных лиц. Такая неопределенность может привести к ущемлению жилищных прав граждан. Это имеет важное значение для реализации права граждан на приватизацию жилого помещения. Как известно, приватизация жилья в фонде социального использования возможна при условии согласия на нее всех граждан, имеющих самостоятельное право на жилое помещение. Именно при отсутствии такого согласия лица, желающие осуществить приватизацию, могли бы воспользоваться правом на раздел жилого помещения, впоследствии приватизировав комнату. Думается, что во Вводном законе применительно к этому случаю следовало бы использовать не традиционный подход к регулированию длящихся отношений, а установить «параллельный» правовой режим жилых помещений, предоставленных до 1 марта 2005 года. Суть этого режима должна заключаться в установлении специальных правил действия отдельных прав и обязанностей, возникших на основе договора, заключенного до введения в действие нового закона. В сочетании с правилами статьи 422 ГК РФ «параллельный» режим приобретет свою логическую завершенность. Во Вводном законе следовало бы прямо указать, что право на раздел жилого помещения сохраняется за нанимателями до момента его приватизации (а в отношении тех, кто не воспользовался правом на приватизацию, — до окончания установленного законом срока реализации права на приватизацию жилья). Для замены нанимателя как способа изменения договора социального найма, в отличие от прежнего жилищного законодательства и статьи 672 ГК РФ, кроме согласия членов семьи, необходимо и согласие наймодателя (часть 2 статьи 82 ЖК РФ). Такое правовое регулирование вызывает ряд вопросов. Во-первых, каковы основания и последствия отказа наймодателя в замене нанимателя? Во-вторых, как соотносятся статья 82 ЖК РФ и 672 ГК РФ, которая не предусматривает получения согласия наймодателя на замену нанимателя? На наш взгляд, ЖК РФ, закрепляя право наймодателя давать согласие на замену нанимателя, должен был предусмотреть конкретный перечень оснований отказа в даче такого согласия (по аналогии с правилами обмена жилыми помещениями). В противном случае наниматель оказывается практически беззащитным перед произволом наймодателя. Вопрос о соотношении статьи 82 ЖК РФ и статьи 672 ГК РФ является лишь частным проявлением более широкой проблемы — распределение приоритетов между ГК РФ и ЖК РФ в регулировании жилищных отношений. Часть 8 статьи 5 ЖК РФ установила безусловный приоритет ЖК в регулировании жилищных отношений, несмотря на то, что основная масса норм Кодекса является гражданско-правовой. Как известно, статья 3 ГК РФ установила приоритет ГК в регулировании гражданских отношений. Суть этого заключается в том, что «норма гражданского права, находящаяся вне ГК, не может противоречить норме ГК, а если она противоречит, то применяется норма ГК» <*>. Противоречащие же ГК нормы могут применяться только после внесения соответствующих изменений в ГК <**>. Конституционность статьи 3 ГК РФ (и аналогичных статей других кодексов) подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 года N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» <***>. Статья же 11 Вводного закона не внесла изменений в пункт 2 статьи 672 ГК РФ. Такое «противостояние» кодексов абсолютно недопустимо и требует устранения. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное). —————————————————————— <*> Рахмилович В. А. Об общей концепции гражданского законодательства России // Материалы Международной научно-практической конференции «Гражданское законодательство Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы». М., 1994. С. 9. См. также: Рахмилович В. А. Гражданское право как предмет законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов // Журнал российского права. 2003. N 8. С. 75; Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1998. С. 40 — 45; Якушев В. С. Гражданский кодекс Российской Федерации и гражданское законодательство // Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М., 2001. С. 21 и др. <**> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 41. <***> Российская газета. 2004. 7 июля. N 3520.

В этом же аспекте можно рассмотреть и новации ЖК РФ в части прав нанимателей на вселение поднанимателей и временных жильцов. Само по себе правовое регулирование этих отношений не претерпело серьезных изменений. Однако здесь остается также нерешенным вопрос о приоритете в регулировании жилищных отношений. По смыслу пункта 3 статьи 672 ГК РФ к договору поднайма и к пользованию жилыми помещениями временными жильцами нормы статей ГК (статья 680, пункты 1 — 3 статьи 685) применяются преимущественно перед жилищным законодательством. Между тем нормы ЖК РФ, регулирующие эти отношения, не делают никакой отсылки к ГК РФ. Конечно, с практической точки зрения такое несоответствие в регулировании не имеет особого значения, однако с точки зрения законодательной технологии такой подход не выдерживает критики. Правила предоставления освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире также претерпели существенные изменения (статья 59 ЖК РФ). Главная новелла заключается в том, что теперь, в отличие от прежнего законодательства, право на предоставление освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире имеют не только наниматели, но и собственники, проживающие в этой коммунальной квартире. Условия предоставления комнаты, установленные статьей 59 ЖК РФ, в равной мере распространяются и на нанимателей, и на собственников жилого помещения. В отношении права граждан на приватизацию жилого помещения введены следующие новации: во-первых, установлены временные рамки реализации права на приватизацию; во-вторых, введен запрет на приватизацию жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года (статья 12 Вводного закона); в-третьих, уточнено право граждан на передачу приватизированного жилья в государственную или муниципальную собственность. Согласно статье 20 Вводного закона малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 года вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в них. Таким образом, распорядительные права нанимателей и членов их семей в отношении жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, занимают существенное место в системе их прав и выражают одну из особенностей данного договора.

——————————————————————