Молодой семье — «доступное» жилье

(Мун О.) («Жилищное право», 2013, N 7)

МОЛОДОЙ СЕМЬЕ — «ДОСТУПНОЕ» ЖИЛЬЕ

О. МУН

Мун Оксана, ведущий юрисконсульт.

Госпрограмма поддержки молодых семей путем выдачи субсидий для приобретения жилья действует уже более 10 лет. За это время стало ясно, что получить в установленном порядке субсидию даже действительно нуждающейся семье — задача не из легких. При возникновении спорных ситуаций суды, как правило, не настроены поддерживать молодоженов.

На сегодняшний день самой актуальной проблемой для молодой семьи является жилищный вопрос. Далеко не всем молодым семьям родители могут оказать помощь в покупке жилья, а самостоятельно молодоженам получить доступ на рынок жилья практически невозможно. Возможность решения жилищной проблемы имеет огромное практическое значение, т. к. создаст для молодежи стимул к повышению рождаемости и качества трудовой деятельности, в целях роста заработной платы. В целях решения указанной проблемы в 2002 году была запущена Федеральная целевая программа «Жилище», в которую входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Данная программа просуществовала до 2008 года. Однако в результате финансового кризиса 2008 года ее действие было временно приостановлено. Начало 2011 года является стартом второго этапа реализации данной ипотечной программы. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» утверждена Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 (в рамках Программы «Жилище» на 2011 — 2015 гг.). В первую очередь данный проект направлен на обеспечение доступным жильем молодых семей, поддержку неполных семей, в том числе и для погашения ипотечного кредита при покупке жилья в ипотеку. Также подпрограмма может помочь семьям молодых ученых и специалистов, живущих в ограниченных условиях. В новую подпрограмму, по сравнению с предыдущей версией, был внесен ряд изменений, например: 1) молодая семья, которая встала на учет с января 2011 года, может реализовать субсидию только путем покупки квартиры в новом доме или вступив в долевое строительство, т. е. нельзя приобретать вторичное жилье (для тех семей, которые встали на учет ранее, применяются условия ранее действовавшей программы); 2) помощь в приобретении жилья оказывается только молодым семьям с постоянным, официальным уровнем доходов, который позволяет оформить кредит и осуществлять выплаты, связанные с приобретением жилья, которые не покрываются субсидией; 3) согласно новой программе, молодые семьи лишаются возможности участвовать в программе погашения задолженности по кредиту (старая программа позволяла использовать свидетельство на любой стадии ипотеки). Так, например: Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу N 33-1898/2012 от 26 июня 2012 г. Из материалов дела: Трепалин С. Н., Трепалина Н. А. обратились в суд с иском к администрации г. Ульяновска о признании права на получение субсидии для погашения кредита и включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы. В обоснование иска указали, что 30.07.2007 обратились в мэрию г. Ульяновска с заявлением о включении в состав участников программы по обеспечению жильем молодых семей на 2002 — 2010 годы, были признаны участниками данной программы, которая предусматривала возможность получения социальной выплаты для погашения ипотечного жилищного кредита или займа. Рассчитывая на получение субсидии, 15.03.2011 заключили кредитный договор со Сбербанком РФ на приобретение жилья и купили двухкомнатную квартиру. В связи с окончанием действия программы и принятием новой федеральной программы на 2011 — 2015 годы вновь подали документы ответчику на получение льготы, в которой им было отказано, так как они приобрели жилье и нуждающимися, по мнению органа местного самоуправления, более не являются. При этом в выдаче социальной выплаты на погашение основной суммы по договору ипотечного кредитования им также было отказано. Судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной жалобе Трепалин С. Н., Трепалина Н. А. просят отменить решение суда первой инстанции. Указывают, что ранее действовавшая подпрограмма по обеспечению жильем молодых семей предоставляла возможность направления социальной выплаты на погашение ипотечного кредита. Изменения в этой части новой подпрограммы, предусматривающей возможность погашения ипотечного кредита, взятого до 01.01.2011, введены в действие с 26.07.2011, поэтому не могут иметь обратной силы и быть применимы в данной ситуации, так как кредит взят ими 15.03.2011. Поскольку они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в 2007 году и не реализовали свое право на получение субсидии до 31.12.2010, их семья подлежит включению в новую подпрограмму с целью погашения кредитных обязательств, в противном случае будет нарушено их конституционное право на жилище. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции. Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для признания за Трепалиными права на получение субсидии и включения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, не имеется. Действительно, в 2007 году Трепалины были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы. Действие указанной программы закончилось 31 декабря 2010 г. С заявлением о включении в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 — 2015 годы Трепалины обратились в органы местного самоуправления летом 2011 года, когда уже ими был заключен кредитный договор и приобретена двухкомнатная квартира, то есть к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий не относились. Разрешая вопрос о признании за истцами права использовать субсидию для погашения основного долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту, суд правомерно исходил из условий подпрограммы на момент заключения истцами соответствующего кредитного договора. В частности, на момент заключения кредитного договора и приобретения жилья Трепалиными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 — 2015 годы, в состав которой включена Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 — 2015 годы. Согласно пункту 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1050 в качестве приложения к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту данными Правилами не предусмотрено. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575 был введен пп. «е», который предусматривал использование социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. Следовательно, правовые основания для предоставления Трепалиным как участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002 — 2010 годы социальной выплаты на погашение кредитных обязательств, возникших 15.03.2011, отсутствовали. То обстоятельство, что Трепалины были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, включены в списки молодых семей в 2007 году и не получили социальной льготы в период действия подпрограммы, основанием для получения ими социальной выплаты по ранее действующим Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья не является. Тот факт, что за получением ипотечного кредита истцы обратились в банк 02.02.2011, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку кредитный договор заключен ими 15.03.2011. В силу изложенного решение суда первой инстанции является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит. В судебной практике подобных споров достаточно много, и решаются они не в пользу молодоженов. После вступления в силу новой редакции Правил предоставления молодым семьям социальных выплат молодоженам, которые встали на очередь до 2011 года, а приобрели жилье позднее, придется полностью погашать ипотечный кредит только за счет своих собственных средств. А это не такая простая задача для молодой семьи. Исправить ситуацию помогли изменения в ФЦП «Жилище» на 2011 — 2015 годы, внесенные Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575, которые позволили молодым семьям направлять социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, взятым до 1 января 2011 года. Рассматриваемая подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 — 2015 годы действует на всей территории России, регионы также принимают свои программы, позволяющие помочь молодым семьям в приобретении жилья. Условия и размер предоставления субсидий в региональных программах могут отличаться, но не ухудшать положения граждан. Например, программа «Молодая семья» в Екатеринбурге и Свердловской области предусматривает оказание помощи в размере от 35% до 40% стоимости жилья, а объем финансовой помощи по Федеральной программе «Молодая семья» в г. Москве составляет не более 30% от стоимости квартиры и дома.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В ПОДПРОГРАММЕ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ» НА 2011 — 2015 ГОДЫ

Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Часто в практике встречаются случаи, когда семью исключают из списка претендентов на получение субсидии по достижении одним из супругов 36 лет. Следует отметить, если администрация примет такое решение, оно будет являться незаконным, однако защищать свои интересы придется в судебном порядке. Так, например: Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл по делу N 33-535/2012 от 17 апреля 2012 г. Из материалов дела: Н. обратился в Волжский городской суд с иском к администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл, просил признать незаконным решение Комиссии по реализации муниципальной целевой программы «Жилье для молодой семьи Волжского муниципального района на 2011 — 2015 годы» об исключении его семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», просил включить семью в состав участников подпрограммы. Обосновывая требования, указал, что его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Письмом администрация Волжского муниципального района сообщила о выбытии семьи Н. из списка 2 молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в связи с превышением 35-летнего возраста. Однако указанное решение, по мнению истца, не соответствует нормам законодательства, поскольку оснований для исключения из участников подпрограммы, тем более в связи с достижением 35-летнего возраста, законодательство не содержит; при включении семьи истца в состав участников подпрограммы она отвечала установленным в ней требованиям; неполучение социальной помощи в период действия прежней программы в связи с недостаточным финансированием не может аннулировать право семьи истца на получение социальной выплаты в рамках новой, аналогичной программы. Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Постановлением главы администрации городского поселения Приволжский N 16 от 14.03.2008 семья Н-вых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как молодая семья и была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы». Судом установлено, что в связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат, семья Н-вых не получила социальной выплаты в период действия программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы. Также судом установлено, что семья Н-вых была включена в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 гг. Решением районной комиссии от 06.06.2011 семья Н-вых исключена из участников подпрограммы, в связи с достижением членами молодой семьи предельного возраста, со ссылкой на п. 6 «а» Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложения к муниципальной целевой программе «Жилье для молодой семьи Волжского муниципального района на 2011 — 2015 годы»). Согласно подп. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, утвержденных Постановлением Правительства РФ, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Таким образом, из их толкования следует, что приведенные положения не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в т. ч. в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена. Вместе с тем отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников подпрограммы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслами и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы. Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него. Конституционный Суд РФ неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 23.04.2004 N 8-П, Определение от 04.12.2003 N 415-О и др.). Поскольку семья Н. на момент первоначального включения в подпрограмму в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в подпрограмме, подлежащей реализации в 2011 — 2015 годах, оснований для ее исключения с учетом изложенного выше не имелось. На основании изложенного судебная коллегия вынесла по делу решение об удовлетворении требований истца; б) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Бюджет молодой российской семьи не должен быть ниже 21 620 руб. на семью из двух человек, 32 510 руб. — на трех человек и 43 350 руб. — на четверых. Однако подтвердить свои доходы документально не так-то просто, большинство работодателей выплачивают «серую» заработную плату, а в справку для молодых семей попадают значительно заниженные данные; в) семья признана нуждающейся в жилом помещении, т. е. на государственную поддержку могут рассчитывать семьи, у которых на одного человека приходится менее 15 кв. м. Является семья нуждающейся в обеспечении жильем или нет, определяется на основании ст. 51 ЖК РФ, согласно которой нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника; 2) граждане, являющиеся нанимателями, членами семьи нанимателя жилья по договору социального найма или являющиеся собственниками или членами семьи собственника жилья, но обеспеченные жильем менее учетной нормы (учетная норма жилой площади, ниже которой семья определяется как нуждающаяся, в регионах России различна, но в среднем составляет от 10 до 14 квадратных метров на человека. В расчет принимается только общая площадь жилья, а также все граждане, официально зарегистрированные (прописанные) постоянно на ней); 3) граждане, проживающие в помещении, не отвечающем необходимым требованиям, т. е. в аварийном жилье; 4) граждане, проживающие с больным, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Т. е. если у супругов в собственности нет жилого помещения, они все равно не могут попасть в программу, если у их родителей есть жилье, т. к. квадратура собственности родителей тоже учитывается. Так, например: решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область) от 27 ноября 2012 г. Из материалов дела: Коробейщиков С. В. обратился в суд с иском к администрации г. Магнитогорска о признании действий администрации г. Магнитогорска незаконными, признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, обязании включить семью в число участников социальной программы. В обоснование заявленных требований указал на то, что он обратился с заявлением о признании своей семьи, состоящей из трех человек: он, его супруга и несовершеннолетний ребенок, нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки по улучшению жилищных условий». На свое заявление он получил отказ, причиной отказа стало представление документов, не подтверждающих право семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме, т. к., по мнению ответчика, семья обеспечена жилой площадью в размере на каждого члена семьи более учетной нормы. При этом в расчет взяты следующие жилые помещения: квартира площадью 51,8 кв. м, в которой на регистрационном учете состоит 4 человека и 1/2 доли в которой принадлежит ему, а также жилое помещение общей площадью <…> кв. м, принадлежащее родителям его супруги, в которой супруга имеет регистрацию, но фактически в ней не проживает. С момента создания семьи и на момент подачи заявления в администрацию он, его супруга и их несовершеннолетний сын проживали в квартире площадью 51,8 кв. м, где помимо них проживают и состоят на регистрационном учете его мать К. Н.Н. и бабушка. Исходя из этого, по его мнению, расчет жилой площади, приходящейся на одного члена семьи, должен осуществляться следующим образом: 51,8 кв. м / 5 чел. = 10,36 кв. м/чел., что менее учетной нормы. Действия ответчика по отказу его семье в участии в подпрограмме являются незаконными, истец просит возложить на ответчика обязанность поставить его семью на учет для участия в подпрограмме. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Постановлением Законодательного Собрания N-П принята областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2011 — 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Из материалов дела усматривается, что Коробейщиков С. В., а также его мать К. Н.Н. на основании договора приватизации в общей долевой собственности (доля права у каждого 1/2) имеют жилое помещение общей площадью 51,8 кв. м. Собственником жилого помещения общей площадью 166,4 кв. м является Б. В.Ю. (отец супруги заявителя). Условия реализации права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусматривают определенные организационно-учетные правила, в том числе условие о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан. В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Доводы истца о том, что в расчет обеспеченности его семьи жилыми помещениями не должна браться площадь 166,4 кв. м, поскольку его супруга там состоит только на регистрационном учете, а фактически не проживает, судом во внимание приняты быть не могут. К. С.В. (супруга заявителя) приходится дочерью собственнику жилого помещения, была вселена в жилое помещение своими родителями, доказательств того, что К. С.В. признана утратившей право пользования жилым помещением, суду не представлено. Доводы истца Коробейщикова С. В. о том, что его молодая семья проживает в отдельной квартире и не ведет совместного хозяйства с семьей матери, имеет отдельный бюджет, юридического значения для рассматриваемого дела не имеет, поскольку при расчете уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений семьи следует исходить из суммарной площади жилых помещений, в отношении которых у них возникло право пользования, с учетом всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи (ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ, пункт 11 ПП ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ»). В соответствии с Административным регламентом предоставления администрацией города Магнитогорска муниципальной услуги по признанию гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, утв. Постановлением главы, учетная норма жилой площади по городу Магнитогорску составляет 13,5 кв. м. В расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения молодой семьи Коробейщикова С. В. ответчиком обоснованно включены два жилых помещения: — по месту регистрации супруги заявителя К. С.В. жилой дом общей площадью 166,4 кв. м, где помимо К. С.В. на регистрационном учете состоят (проживают) 5 человек, т. е. обеспеченность общей площадью на 1 человека составляет 33,3 кв. м (166,4 / 5 = 33,3); — по месту регистрации истца Коробейщикова С. В. и его сына 2-комнатная квартира общей площадью 51,8 кв. м, где помимо истца и его сына на регистрационном учете состоят его мать и бабушка — всего 4 человека, т. е. обеспеченность общей площадью на 1 человека составляет 12,92 кв. м. Таким образом, обеспеченность молодой семьи Коробейщикова С. В., состоящей из 3-х человек, в расчете на человека в его молодой семье составит (33,3 кв. м + 12,92 кв. м + 12,92 кв. м) / 3 = 19,7 кв. м, что превышает учетную норму по городу Магнитогорску, утвержденную решением Магнитогорского городского собрания депутатов в размере 13,5 кв. м. Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что отказ молодой семье Коробейщикова С. В. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий путем предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» принят органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении заявленных истцом требований следует отказать.

РАЗМЕР СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ

В соответствии с п. 10 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования социальная выплата предоставляется в размере не менее: — 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья — для молодых семей, не имеющих детей; — 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья — для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более. В случае использования социальной выплаты для погашения долга по кредитам размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет: а) для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок), — 42 кв. метра; б) для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов 1 или более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 или более детей), — по 18 кв. метров на 1 человека (п. 12 указанных Правил). Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, определяемой Министерством регионального развития РФ. Молодой семье — участнице подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного бюджета в размере не менее чем 5% расчетной (средней) стоимости жилья для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства). Список молодых семей — участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, формируется в порядке очередности по дате признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз. Право молодой семьи на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Свидетельство выдается на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы, выдача осуществляется органом местного самоуправления в соответствии со списком молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает свидетельство в банк. Свидетельство, представленное в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается. В договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношения банка и владельца свидетельства, на чье имя открыт банковский счет, а также порядок перевода средств с банковского счета. В договоре банковского счета может быть указано лицо, которому доверяется распоряжаться указанным счетом, а также условия перечисления поступивших на банковский счет распорядителя счета средств. Важно отметить, что срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве. В случае, если указанный срок будет пропущен, придется в судебном порядке доказывать, что пропущен он по уважительным причинам, иначе можно остаться и без субсидии, и без жилья. Так, например: решение Ноябрьского городского суда Ямало-ненецкого автономного округа от 9 сентября 2011 года. Из материалов дела: истцы обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования города Ноябрьска о продлении срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. В обоснование требований иска указано, что их семья является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» окружной целевой программы «Жилище» на 2006 — 2010 годы. Ответчиком им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья серии МС-О N в сумме <…> руб. Срок действия свидетельства заканчивается 1 сентября 2011 года. По уважительным причинам они не имеют возможности воспользоваться социальной выплатой в указанный срок. Ответчик в продлении срока действия свидетельства отказал. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из пояснений истцов следует, что они не смогли воспользоваться социальной в ыплатой в установленный срок, поскольку Эскендаров Р. Н. сменил место работы, а по существующим правилам кредит на приобретение жилья в банковских учреждениях может быть выдан только через шесть месяцев после устройства на работу, то есть не ранее 1 ноября 2011 года. Указанные выше обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами и не были оспорены ответчиком. В силу п. 6.1 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года N 535-П, действующего на момент рассмотрения дела в суде, срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве. В ходе судебного заседания установлено, что истцы по объективным причинам не смогли воспользоваться предоставленной социальной выплатой в установленный в свидетельстве срок. Учитывая изложенное выше, а также то обстоятельство, что закон прямо не предусматривает запрета на продление срока действия свидетельства в пределах максимально установленного законом срока действия свидетельства (9 месяцев), суд находит возможным удовлетворить исковые требования Эскендарова Р. Н. и Эскендаровой Н. Ш. в заявленном виде.

НА ЧТО МОЛОДАЯ СЕМЬЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ВЫПЛАТУ?

А. Для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения. Б. Для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома. В. Для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи. Г. Для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Д. Для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации. Е. Для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее — погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Молодая семья имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических лиц и (или) юридических лиц жилого помещения. Для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой субсидии. Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории субъекта РФ, где молодая семья подавала заявку на участие в подпрограмме. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве. В случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо, на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве. Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Субсидия выделяется для приобретения жилого помещения, в случае если семья приобретает земельный участок, то свидетельство о выдаче субсидии может быть признано недействительным. Так, например: решение Парабельского районного суда Томской области от 22 июня 2012 г. Из материалов дела: муниципальное казенное учреждение «Администрация Парабельского района» (далее — администрация Парабельского района) обратилось с иском к Ядрошникову М. В. и Ядрошниковой Н. В. о взыскании необоснованно сбереженных денежных средств, пояснив, что молодая семья: Ядрошников М. В. и Ядрошникова Н. В. — представили в исполнительный орган местного самоуправления администрацию Парабельского района заявление о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы в 2010 году и пакет документов, необходимый для участия в программе. Решением комиссии по реализации социальных программ молодая семья Ядрошниковых была утверждена в качестве участников подпрограммы. Ядрошников М. В. и Ядрошникова Н. В. получили свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере <…> руб. Ядрошниковым М. В. и Ядрошниковой Н. В. был заключен договор купли-продажи земельного участка и договор купли-продажи квартиры. Стоимость квартиры составила <…> руб., земельного участка — <…> руб. Из условий договора купли-продажи земельного участка следует, что стоимость земельного участка была оплачена за счет средств свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, что запрещено Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, так как указанные средства могут быть использованы только на приобретение жилого помещения. Истцом Ядрошникову М. В. было направлено предложение в тридцатидневный срок добровольно возвратить средства, использованные с нарушением Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья. Молодая семья Ядрошниковых проигнорировала предложение муниципалитета о возврате сбереженной суммы добровольно. Истец просит суд взыскать с ответчиков Ядрошникова М. В., Ядрошниковой Н. В. сумму необоснованно сбереженных денежных средств в размере <…> руб. в пользу муниципального казенного учреждения «Администрация Парабельского района». Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, ответчиков, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления, исходя из следующего. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Согласно п. 1, 44, 46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, социальные выплаты, предоставляемые молодой семье, могут быть использованы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. На основании копий договора купли-продажи земельного участка, договора купли-продажи квартиры суд установил, что Ядрошников М. В. и Ядрошникова Н. В. заключили с А. договор купли продажи земельного участка и договор купли-продажи квартиры. Согласно п. 3 договора купли-продажи земельного участка, стоимость земельного участка в размере <…> руб. была оплачена за счет средств свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Договоры удостоверены нотариусом Б. На основании указанных договоров Ядрошников М. В. и Ядрошникова Н. В. зарегистрировали право общей долевой собственности на земельный участок и квартиру. Исходя из положений пунктов 1, 44, 46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, суд полагает, что приобретение земельного участка за счет средств свидетельства о праве на получение социальной выплаты неправомерно, так как Правилами предусмотрено использование средств на тот или иной способ приобретения именно жилого помещения. На основании вышеизложенного суд решил исковые требования муниципального казенного учреждения «Администрация Парабельского района» к Ядрошникову М. В., Ядрошниковой Н. В. о взыскании необоснованно сбереженных денежных средств удовлетворить.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ?

Для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» необходимо представить следующие документы: а) заявление в 2 экземплярах по установленной правилами форме (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) удостоверения личности для каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (предъявляется только членами полной семьи); г) документ, подтверждающий, что молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием ипотечного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора, но не ранее 1 января 2006 г.; д) документы, подтверждающие, что молодая семья имеет достаточные денежные средства для оплаты остальной стоимости жилья; е) при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома — кредитный договор и справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); ж) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета. Документы подаются в орган местного самоуправления, ответственный за выполнение программы (администрация области или населенного пункта). В соответствии с вышеуказанными Правилами документы рассматриваются в течение 10 дней. По истечении этого срока молодая семья должна быть либо признана участницей подпрограммы, либо получить отказ, о чем члены молодой семьи должны быть письменно уведомлены (п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования).

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В ПРИЗНАНИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ УЧАСТНИЦЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

1. Молодая семья официально не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 2. Претенденты не имеют достаточно средств для оплаты оставшейся части жилья. 3. Собран неполный пакет документов, документы неправильно оформлены либо информация, которая содержится в документах, неверна. В указанных случаях претенденты имеют право снова обратиться с заявкой на участие в подпрограмме, устранив все допущенные недочеты. 4. Ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. В заключение о практике получения субсидий на приобретение жилья для молодых семей, которые остро нуждаются в собственном жилье, можно сказать так: «Надежда умирает последней». Несмотря на положительные отчеты чиновников, на ажиотаж вокруг подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», которая хоть и призвана улучшить условия жилья молодым семьям, но не лишена минусов, жилищные программы по-прежнему недоступны для большинства граждан.

——————————————————————