Роль управляющих компаний в обеспечении газоснабжения граждан

(Москвичев А. Ю.) («Гражданское право», 2007, N 4)

РОЛЬ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ ГРАЖДАН

А. Ю. МОСКВИЧЕВ

Москвичев А. Ю., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института права и госслужбы УлГУ.

Подача газа гражданам — владельцам квартир многоквартирного дома может производиться как во исполнение договора поставки газа (прямые связи или простая структура договорно-хозяйственных связей), так и во исполнение договора на управление многоквартирным домом (п. 2 ст. 162 ЖК РФ), согласно которому обязанности управляющей организации или другой жилищно-коммунальной организации (ТСЖ, ЖСК, ЖЭУ и т. п.) в части организации подачи газа гражданам в многоквартирный дом являются одним из условий предоставления всех коммунальных услуг (сложная структура связей). От структуры договорно-хозяйственных связей при газоснабжении граждан в значительной мере зависят не только условия договоров на подачу газа гражданам в многоквартирный дом, но и процедура их заключения, а также специфика формирования договорных обязательственных правоотношений в рассматриваемой сфере <1>. ——————————— <1> В юридической литературе под структурой договорно-хозяйственных связей понимают состав сторон договоров или их участников. Под структурой понимали также состав сторон договора и субъектов исполнения данного, конкретного договорного обязательства. Структура характеризует не только круг участников договорно-хозяйственных связей, но в известной мере и содержание договоров. См., например: Брагинский М. И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: Наука и техника, 1967. С. 177; Клейн Н. И. Организация договорно-хозяйственных связей. М., 1976. С. 139.

В процессе формирования структуры договорно-хозяйственных связей в сфере газоснабжения граждан следует учитывать не только правовые вопросы, но и социальные аспекты последствия выбора той или иной структуры договорных связей по газоснабжению граждан. Как правильно отмечается в юридической литературе, цены за коммунальные услуги и энергетические ресурсы затрагивают жизненные интересы населения, охватывают все аспекты хозяйственной деятельности в этой сфере. Но цена зависит не только от экономических условий (фактических затрат, выявления резервов снижения непроизводительных затрат, анализа информации о возможных колебаниях цен и т. п. <2>), но и от выбора простой или сложной структуры договорно-хозяйственных связей в процессе газоснабжения граждан. Ясно, что при увеличении числа посредников между газоснабжающей организацией и гражданином-потребителем (сложная структура) цена за бытовой газ для них будет повышаться. Речь, таким образом, может идти о рациональности или социальной полезности присутствия в структуре договорно-хозяйственных отношений между газоснабжающей организацией — поставщиком газа и гражданином какого-нибудь третьего лица. ——————————— <2> См.: Иванов А. В. Коммерциализация жилищных правоотношений: проблемы правового обеспечения // Право и политика. 2004. N 7(55). С. 76.

Исполнителем договора об управлении многоквартирным домом в предоставлении коммунальных услуг может быть управляющая организация (ТСЖ, ЖСК, ПК, управляющая компания и т. п.), заключившая с гражданином договор управления многоквартирным домом. В этом случае непосредственно управляющая организация должна обеспечить заключение договоров поставки энергетических ресурсов с их поставщиками. Второй стороной договора — потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 г., как и нормы Жилищного кодекса, также не отличаются большой корректностью в части юридически выверенного использования общепринятых в науке договорно-правовых терминов и конструкций. Согласно Правилам (п. 3) коммунальные услуги — деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. В данном пункте речь также идет не о договоре, а о деятельности исполнителя. Можно предположить, что такая деятельность может регулироваться как договором об оказании услуг, так и иным договором. Очевидно, что такая нечеткость формулировок Правительства РФ может породить немало юридических, хозяйственных и технических проблем. Исполнитель (п. 3 Правил) — юридическое лицо, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы. Исполнителем может быть производитель или поставщик энергетических ресурсов: гарантирующий поставщик электрической энергии, такой, как «Ульяновскэнерго», газоснабжающая организация, например ООО «Ульяновскрегионгаз», газораспределительная организация — ГРО, ООО «Ульяновскводоканал» и т. п. организации. В договоре управления многоквартирным домом согласно п. 3 ст. 162 ЖК РФ должны быть указаны следующие основные условия: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за управляющей организацией по выполнению обязательств, предусмотренных в договоре управления многоквартирным домом. Так, в г. Улан-Удэ общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» заключает с собственниками помещений публичные договоры управления многоквартирным домом (редакция N 1 утверждена Приказом Генерального директора ООО «УК «Наш Дом» за N 2 от 21 июля 2005 г.). Предметом данного договора является управление многоквартирными домами. По договору управления управляющая организация по заданию другой стороны (собственника) за плату обязуется оказывать ему услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, заключать договоры на предоставление коммунальных услуг потребителям с поставщиками таких услуг, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. 3.1). Плата за коммунальные услуги включает в себя не только плату за обычные услуги (уборку мусора, ремонт лифтов и т. п.), но и за организацию исполнения специализированными организациями договоров энергоснабжения: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение). Размер платы за коммунальные услуги устанавливается органами местного самоуправления и энергоснабжающими организациями, территориальными органами (службами) по тарифам, объемы поставок энергоресурсов определяются исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов их потребления, утверждаемых органами местного самоуправления (п. 4.3). При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Как пишет Д. Гордеев, раньше муниципальные управляющие организации зачастую не стремились повышать качество работ, снижать цены на работы и услуги. Они были заинтересованы не в минимизации стоимости работ и услуг, а в их увеличении. В отличие от муниципальных предприятий, по его мнению, частные управляющие организации по новому Жилищному кодексу РФ не могут позволить себе иметь раздутый управленческий аппарат, содержать специалистов и технические средства, которые задействованы лишь эпизодически, их сложнее заставить в административном порядке бесплатно выполнять работы, затраты на проведение которых будут компенсироваться фактически за счет платежей собственников <3>. Разумеется, данное мнение будет справедливым только в условиях действительной конкуренции между управляющими организациями. Пока факты свидетельствуют о многочисленных нарушениях законодательства управляющими компаниями. ——————————— <3> См.: Гордеев Д. Управление многоквартирным домом // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2005. N 4.

Управление Роспотребнадзора Республика Коми в 2006 г. 211 раз проверяло предприятия и организации, работающие в сфере оказания услуг ЖКХ, в большинстве случаев проверять приходилось внепланово — по обращениям граждан. Было выявлено 126 нарушений. Как сообщила начальник отдела по защите прав потребителей О. Акулова, большое число нарушений касается неправильного оформления договоров между управляющей компанией и ТСЖ. В частности, в договорах на оказание услуг управляющие организации навязывают гражданам услуги, и в счетах появляются такие строчки, как плата за страхование лифта, за юридические услуги, за содержание банковского счета или вообще пени за неуплату чего-либо. Все это незаконно <4>. ——————————— <4> Акулова О. В Коми предприятия ЖКХ нарушают права потребителей // «Коми Онлайн». 08.02.2007.

Так, Правительством Московской области 25 августа 2005 г. было принято Постановление N 583/34 «Об обслуживании внутридомового газового оборудования в жилищном фонде на территории Московской области», согласно которому начиная с 2006 года в структуре цен на природный газ не будет учитываться стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования. Порядок использования природного газа, обеспечивающего безопасную эксплуатацию бытового газоиспользующего оборудования, установлен Правилами пользования газом в быту, утвержденными Приказом ВО «Росстройгазификация» при Совете Министров РСФСР от 26 апреля 1990 г. N 86-П. Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации бытового газоиспользующего оборудования возложена на его пользователей (но это внутри квартиры). Во избежание аварийных ситуаций потребитель газа (собственник, наниматель квартиры) обязан своевременно заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования. Оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов внешних (до ввода в дом) и внутренних (от ввода в дом до квартиры), принимая во внимание многолетний опыт работы и наличие квалифицированного и аттестованного персонала в сфере газоснабжения, будет осуществлять ГУП МО «Мособлгаз». Договоры по техническому обслуживанию внутридомовых газовых сетей и бытового газоиспользующего оборудования заключают филиалы от имени ГУП МО «Мособлгаз» <5>. Указанный пример свидетельствует, что в силу технических особенностей обслуживания внутридомовых газовых сетей и оборудования ТСЖ, ЖСК, ПК и управляющие компании не могут полностью вытеснить газоснабжающие организации из системы договорных отношений по обеспечению граждан энергетическими ресурсами. Но это техническая сторона проблемы. ——————————— <5> Балашов В. М. Заключение договора подачи газа и технического обслуживания. 14.06.2006.

В юридической литературе по этому поводу были высказаны как положительные, так и негативные суждения. Например, Е. И. Верзаков полагает, что «перепродавец» энергоресурсов, выступая в качестве энергоснабжающей организации, в действительности ею не является. По его мнению, договором снабжения энергией является такой договор, сторонами в котором выступают энергоснабжающая организация и абонент (потребитель). Абонент энергоснабжающей организацией являться не может, прежде всего потому, что он не обладает необходимыми признаками — наличием лицензии на обслуживание энергетического оборудования и специально обученного и подготовленного персонала <6>. Как правильно пишет Л. А. Андреева, в ГК РФ передача энергии от абонента к субабоненту сформулирована как право, а не как обязанность абонента. Следовательно, последний может отказаться от передачи энергии и на практике зачастую так и поступает, мотивируя это тем, что данная деятельность не является для него основной и не носит публичного характера <7>. Поэтому Л. А. Андреева предлагает следующую структуру построения договорных связей: «Энергоснабжающая организация, абонент и субабонент заключают трехстороннее соглашение, в котором регламентируются взаимоотношения между данными субъектами по передаче энергии, в том числе и расчеты за использованную субабонентом энергию, которые целесообразно производить непосредственно с энергоснабжающей организацией. Таким образом, функции абонента будут сведены к предоставлению субабоненту права на использование его присоединенной к энергоснабжающей организации сети для поступления энергии абоненту» <8>. С учетом сказанного можно сделать вывод, что отношения между абонентом и гражданином-субабонентом нельзя квалифицировать как отношения продавца и покупателя по договору купли-продажи. Абонент не продает энергию субабоненту, а предоставляет субабоненту право пользоваться своими газовыми сетями для получения газа от газоснабжающей организации, а также оказывает услуги субабоненту по организации расчетов между ним и газоснабжающей организацией либо включает общие расходы по оплате газа в счета, представляемые субабоненту для оплаты аренды и газа. ——————————— <6> См.: Верзаков Е. И. Договор снабжения электрической энергией в гражданском праве России: Автореф. … дис. канд. юрид. наук. Иркутск, 2006. С. 7. <7> См.: Андреева Л. Энергоснабжению — четкое правовое регулирование // Российская юстиция. 2001. N 8. С. 37. <8> Андреева Л. А. Там же. С. 37.

Ряд ученых-юристов считают, что энергоснабжающей организацией может быть не любая, а только специализированная организация, осуществляющая продажу энергии <9>. Абонент осуществляет не продажу купленной энергии, а лишь ее «безвозмездную» передачу субабоненту. В этой связи представляется интересной позиция, высказанная М. К. Филипповой: субабонент (арендатор) фактически получает энергию, но не оплачивает ее. Налицо безвозмездная передача товара <10>. В силу специфики переданного товара он не может быть возвращен в натуре, и субабонент (арендатор) обязан возместить стоимость полученного товара, которая обычно включается в состав арендной платы. Независимо от решения данного теоретического спора полагаем, что в тех случаях, когда обеспечение газом гражданина лежит на жилищно-коммунальной организации (ТСЖ, ЖКХ, управляющей компании и т. п.), условия об организации подачи газа, энергоресурсов гражданину, ремонте и обслуживании внутридомового оборудования должны быть включены в договор на предоставление гражданину всех жилищно-коммунальных услуг (уборки мусора, подачи горячей воды, теплоснабжения и др.). ——————————— <9> Мешалкин М. Участие субабонентов в отношениях, возникающих из договора энергоснабжения // Экономика и жизнь. 1999. N 42. С. 19. <10> Филиппова М. К. Договор снабжения электрической и тепловой энергией: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 1998. N 10.

Вице-президент Российского газового общества О. Жилин, исходя из перечисления коммунальных услуг в Жилищном кодексе (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), делает вывод, что договор управления многоквартирным домом содержит элементы договора энергоснабжения <11>. Однако управляющая организация обычно не сама предоставляет энергетические ресурсы, она только заключает договоры на поставку энергетических ресурсов в квартиры граждан со специализированными организациями. Следовательно, конкретный договор о поставке газа между газоснабжающей организацией и управляющей организацией содержит отдельные элементы договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Присутствие элементов договора в пользу третьего лица в конкретном договоре поставки газа, заключенном между управляющей организацией и поставщиком газа, как представляется, не позволяет газоснабжающей организации и управляющей организации без согласия третьего лица (гражданина) расторгнуть или изменить договор поставки газа (п. 2 ст. 430 ГК РФ). В данной связи полагаем, что в силу договора об управлении многоквартирным домом и предоставлении коммунальных услуг возникает следующее сложное договорно-обязательственное правоотношение, содержанием которого, в частности, являются: а) обязанности управляющей организации по непосредственному оказанию гражданам традиционных коммунальных услуг (уборка территории от мусора, вывоз мусора, устранение засоров в водопроводе и т. п.); б) организационные обязанности управляющей организации по заключению договоров поставки газа в пользу владельцев квартир в многоквартирном доме; в) обязанности поставщиков газа подать газ в квартиры населения через присоединенные газовые сети. ——————————— <11> Жилин О. Системные огрехи Жилищного кодекса вредят обслуживанию населения // ПВ. Март 2007. N 3.

Хотя в индивидуальных домах снабжение энергоресурсами граждан обычно обеспечивается по отдельным договорам, заключаемым между гражданами и соответствующими газоснабжающими организациями, городскими электрическими сетями (энергосбытами) или их филиалами в других населенных пунктах при первом подключении внутриквартирных или внутридомовых газовых и электросетей к общим газовым и электрическим сетям. В Правилах поставки газа нет нормы, возлагающей на поставщика заключение договора газоснабжения в письменной форме с каждым абонентом. Предполагается, что абонент, потребляющий газ, признается стороной договора газоснабжения, заключенного на условиях, изложенных в этих Правилах и в ГК РФ. Как уже отмечалось, в соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ договор энергоснабжения с абонентом — физическим лицом считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. С целью улучшения правового регулирования отношений в сфере газоснабжения потребителей Ю. А. Метелева предлагает вводить типовые договоры со стандартными условиями обслуживания потребителей, обеспечение информационной прозрачности в ценообразовании, введение стандартов раскрытия информации и др. <12>. Думается, данное предложение вполне оправданно. В разных регионах России применяются договоры между поставщиками газа и ЖКО, даже в самом названии которых допускаются нечеткие формулировки, применяются термины: «поставка газа», «подача газа», «газоснабжение», «услуги по подаче газа» и др. ——————————— <12> См.: Метелева Ю. А. Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 94.

Большинство ученых относят договор газоснабжения к публичным <13>. Коммерческие организации, осуществляющие снабжение товарами через присоединенную сеть, должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются <14>. Это означает, что поставщик газа, будучи коммерческой организацией, обязан заключить договор с каждым покупателем, который к нему обратится с просьбой заключения договора. Как правильно отмечается в литературе, энергоснабжающая организация вправе отказаться от заключения договора с обратившимся к ней потребителем лишь в случае, если он докажет невозможность обеспечить отпуск товара, например, по причине отсутствия у потребителя надлежащих технических предпосылок <15>. ——————————— <13> См., например: Шелехова Е. А. Проблемы и практика рассмотрения арбитражным судом споров о заключении, изменении и расторжении договоров энергоснабжения // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2004. N 3. С. 96 — 105; Соснина О. Г. Споры по вопросам, связанным с заключением и исполнением договоров энергоснабжения и теплоснабжения (обобщение судебной практики) // Арбитражные споры. 2002. N 2(18). С. 32 — 53. <14> Керефова Б. Особенности заключения и расторжения договора энергоснабжения // Право и экономика. 2004. N 8. С. 26 — 29; Шелехова Е. А. Проблемы и практика рассмотрения арбитражным судом споров о заключении, изменении и расторжении договоров энергоснабжения // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2004. N 3. С. 96 — 105. <15> См., например: Огиренко Е. Б. Некоторые особенности заключения, изменения, расторжения договора энергоснабжения // Юридический аналитический журнал. 2003. N 4. С. 154 — 158.

Как следует из п. 5 ст. 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. Между тем договор энергоснабжения гражданина по общему правилу считается заключенным на неопределенный срок (ч. 2 п. 1 ст. 540 ГК). Такой договор может быть изменен или расторгнут по основаниям, указанным в ст. 546 ГК РФ. А именно из п. 1 ст. 546 ГК РФ следует, что договор бытового энергоснабжения может быть расторгнут только по инициативе гражданина. Никаких оснований и норм для расторжения договора энергоснабжения гражданина по инициативе энергоснабжающей организации в ГК РФ не имеется. По инициативе энергоснабжающей организации или управляющей компании (с согласия энергоснабжающей организации) договор энергоснабжения может быть расторгнут только с абонентом — юридическим лицом (ч. 2 ст. 546 ГК РФ). Указанные нормы должны учитываться энергоснабжающими организациями в процессе заключения с гражданами прямых договоров на подачу им энергоресурсов, бытовое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования. Пункт 1 ст. 546 ГК РФ допускает расторжение договора в одностороннем порядке только абонентом — физическим лицом при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты энергии. Как уже было отмечено выше, признание элементов договора в пользу третьего лица в конкретном договоре оказания коммунальных услуг, заключенном между управляющей организацией и поставщиком газа, согласно п. 2 ст. 430 ГК РФ не позволяет газоснабжающей организации и управляющей организации без согласия третьего лица (гражданина) расторгнуть или изменить договор поставки газа. Следовательно, при отсутствии уведомления от гражданина-абонента о расторжении договора газоснабжения (тем более если учитывать, что договорные обязательства между поставщиком газа и гражданином возникли при первом подключении ВДГО к сетям поставщика) газоснабжающая организация должна исходить из того, что абонент не прерывал отношений с газоснабжающей организацией и осуществлял потребление газа через присоединенную сеть. Данное положение необходимо закрепить в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (п. 51). В качестве абонента — покупателя газа по договору газоснабжения может выступать абонент — юридическое лицо, непосредственно присоединенное к сетям энергоснабжающей организации и принимающее газ для бытовых нужд с помощью имеющегося у него газопринимающего устройства. Далее абонент передает газ другому лицу, гражданину-субабоненту. Организация-абонент, имеющая в своем распоряжении здание, может сдавать в аренду часть помещений в этом здании другой организации, которая выступает субабонентом. В такой ситуации на практике нередко возникают споры, обусловленные тем, что основной абонент, к сетям которого подключены субабоненты, не желает обременять себя обязанностями по передаче и распределению энергии субабонентам. По этой причине основные абоненты отказывается заключать договоры газоснабжения с субабонентами, ссылаясь на то, что они не являются энергоснабжающими организациями, не являются монополистами, а следовательно, свободны в заключении договора (ст. 421 ГК РФ). Раньше отношения, складывающиеся при подаче газа населению, оформлялись путем составления абонентской карточки, которая велась газоснабжающей организацией, с одной стороны, и жильцами газифицированной квартиры, с другой стороны <16>. В современный период отношения по газоснабжению регламентируются как отдельными формулярными договорами (стандартными формами), так и прежней практикой: владельцев квартир предупреждают об исполнении обязанностей по эксплуатации газовой плиты в специальных абонентских карточках при первом подключении газовой плиты к газовым коммуникациям. При этом отдельный письменный договор с ними не заключается. ——————————— <16> Садиков О. Н. Там же. С. 169.

Практика заключения отдельных письменных договоров, в которых содержатся элементы бытового газоснабжения, имеет как свои плюсы, так и минусы. В частности, в формулярном договоре можно предусмотреть порядок отключения газа (в квартирах, в которых нет приборов учета газа) в случае длительного отсутствия абонентов в квартире. С другой стороны, отсутствие типовых договоров, утвержденных Правительством РФ, приводит к нарушениям норм ГК РФ, которые защищают интересы граждан-абонентов. Так, в формуляре договора между «Алтайгазпромом» и абонентом были предусмотрены права поставщика, нарушающие права граждан, предусмотренные ГК РФ. В частности, поставщик имеет право: приостанавливать поставку газа в одностороннем порядке, предварительно оповестив абонента за 10 дней, в случаях: а) неоплаты поставки природного газа в течение трех и более периодов подряд; б) отказа от проведения технического обслуживания, а также неоплаты фактически выполненных работ по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования; требовать дополнительную плату за услуги по приостановлению поставки газа по вине абонента и возобновлению поставки газа после устранения абонентом причин приостановления поставки газа. При этом поставщик вправе требовать заключения нового договора, который может предусматривать авансовые платежи за поставляемый газ и за услуги по техническому обслуживанию. В некоторых городах, как уже отмечалось, разработаны образцы договоров, в которых профилактическое обслуживание и ремонт газовых сетей и приборов газифицированных домов включаются в качестве обязательных условий договора поставки газа гражданину. Следует согласиться с О. Н. Садиковым в части того, что договоры о профилактическом надзоре и текущем ремонте домового газового оборудования представляют собой разновидность договора подряда, «ибо содержанием договора является выполнение газоснабжающей организацией определенной работы по заданию другой стороны — домоуправления» <17>. ——————————— <17> См.: Садиков О. Н. Указ. соч. С. 167.

В образцах договоров в сфере бытового газоснабжения иногда используются названия «типовой договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования (ВДГО)» или «типовой договор поставки газа и обслуживания ВДГО», в которых предусматриваются условия, учитывающие юридические и технические особенности снабжения граждан газом через присоединенную сеть данной газоснабжающей организацией-поставщиком. Такие типовые договоры не одинаковы по своему содержанию в разных регионах страны. В данной связи представляется необходимым ОАО «Газпром» утвердить единообразные образцы договоров подачи газа и технического обслуживания, а также ремонта внутридомового газового оборудования (ВДГО). С учетом сказанного представляется необходимым сделать следующие выводы. 1. В п. 2 ст. 164 ЖК РФ законодатель не ставит задачу точного определения вида договора. Вид договора (а точнее, нормативно-договорный и судебно-арбитражный режим) будет зависеть от того, какая организация непосредственно подает природный газ, тепло, энергию, электроэнергию в многоквартирный или индивидуальный дом (газоснабжающая организация, ТЭЦ, АЭС, Электросбыт и т. п.). Привоз же газа в баллонах или твердого топлива осуществляется во исполнение договора купли-продажи или его разновидности — поставки. 2. Обычно управляющая организация не сама предоставляет энергетические ресурсы, она только заключает договоры на поставку энергетических ресурсов в квартиры граждан со специализированными организациями. В этом случае конкретный договор о поставке газа между газоснабжающей организацией и управляющей организацией содержит отдельные элементы договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Присутствие элементов договора в пользу третьего лица в конкретном договоре поставки газа не позволяет газоснабжающей и управляющей организациям без согласия третьего лица (гражданина) расторгнуть или изменить договор поставки газа (п. 2 ст. 430 ГК РФ). 3. В образцах договоров бытового газоснабжения граждан иногда используются названия «типовой договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования (ВДГО)» или «типовые договоры поставки газа, ремонта и обслуживания ВДГО», в которых предусматриваются дополнительные правила к ст. 539 — 547 ГК РФ, учитывающие юридические и технические особенности снабжения граждан газом через присоединенную сеть. Такие типовые договоры не одинаковы по своему содержанию в разных регионах страны. Полагаем необходимым ОАО «Газпром» утвердить единообразные образцы договоров поставки газа, ремонта и технического обслуживания, а также ремонта внутридомового газового оборудования (ВДГО) в сфере бытового газоснабжения с включением в эти договоры правил, характерных для договора в пользу третьего лица. 4. В тех случаях, когда обеспечение газом гражданина лежит на жилищно-коммунальной организации (ТСЖ, ЖКХ, управляющей компании и т. п.), условия о подаче газа гражданину, ремонте и обслуживании внутридомового газового оборудования должны быть включены в конкретный договор на предоставление гражданину всех жилищно-коммунальных услуг (уборки мусора, подачи горячей воды, теплоснабжения и др.). 5. Пункт 1 ст. 546 ГК РФ допускает расторжение договора газоснабжения абонентом — физическим лицом, использующим газ для бытового потребления, в одностороннем порядке при условии уведомления об этом газоснабжающей организации и полной оплаты использованного газа. Следовательно, при отсутствии уведомления о расторжении договора газоснабжения газоснабжающая организация исходит из того, что абонент не прерывал отношений с газоснабжающей организацией и осуществлял потребление газа через присоединенную сеть. Данное положение необходимо закрепить в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (п. 51). 6. В п. 1 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается управляющей организацией на условиях, указанных в решении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Поэтому в решении общего собрания должно быть ясно выражено общее разрешение (или, напротив, общий запрет) на привлечение других подрядных организаций. 7. На договорные правоотношения между газоснабжающей организацией и гражданином — получателем газа судебно-арбитражная практика распространяет нормы ГК РФ о договоре энергоснабжения: договор с гражданином считается заключенным с момента первого подключения (п. 1 ст. 540); гражданин вправе использовать энергию в необходим ом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК РФ); договор в одностороннем порядке с поставщиком газа может расторгнуть только гражданин, а поставщик газа с гражданином договор в одностороннем порядке в принципе расторгнуть не имеет права (п. 1 ст. 546 ГК РФ); в отношении гражданина-абонента возможны только перерыв подачи газа или ограничения в подаче газа, но только в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии и при условии немедленного предварительного уведомления абонента, гражданина об этом (п. 1, 2 и 3 ст. 546 ГК РФ). В результате на конкретные договорные правоотношения между газоснабжающей организацией-поставщиком и гражданином распространяются отдельные нормы договора поставки, энергоснабжения и ряд норм, предусмотренных в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам. Поэтому можно говорить об особом нормативно-правовом и договорном режиме подачи газа гражданам, который складывается из отдельных норм ГК РФ об энергоснабжении и упомянутых нормативных актов и конкретных договоров подачи газа. С целью юридического оформления данного правового режима в Правилах поставки газа, в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам необходимо закрепить понятие «правовой режим бытового газоснабжения», предусмотрев в них указанные юридические признаки, характерные для договора энергоснабжения граждан.

——————————————————————