Организация правоохранительной деятельности в сфере предупреждения транснациональных нарушений авторских и смежных прав
(Федоров В. П.) («Международное публичное и частное право», 2013, N 3)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ <*>
В. П. ФЕДОРОВ
——————————— <*> Fedorov V. P. Organization of law enforcement in the sphere of prevention of transnational violations of copyright and related rights.
Федоров Валерий Петрович, профессор кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор.
Основой сотрудничества государств по достижению результатов противодействия нарушениям авторских и смежных прав является оптимизация организационно-технических мер борьбы с интеллектуальным пиратством, а также выработка и принятие норм, приемлемых всеми государствами, и последующее соблюдение соответствующих международных обязательств. Обращается внимание на подготовку кадров, включая программы оказания технического содействия, развитие сотрудничества судебных органов по гражданским и уголовным делам, таможенных и других правоохранительных органов.
Ключевые слова: транснациональная преступность, правоохранительная деятельность, интеллектуальная собственность, сотрудничество государств.
The basis for cooperation between States on the achievement of results of the response in the field of copyright and related rights is the optimization of organizational and technical measures to combat piracy, as well as development and adoption of rules acceptable to all States, and future compliance with the relevant international obligations. The attention is focused on training, including the programme of technical assistance, strengthening the judicial cooperation in civil and criminal matters customs and other law enforcement bodies.
Key words: transnational crime, cooperation, law enforcement activities, intellectual property.
Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной экономической преступностью, в том числе и в сфере авторских и смежных прав, осуществляется странами прежде всего с целью защитить свое национальное хозяйство, национальный, политический, территориальный и экономический суверенитет от посягательств со стороны транснациональной организованной преступности. Главной проблемой экономической безопасности государства является достижение баланса между вхождением экономики страны в мирохозяйственные связи и ее самодостаточностью для обеспечения устойчивого прогрессивного роста производства, повышения его эффективности на основе современных достижений научно-технического прогресса, политической и социальной стабильности общества и т. п. В сфере борьбы с транснациональным интеллектуальным пиратством можно говорить о взаимодействии двух систем — национальной и международной. Таким образом, основой сотрудничества государств по достижению результатов противодействия данному виду преступлений является оптимизация национальных механизмов (в том числе организационно-технических мер) борьбы с интеллектуальным пиратством, а также выработка и принятие норм (правил, приемлемых всеми государствами, и последующее соблюдение соответствующих международных обязательств. Недостаток правоохранительных мер в различных странах создал широкое поле для наживы со стороны организованной преступности. Отсутствие риска, связанного с незаконным использованием интеллектуальной собственности, еще более усугубило проблему. Поэтому в настоящее время требуется разработка и принятие решительных мер борьбы с транснациональным интеллектуальным пиратством в каждой стране. Наиболее богатый опыт в решении указанной проблемы имеют Соединенные Штаты Америки. Американский бизнес особо уязвим и особенно страдает от подделок и других форм нарушения авторского права, потому что Соединенные Штаты являются мировым лидером в создании и экспорте интеллектуальной продукции. Компании правообладателей, действующие за рубежом и вынужденные охранять там свою интеллектуальную собственность, должны расходовать на это определенные средства, объем которых зависит от размера тиражей, роли интеллектуальной собственности в бизнесе и типа нарушений прав. Одна из американских ТНК, считающая защиту интеллектуальной собственности основой своей деятельности в Китае, ежегодно расходует на это 500 тыс. долл. Существуют ТНК, ежегодно расходующие на охрану интеллектуальной собственности в Китае по 3 — 4 млн. долл. Возрастают объемы пиратских действий с использованием Интернета, поскольку пользователи программ могут делать копии размещенных там аудио — и видеоматериалов. Тысячи нелегальных программных продуктов распространяются за мизерную цену через Всемирную паутину, создавая у потребителей иллюзию дешевого решения их проблем. На деле же это становится массовым средством наживы всякого рода мошенников. Для борьбы с этой формой пиратства Конгресс США издал специальный закон (No Electronic Theft Act) <1>. ——————————— <1> См.: Оценка реальности угрозы, исходящей от международной преступности (Доклад Совета Национальной Безопасности США, 2000 г.) // Оригинальный текст «International Crime Threat Assessment». URL: http://clinton4.nara. gov/WH/EOP/NSC/html/documents/pub45270/pub45270index. html. Его сокращенный перевод выполнен сотрудниками Дальневосточного государственного университета А. В. Пономаренко и Е. В. Кравченко и размещен на сервере Владивостокского Центра исследования организованной преступности (URL: http://www. crime. vl. ru/index. php? p=1360&more;=1&c;=1&tb;=1&pb;=1).
На федеральном уровне борьбу с пиратством ведут Федеральное бюро расследований (Министерство юстиции) и Таможенная служба (Министерство финансов), затем дело передается на рассмотрение в Прокуратуру США. ФБР ежегодно проводит 50 — 60 расследований, заканчивающихся обвинительными актами, предотвращает и возвращает индустрии авторского права убытки в сумме около 100 млн. долларов. Таможенная служба проводит в год более 2 тысяч арестов объектов, произведенных и перемещаемых через таможенную границу с нарушением закона, охраняющего интеллектуальную собственность, стоимостью около 50 млн. долларов. В странах Европейского союза (ЕС) музыкальная индустрия включает в себя такие секторы экономики, как производство и продажа фонограмм; управление авторскими и смежными правами на коллективной основе; организация и проведение концертов. Суммы, полученные от наложения денежных штрафов, предусмотренных за нарушение авторских и смежных прав, обращаются в пользу Национального общества помощи художникам, скульпторам, музыкантам, писателям и актерам. И если перед развитыми странами стоит проблема повышения эффективности механизмов борьбы с подделками и координации этой борьбы на межгосударственном уровне, поскольку этот тип преступности носит действительно международный характер, то для большинства развивающихся государств наиболее настоятельной задачей в первую очередь является создание соответствующей законодательной базы. Перспективы вступления ряда стран Азии и Восточной Европы во Всемирную торговую организацию (ВТО) заставили их начать активную борьбу с фальсификацией товаров и привести свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО, ВОЗ и других международных организаций. Начиная с 90-х годов XX в. ООН, международные организации и государства рассматривают информационно-методическое обеспечение борьбы с преступлениями международного характера в качестве одного из приоритетных направлений. В настоящий момент назрела необходимость централизованных усилий всего мирового сообщества по созданию единой сети информационно-методического обеспечения деятельности правоохранительных органов, включающей информационные возможности органов и учреждений ООН, международных организаций по борьбе с преступностью, информационных систем государств <2>. В условиях криминальных вызовов и угроз XXI в. наличие и эффективное функционирование такой сети может стать одним из важнейших условий успешной борьбы с интеллектуальным пиратством. ——————————— <2> См.: Нигматуллин Р. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX — начале XXI столетия (историко-правовой аспект): Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 11.
Сотрудничество в правоохранительной сфере направлено на оперативное сотрудничество с существующими и вновь создаваемыми органами и механизмами Европейского союза, компетентными в области борьбы с транснациональной организованной преступностью. В этих целях должна вестись подготовка кадров, включая программы оказания технического содействия, развиваться сотрудничество судебных органов по гражданским и уголовным делам, таможенных и других правоохранительных органов России и Европейского союза и его государств-членов, в том числе путем обмена офицерами связи. В настоящее время в нашей стране действует проект сотрудничества России и Европейского союза ((Transition to Twinning RU), Project N 4) «Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, с помощью системы управления рисками», целями которого являются: — оптимизация российского таможенного законодательства в соответствии с положениями ЕС; — улучшение административной системы; — улучшение системы повышения квалификации сотрудников таможенной службы в сфере защиты прав интеллектуальной собственности <3>. ——————————— <3> 18 — 22 июня 2007 г. в г. Магнитогорске был проведен международный и всероссийский семинар «Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами». URL: http://www. chelsi. ru/article. php? idnews=12513.
В Соглашении о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности (Москва, 06.03.1998) полномочные органы государств СНГ осуществляют сотрудничество путем: а) обмена информацией о пресечении правонарушений в области интеллектуальной собственности; б) создания общей информационной базы данных по вопросам пресечения правонарушений в области интеллектуальной собственности с перечислением субъектов, имеющих доступ к ней; в) проведения мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений в области интеллектуальной собственности; г) обмена опытом работы по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений в области интеллектуальной собственности; д) обмена учебной, методической и специальной литературой; е) организации совместных научных исследований, семинаров и конференций; ж) содействия в подготовке и повышении квалификации кадров; з) предоставления по запросам Сторон нормативных актов, регламентирующих деятельность в области интеллектуальной собственности (ст. 4) <4>. ——————————— <4> СПС «Гарант».
3 сентября 2005 г. Правительством России было принято Постановление N 552 «Об утверждении Положения о полномочном представителе Российской Федерации в Совместной рабочей комиссии государств — участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности» <5>. ——————————— <5> URL: http://npa-gov. garweb. ru80/public/default. asp? no=1056805#1000.
Благодаря позитивным изменениям в экономике, ряду объективных факторов (дестабилизация международных отношений, увеличение в них фактора безопасности, усиление энергетической уязвимости мировой экономики) Россия стала более стабильным субъектом международных экономических отношений, что позволило ей занять одну из ведущих позиций в мировой политике, подчас даже несопоставимую с реальным экономическим весом. Участие в международной борьбе с интеллектуальным пиратством требует от России решения и внешнеполитических вопросов. В частности, Российской Федерации важно определить свое отношение к перспективе дальнейшего открытия рынков и развития региональных интеграционных процессов, разработать и реализовать внешнеэкономическую политику, обеспечивающую ей достойное место в многополюсном мире, темпы и качество социально-экономического развития страны напрямую будут зависеть от того, какими окажутся ее позиции в мировом экономическом пространстве. По мнению специалистов, стратегически Россия должна быть сориентирована и на ЕС, и на постсоветское пространство, основная часть которого получила правовое оформление в виде СНГ как международной организации, и на Азиатско-Тихоокеанский регион, где Россия оформила свое присутствие в международной организации АТЭС <6>. ——————————— <6> См.: Сумароков В. Н., Сумароков Н. В. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 132.
С точки зрения экономической и политической безопасности России основным ориентиром ее внешней и внешнеэкономической политики, несмотря на более продвинутые достижения в отношениях с отдельными субгруппировками на постсоветском пространстве, является СНГ в целом, ибо для будущего страны с вышеупомянутой точки зрения важен весь «пояс» окружающих ее новых независимых государств, а не только входящих в ОРИ-ЕЭП или ЕврАзЭС <7>. ——————————— <7> См.: Общество и экономика. 2004. N 11 — 12. С. 175.
Следующее место в товарообороте с Россией по-прежнему будут занимать страны ЕС (возможно, в формате ЕС-28), и это прежде всего Германия, Италия, Нидерланды, Франция, Великобритания, Финляндия. В ближайшие 20 лет стратегическими партнерами нашей страны будут США, Турция, Индия, Бразилия — системообразующие страны различных континентов и экономических регионов <8>. ——————————— <8> См.: Сумароков В. Н., Сумароков Н. В. Указ. соч. С. 132.
Среди целей внешнеэкономической политики России на ближайший период на первом месте должно быть присоединение к ВТО, условия которого определят общий режим экономического взаимодействия со всеми государствами, зафиксируют оптимальный уровень защиты отечественных рынков и продолжительность переходного периода — срока, в течение которого Россия обязуется снизить уровень такой защиты. Для решения проблем участия России в ВТО необходима продуманная сбалансированная внешнеэкономическая политика. Важнейшей задачей нашей страны является повышение конкурентоспособности материального производства и сферы услуг, которые в решающей степени будут определять позиции страны в мировом хозяйстве: объемы и структуру ее экспорта и импорта, состояние торгового и платежного балансов. России необходимо развивать конкуренцию, базирующуюся на факторах производства, с помощью включения в их число инвестиций и инноваций.
——————————————————————