Электронная цифровая подпись — что это

ЭЦП — это аналог обычной подписи на бумаге, но в закодированном электронно-цифровом формате. Область применения электронной подписи широка: она необходима при сдаче отчётности, для подписания документов в ЭДО, для участия в электронных торгах, оформления сделок с недвижимостью, регистрации онлайн-касс и т. д. Использование электронной подписи дает ряд преимуществ физическим и юридическим лицам:

  • Невозможность подделки. ЭЦП создается и проверяется с использованием технологий криптозащиты, которые практически невозможно взломать.
  • Экономия времени. Такой формат позволяет за несколько минут отправить документы, имеющие юридическую силу в любую точку страны. Например, использовать ЭЦП для отчетности в налоговую с каждым годом становится популярнее у предпринимателей.
  • Экономия средств. Использование ЭЦП сокращает затраты на подготовку, доставку, учет и хранение документов.
  • Мобильность – ЭП удобно брать с собой, можно работать на любом ПК.
  • Возможность доступа к 250 порталам и сервисам сдачи отчетности, торговым площадкам и т.д.

Цифровая подпись набирает актуальность во всех сферах бизнеса и активно применяется государственными органами. Документы, оформленные таким способом, обладают равнозначной юридической силой, как и бумаги, подписанные собственноручно. ЭЦП можно получить в специализированных коммерческих удостоверяющих центрах электронной подписи. Если вы руководитель организации, с 1 июля 2021 года можете получить ЭА в ФНС.

Для чего нужна электронная подпись

Цифровизация постепенно вытесняет бумажные носители информации. Государство стимулирует этот процесс, принимая в работу данные в электронных форматах и оказывая услуги в сети. Физические лица используют ЭП, потому что она позволяет:

  • удаленно начать оформление паспорта и прописки;
  • зарегистрировать сделку с недвижимостью дистанционно;
  • вести электронный документооборот с работодателем;
  • подавать документы в вуз;
  • участвовать в торгах по банкротству и т.д.

Электронная подпись пригодится тем, кто регулярно обменивается документами в цифровом формате, участвует в торгах, отправляет данные в контролирующие организации и получает госуслуги через интернет.

Виды ЭЦП

В Российской Федерации в электронном документообороте допустимо использование трех видов ЭЦП:

  • Квалифицированная. Обладает полной юридической силой во всех сферах бизнеса и государственных органах. Это ключ, разработанный с помощью криптографических средств, сертифицированных ФСБ РФ, записывается на Рутокен – защищенный носитель для хранения сертификата ЭП.
  • Неквалифицированная. Представлена в виде шифра, хранящегося на носителе. Создана с помощью специальных алгоритмов с использованием закрытого ключа. НЭП определяет личность владельца, а также дает возможность проверить, был ли документ изменен после отправки. Неквалифицированная подпись больше подходит для работы во внутреннем документообороте организаций, реже используется для внешнего ЭДО, если об этом договорились организации.
  • Простая. Представляет сочетание логина, пароля и подтверждает, что электронные данные отправлены определенным лицом. Используется при авторизации на сайтах или в качестве СМС-кода при доступе в личный кабинет. Не имеет юридической силы.

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» регулирует юридическую значимость каждого вида ЭЦП.