Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса

(Блинкова Е. В.)

(«Правовые вопросы строительства», 2007, N 1)

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ

ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Е. В. БЛИНКОВА

Блинкова Е. В., докторант кафедры гражданского права Саратовской государственной академии права, кандидат юридических наук, член Российской академии юридических наук.

В настоящее время разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона N 51679-4 «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который требует общественного обсуждения, поскольку затрагивает одну из важнейших сфер жизнеобеспечения населения — коммунальное хозяйство.

Данный Федеральный закон заложит основы регулирования тарифов на продукцию (товары, работы, услуги) организаций коммунального комплекса, обеспечивающих в том числе снабжение электрической и тепловой энергией, газом и водой, а также тарифов на подключение новых потребителей к системам коммунальной инфраструктуры.

Законопроект определяет, что регулированию подлежат тарифы на продукцию организаций коммунального комплекса, участвующих в обеспечении населения и других потребителей услугами водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (транспортировка газа по сетям низкого давления, снабжение сжиженным газом и газом в баллонах), электроснабжения (по сетям низкого напряжения), а также тарифы на подключение новых потребителей к системам коммунальной инфраструктуры.

Регулирование тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса (субъектов регулирования) основывается на обязательном соблюдении следующих общих принципов:

1) соответствие полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по регулированию тарифов на продукцию (товары, работы и услуги) организаций коммунального комплекса масштабу товарного рынка, на котором осуществляется реализация данной продукции с использованием обособленных систем коммунальной инфраструктуры (или их элементов), обслуживаемых данными организациями;

2) соответствие установленных тарифов программам комплексного развития систем инженерной инфраструктуры, используемых для предоставления коммунальных услуг;

3) обеспечение баланса интересов потребителей и организаций коммунального комплекса, обеспечивающего доступность продукции данных субъектов регулирования для потребителей;

4) снижение производственных затрат организаций коммунального комплекса, повышение экономической эффективности производства и применение энергосберегающих технологий;

5) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития инфраструктуры муниципальных образований;

6) возмещение расходов, связанных со строительством новых или модернизацией существующих объектов коммунальной инфраструктуры, осуществляемых в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и необходимых для обеспечения строящихся (реконструируемых) зданий и сооружений электро-, тепло-, газо-, водоснабжением и водоотведением посредством установления тарифов на подключение новых потребителей к системам коммунальной инфраструктуры;

7) установление периода регулирования тарифов организаций коммунального комплекса в соответствии с целями их деятельности;

8) установление условий обязательного изменения тарифов на продукцию (товары, работы и услуги) организаций коммунального комплекса;

9) обеспечение доступности информации о формировании тарифов на продукцию (товары, работы и услуги) организаций коммунального комплекса;

10) учет результатов деятельности организаций коммунального комплекса в процессе регулирования тарифов.

Особую ценность законопроекту придает четкое распределение полномочий между Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере регулирования тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса, а также тарифов на подключение новых потребителей к системам коммунальной инфраструктуры.

Согласно законопроекту Правительству Российской Федерации будут предоставлены следующие полномочия:

1) утверждение методики и положения, необходимых для установления и изменения тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса, а также тарифов на подключение новых потребителей к системам коммунальной инфраструктуры;

2) определение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в сфере регулирования тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса, и наделение его соответствующими полномочиями;

3) утверждение единой системы периодической отчетности организаций коммунального комплекса;

4) осуществление иных полномочий в сфере регулирования тарифов на продукцию (товары, работы и услуги) организаций коммунального комплекса, а также тарифов на подключение новых потребителей к системам коммунальной инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласно новым правилам будут:

1) обеспечивать регулирование тарифов на продукцию (товары, работы, услуги) организаций коммунального комплекса, а также тарифов на подключение новых потребителей к системам коммунальной инфраструктуры в случае, если данная организация обслуживает обособленную систему коммунальной инфраструктуры, расположенную более чем в трех городских округах или городских, сельских поселениях, расположенных на территории нескольких муниципальных районов данного субъекта Российской Федерации, и если потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% продукции данной организации;

2) утверждать порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая органы регулирования субъектов Российской Федерации, с органами регулирования соответствующих муниципальных образований;

3) обеспечивать утверждение производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и соответствующих им тарифов на продукцию, подлежащих регулированию соответствующими органами субъектов Российской Федерации;

4) утверждать программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, расположенных более чем в трех городских округах или городских, сельских поселениях, расположенных на территории нескольких муниципальных районов данного субъекта Российской Федерации;

5) по соглашению с органами местного самоуправления осуществлять регулирование тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления согласно законопроекту будут обеспечивать регулирование тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса, обслуживающих обособленную систему коммунальной инфраструктуры, расположенную в границах одного городского, сельского поселения, городского округа. Если организация коммунального комплекса обслуживает обособленную систему коммунальной инфраструктуры, расположенную в нескольких городских, сельских поселениях, городских округах, и потребители одного из этих муниципальных образований потребляют более 80% продукции этой организации, органы местного самоуправления данного муниципального образования обеспечивают регулирование тарифов указанной организации. Если же организация коммунального комплекса обслуживает обособленную систему коммунальной инфраструктуры, расположенную в нескольких городских, сельских поселениях, городских округах (не более трех), и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% продукции организации, органы местного самоуправления данных муниципальных образований обеспечивают регулирование тарифов указанной организации в части системы коммунальной инфраструктуры, обслуживающей потребителей данного муниципального образования. В том случае, если организация коммунального комплекса обслуживает обособленную систему коммунальной инфраструктуры, расположенную на межселенных территориях одного муниципального района или в нескольких поселениях (более трех), расположенных в границах одного муниципального района, органы местного самоуправления данного муниципального района обеспечивают регулирование тарифов на продукцию данной организации.

Для обеспечения регулирования тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса и тарифов на подключение новых потребителей к системам коммунальной инфраструктуры органы местного самоуправления будут обязаны сформировать орган регулирования (определить его состав и порядок работы), утвердить программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, производственные и инвестиционные программы организаций коммунального комплекса и соответствующие им тарифы. Следует, однако, заметить, что согласно законопроекту органы местного самоуправления смогут заключать с органами государственной власти субъектов РФ соглашения о регулировании соответствующими органами субъектов РФ тарифов организаций коммунального комплекса, которые подлежат регулированию органами местного самоуправления.

Регулирование тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса предполагает использование таких методов, как установление фиксированных тарифов, установление предельных максимальных тарифов, индексация установленных тарифов на продукцию и установление коэффициентов к действующим тарифам на продукцию или пределов (коэффициентов) изменения тарифов. Примечательно, что установленные тарифы должны будут соответствовать финансовым потребностям организации коммунального комплекса, необходимым для реализации ее производственной и инвестиционной программ, что исключит установление тарифов, не обеспечивающих указанные финансовые потребности в полном объеме.

Законопроект достаточно детально определяет основания для пересмотра тарифов организаций коммунального комплекса: окончание установленного периода регулирования, нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной или инвестиционной программы, выявленное по результатам проводимого органами регулирования мониторинга организаций коммунального комплекса, и объективное изменение по не зависящим от регулируемой организации причинам условий ее деятельности, влияющее на стоимость производимой организацией продукции.

Особое внимание в Законе уделяется вопросам защиты прав потребителей и субъектов регулирования. Так, органы регулирования обязаны публиковать информацию о тарифах на продукцию (товары, работы и услуги) организаций коммунального комплекса, производственные и инвестиционные программы, а также результаты проведения мониторинга их выполнения. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также соответствующие органы регулирования в соответствии с действующим законодательством будут нести ответственность за нарушение уровня или режима обеспечения потребителей, установленного нормативными правовыми актами, произошедшее вследствие решений, принятых данными органами при регулировании тарифов организаций коммунального комплекса.

К достоинствам законопроекта следует отнести создание механизма контроля в сфере регулирования тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса. Контроль соблюдения законодательства РФ в сфере регулирования тарифов организаций коммунального комплекса будет осуществлять соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. В целях осуществления контроля соответствующий федеральный орган исполнительной власти в пределах своей компетенции будет вправе истребовать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, субъектов регулирования информацию и необходимые материалы по вопросам установления тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса, а также осуществлять на регулярной основе сбор информации об установленных тарифах организаций коммунального комплекса, проводить проверки деятельности органов регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и обоснованности установления тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса. За нарушение порядка регулирования тарифов организаций коммунального комплекса органы регулирования тарифов, соответствующие должностные и иные лица будут нести ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.

——————————————————————

Вопрос: Какие основные ограничения для иностранцев существуют в жилищной сфере?

(«Адвокат», 2007, N 2)

Вопрос: Какие основные ограничения для иностранцев существуют в жилищной сфере?

Ответ: Законодательством установлены следующие основные ограничения прав иностранцев в жилищной сфере:

— иностранным гражданам и лицам без гражданства не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, т. е. они не могут претендовать на получение за незначительную плату в наем муниципального жилья. Такое право может быть предоставлено иностранному гражданину только на основании международного договора Российской Федерации;

— право на приватизацию жилых помещений в государственном, муниципальном и ведомственном фондах принадлежит только российским гражданам. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан России на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Иностранцы не имеют права приватизировать жилые помещения;

— иностранным гражданам не предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Такое право может быть предоставлено иностранному гражданину только на основании международного договора Российской Федерации. В то же время лица без гражданства могут претендовать на получение таких субсидий наравне с гражданами Российской Федерации.

А. Н.Головистикова

Кандидат юридических наук,

Юрист-эксперт Центра проблемного анализа

и государственно-управленческого проектирования

——————————————————————

Вопрос: Правомерно ли требование первоначально встать на воинский учет перед регистрацией по месту жительства?

(«Адвокат», 2007, N 2)

Вопрос: Правомерно ли требование первоначально встать на воинский учет перед регистрацией по месту жительства?

Ответ: В первоначальной редакции Правила регистрации граждан Российской Федерации (далее — Правила) содержали п. 19, которым было установлено, что регистрация граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется органами регистрационного учета после их постановки на воинский учет. Однако Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 599 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» этот пункт был исключен.

В настоящее время требование о необходимости встать на воинский учет перед обращением с заявлением о регистрации по месту жительства содержится в Инструкции МВД России о применении Правил, в соответствии с которой для регистрации по месту жительства граждане, обязанные состоять на воинском учете, должны ко всем прочим документам предоставить военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с отметкой о снятии с воинского учета по последнему месту жительства (п. 4.1.2). В то же время это положение Инструкции после отмены п. 19 Правил не соответствует им, а значит, его применение является незаконным. Кроме того, МВД России была направлена телеграмма в адрес начальников паспортно-визовых служб УВД (ГУВД) субъектов Российской Федерации о неприменении п. 4.1.2 Инструкции о применении Правил, касающегося зависимости регистрации и снятия с регистрационного учета от постановки на воинский учет и снятия с такового. Факт направления телеграммы подтвержден при рассмотрении Верховным Судом РФ гражданского дела по жалобе А. Е. Фролова о признании незаконными абз. 4 п. 12 Положения о воинском учете, п. 16 и п. 19 Правил и п. 4.1.2 и п. 4.12 Инструкции о применении Правил.

Таким образом, в настоящее время нет действующих нормативных правовых актов, которые бы обязывали граждан при обращении с заявлением о регистрации представлять доказательства о постановке на воинский учет в военном комиссариате.

В соответствии с п. 12 Положения о воинском учете органы внутренних дел при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет. Однако это не означает, что гражданам можно отказать в регистрации по месту жительства, если они не встали на воинский учет.

Поэтому практика, когда должностные лица, ответственные за регистрацию, отказываются брать документы на регистрацию, требуя от граждан, обязанных состоять на воинском учете, первоначально стать на учет в военном комиссариате, не соответствует закону. В случае если такие действия имеют место, гражданин имеет право обратиться в суд либо в прокуратуру с жалобой на отказ в регистрации.

А. Н.Головистикова

Кандидат юридических наук,

Юрист-эксперт Центра проблемного анализа

и государственно-управленческого проектирования

——————————————————————